Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «НАДЕЖДА»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «НАДЕЖДА»

Оценка 4.7
Документация
doc
29.10.2022
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественной направленности «НАДЕЖДА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «НАДЕЖДА»
Надежда.doc

Департамент образования  администрации города Томска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат № 1

основного общего образования г.Томска

 

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ школы-интерната № 1

____________ Р.Г. Бичикашвили

Введена в действие

приказом № _____от _____________ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

художественной направленности

«НАДЕЖДА»

 

Возраст обучающихся 10 - 15 лет

Срок реализации 2 года

 

 

Автор - составитель:

Кравченко Надежда Викторовна,  педагог

дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Томск,  2019.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная дополнительная общеобразовательная программа художественной  направленности программа «Надежда» разработана в соответствии с:

1.                  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018)

2.                  Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3.                  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

4.                  Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

5.                  Стратегической инициативой "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.

6.                  Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

7.                  Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. №11).

Вид программы:  модифицированная

Новизна программы заключается в том, она составлена на основе программ Министерства просвещения для внешкольных учреждений, программы студии вокально-инструментальной музыки /авторы: В. Кипор, Т. Толбатова – участники 2-го Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей/, собственного опыта работы, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Новые виды деятельности, такие как вокал, игра на музыкальных инструментах (гитара, клавишные, ударные), концертная деятельность придают учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, способствуют развитию творческих способностей учащихся. Задачи каждого раздела программы тесно переплетаются в каждом занятии и комплексно решают цели и задачи всей программы.

Актуальность

      Одним из важных направлений художественного воспитания является приобщением детей к музыке, музыкальному творчеству. 

      Музыка – искусство, обладающее наибольшей силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она является одним из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов. Занятие музыкой помогают школьникам выразить себя в музыкальном творчестве. Занимаясь музыкой, ребенок осознает и утверждает себя как личность, приобретает необходимые ценностные ориентиры, развивает свои творческие способности. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Важно с детства расширять поэтический и музыкальный кругозор ребенка, воспитывать чувство сопричастности с лучшими образцами исполнительского искусства, формировать эстетический вкус.  

     Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование потребности в духовной культуре.     

Актуальность программы заключается в формировании  у  детей стойкой мотивации к занятиям, их  заинтересованность в получении знаний: а)  Обучение  вокалу, игре на музыкальных инструментах, просмотр видеозаписей; б)  Обучение слушать музыку разных стилей и направлений, прививать любовь к ней, развивать музыкальный вкус в различных направлениях игры на музыкальных инструментах (гитара, клавишные, ударные).    

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она ориентирована на развитие художественных способностей в области музыкального искусства детей, расширяет их возможности в овладении элементами творчества, сольного и коллективного исполнения.

 В вокальном - инструментальном  коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.

Программа общеразвивающего характера, готовит детей к восприятию нового вида деятельности – это вокал и игра на музыкальных инструментах (гитара, клавишные, ударные). Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп.

Концертная деятельность дает возможность демонстрировать результаты обучения в ДОО, творческие достижения воспитанника школы-интерната, формирует активную жизненную позицию, позволяет учащимся преодолевать волнение во время выступления.

Цель программы: раскрытие творческих способностей и возможностей детей музыкальными средствами

Задачи:

Обучающие:

-приобретение знаний о певческом голосообразовании;

-формирование и совершенствование вокально-технических, художественных, певческих навыков;

-формирование представления учащихся о стилях, средствах музыкальной выразительности, построении драматургии песни;

-обучение  правилам игры на музыкальных инструментах (гитара, клавишные, ударные)

Развивающие:

-развитие музыкального слуха и голосовых данных учащихся на классических основах элементарного сольфеджио и вокала;

-развитие исполнительских навыков;

-развитие музыкально - эстетического вкуса;

-формирование и развитие творческих способностей учащихся;

-выявление одарённых (талантливых) и мотивированных детей, содействие их дальнейшему совершенствованию;

Воспитательные:

-формирование новых социальных ценностей, связей, жизненных ориентиров;

-создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

-формирование нравственных качеств, творческой  и социальной активности учащихся;

-создание условий, способствующих расширению спектра видов деятельности для удовлетворения потребностей и интересов детей;

-формирование у ребёнка социальной компетентности, готовности к общественной и профессиональной деятельности;

Программа разноуровневая:

1 год обучениястартовый уровень: привлечение к занятию музыкальной деятельности, развитие творческой активности, выявление музыкально-исполнительский потенциал детей, сценическая  деятельность.

