Тогучинский район Новосибирской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Горновская средняя школа»
Рассмотрена на заседании методического совета «__» _______2024 г., протокол № _ |
Утверждаю Директор МБОУ Тогучинского района «Горновская средняя школа» Ю.В. Данильченко
|
Дополнительная Общеобразовательная
Общеразвивающая Программа
художественнной направленности
Школьный театр «Чародейка»
стартовый (ознакомительный) уровень
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации программы: 0,5 года
Автор - составитель программы:
Евдокимова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
р.п. Горный, 2024
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на методическом совете учреждения.
Зам. директора по УВР Мостовенко С.В./__________________
Подпись
«__» _______2024г.
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чародейка-новичок» имеет художественную направленность.
Актуальность программы связана с тем, что дети начального звена нашей школы активно участвуют в массовых мероприятиях учреждения, поселка и района. Драматизация сказок — одно из любимых занятий детей. В связи с этим возросло число учеников, пожелавших заниматься дополнительными занятиями по театральному искусству в нашей школе. Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для обучающегося всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Педагогическая целесообразность обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Отличительные особенности данной программы заключаются в применении деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра. Программа предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка и создана на основе программы и методических рекомендаций по театральному обучению школьников «Уроки театра в начальной школе» А.П. Ершовой, игровой методики обучения в трудах В.М. Букатова и П.М. Ершовой «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя».
Новизна программы заключается в систематизации средств и методов театрально-игровой деятельности и её обоснованном использовании в процессе театрального воплощения ребёнка. Он выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля на основе принципов:
- межпредметной интеграции – литературного чтения, музыки, изобразительного искусства;
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Данная программа реализуется впервые в образовательном учреждении.
Целевая аудитория (адресат программы)
Программа адресована детям от 9 до 10 лет. Данный возраст наиболее благоприятен для всестороннего развития ребенка. В этот период происходит формирование основных качеств личности, начинают формироваться интересы, определенное отношение к окружающему. Особенности физиологического развития в данном возрасте таковы, что обучающиеся легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Занятия театром помогают в овладении школьником своим поведением – переходе к осознанному и произвольному. Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию; потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей; умению работать в коллективе.
Объем программы – 34 часа.
Программа рассчитана на 17 недель обучения.
Срок обучения по программе: 01.09.2024 -31.12.2024
Срок освоения программы – 17 недель.
Форма обучения - очная.
Язык программы - русский
Уровень программы - стартовый (ознакомительный).
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации образовательной программы - традиционная модель, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Организационные формы обучения
Форма организации детского коллектива - театральная студия. Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом в объединении по интересам. Занятия проводятся в группе учащихся одного возраста, состав групп – постоянный. Количество обучающихся в группе 20 человек. Обучаться по программе могут все желающие дети. Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области» Навигатор дополнительного образования Новосибирской области (https://navigator.edu54.ru/)
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи:
Личностные:
• включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• формировать уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность, закомплексованность;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;
• учить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Предметные:
• обучить основам сценического действия;
• дать первичные сведения о художественной культуре;
• развить артистические навыки и исполнительские умения.
1.2. Содержание программы
Учебный план
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Я приглашаю вас в театр |
1 |
0 |
1 |
Викторина, собеседование, творческое задание |
2. |
Ритмопластика. Сценическое движение |
10 |
3 |
7 |
Игра, беседа, тренинг |
3. |
Актёрский практикум. Работа над постановками, выступлениями. Показ спектакля |
22 |
|
22 |
Творческая работа |
4. |
Итоговое занятие «Творческий отчет» |
1 |
|
1 |
Творческий отчет, выступление. |
|
Итого: |
34 |
3 |
31 |
|
Содержание учебного плана
Раздел 1. «Вводное занятие»
Тема №1 Я приглашаю вас в театр.
Практика. Знакомство детей с целями, задачами объединения, режимом работы. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике.
Раздел 2. «Ритмопластика. Сценическое движение»
Тема №1 «Ритмопластика»
Теория. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика.
Тема №2 «Ритмопластика»
Практика. Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть, радость, гнев)
Тема №3 «Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей»
Практика. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры. Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания.
Тема №4 «Речевая и двигательная гимнастика»
Теория. Речевая и двигательная гимнастика.
