Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология +1
7 кл—11 кл
01.12.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 7-11 лет, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.docx

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование муниципалитета

Предгорный муниципальный округ

Наименование организации

МБОУ СОШ № 19

ID – номер программы в АИС «Новигатор»

 

Полное наименование  программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Механизм финансирования

Государственное задание

Ф.И.О. автора составителя

Григоренко Виктория Анатольевна

Краткое содержание программы

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 7-11 лет, поскольку в этом возрасте происходит  развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.

Форма обучения

Очная

Уровень содержания

Разноуровневая

4 года, 340 часов

Модуль 1 стартовый - 68 часов, модуль 2 базовый – 102 часов, модуль 3 базовый - 68 часов, модуль 4 углубленный - 102 часов.

Продолжительность освоения (объем)

4 года, 340 часов

 

Возрастная категория

7-11 лет

Цель

создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности; для личностного развития путем пробного погружения в предметную область науки «биология»

Задачи

Образовательные (предметные):

·        -формирование представлений об исследовательской деятельности;

·        -обучение знаниям для проведения самостоятельных исследований;

·        формирование у учащихся представления о системе физических взаимосвязей в природе на примере наблюдения, физических опытов;

·        создание теоретической платформы, для углубленного изучения физики

·        ознакомление с основными методами и принципами ведения исследований и экспериментов;

·        развить у учащихся компетенций по выполнению физических экспериментов и анализу полученных результатов.

Личностные:

·        создать условия для формирования уважительных отношений в коллективе группы, толерантного отношения к индивидуальным особенностям членов группы;

·        формирование ответственного отношения к выполняемой работе;

·        развитие качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения;

·        развитие творческого подхода к исследовательской деятельности;

·        формирование активной, общественной жизненной позиции.

Метапредметные

·        формирование самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;

·        любознательности и увлеченности;

·        навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в работу.

·        способности к самостоятельному анализу, навыков устной и письменной речи, памяти;

заинтересованности в результатах проводимого исследования

Ожидаемые результаты освоения программы

Образовательные (предметные):

Предметные результаты:

·        имеют знания о системе биологических взаимосвязей в природе на примере наблюдений, экспериментов и опытов;

·        имеют знания о пользовании лабораторными приборами и инструментами, необходимыми для выполнения конкретного исследования. Вести записи наблюдений тетради и рабочей тетради;

·        умеют осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием   дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

·        уметь высказываться в устной и письменной формах;

·        владеть основами смыслового чтения текста;

·        анализировать объекты, выделять главное;

·        осуществлять синтез;

·        проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

·        устанавливать причинно-следственные связи

Личностные:

·        сформировано ответственное отношение к выполняемой работе;

·        развито качество, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения;

·        развита активность, любознательность и потребность в познании

Метапредметные:

·        сформировано самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности;

·        развиты навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в работу.

·        умение к самостоятельному анализу, навыков устной и письменной речи, памяти.

·        Развит интерес к ведению исследовательской деятельности

Особые условия (доступность для детей с ОВЗ)

В состав группы могут быть включены дети с ОВЗ

Возможность реализации в сетевой форме

 

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий

Может быть реализована в электронном формате

Материально-техническая база

Просторная светлая учебная аудитория на 10 посадочных мест, оборудованная новейшим лабораторным оборудованием, измерительными приборами;

парты, стулья, шкафы, стенд информационный

мультимедийное оборудование, проектор, экран,

компьютер,

мультимедийные презентации,

видеоматериалы,

доска школьная маркерная,

канцелярские принадлежности: линейки, ручки, карандаши, маркеры для маркерной доски, цветная бумага, картон.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1

Комплекс основных характеристик образования

2-6

1.1.

Пояснительная записка

8-12

1.2

Цели и задачи программы

13

1.3

Содержание программы

14

1.4

Планируемые результаты

15

2

Комплекс социально педагогических условий

16

2.1

Календарный учебный график

34

2.2

Условия реализации программы

16

2.3

Формы аттестации

 

2.4

Методические материалы

33-

2.5

Список литературы

34-38

 

Приложение 1. Учебный календарный график

40-47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Комплекс основных характеристик образования

1.1.                     Пояснительная записка

Биология – это наука о природе, в которой эксперимент является важным методом исследования. Обучение биологии нельзя представить только в виде теоретических занятий. Проведение опытов и экспериментов позволяет активно включить обучающихся в работу с изучением биологии на занятиях. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного эксперимента, когда они сами подготавливают микропрепараты, проводят измерения, выполняют опыты. Одним из направлений предлагаемого курса является проведение большого количества исследовательских опытов.

Содержательная часть Программы соответствует основным положениям:

-       Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

-       Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

-       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

-       Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

-       Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-       Устав МБОУ «СОШ №19» ПМО СК

-       Положение о дополнительной общеразвивающей программе педагога МБОУ СОШ №19 ПМО СК.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Юный исследователь» естественнонаучная. Программа разработана с учетом модернизации общего образования. Формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления невозможно без современных представлений о мироздании.

Новизна программы заключается в возможности учитывать разный уровень развития учащихся и разную степень освоения программы. Разноуровневое  обучение предоставляет шанс каждому учащемуся организовать так свою деятельность, чтобы максимально использовать свои возможности. А педагогу позволяет акцентировать внимание работе с различными категориями детей. При этом повышается активность и работоспособность учащихся, мотивация к обучению, улучшается качество знаний.

Актуальность. В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребёнок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, формировать активную жизненную позицию, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Успешное формирование компетенций может происходить только в личносто-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребенок выступает как субъект деятельности, развития. Дидактический смысл проектной деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности.

Целесообразность. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры. Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность. Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.

Программа рассчитана на учащихся 7-11лет. Состав групп-разновозрастной. Участники программы являются представителями разных полов, имеют разный уровень культурного, социального и интеллектуального развития, также различаются их интересы и личностные характеристики. Это обуславливает индивидуальный и личностно-ориентированный подход в работе.

Группы формируются из учащихся, имеющих устойчивый интерес к биологии.