2 год обучениябазовый уровень: непосредственное участие в концертных, мероприятиях (концерты, конкурсы, фестивали и. д.) развитие творческих способностей.

 

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 10 до 15 лет, увлекающиеся таким видом творчества, как вокал и игра на музыкальных инструментах (гитара, клавишные, ударные). На обучение принимаются все желающие.

       Формы обучения

Занятия по данной программе проходят в очной форме.

В процессе обучения используются следующие формы работы:

групповая форма -  одна из основных форм организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Наряду с групповой на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.  

Индивидуальная - предусматривает работу с одарёнными детьми. Педагог может помочь ученику в углубленном изучении предмета.  Данная форма обучения результативна и на ранних этапах ознакомления с предметом, т.к. учащиеся поступают в группы с разным уровнем подготовки.

Оптимальное количество детей в группе не более 15 человек.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

Формы проведения занятий:

беседа, репетиция, класс-концерт, концерт, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, творческий отчёт, фестиваль, праздник, представление, консультация и др.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем занятий: 68 часов в год (2 часа в неделю).

Режим занятий.

Продолжительность одного часа занятий составляет не более 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. При такой нагрузке происходит оптимальное получение знаний и закрепление навыков. Занятия прово­дятся два раза в неделю в соответствии с утверждённым расписанием.

     Программа предусматривает интеграционные связи с музыкой, литературой, фольклором, сценическим искусством, хореографией.

 

I.                 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Введение. Инструктаж

по ТБ

4

 

2

2

Опрос

2.

Вокальная работа

90

20

70

Итоговое занятие, исполнение изученных песен

3.

Музыкально-образовательные беседы

и слушание музыки

50

 

30

20

Опрос, практическое занятие

4.

Обучение игре на музыкальных инструментах

90

30

60

Итоговое занятие, исполнение изученных произведений на инструменте

5.

Основы музыкальной грамоты

 

 

40

20

20

Опрос, практическое занятие

6

Постановочная работа. Ансамбль

42

10

22

Наблюдение, творческий отчет

 

Итого

                        306

 

Второй год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Введение. Инструктаж

по ТБ

4

 

2

2

Опрос

2.

Вокальная работа

90

10

80

Итоговое занятие, исполнение изученных песен

3.

Музыкально-образовательные беседы

и слушание музыки

50

 

30

20

Опрос, практическое занятие

4.

Обучение игре на музыкальных инструментах

90

30

60

Итоговое занятие, исполнение изученных произведений на инструменте

5.

Основы музыкальной грамоты

 

 

40

20

20

Опрос, практическое занятие

6

Постановочная работа. Ансамбль

42

10

22

Наблюдение, творческий отчет

 

Итого

                          306

 

II.              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПЛАНА

 

Содержание программы 1 года обучения:

Раздел 1. Введение. Инструктаж по ТБ

 Теория. Инструктаж по правилам пожарной безопасности, ПДД, правила   поведения учащихся в школе, на занятиях, в коллективе. Постановка целей,  задач на учебный год, в ходе беседы.

Практика. Организационный сбор группы. Игры на сплочение и знакомство:

«Имя, движение», «Найди общее», «Угадай мелодию», «Узнай по голосу».

Раздел 2. Вокальная работа

Теория: Ознакомление с основами вокального искусства, гигиеной и охраной голоса.

Практика: Вокальные навыки. Пение учебно-тренировочного материала.

1. Певческая установка.

