Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Национальные культуры"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Национальные культуры"

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
история
7 кл—11 кл
29.03.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Национальные  культуры"
Программа кружка «Национальные культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Актуальность программы Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «Малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. В-третьих, Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …» На территории Новоселицкого района Ставропольского края проживают представители многих национальностей. В МОУ «СОШ № 2» обучается кроме русских большой процент и других народов Кавказа. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Программа кружка Национальные культуры.doc

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №2» с.Чернолесского

Новоселицкого района Ставропольского края

 

 

 

                                                                               

 

          

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

"Национальные  культуры"

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 10 - 14 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

                                           Автор-составитель:

                                          Донцова  Валентина  Алексеевна,

                                     учитель истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«…Общество лишь тогда способно ставить

и решать масштабные национальные

задачи, когда у него есть общая

 система нравственных ориентиров,

когда в стране хранят уважение

 к родному языку, к самобытной культуре

 и к самобытным культурным ценностям,

к памяти своих предков,

 к каждой странице нашей отечественной истории».

 

Из послания Президента России Федеральному собранию

 

Программа кружка «Национальные культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.

Актуальность программы

Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов,  проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «Малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.

В-третьих,

Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …» На территории Новоселицкого  района Ставропольского края проживают представители многих национальностей. В МОУ «СОШ № 2» обучается кроме русских большой процент и  других народов  Кавказа. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Цель программы: пробуждение  у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Северного  Кавказа, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.

Задачи программы:

1.     Изучение прошлого и настоящего Новоселицкого  района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в селе Чернолесском.

     2.      Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

3.     Активизация поисковой деятельности учащихся.

      4.  Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

     5.  Воспитание чувства  гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие.

Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Традиционными источниками нравственности являются:

Россия,  

многонациональный народ Российской Федерации,

 гражданское общество, семья, труд,  

искусство, наука,

природа,

 человечество.

Культура народов Северного Кавказа должна предстать перед учащимися в своей целостности.

Основные принципы построения программы:

-      тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;

-      единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;

-      соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.

Межпредметные связи.

В ходе изучения курса максимально реализуются межпредметные связи, что послужит средством гармоничного развития учащихся.

Содержание программы кружка могут быть дополнительным материалом таких школьных предметов обучающихся как русский язык и литература, история, обществознание, география, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология.

Обеспечение программы.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи народных мелодий разных национальностей.

Связь с другими учреждениями: школьный и районный музеи, Дом культуры села, музыкальная школа, школьная и сельская библиотеки.

Специализация программы: участники программы  обучающиеся 5-8 классов (10-14 лет). При работе учитываются возрастные способности, интересы и индивидуальные особенности детей.

Новизна программы.

Специфика этого курса состоит в том, чтобы, опираясь на  конкретный фольклорно - этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию.

Оригинальность программы.

Отличительной особенностью программы является основной метод работы: глубокое погружение в главную тему четверти.

Учащиеся изучают культуру одного народа: костюм, обычаи, песни, сказки, игры, праздники, блюда национальной кухни,  язык (по возможности). Во время занятий  возникает духовное общение, особая эмоциональная  интеллектуальная, нравственная  атмосфера. Радостная, благотворно тревожащая воображение ребёнка ритмичная  череда календарно - обрядовых праздников,  трепетное ожидание, затем разрядка в эмоционально, эстетически, нравственно  значимом соучастии  станет устойчивой традицией,  украшающей жизнь ребят.

Для реализации поставленных задач используется различные формы  работы.

Формы проведения занятий:

1.    Беседы

 2.   Экскурсии

 3.     Игры

 4.    Практикумы

5.     Праздники-концерты

5.     Проектная деятельность

6.     Исследовательская деятельность

Программа рассчитана на 1 год обучения– 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью  40 минут (1 академический час).

Педагогические принципы, необходимые при реализации программы кружка:

• Национальное своеобразие

• Духовность

• Гуманность

• Поликультурность

• Историзм

Образовательная программа кружка  создана для обучающихся 5-8 классов и реализуется на базе МОУ «СОШ № 2» .

