Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Волонтёрский отряд «Миротворцы»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Волонтёрский отряд «Миротворцы»

Оценка 4.6
pdf
02.10.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Волонтёрский отряд «Миротворцы»
6 Миротворцы Роготнева.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 

 

 

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета Протокол №______  

«___»____________2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №2» ___________ С.Л.

Николаева

«___»____________2024 г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности Волонтёрский отряд «Миротворцы»

 

Возраст обучающихся: 13 – 17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

Авторсоставитель:

Роготнева М.С., Педагог дополнительного образования Содержание

1.  Пояснительная записка                                                                               3

2.  Цель и задачи программы                                                                           7

3.  Содержание общеразвивающей программы                                               8

4.  Планируемые результаты                                                                          14

5.  Календарный учебный график                                                                  15

6.  Условия реализации программы                                                               15

7.  Формы аттестации/контроля                                                                     17

8.  Оценочные материалы                                                                              17

 

          9.       Список литературы                                                                      19

 

                                                                                                                  2

1.    Пояснительная записка

 

Волонтерство - это добровольное, безвозмездное участие в деятельности на благо общества или отдельных людей. Волонтеры жертвуют своим временем, энергией и навыками, чтобы помочь другим, не ожидая ничего взамен.

Волонтерство помогает учащимся развить такие качества, как сострадание, эмпатия, ответственность и чувство общности. Работа волонтером требует от учащихся общения и взаимодействия с людьми из разных слоев общества, что помогает им развивать навыки межличностного общения. Волонтерство предоставляет учащимся практический опыт работы в различных сферах, что может помочь им в выборе будущей карьеры. Волонтерство помогает учащимся почувствовать себя частью своего сообщества и внести положительный вклад в его развитие. Исследования показали, что волонтерская деятельность повышает успеваемость учащихся, поскольку она развивает такие навыки, как самодисциплина, управление временем и работа в команде.

Данная программа может привлечь учащихся к волонтерству, предоставив им возможности и поддержку, может помочь повысить осведомленность учащихся о различных возможностях волонтерства и его преимуществах. Программа поможет школе установить партнерские отношения с местными организациями, которые нуждаются в волонтерах, что предоставит учащимся больше возможностей для участия в волонтерской деятельности.

Волонтерство может способствовать созданию позитивной и заботливой школьной культуры, где учащиеся чувствуют себя вовлеченными и мотивированными вносить свой вклад в сообщество. Программа по волонтерской деятельности улучшит имидж школы, показав, что она является организацией, которая ценит участие в сообществе и развитие своих учащихся.

Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:

Программа разработана и реализуется в соответствии с нормативными документами:

1.                 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЗ.

2.                 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

3.                 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

4.                 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


5.                 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

6.                 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

7.                 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242).

8.                 Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование», утверждённого Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204.

Программа составлена с учетом устава и образовательной программы

МАОУ СОШ №2;

Актуальность программы

1. Социальная потребность:

           Увеличение количества нуждающихся: В современном мире возрастает количество людей, нуждающихся в помощи. Это могут быть пожилые люди, инвалиды, беженцы, дети из неблагополучных семей и др. Волонтеры могут оказать им необходимую помощь и поддержку.

           Нехватка ресурсов государства: Не всегда государство может предоставить достаточную помощь всем нуждающимся. Волонтеры заполняют этот пробел, осуществляя добровольную помощь и создавая систему поддержки для тех, кому она необходима. 2. Развитие личности:

           Формирование социальной ответственности: Волонтерство развивает чувство ответственности за общество и за жизнь других людей. Участники программы учатся понимать потребности окружающих и включаться в решение социальных проблем.

           Развитие коммуникативных навыков: Работа волонтером требует от участников развитых коммуникативных навыков, умения работать в команде и взаимодействовать с разными людьми.

           Повышение самооценки и уверенности в себе: Волонтеры получают удовлетворение от того, что могут помочь другим. Это повышает их самооценку и уверенность в собственных силах.

3. Развитие сообщества:

              Укрепление социальных связей: Волонтерство помогает укрепить социальные связи в обществе. Люди, объединяющиеся вокруг общей цели, становятся ближе друг к другу, узнают друг друга лучше и учатся работать в команде.

