Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.Чернолесского
Новоселицкого района Ставропольского края
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
"Национальные культуры"
Возраст обучающихся: 10 - 14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Донцова Валентина Алексеевна,
учитель истории и обществознания.
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«…Общество лишь тогда способно ставить
и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая
система нравственных ориентиров,
когда в стране хранят уважение
к родному языку, к самобытной культуре
и к самобытным культурным ценностям,
к памяти своих предков,
к каждой странице нашей отечественной истории».
Из послания Президента России Федеральному собранию
Программа кружка «Национальные культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.
Актуальность программы
Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «Малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.
В-третьих,
Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …» На территории Новоселицкого района Ставропольского края проживают представители многих национальностей. В МОУ «СОШ № 2» обучается кроме русских большой процент и других народов Кавказа. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Северного Кавказа, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи программы:
4. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
5. Воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие.
Основным содержанием духовно
нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные
ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях
многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и
обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые
национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её
исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Традиционными источниками нравственности являются:
Россия,
многонациональный народ Российской Федерации,
гражданское общество, семья, труд,
искусство, наука,
природа,
человечество.
Культура народов Северного Кавказа должна предстать перед учащимися в своей целостности.
Основные принципы построения программы:
- тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;
- единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.
Межпредметные связи.
В ходе изучения курса максимально реализуются межпредметные связи, что послужит средством гармоничного развития учащихся.
Содержание программы кружка могут быть дополнительным материалом таких школьных предметов обучающихся как русский язык и литература, история, обществознание, география, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология.
Обеспечение программы.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи народных мелодий разных национальностей.
Связь с другими учреждениями: школьный и районный музеи, Дом культуры села, музыкальная школа, школьная и сельская библиотеки.
Специализация программы: участники программы обучающиеся 5-8 классов (10-14 лет). При работе учитываются возрастные способности, интересы и индивидуальные особенности детей.
Новизна программы.
Специфика этого курса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорно - этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию.
Оригинальность программы.
Отличительной особенностью программы является основной метод работы: глубокое погружение в главную тему четверти.
Учащиеся изучают культуру одного народа: костюм, обычаи, песни, сказки, игры, праздники, блюда национальной кухни, язык (по возможности). Во время занятий возникает духовное общение, особая эмоциональная интеллектуальная, нравственная атмосфера. Радостная, благотворно тревожащая воображение ребёнка ритмичная череда календарно - обрядовых праздников, трепетное ожидание, затем разрядка в эмоционально, эстетически, нравственно значимом соучастии станет устойчивой традицией, украшающей жизнь ребят.
Для реализации поставленных задач используется различные формы работы.
Формы проведения занятий:
1. Беседы
2. Экскурсии
3. Игры
4. Практикумы
5. Праздники-концерты
5. Проектная деятельность
6. Исследовательская деятельность
Программа рассчитана на 1 год обучения– 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут (1 академический час).
Педагогические принципы, необходимые при реализации программы кружка:
• Национальное своеобразие
• Духовность
• Гуманность
• Поликультурность
• Историзм
Образовательная программа кружка создана для обучающихся 5-8 классов и реализуется на базе МОУ «СОШ № 2» .
Предполагаемые результаты освоения обучающимися
Личностные результаты
Формирование:
— устойчивой нравственной и активной гражданской позиции личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов;
- основ нравственного самосознания личности (совести) — способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-основ морали — осознанной учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в российском обществе представлениями о Добре и Зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки учащегося;
-способности учащегося выражать и отстаивать собственную нравственно оправданную позицию и критического отношения к собственным и чужим мыслям и поступкам на основе их соответствия базовым духовно-нравственным ценностям России;
-высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России;
-гражданской идентичности на основе целостного мировоззрения учащегося, опирающегося на традиционные ценности культуры России;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и способности к сопереживанию;
- осознанного и уважительного отношения к
традиционным российским
религиям, к вере и религиозным убеждениям;
- ценностное отношения к семье как основе российского общества и семейным ценностям;
- основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры учащегося.