Предполагаемые  результаты освоения обучающимися

Личностные результаты

           Формирование:

—          устойчивой нравственной и активной гражданской позиции личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов;

-   основ нравственного самосознания личности (совести) — способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-основ морали — осознанной учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в российском обществе представлениями о Добре и Зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки учащегося;

-способности учащегося выражать и отстаивать собственную нравственно оправданную позицию и критического отношения к собственным и чужим мыслям и поступкам на основе их соответствия базовым духовно-нравственным ценностям России;

-высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России;

-гражданской идентичности на основе целостного мировоззрения учащегося, опирающегося на традиционные ценности культуры России;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и способности к сопереживанию;

-   осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям, к вере и религиозным убеждениям;

- ценностное отношения к семье как основе российского общества и семейным ценностям;

-   основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры учащегося.

Воспитание:

-духовно и нравственно развитой личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности культуры России, и настроенной на творческое созидание и саморазвитие;

-   культуры семейных отношений и памяти поколений;
-гражданственности,   патриотизма,   любви  к  семье,   родному  краю,

соотечественникам, согражданам; своей Родине

-культуры поведения учащихся в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями культуры России;

-     нравственных чувств и этического сознания;

-     трудолюбия и творческого отношения к труду и учебе;

-     ценностного отношения к природе;

-     ценностного отношения к художественной культуре и творчеству;

-     толерантности и веротерпимости.

Метапредметные результаты

Формирование

-мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;

-   ценностно-смысловой сферы личности;

-умения учиться и способности к организации своей деятельности (планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

-умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-опыта социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества;

-готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-   основ информационной культуры и ИКТ-компетенции.

 Овладение:

-способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-   способами решения проблем творческого и поискового характера;
-навыками        использования        знаково-символических        средств

представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

-навыками активного использования речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

-навыками использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

навыками ценностно-смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами;

-навыками осознанного ценностно-смыслового построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах;

-логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-начальными сведениями о сущности и особенностях социальных, культурных, духовно-нравственных процессов и явлений;

-   способностью понимания духовно-нравственного смысла и образности
выражения произведений фольклорного, литературного, изобразительного и
музыкального искусства;

-опытом социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.

-   базовыми предметными и межпредметными связями, формирующими
основы российской гражданской идентичности и целостного
мировосприятия.

Воспитание:

-способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию;

-   устойчивого интереса к изучению истории и культуры своей страны и
своего народа;

-   добросовестного отношения к учебе, домашним обязанностям и труду;
-ответственности и порядочности в отношениях с одноклассниками,

сверстниками, учителями, соседями;

-   готовности применения полученных знаний в быту, семейной жизни,
дружеских отношениях и будущей трудовой и общественной деятельности.

 Предметные результаты

Формирование:

-готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию;

-целостной системы знаний основ социального и культурного опыта развития народов в рамках единого культурного пространства России;

-первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях и их роли в становлении духовно-нравственных основ, моральных норм и культурных традиций народов России и страны;

-     системы знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, а также культурологической компетентности учащихся в области знаний о традициях религиозной культуры народов России в исторической ретроспективе и современности;

-     внутренней установки личности поступать согласно совести.

Овладение первоначальными представлениями о

-культуре человека и основных качествах личности человека и гражданина;

-духовных и нравственных основах самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации;

-об истоках, традициях и характере многонациональной и многоконфессиональной культуры России и ее единого культурного пространства;

-об этноконфессиональной структуре российского общества, особенностях культуры и быта основных этноконфессиональных групп населения России;

-об исторических и культурных корнях и взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной, общественной жизни, прав и обязанностей гражданина России;

-об единстве идейного, духовно-нравственного содержания лите­ратурных, художественных, музыкальных произведений культуры России;

-   об истории появления славянской письменности и роли письменности
в развитии культуры России;

-о влиянии религии на формирование государственности и развитие культуры России;

-об истории развития культуры родного края и вкладе культуры родного края в развитие культуры страны.

Формирование основ:

-   анализа художественных, фольклорных произведений и произведений
искусства с опорой на базовые духовно-нравственные ценности культуры
России;

-анализа ситуаций, происходящих в жизни, на основе характеристик личности и базовых духовно-нравственных ценностей культуры России;

- социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.