Уровень, объем и сроки реализации программы. Дополнительная общеобразовательная программа является разноуровневой. Сроки реализации программы – 4 года, объем – 340 часов. Запланированное количество часов для реализации программы и режим занятий:

1 год обучения – 68 часов (занятие 2 раза в неделю по 1 академическому часу)

2 год обучения – 102 часа (занятие 3 раза в неделю по 1 академическому часу)

3 год обучения – 68 часов (занятие 3 раза в неделю по 1 академическому часу)

4 год обучения – 102 часа (занятие 3 раза в неделю по 1 академическому часу)

Продолжительность академического часа 40 минут.

Форма занятия: очная.

Особенности организации образовательного процесса. Идея разноуровнего обучения заключается в предоставлении шанса каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности и способности. Программа предусматривает три уровня освоения: ознакомительный (стартовый), базовый, углубленный.

1.     Ознакомительный (стартовый) уровень предполагает: обеспечение обучающихся общедоступными формами организации учебного материала, развитие познавательного интереса, формирование представления о системе биологических взаимосвязей в природе на примере наблюдений, выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные.

2.     Базовый уровень представляет развитие устойчивой мотивации к избранному направлению развития, к самопознанию и саморазвитию, знакомство с общими правилами проведения физического эксперимента и техникой безопасности при проведении лабораторных работ.

3.     Углубленный уровень предполагает развитие устойчивого интереса к физике как науке, формирование навыков решения нестандартных задач, освоение практических приемов научно-исследовательской деятельности, развитие навыков публичного выступления.

Признаки разноуровневости программы:

1.     Наличие в программе матрицы, отражающей разные уровни сложности учебного материала.

2.     В программе описаны параметры и критерии, с помощью которых ведется оценивание деятельности каждого уровня учащихся.

3.     Представлено содержание деятельности по освоению программы по уровням.

4.     Программа предполагает возможность индивидуального сопровождения учащегося, опирающуюся на данные индивидуального рейтинга.

1.2Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности; для личностного развития путем пробного погружения в предметную область науки «биология»

Цель ознакомительного уровня: создание активной мотивирующей среды для формирования познавательного интереса учащегося.

Цель базового уровня: расширение спектра знаний по дисциплинам естественнонаучного цикла для развития личностных компетенций учащегося.

Цель углубленного уровня: формирование устойчивой мотивации к дальнейшей самореализации в рамках выбранного вида деятельности.

 

Планируемые  результаты и способы определения их результативности

Основным результатом деятельности обучающихся при завершении курса обучения является защита  творческих работ обучающихся.

Личностные результаты:

-              формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;

-              формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;

-              ориентирование  понимания причин успеха в исследовательской деятельности.

-              формирование эстетических потребностей и чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности, фантазии;

-              формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля;

-              умение рационально строить самостоятельную деятельность;

-              умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

-              умение доводить работу до логического завершения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-               умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-              умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

-               осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более      высоких результатов.

-              уметь выделять ориентиры действия в новом  материале в сотрудничестве с педагогом;

-              планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 

Предметные результаты:

-               уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием   дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-              уметь высказываться в устной и письменной формах;

-              владеть основами смыслового чтения текста;

-              анализировать объекты, выделять главное;

-              осуществлять синтез;

-              проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-              устанавливать причинно-следственные связи.

.

Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, зачет, дискуссии, ролевые игры.

Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, тестирование, фото.

Способы и формы предъявления результатов: конкурсы, открытые занятия, презентации, выступления на конференциях.

Для определения качества обученности по данной программе используется уровневая оценка: стартовый, базовый, продвинутый.

Результат прохождения первого модуля – защита аннотации, второго модуля – творческий проект. По окончании обучения учащимся выдаётся свидетельство об обучении с указанием уровня усвоения материала.

Система условий реализации программы основана на следующих принципах:

·      Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

·      Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).

·      Принцип культуросообразности – предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям нашего региона.

·      Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, социально-педагогического самоопределения.

Условия реализации

Материально-техническое оснащение процесса обучения:

1.    Компьютер – 1 шт. на одного учащегося.

2.    Стол компьютерный (1 шт. на одного учащегося).

3.    Стул компьютерный (1 шт. на одного учащегося).

4.    Принтер – 1 шт.

5.    Сканер – 1 шт.

6.    Интерактивная доска – 1 шт.

7.    Проектор – 1 шт.

8.    Планшетный компьютер - 10 шт.

Программное обеспечение:

1.    Операционная система Windows (XP, 7, 8,10);

2.    Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point);

 

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

Модуль1. «Хочу всё знать»

68

24

44

Опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, тестирование, конкурсы, защита проекта, выставки, защита аннотации

Модуль 2. «Следопыт»

102

26

76

Модуль3. «Первые шаги в науку»

68

24

44

Модуль4. «Я исследователь»

102

26

76

ИТОГО

   340

96

  244

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (Приложение)

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. «Хочу всё знать»:  68 часов  (теория – 24 часов, практика – 44часа).

Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с  литературными источниками.

Учащиеся  научатся:

·          понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

·          называть и различать окружающие предметы и их признаки;

·          осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

·          правильно воспринимать последовательность временных явлений (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

·          сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

·          группировать различные предметы по заданному признаку.

·          высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;

·          называть характерные признаки времен года;

·          различать и называть части растений;

·          выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

·          приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);

        Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия.

            Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся и учатся

·          узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·          описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

·         обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

         Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ

          Продвинутый уровень: учащиеся способны :

.

·         самостоятельно  составить алгоритм исследовательской работы по выбранной теме,  выполнить и защитить мини-проект

·          отвечать на вопросы, задавать вопросы для построения гипотез;

·          выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

·          участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

·         Подготовить индивидуальную работу по выбранной теме

·         Представить и защитить  мини-проект

        Диагностическая оценка уровня: защита мини-проекта

 

Модуль 2. «Следопыт»: 102 часа  (теория – 26 часов, практика – 76 часов)

Стартовый уровень: под руководством педагога учащиеся изучают явления и понятия научного исследования

Учащиеся знакомятся с:

·         Формулировкой проблемы и актуальности исследования по заданной теме

·          Организацией исследовательской работы.

·         Определением проблемы исследования, выявление его актуальности.

·         Формулировкой темы, определением объекта и предмета исследования.

·         Выдвижением гипотезы исследования.

