Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом пионеров и школьников г. Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Утверждена на заседании педагогического совета протокол № _____ от «___» __________2018г.
|
«Утверждаю» директор МБУ ДО ДПШ г. Янаул ____________Д.Ф. Шамсутдинова «____» ____________ 2018г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Дизайн-студия»
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Шарафиева Лиля Фидаевна
педагог дополнительного образования МБУ ДО ДПШ г. Янаул
Янаул, 2018 год
Пояснительная записка
Модифицированная художественно-эстетическая программа, основанная по типовой программе « Умелые ручки» автор: педагог дополнительного образования Тарасовой Инной Семеновной.
Образовательная программа «Дизайн - студия» направлена на восприятие у учащихся художественного индивидуального вкуса, развитие творческих способностей, самостоятельности, приобретение художественных и дизайнерских навыков, составлений и выборе композиции.
Виды художественного творчества как графика, живопись, композиция, аппликация, панно всецело связаны с дизайном, так как это не просто доступный вид деятельности, но и труд который способствует умственному нравственному и художественному восприятию юных дизайнеров.
Направленность образовательной программы.
По направленности дополнительная образовательная программа «Дизайн - студия» относится к программе художественной направленности.
Актуальность.
Актуальностью программы «Дизайн - студия» является то, что занятия творческой деятельностью способствуют развитию творческих способностей учащихся.
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся на основе их собственной творческой деятельности так же является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способный к самореализации именно в весьма уязвимом детском возрасте, что повышает и самооценку учащихся, и его оценку в глазах окружающих.
Новизна образовательной программы.
С точки зрения профессионалов дизайн - понятие чрезвычайно емкое, насчитывающее в современных словарях более десяти толкований. Наиболее практичное из них - «способность выразить свою идею, какими - то материальными средствами. Более философское – «единение материального с духовным, гармония во всем».
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность изучаемого курса заключается в том, что в процессе творческой деятельности нужно воспитать в учащихся качество необходимое в современном обществе: интеллектуальность, умение сотрудничать, инициативность, умение работать в коллективе взаимное обучение, коммуникативность, умение логически мыслить, умение решать проблемы, умение получать и использовать информацию, умение планировать, умение учиться.
Не каждый из них станет дизайнером, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту, которая преображает душу, делать ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Цель программы:
Научить учащихся воплощать свои творческие задумки в предметном мире, трудиться, так как это вид искусства требует к себе внимательности, точности и аккуратности, способствовать нравственному и культурному восприятию учащихся.
Задачи программы:
1. Обучающие:
· Формирование специальных знаний по предмету (основа композиции, цветовые теории и т.д.);
· Приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;
· Научить учащихся выполнять простые рисунки, наброски, эскизы, владеть необходимыми инструментами и приспособлениями.
2. Развивающие:
· Способствовать развитию индивидуальных творческих способностей и мышления учащихся;
· Умение анализировать произведение искусства, давать оценку своей работе;
· Развитие художественного вкуса, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию;
· Развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности;
3. Воспитывающие:
· Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
· Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
· Развитие мелкой моторики, образного мышления эстетического и художественного вкуса;
Определение цели, задач и содержание обучения строится на основе следующих принципов:
· Добровольности;
· Доступности;
· Многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
· Межпредметных связей;
· Наглядности;
· Связи теории с практикой;
· Системности и последовательности.
Ожидаемые результаты:
· Приобрести частичные основные знания по дизайну;
· Воплощать в реальность собственные творческие идеи;
· Знание о правилах прав безопасности при работе с инструментами;
· Участвовать в различных выставках и конкурсах.
Ожидаемые результаты года обучения.
Будут знать:
· Самостоятельно работать с изделиями;
· Правильно располагать свою композицию на основе работы, находить середину изделия;
· Внести корректировку измения в предлагаемый рисунок изделия;
· Работа по шаблону.
Будут уметь:
· Гармонично подбирать цвета и работать с цветовым решением в декоративно-прикладном творчестве;
· Самостоятельное решение составлений композиции;
· Овладеть представлением о роли цвета, и живописи в искусстве дизайн;
· Правильное использование инструментов на занятии;
· Приобрести частичные основные знания по дизайну;
· Воплощать в реальность собственные творческие идеи;
· Работать над созданием творческого оригинального предмета.
Отличительные особенности данной программы
Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества в том, что она дает каждому учащему попробовать себя в разных видах направления художественного искусства.