Прогнозируемые результаты:

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- национальности, проживающие на Северном Кавказе;

- отличительные особенности народных костюмов;

-  главные национальные праздники этих народов;

-  обычаи, особенности культурных традиций народов.

Обучающиеся должны уметь:

-  приветствовать  на родных языках;

-  играть в народные игры;

-  узнавать принадлежность  народных мелодий;

-  танцевать народные танцы;

-  быть толерантным к представителям других народностей.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности; через знания  истории и культуры народов Северного Кавказа происходит формирование личности патриота и достойного гражданина своей страны.

 

Содержание программы

 

Введение. Территориальный и национальный принципы административно-территориального устройства России. Классификация народов России. Цели и задачи курса.

Тема 1. Географическое   положение  Северного  Кавказа  на карте России. Нартский эпос.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Тема 2. История народов Северного  Кавказа.   Древнейшая история Северного Кавказа.      Боспорское царство и греческая колонизация на Северном Кавказе.  Римская империя и Византия на Северном Кавказе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Тема 3. Народы, языки и религии Северного Кавказа. Влияние Албании, Ирана, арабов, хазар на народы Дагестана. Аланы и их роль в истории Северного Кавказа. Аланы и их роль в истории Северного Кавказа. Монголо-татарское завоевание Кавказа.

Тема 4. Первые Русские на Северном Кавказе. Тмутараканское княжество и Северный Кавказ. Народы Северного Кавказа перед вхождением в состав Российской империи. Гребенские и терские казаки на Северном Кавказе. Казачья колонизация. Линейное казачество. Первопоселенцы села Чернолесского: кто они?

Тема 5. Национальности  и народности  Ставропольского  края. Перекресток народов: русские, украинцы, белорусы. Быт и традиции  казаков. Семейные традиции. Культ коня. Целебные источники.

Тема 6. Республики Северного Кавказа. Мозаика народов. Общие корни карачаевцев и балкарцев. Традиционные поселения и жилища. Местные обычаи: побратимство, куначество. Многонациональное население Дагестана. Кубачи – крупнейший центр художественных ремесел. Лезгинка. Нравственные предписания и этикет. Военный характер народных игр. Северокавказский тип одежды. Семейные традиции  кавказского  народа. Кавказские обычаи и традиции. Традиционная архитектура.

Учебный  план

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

 

1

Введение. Территориальный и национальный принципы административно-территориального устройства России. Классификация народов России. Цели и задачи курса.

1

1

-

Опрос

2

Тема1. Географическое   положение  Северного  Кавказа  на карте России.

1

1

-

Беседа

3-6

Древнейшая история Северного Кавказа.      Боспорское царство и греческая колонизация на Северном Кавказе.  Римская империя и Византия на Северном Кавказе

4

2

2

Доклад

7-8

Тмутараканское княжество и Северный Кавказ.

Гребенские и терские казаки на Северном Кавказе.

Казачья колонизация. Линейное казачество

2

1

1

 

Доклад

9

Перекресток народов: русские, украинцы, белорусы. Быт и традиции  казаков. Семейные традиции.Культ коня. Целебные источники.

1

-

1

Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы.

10

Русские  на Северном Кавказе. Русские народные танцы. Разучивание Русский национальный костюм.

1

-

1

Практическая работа

11

Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки. Русские народные песни. Разучивание

1

-

1

Блиц-опрос

12

Русские народные песни. Разучивание.

1

-

1

Практическая работа

13

Русские народные танцы. Разучивание.

1

-

1

Практическая работа

14

Русские народные праздники, игры.

1

1

-

Блиц-опрос

 

15

Русские национальные блюда.

1

1

-

Беседа

16

Украинцы на Северном Кавказе. Слова приветствия на украинском языке. Украинский национальный костюм.

1

1

-


Доклад

17

Украинские народные сказки, песни, танцы.

1

-

1

Практическая работа

18

Украинские национальные блюда, народные игры, праздники.

1

-

1

Практическая работа

19

Праздник русской и украинской культуры.

