Министерство образования и науки Кузбасса
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
(МБОУ ДО «Дом детского творчества»)
Принята на заседании педагогического совета от « » 2021 г. Протокол № ____________
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДО «Дом детского творчества» _____________ Рогозина Л.В. «__»_______________ 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«ЛогикУм»
Возраст учащихся: 4-7 лет,
срок реализации: 1 год
Разработчик:
Хазиева Наталья Юрьевна, педагог
дополнительного образования
Год разработки: 2019
Прокопьевский ГО 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка …………………………………………….…..…. |
3
|
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………..…….….
|
6 |
1.3. Содержание программы ……………………………………………..…..…
|
7
|
1.3.1. Учебный план ……………………………………………….……….
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана…………………….……
|
7
9 |
1.4. Планируемые результаты…………………………………………….…….. |
11 |
|
|
2. Комплекс организационно-педагогических условий
|
|
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
|
13 |
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
|
14 |
2.3. Формы аттестации …………………………………………………….……….
|
14 |
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………..………..
|
14 |
2.5. Методические материалы …………………………………………..………….
|
15 |
3. Список литературы ……………………………………………………………
4. Приложение ……………………………………………………….……………. |
17
18 |
|
|
РАЗДЕЛ I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛогикУм» относится к социально-гуманитарной направленности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г. (последняя редакция от 1.07.2020 г.).
· Приказом Минобрнауки от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
· Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
· Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
· Письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций" (приложение "Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий").
· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
· Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области-Кузбассе (раздел V. Порядок включения образовательных программ в систему персонифицированного финансирования) «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);
· Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» (МБОУ ДО «Дом детского творчества»);
· Локальными актами МБОУДО «Дом детского творчества».
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения ребенка в школе. Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Такими качествами обладают развивающие игры Б.П.Никитина.
Борис Павлович Никитин- педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.
Пособие состоит из 48 элементов, которые различаются четырьмя свойствами:
Толщиной – тонкие и толстые.
Цветом – желтые, красные, синие.
Формой – круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные.
Размером – маленькие и большие.
С логическими блоками ребенок может выполнять много действий: менять местами, убирать, выкладывать, сравнивать.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Актуальность программы
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить в школьную жизнь человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Отличительная особенность данной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЛогикУм» заключается в использовании логических игр ведущих педагогов Никитина, Дьенеша, использование интерактивных игр известных Российских разработчиков.
Отличительной особенностью данной программы является частичное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в работе:
• цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах (http://ddt-prk.edu.ru/ , https://sites.google.com/view/ddt-intell/главная-страница );
• видеоконференции (Zoom. Google Hangouts);
• электронная почта, мессенджер WhatsApp;
• облачные сервисы (Google Drive).
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятия по уважительной причине.
Родительские собрания и консультации могут проводиться в режиме онлайн с использованием платформ Zoom, Skype и др.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Занятия по программе «ЛогикУм» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к обучению, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Разноуровневость программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛогикУм» имеет базовый уровень сложности.
Адресат программы
Программа «ЛогикУм» адресована детям 4-7 лет.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляются определенные требования. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
Группы имеют постоянный состав. Наполняемость группы 12 – 20 человек. Прием детей в группы производится на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛогикУм» рассчитана на один год обучения и предполагает 72 часа в учебный год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий: 1 академический час (по 45 минут, перерыв не менее 15 минут). Всего 72 занятия.
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Режим занятий
Год Обучения |
Продолжительность занятия |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1 |
1 академический час |
2 раза |
2 часа |
72 часа |
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования (СанПиН СП 2.4. 3648-20 от 18.12.2020 г.)
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения - очная.
Форма организации образовательной деятельности - занятия могут быть групповыми, индивидуальными или индивидуально-групповыми.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛогикУм» предусматривает проведение занятий с использованием:
1. Логических блоков Дьенеша.
2. Кубиков Никитина.
3. Компьютерных заданий на развитие внимания, памяти, мышления, разработанные психологическим центром «Адаллин».
