Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации Майского муниципального района»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Ново-Ивановского»
|
||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
естественно-научной направленности
Решение олимпиадных задач по физике и математике
«Физика и математика для одарённых»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 месяц
Адресат: учащиеся в возрасте 12-15 лет
Вид программы: авторская
Форма обучения: очная
Автор-составитель:
Снигирева Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования
КБР, с. Ново-Ивановское
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...................................................................... 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН................................................................ 3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО КУРСА.................................................. 5
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ............................................................... 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 7
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………….8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представляется совершенно очевидным и не требующим доказательств утверждение, что если ученик хорошо понимает физику и математику, то он может успешно решать задачи. Верно и обратное утверждение: если ученик свободно решает задачи по предметам, то он хорошо понимает науку.
Скажем прямо: в традиционных курсах физики для средней школы задачам отводится вспомогательная роль – на них зачастую просто не хватает времени. Основное внимание уделяется усвоению теории. Но что греха таить: под усвоением часто кроется запоминание, причем запоминание без понимания. Не потому ли физика считается едва ли не самым трудным школьным предметом, а оценки по физике почти в любом школьном журнале, как правило, ниже, чем по математике?
Программа представляет собой не только углубленный курс математики для одаренных детей, но и является серьезной подготовкой к изучению курса физики 7‐9.
Но, пожалуй, самая главная проблема состоит в том, что большинство традиционных курсов математики уделяют недостаточно внимания развитию творческих способностей ребенка, а большинство предлагаемых заданий требует действий по заученному алгоритму, что в значительной степени понижает познавательный интерес учащихся.
Дополнительная общеобразовательная программа «Решение олимпиадных задач по физике и математике» является педагогически обоснованной и актуальной. Название программы обусловлено тем, что главным «действующим персонажем» на занятиях становится задача по физике или по математике, а главной целью учебного процесса – научить ребят решать нестандартные задачи по предметам.
Новизной данной программы является то, что курс обучения посвящен полностью решениям задач, основан на повторении теории школьной программы, если ее специально не заучивать, она запоминается значительно лучше, как бы «сама собой», рассчитан для реализации в условиях летнего лагеря.
Данная программа имеет естественно-научную направленность. Ее реализация позволяет заинтересовать и приобщить ребенка к творческой деятельности.
Учебный курс сформирован с учетом интересов учащихся: дети, решая нестандартные задачи, расширяют кругозор, творчески реализуют идеи.
Все задачи разбиты на пять условных категорий: А– задачи очень легкие, Б- задачи легкие, В– задачи средней трудности, Г– задачи трудные, Д– задачи очень трудные. Очень легкие– это задачи, в которых требуется
лишь подстановка численных данных в известную формулу. Легкие – это задачи, для решения которых требуется решение одного простейшего линейного уравнения с одним неизвестным. В задачах средней трудности требуется составить и решить одно линейное уравнение, но при этом решение требует определенных алгебраических преобразований: (раскрытия скобок, переноса членов из одной части уравнения в другую и т.д.). В трудных задачах, как правило, требуется составить и решить систему линейных уравнений, причем необходимо достаточно уверенно владеть аппаратом элементарной алгебры. Очень трудные– это типичные задачи физических олимпиад, для решения которых требуется нестандартный подход, творческая интуиция.
Организация деятельности объединения
Программа «Решение олимпиадных задач по физике и математике» рассчитана на один месяц обучения для реализации в условиях летнего лагеря. Срок реализации программы с 1 июня по 30 июня. Возрастной состав учащихся – 12-15 лет.
Режим работы объединения – три часа в неделю. Всего: 14 часов (7 занятий в месяц решения задач по физике, 7 занятий в месяц решение задач по математике).
Цель программы
Развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений обучающихся до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и физики; а также освоение методик и развитие нестандартного мышления, необходимых для выполнения олимпиадных заданий.
Задачи программы:
Образовательные:
Развивающие:
интеллектуальное развитие, формирование качеств, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры;
развить творческий подход деятельности;
развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения.
Воспитательные:
воспитание отношения к математике и физике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики и физики для научно-технического прогресса.
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы заключаются в формировании у учащихся следующих знаний, умений и навыков. Обучающиеся будут
знать:
уметь:
Формы подведения итогов образовательной программы включают в себя:
конспект занятий накапительной части;
решение нестандартных задач самостоятельно с применением конспекта;
участие в итоговой консультации автора учебников Филатова Евгения Николаевича. Опытная апробация данных учебников в Заочном физико‐математическом лицее «Авангард» и в школе для одаренных детей «Мир интеллекта» показала, что данные учебники идеально подходят для сильных и заинтересованных детей.
Для успешной реализации образовательной программы разработан учебно-тематический план, включающий в себя 5 разделов, общим объемом 14 часов.
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
теорет. |
практич. |
всего |
||
1. |
Водное занятие. Решаем уравнения. |
1 |
3 |
4 |
2. |
Забавные задачи. |
- |
3 |
3 |
3. |
Физические уравнения – уравнения, в которых одни только буквы, а чисел почти совсем нет. Запись чисел с помощью степени числа 10. Немного геометрии: прямоугольник, прямоугольный параллелепипед, окружность, круг, цилиндр, шар. |
1 |
3 |
4 |
4. |
Центр тяжести – что это такое? Работа переменной силы. |
- |
2 |
2 |
5. |
Анализ самостоятельных работ. |
- |
1 |
1 |
ИТОГО: |
2 |
12 |
14 |
1. Вводное занятие. Решаем уравнения.
Теория: Введение в программу. «Хитрые» вопросы про корни уравнений. Уравнения, использующие свойство пропорции. Уравнения с параметром. Уравнения с модулями. Метод замены переменных.
