Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол №______ «___»____________2024 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №2» ___________ С.Л. Николаева «___»____________2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности Волонтёрский отряд «Миротворцы»
Возраст обучающихся: 13 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Авторсоставитель:
Роготнева М.С., Педагог дополнительного образования Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи программы 7
3. Содержание общеразвивающей программы 8
4. Планируемые результаты 14
5. Календарный учебный график 15
6. Условия реализации программы 15
7. Формы аттестации/контроля 17
8. Оценочные материалы 17
9. Список литературы 19
2
Волонтерство - это добровольное, безвозмездное участие в деятельности на благо общества или отдельных людей. Волонтеры жертвуют своим временем, энергией и навыками, чтобы помочь другим, не ожидая ничего взамен.
Волонтерство помогает учащимся развить такие качества, как сострадание, эмпатия, ответственность и чувство общности. Работа волонтером требует от учащихся общения и взаимодействия с людьми из разных слоев общества, что помогает им развивать навыки межличностного общения. Волонтерство предоставляет учащимся практический опыт работы в различных сферах, что может помочь им в выборе будущей карьеры. Волонтерство помогает учащимся почувствовать себя частью своего сообщества и внести положительный вклад в его развитие. Исследования показали, что волонтерская деятельность повышает успеваемость учащихся, поскольку она развивает такие навыки, как самодисциплина, управление временем и работа в команде.
Данная программа может привлечь учащихся к волонтерству, предоставив им возможности и поддержку, может помочь повысить осведомленность учащихся о различных возможностях волонтерства и его преимуществах. Программа поможет школе установить партнерские отношения с местными организациями, которые нуждаются в волонтерах, что предоставит учащимся больше возможностей для участия в волонтерской деятельности.
Волонтерство может способствовать созданию позитивной и заботливой школьной культуры, где учащиеся чувствуют себя вовлеченными и мотивированными вносить свой вклад в сообщество. Программа по волонтерской деятельности улучшит имидж школы, показав, что она является организацией, которая ценит участие в сообществе и развитие своих учащихся.
Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
Программа разработана и реализуется в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242).
8. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование», утверждённого Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204.
Программа составлена с учетом устава и образовательной программы
МАОУ СОШ №2;
1. Социальная потребность:
• Увеличение количества нуждающихся: В современном мире возрастает количество людей, нуждающихся в помощи. Это могут быть пожилые люди, инвалиды, беженцы, дети из неблагополучных семей и др. Волонтеры могут оказать им необходимую помощь и поддержку.
• Нехватка ресурсов государства: Не всегда государство может предоставить достаточную помощь всем нуждающимся. Волонтеры заполняют этот пробел, осуществляя добровольную помощь и создавая систему поддержки для тех, кому она необходима. 2. Развитие личности:
• Формирование социальной ответственности: Волонтерство развивает чувство ответственности за общество и за жизнь других людей. Участники программы учатся понимать потребности окружающих и включаться в решение социальных проблем.
• Развитие коммуникативных навыков: Работа волонтером требует от участников развитых коммуникативных навыков, умения работать в команде и взаимодействовать с разными людьми.
• Повышение самооценки и уверенности в себе: Волонтеры получают удовлетворение от того, что могут помочь другим. Это повышает их самооценку и уверенность в собственных силах.
3. Развитие сообщества:
• Укрепление социальных связей: Волонтерство помогает укрепить социальные связи в обществе. Люди, объединяющиеся вокруг общей цели, становятся ближе друг к другу, узнают друг друга лучше и учатся работать в команде.
• Создание атмосферы доброты и взаимопомощи: Волонтерство способствует созданию атмосферы доброты и взаимопомощи в обществе. Это делает жизнь более справедливой и человечной.
4. Профессиональная ориентация:
• Поиск своей ниши: Волонтерство может помочь участникам программы определиться с будущей профессией, позволив им попробовать свои силы в разных сферах.
• Получение ценного опыта: Опыт волонтерской деятельности может стать отличным дополнением к резюме, показывая будущему работодателю социальную ответственность и готовность к командной работе.