Воспитание:
-духовно и нравственно развитой личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности культуры России, и настроенной на творческое созидание и саморазвитие;
- культуры семейных отношений и памяти поколений;
-гражданственности, патриотизма,
любви к семье, родному краю,
соотечественникам, согражданам; своей Родине
-культуры поведения учащихся в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями культуры России;
- нравственных чувств и этического сознания;
- трудолюбия и творческого отношения к труду и учебе;
- ценностного отношения к природе;
- ценностного отношения к художественной культуре и творчеству;
- толерантности и веротерпимости.
Метапредметные результаты
Формирование
-мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;
- ценностно-смысловой сферы личности;
-умения учиться и способности к организации своей деятельности (планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
-умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-опыта социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества;
-готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- основ информационной культуры и ИКТ-компетенции.
Овладение:
-способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- способами решения проблем творческого и поискового характера;
-навыками
использования знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
-навыками активного использования речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
-навыками использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- навыками ценностно-смыслового чтения текстов
различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами;
-навыками осознанного ценностно-смыслового построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах;
-логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-начальными сведениями о сущности и особенностях социальных, культурных, духовно-нравственных процессов и явлений;
- способностью понимания духовно-нравственного
смысла и образности
выражения произведений фольклорного,
литературного, изобразительного и
музыкального искусства;
-опытом социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.
- базовыми предметными и межпредметными связями,
формирующими
основы российской гражданской идентичности и целостного
мировосприятия.
Воспитание:
-способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию;
- устойчивого интереса к изучению истории и
культуры своей страны и
своего народа;
- добросовестного отношения к учебе, домашним обязанностям и труду;
-ответственности и порядочности в
отношениях с одноклассниками,
сверстниками, учителями, соседями;
- готовности применения полученных знаний в быту,
семейной жизни,
дружеских отношениях и будущей
трудовой и общественной деятельности.
Предметные результаты
Формирование:
-готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию;
-целостной системы знаний основ социального и культурного опыта развития народов в рамках единого культурного пространства России;
-первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях и их роли в становлении духовно-нравственных основ, моральных норм и культурных традиций народов России и страны;
- системы знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, а также культурологической компетентности учащихся в области знаний о традициях религиозной культуры народов России в исторической ретроспективе и современности;
- внутренней установки личности поступать согласно совести.
Овладение первоначальными представлениями о
-культуре человека и основных качествах личности человека и гражданина;
-духовных и нравственных основах самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации;
-об истоках, традициях и характере многонациональной и многоконфессиональной культуры России и ее единого культурного пространства;
-об этноконфессиональной структуре российского общества, особенностях культуры и быта основных этноконфессиональных групп населения России;
-об исторических и культурных корнях и взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной, общественной жизни, прав и обязанностей гражданина России;
-об единстве идейного, духовно-нравственного содержания литературных, художественных, музыкальных произведений культуры России;
- об истории появления славянской письменности и
роли письменности
в развитии культуры России;
-о влиянии религии на формирование государственности и развитие культуры России;
-об истории развития культуры родного края и вкладе культуры родного края в развитие культуры страны.
Формирование основ:
- анализа художественных, фольклорных произведений
и произведений
искусства с опорой на базовые
духовно-нравственные ценности культуры
России;
-анализа ситуаций, происходящих в жизни, на основе характеристик личности и базовых духовно-нравственных ценностей культуры России;
- социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.
Прогнозируемые результаты:
- национальности, проживающие на Северном Кавказе;
- отличительные особенности народных костюмов;
- главные национальные праздники этих народов;
- обычаи, особенности культурных традиций народов.
Обучающиеся должны уметь:
- приветствовать на родных языках;
- играть в народные игры;
- узнавать принадлежность народных мелодий;
- танцевать народные танцы;
- быть толерантным к представителям других народностей.
