Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Барановская школа-интернат»
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор школы
Протокол от _____2021г. №__________ Е.В. Вирясов
Приказ от ______ 2021 г. № ____________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерилка» для детей с ОВЗ
Стартовый (ознакомительный) уровень
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год.
Программу разработала: _____________________________________,
педагог дополнительного образования
с. Барановка, 2021 г.
Информационная карта программы
Название программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
|
Направленность образовательной общеразвивающей программы |
Художественная |
Цель программы |
Формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитания уважения к народному искусству; расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно - прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.
|
Автор |
Данилина И.П.. |
Вид программы |
Базовый уровень |
Статус |
Принята педсоветом, утверждена директором ОГКОУ «Барановская школа-интернат» |
Продолжительность обучения |
1 год. |
Возраст обучающихся |
12-15 лет |
Форма проведения занятий |
Групповая, индивидуальная |
Режим занятий |
1 раз в неделю |
Форма организации итоговых занятий |
Выставка работ обучающихся. |
Форма детского объединения |
Творческая группа |
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Что же понимается под творческими способностями?
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, и другими материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами будет начата с более простых поделок, а постарше – поделки в той же технике, но изделия более сложные.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа предназначена для детей 12-15 лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – от 3 человек.
Актуальность программы
Данная программа помогает ученику реализоваться, как личность, помогает развить творческие способности ученика; учит содержанию в порядке рабочего места, правильному и безопасному обращению с инструментами. Занятия помогают развивать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка. Каждый ребенок своеобразен и индивидуален, как личность, поэтому необходимо предоставить ему больше средств для самореализации. Для того чтобы, развить и познать способности ребенка предусмотрены работы с разными материалами и различные приемы работы
Программа разработана в соответствие с требованиями современной школы и способствует умению учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Особое внимание в содержании программы уделяется общекультурному воспитанию школьника; формированию представлений об эстетических ценностях; бережного отношения к окружающей среде (работа с различными материалами); ценностного отношения к здоровью (правила безопасной работы с инструментами); творческого отношения к учебе, жизни;
В программе сочетаются взаимодействие семьи и школы.
Основной целью работы является создание условий для выявления и развития как интеллектуальных, так и творческих способностей обучающихся.
Для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка, повышения мотивации в обучении, развития интереса и развития была разработана и внедряется в практику рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Мастерилка».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
· Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
· СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
· Устав ОГКОУ «Барановская школа-интернат»
Отличительные особенности заключаются в построении программы, так как в ней используются различные виды деятельности:
-работа с разнымиматериалами (работа с цветной, гофрированной бумагой, торцевание, папье –маше.)
Программа включает в себя:
· история бумаги.
· виды бумаги.
· знакомство с инструментами и материалами.;
· изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий
· способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
· изучение технологий изделий;
· умение оценить качество изделия;
· умение организовать труд и самостоятельную работу;
· приобретение навыков работы с гофрированной бумагой, папье-маше.
и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовления различных полезных предметов для школы и дома. Это является элементом новизны программы.
Адресат программы.Данная программа предназначена для детей от 12 до 15 лет, вне зависимости от пола, уровня подготовки, имеющихся знаний и умений. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя. В возрасте 12- 15 лет ребёнок самосовершенствуется в создании образов, стремится к законченности, более осознанно проникает в образ, стремится мыслить.
У ребят, личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность.
Объём программы. Программа творческого объединения рассчитана для детей 6 класса, на 1 учебный год, 63 часа .
Формы обучения и виды занятий. Форма обучения очная. Данная форма обучения наиболее эффективна, так как обеспечивает непосредственное взаимодействие обучающихся с педагогом для более полного и содержательного освоения знаний и умений по данной программе.
На занятиях предусмотрены следующие формы организации работы: индивидуальная, групповая, коллективное творчество, работа с родителями.
Занятия распределены на теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть проходит в форме беседы , с использованием компьютерных технологий и просмотром материала, а также анализ работ, подведение итогов. Практическая часть это выполнение работы
Ведущие формы проведения занятий |
|
занятие-игра |
игровые упражнения с целью изучения и закрепления теоретического материала, конкурсные игровые задания |
выставка |
просмотр и анализ творческих работ, отбор и подготовка к отчетным выставкам и конкурсам; подведение итогов по пройденному разделу или теме |
игровая программа |
проведение тематических праздников, открытых занятий для родителей |
творческая мастерская |
полная свобода и экспериментирование в выборе различных техник, выполнение работы по собственному замыслу |
конкурс |
строится в виде соревнования, викторины в игровой форме для стимулирования творчества детей |
Виды занятий:
организация учебно-познавательной деятельности
( словесные -
беседа, рассказ, диалог; наглядные- демонстрация эскизов, иллюстраций, готовых
работ);
практические ( творческие задания, изготовление панно, картин,
композиций, поделок);
репродуктивные ( работа по шаблонам);
проблемно-поисковые ( изготовление изделий по собственному замыслу);
индивидуальные ( задания в зависимости от достигнутого уровня развития
обучающихся)
Режим занятий. Продолжительность занятий установлена на основании
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Занятия проводятся два раза в неделю.