   Корпус следует держать прямо, не сутулиться, плечи слегка отвести назад,

ноги на ширине плеч с опорой на пятки. Голову не запрокидывать назад, шею не напрягать и не вытягивать вперед, брови не хмурить, не гримасничать, взгляд устремлен вперед, выражение лица спокойное. Руки во время пение стоя находятся опущенными вниз.

   Хорошая постановка корпуса имеет значение не только для эстетического впечатления, но и для правильного дыхания и здорового развития организма.

2. Певческое дыхание.

 Правильное певческое дыхание является основой вокальной техники, так как от него зависит качество и красота звука. Певческое дыхание отличается  от обычного и физиологического. Вдох короткий, выдох, во время которого происходит звукоизвлечение, удлиняется.

Дыхательный процесс из автоматического переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится интенсивной.

Основной задачей педагога является формирование навыка плавного и экономного вдоха

во время звукообразования. Вдох перед пением берется активно, но бесшумно с ощущением  скрытого зевка. Это необходимо  для точности интонирования  звука в момент его атаки, поэтому очень важно выработать единый тип певческого дыхания.

     Дыхательные  упражнения начинаются с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно- активном, но не расслабленном состоянии. Полезно, чтобы учащиеся при входе положили руки на бедра, и проследили их движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро,  но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер.

Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох

3. Работа над звуком

Работа над звуком осуществляется с помощью вокальных упражнений (распевок). Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над исполнительной техникой, подготовкой голосового аппарата к работе в певческом режиме, стимуляции мышечных групп, принимающих участие в голосообразовании.

Упражнения должны быть легкими, простыми и повторяться на каждом занятии.

Упражнения даются на слоги, содержащие зубные согласные (Л, С, Д, Т), губные согласные (В, Б, П, М) и гласные, которые активизируют подвижность языка. Можно использовать короткие попевки: «я-по-ю», «я-и-ду», «хо-ро-шо-по-ю», «тень-тень» и так далее.

4. Певческая артикуляция и дикция.

Важными свойствами, характерными для эстрадной манеры исполнения, являются близость к речевой фонетике, речевое, т.е. не очень округленное формирование звука, плотное звучание в грудном регистре (исключением здесь являются детские голоса).

Артикуляционные упражнения,  направленные на развитие речевого аппарата, для улучшения певческой дикции, отчетливого произношения текста музыкального произведения. Скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательное выговаривание слов.

Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественности звучания.

Раздел 3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

Теория: Роль и значение музыки в нашей жизни, жанровое  разнообразие музыки (вокальная и инструментальная музыка, камерное искусство). Народно-песенные истоки музыки, песня – искусство звучащего слова;

Музыкальный образ. Музыкальный язык. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темпоритм, тембр, динамика).

Практика: экскурсии на концерты, конкурсы, фестивали.

Раздел 4. Обучение игре на музыкальных инструментах (струнные, клавишные, ударные)

Гитара:  Теория: знакомство с инструментом: общие сведения, устройство и настройка. Посадка исполнителя, положение гитары, постановка рук.

Строй гитары, позиции. Обозначение пальцев, буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты и их расположение на гитаре. Гамма; чтение нот; аккорды, способы извлечения аккордов, арпеджио.

Практика: Извлечение звука (ногтевой и безногтевой). Игра от исходной ноты по грифу. Разучивание несложных упражнений.

Ударные инструменты:

Теория: сведения об инструментах, устройство, уход за ними. Посадка за инструментом. Постановка рук. Ритмы, их обозначение. Упражнения для развития рук. Аппликатура. Одиночные ударные «двойки», «двойки с ускорением». Простые, сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли, синкопа. Форшлаг. Дробь (тремоло). Крещендо, диминуэндо при игре на малом барабане. Знакомство с малыми ударными инструментами: бубном, трещотками, маракасами, треугольником, «коровьим» колокольчиком, др. Практика. Упражнения на основе ритмов, игра несложных произведений.

Клавишные инструменты:

Теория: история, функция клавишных в ансамбле, в инструментальном составе. Фортепьянная фактура, виды: мелодическая, гармоническая, смешанная. Буквенно-цифровое обозначение аккордов, построение и игра их на инструменте.