Содержание программы
Введение. Территориальный и национальный принципы административно-территориального устройства России. Классификация народов России. Цели и задачи курса.
Тема 1. Географическое положение Северного Кавказа на карте России. Нартский эпос.
Тема 2. История народов Северного Кавказа. Древнейшая история Северного Кавказа. Боспорское царство и греческая колонизация на Северном Кавказе. Римская империя и Византия на Северном Кавказе.
Тема 3. Народы, языки и религии Северного Кавказа. Влияние Албании, Ирана, арабов, хазар на народы Дагестана. Аланы и их роль в истории Северного Кавказа. Аланы и их роль в истории Северного Кавказа. Монголо-татарское завоевание Кавказа.
Тема 4. Первые Русские на Северном Кавказе. Тмутараканское княжество и Северный Кавказ. Народы Северного Кавказа перед вхождением в состав Российской империи. Гребенские и терские казаки на Северном Кавказе. Казачья колонизация. Линейное казачество. Первопоселенцы села Чернолесского: кто они?
Тема 5. Национальности и народности Ставропольского края. Перекресток народов: русские, украинцы, белорусы. Быт и традиции казаков. Семейные традиции. Культ коня. Целебные источники.
Тема 6. Республики Северного Кавказа. Мозаика народов. Общие корни карачаевцев и балкарцев. Традиционные поселения и жилища. Местные обычаи: побратимство, куначество. Многонациональное население Дагестана. Кубачи – крупнейший центр художественных ремесел. Лезгинка. Нравственные предписания и этикет. Военный характер народных игр. Северокавказский тип одежды. Семейные традиции кавказского народа. Кавказские обычаи и традиции. Традиционная архитектура.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
||
1 |
Введение. Территориальный и национальный принципы административно-территориального устройства России. Классификация народов России. Цели и задачи курса. |
1 |
1 |
- |
Опрос |
2 |
Тема1. Географическое положение Северного Кавказа на карте России. |
1 |
1 |
- |
Беседа |
3-6 |
Древнейшая история Северного Кавказа. Боспорское царство и греческая колонизация на Северном Кавказе. Римская империя и Византия на Северном Кавказе |
4 |
2 |
2 |
Доклад |
7-8 |
Тмутараканское княжество и Северный Кавказ. Гребенские и терские казаки на Северном Кавказе. Казачья колонизация. Линейное казачество |
2 |
1 |
1 |
Доклад |
9 |
Перекресток народов: русские, украинцы, белорусы. Быт и традиции казаков. Семейные традиции.Культ коня. Целебные источники. |
1 |
- |
1 |
Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы. |
10 |
Русские на Северном Кавказе. Русские народные танцы. Разучивание Русский национальный костюм. |
1 |
- |
1 |
Практическая работа |
11 |
Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки. Русские народные песни. Разучивание |
1 |
- |
1 |
Блиц-опрос |
12 |
Русские народные песни. Разучивание. |
1 |
- |
1 |
Практическая работа |
13 |
Русские народные танцы. Разучивание. |
1 |
- |
1 |
Практическая работа |
14 |
Русские народные праздники, игры. |
1 |
1 |
- |
Блиц-опрос |
15 |
Русские национальные блюда. |
1 |
1 |
- |
Беседа |
16 |
Украинцы на Северном Кавказе. Слова приветствия на украинском языке. Украинский национальный костюм. |
1 |
1 |
- |
|
17 |
Украинские народные сказки, песни, танцы. |
1 |
- |
1 |
Практическая работа |
18 |
Украинские национальные блюда, народные игры, праздники. |
1 |
- |
1 |
Практическая работа |
19 |
Праздник русской и украинской культуры. |
1 |
- |
1 |
Реферат |
20 |
Мозаика народов. Общие корни карачаевцев и балкарцев. Традиционные поселения и жилища. Местные обычаи: побратимство, куначество. |
1 |
1 |
- |
Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы |
21-22 |
Многонациональное население Дагестана. Народные герои. |