              Создание атмосферы доброты и взаимопомощи: Волонтерство способствует созданию атмосферы доброты и взаимопомощи в обществе. Это делает жизнь более справедливой и человечной.

4. Профессиональная ориентация:

           Поиск своей ниши: Волонтерство может помочь участникам программы определиться с будущей профессией, позволив им попробовать свои силы в разных сферах.

           Получение ценного опыта: Опыт волонтерской деятельности может стать отличным дополнением к резюме, показывая будущему работодателю социальную ответственность и готовность к командной работе.

 Таким образом, программа «Волонтёрская деятельность» является актуальной и необходимой для развития как личности, так и общества в целом. Она позволяет воспитывать социальную ответственность, развивать коммуникативные навыки, укреплять социальные связи и способствовать построению более справедливого и человечного общества.

Новизна    программы          состоит       в        том,   развитие     молодёжного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодёжной политики.

Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодёжью новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодёжи, улучшению морально-психологического состояния, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.

                   Педагогическая      целесообразность      программы     «Волонтерская

деятельность» определена тем, что поставленные в ней цели и задачи отвечают социальному заказу общества и современным тенденциям развития образования. Ознакомление с принципами волонтерской деятельности, организация и проведение мероприятий различного уровня будет способствовать решению  важнейшей на сегодняшний день задач формирования у молодежи  моральнонравственных ценностей, патриотизма, воспитания гуманности. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростка, которые не всегда удаётся рассмотреть в общеобразовательных учреждениях, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

 

Отличительные особенности программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтерская деятельность» имеет ряд особенностей:  знакомит с понятиями добровольческой (волонтёрской) деятельности;  позволяет сформировать гражданскую идентичность, нравственные ценности и мировоззренческую позицию учащегося;  помогает получить опыт различных форм и методов работы добровольца (волонтёра), навыки общественной деятельности, а также навыки социального проектирования и конструирования социальных акций как на базе МАОУ СОШ №2, так и в городских масштабах. Вопросы, рассматриваемые в учебном плане программы, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по добровольческой деятельности.

 

Адресат программы

 

Данная программа предназначена для обучающихся 13-17 лет. Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет 3035 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой - либо специальной подготовки не требуется. 

 

Режим занятий

 

Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в Центре детских инициатив на базе МАОУ СОШ №2. 

 

Объем программы

 

Данная программа рассчитана на 1 учебный год, 68 учебных часов в год.  

Количество часов в неделю

Количество недель в году

Всего часов в год

2

34

68

 

Срок освоения программы

 

Срок реализации программы – 1 год 

 

Методы обучения

 

      Словесные; Наглядные

      Практические.

Формы обучения

 

Форма обучения – очная.

Формы занятий: беседа, групповые упражнения и занятия, практическое занятие, мастер – класс, открытое занятие, тренинги, игры, викторины. Формы подведения итогов реализации программы: 

1.            Заключительное мероприятие. Это         может         быть конференция, круглый стол, презентация, на котором участники делятся своим опытом, результатами своей работы, представляют свой видеоролик.

2.            Презентация видеоролика. Участники должны создать видеоролик о своей волонтерской деятельности, о своих достижениях и впечатлениях.

3.            Проведение анкетирования среди участников программы, которое позволит оценить их уровень удовлетворенности, степень развития навыков и знаний, а также получить обратную связь от участников для улучшения программы в будущем.

4.            Участие в районных, городских мероприятиях.

 

Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность, а также следующие формы работы с обучающимися:

- занятия, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях; - акции и мероприятия: как местные, так и выездные.

Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы организации учебного процесса можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические, репродуктивные, частично- поисковые, проблемные, исследовательские.

 

 

2.   Цель и задачи программы

 

Цель – формирование нравственных и коммуникативных качеств, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в социально полезной деятельности.

Задачи: обучающие:

-         обучить основам волонтерской (добровольческой) деятельности;

-         обучить  психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;  

-         сформировать представления о различных формах, методах, технологиях работы добровольца (волонтёра)  в области проведения социальнозначимых мероприятий и общественно полезной деятельности;

-         обучить навыкам социального проектирования социальных акций;  

-         подготовить волонтеров к работе с людьми различных социальных категорий, с людьми пожилого возраста;

-         обучение основам работы с различными видами информации.