·         Определением теоретических основ исследования, его научно – практической значимости.

·         Культурой оформления исследовательской работы.

·         Природой родного края.  Географическим положением Сургутского района.

·         Водной системой и  экологическими проблемами

Диагностическая оценка уровня: тестирование.

Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся изучают Историю моего края.

Учащиеся знакомятся с:

·         Историей Сургутского района в довоенное время.

·         Историей во время войны

·         Историей послевоенного времени

·         Историей в лицах.

·          Обсуждают и изучают информацию о лицах, сделавшие вклад в развитие и жизни района.

Диагностическая оценка уровня: защита проекта

 

Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно изучить и выполнить творческую работу по выбранной теме.

Учащиеся изучают:

·         Культуру своего края.

·         Историю развития искусства в Сургутском районе.

·         Особенности музыки.

·         Особенности хореографии и народного костюма

·         Традиции и обычай Сургутского района

Диагностическая оценка уровня: защита проекта

По окончании обучения учащиеся награждаются дипломами, грамотами.

 

Модуль 3. «Первые шаги в науку»:  68 часов  (теория – 24 часа, практика – 44 часа).

Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с  литературными источниками.

Учащиеся знакомятся с:

·      Техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;

·      Основными  этапами исследовательской работы

·      С выбором темы. С обоснованием актуальности выбора темы исследования

·      С правилами изучения литературы по теме

·      С этапами выделения основной информации из источников. С составлением «Банка идей».

 

        Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, итоговые занятия.

            Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с

·      Составлением алгоритма исследовательской работы

·      Составлением корпуса черновых материалов

·      Оформлением чистового варианта работы

         Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ

          Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно  составить алгоритм исследовательской работы и выполнить аннотацию

·         Учащиеся знакомятся:

·      Понятийный аппарат аннотации.

·      Составление схемы аннотации.

·      Составление аннотации к прочитанной книге

·      Составление тезисов к прочитанной книге Тезисы

·      Выполняют индивидуальную работу по выбранной теме

·      Представляют аннотацию и тезисы

        Диагностическая оценка уровня: защита аннотации

 

Модуль 4. «Я исследователь»:  102 часа  (теория – 24 часа, практика – 78 часов).

Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с правилами оформления презентаций.

Учащиеся знакомятся с:

·      Техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;

·      Планированием содержания презентации

·      С правилами оформления презентации

·      С выбором дизайна

·      С оформлением текста  презентации

Диагностическая оценка уровня: тестовая работа.

            Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с

·      Техникой оформления схем, диаграмм, таблиц презентации

·      С сопоставлением презентации и исследовательской работы

·      С подготовкой доклада

Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка презентаций

          Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно составить алгоритм исследовательской работы и выполнить исследовательскую работу по выбранной теме.

          Учащиеся изучают:

·      Этапы работы над проектом

·      Знакомятся с оформлением проекта

·      Выполняют индивидуальную работу по выбранной теме

·      Представляют на конференции выступление

Диагностическая оценка уровня: защита проекта

 

Список учебной литературы для учащихся:

1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Спутник исследователя- Москва 2019г.

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.

3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..

4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.

 5. Энциклопедии, справочники.

Список учебно-методической литературы для педагога:

1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.

3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..

4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.

 5. Энциклопедии, справочники.

Интернет-ресурсы:

1.      Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

2.      Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

3.      Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/

4.      Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/

5.      Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/

6.      Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

7.      Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/

8.      Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/

9.      Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/

10.  Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господникова и др.. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content

 

Модуль 1. «Хочу всё знать»

   

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ 1

 

Модуль 1. «Хочу всё знать»:  68 часов  (теория – 24 часов, практика – 44часа).

Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с  литературными источниками.

Учащиеся  учатся:

·      понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

·      называть и различать окружающие предметы и их признаки;

·      осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

·      правильно воспринимать последовательность временных явлений (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

·      сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

·      группировать различные предметы по заданному признаку.

·      высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;

·      называть характерные признаки времен года;

·      различать и называть части растений;

·      выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

·      приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);

        Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия.

            Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся и учатся

·      узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·      описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

·     нобнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

         Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ

          Продвинутый уровень: учащиеся способны :

.

·     самостоятельно  составить алгоритм исследовательской работы по выбранной теме,  выполнить и защитить мини-проект

·      отвечать на вопросы, задавать вопросы для построения гипотез;

·      выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

·      участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

·     Подготовить индивидуальную работу по выбранной теме

·     Представить и защитить  мини-проект

        Диагностическая оценка уровня: защита мини-проекта

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы, уровни

теория

практика

всего

Стартовый уровень

8

16

24

1.

Вводное занятие. Входной контроль Техника безопасности.

2

-

2

2.

Человек. Органы чувств. Жилище человека.

2

2

4

3.

Живая природа. Жизнь растений

Приспособление животных и птиц к окружающей среде. Характерные особенности сезонов

2

4

 

 

6

4.

Неживая природа. Свойства воды. Путешествие Капельки. Свойства воздуха. Свойства песка. Волшебная глина. Свойства камней. Земля- планета

2

8

10

5.

Опрос, наблюдение, итоговые занятия .

-

2

2

Базовый уровень

6

12

18

6.

Физические явления. Горячо- холодно. Волшебная рукавичка. Свет вокруг нас. Что звучит?

2

6

8

7.

Материалы и их свойства. Свойства дерева. Бумажные истории. Свойства стекла.

2

6

8

8.

Праздники народного календаря

2

-

2

9.

Конкурс - выставка работ

 

2

2

Продвинутый уровень

10

16

26

10.

 

 

Рукотворный мир. Преобразование

Поделки и игрушки из бумаги. Игрушки из глины

Поделки из природного материала

Микроскоп и его волшебный глаз. Лупа.

2

2

4

-

4

4

2

2

4

2

4

6

15.

Путешествие в мир сезонов

2

-

2

16.

Безопасность дорожного движения.

 -

2

2

17.

Итоговое занятие.  Защита мини-проектов

2

2

4

ИТОГО:

24

44

68

 

Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу изучения модуля:

·      понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

·      называть и различать окружающие предметы и их признаки;

·      научаться осуществлять поиск информации при подготовке проектов;

·      устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

·      отвечать на вопросы, задавать вопросы для построения гипотез;

·      выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

·      участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

·      высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни.