Таким образом, программа «Волонтёрская деятельность» является актуальной и необходимой для развития как личности, так и общества в целом. Она позволяет воспитывать социальную ответственность, развивать коммуникативные навыки, укреплять социальные связи и способствовать построению более справедливого и человечного общества.
Новизна программы состоит в том, развитие молодёжного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодёжной политики.
Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодёжью новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодёжи, улучшению морально-психологического состояния, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
Педагогическая целесообразность программы «Волонтерская
деятельность» определена тем, что поставленные в ней цели и задачи отвечают социальному заказу общества и современным тенденциям развития образования. Ознакомление с принципами волонтерской деятельности, организация и проведение мероприятий различного уровня будет способствовать решению важнейшей на сегодняшний день задач формирования у молодежи моральнонравственных ценностей, патриотизма, воспитания гуманности. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростка, которые не всегда удаётся рассмотреть в общеобразовательных учреждениях, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтерская деятельность» имеет ряд особенностей: знакомит с понятиями добровольческой (волонтёрской) деятельности; позволяет сформировать гражданскую идентичность, нравственные ценности и мировоззренческую позицию учащегося; помогает получить опыт различных форм и методов работы добровольца (волонтёра), навыки общественной деятельности, а также навыки социального проектирования и конструирования социальных акций как на базе МАОУ СОШ №2, так и в городских масштабах. Вопросы, рассматриваемые в учебном плане программы, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по добровольческой деятельности.
Данная программа предназначена для обучающихся 13-17 лет. Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет 3035 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой - либо специальной подготовки не требуется.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в Центре детских инициатив на базе МАОУ СОШ №2.
Данная программа рассчитана на 1 учебный год, 68 учебных часов в год.
Количество часов в неделю |
Количество недель в году |
Всего часов в год |
2 |
34 |
68 |
Срок освоения программы
Срок реализации программы – 1 год
• Словесные; Наглядные
• Практические.
Форма обучения – очная.
Формы занятий: беседа, групповые упражнения и занятия, практическое занятие, мастер – класс, открытое занятие, тренинги, игры, викторины. Формы подведения итогов реализации программы:
1. Заключительное мероприятие. Это может быть конференция, круглый стол, презентация, на котором участники делятся своим опытом, результатами своей работы, представляют свой видеоролик.
2. Презентация видеоролика. Участники должны создать видеоролик о своей волонтерской деятельности, о своих достижениях и впечатлениях.
3. Проведение анкетирования среди участников программы, которое позволит оценить их уровень удовлетворенности, степень развития навыков и знаний, а также получить обратную связь от участников для улучшения программы в будущем.
4. Участие в районных, городских мероприятиях.
Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность, а также следующие формы работы с обучающимися:
- занятия, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях; - акции и мероприятия: как местные, так и выездные.
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы организации учебного процесса можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические, репродуктивные, частично- поисковые, проблемные, исследовательские.
Цель – формирование нравственных и коммуникативных качеств, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в социально полезной деятельности.
Задачи: обучающие:
- обучить основам волонтерской (добровольческой) деятельности;
- обучить психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
- сформировать представления о различных формах, методах, технологиях работы добровольца (волонтёра) в области проведения социальнозначимых мероприятий и общественно полезной деятельности;
- обучить навыкам социального проектирования социальных акций;
- подготовить волонтеров к работе с людьми различных социальных категорий, с людьми пожилого возраста;
- обучение основам работы с различными видами информации.
развивающие:
- Формирование участников как ответственных членов общества, готовых внести свой вклад в решение социальных проблем.
- Повышение осведомленности о нуждах окружающих и развитие эмпатии к другим людям.
- Формирование уважения к разнообразию культуры и ценностей в обществе.
- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через участие в волонтерских проектах.
- Улучшение навыков межличностного общения и взаимодействия с людьми разных возрастов и социальных групп.
- Развитие навыков работы в команде, участие в совместных проектах, распределение ответственности, координация действий.
- Обучение эффективному переговору и решению конфликтов.
- Развитие навыков презентации и публичного выступления.