4. Интерактивных заданий от разработчиков Marco Polo Group «Сказочное образование».
При реализации программы частично применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При электронном обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Основной формой обучения по данной программе является занятие.
В ходе реализации программы используются следующие основные виды занятий:
· презентация;
· интерактивная игра;
· викторина;
· соревнования.
Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают материальную и финансовую помощь в подготовке конкурсов, фестивалей, выставок.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, овладение навыками начального технического конструирования.
Задачи программы:
Образовательные:
- учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;
- формировать умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
- развивать умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
Развивающие:
- формировать готовность учащихся к целенаправленной познавательной деятельности;
- развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- способствовать развитию познавательного интереса к информатике и формирование элементов IT- компетенций.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
- выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе;
- способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки.
1.3. Содержание программы
Содержание программы представлено учебно-тематическим планом, имеет свои разделы и темы в каждом разделе (см. таблицу №1), которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента учащихся, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.
1.3.1. Учебный план
Таблица №1
Учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе «ЛогикУм»
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма организации занятий |
Форма аттестации / контроля |
||
всего |
теории |
практики |
||||
|
Раздел №1 Введение в программу |
|||||
1. |
Тема 1.1. Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
Беседа с элементами экскурсии. Знакомство в группе. Правила ТБ, ПБ, ГО и ЧС, ПДД. Вводный инструктаж. |
Опрос. «Компьютер для малышей». Часть 3,4. |
2. |
Тема 1.2. Основные приемы работы с мышью. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Сообщение новых знаний. Беседа. Групповые задания. «Компьютер для малышей». Часть 1,2. |
|
3. |
Тема 1.3. Введение в игровое конструирование. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Сообщение новых знаний. Беседа. Начальные понятия об игровом конструировании. Понятие об игровой среде. Знакомство с мягким конструктором. |
|
|
Раздел №2 «Информатика для дошкольников» |
|||||
4. |
Тема 2.1 Последовательность событий |
4 |
1 |
3 |
Игры Адаллин для детей 5-6 дет, 4 часть, 18 неделя занятие 52 «Информатика для дошкольников» задания 70,71 Игры Адаллин для детей 5-6 дет, 1 часть, 5 неделя занятие 13, 14, 15, Игра настольная «Кто быстрее» |
Беседа. Наблюдение. Опрос. Самоанализ выполненной работы. Интерактивное занятие «Новый год у трех поросят».
Тест на развитие внимания (Прило-жение 4)
Тест на развитие мышления (Приложение 5)
|
5. |
Тема 2.2. Свойства предметов и их действия |
3 |
1 |
2 |
«Информатика для дошкольников» 49-61 «Весёлая информатика для малышей», 33-42, Блоки Дьенеша, настольная игра «Стульчики» |
|
6. |
Тема 2.3. Признаки предметов. |
4 |
1 |
3 |
Игры Адаллин для детей 5-6 дет, 1 часть 4 неделя занятие 10, 11 Игры Адаллин NY_2, 1 часть, 1 неделя, игра Фабрика (001, 002, 003), «Информатика для дошкольников», занятия 11,12,13 "Маленький гений учится сопоставлять", Блоки Дьенеша |
|
7. |
Тема 2.4. Классификация по одному признаку. |
4 |
1 |
3 |