Практика. Посадка и постановка рук, Соединение главных трезвучий и гармонизация мелодии. Отработка с помощью упражнений, несложных этюдов. Одноголосная мелодия в правой руке при аккордовой поддержке левой. Соединение гармонии и мелодии в правой руке при басовой поддержке в левой. Игра несложных произведений на инструменте. Практическое освоение различных видов аккомпанемента. Ознакомление с приемом Баррэ.

Раздел 5. Основы музыкальной грамоты

Теория: Теоретические и практические сведения о музыкальном звуке и его свойствах. Нотная запись звуков. Октавы. Регистры. Ключи. Расположение нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах. Длительности. Паузы. Знаки альтерации, их обозначение. Значение точки около ноты. Лига как знак увеличения звука и как знак связного исполнения нескольких звуков. Сильные и слабые доли такта. Метр, ритм и размер. Такт и тактовые черты. Затакт. Простые (2/4, 3/4) и сложные (43/4) размеры. Ритм и виды ритмических делений (дуоли, триоли). Тон и полутон.  Лад. Мажор, минор. Тональность. Интервалы. Аккорд. Запись несложных ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Тоника. Лад. Мажор и минор. Построение и пение мажорного звукоряда. Минорный лад. Натуральный, гармонический и мелодический минор.

Практика: Пение несложных упражнений в миноре. Интервалы, их виды, определение на слух, построение от различных звуков. Сокращение и упрощение нотного письма. Реприза. Вольта. Мелизмы (трели, форшлаги, группетто, морденты). Термины обозначения темпа и динамики.

Примерный репертуарный список 1-го года обучения:

Учебный репертуар:

1. Детская песенка «Теремок».

2. Закличка «Дождик».

3. В.Калинин «Простая песенка».

4. И.Беркович «Осенняя песенка».

5. И.Беркович «Щедрик».

6. Т.Захарьина «Колыбельная».

7. В.Калинин «Этюд».

8. М.Красев «Елочка».

9. Ф.Каролле «Вальс».

10.К.Листов «В землянке».

Концертный репертуар:

1. «Первый наш учитель» автор А. Апина

2. «Праздник» автор А. Церпята».

3. «Школьный вальс» муз. А. Воинов, сл. Ю.Герасимова 

 

К концу 1- го года учащиеся должны знать и уметь:

- нотную грамоту, буквенное обозначение тональностей, знаки альтерации;

- уметь читать небольшие музыкальные фрагменты с листа

- жанры музыки, историю возникновения джаза, рока, понятие о музыкальном образе;

- сведения о музыкальных инструментах: гитаре, фортепьяно, ударных;

- освоить мажорные гаммы до, соль, познакомиться с гаммами ре, ля, в пределах первой, второй позиции, с мажорными и минорными гаммами  в пределах 4-й, 5-й, 7-й, 9-й позиций; изучить несколько этюдов на различные виды техники (гитара);

- выполнять упражнения на все виды ударов с различными ритмическими фигурациями и соотношениями, исполнить одно произведение в сопровождении фортепьяно (ударные);

- владеть различными видами фортепьянного аккомпанемента, изучить несколько песен и пьес для инструментального или вокального дуэта, трио, квартета;

- понимать дирижерские жесты педагога;

- петь в унисон в диапазоне до 1- ре 2

- исполнять несложные произведения на гитаре, ударных, фортепьяно (1-2);

- правильно пользоваться своим дыханием;

- применять певческую установку /петь сидя и петь стоя/.

Формы отслеживания результатов образовательной деятельности 1-го года обучения:

1. Отчетный концерт перед воспитанниками интерната в конце учебного года

2. Концертные выступления в городе (фестивали, конкурсы, праздники).

 

Содержание программы 2 года обучения

Раздел 1. Введение. Инструктаж по ТБ

Теория. Инструктаж по правилам пожарной безопасности, ПДД, правила поведения учащихся в школе, на занятиях, в коллективе, правила использования ТСО. Постановка целей, задач на учебный год, в ходе беседы.