воспитательные:
- формировать потребность и способность к улучшению окружающей жизни; воспитывать патриотизм, доброту, отзывчивость, милосердие;
- воспитывать активную гражданскую позицию;
- формировать потребность в добровольческой деятельности;
- содействовать развитию системы совместной деятельности детей и взрослых.
Учебно-тематический план
№ |
Наименования темы |
Количество занятий |
Форма аттестации/ ко нтроль |
||
Общее |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Раздел 1. |
13 |
8 |
5 |
|
1.1. |
Вводное занятие. Знакомство. Теоретические основы волонтерской деятельности. |
3 |
2 |
1 |
Опрос, наблюдение (степень заинтересованн ости, мотивация) |
1.2. |
Возникновение и развитие добровольческого движения. Мы команда. Лидерство в волонтерском объединении. |
3
|
2 |
1 |
Опрос, наблюдение, анкетирование, выступления учащихся |
1.3. |
Добровольческая деятельность в России. Связь поколений. |
4 |
2 |
2 |
Беседа, практическое задание |
1.4. |
«Я – волонтер» |
3 |
2 |
1 |
Опрос, наблюдение, выступления учащихся |
2. |
Раздел 2. |
13
|
5 |
8 |
|
2.1. |
Культура общения |
3 |
1 |
2 |
Тренинги, викторина. Творческая работа: эссе «Кто такой доброволец». |
2.2. |
Психологическая подготовка волонтеров |
3 |
1 |
2 |
Опрос, наблюдение, выступление. |
2.3. |
Лидерство в волонтерском объединении |
4 |
2 |
2 |
Творческая работа - эссе «Я – Лидер!» |
2.4. |
Игровые технологии в работе волонтера |
3 |
1 |
2 |
Творческое задание: проект игровой программы праздника |
3. |
Раздел 3. |
20 |
9 |
11 |
|
3.1. |
Информационные технологии в работе волонтера |
3 |
1 |
2 |
Творческое задание |
3.2. |
Методика организации социально-значимых мероприятий гражданско-патриотической направленности
|
6 |
2 |
4 |
Практические задания, анализ мероприятий |
3.3. |
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ |
4 |
2 |
2 |
Подготовка акции, классного часа по пропаганде ЗОЖ |
3.4. |
Событийное волонтерство |
4 |
2 |
2 |
Самостоятельна я работа: подготовка мероприятия по проведению События |
3.5. |
Эко-волонтеры |
3 |
2 |
1 |
Творческая работа: эссе «Земля – наш |
|
|
|
|
|
общий дом!» «Трудовой десант» |
4. |
Раздел 4. |
22 |
6 |
16 |
|
4.1. |
Семейное добровольчество. Социальное волонтерство |
6 |
2 |
4 |
Опрос |
4.2. |
Волонтеры Победы |
5 |
2 |
3 |
участие в акциях, посвященных Дню Победы |
4.3 |
Волонтёры не уходят на каникулы. |
5 |
2 |
3 |
Итоговые ролики, портфолио учащихся. |
4.4. |
Итоговое занятие
|
6 |
- |
6 |
Итоговая программа подведения итогов учебного года |
|
Итого: |
68 |
28 |
40 |
|
Раздел 1.
1. Вводное занятие. Знакомство. Теоретические основы волонтерской деятельности.
Теоретическая часть: понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтёрства. Качества необходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть: знакомство в группе. «Узнаём друг друга». Диагностика «Приоритет жизненных ценностей» (анкета). Игры: «Расскажи мне о себе», «Кто мой друг». Заповеди волонтеров. Подведение итогов.
2. Возникновение и развитие добровольческого движения. Мы команда. Лидерство в волонтерском объединении.
Теоретическая часть: понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого. История добровольчества. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии.
Практическая часть: распределение поручений. Совместное составление плана работы на год. Тесты на лидерские, организаторские способности, распределение по группам (направлениям).
3. Добровольческая деятельность в России. Связь поколений.
Теоретическая часть: добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование. Социальная работа и социальное служение. Социальный возраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе.