Тема №5 «Речевая и двигательная гимнастика»
Практика. Выполнение упражнений при произнесении элементарных стихотворных текстов.
Тема №6 «Речевая и двигательная гимнастика»
Практика. Произношение текста в движении. Тренировочный бег. Бег с произношением цифр, чтением стихов, прозы.
Тема №7 «Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы»
Теория. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы.
Тема №8 «Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы»
Практика. Выполнение упражнений на запоминание и воспроизведение ритмического рисунка, для развития актерской выразительности.
Тема №9 Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Практика. Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх на определение сценического образа через образ музыкальный. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.
Тема №10 «Импровизация»
Практика. Пластическая импровизация на музыку разного характера. Игры и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).
Раздел 3. «Актёрский практикум. Работа над постановками, выступлениями».
Тема №1 «Работа над постановкой С. Маршак «12 месяцев» (инсценировка, миниатюра, микроспектакль).
Практика. Выбор произведения. Чтение литературного произведения. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки.
Тема №2 «Работа над постановкой»
Практика. Чтение по ролям. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
Тема №3 «Работа над постановкой»
Практика. Этюдные репетиции на сцене. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпоритм. Репетиции отдельных картин в разных составах.
Тема №4 «Работа над постановкой»
Практика. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки.
Тема №5 «Работа над постановкой»
Практика. Сводная репетиция.
Тема №6 «Работа над постановкой»
Практика. Генеральная репетиция.
Тема №7 «Работа над постановкой С. Михалкова «Как медведь трубку курил» (инсценировка, миниатюра, микроспектакль).
Практика. Чтение литературного произведения. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки.
Тема №8 «Работа над постановкой»
Практика. Чтение по ролям. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
Тема №9 «Работа над постановкой»
Практика. Этюдные репетиции на сцене. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпоритм. Репетиции отдельных картин в разных составах.
Тема №10 «Работа над постановкой»
Практика. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки.
Тема №11 «Работа над постановкой»
Практика. Сводная репетиция.
Тема №12 «Работа над постановкой»
Практика. Генеральная репетиция.
Тема №13 «Работа над постановкой М. Зощенко «Великие путешественники»
Практика. Выбор произведения. Чтение литературного произведения. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки.
Тема №14 «Работа над постановкой»
Практика. Чтение по ролям. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
Тема №15 «Работа над постановкой»
Практика. Этюдные репетиции на сцене. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпоритм. Репетиции отдельных картин в разных составах.
Тема №16 «Работа над постановкой»
Практика. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки.
Тема №17 «Работа над постановкой»
Практика. Сводная репетиция.
Тема №18 «Работа над постановкой»
Практика. Генеральная репетиция.
Тема №19 Работа над постановкой русской народной сказки «Палочка-выручалочка»
Практика. Выбор произведения. Чтение литературного произведения. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки.
Тема №20 «Работа над постановкой»
Практика. Чтение по ролям. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
Тема №21 «Работа над постановкой»
Практика. Этюдные репетиции на сцене. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпоритм. Репетиции отдельных картин в разных составах.
Тема №22 «Работа над постановкой»
Практика. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки.
Раздел 4. Итоговое занятие «Творческий отчет»
Тема №1 «Творческий отчет»
Практика. Выступление на сцене.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе обучающиеся достигнут следующих результатов
Личностные:
• научатся активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• будут проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• сформируется уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность, закомплексованность.
Метапредметные:
Обучающиеся будут уметь:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;
• творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Предметные:
Обучающиеся:
• научатся основам сценического действия;
• получат первичные сведения о художественной культуре;
• приобретут артистические навыки и исполнительские умения.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обучения (уровень) |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во учебных недель |
Кол-во учебных дней |
Кол-во учебных часов |
Режим занятий |
1 год обучения |
01.09.2024 |
31.12.2024 |
17 |
17 |
34 часа, 2 часа в неделю |
1раз в неделю по 2 часа |
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия: просторное светлое помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилами (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
Оборудование
1. Шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов - 1 шт.
2. Стол для педагога - 1шт.
3. Стулья ученические - 20 шт.
4. Столы - 10 шт.
5. Классная доска-1 шт.
Технические средства
1. Компьютер-1шт.
2. Проектор-1шт.
3. Интерактивная доска -1 шт.
4. Принтер (МФУ) - 1шт.