Практика. Организационный сбор группы. Контактные игры, исполнение песен о дружбе.

Раздел 2. Вокальная работа (см. 1-й год обучения)

Работа над сценическим исполнением учебного и концертного репертуара.

Раздел 3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

Теория: Музыка на рубеже ХХ века: возникновение джаза (родина, истоки), джаз Л. Утесова, музыка Дунаевского, Л. Книппера, М. Блантера и др. «Серьезная» и «легкая» музыка. Музыка 50-х годов. История возникновения рока. Зарубежная музыка (Элвис Пресли, Биттлз, др.)

Появление электроники в музыке. Новые группы, известные современные исполнители, их творчество.

Практика: экскурсии на концерты, конкурсы, фестивали

 Раздел 4. Обучение игре на музыкальных инструментах (струнные, клавишные, ударные)

Теория: Знакомство с электромузыкальными инструментами: (Гитара-соло, гитара-ритм, бас-гитара, клавишные и ударные инструменты). Знакомство с правилами подключения инструментов.

Практика: Отработка навыков игры на электромузыкальных инструментах. Роль каждого инструмента в ансамбле. Игра несложных музыкальных произведений.

Бас-гитара:

Теория:  устройство, характеристика инструмента, положение во время игры (стоя, сидя).

Практика: постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца (опоры). Штрихи: деташе, легато, стаккато, портато. Басовый ключ. Типы басовой партии.

Ударные инструменты:

Теория: ударная установка, устройство, расположение, функции инструментов. Нотная запись инструмента ударной установки.

Практика:  Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов. Координация рук и ног.

Клавишные электроинструменты:

Теория: современные клавишные инструменты. Характеристика, принцип эксплуатации, подключение к усилительным установкам. Правила техники безопасности. Тембровые и динамические возможности инструментов. Диапазон. Регистры. Мануалы (клавиши переключения). «Чистые» тембры, смешанные тембры: тремоло, вибрато, реверберация, (глубина и продолжительность). Эффекты. Солирующая и аккомпанирующая функции инструмента. Педальные задержания и их выразительное значение.

Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом. Чистота исполнения (строй, единство темпоритма).

Практика: Разучивание песен и несложных инструментальных пьес и их исполнение на инструментах и в составе ВИА.

Раздел 5. Постановочная работа. Ансамбль.

Теория: Понятие «аккомпанемент», функция и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе. Соло и звуковой баланс между солистом и аккомпаниатором. Настройка ансамбля, чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Подчинение индивидуального исполнения ансамблевому звучанию. Вступление инструментов, инструментальные заставки, их выразительное значение. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло-эпизодов. Чтение нот с листа. Практика: Разучивание инструментальных пьес.

Основы сценического движения: подчинение движения характеру музыки и текста. Отработка сценических движений в ансамбле.

Выход на сцену. Пение с микрофоном. Работа с режиссером. Постановка номеров.

 

Примерный репертуарный список 2-го года обучения:

Учебный репертуар:

1 .М.Каркасси «Прелюдия»;

2. Р усская народная песня «Ивушка»;

3. В.Калинин «Маленький испанец»;

4. М.Джулиани «Экосез»;

5. М.Каркасси «Алигретто»;

6. И.Кюффнер «Лендлер».

Концертный репертуар:

1. Ю.Шевчук «Что такое Осень»;

2. В.Бутусов «Прощальная песня»;

3.О.Митяев «Как здорово…»;

4. Ю.Антонов «Крыша дома твоего»;

5. Ю.Визбер «Милая моя…»;

6. Русская народная песня «Ой то не вечер…»;

7. М.Дунаевский «Все пройдет»;

Гитара:

1. В.Калинин «Прелюдия»;

2. А.Иванов-Крамской «Этюд»;

3. С.Кузнецов «Белые розы»;

4. А.Макаревич «Поворот».