Возраст учащихся
Программа дополнительного образования «Дизайн - студия» предлагается для учащихся в возрасте от 8 до 10 лет. На протяжении обучения учащиеся получают знания по основам дизайна, проектировании изделии подарочного ассортимента, подарков, сувениров, аксессуаров и предметом интерьера из подручных материалов. Учащиеся занимаются декоративно-прикладным творчеством: в комплексе учатся шить, лепить, рисовать, клеить, моделировать и отделывать изделия, работать природным материалом. В процессе освоения программы проводятся мероприятия по развитию личности: игры, тренинги, интеллектуальные упражнения, беседы, направленные на самовыражение личности и творческий процесс. Учащиеся посещают выставки декоративно-прикладного творчества, также участвуют в мастер-классах.
Сроки реализации
Срок реализации рассчитан на один год. Занятия проводятся по 2 часа, два раза в неделю. Часовая нагрузка в год -144 часа. Вид группы – разновозрастной. Учитывая возраст учащихся и новизну материала, в группе используются умения и навыки старших учащихся как помощников педагога в проведении практических занятий. Практика показала, что оптимальное количество учащихся в группе должно быть не более 8-12 человек. Эта норма позволяет педагогу держать в поле внимания и проводить индивидуальные работы с учащимися.
Форма занятий:
Форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
-индивидуально-фронтальный– чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение, решение проблем.
Форма организации
В проектной деятельности работа проводится в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально - творческий потенциал учащегося. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях просмотра для свободного творчества помогает им познать и развивать собственные способности и возможности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
Будут знать:
1 интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
2 познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
3 адекватное понимание причин успешности не успешности творческой деятельности.
Будут уметь:
1 внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
2 выраженной познавательной мотивации;
3 устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Будут знать:
1) планировать свои действия;
2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
3) адекватно воспринимать оценку учителя;
4) различать способ и результат действия.
Будут уметь:
1 проявлять познавательную инициативу;
2 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Будут знать:
1 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
2 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
3 формулировать собственное мнение и позицию;
4 договариваться, приходить к общему решению;
5 соблюдать корректность в высказываниях;
6 задавать вопросы по существу;
Будут уметь:
1 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
2 владеть монологической и диалогической формой речи;
3 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенной программе получат возможность:
1 развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
2 расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
3 познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
4 использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
5познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
6 совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
7 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлений класса, своего жилища;
8 достичь оптимального для каждого уровня развития;
9 сформировывать навыки работы с информацией.
Ожидаемые результаты в конце изучения программы
Будут знать:
- самостоятельно читать данные схемы по работе с изделиями;
- правильно располагать свою композицию на основе работы, видеть края, находить середину основы;
- внести корректировку изменения в предлагаемый рисунок изделия;
- работа по шаблону.
Будут уметь:
- гармонично подбирать цвета в декоративно – прикладном творчестве, знать об основах цветоведения и цветовом решений;
- самостоятельное решение составлений композиций;
- правильное использование инструментов на занятий;
- выполнять отдельные элементы и правильную сборку изделия.
Учебный план
№ |
Наименования раздела |
Кол-во часов |
Формы контроля |
||
В |
Т |
П |
|||
1 |
Введение. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
2 |
Цвет и краски |
8 |
2 |
6 |
Тестирование, выставка |
3 |
Дизайн |
20 |
2 |
18 |
выставка |
4 |
Дизайн одежды. Современные стили одежды |
24 |
2 |
22 |
Тестирование
|
5 |
Декупаж |
14 |
2 |
12 |
выставка |
6 |
Тестопластика |
18 |
2 |
16 |
выставка |
7 |
Акриловые краски, акварель, гуашь |
20 |
2 |
18 |
Тестирование, выставка |
8 |
Дизайн изделия из экологического материала |
38 |
2 |
36 |
выставка |
|
Итог |
144 |
13 |
131 |
|
Содержание программы.
Тема №1. Введение. (2ч.)
Основные вопросы. Ознакомление с планом работы, инструктаж по технике безопасности и ППБ. Работа с научно популярной литературой. Знакомство с содержанием программы. Беседа о правилах безопасности на занятиях и на улице.
Тема №2. Цвет и краски. (8ч.)
Основные вопросы. Основные цвета их свойства и определять дополнительные. Правила правильно пользоваться и подбирать кисти для рисования. Видеть контраст красок, составлять композиции, панно, мозаики. Сбор природного материала.
Практическая работа. Научить видеть основные цвета и определять дополнительные, техника проведения разноцветных линий. Зарисовки осеннего леса и научить правильно, определять цветовую перспективу. На основе предыдущего занятия, собрать природный материал. Увидеть колорит осенних листьев, изобразить эти краски и их сочетания на бумаге. Составление композиции из осеннего материала. Составление мозаики с помощью цветной бумаги и картона, составление аппликации из природного материала в виде коллажа. Композиция на любую русскую сказку.