Практическая часть: организация и проведение «Дня пожилого человека». Изготовление цветов и открыток своими руками для пожилых людей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
4. «Я – волонтер».
Теоретическая часть: качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское искусство, коммуникации. Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми.
Практическая часть: Тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому искусству, искусство публично выступления. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Раздел 2.
1. Культура общения.
Теоретическая часть: Современный человек – грамотный человек. Что значит «Культура общения». Современный мир и книга. Ораторское искусство.
Практическая часть: Конкурс эссе «Кто такой доброволец». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
2. Психологическая подготовка волонтеров.
Теоретическая часть: Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в обществе. Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.
Практическая часть: Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Ролевая игра «Свои и чужие».
3. Лидерство в волонтерском объединении
Теоретическая часть. Доброволец – это лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.
Особенности работы с людьми пожилого возраста, отношение к ним в обществе. Практическая часть: Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Кто такой Лидер». Подготовка к участию в конкурсе «Доброволец года». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
4. Игровые технологии в работе волонтера.
Теоретическая часть: роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.
Практическая часть: Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Разработка и проведение игровых программ. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога Раздел 3.
1. Информационные технологии в работе волонтера.
Теоретическая часть: Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Взаимодействие с объектами внешней среды. Объекты внешней среды: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика.
Практическая часть: Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Практикум:
написание делового письма. Практикум: работа над созданием видеоролика.
2. Методика организации социально-значимых мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Теоретическая часть: Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия «социальная акция», «социальный проект». Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта:
цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.
Практическая часть: Разработка и проведение социальных акций. Разработка социального проекта. Социальная акция. Проведение благотворительных, социальных акций гражданско-патриотической направленности. Разработка и реализация социальных проектов. Социальная акция. Основы социального проектирования. Мастерство защиты проекта. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ.
Теоретическая часть: Вредные привычки, что это такое.
Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость.
Практическая часть: Тренинги на сопротивление групповому давлению. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
4. Событийное волонтерство.
Теоретическая часть: Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами, работающими в данном направлениями.
Практическая часть: Помощь в проведении мероприятий гражданскопатриотической направленности учреждения и станицы. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
5. Эко-волонтеры.
Теоретическая часть: знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями поселка
Практическая часть: помощь эко-волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему экологии. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Семейное добровольчество. Социальное волонтерство.
Теоретическая часть: понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.
Практическая часть: Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Раздел 4.
1. Волонтеры Победы.
Теоретическая часть. Патриотизм. Как стать патриотом. Организация и проведение патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции. Всероссийское общественное движение «Волонтёры победы». Направления работы ВОД «Волонтёры Победы»: «Великая победа»; «Связь поколений»; «Моя победа»; «Наши победы»; «Медиапобеда»; «Моя история».
Практическая часть. Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
2. Волонтёры не уходят на каникулы.
Теоретическая часть: подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.
Практическая часть: тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений.
3. Итоговое занятие
Практическая часть: подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.
Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов учебного года.
Планируемые результаты программы «Волонтерская деятельность» могут быть разделены на несколько уровней:
1. Личностные результаты:
- Развитие социальной ответственности: обучающиеся будут чувствовать себя ответственными членами общества, готовыми внести свой вклад в решение социальных проблем.
- Повышение уровня эмпатии и сострадания: обучающиеся будут лучше понимать чувства и нужды окружающих, станут более сострадательными и готовыми помогать другим.
- Развитие коммуникативных навыков: обучающиеся улучшат свои навыки общения, работы в команде и взаимодействия с людьми разных возрастов и социальных групп.
- Повышение самооценки и уверенности в себе: обучающиеся будут чувствовать себя более уверенными в своих силах, у них повысится самооценка благодаря осознанию своего вклада в общее дело.
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей: обучающиеся станут более творческими, инициативными, научатся решать проблемы и планировать свою деятельность.
- Формирование навыков самостоятельности и самоорганизации: обучающиеся научатся эффективно управлять своим временем, брать на себя ответственность за свои действия и организовывать свою деятельность.
