Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
физическая культура
8 кл—11 кл
13.10.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»
Секция баскетбол Громова Н.А..doc

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

 

 

Принята на заседании                                                                       Утверждаю:

Педагогического совета                                                                  Директор МБОУ

от «___» _____________ 20____г.                                                  Верхнеднепровская СОШ №3

Протокол № __________________                                                  __________С.П. Безрученкова

                                                                                                      «___» _____________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Баскетбол»

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Класс/ классы: 8-11 классы

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год: 102 часа

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Громова Нина Александровна,

педагог дополнительного образования

физической культуры

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

пгт Верхнеднепровский

2021 год

Пояснительная записка       

 

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий. Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

 

Место программы в образовательном процессе.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

 

Цели изучения курса

Основной целью изучения курса является создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов –патриотов своей школы, своего города, своей страны.

Цели и задачи курса:

·         Образовательные:

познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;

углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;

 

·         Развивающие:

укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

расширение спортивного кругозора детей.

 

·          Воспитательные:

формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

 

Образовательные результаты

В рамках данного курса обучающиеся должны знать:

характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;

использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;

возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);

возрастные особенности развития основных физических качеств.

 

В результате освоения практической части курса обучающиеся должны уметь:

выполнять ведение мяча на месте, в движении, со сменой направления и скорости движения;

выполнять передвижения в стойке баскетболиста, остановку прыжком и двумя шагами, повороты вперед, назад;

выполнять передачу и ловлю мяча на месте, в движении в парах, тройках.

выполнять броски мяча от плеча, груди одной и двумя руками, с места, после ведения с остановкой и в два шага;

выполнять индивидуальные и групповые действия в защите и нападении.

 

В конце изучаемого курса обучающиеся могут:

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

пополнить технико-тактический арсенал игры в баскетбол;

 –освоить разнообразную игровую практику.

Основной результат обучения:

будут развиты практические навыки игровых приемов, взаимодействие с партнерами;

будет улучшена общая выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; повысятся адаптивные возможности организма;

будет сформировано умение работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.

 

Принципы реализации программы:

учёт возрастных особенностей;

сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

связь теории с практикой.

 

Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Щиты с кольцами
  2. Стойки для обводки
  3. Гимнастическая стенка
  4. Гимнастическая скамейка
  5. Скакалки
  6. Гимнастические маты
  7. Мячи баскетбольные
  8. Гантели различной массы
  9. Насос ручной со штурцером.

Предметная диагностика проводится в форме:

опросов;

анкетирования;

творческих заданий;

контрольных испытаний;

самоанализа.

Педагогическая диагностика предполагает:

метод педагогического наблюдения;

личные беседы с детьми и их родителями;

анализ продуктов индивидуальной деятельности обучающихся;

анализ продуктов коллективной деятельности обучающихся.

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

спортивные праздники, конкурсы;

матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

соревнования школьного, районного и регионального масштабов.

 

Учебный план.

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Основы знаний.

в процессе урока

2

Физическая подготовка.

–упражнения для развития силы, гибкости, ловкости;

–упражнения для развития скоростно-силовых качеств;

  –упражнения для развития координационных способностей.

13

3

Специально подготовительная и эстафеты с элементами баскетбола.

–упражнения с передачей и ловлей мяча;

–упражнения с ведением;

-упражнения с бросками мяча в цель;

59

4

Тактические действия игрока в защите и в нападении

23

5

Игровая деятельность (подвижные игры с мячом, учебная игра баскетбол.)

в процессе урока

6

Способы проверки знаний, умений и навыков детей

7

7

Участие в соревнованиях

по графику

Итого:

102

Формы и виды деятельности: игровая, тестирование.

 

 

 Содержание учебного плана.

 

            Основы знаний

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу.

– История баскетбола. Правила в баскетболе. Развитие баскетбола в России.

Режим и питание спортсмена. Правила личной гигиены и закаливание организма.

Перемещения

стойка игрока (исходные положения);

перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед;

– сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

Передачи мяча

– передача от плеча;

– передача от груди;

– передача из-за головы;

– передача в движении;

– передача на месте и в движении.

Ведение мяча

– ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;

– ведение мяча в движении по прямой;

– ведение мяча с изменением направления движения и скорости.

Перехват мяча

– перехват мяча при передаче;

– перехват мяча при ведении.

Броски мяча в кольцо

– ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок мяча в кольцо от щита;

– броски мяча одной рукой от плеча с места;

– ведение мяча с броском в кольцо справа, с лева и по центру на кольцо;

– броски одной рукой от плеча в движении после ловли;

– штрафной бросок.

Тактические игры

– индивидуальные тактические действия в нападении;

– индивидуальные тактические действия в защите;

– групповые действия в нападении и защите;

– игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Подвижные игры и эстафеты

– игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий;

– игры развивающие физические способности.

Физическая подготовка

– развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.

 

Календарно-тематическое планирование.

 

№ темы раздела

Кол-во часов

Название темы (раздела)

Дата

План

Факт

1

2

Инструктаж по ОТ №…Т.С. Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра.