развивающие:

-         Формирование участников как ответственных членов общества, готовых внести свой вклад в решение социальных проблем.

-         Повышение осведомленности о нуждах окружающих и развитие эмпатии к другим людям.

-         Формирование уважения к разнообразию культуры и ценностей в обществе.

-         Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через участие в волонтерских проектах.

-         Улучшение навыков межличностного общения и взаимодействия с людьми разных возрастов и социальных групп.

-         Развитие навыков работы в команде, участие в совместных проектах, распределение ответственности, координация действий.

-         Обучение эффективному переговору и решению конфликтов.

-         Развитие навыков презентации и публичного выступления.

воспитательные:

-         формировать потребность и способность к улучшению окружающей жизни;  воспитывать патриотизм, доброту, отзывчивость, милосердие; 

-         воспитывать активную  гражданскую позицию; 

-         формировать потребность в добровольческой деятельности;  

-         содействовать развитию системы совместной деятельности детей и взрослых. 

 

3.   Содержание общеразвивающей программы

 

Учебно-тематический план

 

Наименования темы

Количество занятий

Форма аттестации/ ко нтроль

Общее

Теория

Практика

1.

Раздел 1.

13

8

5

 

1.1.

Вводное занятие. 

Знакомство.

Теоретические основы волонтерской деятельности.

3

2

1

Опрос, наблюдение (степень заинтересованн ости, мотивация) 

1.2.

Возникновение и развитие добровольческого движения. Мы команда. Лидерство в волонтерском объединении.

3

 

2

1

Опрос, наблюдение, анкетирование, выступления учащихся

1.3.

Добровольческая деятельность в России.

Связь поколений. 

4

2

2

Беседа, практическое задание

1.4.

«Я – волонтер»

3

2

1

Опрос, наблюдение, выступления учащихся

 

2.

 Раздел 2.

13

 

5

8

 

2.1.

Культура общения

3

1

2

Тренинги, викторина. Творческая работа: эссе «Кто такой доброволец».

2.2.

Психологическая подготовка волонтеров

      3

1

2

Опрос, наблюдение, выступление.

2.3.

Лидерство в волонтерском объединении

4

2

2

Творческая работа - эссе «Я – Лидер!»

2.4.

Игровые технологии в работе волонтера

3

1

2

Творческое задание: проект игровой программы праздника

3.

 Раздел 3.  

20

9

11

 

3.1.

Информационные технологии в работе волонтера

3

1

2

Творческое задание

3.2.

Методика организации социально-значимых мероприятий

гражданско-патриотической направленности

 

 

6

2

4

Практические задания, анализ мероприятий

3.3.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

4

2

2

Подготовка акции, классного часа

по пропаганде

ЗОЖ

3.4.

Событийное волонтерство

4

2

2

Самостоятельна я работа: подготовка мероприятия по проведению События

3.5.

Эко-волонтеры

3

2

1

Творческая работа: эссе «Земля – наш

 

 

 

 

 

общий дом!» «Трудовой десант»

4. 

Раздел 4.  

22

6

16

 

4.1.

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

6

2

4

Опрос

4.2.

Волонтеры Победы

5

2

3

участие в акциях, посвященных Дню Победы

4.3

Волонтёры не уходят на каникулы.

5

2

3

Итоговые ролики, портфолио учащихся. 

4.4.

Итоговое занятие

 

6

-

6

Итоговая программа подведения итогов учебного года

 

Итого:

68

28

40

 

 

Содержание программы

Раздел 1.

1.            Вводное занятие. Знакомство. Теоретические основы волонтерской деятельности.

Теоретическая часть: понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтёрства. Качества необходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть: знакомство в группе. «Узнаём друг друга». Диагностика «Приоритет жизненных ценностей» (анкета). Игры: «Расскажи мне о себе», «Кто мой друг». Заповеди волонтеров. Подведение итогов. 