5. Звуковые колонки -1 шт.
Дидактический материал
1. Печатные пособия по технике речи и актерскому мастерству.
2. Научно-популярные книги о театре для внеклассного чтения.
3. Художественная литература.
4. Изобразительный и иллюстративный материал (портреты актеров, репродукции картин, иллюстрации для развития речи).
5. Раздаточный материал.
6.Видеозаписи спектаклей.
7. Диски с фонограммами, тексты песен, сценарии спектаклей, фотографии, книги.
8. Костюмы, декорации, реквизит.
9. Раздаточный материал (выкройки, чертежи, шаблоны, ватман и т.п.).
Информационное обеспечение
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования - Гордий С.П.. Имеет высшую квалификационную категорию. Стаж работы – 31 год. Образование – высшее. Курсовая подготовка «Педагог дополнительного образования», (250 ч., 2022 год).
2.3. Формы аттестации
В процессе реализации программы на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков.
Вводный – проводится в начале учебного года в виде собеседования (уровень и объем знаний о театре), творческого задания (на фантазию и творческое мышление), викторины.
Промежуточный – выполнение контрольных упражнений, этюдов, инсценирование, игра, творческое задание, практическое задание, тестирование.
Итоговый – в конце учебного года (активность участия в творческих показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программы, творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение, монолог)).
Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (призовые места) на конкурсах.
2.4. Оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
результаты |
Планируемые результаты |
Критерии оценки |
Виды контроля/ промежуточной аттестации |
Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) |
Личностные |
• научатся активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • будут проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • сформируется уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность, закомплексованность;
|
Отношение к людям. Отношение к себе. Соблюдение элементарных правил поведения |
Метод педагогического наблюдения Тестирование
|
Тестирования (Приложение №2) |
Метапредметные |
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека; творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
|
Свободная импровизация |
Метод педагогического наблюдения Практическая работа
|
Методика М.А.Захарова (Приложение 2)
|
Предметные |
научатся основам сценического действия; получат первичные сведения о художественной культуре; приобретут артистические навыки и исполнительские умения
|
Умение входить в роль |
Метод педагогического наблюдения Практическая работа |
Практическая (творческая) работа, тестирование (приложение №4), участие в коллективной творческой работе. |
Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:
· Выполнение контрольных упражнений, этюдов.
· Показ самостоятельных работ (инсценирование).
· Участие в играх, викторинах, конкурсах.
· Работа над созданием спектакля.
Критерии усвоения образовательной программы:
· Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией.
· Владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи).
· Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом.
· Умение организовать свое время и деятельность.
Критерии оценки:
Творческий интерес.
Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение добиваться высоких результатов.
Творческая активность.
· Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка самостоятельного решения проблем.
· Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога.
· Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но часто не способен оценить их и выполнить.
· Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и выполнить их.
Эмоционально-художественная настроенность.
· Подавленный, напруженный, бедные и мало выразительные жесты, голос.
· Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
· Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
· Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства.
· Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства.
Достижение
· Пассивное участие в делах объединения.
· Активное участие в делах объединения.
· Значительные результаты.
2.5. Методические материалы
Методы обучения
Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения. Применяются следующие методы обучения:
- словесный метод: беседа;
- наглядный метод: опыт, иллюстрация, дидактический, наглядный материал;
- проблемный метод (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций);
- объяснительно-иллюстративный метод (беседа, карточки);
- репродуктивный метод (воспроизведение, действие по алгоритму);
- метод игры (игры дидактические, ролевые).
Формы организации учебного занятия
При реализации программы, в зависимости от решаемых задач с обучающимися, занятия проводятся в группах и индивидуально. При этом используются следующие формы проведения занятий: беседа, экскурсия, творческая работа, наблюдение, игра, тренинг, практическое занятие, этюд, творческий отчёт, тестирование, инсценирование.
Педагогические технологии: групповое обучение, индивидуальное обучение, коллективное взаимообучение, игровая деятельность, здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия
- приветствие, организационные вопросы;
- работа над речью;
- театральные подвижные игры;
- индивидуальные и групповые задания;
- актерский тренинг;
- анализ занятия.
Дидактические материалы
Таблицы, плакаты, дидактические карточки, игры, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, литература по методике преподавания.