 

 

 

2

1

Т.С. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей. Передача мяча в парах в движении. Учебная игра.

 

 

3

2

Упражнения для развития скоростных способностей. Учебная игра.

 

 

4

1

Перемещения из различных исходных положений. Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Учебная игра.

 

 

5

 2

Ловля и передача мяча во встречных колоннах. Броски мяча из различных точек. Учебная игра.

 

 

6

1

Бег в медленном темпе до 10 минут. Специальные упражнения на силу и гибкость. Ведение мяча с последующей передачей игроку. Учебная игра.

 

 

7

2

Бег в медленном темпе до 10 минут. Упражнения с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления. Броски мяча в кольцо из различных точек. Учебная игра.

 

 

8

1

Профилактика травматизма в спорте. Развитие координационных способностей. Учебная игра.

 

 

9

2

Упражнения для овладения техническими приемами игры. Учебная игра.

 

 

10

1

Круговая тренировка. Ловля и передача мяча на месте и в движении с набивным мячом. Учебная игра.

 

 

11

2

Правила игры в баскетбол. Броски мяча двумя руками от груди с места со средней дистанции.

 

 

12

1

 Бросок мяча с места со средней дистанции. Штрафной бросок. Игра с броском. Учебная игра.

 

 

13

2

 Упражнения для овладения техническими приемами. Перехват мяча при ведении. Учебная игра.

 

 

14

1

Бросок мяча в прыжке после ведения. Штрафной бросок. Учебная игра.

 

 

15

2

Бросок мяча в прыжке после ловли. Штрафной бросок. Учебная игра.

 

 

16

1

Упражнения для овладения техническими приемами игры Перехват мяча при передаче. Учебная игра.

 

 

17

2

Развитие координационных способностей. Подвижная игра с элементами баскетбола. Учебная игра.

 

 

18

1

Ведение мяча без зрительного контроля на месте и в движении. Броски мяча в кольцо в движении. Учебная игра

 

 

19

2

Взаимодействие двух игроков – «заслон в движении». Учебная игра.

 

 

20

1

Упражнения для овладения техническими приемами игры Перехват мяча при передаче. Учебная игра.

 

 

21

2

Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра.

 

 

22

1

Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита Учебная игра.

 

 

23

2

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом Учебная игра.

 

 

24

1

Т.С. Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с одного шага.

 

 

25

2

Выбивания мяча после ведения «убегающему игроку», ведение мяча, броски мяча в движении. Учебная игра

 

 

26

1

 Упражнения для развития силовых способностей. Учебная игра.

 

 

27

2

Передачи в движении в парах. Быстрый прорыв – в тройках; ведение мяча со сменой рук Учебная игра.

 

 

28

1

Передачи в движении; нападение через центрового игрока; броски по корзине в прыжке и с места; штрафные броски Учебная игра

 

 

29

2

Ведение мяча и выбивание; нападение через центрового, входящего в область штрафной площадки. Заслоны. Учебная игра.

 

 

30

1

Передачи; нападение «тройкой». Обводка области штрафного броска. Учебная игра

 

 

31

2

. Броски в движении с двух сторон; нападение через центрового, входящего в штрафную площадку; заслоны; добивание мяча в корзину; Учебная игра.

 

 

32

1

«Салки» мячом; Быстрый прорыв 2 Х 1, 3 Х 2; заслон центровым игроком; перехваты; штрафные броски. Учебная игра.

 

 

33

2

«Салки»; Встречная эстафета с передачей. Заслон с выходом на получение мяча от центрального; броски в движении потоком с двух сторон. Учебная игра.

 

 

34

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Учебная игра.

 

 

35

2

Броски мяча в движении потоком с двух сторон. Плотная система защиты Учебная игра.

 

 

36

1

 Упражнения для развития координационных способностей. Учебная игра.

 

 

37

2

Добивание мяча в корзину. Броски мяча со средней дистанции в прыжке. Учебная игра.

 

 

38

1

Контрольные тесты. Учебная игра: 3х3, 4х4, 5х5.

 

 

39

2

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 –2. Учебная игра 5х5.

 

 

40

1

Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Учебная игра 5х5.

 

 

41

2

 Передачи двумя руками в движении, броски одной рукой с места; применять изучаемые приемы в игре «борьба за мяч»

 

 

42

1

 Броски в прыжке с места, в движении. Ведение мяча с обводкой предметов. Учебная игра.

 

 

43

2

Передачи в тройках в движении. Быстрый прорыв. Учебная игра.

 

 

44

1

Перехват мяча. Штрафные броски – 20 бросков. Учебная игра.

 

 

45

2

Борьба за мяч после отскока от щита. Передача одной рукой с отскоком от пола

 

 

46

1

Быстрый прорыв Ловля высоко летящего мяча.

 

 

47

2

Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями

 

 

48

1

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, развития качеств, необходимых для выполнения броска, игровой ловкости, специальной выносливости.

 

 

49

2

Передача мяча прямая и от пола с обманным движением. Броски в кольцо после обманного движения. Учебная игра.