2.            Возникновение и развитие добровольческого движения. Мы команда. Лидерство в волонтерском объединении. 

Теоретическая часть: понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого. История добровольчества. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии.

Практическая часть: распределение поручений. Совместное составление плана работы на год. Тесты на лидерские, организаторские способности, распределение по группам (направлениям).

3.            Добровольческая деятельность в России. Связь поколений.  

Теоретическая часть: добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование. Социальная работа и социальное служение. Социальный возраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе.

Практическая часть: организация и проведение «Дня пожилого человека». Изготовление цветов и открыток своими руками для пожилых людей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

4.            «Я – волонтер». 

Теоретическая часть: качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское искусство, коммуникации. Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми.

 Практическая часть:  Тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому искусству, искусство публично выступления. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

Раздел 2.

1.     Культура общения. 

Теоретическая часть: Современный человек – грамотный человек. Что значит «Культура общения». Современный мир и книга. Ораторское искусство.

 Практическая часть: Конкурс эссе «Кто такой доброволец». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».

2.     Психологическая подготовка волонтеров.

Теоретическая часть: Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в обществе. Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.

Практическая часть: Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Ролевая игра «Свои и чужие».

3.     Лидерство в волонтерском объединении

Теоретическая часть. Доброволец – это лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.

Особенности работы с людьми пожилого возраста, отношение к ним в обществе. Практическая часть: Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Кто такой Лидер». Подготовка к участию в конкурсе «Доброволец года». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

4.     Игровые технологии в работе волонтера. 

Теоретическая часть: роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.

Практическая часть: Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Разработка и проведение игровых программ. Этапы КТД. Условия проведения          КТД. Организация       игровых     переменок, детских праздников. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога Раздел 3.

1.        Информационные технологии в работе волонтера.

Теоретическая часть: Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Взаимодействие с объектами внешней среды. Объекты внешней среды: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика.

Практическая часть: Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Практикум:

написание делового письма. Практикум: работа над созданием видеоролика.

2.        Методика организации социально-значимых мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Теоретическая часть: Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия «социальная акция», «социальный проект». Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта:

цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.

Практическая часть: Разработка и проведение социальных акций. Разработка социального проекта. Социальная акция. Проведение благотворительных, социальных акций гражданско-патриотической направленности. Разработка и реализация социальных проектов. Социальная акция. Основы социального проектирования. Мастерство защиты проекта. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

3.        Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. 

                   Теоретическая     часть:       Вредные     привычки,     что      это     такое.

Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость.

Практическая     часть:         Тренинги    на      сопротивление    групповому давлению. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

4.        Событийное волонтерство.  

Теоретическая часть: Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами, работающими в данном направлениями.

Практическая часть: Помощь в проведении мероприятий гражданскопатриотической направленности  учреждения и станицы. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

5.        Эко-волонтеры.

Теоретическая часть: знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями поселка

Практическая часть: помощь эко-волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему экологии. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство. 

Теоретическая часть: понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества.  Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.

Практическая часть: Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

Раздел 4.

1.   Волонтеры Победы.  

Теоретическая часть. Патриотизм. Как стать патриотом. Организация и проведение патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции. Всероссийское общественное движение «Волонтёры победы». Направления работы ВОД «Волонтёры Победы»: «Великая победа»; «Связь поколений»; «Моя победа»; «Наши победы»; «Медиапобеда»; «Моя история».  

Практическая часть. Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

2.   Волонтёры не уходят на каникулы. 

Теоретическая часть: подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.

Практическая часть: тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. 

3.   Итоговое занятие

Практическая часть: подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.

Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов учебного года.

4.   Планируемые результаты

 

Планируемые результаты программы «Волонтерская деятельность» могут быть разделены на несколько уровней:

1. Личностные результаты:

-          Развитие     социальной         ответственности: обучающиеся      будут чувствовать себя ответственными членами общества, готовыми внести свой вклад в решение социальных проблем.

-          Повышение уровня эмпатии и сострадания: обучающиеся будут лучше понимать чувства и нужды окружающих, станут более сострадательными и готовыми помогать другим.