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель: личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Воспитательные задачи:
-усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
-достижение личностных результатов освоения общеобразовательных дополнительной общеообразовательной общеразвивающей программы;
-осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Направления воспитания:
ü гражданское воспитание;
ü патриотическое воспитание;
ü духовно-нравственное;
ü эстетическое;
ü физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
ü трудовое воспитание;
ü ценности научного познания.
Формы и методы воспитания
Индивидуальные (беседа, разговор, наблюдение, индивидуальная консультация); групповые (игры, творческие работы, групповая дискуссия); коллективные (игры).
Особенности организуемого воспитательного процесса в учреждении
Учебные занятия по дополнительному образованию организованы во второй половине дня. В здании школы находится актовый зал, конференц-зал, компьютерные классы, две библиотеки, школьный музей, столовые, кабинеты для организации учебного процесса обучающихся, а также оборудованный медицинский кабинет. В шаговой доступности находятся библиотеки р.п. Горный, КДЦ, «Горновская детская школа искусств», войсковая часть 6911. Всё это помогает организовать взаимодействие с социальными партнёрами. Таким образом, воспитательная работа реализуется не только возможностями школы, но и социокультурными ресурсами п. Горный. В рамках литературных вечеров организуется работа с сотрудниками поселковой библиотеки и КДЦ. Программа воспитания школы учитывает потребности современных школьников, их особенности, кругозор и уровень развития личности.
Планируемые результаты
-усвоены знания норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
-осознана российская гражданская идентичность, сформированы ценности самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
-сформирована внутренняя позиция личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.7. Календарный план воспитательной работы
№ |
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Цель |
Краткое содержание |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Патриотическое воспитание |
«Богатыри земли русской!» |
Формирование представлений о героическом прошлом русского народа, о великих русских богатырях- защитниках земли русской |
Занятие проходит в рамках спортивной игры |
Ноябрь 2024
|
Гордий С.П.
|
2. |
Ценности научного познания |
«Зимняя сказка» |
Создание атмосферы праздника |
Занятие проходит в формате театрализованного представления |
Декабрь
|
Гордий С.П.
|
3. Список литературы
Нормативно – правовая документация
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);
2. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Приоритетные направления по обновлению содержания и технологий ДОД по всем направленностям (Рекомендованы экспертным советом министерства просвещения РФ по вопросам ДО детей и взрослых, воспитания и детского отдыха).
Литература для педагога:
1. Берсенева, Г. К. Театр. Реквизит. Сцена : учеб.пособие / Г. К. Берсенева ; Астрель.– Москва : Изд-во Астрель, 2014, – 205 с.
2. Русская семья : праздники и традиции / ред.-сост. Т. Г. Кислицына ; Белый город. – Москва : Изд-во Белый город, 2012. – 295 с.
3. Часевич И. Театральная азбука : учеб.пособие / И. Часевич ; Самиздат. –Москва : Изд-во САМИЗДАТ, 2019. – 96 с.
Литература для обучающихся:
1. Крылов, И. А. Басни : литература для детей / И. А. Крылов ; Самовар. – Москва : Изд-во Самовар, 2014. – 160 с. – ISBN 978-5-17-085326-7.
2. Барто, А. Л. Стихи для детей : литература для детей / А. Л. Барто ; Эксмодетство. – Москва : Изд-во Эксмодетство, 2023. – 148 с. – ISBN 978-5-04-111160-1.
3. Токмакова, И. П. Поиграем! Стихи : литература для детей / И. П. Токмакова ; Эксмодетство. – Москва : Изд-во Эксмодетство, 2019. – 104 с. – ISBN 978-5-699-72586-1.
4. Климовский, В. Л. Мы идём за кулисы : книга о театральных цехах / В. Л. Климовский ; Детская литература. – Москва : Изд-во Детская литература, 1982. –127 с.
Электронные ресурсы:
Издательство «Энас-книга» : официальный сайт. – Москва, 2007. – URL: https://www.labirint.ru/contact/ (дата обращения: 05.03.2024).