 

 

50

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

 

 

51

2

Тактические действия игрока в защите. Взаимодействие игроков 1х1.Учебная игра.

 

 

52

1

Развитие скоростно–силовых качеств. Учебная игра.

 

 

53

2

Контрольные тесты. Учебная игра: 3х3, 4х4, 5х5.

 

 

54

1

Совершенствование техники ведения мяча. Учебная игра.

 

 

55

2

Совершенствование техники броска мяча изученными способами. Учебная игра.

 

 

56

1

Перемещения с обманными движениями. Ведение мяча с уходом влево, вправо от соперника. Учебная игра.

 

 

57

2

Индивидуальные действия: противодействие выходу на свободное место для получения мяча. Учебная игра.

 

 

58

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

 

 

59

2

Тактические действия игрока в защите. Взаимодействие игроков 1х1.Учебная игра.

 

 

60

1

Упражнения для игры в защите. Взаимодействие игроков 2х1. Учебная игра.

 

 

61

2

Тактика действия в нападении. Взаимодействие двух нападающих против одного защитника Учебная игра.

 

 

62

1

Тактические действия игрока в нападении. Учебная игра.

 

 

63

2

Тактические действия игрока в нападении. Учебная игра.

 

 

64

2

Контрольные тесты. Учебная игра: 3х3, 4х4, 5х5.

 

 

65

1

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра.

 

 

66

1

Развитие скоростно–силовых качеств. Учебная игра.

 

 

67

1

Ведение мяча с высоким и низким отскоком, на скорости. Бросок мяча с остановкой в два шага. Учебная игра.

 

 

68

1

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра.

 

 

69

1

Контрольные тесты. Итоговая игра.

 

 

 

 

Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ. Участие в городских соревнованиях.

 

 

 

Приложение.

Способы проверки знаний, умений и навыков.

Упражнения с передачей мяча

 

Тест

Условия выполнения

Результат

Высокий уровень

3балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1балл

1

Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте

Расстояние 2, 5-3м

8-10 раз

3-7 раз

0-2 раза

2

Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о землю

3-4м

8-10 раз

3-7 раз

0-2 раза

3

Передача мяча двумя руками в парах, передвигаясь вперёд боковым галопом

10м (не уронить мяч)

8-10м

5-7м

1-2м

Упражнения с ведением мяча

1

Ведение мяча на месте двумя руками

10с

Более 10 раз

5-7 раз

1-2 раза

2

Ведение мяча правой и левой рукой вокруг себя

Время не ограничено

Более 10 раз

5-7 раз

1-2 раза

3

Ведение мяча правой и левой рукой, шагом продвигаясь вперёд

Расстояние 10м (не потерять мяч)

10м

1-2м

Упражнения с бросками мяча в корзину

1

Бросок мяча в корзину, поставленную на пол, способом от груди

10 бросков, расстояние до корзины 2м

8-10 раз

3-7 раз

0-2м

2

Бросок мяча в кольцо, стоя на месте, двумя руками, способом из-за головы

5 бросков, расстояние до кольца 2,5-3м

4-5раз

2-3 раза

 

0-1раз

3

Бросок мяча в кольцо после ведения с фиксации остановки

3 броска, ведение – 5м

3 раза

1-2 раза

0

Сумма баллов за тесты

27

18

9

 

Высокий уровень – от 19 до 27баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом, выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.

Средний уровень – от 10 до 18 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован, глазомер слабо развит.

 

Литература

1. Программы для общеобразовательных учреждений: В.И. Лях. Физическая культура. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы –М.: Просвещение, 2016г.

2. Д.И. Нестеровский Баскетбол теория и методика обучения. –М: Академия, 2010.  Журнал: Физическая культура в школе-М: Школа-Пресс (2009, 2010, 2011г.)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Образовательные результаты В рамках данного курса обучающиеся должны знать: – характеристику современных форм построения занятий по баскетболу; – использование

Образовательные результаты В рамках данного курса обучающиеся должны знать: – характеристику современных форм построения занятий по баскетболу; – использование

Педагогическая диагностика предполагает: – метод педагогического наблюдения; – личные беседы с детьми и их родителями; – анализ продуктов индивидуальной деятельности обучающихся; – анализ продуктов коллективной…

Педагогическая диагностика предполагает: – метод педагогического наблюдения; – личные беседы с детьми и их родителями; – анализ продуктов индивидуальной деятельности обучающихся; – анализ продуктов коллективной…

Передачи мяча – передача от плеча; – передача от груди; – передача из-за головы; – передача в движении; – передача на месте и в движении

Передачи мяча – передача от плеча; – передача от груди; – передача из-за головы; – передача в движении; – передача на месте и в движении

Учебная игра. 8 1Профилактика травматизма в спорте

Учебная игра. 8 1Профилактика травматизма в спорте

Учебная игра. 34 1 Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке

Учебная игра. 34 1 Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук

Средний уровень – от 10 до 18 баллов , ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки

Средний уровень – от 10 до 18 баллов , ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021