 

К концу 2- го года учащиеся должны знать и уметь:

- дирижерские жесты педагога;

- различать лад /мажор, минор/;

- настрой инструментов, способы звукоизвлечения;

- звукоряд, оттенки исполнения, позиции, Баррэ малое – большое;

- типы басовых партий /аккордовый, гаммаобразный/;

- фразировка Баррэ;

- правильно пользоваться своим дыханием;

- петь в унисон и на два голоса;

- иметь репертуар исполненных песен;

- различать типы произведений;

- пользоваться приемами /стакатто, тремоло, легато, арпеджиато/;

- играть упражнения на Баррэ /больше-меньше/;

- владеть навыками ансамблевой игры (четкое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука);

- знать и понимать свою роль и место в ансамбле;

- исполнять несколько танцевальных инструментальных пьес;

- уметь грамотно аккомпанировать солистам-вокалистам.

 

Формы отслеживания результатов образовательной деятельности по итогам 2-го года обучения

1. Отчетный концерт перед воспитанниками интерната в конце учебного года.

2. Концертные выступления в городе (фестивали, конкурсы, праздники).

 

III.           ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Уровень

Критерии 1 года  обучения

 

 

 

 

 

Высокий

 -  знают нотную грамоту, буквенное обозначение тональностей, знаки альтерации;

 -  умеют читать небольшие музыкальные фрагменты с листа;

 -  знают жанры музыки, историю возникновения джаза, рока, понятие о музыкальном образе:

 -  знают сведения о музыкальных инструментах, гитаре, фортепиано, ударных

 -  освоили  мажорные гаммы до, соль, познакомиться с гаммами в пределах первой,

   второй  позиции, изучить несколько этюдов на различные виды техники (гитара);

 - выполняют упражнения на все виды ударов с различными видами  аккомпанемента (ударные);

- петь в унисон  от 1- ре-2, правильно пользоваться своим дыханием

- применять певческую установку (петь сидя и петь стоя)

 

 

 

 

Средний

 -  знают нотную грамоту, буквенное обозначение тональностей, знаки альтерации;

  -  знают жанры музыки, историю возникновения джаза, рока, понятие о музыкальном образе:

 -  сведения о музыкальных инструментах, гитаре, фортепиано, ударных

 -  освоили  мажорные гаммы до, соль, познакомиться с гаммами в пределах первой,

   второй  позиции, изучить несколько этюдов на различные виды техники (гитара);

 - выполняют упражнения на все виды ударов с различными видами  аккомпанемента (ударные);

 - умеют петь в унисон  от 1- ре-2, правильно пользоваться своим дыханием

- умеют применять певческую установку (петь сидя и петь стоя)

 -  слабо читают музыкальные фрагменты с листа

 

 

 

 

 

Низкий

-  знают нотную грамоту, буквенное обозначение тональностей, знаки альтерации;

 -  знают жанры музыки, историю возникновения джаза, рока, понятие о музыкальном образе:

 -  знают сведения о музыкальных инструментах, гитаре, фортепиано, ударных

 - умеют  применять певческую установку (петь сидя и петь стоя)

 -  cлабо читают музыкальные фрагменты с листа

 - cлабо освоены мажорные гаммы до, соль, познакомиться с гаммами в пределах первой,

   второй  позиции, изучить несколько этюдов на различные виды техники (гитара);

-не умеют петь в унисон  от 1- ре-2, правильно пользоваться своим дыханием

Уровень

Критерии 2года  обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий

     - знают дирижерские жесты педагога;

- различают лад /мажор, минор/;

- знают настрой инструментов, способы звукоизвлечения;

- знают звукоряд, оттенки исполнения, позиции, Баррэ малое – большое;

- знают типы басовых партий /аккордовый, гаммаобразный/;

- фразировка Баррэ;

- умеют правильно пользоваться своим дыханием;

- умеют петь в унисон и на два голоса;

- имеют  репертуар исполненных песен;

- различают типы произведений;

- пользуются приемами /стакатто, тремоло, легато, арпеджио/;

- играют упражнения на Баррэ /больше -меньше/;

- владеют навыками ансамблевой игры (четкое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука);

- знать и понимать свою роль и место в ансамбле;

- исполняют несколько танцевальных инструментальных пьес;

- уметь грамотно аккомпанировать солистам-вокалистам.