 

Образовательные результаты модуля: обучающиеся научаться

·         различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

·         характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

·         называть основные возрастные периоды жизни человека;

·         рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

·         называть некоторые отличительные признаки основных групп животных; (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

·         рассказывать о способах движения и питания животных;

·         рассказывать, как развивается растение из семени;

·         выращивать растение одним из изученных способов.

·         осознавать ценность природы и необходимость ее возобновлять и сохранять.

 

Критерии оценки качества усвоения

знаний, умений и навыков_модуль 1

 Ф.И. обучающегося ____________________________

№ п/п

Критерии оценки качества

Формы оценки качества

Уровни освоения программы

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

низкий

(1 балл)

Теоретические знания

1.       

Человек. Органы чувств. Жилище человека

опрос, наблюдение, итоговые занятия, тестирование, конкурсы

самостоятельная работа,

презентация творческих работ, коллективный анализ работ,

выступления детей с информацией по теме,

выставка, соревнование, самоанализ.

 

Безошибочное выполнение задания

Допускается незначительная часть ошибок  (не более трех)

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10)

2.       

Живая природа

Жизнь растений

Приспособление животных и птиц к окружающей

3.       

Свойства воды. Путешествие Капельки

4.       

Физические явления

5.       

Материалы и их свойства

6.       

Рукотворный мир. Преобразование

 

Практические умения и навыки

7.       

Человек.  Жилище человека.

презентации творческих работ, защита проектов, исследовательская работа

 

Успешное выполнение всех заданий

Успешно выполнил все задания, но с некоторыми нарушениями

Допустил

значительные ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       

Приспособление животных и птиц к окружающей среде

Характерные особенности сезонов

 

9.       

Неживая природа. Свойства воды.

Свойства воздуха

Свойства песка

Волшебная глина

Свойства камней

Земля- планета

10.   

Физические явления.

Волшебная рукавичка

Свет вокруг нас

Что звучит?

11.   

Свойства дерева

Бумажные истории

Свойства стекла.

 

 

 

 

12.   

Поделки и игрушки из бумаги.Игрушки из глины

Поделки из природного материала

Микроскоп и его волшебный глаз. Лупа.

 

 

 

 

13.   

Безопасность дорожного движения

 

 

 

 

 

 

Список учебной литературы для учащихся:

1.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 2014.

2.Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. -Новосибирск, 2013.

4.Болховитинов В.Н. и др. Твое свободное время. - Д.: ВАП, 2014.

5.Веселые самоделки. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2015.

6.Гейтс Ф. Живая природа. - М.: АСТ, 2013.

7.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 2015.

8.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма -М.: ТЦ Сфера, 2017.-64с.

9.Учимся думать. - С- Петербург: СОВА, 2013.

10.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2017 -64с.

11.Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка или наука

думать для больших и маленьких. - М.: Генезис, 2012.

12.Энциклопедии для детей

 

Список учебной литературы для педагога:

1.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Просвещение, 2015

2.Амнуэль П.Р. Загадки для знатоков. - М.: Знание, 2016

3.Громыко Ю. В. Проектное сознание. М., 2015;

4.Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.

5.Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 2016

6.Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2014.

1213.Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. - М.: Просвещение, 2015.

7.Страунинг А.М. Чудеса в природе открываем сами. - Обнинск, 2014.

8.Тамбсрг Ю.Г. Как научить ребенка думать. - СПб.: Речь, 2016

9.Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2015

10.Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. - СПб: Питер, 2014

11.Щаргина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. - Одесса: Полис, 2014

12.Шустерман М.Н. Фантастика и реальность. Выпуск 1 -4. -М.: 2015

 

 

Модуль 2. «Следопыт»

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ 2

 

Модуль 2. «Следопыт»:  102 часа  (теория – 26 часов, практика – 76 часа).

Стартовый уровень: под руководством педагога учащиеся изучают явления и понятия научного исследования

Учащиеся знакомятся с:

·         Формулировкой проблемы и актуальности исследования по заданной теме

·          Организацией исследовательской работы.

·         Определением проблемы исследования, выявление его актуальности.

·         Формулировкой темы, определением объекта и предмета исследования.

·         Выдвижением гипотезы исследования.

·         Определением теоретических основ исследования, его научно – практической значимости.

·         Культурой оформления исследовательской работы.

·         Природой родного края.  Географическим положением Сургутского района.

·         Водной системой и  экологическими проблемами

Диагностическая оценка уровня: тестирование.

Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся изучают Историю моего края.

Учащиеся знакомятся с:

·         Историей Сургутского района в до военное время.

·         Историей во время войны

·         Историей послевоенное время

·         Историей в лицах.

·          Обсуждают и изучают информацию о лицах, сделавшие вклад в развитие и жизни района.

Диагностическая оценка уровня: защита проекта

 

Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно изучить и выполнить творческую работу по выбранной теме.

Учащиеся изучают:

·         Культуру своего края.

·         Историю развития искусства в Сургутском районе.

·         Особенности музыки.

·         Особенности хореографии и народного костюма

·         Традиции и обычай Сургутского района

Диагностическая оценка уровня: защита проекта

По окончании обучения учащиеся награждаются дипломами, грамотами.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Темы, уровни

теория

практика

всего

Стартовый уровень

10

24

34

1.

Вводное занятие.  Техника безопасности.

2

-

2

2.

Введение в исследовательскую деятельность. Явление и понятие научного исследования. Формулировка проблемы и актуальности исследования по заданной теме

2

4

 

6

3.

Правила оформления исследовательской работы.

2

4

6

4.

Природа моего края

Географическое положение Сургутского  района.

2

6

8

5.

Водная система Сургутского района

2

4

6

6

Экологические проблемы

 

4

4

7

Тестовая работа .

-

2

2

Базовый уровень

6

26

32

8.

История моего края. До военное время.

2

6

8

9.

Сургутский район-во время войны.

2

6

8

10.

Сургутский район-после военное время

2

6

8

11.

История в лицах. Изучение информации о лицах, сделавшие вклад в развитие и жизни района.

-

6

6

12

Защита проекта по поставленным вопросам.

 

2

2

Продвинутый уровень

8

26

34

13.