Специфика программы. Занятия составлены с учётом возрастания степени самостоятельности детей, усложнения материала и повышения их творческой активности. Материал курса распределен по следующим темам:
- аппликация
-торцевание
-папье-маше
-цветы из бумаги
-квиллинг
Технологии, методики: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, моделирующая деятельность; коллективная работа; групповая работа.
Межпредметные связи на занятиях кружка.
При составлении программы учитывалась связь с предметами, как окружающий мир (наблюдение, изучение истории происхождения); с уроками изо, технологии , а также уроками литературного чтения (составление текстов и рассказа, при защите и презентации своей работы).
Требования к уровню освоения содержания программы.
Программа углубляет знания учеников по направлениям декоративно–прикладного творчества. Большое внимание уделяется творческим заданиям. Особое внимание в содержании программы уделяется созданию композиции.
1.2.Цели и задачи программы
Цели:
• способствовать формированию у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, практических трудовых навыков.
• развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
• воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.
Задачи :
Познавательные:
• знакомство с народным творчеством, историей декоративно- прикладного искусства, с известными мастерами;
• углубленное изучение способов работы с бумагой
Развивающие:
• развивать навыки профессионального мастерства и умений творчески применять свои знания и навыки в процессе созидательной деятельности;
• развивать самостоятельную творческую активность, мышление, воображение;
• развивать у учащихся коммуникативные способности;
• коррекция мелкой моторики рук;
Мотивационные:
• создать творческую атмосферу для выявления и раскрытия творческой способности.
Социально- педагогические:
• дать возможность самостоятельно проявлять своё творчество.
Обучающие:
• обучить новым видам творчества
Эстетические:
• привитие художественного вкуса, аккуратности, опрятности, трудолюбия;
2. Планируемые результаты освоения программы .
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- мотивировать свои действия;
- выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные результаты освоения программы являются:
Познавательные
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве ,времени;
- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Регулятивные
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
- составлять небольшие устные монологические высказывания;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства язы
Учебный план на 2020- 2021 учебный год
№ п/ |
Раздел, тема |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие -Знакомство с планом работы объединения . -Правила поведения на занятиях. -Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства. - Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. |
1 |
1
|
|
|
2. Аппликация |
12 |
|
|
||
|
Аппликация -история аппликации - знакомство с видами аппликации, техникой работы ,материалами и приспособлениями, правилат\б |
|
1 |
|
|
|
Плоская аппликация -совушки -синичка на ветке |
|
|
5 |
|
|
Объёмная аппликация -ваза с цветами (из мятой бумаги) -рыбка (из скатанных шариков) -сюжет на выбор детей |
|
|
6 |
|
3. |
Торцевание |
11 |
|
|
|
|
- Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ. -Изготовление открытки «Снежинка». -Изготовление панно -«Сирень» -«Подсолнухи»
|
|
1 |
2
4 4 |
|
4 |
Папье-маше |
24 |
|
|
|
|
- Знакомство с историей возникновения и особенностями техники папье-маше, способами лепки -Просмотр работ в этой технике. Изготовление изделий в технике «папье-маше». - «домики-грибочки». Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия. -карандашница «Пенек». Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия. -чайная посуда Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия.. |
|
1
|
6
7
10 |
|
5. |
Цветы из бумаги |
13 |
|
|
|
-Знакомство с историей возникновения и особенностями техники изготовления цветов из разных видов бумаги.
-Материалы и инструменты. Правила т\б
Изготовление цветов -гиацинты
-корзина с крокусами |
|
1
|
6 6 |
6 |
Итоговое занятие |
2 |
|
|
|
Выставка работ обучающихся
|
|
|
|
|
Итого : |
63 |
5 |
44 |
1.3.Содержание учебно – тематического плана
1.Вводное занятие.
Цель:Знакомство с программой , с планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
• Предоставление ознакомительных сведений о содержании занятий
• Информирование о технике безопасности;
• Выявление начального уровня знаний и умений;
Теоретическая часть :
• Вводное занятие.
• Знакомство с народными художественными промыслами разных стран,
современного декоративного искусства. Виды традиционных ремёсел.