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

 

 

 

 

 

     

- знают дирижерские жесты педагога;

- различают лад /мажор, минор/;

- знают настрой инструментов, способы звукоизвлечения;

- знают звукоряд, оттенки исполнения, позиции, Баррэ малое – большое;

- знают типы басовых партий /аккордовый, гаммаобразный/;

- фразировка Баррэ;

- умеют правильно пользоваться своим дыханием;

- имеют  репертуар исполненных песен;

- различают типы произведений;

- пользуются приемами /стакатто, тремоло, легато, арпеджио;

- играют упражнения на Баррэ /больше - меньше/;

- владеют навыками ансамблевой игры (четкое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука);

- знать и понимать свою роль и место в ансамбле;

- исполняют несколько танцевальных инструментальных пьес;

-  слабо поют на два голоса;

-  слабо владеют навыками ансамблевой игры (четкое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука);

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий

- знают дирижерские жесты педагога;

- различают лад /мажор, минор/;

- знают настрой инструментов, способы звукоизвлечения;

- знают звукоряд, оттенки исполнения, позиции, Баррэ малое – большое;

- знают типы басовых партий /аккордовый, гаммаобразный/;

- фразировка Баррэ;

- умеют правильно пользоваться своим дыханием;

- имеют  репертуар исполненных песен;

- различают типы произведений;

- пользуются приемами /стакатто, тремоло, легато, арпеджио;

- играют упражнения на Баррэ /больше - меньше/;

- владеют навыками ансамблевой игры (четкое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука);

- знать и понимать свою роль и место в ансамбле;

-не умеют петь в унисон и на два голоса;

- не владеют навыками ансамблевой игры (четкое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука);

- не умеют  исполнять несколько танцевальных инструментальных пьес.


 Формы аттестации при  реализации дополнительной образовательной программы.

- итоговые концерты по итогам полугодия;

- фестивали, конкурсы, концерты, праздники;

 

 

 

 

IV.                             ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

                     Педагогическая деятельность по реализации данной дополнительной общеобразовательной программы осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

        Образовательная организация вправе привлекать к реализации данной дополнительной общеобразовательной программы лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Материально - технические условия:

 Информационно-методические: Учебно-методические пособия, нотная литература, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические материалы;

Технические:  Звукоусилительная аппаратура (усилитель, колонки, микшерский пульт, микрофоны, электрогитары, синтезатор, компьютер с программами обработки звука, миди - караоке, проигрывателями, программами изменения тональности, программами записи голоса и инструментального материала;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Основные методы и формы обучения:

В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:

словесные методы: рассказ, описание, беседа, объяснение;

наглядные методы: аудио, видеозаписи, фотографии, презентации, материалы периодики, иллюстрации;

практические методы: игровой (сюжетно-ролевые, имитационные игры), метод погружения в образ, моделирование музыкального произведения.

Основные формы – беседа, слушание музыки, рефлексия, репетиция, концертное выступление. Формы практики могут быть различными: вначале это участие в концерте с одной - двумя песнями; с ростом мастерства и накоплением репертуара формы деятельности расширяются – это творческие встречи, участие в фестивалях, конкурсах, концертах.

При зачислении в вокально-инструментальную студию программа не предусматривает предварительного прослушивания и отбора детей, набор осуществляется по желанию ребенка.

Методическое обеспечение : Библиотека: журналы «Праздник», сборники «Праздник в школе», репертуарные сборники, сборники песен, сборники аккордов для начинающих,

Дидактический материал: аккорды для гитары, синтезатора, карточки – нотный  материал.

Материально- техническое обеспечение  Мультиме-дийный проектор, компьютер, музыкальные инструменты: гитара, клавишные, ударные.

