Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ВВВР Директор МБОУ СОШ №29
В.Н.Симаков ___________ ___________ М.Б.Светлова «______»_____2021 г. «______»__________ 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(общеразвивающая) ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Возраст обучающихся 9-10 лет (м. – 14, д. – 16)
Количество учащихся:30
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов в год: 34 ч.
Педагог, реализующий программу:
Сотникова Татьяна Николаевна
СУРГУТ
2021
Федеральный уровень:
— Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
— постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
— Приказ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года № 196 «Об осуществлении Порядка деятельности по дополнительным общеобразовательным программам дополнительного образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 29.11.2018 г. рег. №52831
Региональный уровень:
— Постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
— Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;
— Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года
Муниципальный уровень:
— Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
— постановление Администрации города от 22.01.2019г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2019-2021 годы»;
— Информационно-методическое письмо Департамента образования Администрации г, Сургута «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города, в 2020-2021 учебном году»
Уровень ОО:
— Положение о ВД МБОУ СОШ №29.
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБОУ СОШ №29
Название программы |
Финансовая грамотность |
Направление программы |
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ |
Ф.И.О. педагога , реализующего дополнительную общеобразовательную программу |
Сотникова Татьяна Николаевна |
Год разработки |
2021,программа разработана, на основе авторской программыКорлюговой Ю.Н., Гоппе Е.Е., допущенной к использованию в образовательном процессена основании приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 № 699. Программа курса ≪Финансовая грамотность≫ составлена для (3) 4 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа |
Методический совет. Протокол № 1 от 30.08.2021 |
Информация о наличии рецензии |
Рабочая программа курса ≪Финансовая грамотность≫ разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. |
Цель |
Цель изучения курса «Финансовая грамотность»: формирование основ финансовой грамотности младших школьников |
Задачи |
• развитие основ экономического образа мышления; • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения; • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
Ученик младших классов также получит возможность научиться: • распознавать финансовую информацию, представленнуюв разных формах (текст, таблица, диаграмма); • объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщатьданные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы. |
Срок реализации |
1 год |
Количество часов в неделю |
1 час в неделю 34 часа в год |
Возраст обучающихся |
10-11 лет |
Формы занятий |
Работа над проектной задачей; мини-исследование; работа в парах и группах; практическое занятие; игра; учебная экскурсия |
Методическое обеспечение |
•Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащих- ся. 3-4 класс. В 2 частях. Часть 1,2, М: Вита-пресс; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 3-4 классы, М: Вита-пресс; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 3-4 классы, М: Вита-пресс. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
Для работы на занятиях учащимся необходимы: • простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, линейка обычная, циркуль, ластик; ПРОГРАММА • материалы, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной); • компьютерное оборудование, подключение к Интернету; • проектор; • флипчарт; • карточки для игр (с описанием игровых ситуаций). |
Пояснительная записка
к реализации учебно-тематического плана
на 2021 – 2022 учебный год
Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Финансовая грамотность», разработанной на основе примерной типовой программы по финансовой грамотности в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы Ю. Корлюговой. 2014г.
При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 4 классов.
Цель программы:
· развитие экономического образа мышления;
· воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
Обучающие:
· ознакомление с историей возникновения и развития денег.
Развивающие:
· комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка,
· формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.
Воспитательные:
· воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре;
· формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми;
· совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизна данной программыв том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2021 – 2022 учебном году
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) |
1 год |
Год обучения |
первый |
Возраст обучающихся |
10-11 лет |
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году |
человек |
Количество часов в неделю |
1 час |
Количество часов в год |
34 часа |
Ожидаемые результаты на текущий учебный год:
· понимание и правильное использование экономических терминов;
· представление о роли денег в семье и обществе;
· умение характеризовать виды и функции денег;
· знание источников доходов и направлений расходов семьи;
· умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
· определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов
Система знаний, ориентированных на формирование УУД.