История развития ремёсел, исторические корни ремесел.
• Знакомство с различными видами бумаги и др. материалами
Практическая часть:
• подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов;
изучение безопасных приёмов работы.
Форма контроля: устный опрос
2. Аппликация
Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из различных фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
Цель:
· Ознакомить с видами аппликации
· Обучить технике выполнения аппликации
· Прививать аккуратность, трудолюбие, терпение в ходе изготовления аппликации
· Развивать воображение, художественный вкус, творческие способности, память, мышление, произвольное поведение.
· Воспитывать дружелюбие, умение доводить начатое до конца,
· Формировать навык оценки результатов деятельности
· Провести диагностику для изучения уровня сформированности личностных, познавательных, коммуникативных компетенций.
Теоретическая часть:
· Знакомство с историей аппликации
· Знакомство с техникой работы,с материалами, приспособлениями
Практическая часть:
· Подготовка материала и инструмента
· Выбор сюжета
· Изготовление шаблона
· Подготовка материала к работе
· Вырезание деталей
· Раскладка деталей на основе
· Выполнение аппликации
· Оформление работ
Форма контроля: наблюдение, творческая работа
3. Торцевание
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации. Это – необычный вид аппликации, где используется гофрированная бумага, нарезанная на квадраты, и получаются удивительные картины, напоминающие ковры. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой ткани. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка», как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.
Цель:
· Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, совершенствовать трудовые навыки
· формировать культуру труда,
· учить умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
· Ознакомить с техникой торцевания
· Обучить технике выполнения
· Прививать аккуратность, трудолюбие, терпение в ходе изготовления изделия и доведение начатого дела до конца
Теоретическая часть:
· Знакомство с историей торцевания
· Знакомство с техникой работы с материалами, приспособлениями
Практическая часть:
· Подготовка материала и инструмента
· Выбор сюжета
· Изготовление деталей
· Оформление работы
Форма контроля:
• Наблюдение,творческая работа
4 .Папье-маше.
Свои истоки техника папье-маше берет в Китае. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок доспехи из бумаги с многослойным лаковым покрытием. В те времена (202 до н.э.-220 н.э.) такое воинское оснащение было весьма популярным благодаря прочности и небольшому весу. Со временем уже декоративные вещи в технике папье-маше стали делать в Японии и Персии. Как правило, это были маски и праздничные атрибуты.
И только в 17 веке о папье-маше узнали в Европе, что не помешало достаточно быстро освоить новую на тот момент технику. Больше всех преуспели в этом деле французы. Именно они наладили производство изделий папье-маше (сперва это были небольшие куклы). К слову, название техники имеет французское происхождение (от papiermâché - «жеваная бумага»). Появлению же в России папье-маше обязано Петру I.
Цель:
· Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, совершенствовать трудовые навыки
· формировать культуру труда,
· учить умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
· Ознакомить с техникой выполнения изделий в технике папье-маше
· Прививать аккуратность, трудолюбие, терпение в ходе изготовления изделия и доведение начатого дела до конца
Теоретическая часть:
· Знакомство с историей возникновения
· Знакомство с техникой работы с материалами, приспособлениями
Практическая часть:
· Подготовка материала и инструмента
· Выбор сюжета
· Изготовление деталей
· Сушка изделия
· Оформление работы
Форма контроля:
• Наблюдение,творческая работа
5.Цветы из бумаги.
История возникновения искусственных цветов уходит корнями далекое прошлое. Первое появление искусственных цветов - это III-II век до н.э.
Бытует мнение, что искусственные цветы подарил миру Древний Египет, они были известны египтянам еще в третьем тысячелетии до нашей эры, но есть и еще более ранние упоминания о появлении искусственных цветов, относящиеся к Древнему Китаю, здесь цветы изготавливали из шелка, золота, фарфора, а также из более простых материалов, таких как перья, глина и пергамент.
Мастера, занимающиеся изготовлением цветов пользовались заслуженным уважением и стремились в своей работе к точной передаче образа. Считалось, что лишь тот, кто постиг душу цветка, может передать его образ, свято оберегая свои секреты, они передавали их лишь самым достойным.
Чуть позже, гречанки на своих туалетах носили цветы, изготовленные из папирусного шелка. Этот милый аксессуар служил для женщины своеобразным резервуаром для ароматических масел.
Монахи средневековой Европы, в основном в Италии и Испании, изготавливали искусственные цветы в монастырях для потребностей храмов; во Франции это искусство стало светским, там возникают большие центры ручного производства (Париж, Лион).
Мастера обладали секретами уникального ремесла – изготовления искусственных цветов из шелка, воска и бумаги, которые использовались как для украшения убранства монастырей и храмов, так и для статуй святых. Самыми востребованными в то время считались розы, лилии и незабудки.