Игры Адаллин для детей 5-6 дет, 1 часть, 3 неделя занятие 7, 8, 9 Игры Адаллин NY_2, 1 часть, 2 неделя, игра Фабрика (004, 005, 006), Блоки Дьенеша |
|
8. |
Тема 2.5. Классификация по двум признакам. |
4 |
1 |
3 |
Игры Адаллин NY_1, 2 часть, 8 неделя занятие 23, 24, 25 Игры Адаллин NY_2, 1 часть, 3 неделя, игра Фабрика (007, 008, 009), Игры Адаллин NY_1, 1 часть, 1 неделя занятие 1, неделя 2 занятие 5. Игры Адаллин NY_2, 1, 2 часть, 1-5 неделя |
|
9. |
Тема 2.6. Классификация по трем признакам. |
4 |
1 |
3 |
Игры Адаллин NY_2, 1 часть, 1 неделя, занятие 001, 002, 003 Блоки Дьенеша. Интерактивная игра «Помоги поросятам». |
|
10. |
Тема 2.7. Целое и часть. |
4 |
1 |
3 |
Игры Адаллин NY_1, 1 часть, 3 неделя занятие 8, неделя 4 занятие 11, неделя 5 занятие 14, 15 «Весёлая информатика для малышей», 45-48 |
|
11. |
Тема 2.8. Симметрия. |
5 |
1 |
4 |
«Информатика для дошкольников» занятия 19-24 «Весёлая информатика для малышей», 43, 44 |
|
12. |
Тема 2.9. Элементы множества. Способы задания множеств. |
6 |
2 |
4 |
«Информатика для дошкольников» занятия 72-82 Блоки Дьенеша. Презентация «Назови одним словом». |
|
13. |
Тема 2.10. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. |
4 |
1 |
3 |
«Информатика для дошкольников», занятия 99-108 Блоки Дьенеша. Презентация «Лунтик» (отрицание). |
|
14. |
Тема 2.11. Алгоритм. |
6 |
2 |
4 |
«Информатика для дошкольников», занятия 109-114 |
|
|
Раздел №3 «Геометрическое конструирование» |
|||||
15. |
Тема 3.1. Схематизация - Кубики Никитина. |
8 |
3 |
5 |
Кубики Никитина, различные схемы-узоры |
Диагностика (Приложение 3) |
16. |
Тема 3.2. Конструирование из геометрических фигур. |
6 |
2 |
4 |
NY_1 Неделя 2, занятия 004, 005 "Маленький гений учится сопоставлять", игра Пентамино
|
|
17. |
Тема 3.3. Конструирование из кубиков. |
6 |
2 |
4 |
Набор кубиков. Схемы-планы построек. |
|
18. |
Итоговое занятие |
1 |
0 |
1 |
Интерактивная игра «Дракоша просит помощи». |
|
|
ИТОГО |
72 |
22 |
50 |
|
|
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Раздел №1 «Введение в программу»
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с содержанием программы. Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Организация рабочего места. Эвакуация. Поведение в учреждении и на его территории.
Тема 1.2. Основные приемы работы с мышью.
Теория: Основные приемы работы с мышью. Текстовый указатель — курсор. Основные направления: вверх, вниз, влево, вправо. Управление курсором с помощью мыши и клавиатуры.
Практика: Самостоятельная работа с мышью, текстовым указателем, курсором. Отработка навыка управление курсором с помощью мыши и клавиатуры. Диск «Компьютер для малышей». Часть 1,2.
Тема 1.3. Введение в игровое конструирование.
Теория: Начальные понятия об игровом конструировании. Понятие об игровой среде.
Практика: Игровая форма освоения различных игровых сред. Формирование начальных навыков игрового конструирования. Знакомство с мягким конструктором.
Форма контроля: Опрос. «Компьютер для малышей». Часть 3,4.
Раздел №2 «Информатика для дошкольников»
Тема 2.1 «Последовательность событий».
Теория: Причинно-следственная связь. «Что было сначала, что потом»
Исключение одного лишнего предмета из 4 предъявленных.
Практика: Игры Адаллин для детей 5-6 лет, 4 часть, 18 неделя занятие 52
«Информатика для дошкольников» задания 70,71, Игры Адаллин для детей 5-6 дет, 1 часть, 5 неделя занятие 13, 14, 15, Игра настольная «Кто быстрее».
Тема 2.2 «Свойства предметов и их действия».
Теория: Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством.
Практика: «Информатика для дошкольников» 49-61, «Весёлая информатика для малышей», 33-42, Блоки Дьенеша, настольная игра «Стульчики».
