Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Дружина юных пожарных».
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Дружина юных пожарных».

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
8 кл—11 кл
05.10.2021
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Дружина юных пожарных».
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
ДЮП 2021-2022.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Манычская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района


 

 Принята на заседании                                                          УТВЕРЖДАЮ

 педагогического совета                                                                             Директор МБОУ Манычской СОШ

 от 31 августа 2021 г.                                                                             _________________ Панасенко С. Н.

 Протокол №17                                                                                             от 31 августа 2021 г. Приказ №187             

                    

               

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

социально-гуманитарной направленности

«Дружина юных пожарных».

 

 

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации программы:

2021-2022 учебный год.

Количество часов в год: младшая группа – 72

старшая группа - 74

 

 

Автор-составитель программы:

Сторчакова  Ирина Петровна

 

 

МБОУ Манычская СОШ

2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования создана на основе:

Федеральный уровень:

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020).

- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».

Актуальность программы. В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Отличительной особенностью программы кружка «Дружина юных пожарных - ДЮП» является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Практические задания способствуют развитию творческих способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса профессии пожарного. Планируется привлечение к проведению занятий работников пожарной охраны, медработников, преподавателя ОБЖ, тренеров по пожарно-спасательному спорту.

               Направленность программы: социально-гуманитарная

Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 13-17 лет.

         Цель: обучение учащихся мерам пожарной безопасности, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Задачи:

1. Предметные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- ознакомить с порядком работы первичных средств пожаротушения.

2. Метапредметные:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности; 

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности; 

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника.

3. Личностные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, уважения к профессии пожарного;

 - воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

 - воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

Объем и срок освоения, режим занятий. Программа кружка «Дружина юных пожарных - ДЮП» рассчитана на обучение учащихся 14-17 лет в течение всего учебного года: младшая группа - 72 часа, старшая группа – 74 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.

   Срок освоения программы: 1 учебный год.

   Уровень освоения программы: Стартовый.

Требования к дополнительным общеразвивающим программам стартового уровня:

Наименования показателя

Содержание показателя, удовлетворяющего требованиям к дополнительным общеразвивающим программам стартового уровня

1.

Целевая аудитория

- обучающиеся, проявляющие интерес к изучению содержания программы

2.

Рекомендуемый возраст

- от 14-17 лет

3.

Рекомендуемый режим занятий

- от 1 до 2 часов в неделю

-  от 0.5 до 1 года

 

         Формы обучения. Кружок имеет социально-гуманитарную направленность.  Формы обучения разнообразны: беседа, занятие-фантазия, занятие-игра, занятие-мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, экскурсия, выставки. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде противопожарной безопасности.

Условия организации образовательной области
Материально-технические (пространственные) условия:
Дидактические материалы
Технические средства обучения:
CD и аудио материал
Ноутбук
Проектор
Наглядно – образный материал:
- Иллюстрации
- Наглядно - дидактический материал
- Стихи, загадки
Предполагаемые результаты:

- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и - сверстниками ;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 
- способный решать логические задачи, анализировать, адекватен возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве и мире;
- овладевший необходимыми умениями и навыками.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Программа курса предусматривает формирование у учащихся учебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями.

В блок личностных результатов входят:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при возникновении пожара;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

В состав метапредметных результатов входят:

- овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В блок предметных результатов входят:

- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки:

Ученик должен знать:                                                                                                                                     

 - Основные правила пожарной безопасности в жилье, в общественном месте, в лесу;                                          

 - Причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнём и электрическими приборами;                                                                                                                                - Специфику применения первичных средств пожаротушения;                                                                           

- Порядок оказания первой  помощи;                                                                                                                       

- Значение профилактической работы с общественностью с целью предупреждения пожаров;

Ученик должен уметь:                                                                                                                                 

 - Оценить явления с точки зрения пожарной безопасности;

- Предвидеть возникновение пожара и его последствия;                                                                                                                  

- Оказать первую помощь пострадавшему при пожаре;                                                                             

- Убедить окружающих в необходимости проведения профилактической работы;                                                                                                                          - Проводить  профилактическую деятельность с родительской общественностью и школьниками;                                                                                                                                                          - Применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности;

- Реализовать свои творческие способности по ППБ (составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки);                                                                                                                                            -  Изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий (карточки, газеты, плакаты, листовки);                                                                                                                                                                 -  Взаимодействовать с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

· Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода с целью  систематического  контроля  уровня  освоения  учащимися  тем,  разделов дополнительных  общеобразовательных  общеразвивающих  программ,  прочности формируемых  предметных  знаний  и  умений,  степени  развития  деятельностно ­ коммуникативных умений.