- Развитие навыков рефлексии и самоанализа: обучающиеся научатся анализировать свою волонтерскую деятельность, выявлять сильные и слабые стороны, улучшать свои навыки и компетенции.
- Развитие навыков работы с информацией: обучающиеся повысят свой уровень компьютерной грамотности, научатся эффективно искать, анализировать и использовать информацию.
2. Социальные результаты:
- Увеличение количества волонтеров: Программа будет способствовать привлечению новых людей к волонтерской деятельности.
- Улучшение качества волонтерской помощи: обучающиеся будут более компетентными и эффективными волонтерами, что повысит качество предоставляемой помощи.
- Развитие партнерских отношений: программа поможет установить партнерские отношения с волонтерскими организациями и социальными учреждениями.
- Повышение осведомленности о волонтёрстве: программа будет способствовать повышению осведомленности о волонтёрстве в обществе, что привлечет внимание к важности добровольческой деятельности.
3. Результаты для школы:
- Создание позитивной школьной атмосферы: программа поможет создать в школе более позитивную и заботливую атмосферу, где учащиеся чувствуют себя вовлеченными в решение социальных проблем.
- Улучшение имиджа школы: программа покажет, что школа является организацией, которая ценит участие в сообществе и развитие своих учащихся.
- Укрепление связей с местным сообществом: программа поможет установить более тесные связи с местным сообществом, что позволит школе эффективнее решать социальные проблемы и включаться в жизнь города.
Важно отметить, что результаты программы могут быть оценены как количественно (например, количество проведенных акций, количество участников), так и качественно (например, изменение отношения участников к волонтерству, их личностный рост).
№ п/п |
Основные характеристики образовательного процесса |
|
|
|
Количество учебных недель |
34 |
|
|
Количество часов в неделю |
2 |
|
|
Общее количество часов |
68 |
|
|
Недель в первом полугодии |
16 |
|
|
Недель во втором полугодии |
18 |
|
|
Начало занятий |
16 сентября |
|
|
Каникулы
|
26.10. – 04.11. 29.12. – 08.01. 22.03. – 30.03. |
|
|
Окончание учебного года |
26 мая |
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение занятий Кабинет: «Центр детских инициатив». ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт.;
колонки – 1шт.;
рабочее место педагога: стол, стул, компьютер, программное
обеспечение; рабочие места (парта двухместная, стул) – 6 шт.; рабочие места (парта, стул) – 18 шт.; система хранения (шкаф) – 1шт.
канцелярия: бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые
карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.
символика и атрибутика: футболки, бейджи.
дидактические материалы: сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.
Информационное обеспечение: использование собственного презентативного материала, видеороликов.
Методическое пособие для педагогов. Сборник кейсов и заданий. В этом сборнике должны быть представлены кейсы и задания для обсуждения на уроках и практических занятиях. Материалы для проведения тренингов и мастерклассов. В этом материале должны быть представлены материалы для проведения тренингов и мастер-классов по волонтерской деятельности.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования» или «педагог», обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в данной области. Уровень образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат/ специалитет / магистратура).
Методическое обеспечение. Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на которых обучающимся дается новый материал, практических занятий, необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения типовых и самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на практике во второй части занятий. Теоретическая часть проходит в виде лекций, практическая часть – закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так как педагог может сам менять соотношение пропорций разделов как для всего коллектива, так и для каждого обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки, знания, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приему и передаче информации;
- координационная – согласование действий и организация
взаимодействия;
- персептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности. Итоги работ (промежуточные, итоговые) обучающихся подводятся в течении учебного года.
1. Презентация результатов участия в конкурсах по волонтерской деятельности, записанных в волонтёрской книжке
2. Рейтинг волонтерских книжек
Проведение анкетирования среди участников программы, которое позволит оценить их уровень удовлетворенности, степень развития навыков и знаний, а также получить обратную связь от участников для улучшения программы в будущем.
Участие в районных, городских мероприятиях. Это может быть конференция, круглый стол, презентация, на котором участники делятся своим опытом, результатами своей работы, представляют свой видеоролик.
Презентация видеоролика. Участники должны создать видеоролик о своей волонтерской деятельности, о своих достижениях и впечатлениях.