В средневековой Европе они производились в основном в Италии и Испании Самым известным искусственным цветком в истории является Золотая роза (лат. - "Rosaaurea"), которую Папа, глава католической церкви, в Воскресенье роз (четвертая неделя Великого поста у католиков) дарует царственному лицу, отличившемуся за истекший год наибольшей добродетелью.
Эта традиция берет свое начало в 11 веке и установлена папой Львом XI. Роза имеет золотой стебель длинной более одного метра, на лепестках цветка, состоящего из отдельных лепестков выгравированы имя Папы и различные добродетели того лица, которому роза предназначается. Листья розы усыпаны крошечными бриллиантами, изображающими небесную росу.
Классическая школа изготовления цветов из ткани начинает свой отсчет с 1655 года. Именно в этом году доминиканские монахи впервые стали применять желатин в цветочном ремесле, пропитка ткани горячим желатином стала настоящей революцией в искусстве создания цветов. До этого момента цветы из ткани в Европе изготовляли путем скручивания ленты в клубок или в виде плоских розеток, украшая ими волосы и дамские туалеты. Ленточные розетки обычно скрывали в себе маленькие стеклянные резервуары для духов и парфюмерных масел.
К концу 18 века Италия, Франция, Богемия, Саксония и Швейцария становятся основными поставщиками искусственных цветов, появляются новации в искусстве изготовления цветов из ткани: специализированные инструменты, новые технологии окрашивания тканей. На весь 19 век искусственные цветы прочно закрепляются на корсажах, юбках, шляпках, веерах, зонтиках, лацканах пиджаков великосветских дам и господ.
Язык цветов становиться очень популярен в это время в Европе, с помощью цветов дамы и кавалеры выражают свои эмоции, назначают свидания, признаются в любви. К середине 19 века невероятно популярной становиться салонная карточная игра – Флирт цветов, где два собеседника могут тайно разговаривать друг с другом в присутствии многих.
В России искусственные цветы появляются в конце 18 – начале 19 веков, их привозят вместе с парижскими туалетами и продают на золото наряду с ювелирными украшениями.
Цель:
· Познакомить со способом изготовления цветов из гофрированной бумаги;
· . Формировать и закреплять знания, умения и навыки при работе с бумагой, инструментами;
· Обучить основным приемам работы, научить изготавливать цветок в данной технике
· Способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, коммуникативных качеств;
· Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
· Воспитывать аккуратность, трудолюбие;
· Формировать дружеские отношения в коллективе.
Теоретическая часть:
· Знакомство с историей цветов из бумаги
· Знакомство с техникой работы, с материалами, приспособлениями
Практическая часть:
· Подготовка материала и инструмента
· Выбор сюжета
· Изготовление шаблона
· Подготовка бумаги
· Вырезание по шаблону
· Сборка деталей
· Оформление работ
Форма контроля: наблюдение, творческая работа
7 .Итоговое занятие. Выставка, тестирование.
Цель:
• Провести итоговую диагностику.
• Закрепить эмоционально-положительное отношение к декоративной деятельности, детскому объединению.
• Представить на выставку лучшие работы обучающихся, расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно прикладного -творчества, формировать чувство самоконтроля
Задачи:
· Подвести итоги прохождения программы;
· Выявление итогового уровня знаний и умений;
· Воспитывать дружелюбие, чувство коллективизма.
Теория:Подведение итогов прохождения программы, описание игр праздничной программы.
Практика:Проведение выставки, игровой программы «Праздник фантазеров». Диагностика творческого мышления.
Формы контроля: Выставка,тестирование, анализ творческих работ обучающихся творческого объединения .
1.4.Планируемые результаты и способы их проверки.
Содержание программы дополнительного образования в процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)
По прохождению обучения учащиеся
Должны знать:
• Начальные сведения о свойствах бумаги, клея.
• Иметь представление о пропорции.
• Начальные сведения о цветовом сочетании.
• Иметь представление о народных традициях разных стран.
• применение используемых инструментов и приспособлений, порядок приготовления рабочего места.
• порядок изготовления шаблонов.
• порядок выполнения работы
• роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
• основные сведения о видах работы с бумагой
• основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;
• технику безопасности при работе с клеем, ножницами;
• правила пользования инструментами;
• технику безопасности труда и личной гигиены;
Должны уметь:
• подбирать материал
• переносить шаблон на бумагу, картон.
• вырезать изделие.
• выполнять скручивание элементов
• аккуратно и самостоятельно выполнять работу .
• выполнять окончательную отделку.