-          Развитие коммуникативных навыков: обучающиеся улучшат свои навыки общения, работы в команде и взаимодействия с людьми разных возрастов и социальных групп.

-          Повышение самооценки и уверенности в себе: обучающиеся будут чувствовать себя более уверенными в своих силах, у них повысится самооценка благодаря осознанию своего вклада в общее дело.

-          Развитие     творческих          и        интеллектуальных способностей: обучающиеся      станут        более          творческими,       инициативными, научатся решать проблемы и планировать свою деятельность.

-          Формирование навыков самостоятельности и самоорганизации: обучающиеся научатся эффективно управлять своим временем, брать на себя ответственность за свои действия и организовывать свою деятельность.

-          Развитие навыков рефлексии и самоанализа: обучающиеся научатся анализировать свою волонтерскую деятельность, выявлять сильные и слабые стороны, улучшать свои навыки и компетенции.

-          Развитие навыков работы с информацией: обучающиеся повысят свой уровень компьютерной грамотности, научатся эффективно искать, анализировать и использовать информацию.

2. Социальные результаты:

-          Увеличение         количества волонтеров: Программа         будет способствовать привлечению новых людей к волонтерской деятельности.

-          Улучшение качества волонтерской помощи: обучающиеся будут более компетентными и эффективными волонтерами, что повысит качество предоставляемой помощи.

-          Развитие партнерских отношений: программа поможет установить партнерские отношения с волонтерскими организациями и социальными учреждениями.

-          Повышение осведомленности о волонтёрстве: программа будет способствовать повышению осведомленности о волонтёрстве в обществе, что привлечет внимание к важности добровольческой деятельности.

3. Результаты для школы:

-          Создание позитивной школьной атмосферы: программа поможет создать в школе более позитивную и заботливую атмосферу, где учащиеся чувствуют себя вовлеченными в решение социальных проблем.

-          Улучшение имиджа школы: программа покажет, что школа является организацией, которая ценит участие в сообществе и развитие своих учащихся.

-          Укрепление связей с местным сообществом: программа поможет установить более тесные связи с местным сообществом, что позволит школе эффективнее решать социальные проблемы и включаться в жизнь города.

Важно отметить, что результаты программы могут быть оценены как количественно (например, количество проведенных акций, количество участников), так и качественно (например, изменение отношения участников к волонтерству, их личностный рост).

 

5.   Календарный учебный график

 

п/п

Основные характеристики образовательного процесса

 

 

Количество учебных недель

34

 

Количество часов в неделю

2

 

Общее количество часов

68

 

Недель в первом полугодии

16

 

Недель во втором полугодии

18

 

Начало занятий

16 сентября

 

Каникулы 

 

26.10. – 04.11. 

29.12. – 08.01. 

22.03. – 30.03.

 

Окончание учебного года 

26 мая

 

 

 

 

6.   Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение занятий Кабинет: «Центр детских инициатив». ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт.;

колонки – 1шт.;

                   рабочее    место    педагога:    стол,    стул,    компьютер,    программное

обеспечение; рабочие места (парта двухместная, стул) – 6 шт.; рабочие места (парта, стул) – 18 шт.; система хранения (шкаф) – 1шт.

канцелярия: бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые

карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.

символика и атрибутика: футболки, бейджи.

дидактические   материалы:  сценарии   и       методические      разработки мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.

Информационное      обеспечение:       использование     собственного презентативного материала, видеороликов.

Методическое пособие для педагогов. Сборник кейсов и заданий. В этом сборнике должны быть представлены кейсы и задания для обсуждения на уроках и практических занятиях. Материалы для проведения тренингов и мастерклассов. В этом материале должны быть представлены материалы для проведения тренингов и мастер-классов по волонтерской деятельности.

Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования» или «педагог», обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в данной области. Уровень образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат/ специалитет / магистратура).

Методическое обеспечение. Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на которых обучающимся дается новый материал, практических занятий, необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения типовых и самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на практике во второй части занятий. Теоретическая часть проходит в виде лекций, практическая часть – закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

-         учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

-         вариативность     направлений        сопровождения   участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);

-         формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так как педагог может сам менять соотношение пропорций разделов как для  всего коллектива, так и для каждого обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки, знания, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.