· Текущий контроль осуществляется систематически по итогам изучения разделов программы.

· Формы текущего контроля: анкетирование, тестирование, устный опрос, викторина, игра, творческое выступление, самостоятельная   работа, творческая работа, собеседование, презентация работы,,   защита проектных и  исследовательских   работ.

            Задания текущего контроля    позволяют оценить уровень освоения обучающимися разделов программы за определенный  период  обучения.  Параметры,  по  которым  проходит  оценка  результативности,  должны соответствовать    ожидаемым результатам, указанным в дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе.

·           Контрольные нормативы и критерии оценки их результативности определяются педагогом, чтобы можно было определить отнесенность обучающегося к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, базовый.

· Целями проведения промежуточной аттестации являются:

- объективное установление фактического уровня освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и достижения результатов их освоения;

-   оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;

- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

· Промежуточная аттестация обучающихся проводится в период с 10 по 25 мая текущего года.

· Промежуточная аттестация обучающихся оформляется в виде протокола (Приложение 1).

· Контрольные нормативы и критерии оценки их результативности определяются таким образом, чтобы можно было определить отнесенность обучающегося к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, базовый.

В ходе промежуточной аттестации определяется уровень теоретической и практической подготовки учащихся.

· Формами промежуточной аттестации являются: проект, зачет.

Критерии оценки результатов  освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  • Механизм оценки предполагает определение результативности обучения, соответствие прописанных в дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе цели и задач прогнозируемым результатам.
  • Особенностями системы оценки является комплексный подход к оценке результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
  • Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

            - высокий уровень - успешное освоение обучающимся более 70% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обучающийся употребляет специальные термины осознанно и в их полном соответствии с содержанием;

            - средний уровень - успешное освоение учащимся от 50% до 70% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обучающийся сочетает специальную терминологию с  бытовой;

            - базовый уровень - успешное освоение учащимся менее 50% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.

  • Критерии оценки уровня практической подготовки:

            - высокий уровень – обучающийся овладел более 70% умений и навыков, предусмотренных программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход в разработке проектов;

            - средний уровень – у обучающихся объем усвоенных умений и навыков составляет от 50% до 70%, со специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить;

            - базовый уровень -  обучающийся овладел  менее чем  50%  предусмотренных программой умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие практические задания.

В содержании программы младшей группы можно выделить три крупных раздела:

1.      Огонь - друг и враг человека.

2.      Оказание первой помощи.

3.      Прикладной спорт юных пожарных.

Содержание курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных - ДЮП»

Раздел 1. Огонь - друг и враг человека.

Тема 1. Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. Создание дружин юных пожарных в школе. Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено. Обязанности и права юного пожарного.

Тема 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Обязанности и права юного пожарного. Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности.     Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства.

Тема 3. Огонь - друг и враг человека. Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Какой вред наносит огонь (когда он вырывается из повиновения) человеку. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем.

Тема 4.От чего происходят пожары. Небрежность - основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления - основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д. Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

Тема 5.Противопожарный режим в школе. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских.

Тема 6. Берегите жилище от пожаров. Недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении.

Тема 7. Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности. Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители. Область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.  

Тема 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Тема 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Марки и назначение пожарных автомобилей   (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Тема 10. Что нужно делать при пожаре. Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

Раздел  2. Оказание первой помощи.

Тема 11. Оказание первой помощи пострадавшим. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

Практикум  (4 часа)

Цель: Практическая отработка оказания первой помощи пострадавшим.

Раздел  3. Прикладной спорт юных пожарных.

Тема 12. Прикладной спорт юных пожарных. Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Разучивание  полосы препятствий по этапам. Учебно-тренировочные занятия. Преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на второй этаж учебной башни; пожарная эстафета.

Практикум  (8 часов)

Цель: Практическая отработка нормативов юных пожарных.

 

Рабочие программы по модулям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дружина юных пожарных - ДЮП»

 

Раздел

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Огонь - друг и враг человека

Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка

52

52

-

Раздел 2. Оказание первой помощи

Оказание первой помощи пострадавшим

10

6

4

Раздел 3. Прикладной спорт юных пожарных

Прикладной спорт юных пожарных

10

4

6

 

Методические материалы и условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса:

1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);

2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);

3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия, юные картографы).

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.

Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.

Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.

Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютеры, сканер, принтер, проектор.

 При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы.