 

Информационное обеспечение

https://muzrock.com/zhanryi-muzyiki

https://allbest.ru/k-3c0a65625a3ad79a4c53b89421316c37.html

http://www.norma40.ru/articles/sovetskiy-dzhaz-istoriya.htm

https://3akkorda.net/legkie-pesni-dlya-nachinayushhix/

https://www.youtube.com/watch?v=O7fYusTKKsg

http://vse-noty.ru/noty-dlya-fortepiano-dlya-nachinayushhix.html

 

 

 

V.                                                              Список литературы

 

1. Аникеева Е.И.Как развивать певческий голос. Кишинев 1990.

2. Ариевич С.24 композиции для бас гитары. Москва 1990.

3. Ариевич С.Практическое руководство игры на бас – гитаре. Москва 1990.

4. Бриль И.Практический курс джазовой импровизации. Киев 1983.

5. Брославский Д.Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. Москва 1974.

6. Каркасси М.Школа игры на шестиструнной гитаре. Москва 1970.

7. Кузнецов В.Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. Москва 1981.

8. Морген Л.Школа игры  на бас – гитаре. Москва 1989.

9. Огордников Д.Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. Киев 1980.

10. Панаиотов А.Ударные инструменты в современных оркестрах. Москва 1973.

11. Ровнев В.Работа самодеятельного вокального ансамбля. Москва 1999.

12. Саульский Ю.Аранжировка. Москва 1977.

13. Шахалов Л.Курс инструментовки для эстрадных ансамблей. Москва 1974.

14. Катанский В.Песенник 500 аккордов. М. 2005

15. Хрестоматия гитариста. Пьесы Год: 2009 Ростов н/Д Феникс

16. «Постановка голоса», Крылатов, М. 1999г.

17. Сборники «Буратино» №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

18. Азбука музыкально-творческого саморазвития, Москва 1997г.

19. «До-ре-ми», сборник, М.2001г.

20.«Сольфеджио», Бутаков, С.-Петербург, 2000г.

21.«Учебник по музыке и творчеству», Е. И. Юдина, М. «Аквариум»,1997г.

22.«Пою с утра», Крылатов, Музыка, Москва2000г.

23.«Русская песня», (сб.№1-12), Москва 1990-2000гг.

 


Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности программа «Надежда» разработана в соответствии с: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности программа «Надежда» разработана в соответствии с: 1

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она ориентирована на развитие художественных способностей в области музыкального искусства детей, расширяет их возможности в овладении элементами творчества, сольного…

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она ориентирована на развитие художественных способностей в области музыкального искусства детей, расширяет их возможности в овладении элементами творчества, сольного…

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Обучение игре на музыкальных инструментах 90 30 60

Обучение игре на музыкальных инструментах 90 30 60

Хорошая постановка корпуса имеет значение не только для эстетического впечатления, но и для правильного дыхания и здорового развития организма

Хорошая постановка корпуса имеет значение не только для эстетического впечатления, но и для правильного дыхания и здорового развития организма

Практика: Извлечение звука (ногтевой и безногтевой)

Практика: Извлечение звука (ногтевой и безногтевой)

Формы отслеживания результатов образовательной деятельности 1-го года обучения: 1

Формы отслеживания результатов образовательной деятельности 1-го года обучения: 1

Теория: современные клавишные инструменты

Теория: современные клавишные инструменты

Баррэ /больше-меньше/; - владеть навыками ансамблевой игры (четкое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука); - знать и понимать свою роль и место…

Баррэ /больше-меньше/; - владеть навыками ансамблевой игры (четкое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука); - знать и понимать свою роль и место…

Высокий - знают дирижерские жесты педагога; - различают лад /мажор, минор/; - знают настрой инструментов, способы звукоизвлечения; - знают звукоряд, оттенки исполнения, позиции,

Высокий - знают дирижерские жесты педагога; - различают лад /мажор, минор/; - знают настрой инструментов, способы звукоизвлечения; - знают звукоряд, оттенки исполнения, позиции,

I. ОРГАНИЗАЦИОННО –

I. ОРГАНИЗАЦИОННО –

I. Список литературы 1

I. Список литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022