Участие в проектной деятельности в образовательной организации.
9. Список литературы:
Литература для педагога и родителей:
1. Кретова, У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – №1.
2. Базаркина, Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников./
Е.В. Базаркина//– Волгоград, 2006.
3. Симакова, Е. Н. Движению волонтёров старшего поколения быть!: (об опыте реализации программы «Волонтёры серебряного возраста» в комплексном центре социального обслуживания населения) / Е. Н. Симакова // Социальное обслуживание. – 2017. – № 10.
4. Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З.А. Аксютина //
Педагогика. - 2022. - №5.
5. Горская, С.В. Волонтерство в развитии социальной активности младших школьников [Текст] / С. В. Горская, И. В. Юденкова // Начальная школа. - 2022. - №9.
6. Загладина, Х.Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в российских школах / Х.Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2016 – № 3.
7. Ильин, Е. П. Психология помощи. Альтруизм. Эгоизм. Эмпатия / Е. П. Ильин. – СанктПетербург : Питер, 2013.
8. Петрова, И.А. Медиаволонтерство - инновационный ресурс социальной активности детей и молодежи [Текст] / И. А. Петрова // Региональная школа управления. - 2021. - №4.
9. Половецкий, С.Д. Исторические аспекты развития добровольчества в контексте педагогического наследия А.С. Макаренко [Текст] / С. Д. Половецкий, К. Ю. Милованов // Социальная педагогика. - 2019. - №1.
10. Филиппова, Е. Чем государство может помочь волонтёрам / Е. Филиппова // Российская Федерация сегодня. – 2018. – № 2.
Литература для обучающихся:
11. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни./ М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвили, 2008
12. Аристархов, В.В. Я русский!/ В.В. Аристархов// М: Вече – 2019. – 304с.
13. Ермаков, А.С. Экологическое (природоохранное) волонтёрство за рубежом и в России [Текст] / А. С. Ермаков, Д. С. Ермаков // Биология в школе. – 2018. - №7.
14. Кривошеина, О.А. Волонтёрство и добровольчество в современной школе. / О.А. Кривошеина, под ред. А.В Денисовой Центр диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга,
«Психологопедагогический центр «Здоровье». – 2014
15. 2. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков/
Ю.В.Тюшев// – СПб. Питер, 2006. (Серия «Практическая психология») Электронные образовательные ресурсы
Официальные сайты волонтерских организаций и движений:
16. Добровольцы России: https://dobro.ru/ - главный сайт волонтерского движения России. Здесь вся информация о волонтерских проектах, событиях, обучении и карьере в сфере волонтерства.
17. Волонтеры Победы: https://pobeda.volontery.ru/ - сайт волонтерского движения, занимающегося сохранением памяти о Великой Отечественной войне.
18. Волонтерский корпус 75-летия Победы: https://volontery.ru/ - сайт волонтерского движения, которое создано для поддержки проектов, связанных с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне.
19. Российское общество «Знание»: https://znanierussia.ru/ - сайт
Российского общества «Знание», которое проводит образовательные мероприятия и проекты, включая темы, связанные с волонтёрством.
Образовательные платформы:
20. «Открытая Школа»: https://openedu.ru/ - платформа с открытым доступом к онлайн-курсам, включая курсы по волонтёрству, социальной работе и др.
21. «Нетология»: https://netology.ru/ - платформа с онлайн-курсами по разным специальностям, включая курсы по волонтерскому менеджменту и организации волонтерской деятельности.
22. «Лекториум»: https://lektorium.tv/ - платформа с лекциями и курсами от ведущих специалистов в разных областях, включая лекции о волонтерстве и социальном сервисе.
Специализированные ресурсы:
23. «Волонтер»: https://volonter.ru/ - сайт, на котором можно найти информацию о волонтерских проектах, событиях, обучении и карьере в сфере волонтерства.
24. «ВКонтакте»: В социальной сети «ВКонтакте» существует много групп и сообществ, посвященных волонтерству, где можно найти информацию о волонтерских проектах, событиях, обучении и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.