Практика: Угадай корень. Составляем и решаем разные уравнения. Решение уравнений методом разложения на множители. Решение уравнений в буквах.
2. Забавные задачи.
Практика: Составляем из цифр числа. Разгадываем математические ребусы.
3. Физические уравнения – уравнения, в которых одни только буквы, а чисел почти совсем нет. Запись чисел с помощью степени числа 10. Немного геометрии: прямоугольник, прямоугольный параллелепипед, окружность, круг, цилиндр, шар.
Теория: Буквы, которые будут использоваться в физике. Краткая запись десятичных дробей с большим числом после запятой. Стандартный вид положительного числа.
Практика: Решение физических уравнений. Уравнения, в которых неизвестное содержится только в одной части уравнения. Уравнения, в которых неизвестное содержится в обеих частях уравнения. Системы уравнений. Изучаем прямоугольник, прямоугольный параллелепипед, окружность, круг, цилиндр, шар.
4. Центр тяжести – что это такое? Работа переменной силы.
Практика: Центр тяжести – что это такое? Как вычислить работу переменной силы.
5. Анализ самостоятельных работ.
Практика: Онлайн-конференция Филатова Евгения Николаевича.
Календарный учебный график
Срок реализации программы |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 месяц |
1 июня |
30 июня |
4 |
14 |
3 раза в неделю по 1 часу |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для закрепления полученных знаний и умений производится коллективный анализ самостоятельных работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Форма контроля за приобретенными навыками и умениями:
Самостоятельные работы; участие в онлайн-конференции.
Подведение итогов. Результативность деятельности обучающихся оценивается по результатам самостоятельных работ, предоставленными для проверки Филатовым Евгением Николаевичем.
Программа составлена согласно педагогической целесообразности, перехода от изготовления простейших поделок к более сложным.
Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, звеньевая, работа в парах и индивидуальная.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения. Методы, применяемые при проведении занятия:
словесные;
наглядные;
практические.
В форме бесед с просмотром образцов и иллюстраций дается теоретическая часть и подкрепляется практическим освоением тем.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей. Количество решаемых задач определяется желанием школьника из общего числа предлагаемых задач для удовлетворения потребностей наиболее способных и настойчивых учащихся.
Для выявления уровня результативности освоения курса обучения организуется тур олимпиады. В этом случае ребята решают одинаковые три задачи. Итогом работы, является письменный отчет, содержащий полное теоретическое решение. Безоценочный подход позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности. Завершением курса обучения является онлайн-конференция, на которой ребята выполняют самооценку своих результатов. Организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора метода решения, демонстрация лучших решений.
При организации работы объединения используется дидактический материал. Он включает в себя авторские программы по физике и математике (Е.Н. Филатов, методические пособия 5-11 класс физика, математика, Москва, 2018г).
Техническое оснащение занятий включает в себя:
рабочие столы; школьные принадлежности, компьютер.
1. Изучаем математику. Методическое пособие по заочному курсу математики для 5-9 классов 2-е части М: Авангард, 2018.
2. Изучаем физику. Методическое пособие по заочному курсу физики для 7-9 классов 2-е части М: Авангард, 2019 г
Для детей:
1. Филатов Е.Н. Математика –7, Экспериментальный учебник 2-е Ч – М.:АНО ЗМФМЛ «Авангард», 2015г.
2. Филатов Е.Н. Физика –7, 2-е Ч: Учебное пособие. – 7-е изд., перераб.– М.:АНО ЗМФМЛ «Авангард», 2019 г.
Для родителей.
1. сайт avangard-school@mail.ru АНО ЗФМЛ «АВАНГАРД» (до 04.04.2006 года – Всероссийская школа математики и физики «Авангард»)
2. Краткая памятка участнику олимпиады «Шаг в будущее»: https://vk.com/@baumanspacestep-instructions
3. Материалы конференции «Шаг в будущее» https://olymp.bmstu.ru/ru/publication
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия |
Наименование
разделов |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Форма |
Форма контроля |
|
По плану |
Фактич. |
|||||
1. |
Введение в программу. «Хитрые» вопросы про корни уравнений. Уравнения, использующие свойство пропорции. Уравнения с параметром. Уравнения с модулями. Метод замены переменных. |
1 |
01.06 |
|
лекция |
конспект |
2. |
Угадай корень. Составляем и решаем разные уравнения. |
1 |
02.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
3. |
Решение уравнений методом разложения на множители. |
1 |
03.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
4. |
Решение уравнений в буквах. |
1 |
08.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
5. |
Составляем из цифр числа. |
1 |
09.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
6. |
Разгадываем математические ребусы. |
1 |
10.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
7. |
Разгадываем математические ребусы. |
1 |
15.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
8. |
Буквы, которые будут использоваться в физике. Краткая запись десятичных дробей с большим числом после запятой. Стандартный вид положительного числа. |
1 |
16.06 |
|
лекция |
конспект |
9. |
Решение физических уравнений. Уравнения, в которых неизвестное содержится только в одной части уравнения. Уравнения, в которых неизвестное содержится в обеих частях уравнения. |
1 |
17.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
10. |
Системы уравнений. |
1 |
22.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
11. |
Изучаем прямоугольник, прямоугольный параллелепипед, окружность, круг, цилиндр, шар. |
1 |
23.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
12. |
Центр тяжести – что это такое? |
1 |
24.06 |
|
Решение задач |
Сам раб |
13. |
Как вычислить работу переменной силы. |
1 |
29.06 |
|
Тур олимпиад |
отчет |
14. |
Онлайн-конференция Филатова Е.Н. |
1 |
30.06 |
|
конференция |
Анализ работы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.