Будут знать. Теорию цветового решения, правильный выбор кисти, правила правильного рисования. Работать природным материалом, работать с бумагой, картоном и красками.
Будут уметь. Составлять панно, аппликацию, композицию. Делать зарисовки на любую тему.
Тема №3. Дизайн (20ч.)
Основные вопросы. Что такое дизайн. Знакомство с историей стилей дизайна. Умение создавать эксклюзивные шедевры в предметном мире. Декорирование вещей.
Практическая работа. Определение видов дизайна. Гармония и композиция, в цветовом и геометрическом решении. Продолжить работу над декорированием предметов и предметов быта. Учимся из подручных материалов создавать шедевры декора.
Будут знать. Правильно подбирать цвета в цветовом решении при создании предмета.
Будут уметь. Наносит узоры, работать с акриловыми красками, трафаретами.
Тема №4. Дизайн одежды (20ч.)
Основные вопросы. Создание форм деталей или декора с помощью объемного пэчворка. Ткань, кожа, пластик, бумага или картон как основа жесткости, эффекта соединения различных материалов. Проектирование костюма. Конструирование костюма. Выполнение проекта в материале. Работа с литературой и журналами, просмотр видеороликов и презентаций
Практическая работа:
Декорирование одежды, вставками из прозрачных материалов телесного цвета (органза, разнообразные сетки и эластичные полотна разной толщины и свойств и т.д.) Создание форм деталей или декора с помощью объемного пэчворка. Ткань, кожа, пластик, бумага или картон как основа жесткости, эффекта соединения различных материалов. Декор костюма «Haute Couture». Вышивка жемчугом, бисером, пайетками. Оформление одежды стразами, кусочками зеркал, перьями
-определение своего цветотипа;
-подбор выигрышных цветов для своей внешности;
-определение своего типа фигуры;
-подбор фасонов одежды в соответствии с типом фигуры;
-выбор стиля одежды.
Декупаж (14ч.)
Основные вопросы. Что такое декупаж? Знакомство с техникой как искусство. История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе. Понятие цвета и цветового круга. Романтический стиль Шебби шик. Стиль Винтаж.
Практическая работа. Приклеивание салфетки классическим способом.
Декупаж картонной коробки для подарка. Декор металлической баночки. Подносик в стиле Прованс. Введение в основы стиля, принципы, детали. Освоение техники потертостей. Стиль Винтаж. Техника работы с распечаткой. Учимся работать с золотой пастой(воском).
Будут знать. Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга. Декупаж на картоне. Приемы декорирования. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. Декорирование больших поверхностей. Одношаговый кракелюр.
Будут уметь. Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток в декупаже, подрисовки. Правильная подготовка любой поверхности для работы.
Тема №5.Тестопластика (18)
Основные вопросы. Рецепты изготовления соленого теста. Оборудование рабочего места, инструменты, приспособления. Изготовление панно (У самовара, подсолнух и плетень, зимняя сказка). Технология изготовления интерьерных изделий. Изготовление сувенирных изделий, украшений (Бусы, рыбка, картина « водный мир», рамка для фото)
Практическая работа. Правильное решение изделия и его сушки. Оформление изделия и его покраска.
Будут знать. Правильный замес теста. Применение инструментов и работа с ними.
Будут уметь. Делать фигурки, сборка изделий, составления панно.
Тема №6. Акриловые краски, акварель гуашь. (24)
Основные вопросы. Рассказ о красках, об их цветовой гамме, применение их в работе. Правила безопасности работы акриловыми, гуашевыми красками. Учимся выбирать рисунки и делать эскизы.
Практическая работа. Освоение навыков работы на примере выполнения рисунков, отдельных элементов, природного мира различных видов и размеров. Коллективное оформление фона методом свободной росписи, наклеивание предметов на фон в соответствии с задуманной композицией.
Будут знать: теорию применения красящих составов, технику безопасности при работе с ними; форму и конструкцию задуманного предмета.
Будут уметь: выполнять рисунок предмета, наносить краски, наводить контуры по линии предмета.
Тема№7. Дизайн и изделия из экологического материала. (38)
Основные вопросы. Беседа и знакомство учащихся с экологической темой.
Практическая работа. Работа с природным материалом, составление картин из крупяных злаков, подбор по сочетанию и решение цветовой гаммы. Раскраска готовых изделий, работа с растительным материалом. Работы, составленные из прутьев и коряг, их оформление. Составление панно, аппликации.
Будут знать: об экологии, какими материалами можно работать, как правильно подбирать материалы для работы. Как правильно склеивать и прикреплять материал при работе на основу, как правильно сушить и нанести краски на крупяные изделия при составлении картин.