В     программе рекомендуется    коллективная       деятельность       как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

-            информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;

-            контактная – готовность к приему и передаче информации;

-            координационная         –        согласование       действий    и        организация

взаимодействия;

-            персептивная – восприятие и понимание друг друга;

-            развивающая       –        изменение личностных         качеств        участников деятельности.      Итоги         работ          (промежуточные,        итоговые)   обучающихся подводятся в течении учебного года.  

 

7.   Формы аттестации/контроля

 

1.        Презентация результатов участия в конкурсах по волонтерской деятельности, записанных в волонтёрской книжке

2.        Рейтинг волонтерских книжек

 

8.   Оценочные материалы

Проведение анкетирования среди участников программы, которое позволит оценить их уровень удовлетворенности, степень развития навыков и знаний, а также получить обратную связь от участников для улучшения программы в будущем.

Участие в районных, городских мероприятиях. Это может быть конференция, круглый стол, презентация, на котором участники делятся своим опытом, результатами своей работы, представляют свой видеоролик.

Презентация видеоролика. Участники должны создать видеоролик о своей волонтерской деятельности, о своих достижениях и впечатлениях.

Участие в проектной деятельности в образовательной организации.

 

9. Список литературы:

 

Литература для педагога и родителей:

1.            Кретова, У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – №1.

2.            Базаркина, Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников./

Е.В. Базаркина//– Волгоград, 2006.

3.            Симакова, Е. Н. Движению волонтёров старшего поколения быть!: (об опыте реализации программы «Волонтёры серебряного возраста» в комплексном центре социального обслуживания населения) / Е. Н. Симакова // Социальное обслуживание. – 2017. – № 10. 

4.            Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З.А. Аксютина //

Педагогика. - 2022. - №5. 

5.            Горская, С.В. Волонтерство в развитии социальной активности младших школьников [Текст] / С. В. Горская, И. В. Юденкова // Начальная школа. - 2022. - №9. 

6.            Загладина, Х.Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в российских школах / Х.Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2016 – № 3.

7.            Ильин, Е. П. Психология помощи. Альтруизм. Эгоизм. Эмпатия / Е. П. Ильин. – СанктПетербург : Питер, 2013. 

8.            Петрова,     И.А. Медиаволонтерство      -        инновационный   ресурс социальной активности детей и молодежи [Текст] / И. А. Петрова // Региональная школа управления. - 2021. - №4. 

9.            Половецкий, С.Д. Исторические аспекты развития добровольчества в контексте педагогического наследия А.С. Макаренко [Текст] / С. Д. Половецкий, К. Ю. Милованов // Социальная педагогика. - 2019. - №1. 

10.        Филиппова, Е. Чем государство может помочь волонтёрам / Е. Филиппова // Российская Федерация сегодня. – 2018. – № 2.

 

Литература для обучающихся:

11.        Амонашвили, Ш.А. Школа жизни./ М.: Издательский Дом Шалвы

Амонашвили, 2008

12.        Аристархов, В.В. Я русский!/ В.В. Аристархов// М: Вече – 2019. – 304с.

13.        Ермаков, А.С. Экологическое (природоохранное) волонтёрство за рубежом и в России [Текст] / А. С. Ермаков, Д. С. Ермаков // Биология в школе. – 2018. - №7.

14.        Кривошеина, О.А. Волонтёрство и добровольчество в современной школе. / О.А. Кривошеина, под ред. А.В Денисовой Центр диагностики и консультирования          Петроградского   района        Санкт-Петербурга,

«Психологопедагогический центр «Здоровье». – 2014

15.        2. Тюшев,  Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков/

Ю.В.Тюшев// – СПб. Питер, 2006. (Серия «Практическая психология») Электронные образовательные ресурсы

Официальные сайты волонтерских организаций и движений:

16.        Добровольцы     России: https://dobro.ru/ -       главный     сайт волонтерского движения России. Здесь вся информация о волонтерских проектах, событиях, обучении и карьере в сфере волонтерства.