Приложение №1
Календарный учебный график
№ |
Месяц |
Число |
Время проведения занятий |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведе-ния |
Форма контроля |
Вводное занятие. Я приглашаю вас в театр - 1 час |
||||||||
1 |
Сентябрь |
05 |
15.00 – 16.00 |
Беседа
|
1 |
Вводное занятие. Я приглашаю вас в театр |
Кабинет 5 |
Собеседование, викторина |
Ритмопластика. Сценическое движение – 10 часов |
||||||||
2 |
Сентябрь |
05 |
16.00 – 17.00 |
Беседа, практическая работа |
1 |
«Ритмопластика» |
Кабинет 5 |
тест, игра |
3 |
Сентябрь |
12 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Ритмопластика» |
Кабинет 5 |
Игра, тестирование |
4 |
Сентябрь |
12 |
16.00 – 17.00 |
Беседа |
1 |
«Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей» |
Кабинет 5 |
беседа |
5 |
Сентябрь |
19 |
15.00 – 16.00 |
Беседа, практическая работа |
1 |
«Речевая и двигательная гимнастика» |
Кабинет 5 |
беседа |
6 |
Сентябрь |
19 |
16.00 – 17.00 |
Беседа, практическая работа |
1 |
«Речевая и двигательная гимнастика» |
Кабинет 5 |
беседа |
7 |
Сентябрь |
26 |
15.00 – 16.00 |
Беседа, практическая работа |
1 |
«Речевая и двигательная гимнастика» |
Кабинет 5 |
беседа |
8 |
Сентябрь |
26 |
16.00 – 17.00 |
Театрализованная игра |
1 |
«Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы» |
Кабинет 5 |
игра |
9 |
Октябрь |
03 |
15.00 – 16.00 |
Театрализованная игра |
1 |
«Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы» |
Кабинет 5 |
игра |
10 |
Октябрь |
03 |
16.00 – 17.00 |
игра |
1 |
«Пластическая импровизация на музыку разного характера» |
Кабинет 5 |
игра |
11 |
Октябрь |
10 |
15.00 – 16.00 |
Импровизация |
1 |
Импровизация |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
Актёрский практикум. Работа над постановками, выступлениями – 22 часа |
||||||||
12 |
Октябрь |
10 |
16.00 – 17.00 |
Импровизация |
1 |
Работа над постановкой С. Маршак «12 месяцев» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
13 |
Октябрь |
17 |
15.00 – 16.00 |
Импровизация |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
14 |
Октябрь |
17 |
16.00 – 17.00 |
Импровизация |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
15 |
Октябрь |
24 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
16 |
Октябрь |
24 |
16.00 – 17.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
17 |
Октябрь |
31 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
18 |
Октябрь |
31 |
16.00 – 17.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой С. Михалкова «Как медведь трубку курил» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
19 |
Ноябрь |
07 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
20 |
Ноябрь |
07 |
16.00 – 17.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
21 |
Ноябрь |
14 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
22 |
Ноябрь |
14 |
16.00 – 17.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
23 |
Ноябрь |
21 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
24 |
Ноябрь |
21 |
16.00 – 17.00 |
Творческая работа |
1 |
Работа над постановкой М. Зощенко «Великие путешественники |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
25 |
Ноябрь |
28 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
26 |
Ноябрь |
28 |
16.00 – 17.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
27 |
Декабрь |
05 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
28 |
Декабрь |
05 |
16.00 – 17.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
29 |
Декабрь |
12 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
30 |
Декабрь |
12 |
16.00 – 17.00 |
Творческая работа |
1 |
Работа над постановкой русской народной сказки «Палочка-выручалочка» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
31 |
Декабрь |
19 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
32 |
Декабрь |
19 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
33 |
Декабрь |
26 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
«Работа над постановкой» |
Кабинет 5 |
Наблюдение |
Итоговое занятие «Творческий отчет» - 1 час |
||||||||
34 |
Декабрь |
26 |
15.00 – 16.00 |
Творческая работа |
1 |
Итоговое занятие «Творческий отчет» |
Кабинет 5 |
Творческий отчёт, выступление |
Приложение №2
Диагностика результативности образовательного процесса по программе
Методика изучения мотивов участия обучающихся в театральной деятельности.
Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить в какой степени привлекает их театральная деятельность.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12)
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия обучающихся в деятельности.
Диагностический инструментарий
Тест на определение сильных сторон характера.
Ключ к тесту:
1 тип – «руководитель»
Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
2 тип – «ответственный исполнитель»
Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
3 тип – «тревожно-мнительный»
Характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
4 тип – «ученый»
Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
5 тип – «интуитивный»
Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.
Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
6 тип – «изобретатель, конструктор, художник»
Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.
Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
7 тип – «эмотивный»
Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
8 тип – «нечувствительный к переживаниям других»
Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Проверка возможностей мимики ребёнка
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Шкала оценивания по итогам проверки возможностей мимики ребёнка:
· высокий уровень – мимика выразительная, голос передает интонации, соответствующие выражению лица.
· средний уровень – мимика лица недостаточно богата, однако угадывается общее настроение, заданное голосом.
· низкий уровень – мимика бедная, невыразительная, голос совершенно не отражает конкретно заданное настроение.
«Свободная импровизация»
(задание М. А. Захарова)
Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна возникнуть групповая импровизация, в которой каждый исполнитель находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки, приспособления, индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу руководителя.
Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.
Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.
(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских задатков и др.).
Приложение № 3
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании "Задуй свечу"
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
"Ленивая кошечка"
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
Упражнения на расслабление мышц лица:
"Озорные щечки"
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
"Рот на замочке"
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
"Злюка успокоилась"
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться. Может, даже и зевнуть, широко открыв рот.
Упражнения на расслабление мышц шеи" Любопытная Варвара"
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук:
"Лимон"
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.
Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
"Лошадки"
Замелькали наши ножки, Мы поскачем по дорожке. Но внимательнее будьте. Что вам делать, не забудьте!
"Слон"
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнения на расслабление всего организма:
"Снежная баба"
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище.
Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
"Птички"
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
"Бубенчик"
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.
"Летний денек"
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают. Солнце гладит наши лица, Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан.
"Замедленное движение"
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
Приложение №4.
Тест № 1
1.Какая из перечисленных театральных профессий лишняя:
А) гримѐр; Б) актѐр; В) повар; Г) режиссѐр.
2.Какое выразительное средство не использует актѐр для передачи образа?
А) мимика; Б) жесты; В) запах; Г) интонация.
3.Какого вида театра не существует?
А) музыкальный; Б) животный; В) детский; Г) драматический
4.Чего нет в устройстве театра?
А) буфета; Б) гардероба; В) сцены; Г) фонтана.
5.Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его
реакции на то или иное действие это:
А) фантазирование; Б) воображение; В) эмоции; Г) вредность.
6.Что из нижеперечисленных не является эмоцией:
А) грусть; Б) удивление; В) страх; Г) жадность.
Ключи к тестовым заданиям:
№ 1-В, №2-В, №3-Б, №4-Г, №5-В, №6-Г
«Игры для развития сценического общения»
В данном разделе учащиеся знакомятся с играми для развития сценического общения. Сценическое общение - это парные, мелкогрупповые и групповые игры и игровые упражнения. Задача - воспитать чувство партнёра, навыки работы в команде.
Примеры некоторых игровых упражнений.
«Зеркало». Один из обучающихся - человек, другой - его «отражение». Задача «отражения» - точно и быстро повторять движения и действия человека. Например, умыться, расчесаться, поправить причёску и т.п. «Перемирие». Задача партнёров игры помириться после, ссоры (из-за чего произошла ссора - придумывают сами обучающиеся).
«Встреча с другом». «Да и нет». Все игры этого раздела должны содержать действие, реакцию на это действие и его оценку.
«Игры для развития фантазии и воображения».
В данном разделе учащиеся знакомятся с упражнениями на развитие фантазии и воображения.
Примеры некоторых игровых упражнений.
«Оркестр». Каждый придумывает себе этюд с музыкальным инструментом - барабаном, трубой, гитарой, флейтой и т.п. Упражнение исполняется под музыкальное сопровождение. Обучающийся импровизирует. По сигналу педагога музыканты замирают. По следующей команде - «оживают», но с другим музыкальным инструментом. Один из обучающихся может быть «дирижёром».
«Продолжи сказку». Педагог начинает «Жили-были...». Далее - по кругу каждый добавляет фразу, продолжая сказочный сюжет. Все герои в гости к нам! Каждый придумывает небольшой монолог сказочного героя, чтобы мы угадали - кто это, из какой сказки.
«Юный скульптор». Скульптор «лепит» из одного или нескольких обучающихся композицию на заданную тему. Например, Спорт, Зимние игры, Пловцы, Хоровод и т.п. Это упражнение можно делать при помощи сочетания пластических команд с речевыми - для того, чтобы скульптор мог грамотно и понятно поставить задачу перед исполнителями - «глиной».