• в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
• соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
• в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
• воплощать свои фантазии
• пользоваться интуицией в поисках цветовой гармонии, симметрии, асимметрии
• выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
• выполнять изделие по эскизу в различных техниках;
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- мотивировать свои действия;
- выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные результаты освоения программы являются:
Познавательные
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве ,времени;
- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Регулятивные
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
- составлять небольшие устные монологические высказывания;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Практический выход
Большое значение в работе придаётся результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность кружка, которая планируется заранее для возможности подготовки к ней имеющихся работ(в случае если нужна реставрация) так как изготовление новых (как персональных, так и коллективных- если они трудоёмкие и требуют больших временных затрат)
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Форма занятия |
Кол – во часов |
Тема занятия |
Форма контроля |
При меча ние |
||
|
|
|
Вводное занятие |
1 час |
|
|
|||
1 |
4.09 |
|
Ознакомительное занятие |
1
|
-Знакомство с планом работы объединения на полугодие. -Правила поведения на занятиях.
-Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства. - Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. |
Устный опрос, тестирование |
|
||
|
Аппликация 12 час. |
||||||||
2 |
6.09 |
|
Ознакомительное занятие |
1 |
Аппликация -история аппликации - знакомство с видами аппликации, техникой работы ,материалами и приспособлениями, правилат\б |
Беседа, наблюдение, устный опрос |
|
||
3-7 |
11, 13, 18, 20,25 сент |
|
Тематическое занятие
|
5 |
Плоская аппликация -совушки -синичка на ветке |
практическое задание творческая работа |
|||
8-13 |
27.09 2.10
4, 9,
18,23 окт |
|
6 |
Объёмная аппликация -ваза с цветами (из мятой бумаги) -рыбка (из скатанных шариков) -сюжет на выбор детей |
|||||
Торцевание 11 час. |
|||||||||
14 |
25.10 |
|
Ознакомительное занятие |
1 |
- Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ. |
Беседа, наблюдение |
|
||
15-16 |
30.10 15.11 |
|
Тематическое занятие
|
2 |
-Изготовление открытки «Снежинка». |
практическое задание творческая работа
|
|||
17-20 |
20, 22, 27 ,29 нояб |
|
4
|
Изготовление панно -«Сирень»
-«Подсолнухи |
|||||
21-24 |
4,6, 11, 13 дек |
|
4 |
||||||
Папье-маше 24 часа |
|||||||||
25- |
18.12 |
|
Ознакомительное занятие |
1
|
- Знакомство с историей возникновения и особенностями техники папье-маше, способами лепки -Просмотр работ в этой технике. |
Беседа, наблюдение
|
|
||
26-31 |
20, 25,27дек
|
|
Тематическое занятие
|
6 |
Изготовление изделий в технике «папье-маше». -- «домики-грибочки». Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия. -карандашница «Пенек». Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия. - чайная посуда. Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия.. |
практическое задание творческая работа |
|||
32-38 |
|
|
7 |
||||||
3948 |
|
|
10 |
||||||
Цветы из бумаги 13 часов |
|||||||||
49 |
|
|
Ознакомительное занятие
|
1
|
Знакомство с историей возникновения и особенностями техники изготовления цветов из разных видов бумаги. -Материалы и инструменты. Правила т\б |
Беседа, наблюдение |
|
||
Беседа, наблюдение, устный опрос |
|
||||||||
50-55 |
|
|
Тематическое занятие
|
6
|
Изготовление цветов -гиацинты
-корзина с крокусами |
практическое задание практическое задание, творческая работа |
|
||
56- 61 |
|
|
6
|
||||||
62-63- |
|
|
Итоговое занятие 2 |
2 |
Выставка работ обучающихся |
|
|
||
2.2. Условия реализации программы:
· наличие помещения для учебных занятий отвечающего правилам СанПин;
· регулярное посещение занятий;
· наличие учебно–методической базы. Использование наглядных пособий, ТСО способствует лучшему изучению материала и позволяет разнообразить формы и методы занятий. Руководитель должен иметь у себя комплект раздаточного материала, сгруппированного по темам.
Информационное обеспечение включает в себя ряд презентаций, изображений на электронном носителе для демонстрации творческих изделий, этапов изготовления изделий. Имеются фотографии и поэтапные инструкции изготовления декоративных изделий, фотографии работ обучающихся детского объединения.
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования Данилина Ирина Петровна, стаж педагогической работы – 25 лет. Курсы повышения квалификации 2018 год.
2.3. Формы аттестации: творческая работа, выставка.
Контроль знаний обучающихся осуществляется в несколько этапов: промежуточный и итоговый.
Промежуточный контроль включает в себя:
· игровую форму;
· применение приобретённых знаний на практике;
· презентацию проекта.