2 |
1 |
1 |
Практическая
работа |
23-24 |
Кубачи – крупнейший центр художественных ремесел. Фольклор, загадки, сказки, народный эпос. Традиционная архитектура. |
2 |
1 |
1 |
Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы |
25-26 |
Семейные традиции народов Дагестана. |
2 |
1 |
1 |
Сообщения учащихся , работа с документами. |
27-28 |
Северокавказский тип одежды. Кавказские обычаи и традиции |
2 |
1 |
1 |
Сообщения учащихся , работа с документами. |
29-30 |
Народные танцы. Лезгинка. |
2 |
1 |
1 |
Сообщения
учащихся, просмотр видеофрагментов, |
31-32 |
Кавказские обычаи и традиции. Кавказское гостеприимство. Национальная кухня. |
2 |
1 |
1 |
Круглый
стол |
33-34 |
Праздник «Дружбы народов Северного Кавказа». |
2 |
- |
2 |
Защита
проектов |
|
|
|
|
|
|
Итого |
34 |
15 |
19 |
|
Календарный учебный график
N п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
|
11.40-12.20 |
лекция |
1 |
Введение. Территориальный и национальный принципы административно-территориального устройства России. Классификация народов России. Цели и задачи курса. |
10 |
Просмотр видеофрагментов |
2 |
|
|
11.40-12.20 |
лекция |
1 |
Тема1. Географическое положение Северного Кавказа на карте России. |
10 |
Сообщения учащихся, просмотр
видеофрагментов, |
Тема 2. История народов Северного Кавказа. |
||||||||
3-4 |
|
|
11.40-12.20 |
Практическая работа |
2 |
Древнейшая история Северного Кавказа. Боспорское царство и греческая колонизация на Северном Кавказе. Римская империя и Византия на Северном Кавказе |
10 |
Круглый стол |
Тема 3. Народы, языки и религии Северного Кавказа |
||||||||
5-6 |
|
|
11.40-12.20 |
экскурсия |
2 |
Древнейшая история Северного Кавказа. Боспорское царство и греческая колонизация на Северном Кавказе. Римская империя и Византия на Северном Кавказе. |
Виртуальный музей |
Просмотр видеофрагментов |
Тема 4. Первые Русские на Северном Кавказе. |
||||||||
7-8 |
|
|
11.40-12.20 |
экскурсия |
2 |
Тмутараканское княжество и Северный Кавказ. Гребенские и терские казаки на Северном Кавказе. Казачья колонизация. Линейное казачество. Первопоселенцы села Чернолесского: кто они? |
музей |
Доклад |
Тема 5. Национальности и народности Ставропольского края. |
||||||||
9 |
|
|
11.40-12.20 |
Практическая работа |
1 |
Перекресток народов: русские, украинцы, белорусы. Быт и традиции казаков. Семейные традиции. Культ коня. Целебные источники. |
10 |
Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы. |
10 |
|
|
11.40-12.20 |
Презентация |
1 |
Русские на Северном Кавказе. Русские народные танцы. Разучивание Русский национальный костюм. |
10 |
Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, |
11 |
|
|
11.40-12.20 |
Видеолекция |
1 |
Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки. Русские народные песни. Разучивание |
библиотека |
Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, |
12 |
|
|
11.40-12.20 |
Практическая работа |
1 |
Русские народные песни. Разучивание. |
ДК |
Сообщения учащихся , работа с документами. |
13 |
|
|
11.40-12.20 |
Видеолекция |
1 |
Русские народные танцы. Разучивание. |
10 |
Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, |
14 |
|
|
11.40-12. 11.40-12.2020 |
Видеолекция |
1 |
Русские народные праздники, игры. |
10 |
Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, |
15 |
|
|
11.40-12.20 |
Видеолекция |
1 |
Русские национальные блюда. |
10 |
Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, |
16 |
|
|
11.40-12.20 |
Работа в группах |
1 |
Украинцы на Северном Кавказе. Слова приветствия на украинском языке. Украинский национальный костюм. |
10 |
Сообщения учащихся, просмотр
видеофрагментов, |
17 |
|
|
11.40-12.20 |
Практическая работа |
1 |