ЛичностныеУУД:
· осознание себя как члена семьи, общества и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
· развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Познавательные УУД:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные УУД:
· составление простых планов с помощью учителя;
· понимание цели своих действий;
· проявление познавательной и творческой инициативы;
· оценка правильности выполнения действий;
· адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные УУД:
· составление текстов в устной и письменной формах;
· умение слушать собеседника и вести диалог;
· умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы.
Номер раздела |
Название разделов |
Количество часов |
1 |
Что такое деньги и какими они бывают |
20 |
2 |
Из чего складываются доходы в семье |
4 |
3 |
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать |
5 |
4 |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал |
5 |
1. Что такое деньги и какими они бывают
Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
2. Из чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Календарно тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения занятий (план) |
Дата проведения занятий (факт) |
Что такое деньги и какими они бывают (20 часов) |
||||
1 |
История появления денег |
1 |
|
|
2 |
Появление обмена товарами |
1 |
|
|
3 |
Проблемы товарного обмена |
1 |
|
|
4 |
Товары с высокой ликвидностью |
1 |
|
|
5 |
История монет. |
1 |
|
|
6 |
Драгоценные металлы, их свойства |
1 |
|
|
7 |
Появление монет. Работа с нумизматическим альбомом |
1 |
|
|
8 |
Первые монеты разных государств. Проект |
1 |
|
|
9 |
Бумажные деньги, история их появления |
1 |
|
|
10 |
Банкноты. Купюры. Работа с денежными знаками |
1 |
|
|
11 |
Сравнение бумажных и металлических денег |
1 |
|
|
12 |
Фальшивые деньги. Способы защиты денег |
1 |
|
|
13 |
Современные деньги. Появление безналичных денег |
1 |
|
|
14 |
Задачи с элементарными денежными расчётами. |
1 |
|
|
15 |
Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов |
1 |
|
|
16 |
Иностранные валюты: доллары, евро |
1 |
|
|
17 |
Электронные деньги в современном мире – за и против |
1 |
|
|
18 |
Новые виды современных денег: биткоин |
1 |
|
|
19 |
Банки: структура, функции |
1 |
|
|
20 |
Экскурсия в нумизматический отдел музея истории города |
1 |
|
|
Из чего складываются доходы в семье (4 часа) |
||||
21 |
Деньги в семье |
1 |
|
|
22 |
Заработная плата – основной источник дохода человека |
1 |
|
|
23 |
Дополнительные источники дохода |
1 |
|
|
24 |
Сравнение различных источников доходов в семье |
1 |
|
|
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часа)
|
||||
25 |
Семейные расходы |
1 |
|
|
26 |
Планируемые и непредвиденные расходы |
1 |
|
|
27 |
Сбережения. Правила накопления |
1 |
|
|
28 |
Долги |
1 |
|
|
29 |
Правила экономного человека. Проект |
1 |
|
|
Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (5 часа) |
||||
30 |
Бюджет – план доходов и расходов |
1 |
|
|
31 |
Финансовые проблемы |
1 |
|
|
32 |
Доходы от различных вложений денег |
1 |
|
|
33 |
Ценные бумаги, акции |
1 |
|
|
34 |
Проект «Финансовый кошелек» |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Рецензия
на программу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Руководитель Сотникова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №29 города Сургута.
В основу программы положена идеявоспитания ответственного и грамотного финансового поведения и развития основ экономического образа мышления. Содержание данной программы направлено на популяризацию финансовой культуры младших школьников.
Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 10-11 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Представленная программа имеет целью формирование основ финансовой грамотности младших школьников.
Направленность программы – социально-экономическое.
Автором создана программа, реализующая следующие задачи:
• развитие основ экономического образа мышления;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
обучающие:
• умение распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• умение объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении
воспитательные:
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• воспитание бережного отношения к предметам окружающего мира.
Программа «Финансовая грамотность» соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ внеурочной деятельности.
Данная программа содержит:
1. Пояснительную записку
2. Структуру организации занятий
3. Тематическое планирование
4. Список литературы
В программе выделены системы педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор предусматривает осуществление взаимосвязи и преемственности общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и целостности образования.
В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебно-тематическом плане
Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике
Заместитель директора по ВВВР______________ В.Н.Симаков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.