«Игровые комплексы различных типов для развития внимания и памяти»
Игра «Знакомство». Каждый называет своё имя, друг за другом повторяя по кругу для всей группы 3-5 раз. Затем первый называет своё имя, второй - имя первого и своё, третий - имя первого, второго и своё и т.д.
Игра «Что изменилось?».
Педагог заготавливает на столе под платком 5-6 предметов (например: ручку, кубик, линейку, игрушку, ластик, книгу, яблоко и т.п.). Поднимая платок - показывает их расположение играющему и медленно считает до пяти, чтобы ребёнок запомнил это расположение. Затем снова накрывает платком «натюрморт». Ребёнок отворачивается. Педагог меняет расположение предметов или забирает 1-2 из них. При повторном раскрытии композиции играющий ребёнок должен рассказать, что изменилось и вернуть всё в первоначальное положение, попросив у педагога недостающие предметы. У этой игры множество вариантов. Например, та же композиция, но рядом стоит «Волшебный сундучок» - что-то достаётся или отправляется в волшебный сундучок. Вопрос: Что мы отправили в волшебный сундучок? Или, что мы прибавили из сундучка? Игра тренирует зрительное внимание, память, наблюдательность; речевую культуру, умение разъяснить ситуацию и поставить задачу - что нужно сделать, чтобы восстановить композицию.
Игра «Телеграмма».
Тренирует слуховое внимание. Ведущий - педагог «посылает телеграмму» каждому обучающемуся из 4-5 слов. Например, «Маша, с Днём рожденья». «Петя, приезжай в субботу», «Наташа, встречай подругу на вокзале». Задача каждого - повторить точно текст «телеграммы». Музыкальная игра «Повторяй за мной» - под весёлое музыкальное сопровождение дети повторяют движения за педагогом. В роли педагога может выступить ребёнок. Народные игры «Ручеек», «Цынцы-брынцы», «Колечко», «Маляр» многие другие, по выбору педагога также тренируют внимание, а разучивание несложных поговорок и стихотворений при их исполнении - комбинирует речевые и подвижные игры с упражнениями на внимание и наблюдательность.
Театральные задания
Насос и мяч
Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разбиваются на пары. Один из пары исполняет роль Насоса, а другой — Мяча. Мяч перед началом упражнения сидит на коленях, с опущенными руками и головой, выглядит обмякшим, вялым (сдутым). Насос начинает имитировать надувание Мяча, который наполняется воздухом и постепенно встает с колен, расправляя руки и поднимая голову. Одновременно меняется и выражение его лица (от крайне грустного до веселого). Далее дети могут поменяться ролями.
Баскетболист и мяч
Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разделяются на пары. Один из пары исполняет роль Баскетболиста, а другой — Мяча. Мяч сидит на корточках. Баскетболист кладет руку на голову сидящему и начинает делать движения, имитирующие ведение баскетбольного мяча. Задача сидящего ребенка: прыгая на корточках, попасть в ритм и такт движения баскетболиста. Игра продолжается одну-две минуты. Далее дети могут поменяться ролями.
Актерская пантомимика
Игра на развитие взаимодействия и невербального общения, а также развитие пантомимики. Дети разбиваются на две равные по численности группы, конкурирующие между собой за то, чтобы собрать в свою группу как можно больше участников другой группы. Для этого группа приглашает одного из участников конкурирующей группы и дает ему задание показать загаданный ими предмет. Обязательное условие — этот предмет должен быть показан без помощи речи, звуков и немого проговаривания (артикуляции). Если участник справился с заданием и его группа угадала этот предмет, то право хода переходит к ней, и уже она приглашает участника конкурирующей группы. Если же участник не справился с заданием с трех попыток и группа не угадала предмет, то участник переходит в другую команду, а право хода остается у нее. Чтобы дети не загадывали простые предметы, которые легко угадать, можно усложнить задание, прибавив к предметам какое- либо их качество. Например: сломанный пылесос, бешеная курица, глухой музыкант, веселый молочник и т. д.
Необходимо перед игрой договориться с детьми о том, что если противник называет близкое по смыслу значение предмета (неисправный пылесос, ненормальная курица, слабослышащий музыкант и т. д.), то ответ засчитывается.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.