Культура моего края. Искусство

2

6

8

14.

Особенности музыки в Сургутском районе

2

6

8

15.

Особенности хореографии и народного костюма

2

6

8

16.

Традиции и обычай

4

6

8

17.

Защита проекта

-

2

2

ИТОГО:

26

76

102

 

Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу изучения модуля, они научаться:

·         уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием   дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

·         уметь высказываться в устной и письменной формах;

·          передавать суть проблемы из уст на бумагу, а также оценивать проблемы выявленные в ходе исследования.

·          самостоятельно ставить исследовательские задачи, выбирать адекватные способы их решения, организовывать все стадии сбора, обработки и представления информации;

·         находить, перерабатывать и использовать информацию для решения познавательных проблем в ходе учебного исследования.

·         создавать собственный творческий продукт (исследовательскую работу), результативность участия в конференциях;

Образовательные результаты модуля:

·      у учащихся формируется интерес к новому содержанию и новым способам познания;

·      учащиеся понимают процесс создания исследовательских проектов;

·      ориентируются на понимание причин успеха в исследовательской деятельности

·      учащиеся получают возможность развить креативное мышление;

·      у учащихся формируется культура общения со сверстниками и взрослыми;

·      учащиеся получают возможность развития деятельностых способностей при работе над проектами.

 

Критерии оценки качества усвоения

знаний, умений и навыков_модуль 2

 Ф.И. обучающегося ____________________________

№ п/п

Критерии оценки качества

Формы оценки качества

Уровни освоения программы

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

низкий

(1 балл)

Теоретические знания

 

Введение в исследовательскую деятельность. Явление и понятие научного исследования. Формулировка проблемы и актуальности исследования по заданной теме

опрос, наблюдение, итоговые занятия, тестирование, конкурсы

защита проекта

Безошибочное выполнение задания

Допускается незначительная часть ошибок  (не более трех)

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10)

 

Правила оформления исследовательской работы.

 

Природа моего края

Географическое положение Сургутского  района.

 

Водная система Сургутского района

 

История моего края.

 

 

Культура моего края

 

Традиции и обычаи народов Сургутского района

Практические умения и навыки

 

Введение в исследовательскую деятельность

презентации творческих работ, защита проектов, исследовательская работа

 

Успешное выполнение всех заданий

Успешно выполнил все задания, но с некоторыми нарушениями

Допустил

значительные ошибки

 

 

 

 

 

Природа моего края

 

 

История моего края

 

История в лицах.

 

Культура моего края

 

Традиции и обычаи народов Сургутского района

 

 Защита проекта

 

 

Список учебной литературы для учащихся:

1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Спутник исследователя- Москва 2019г.

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.

3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..

4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.

 5. Энциклопедии, справочники.

6. Я познаю мир. Экология :энцикл./ авт.сост. А.Е.Чижевский. – М.: АСТ: Астрель, 2008

 

Список учебно-методической литературы для педагога:

 

1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.

3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..

4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.

 5. Энциклопедии, справочники.

Интернет-ресурсы:

1.      Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

2.      Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

3.      Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/

4.      Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/

5.      Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/

6.      Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

7.      Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/

8.      Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/

9.      Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/

10.  Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др.. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/  

11.  https://raionka.ru/e-book/Istoriya-surgutskogo-raiona-napisannaya-ego-gitelyami/HTML/files/assets/basic-html/toc.html  -история  Сургутского района

12.  https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php-реки Сургутского района

Модуль 3. «Первые шаги в науку»

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ 3

 

Модуль 3. «Первые шаги в науку»:  68 часов  (теория – 24 часов, практика – 44 часа).

Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с  литературными источниками.

Учащиеся знакомятся с:

·      Техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;

·      Основными  этапами исследовательской работы

·      С выбором темы

·      С правилами изучения литературы по теме

·      С этапами выделения основной информации из источников

        Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия.

            Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с

·      Составлением алгоритма исследовательской работы

·      Составлением корпуса черновых материалов

·      Оформлением чистового варианта работы

         Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ

          Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно  составить алгоритм исследовательской работы и выполнить аннотацию

Учащиеся изучают и выполняют:

·      Аннотацию

·      Индивидуальную работу по выбранной теме

·      Тезисы

·      Представляют аннотацию и тезисы

        Диагностическая оценка уровня: защита аннотации

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы, уровни

теория

практика

всего

Стартовый уровень

10

10

20

1.

Вводное занятие. Входной контроль Техника безопасности.

2

-

2

2.

Основные  этапы исследовательской работы

2

2

4

3.

Выбор темы. Обоснование актуальности выбора темы исследования

2

2

4

4.

Правила изучения литературы по теме

2

2

4

5.

Этапы выделения основной информации из источников. Составление «Банка идей».

2

2

4

6

Опрос, наблюдение, итоговые занятия .

-

2

2

Базовый уровень

6

14

20

7.

Составление алгоритма исследовательской работы

2

4

6

8.

Составление корпуса черновых материалов

2

4

6

9.

Оформление чистового варианта работы

2

4

6

10.

Конкурс - выставка работ

 

2

2

Продвинутый уровень

8

20

28

11.

Понятийный аппарат аннотации.

2

4

6

12.

Составление схемы аннотации.

-

2

2

13.

Составление аннотации к прочитанной книге

2

4

6

14.

Тезисы. Составление тезисов к прочитанной книге.

2

4

6

15.

Выполнение индивидуальной работы по выбранной теме

2

2

4

16.

Представление аннотации и тезисов.

 -

2

2

17.

Презентация творческих работ - защита аннотации.

-

2

2

ИТОГО:

24

44

68

 

 

Критерии оценки качества усвоения

знаний, умений и навыков_модуль 3

 Ф.И. обучающегося ____________________________

№ п/п

Критерии оценки качества

Формы оценки качества

Уровни освоения программы

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

низкий

(1 балл)

Теоретические знания

14.   

Основные  этапы исследовательской работы

опрос, наблюдение, итоговые занятия, тестирование, конкурсы

Безошибочное выполнение задания

Допускается незначительная часть ошибок  (не более трех)

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10)

15.   

Выбор темы. Обоснование актуальности выбора темы исследования

16.   

Правила изучения литературы по теме

17.   

Этапы выделения основной информации из источников. Составление «Банка идей».