Итоговый контроль включает в себя:
· выполнение тестовых заданий по темам изученного курса;
· выполнение и презентацию итоговой проектной работы, выполненной с учётом полученных знаний за год обучения;
· участие в выставках-ярмарках и конкурсах различных уровней.
Текущий контроль – проходит на каждом занятии. Педагог следит за правильностью усвоения нового материала ( мини – опрос, наблюдение).
Комплексный контроль – проходит после изучения каждого раздела программы (тестирование, викторины, конкурсы, занимательные материалы, мини-выставки).Этот контроль помогает педагогу проверить усвоение
данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога .
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для того, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном учебном году (итоговое занятие,составление альбома творческих работ, выставки, участие в творческих конкурсах).
В конце учебного года обучения по дополнительной образовательной программе «Умелые ручки» каждый обучающийся на итоговое занятие готовит презентацию своих лучших работ. На итоговое занятие приглашаются родители обучающихся. Презентацию можно также провести на итоговом собрании в школе, классе.
2.4. Оценочные материалы.
Распределение форм диагностики в зависимости от этапа освоения программы. Для проведения входной, текущей и итоговой диагностики подобраны комплекты заданий, которые представлены в приложениях
Входная (стартовая) диагностика: беседа; проводится при наборе групп, выявляет исходный уровень подготовки обучающихся.
Текущая (промежуточная) диагностика: тестирование, самостоятельная работа, выполнение выставочных работ; определяет степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовки к занятиям.
Итоговая диагностика: самостоятельная работа, участие в конкурсе, тестирование, творческая работа; проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний.
Критерии оценки результатов освоения обучающимися программного материала
Входная |
Учащиеся не имеют представления о том, что такое прикладное творчество, какие существуют направления, не владеют специальной терминологией, навыками работы, знаниями правил техники безопасности. |
Текущая |
Учащиеся имеют самые базовые представления о пройденных видах творчества. Сформированы базовые навыки. Выставочные образцы не соответствуют требованиям. |
Итоговая |
Учащиеся слабо владеют терминологией, знакомы с направлениями декоративно-прикладного творчества в рамках программы, имеют элементарные навыки изготовления поделок в пройденных техниках. Знают некоторые правила техники безопасности. Знакомы с некоторыми мастерами народного творчества. |
2.5.Методические материалы.
* Методическая литература для теоретических и
практических работ;
* Литература в помощь обучающимся для самостоятельных работ.
Дидактический материал:
* образцы, эскизы, схемы;
* шаблоны;
* наглядные пособия;
* раздаточный материал.
Материально-техническая база:
* помещение ;
* рабочее место с хорошим освещением;
* столы, соответствующие возрасту.
*швейные
машины
Материалы, инструменты и приспособления.
Для выполнения работ необходимы определённые материалы,
приспособления и инструменты.
· Бумага -креповая, цветная, офисная - желательно подбирать различные по цвету, фактуре, видам.
· Тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы - для оформления изделий.
· Ножницы (маленькие с острыми загнутыми концами и большие с прямыми лезвиями)
· клей ПВА, Момент.
· Картон - для изготовления выкроек-лекал
· Фартук - для предохранения одежды от загрязнения
· Бумага креповая, цветная, офисная
Для каждого ребёнка необходимо иметь:
• ручку, тетрадь для записей.
Для самостоятельной работы программа рекомендуется систематизация дидактического материала по всем основным темам. Материал должен иметь доступную форму восприятия.
В рабочем кабинете, по возможности, должна быть постоянно действующая выставка-демонстрация работ детей. Ребята видят результаты своего труда, учатся анализировать, делать оценку своего труда и участников коллектива.
Так же необходимо следить за выполнением правил техники безопасности. С правилами безопасности труда педагог знакомит кружковцев на первом же вводном занятии и систематически напоминает о них, дополняя объяснением безопасных приёмов выполнения каждой технологической операции. Эти правила оформлены и размещены на видном месте, чтобы ребята могли видеть их постоянно С первого занятия вводится самообслуживание по уборке учебного кабинета и рабочего места воспитанника.
В процессе увлеченной, целенаправленной работы над рисунком и работами декоративно-прикладного искусства ребята нередко забывают, что нужно отдохнуть. Поэтому, через определенные промежутки, педагогу нужно проводить небольшие перерывы, игровые ситуации, проводя для воспитанников гимнастику для глаз и физкультурные минутки.