Украинские народные сказки, песни, танцы. |
10 |
Сообщения учащихся , работа с документами. |
18 |
|
|
11.40-12.20 |
Практическая работа |
1 |
Украинские национальные блюда, народные игры, праздники. |
10 |
Сообщения учащихся , работа с документами. |
19 |
|
|
11.40-12.20 |
Работа в группах |
1 |
Праздник русской и украинской культуры. |
10 |
Сообщения учащихся |
Тема 6. Республики Северного Кавказа. |
||||||||
20 |
|
|
11.40-12.20 |
Практическая работа |
1 |
Мозаика народов. Общие корни карачаевцев и балкарцев. Традиционные поселения и жилища. Местные обычаи: побратимство, куначество. |
Библиотека школы |
Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы |
21-22 |
|
|
11.40-12.20 |
Работа в группах |
2 |
Многонациональное население Дагестана. Народные герои. |
10 |
Сообщения учащихся, просмотр
видеофрагментов, |
23-24 |
|
|
11.40-12.20 |
Работа в группах |
2 |
Кубачи – крупнейший центр художественных ремесел. Фольклор, загадки, сказки, народный эпос. Традиционная архитектура. |
Библиотека |
Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы |
25-26 |
|
|
11.40-12.20 |
Практическая работа |
2 |
Семейные традиции народов Дагестана. |
|
Сообщения учащихся , работа с документами. |
27-28 |
|
|
11.40-12.20 |
Практическая работа
|
2 |
Северокавказский тип одежды. Кавказские обычаи и традиции |
10 |
Сообщения учащихся работа с документами. |
29-30 |
|
|
11.40-12.20 |
Работа в группах |
2 |
Народные танцы. Лезгинка. |
ДК |
Сообщения учащихся, просмотр
видеофрагментов, |
31-32 |
|
|
11.40-12.20 |
Работа в группах |
2 |
Кавказские обычаи и традиции. Кавказское гостеприимство. Национальная кухня. |
10 |
Круглый стол |
33-34 |
|
|
11.40-12.20 |
Викторина |
2 |
Праздник «Дружбы народов Северного Кавказа». |
10 |
Защита проектов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия реализации
Материально-техническое обеспечение программы:
компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи народных мелодий разных национальностей.
Информационно-методическое обеспечение.
1.
www.museum.ru/M1413 - официальная страница
Ставропольский государственный историко-культурный и
природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве - W610, официальный сайт www.stavmuseum.ru/
2. www.museum.ru/M1424
- официальная страница
Пятигорский краеведческий музей - W834, официальный сайт www.pkm1903.ru/
3. www.museum.ru/M1422 - официальная страница
Кисловодский историко-краеведческий музей
"Крепость" - W752, официальный
сайт www.museum-krepost.ru/
Список литературы
1. Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Т. 1.
2. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.
3. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М., 2005.
4. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV – X вв. Л., 1979.
5. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: история и современность. Ставрополь, 1994.
6. Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам. Ставрополь, 1992.
7. Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. Сб. Ставрополь, 1994.
8. Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Книга 1. Москва – Пятигорск, 1992.
9. Мамбетов С.Х. Народы Кавказа. М., 1960.
10. Мамонтов М.С. «История Новоселицкого района», Ставрополь,2000.
11. Невская В.П. «История Ставропольского края», Ставрополь, 1996.
12. Чернышев В.Н. Казачество и его традиции. «Кавказская здравница», 1992.
13. Статьи по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до современности.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета Зам. директора по ВР
протокол №____от ____________2020г. _______________....................
«_____» ____________2020 года
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.