18.   

Понятийный аппарат аннотации

19.   

Тезисы

Практические умения и навыки

20.   

Составить алгоритм исследовательской работы

презентации творческих работ, защита проектов, исследовательская работа

 

Успешное выполнение всех заданий

Успешно выполнил все задания, но с некоторыми нарушениями

Допустил

значительные ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.   

Составить корпус черновых материалов

22.   

Оформить чистовой вариант работы

23.   

Составить аннотации и тезисы к прочитанной книге

24.   

Выполнить индивидуальную работу по выбранной теме

 

 

 

 

25.   

 Защитить аннотацию

 

 

 

 

 

 

Список учебной литературы для учащихся:

1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Спутник исследователя- Москва 2019г.

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.

3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..

4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.

 5. Энциклопедии, справочники.

 

Список учебно-методической литературы для педагога:

 

1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.

3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..

4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.

 5. Энциклопедии, справочники.

Интернет-ресурсы:

13.  Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

14.  Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

15.  Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/

16.  Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/

17.  Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/

18.  Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

19.  Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/

20.  Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/

21.  Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/

22.  Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др.. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content

Модуль 4. «Я исследователь»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ 4

 

Модуль 4. «Я исследователь»:  102 часа  (теория – 26 часов, практика – 76 часа).

Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с правилами оформления проекта.

Учащиеся знакомятся с:

·      Техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;

·      Планированием содержания презентации

·      С правилами оформления презентации

·      С выбором дизайна

·      С оформлением текста  презентации

Диагностическая оценка уровня: тестовая работа.

            Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с

·      Техникой оформления схем, диаграмм, таблиц презентации

·      С сопоставлением презентации и исследовательской работы

·      С подготовкой доклада

Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка презентаций

          Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно составить алгоритм исследовательской работы и выполнить исследовательскую работу по выбранной теме.

·         Учащиеся изучают:

·      Этапы работы над проектом

·      Знакомятся с оформлением проекта

·      Выполняют индивидуальную работу по выбранной теме

·      Представляют на конференции выступление

Диагностическая оценка уровня: защита проекта

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы, уровни

теория

практика

всего

Стартовый уровень

10

8

18

1.

Вводное занятие.  Техника безопасности. Проект

2

-

2

2.

Требования к проекту

2

-

2

3.

Отличие проектной деятельности  от исследовательской

2

2

4

4.

Классификация проектов

2

2

4

5.

Этапы работы над проектом

2

2

4

6

Тестовая работа .

-

2

2

Базовый уровень

6

44

50

7.

Оформление проекта

2

28

30

8.

Теоретическое обоснование проекта

2

6

8

9.

Практическое описание проекта

2

6

8

10.

Конкурс - выставка

-

4

4

Продвинутый уровень

8

24

32

11.

Управление рисками проекта

-

4

4

12.

Инструментарий для оценки ожидаемых результатов и социальных эффектов проекта

2

4

6

13.

Перспективы развития проекта

2

4

6

14.

Список используемой литературы

-

4

4

15.

Приложение

 

2

2

4

16.

Методика и приёмы, используемые при организации проектной деятельности

 2

2

4

17.

Защита проекта

-

4

4

ИТОГО:

24

76

100

 

Критерии оценки качества усвоения

знаний, умений и навыков_модуль 4

 Ф.И. обучающегося ____________________________

№ п/п

Критерии оценки качества

Формы оценки качества

Уровни освоения программы

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

низкий

(1 балл)

Теоретические знания

26.   

Основные  этапы исследовательской работы

опрос, наблюдение, итоговые занятия, тестирование, конкурсы

Безошибочное выполнение задания

Допускается незначительная часть ошибок  (не более трех)

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10)

27.   

Выбор темы. Обоснование актуальности выбора темы исследования

28.   

Правила изучения литературы по теме

29.   

Этапы выделения основной информации из источников. Составление «Банка идей».

30.   

Понятийный аппарат аннотации

31.   

Тезисы

Практические умения и навыки

32.   

Составить алгоритм исследовательской работы

презентации творческих работ, защита проектов, исследовательская работа

 

Успешное выполнение всех заданий

Успешно выполнил все задания, но с некоторыми нарушениями

Допустил

значительные ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.   

Составить корпус черновых материалов

34.   

Оформить чистовой вариант работы

35.   

Составить аннотации и тезисы к прочитанной книге

36.   

Выполнить индивидуальную работу по выбранной теме

 

 

 

 

37.   

 Защитить аннотацию

 

 

 

 

 

 

Список учебной литературы для учащихся:

1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Спутник исследователя- Москва 2019г.

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.

3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..

4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.

 5. Энциклопедии, справочники.

 

Список учебно-методической литературы для педагога:

 

1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.

3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..

4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.

 5. Энциклопедии, справочники.

Интернет-ресурсы:

23.  Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

24.  Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

25.  Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/

26.  Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/

27.  Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/

28.  Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

29.  Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/

30.  Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/

31.  Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/

32.  Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др.. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/

 

 

 

 

 


Приложение

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Модуль 1

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.      1

Сентябрь

 

 

 

 лекция

 2

Вводное занятие. Входной контроль Техника безопасности.

Учебный кабинет

 Устный опрос

2.      2

 

 

лекция

4

Человек. Органы чувств. Жилище человека.

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

3.      3

 

 

лекция

6

Живая природа.Жизнь растений

Приспособление животных и птиц к окружающей среде

Характерные особенности сезонов

Учебный кабинет

Устный опрос

4.      4

 

 

Урок

Практическая работа

10

Неживая природа. Свойства воды. Путешествие Капельки

Свойства воздуха

Свойства песка

Учебный кабинет

Практическая работа

5.      6

Октябрь

 

 

практическое занятие

Волшебная глина

Свойства камней

Земля- планета

Учебный кабинет

Практическая работа

6.      7

 

 

Итоговое занятие

2

Опрос, наблюдение, итоговые занятия

Учебный кабинет

7.      8

 

 

лекция

8

Физические явления. Горячо- холодно.Волшебная рукавичка.Свет вокруг нас.Что звучит?

Учебный кабинет

Устный опрос, игра

8.      9

 

 

лекция

8

Материалы и их свойства. Свойства дерева

Учебный кабинет

Устный опрос, игра

9.       