Для выполнения некоторых работ требуется длительное время, конечный результат которых весьма далек. Чтобы дети не потеряли интереса к работе к рисунку, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, проводить мини-выставки одного дня. В этом случае ребята видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Во время обсуждения произведения воспитанника нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы ребят, развивается их творческое мышление, речь, формируются навыки анализа и самоанализа. Большая роль при этом принадлежит педагогу, который направляет весь ход обсуждения, тактично вносит поправки в оценку воспитанниками положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора. По окончании изучения каждого раздела программы рекомендуется устраивать итоговую выставку. Умелая организация выставки творческих работ является одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Членами жюри, могут быть сами учащиеся. Наряду с итоговыми выставками творческих работ воспитанников программа предусматривает участие в выставках, конкурсах и фестивалях различного уровня.
3. Список литературы
1.Газета «Делаем сами»
2.«Уроки творчества» Н. Цырулик, Т. Проснякова, изд. дом «Фёдоров»
3Шарон К., Бейкер, Цветы. Объемная аппликация. -М.: ЗАО Мир Книги
Ритейл»,2012
4.Ерзенкова Н.В.,ООО Диамант, 1999
5.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7.Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
8.Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
9..Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
10.Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
Интернет ресурсы.
1. Сайт. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства: [Электронный ресурс].
URL: http://festival.1september.ru/articles/214267/
2.Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
3.
Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки,
схемы// luntiki.ru Ежка.
4.Детское творчество, поделки, стихи для детей – Код доступа [http://luntiki.ru/blog/kwilling]
5.
Квиллинг - искусство бумагокручения/хбби // Мой компас2007-2010 , - Код доступа
[http://moikompas.ru/compas/quilling
Список детей
4,5 класс
1.Кулагин Иван
2.Андреева Катя
3.Махмутов Женя
4.Касаткин Виталий
5.Иванова Даша
6. Паксеватова Вика
7.
Расписание занятий
Пятница ----- 14.50-15.50
Суббота------- 9.30-11.30
Приложения
Приложение 1.
Инструкции
по охране труда на занятиях факультатива
«Фантазия»+творчество»
Охрана здоровья и жизни обучающихся.
• При зачислении в объединение учащихся с ними проводится
инструктаж по охране труда, технике безопасности.
• Педагог несет полную ответственность за охрану жизни и здоровья
детей.
• Занятия проводятся в помещении отвечающим санитарно-
гигиеническим требованиям (хорошее освещение, тепло, просторное
помещение).
• В кабинете должно быть наличие доски для демонстрации рисунков,
образцов, стендов, где будут размещены поделки детей.
• Рабочие места должны располагаться так, чтобы педагог мог свободно
подойти к каждому ученику.
• Знание основ безопасности своей деятельности и правил поведения в
общественных местах.
• Организация образовательного процесса с учётом его влияния на
здоровье учащихся и педагога.
• Оптимальный расчёт учебной нагрузки для каждого ребёнка с учётом
его индивидуальных психофизических особенностей.
• Проведение физкультминуток, упражнений для кистей рук,
позвоночника.
• Проведение гимнастики для глаз.
Правила работы с ножницами
• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными
ножницами.
• Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
• Ножницы кладите кольцами к себе.
• Следите за движением лезвий во время резания.
• Не оставляете ножницы раскрытыми.
• Передавайте ножницы кольцами вперед.
• Не машите ножницами, не подносите к лицу.
• Используйте ножницы по назначению.
• После окончания работы кладите ножницы в футляр.
• Храните ножницы всегда в определенном месте.
Физкультминутки.
Подул ветерок. ( Дети поднимают руки над головой).
Зашумели стебельки. (Покачивают руками).
Затих ветерок. ( дети опускают руки вниз).
Листья все опали ( приседают)
Птицы улетели, ( машут руками).
Контрольные вопросы по теме «Аппликация»
1.Что такое аппликация?(отметь +)
• -выполнение художественной работы
• -разновидность вышивки
• -вид прикладного искусства
2.Какая по сложности бывает аппликация?
__________________________________________________________________
3.Для чего используют аппликацию?
__________________________________________________________________
4.Какие материалы используются в работе?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5.Какая бывает аппликация по форме?(подчеркни ненужное)
• Плоская
• Объёмная
• Фигурная
• Овальная
6.Как вырезается аппликация? (подчеркни ненужное )
• по рисунку
• по шаблону
• по выкройке
• по фасону
7.Порядок выполнения аппликации
(поставь в правильной последовательности и отметь цифрами)
• Подготовка материала и инструмента
• Изготовление шаблона
• Подготовка бумаги
• Выбор сюжета
• Раскладка деталей на бумаге
• Раскрой деталей
• Выполнение аппликации(приклеивание)
• Оформление работ
Контрольные вопросы по теме «Цветы из бумаги»
1.Из каких частей состоит цветок?(ненужное исключи)
• подушки
• пыльники
• пестик
• чашелистник
• тарелочка
• тычинки
• лепестки
• стебель
• листья
2.Какие цветы ты знаешь?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.Что можно украсить цветами?