17.        Волонтеры Победы: https://pobeda.volontery.ru/ - сайт волонтерского движения, занимающегося сохранением памяти о Великой Отечественной войне.

18.        Волонтерский корпус 75-летия Победы: https://volontery.ru/ - сайт волонтерского движения, которое создано для поддержки проектов, связанных с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне.

19.        Российское         общество   «Знание»: https://znanierussia.ru/ -   сайт

Российского         общества    «Знание»,   которое      проводит    образовательные мероприятия и проекты, включая темы, связанные с волонтёрством.

Образовательные платформы:

20.        «Открытая Школа»: https://openedu.ru/ - платформа с открытым доступом к онлайн-курсам, включая курсы по волонтёрству, социальной работе и др.

21.        «Нетология»: https://netology.ru/ - платформа с онлайн-курсами по разным специальностям, включая курсы по волонтерскому менеджменту и организации волонтерской деятельности.

22.        «Лекториум»: https://lektorium.tv/ -         платформа с        лекциями    и курсами от ведущих специалистов в разных областях, включая лекции о волонтерстве и социальном сервисе.

Специализированные ресурсы:

23.        «Волонтер»: https://volonter.ru/ - сайт, на котором можно найти информацию о волонтерских проектах, событиях, обучении и карьере в сфере волонтерства.

24.        «ВКонтакте»: В социальной сети «ВКонтакте» существует много групп и сообществ, посвященных волонтерству, где можно найти информацию о волонтерских проектах, событиях, обучении и др.

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Список литературы 19 2 1

Список литературы 19 2 1

Волонтерство - это добровольное, безвозмездное участие в деятельности на благо общества или отдельных людей

Волонтерство - это добровольное, безвозмездное участие в деятельности на благо общества или отдельных людей

1. образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

1. образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства Просвещения

Приказ Министерства Просвещения

Укрепление социальных связей: Волонтерство помогает укрепить социальные связи в обществе

Укрепление социальных связей: Волонтерство помогает укрепить социальные связи в обществе

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы

Срок реализации программы – 1 год

Срок реализации программы – 1 год

Цель – формирование нравственных и коммуникативных качеств, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в социально полезной деятельности

Цель – формирование нравственных и коммуникативных качеств, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в социально полезной деятельности

Содержание общеразвивающей программы

Содержание общеразвивающей программы

Лидерство в волонтерском объединении 4 2 2

Лидерство в волонтерском объединении 4 2 2

Волонтеры Победы 5 2 3 участие в акциях, посвященных

Волонтеры Победы 5 2 3 участие в акциях, посвященных

Практическая часть: организация и проведение «Дня пожилого человека»

Практическая часть: организация и проведение «Дня пожилого человека»

Особенности работы с людьми пожилого возраста, отношение к ним в обществе

Особенности работы с людьми пожилого возраста, отношение к ним в обществе

Практическая часть: Разработка и проведение социальных акций

Практическая часть: Разработка и проведение социальных акций

Раздел 4. 1. Волонтеры Победы

Раздел 4. 1. Волонтеры Победы

Развитие коммуникативных навыков: обучающиеся улучшат свои навыки общения, работы в команде и взаимодействия с людьми разных возрастов и социальных групп

Развитие коммуникативных навыков: обучающиеся улучшат свои навыки общения, работы в команде и взаимодействия с людьми разных возрастов и социальных групп

Важно отметить, что результаты программы могут быть оценены как количественно (например, количество проведенных акций, количество участников), так и качественно (например, изменение отношения участников к волонтерству,…

Важно отметить, что результаты программы могут быть оценены как количественно (например, количество проведенных акций, количество участников), так и качественно (например, изменение отношения участников к волонтерству,…

Материалы для проведения тренингов и мастерклассов

Материалы для проведения тренингов и мастерклассов

В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции: - информационная – обмен чувственной и познавательной информацией; - контактная – готовность…

В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции: - информационная – обмен чувственной и познавательной информацией; - контактная – готовность…

Кретова, У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность /

Кретова, У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность /

Кривошеина, О.А. Волонтёрство и добровольчество в современной школе

Кривошеина, О.А. Волонтёрство и добровольчество в современной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2024