Будут уметь: выполнять рисунок предмета, наносить краски, наводить контуры по линии предмета. Делать фигурки, сборка изделий, составления панно, картины из природного и злакового материала.
Методическое обеспечение
Программа «Дизайн - студия» может быть использована в системе среднего и старшего звена на основе интересов и способностей у учащихся. Данная программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, в общем объеме 144 часа. Основной акцент программы делается на изучения дизайна и его виды на практические занятия, которым будет уделяться большая часть времени.
Формы контроля деятельности. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности учащегося производится в начале, середине и конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью учащихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. В систему определения результативности входит защита творческих работ. Основным результатом завершения прохождения программы является выставка.
Педагогические технологии:
° технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
° личностно ориентированные технологии обучения;
° технологии развивающего обучения;
° игровые технологии;
° здоровье сберегающие технологии обучения
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются:
1. Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение истории, анализирование);
2. Наглядные (демонстрация приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения, экскурсии);
3. Практические (выполнение работ, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Работа оценивается в выставочной форме. Такой вид контроля развивает мышление, умение общаться, выявлять его устойчивость и усидчивость. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальную психологическую нагрузку учащихся.
Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данной образовательной программе.
Критерии развития культуры учащихся:
мотивационная готовность к художественно - эстетической деятельности;
возможность творческого решения поставленных задач различными средствами художественной выразительности.
На основе данных критериев выявлены следующие уровни освоения навыков у учащихся: низкий, средний, высокий.
Уровни освоения навыков у учащихся |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Отсутствие работы |
Отсутствие работы |
Отсутствие работы |
Работа не аккуратная, небрежная, грязная. |
Работа не аккуратная, небрежная. |
Не старательная. Низкий уровень сложности. |
Задание выполнено, но далеко не качественно. |
Задание выполнено на низком уровне сложности. |
Выполнено, но не старательно. |
Старательное выполнение задания. |
Выполнено чисто, до конца. |
Выполнено на высоком уровне сложности. |
Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих задач, посредством знаний и умений в области дизайна.
Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в дизайнерской среде.
Низкий уровень представлен слабым продуктивным творческим характером, неглубокими знаниями дизайн - технологий.
Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными формами контроля знаний:
- Входящий контроль (Анкетирование, тестирование).
– Текущий контроль направлен на выявление особенностей деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся; опирается на самооценку учащихся; (Разработаны и используются контрольно-измерительные материалы: карточки с заданием, тесты).
– Промежуточный контроль (Защита дизайн - проектов) оценка проектов учащихся, в зависимости от уровней, описывающих их подготовленность в двух основных разделах – проектирование и изготовление.
– Итоговый контроль (Презентация портфолио, семинар и др.).
Контроль и проверка уровня понимания учащимися теоретических вопросов осуществляется при анализе практических и творческих работ учащихся, где наглядно отслеживается степень и качество усвоения материала. Данный вид контроля дает информацию о пробелах в пройденной теоретической части курса у каждого учащегося, что помогает в планировании восполнения знаний и оказании помощи при их усвоении.
Условия реализации программы.
Оборудования:
Учебные столы,
Стулья.
Помещения:
Кабинет ручного труда.
Материалы:
Краски (акварель, гуашь), карандаши, фломастеры, стека, бумага (разной текстуры), пластилин, кисти, ластики, ножницы, ткань (различной фактуры), фурнитурные изделия для оформления изделий и др.
Шкафы для сушки и хранения изделии.
Дидактический материал:
Журналы, плакаты, картины, фотографии, карточки, раздаточный материал, публикация с описанием изготовления изделия из различного материала, схемы, эскизы будущих изделий.
Инструменты:
Ножницы, резак, шило, иголки.
Технические средства обучения:
Компьютер,
Планшет,
Ноутбук.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Нормативные документы:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
4) Письмо Минобр науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр науки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6) Устав МБУ ДО ДПШ г.Янаул
Литература для педагога :
1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2010;
2. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. - М.: Стройиздат, 1988;
3. Устин В. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчество Издательство: Астрель 2007;
4. Дмитриева Н. А. Загадки мира моды: очерки о культуре моды. – Донецк: Сталкер, 2006
5.
Литература для учащихся:
1. Дмитриева Н. А. Загадки мира моды: очерки о культуре моды. – Донецк: Сталкер, 2006
2. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи/Серия «Хит сезона». - Ростов н/Д: Феникс, 2004
Интернет ресурсы:
1. Сайт «Страна Мастеров»
Http// stranamasterov.ru
2. vk.com «ВКонтакте»- социальная сеть
3. Сайт «Море идей» hand-mad в одноклассниках, Еще больше интересного - http://ok.ru/idey.more
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.