1

-

1

Реферат

20

Мозаика народов. Общие корни карачаевцев и балкарцев. Традиционные поселения и жилища. Местные обычаи: побратимство, куначество.

1

1

-

Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы

21-22

Многонациональное население Дагестана. Народные герои.

2

1

1

Практическая работа

23-24

Кубачи – крупнейший центр художественных ремесел. Фольклор, загадки, сказки, народный эпос. Традиционная архитектура.

2

1

1

Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы

25-26

Семейные  традиции народов Дагестана.

2

1

1

Сообщения учащихся , работа с документами. 

27-28

Северокавказский тип одежды. Кавказские обычаи и традиции

2

1

1

Сообщения учащихся , работа с документами. 

29-30

Народные  танцы. Лезгинка.

2

1

1

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 
дискуссия. 

31-32

Кавказские обычаи и традиции. Кавказское гостеприимство. Национальная кухня.

2

1

1

Круглый стол

33-34

Праздник  «Дружбы народов Северного  Кавказа».

2

-

2

Защита проектов

 

 

 

 

 

 

Итого

34

15

19

 

 

Календарный учебный график

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

 

11.40-12.20

лекция

1

Введение. Территориальный и национальный принципы административно-территориального устройства России. Классификация народов России. Цели и задачи курса.

10

Просмотр видеофрагментов

2

 

 

11.40-12.20

лекция

1

Тема1. Географическое   положение  Северного  Кавказа  на карте России.

10

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 
дискуссия. 

Тема 2. История народов Северного  Кавказа.

3-4

 

 

11.40-12.20

Практическая работа 

2

Древнейшая история Северного Кавказа.      Боспорское царство и греческая колонизация на Северном Кавказе.  Римская империя и Византия на Северном Кавказе

10

Круглый стол

Тема 3. Народы, языки и религии Северного Кавказа

5-6

 

 

11.40-12.20

экскурсия

2

Древнейшая история Северного Кавказа.      Боспорское царство и греческая колонизация на Северном Кавказе.  Римская империя и Византия на Северном Кавказе.

Виртуальный  музей

Просмотр видеофрагментов

Тема 4. Первые Русские на Северном Кавказе.

7-8

 

 

11.40-12.20

экскурсия

2

Тмутараканское княжество и Северный Кавказ.

Гребенские и терские казаки на Северном Кавказе.

Казачья колонизация. Линейное казачество. Первопоселенцы села Чернолесского: кто они?

музей

Доклад

Тема 5. Национальности  и народности  Ставропольского  края.

9

 

 

11.40-12.20

Практическая работа 

1

Перекресток народов: русские, украинцы, белорусы. Быт и традиции  казаков. Семейные традиции. Культ коня. Целебные источники.

10

Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы.

10

 

 

11.40-12.20

Презентация

1

Русские  на Северном Кавказе. Русские народные танцы. Разучивание Русский национальный костюм.

10

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 

11

 

 

11.40-12.20

Видеолекция

1

Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки. Русские народные песни. Разучивание

библиотека

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 

12

 

 

11.40-12.20

Практическая работа 

1

Русские народные песни. Разучивание.

ДК

Сообщения учащихся , работа с документами. 

13

 

 

11.40-12.20

Видеолекция

1

Русские народные танцы. Разучивание.

10

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 

14

 

 

11.40-12. 11.40-12.2020

Видеолекция

1

Русские народные праздники, игры.

10

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 

15

 

 

11.40-12.20

Видеолекция

1

Русские национальные блюда.

10

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 

16

 

 

11.40-12.20

Работа в группах

1

Украинцы на Северном Кавказе. Слова приветствия на украинском языке. Украинский национальный костюм.

10

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 
дискуссия. 

17

 

 

11.40-12.20

Практическая работа 

1

Украинские народные сказки, песни, танцы.

10

Сообщения учащихся , работа с документами. 

18

 

 

11.40-12.20

Практическая работа 

1

Украинские национальные блюда, народные игры, праздники.

10

Сообщения учащихся , работа с документами. 

19

 

 

11.40-12.20

Работа в группах

1

Праздник русской и украинской культуры.

10

Сообщения учащихся

Тема 6. Республики Северного Кавказа.