 

Ноябрь

 

 

практическое занятие

Бумажные истории.Свойства стекла

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

практическое задание

10.  11

 

 

Урок-игра

2

Праздники народного календаря

Учебный кабинет

Игра

11.  12

 

 

практическое занятие

2

Конкурс - выставка работ

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

практическое задание

 

 

лекция

4

Рукотворный мир. Преобразование

Учебный кабинет

Устный опрос,

 

 

практическое занятие

4

Поделки и игрушки из бумаги.Игрушки из глины

Учебный кабинет

практическое задание

 

 

практическое занятие

4

Поделки из природного материала

Учебный кабинет

практическое задание

 

 

практическое задание

6

Микроскоп и его волшебный глаз. Лупа.

Учебный кабинет

Устный опрос

 

 

лекция

2

Путешествие в мир сезонов

Учебный кабинет

Устный опрос

 

 

практическое занятие

2

Безопасность дорожного движения.

Учебный кабинет

практическое задание

 

 

конференция

4

Итоговое занятие.  Защита мини-проектов

Учебный кабинет

Защита мини-проектов

Итого

68

Модуль 2

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.      1

Январь

 

 

 

 лекция

 2

Вводное занятие.  Техника безопасности.

Учебный кабинет

 Устный опрос

2.      2

 

 

Лекция

Практическое занятие

6

Введение в исследовательскую деятельность. Явление и понятие научного исследования. Формулировка проблемы и актуальности исследования по заданной теме

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

3.      3

Январь

 

Февраль

 

 

лекция/

диалог

6

Правила оформления исследовательской работы.

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

4.      4

Февраль

 

 

лекция/

диалог практическая работа

8

Природа моего края

Географическое положение Ставропольского кря

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

5.      Февраль

Февраль

 

 

лекция,

практическое занятие

6

Водная система Ставропольского края

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание

6.      6

Март

 

 

 

лекция/

диалог

4

Экологические проблемы

Учебный кабинет

тест

7.      7

Март

 

 

 

лекция

практическое занятие

2

Тестовая работа

Учебный кабинет

Тест

8.      8

Март

 

 

лекция/

диалог

практическое занятие

8

История моего края. До военное время.

 Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

9.      9

Март

 

Апрель

 

 

лекция

практическое занятие

8

Ставропольский край-во время войны.

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

10.   

 

Апрель

 

 

 

практическое занятие

8

Ставропольский край -после военное время

Учебный кабинет

практическое задание

11.  11

Апрель 

 

 

практическое занят

6

История в лицах. Изучение информации о лицах, сделавшие вклад в развитие и жизни района.

Учебный кабинет

практическое задание

12.  12

Май

 

 

2

Защита проекта по поставленным вопросам.

Учебный кабинет

Защита проекта по поставленным вопросам

Май

 

 

лекция

8

Культура моего края. Искусство

Учебный кабинет

Устный опрос,

Май

 

 

 

 

лекция практическое занятие

8

Особенности музыки в Ставропольском крае

Учебный кабинет

Устный опрос практическое задание

 

 

лекция

практическое занятие

8

Особенности хореографии и народного костюма

Учебный кабинет

Устный опрос практическое задание

 

 

лекция

практическое задание

10

Традиции и обычай

Учебный кабинет

Устный опрос

17.  0

 

 

4

Защита проекта

Учебный кабинет

Защита проекта

Итого

102

 

Модуль 3

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.      1

Сентябрь

 

 

 

 лекция

 2

Вводное занятие. Входной контроль Техника безопасности.

Учебный кабинет

 Устный опрос

2.      2

 

 

лекция

4

Основные  этапы исследовательской работы

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

3.      3

 

 

лекция

4

Выбор темы. Обоснование актуальности выбора темы исследования

Учебный кабинет

Устный опрос

4.      4

 

 

Урок

Практическая работа

4

Правила изучения литературы по теме

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

 

 

Лекция,

Практическое занятие

4

Этапы выделения основной информации из источников. Составление «Банка идей».

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

6.      6

Октябрь

 

 

2

Опрос, наблюдение, итоговые занятия

Учебный кабинет

Опрос, наблюдение, итоговые занятия

7.      7

 

 

Лекция

практическое занятие

6

Составление алгоритма исследовательской работы

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

8.      8

 

 

лекция практическое занятие

6

Составление корпуса черновых материалов

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

9.      9

Октябрь

Ноябрь

 

 

Лекция

практическое занятие

6

Оформление чистового варианта работы

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

10.   

 

Ноябрь

 

 

практическое занятие

2

Конкурс - выставка работ

Учебный кабинет

конкурс

11.  11

 

 

Урок-игра

6

Понятийный аппарат аннотации.

Учебный кабинет

Игра

12.  12

 

 

практическое занятие

2

Составление схемы аннотации.

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

практическое задание

 

 

 

лекция

6

Составление аннотации к прочитанной книге

Учебный кабинет

Устный опрос,

 

 

 

Лекция, практическое занятие

6

Тезисы. Составление тезисов к прочитанной книге.

Учебный кабинет

практическое задание

 

 

 

практическое занятие

4

Выполнение индивидуальной работы по выбранной теме

Учебный кабинет

практическое задание

 

 

 

практическое задание

2

Представление аннотации и тезисов.

Учебный кабинет

Устный опрос

17.  0

 

 

 

Лекция,практическое задание

2

Презентация творческих работ - защита аннотации.

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание

Итого

68

Модуль 4

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.      1

Январь

 

 

 

 лекция

 2

Вводное занятие.  Техника безопасности. Проект

Учебный кабинет

 Устный опрос

2.      2

 

 

лекция

2

Требования к проекту

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

3.      3

 

 

лекция

4

Отличие проектной деятельности  от исследовательской

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

4.      4

 

 

урок

практическая работа

4

Классификация проектов

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

5.      Февраль

 

 

лекция,

практическое занятие

4

Этапы работы над проектом

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание

6.      6

Февраль

 

 

2

Тестовая работа

Учебный кабинет

тест

7.      7

Февраль 

 

 

 

 

 

 

Март 

 

 

лекция

практическое занятие

30

Оформление проекта

Учебный кабинет

Устный или письменный опрос

индивидуальное творческое задание,

8.      8

Март

Апрель

 

 

лекция практическое занятие

8

Теоретическое обоснование проекта

Г.Лянтор 6 мкр. Стр50 каб.205, 108,109

индивидуальное творческое задание,

9.      9

Апрель

 

 

лекция

практическое занятие

8

Практическое описание проекта

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

10.   