___________________________________________________________________
4.Что нужно для изготовления цветов?
(правильно прочитай и напиши слова)
• ньТка-
• ниНожцы -
• локаПрово -
• лейК-
• китНи-
• голИка-
Контрольные вопросы.
Выберете правильный ответ .
1. Из чего делают бумагу?
А) из древесины
Б) из старых книг и газет
В) из железа
2. Где впервые появилось искусство оригами?
А) в Китае
Б) в Японии
В) в России
3. Бумага- это:
А) материал
Б) инструмент
В) приспособление
4. Что означает тонкая основная линия в оригами?
А) контур заготовки
Б) линию сгиба
5. Какие свойства бумаги ты знаешь?
А) хорошо рвется
Б) легко гладится
В) легко мнется
Г) режется
9. Для чего нужен шаблон?
а) чтобы получить много одинаковых деталей
б) чтобы получить одну деталь
10. На какую сторону бумаги наносить клей?
А) лицевую
Б) изнаночную
11. Для чего нужен подкладной лист?
А) для удобства
Б) чтобы не пачкать стол
12. На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше?
А) сразу приклеить деталь на основу
Б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем
13. Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
А) чистый лист бумаги
Б) Ладошку
В) тряпочку
6. Какие виды бумаги ты знаешь?
А) наждачная
Б) писчая
В) шероховатая
Г) обёрточная
Д) толстая
Е) газетная
7. Выбери инструменты при работе с бумагой:
А) ножницы
Б) игла
В) линейка
Г) карандаш
8. Что нельзя делать при работе с ножницами?
А) держать ножницы острыми концами вниз
Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями
В) передавать их закрытыми кольцами вперед
Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию
Д) хранить ножницы после работы в футляре
14. Какие виды разметки ты знаешь?
А) по щаблону
Б) сгибанием
В) сжиманием
Г) на глаз
Д) с помощью копировальной бумаги
15. При разметке симметричных деталей применяют:
А) шаблон половины фигуры
Б) целую фигуру
16. Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:
А) не разворачиваешь лист
Б) разворачиваешь лист Карточка
Д) хорошо впитывает воду
Е) влажная бумага становится прочной
Викторина по теме «папье-маше».
-Как переводится папье-маше, с какого языка? (в переводе с французского – жеваная бумага)
- Какие материалы для изготовления игрушек использовали первобытные люди? (камень, глина)
-В какой стране, впервые появились изделия из папье-маше? (Иран)
-При помощи какого клея проводится маширование? (ПВА, обойный клей, клейстер)
-Как называется способ нанесения слоев бумаги на модель? (маширование или формовка)
-Когда зародилось искусство папье-маше? (в средние века)
- Из чего можно изготовить форму для папье-маше?
-Ч то означает термин маширование?
- Что такое декорирование изделия?
- Как и из чего можно приготовить клейстер?
- Какой клей используется для маширования?
Контрольный тес по теме «Квиллинг»
1. Квиллинг это...
a) аппликация;
b) бумагокручение;
c) складывание бумаги.
2. Родина квиллинга
a) Япония
b) Китай
c) Европа
3. Когда возникло искусство квиллинга
a) конец 14, начало 15 века;
b) начало 21 века;
c) конец 19, начало 20 века.
4. Квиллинг это...
a) оригами;
b) коллаж;
c) бумажная филигрань.
5. Инструменты для квиллинга
a) клей, зубочистка, пластилин;
b) зубочистка, ножницы, бумага;
c) ножницы, проволока, бисер.
6. Техника «Квиллинг» невозможна без:
a) клей;
b) картон;
c) зубочистка.
7. Сколько существует базовых элементов?
a) 10;
b) 30;
c) 20.
8. Этапы выполнения элемента:
a) склеивание;
b) приготовление полосок;
c) скручивание спирали.
9. Квиллинг это...
a) искусство;
b) развлечение;
c) работа.
10. Нарисуйте элементы:
«Свободная спираль» «лепесток» «полумесяц»
«глаз» «капля» «ромб»
11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме инструмента для квиллинга)
12. Как вы относитесь к технике «Квиллинг»
a) нравится;
b) без разницы;
c) очень нравится.
Ответы
1. b
2. c
3. a
4. c
5. b
6. a
7. c
8. b, c, a
9. a
10. Правильно нарисованные элементы
11. Например:
1. Зубочистка;
2. стержень от ручки шариковой;
3. шило;
4. игла;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.