 

           

 

План работы кружка ДЮП на 2021-2022 учебный год

Младшая группа – 8-9 класс

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Тема

Занятия

Место проведения

Форма контроля

Дата фактического проведения

Раздел 1. Огонь - друг и враг человека.

1-2

Сентябрь

6

1600 – 1740

Беседа

Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.  Создание дружин юных пожарных в школе.

Кабинет №13

анкетирование

 

3-4

Сентябрь

13

1600 – 1740

Круглый стол.

Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено. Обязанности и права юного пожарного.

Кабинет №13

 

распространение среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности

 

5-6

Сентябрь

20

1600 – 1740

Презентация. Мини-доклады.

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Кабинет №13

 

7-8

Сентябрь

27

1600 – 1740

Презентация. Деловая игра. Творческая деятельность

Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Кабинет №13

 

9-10

Октябрь

4

1600 – 1740

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.

Кабинет №13

творческая работа

 

11-12

Октябрь

11

1600 – 1740

Устное сообщение. Презентационное сопровождение.

Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства.

Кабинет №13

презентация работы

 

13-14

Октябрь

18

1600 – 1740

Инсценирование аварийных ситуаций.

Огонь - друг и враг человека.  Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

Кабинет №13

игра

 

15-16

Октябрь

25

1600 – 1740

Беседа

Способы прекращения горения веществ и материалов. Какой вред наносит огонь  человеку.

Кабинет №13

собеседование

 

17-18

Ноябрь

1

1600 – 1740

Круглый стол. Интерактивная викторина.

Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем.

Кабинет №13

игра

 

19-20

Ноябрь

8

1600 – 1740

Презентация. Мини-доклады.

От чего происходят пожары. Небрежность - основная причина возникновения пожаров.

Кабинет №13

устный опрос

 

21-22

Ноябрь

15

1600 – 1740

Презентация. Деловая игра. Творческая деятельность

Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.).

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

23-24

Ноябрь

22

1600 – 1740

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления - основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.

Кабинет №13

устный опрос

 

25-26

Ноябрь

29

1600 – 1740

Устное сообщение. Презентационное сопровождение.

Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей.

Кабинет №13

устный опрос

 

27-28

Декабрь

6

1600 – 1740

Инсценирование аварийных ситуаций.

Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

29-30

Декабрь

13

1600 – 1740

Беседа

Противопожарный режим в школе. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских.

Кабинет №13

игра

 

31-32

Декабрь

20

1600 – 1740

Круглый стол. Интерактивная викторина.

Берегите жилище от пожаров.

Кабинет №13

собеседование

 

33-34

Декабрь

27

1600 – 1740

Презентация. Мини-доклады.

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении.

Кабинет №13

устный опрос

 

35-36

Январь

5

1600 – 1740

Презентация. Деловая игра. Творческая деятельность

Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.

Кабинет №13

презентация работы

 

37-38

Январь

10

1600 – 1740

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители. Область их применения.

Кабинет №13

устный опрос

 

39-40

Январь

17

1600 – 1740

Устное сообщение. Презентационное сопровождение.

Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.  

Кабинет №13

устный опрос

 

41-42

Январь

24

1600 – 1740

Инсценирование аварийных ситуаций.

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. 

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

43-44

Январь

31

1600 – 1740

Круглый стол. Интерактивная викторина.

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Марки и назначение пожарных автомобилей   (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.).

Кабинет №13

игра

 

45-46

Февраль

7

1600 – 1740

Беседа

Мотопомпы как средство подачи воды на пожар.

Кабинет №13

собеседование

 

47-48

Февраль

14

1600 – 1740

Презентация. Деловая игра. Творческая деятельность

Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров.

Кабинет №13

презентация работы

 

49-50

Февраль

21

1600 – 1740

Презентация. Мини-доклады.

Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Кабинет №13

устный опрос

 

51-52

Февраль

28

1600 – 1740

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Что нужно делать при пожаре. Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

Кабинет №13

презентация работы

 

Раздел 2. Оказание первой помощи.

53-54

Март

14

1600 – 1740

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Устное сообщение. Презентационное сопровождение.

Оказание первой помощи пострадавшим.

Кабинет №13

презентация работы

 

55-56

Март

21

1600 – 1740

Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

57-58

Март

28

1600 – 1740

Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений.

Кабинет №13

игра

 

59-60

Апрель

4

1600 – 1740

Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

61-62

Апрель

11

1600 – 1740

Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

Кабинет №13

игра

 

Раздел 3. Прикладной спорт юных пожарных.

63-64

Апрель

18

1600 – 1740

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Участие в городских соревнованиях среди ДЮП.