 

Апрель

Май

 

 

практическое занятие

4

Конкурс - выставка

Учебный кабинет

конкурс

11.  11

Май

 

 

практическое занят

4

Управление рисками проекта

Учебный кабинет

практическое задание

12.  12

Май

 

 

лекция

практическое занятие

6

Инструментарий для оценки ожидаемых результатов и социальных эффектов проекта

Учебный кабинет

индивидуальное творческое задание,

 

 

лекция

6

Перспективы развития проекта

Учебный кабинет

Устный опрос,

 

 

лекция практическое занятие

4

Список используемой литературы

Учебный кабинет

Учебный кабинет

 

 

лекция

практическое занятие

4

Приложение

Учебный кабинет

Учебный кабинет

 

 

лекция

практическое задание

6

Методика и приёмы, используемые при организации проектной деятельности

Учебный кабинет

Учебный кабинет

17.  0

 

 

6

Защита проекта

Учебный кабинет

Учебный кабинет

Итого

102

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование муниципалитета

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование муниципалитета

Задачи Образовательные (предметные): · -формирование представлений об исследовательской деятельности; · -обучение знаниям для проведения самостоятельных исследований; · формирование у учащихся представления о системе физических взаимосвязей…

Задачи Образовательные (предметные): · -формирование представлений об исследовательской деятельности; · -обучение знаниям для проведения самостоятельных исследований; · формирование у учащихся представления о системе физических взаимосвязей…

Метапредметные · формирование самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности; · любознательности и увлеченности; · навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в работу

Метапредметные · формирование самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности; · любознательности и увлеченности; · навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в работу

Интернет; · уметь высказываться в устной и письменной формах; · владеть основами смыслового чтения текста; · анализировать объекты, выделять главное; · осуществлять синтез; · проводить…

Интернет; · уметь высказываться в устной и письменной формах; · владеть основами смыслового чтения текста; · анализировать объекты, выделять главное; · осуществлять синтез; · проводить…

Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты освоения программы

Содержание 1 Комплекс основных характеристик образования 2-6 1

Содержание 1 Комплекс основных характеристик образования 2-6 1

Глава 1. Комплекс основных характеристик образования 1

Глава 1. Комплекс основных характеристик образования 1

Формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления невозможно без современных представлений о мироздании

Формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления невозможно без современных представлений о мироздании

Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения

Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения

Программа предусматривает три уровня освоения: ознакомительный (стартовый), базовый, углубленный

Программа предусматривает три уровня освоения: ознакомительный (стартовый), базовый, углубленный

Цель ознакомительного уровня: создание активной мотивирующей среды для формирования познавательного интереса учащегося

Цель ознакомительного уровня: создание активной мотивирующей среды для формирования познавательного интереса учащегося

Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, зачет, дискуссии, ролевые игры

Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, зачет, дискуссии, ролевые игры

Сканер – 1 шт. 2. Интерактивная доска – 1 шт

Сканер – 1 шт. 2. Интерактивная доска – 1 шт

Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия

Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия

Выдвижением гипотезы исследования

Выдвижением гипотезы исследования

С этапами выделения основной информации из источников

С этапами выделения основной информации из источников

Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно составить алгоритм исследовательской работы и выполнить исследовательскую работу по выбранной теме

Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно составить алгоритм исследовательской работы и выполнить исследовательскую работу по выбранной теме

Сайт Министерства образования и науки

Сайт Министерства образования и науки

Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся и учатся · узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; · описывать на основе предложенного плана…

Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся и учатся · узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; · описывать на основе предложенного плана…

Материалы и их свойства . Свойства дерева

Материалы и их свойства . Свойства дерева

Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков_модуль 1

Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков_модуль 1

Успешное выполнение всех заданий

Успешное выполнение всех заданий

Безопасность дорожного движения

Безопасность дорожного движения

Шустерман М.Н. Фантастика и реальность

Шустерман М.Н. Фантастика и реальность

Историю развития искусства в Сургутском районе

Историю развития искусства в Сургутском районе

Особенности хореографии и народного костюма 2 6 8 16

Особенности хореографии и народного костюма 2 6 8 16

Теоретические знания

Теоретические знания

Введение в исследовательскую деятельность презентации творческих работ, защита проектов, исследовательская работа

Введение в исследовательскую деятельность презентации творческих работ, защита проектов, исследовательская работа

Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www

Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www

Оформлением чистового варианта работы

Оформлением чистового варианта работы

Выполнение индивидуальной работы по выбранной теме 2 2 4 16

Выполнение индивидуальной работы по выбранной теме 2 2 4 16

Практические умения и навыки 1

Практические умения и навыки 1

Список учебно-методической литературы для педагога: 1

Список учебно-методической литературы для педагога: 1

Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с правилами оформления проекта

Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с правилами оформления проекта

Базовый уровень 6 44 50 7

Базовый уровень 6 44 50 7

Правила изучения литературы по теме 2

Правила изучения литературы по теме 2

Список учебной литературы для учащихся: 1

Список учебной литературы для учащихся: 1

Сайт "Федеральные Государственные

Сайт "Федеральные Государственные

Приложение КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ

Приложение КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ

Ноябрь практическое занятие

Ноябрь практическое занятие

N п/п Месяц Число Время проведения занятия

N п/п Месяц Число Время проведения занятия

История моего края. До военное время

История моего края. До военное время

Итого 102 Модуль 3

Итого 102 Модуль 3

Октябрь Ноябрь

Октябрь Ноябрь

Модуль 4 N п/п

Модуль 4 N п/п

Март лекция практическое занятие30Оформление проектаУчебный кабинетУстный или письменный опрос индивидуальное творческое задание, 1

Март лекция практическое занятие30Оформление проектаУчебный кабинетУстный или письменный опрос индивидуальное творческое задание, 1

Методика и приёмы, используемые при организации проектной деятельности

Методика и приёмы, используемые при организации проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022