20

 

 

11.40-12.20

Практическая работа 

1

Мозаика народов. Общие корни карачаевцев и балкарцев. Традиционные поселения и жилища. Местные обычаи: побратимство, куначество.

Библиотека школы

Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы

21-22

 

 

11.40-12.20

Работа в группах

2

Многонациональное население Дагестана. Народные герои.

10

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 
дискуссия

23-24

 

 

11.40-12.20

Работа в группах

2

Кубачи – крупнейший центр художественных ремесел. Фольклор, загадки, сказки, народный эпос. Традиционная архитектура.

Библиотека

Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы

25-26

 

 

11.40-12.20

Практическая работа 

2

Семейные  традиции народов Дагестана.

 

Сообщения учащихся , работа с документами. 

27-28

 

 

11.40-12.20

Практическая работа 

 

2

Северокавказский тип одежды. Кавказские обычаи и традиции

10

Сообщения учащихся  работа с документами. 

29-30

 

 

11.40-12.20

Работа в группах

2

Народные  танцы. Лезгинка.

ДК

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, 
дискуссия. 

31-32

 

 

11.40-12.20

Работа в группах

2

Кавказские обычаи и традиции. Кавказское гостеприимство. Национальная кухня.

10

Круглый стол

33-34

 

 

11.40-12.20

Викторина

2

Праздник  «Дружбы народов Северного  Кавказа».

10

Защита проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации

Материально-техническое обеспечение программы:

компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи народных мелодий разных национальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-методическое обеспечение.

 1.  www.museum.ru/M1413 - официальная страница
    
Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве - W610официальный сайт www.stavmuseum.ru/

2.   www.museum.ru/M1424 - официальная страница
    
Пятигорский краеведческий музей - W834официальный сайт www.pkm1903.ru/

3. www.museum.ru/M1422 - официальная страница
    
Кисловодский историко-краеведческий музей "Крепость" - W752официальный сайт www.museum-krepost.ru/

4. Новоселицкий районный историко-краеведческий музей 

 

 

Список  литературы

 

1.      Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Т. 1.

2.      Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

3.      Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М., 2005.

4.      Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IVX вв. Л., 1979.

5.       Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: история и современность. Ставрополь, 1994.                                                                                                                                                                                                                                                                               

6.       Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам. Ставрополь, 1992.

7.      Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. Сб. Ставрополь, 1994.

8.       Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Книга 1. Москва – Пятигорск, 1992.

9.       Мамбетов С.Х. Народы Кавказа. М., 1960.

10.  Мамонтов М.С. «История Новоселицкого  района», Ставрополь,2000.

11.  Невская В.П. «История Ставропольского  края», Ставрополь, 1996.

12.    Чернышев В.Н. Казачество и его традиции. «Кавказская здравница», 1992.

13.   Статьи по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до современности.

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО                                                               СОГЛАСОВАНО

на заседании   методического совета                                 Зам. директора по ВР

протокол №____от ____________2020г.                            _______________....................                                                                                

                                                                                                  «_____» ____________2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «…Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «…Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение…

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни

Праздники-концерты 5. Проектная деятельность 6

Праздники-концерты 5. Проектная деятельность 6

Метапредметные результаты Формирование -мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению; - ценностно-смысловой сферы личности; -умения учиться и способности к организации своей деятельности…

Метапредметные результаты Формирование -мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению; - ценностно-смысловой сферы личности; -умения учиться и способности к организации своей деятельности…

Предметные результаты Формирование: -готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию; -целостной системы знаний основ социального и культурного опыта развития народов в рамках единого культурного пространства

Предметные результаты Формирование: -готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию; -целостной системы знаний основ социального и культурного опыта развития народов в рамках единого культурного пространства

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности; через знания истории и культуры народов

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности; через знания истории и культуры народов

Гребенские и терские казаки на

Гребенские и терские казаки на

документами.

документами.

Древнейшая история Северного Кавказа

Древнейшая история Северного Кавказа

Видеолекция 1Русские национальные блюда

Видеолекция 1Русские национальные блюда

Работа в группах 2

Работа в группах 2

Информационно-методическое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2021