Прикладной спорт юных пожарных.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

65-66

Апрель

25

1600 – 1740

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов.

Кабинет №13

игра

 

67-68

Май

16

1600 – 1740

Разучивание  полосы препятствий по этапам.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

69-72

Май

23, 30

1600 – 1740

Учебно-тренировочные занятия. Преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на второй этаж учебной башни; пожарная эстафета.

Школьный стадион

игра

 

ИТОГО: 72 часа

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных - ДЮП» - старшая группа

1. Вводное занятие. Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей, планирование работы на учебный год. Экскурсия в пожарную часть, встреча с работниками. 

Оформление противопожарного уголка (стенда).

2. Цели и задачи пожарной охраны. Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

3. Причины пожаров в жилом доме и общественных зданиях. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека.  Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках. 

Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей.  Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы э6вакуации из горящего здания (в том числе высотного). Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности.

4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном). Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки). Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией.

5. Противопожарная безопасность в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения. План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий.

6. Первичные средства пожаротушения. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

7. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

8. Виды и назначение огнетушителей. Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

9. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.

10. Основы медицинских знаний.   Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека.  Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге.  Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему

11. Меры пожарной безопасности при проведении новогодних праздников. Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

12. Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

13. Катастрофические пожары на территории Ростовской области. Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Ростовской области.

14. Знаки пожарной безопасности. 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными своими руками

15. Пожарно-прикладной вид спорта. Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.

16. Строевая подготовка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение строевым шагом в составе отделения.

17. Противопожарная профилактика. Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

18. Соревновательная деятельность.  Участие в районных соревнованиях среди ДЮП.

План работы кружка ДЮП на 2021-2022 учебный год

Старшая группа – 10-11 класс

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Тема

Занятия

Место проведения

Форма контроля

Дата фактического проведения

1-2

Сентябрь

4

930 – 1110

Беседа

Выбор актива. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Кабинет №13

анкетирование

 

3-4

Сентябрь

11

930 – 1110

Круглый стол.

Определение целей и задач работы объединения.

Кабинет №13

 

распространение среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности

 

5-6

Сентябрь

18

930 – 1110

Презентация. Мини-доклады.

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности».

Кабинет №13

 

7-8

Сентябрь

25

930 – 1110

Презентация. Деловая игра. Творческая деятельность

Оперативная обстановка с пожарами - обзорная беседа.

Кабинет №13

 

9-10

Октябрь

2

930 – 1110

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Дружина юных пожарников. История создания пожарной охраны России и МЧСР.

Кабинет №13

творческая работа

 

11-12

Октябрь

9

930 – 1110

Устное сообщение. Презентационное сопровождение.

Практическое занятие «Встреча с работниками пожарной охраны».

Кабинет №13

презентация работы

 

13-14

Октябрь

16

930 – 1110

Инсценирование аварийных ситуаций.

Подготовка школы к началу учебного года.

Кабинет №13

игра

 

15-16

Октябрь

23

930 – 1110

Беседа

Осень,  как пожароопасное время года.

Кабинет №13

собеседование

 

17-18

Октябрь

30

930 – 1110

Круглый стол. Интерактивная викторина.

Практическое занятие «Изготовление агитационных листовок на тему «Пожарная безопасность»».

Кабинет №13

игра

 

19-20

Ноябрь

6

930 – 1110

Презентация. Мини-доклады.

Акция «Берегись огня». С привлечением сотрудников по проф. работе Манычского с/п.

Кабинет №13

устный опрос

 

21-22

Ноябрь

13

930 – 1110

Презентация. Деловая игра. Творческая деятельность

Причины пожаров в жилом доме. Неправильная эксплуатация электросети.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

23-24

Ноябрь

20

930 – 1110

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Спички - детям не игрушка. Место хранения спичек.

Кабинет №13

устный опрос

 

25-26

Ноябрь

27

930 – 1110

Устное сообщение. Презентационное сопровождение.

Действия при возникновении пожара

Кабинет №13

устный опрос

 

27-28

Декабрь

4

930 – 1110

Инсценирование аварийных ситуаций.

Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

29-30

Декабрь

11

930 – 1110

Беседа

Неосторожное обращение с пиротехническими средствами, правила их пользования.

Кабинет №13

игра

 

31-32

Декабрь

18

930 – 1110

Круглый стол. Интерактивная викторина.

Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

Кабинет №13

собеседование

 

33-34

Декабрь

25

930 – 1110

Презентация. Мини-доклады.

Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

Кабинет №13

устный опрос

 

35-36

Январь

5

930 – 1110

Презентация. Деловая игра. Творческая деятельность

Действия при возникновении пожара.

Кабинет №13

презентация работы

 

37-38

Январь

15

930 – 1110

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Кабинет №13

устный опрос

 

39-40

Январь

22

930 – 1110

Устное сообщение. Презентационное сопровождение.

Противопожарная безопасность в школе. Эвакуация при пожаре из здания.

Кабинет №13

устный опрос

 

41-42

Январь

29

930 – 1110

Инсценирование аварийных ситуаций.

Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

43-44

Февраль

5

930 – 1110

Круглый стол. Интерактивная викторина.

Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

Кабинет №13

игра

 

45-46

Февраль

12

930 – 1110

Беседа

Пожарный топор, лом, багор, крюк. Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

Кабинет №13

собеседование

 

47-48

Февраль

19

930 – 1110

Презентация. Деловая игра. Творческая деятельность

Виды огнетушителей.  Правила эксплуатации огнетушителей. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

Кабинет №13

презентация работы

 

49-50

Февраль

26

930 – 1110

Презентация. Мини-доклады.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

Кабинет №13

устный опрос

 

51-52

Март

12

930 – 1110

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.

Кабинет №13

презентация работы

 

53-54

Март

19

930 – 1110

Компьютерная презентация. Выступления учащихся

Устное сообщение. Презентационное сопровождение.

Травмы, полученные при пожаре. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

Кабинет №13

презентация работы

 

55-56

Март

26

930 – 1110

Поражение электрическим током. Первичная доврачебная по­мощь при пожаре.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

57-58

Апрель

2

930 – 1110

Пожарные автомо­били. Противопожарное обо­рудование.

Кабинет №13

игра

 

59-60

Апрель

9

930 – 1110

Основы профессии пожарного.

Кабинет №13

самостоятельная   работа

 

61-62

Апрель

16

930 – 1110

Что делать при возникновении пожара?

Элементарные способы тушения возгораний

Кабинет №13

игра

 

63-68

Апрель Май

23, 30, 7

930 – 1110

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Участие в городских соревнованиях среди ДЮП.

Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение строевым шагом в составе отделения.

Школьный стадион

самостоятельная   работа

 

69-70

Май

14

930 – 1110

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Противопожарная профилактика в летнее  время.

Кабинет №13

распространение среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности

 

71-74

Май

21, 27

930 – 1110

Подготовка иллюстративных ма­териалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в школе.

Кабинет №13

 

ИТОГО: 74 часа

 

 

 

 

Режим работы кружка дополнительного образования

«Дружина юных пожарных»

 

 

 

Понедельник - младшая группа: 1600 – 1740.

Суббота - старшая группа: 930 – 1110

 

Список литературы:

 

1.      Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.

2.      Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Изд. 3-е. - Волгоград: Учитель, 2013.

3.      Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2007.

4.      Шипунов В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: ИД «Цветной мир», 2013.

5.      Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь - друг, огонь — враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: ИД «Цветной мир», 2013.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Программа дополнительного образования создана на основе:

Пояснительная записка Программа дополнительного образования создана на основе:

Личностные: - воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, уважения к профессии пожарного; - воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления…

Личностные: - воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, уважения к профессии пожарного; - воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления…

Наглядно - дидактический материал -

Наглядно - дидактический материал -

По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки:

По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки:

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в период с 10 по 25 мая текущего года

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в период с 10 по 25 мая текущего года

Тема 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций

Тема 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций

Цель: Практическая отработка нормативов юных пожарных

Цель: Практическая отработка нормативов юных пожарных

План работы кружка ДЮП на 2021-2022 учебный год

План работы кружка ДЮП на 2021-2022 учебный год

Ноябрь 1 16 00 – 17 40

Ноябрь 1 16 00 – 17 40

Январь5 16 00 – 17 40 Презентация

Январь5 16 00 – 17 40 Презентация

Февраль 28 16 00 – 17 40

Февраль 28 16 00 – 17 40

Человек как проводник электрического тока

Человек как проводник электрического тока

Противопожарная профилактика.

Противопожарная профилактика.

Практическое занятие «Изготовление агитационных листовок на тему «Пожарная безопасность»»

Практическое занятие «Изготовление агитационных листовок на тему «Пожарная безопасность»»

Противопожарная безопасность в школе

Противопожарная безопасность в школе

Апрель Май 23, 30, 7 9 30 – 11 10

Апрель Май 23, 30, 7 9 30 – 11 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2021