Тема 2.3 «Признаки предметов».
Теория: Познакомить детей с признаками предметов. (цвет, форма, величина). Учить сравнивать предметы с заданным признаком.
Практика: Игры Адаллин для детей 5-6 дет, 1 часть 4 неделя занятие 10, 11
Игры Адаллин NY_2, 1 часть, 1 неделя, игра Фабрика (001, 002, 003)
«Информатика для дошкольников», занятия 11,12,13, "Маленький гений учится сопоставлять", Блоки Дьенеша.
Тема 2.4 «Классификация по одному признаку».
Теория: Цвет, классификация по одному признаку. Какой это цвет? Форма, классификация по одному признаку. Какой это формы? Сравнение по форме.
Величина, классификация по одному признаку. Упражнения на сравнение фигур. Какого размера фигуры?
Практика: Задания на выделение в геометрических фигурах одного признака (цвет, форма, размер). Игры Адаллин для детей 5-6 дет, 1 часть, 3 неделя занятие 7, 8, 9, NY_2, 1 часть, 2 неделя, игра Фабрика (004, 005, 006), Блоки Дьенеша.
Тема 2.5. «Классификация по двум признакам».
Теория: Классификация по двум признакам: цвет и форма. Выделение в геометрических фигурах признака цвета и формы. Строительство упорядоченных рядов по выбранному признаку.
Практика: Игры Адаллин NY_1, 2 часть, 8 неделя занятие 23, 24, 25
Игры Адаллин NY_2, 1 часть, 3 неделя, игра Фабрика (007, 008, 009)
Игры Адаллин NY_1, 1 часть, 1 неделя занятие 1, неделя 2 занятие 5
Игры Адаллин NY_2, 1, 2 часть, 1-5 неделя.
Тема 2.6. «Классификация по трем признакам».
Теория: «Классификация по трем признакам: цвет, величина, форма».
Упражнения на сравнение трех групп фигур. Упражнения с кругами Эйлера.
Использование схематических изображений геометрических фигур.
Строительство упорядоченных рядов по выбранному признаку.
Использование схематических изображений.
Практика: Игры Адаллин NY_2, 1 часть, 1 неделя, занятие 001, 002, 003
Блоки Дьенеша. Интерактивная игра «Помоги поросятам».
Тема 2.7. «Целое и часть.»
Теория: Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Практика: Игры Адаллин NY_1, 1 часть, 3 неделя занятие 8, неделя 4 занятие 11, неделя 5 занятие 14, 15, «Весёлая информатика для малышей», 45-48.
Тема 2.8. «Симметрия».
Теория: Что такое симметрия? Виды симметрий.
Практика: «Информатика для дошкольников» занятия 19-24, «Весёлая информатика для малышей», 43, 44.
Тема 2.9. «Элементы множества. Способы задания множеств».
Теория: Что такое множества? Способы задания множеств.
Практика: «Информатика для дошкольников» занятия 72-82, Блоки Дьенеша. Презентация «Назови одним словом».
Тема 2.10 «Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания».
Теория: Что такое высказывания? Частица «не». Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Частица «не» в классификации фигур. «Частица «не» по 1, 2, 3 свойствам в классификации фигур.
Практика: «Информатика для дошкольников», занятия 99-108, Блоки Дьенеша. Презентация «Лунтик» (отрицание).
Тема 2.11. «Алгоритм».
Теория: Алгоритм. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Форма представления алгоритмов.
Практика: Информатика для дошкольников», занятия 109-114. Блоки Дьенеша.
Формы контроля: Беседа. Наблюдение. Опрос. Самоанализ выполненной работы. Интерактивное занятие «Новый год у трех поросят». Тест на развитие внимания (Приложение 4). Тест на развитие мышления (Приложение 5).
Раздел №3 «Геометрическое конструирование»
Тема 3.1. «Схематизация» - Кубики Никитина».
Теория: Схемы по узорам-заданиям из кубиков.
Практика: Набор кубиков, выполнение различных схем-узоров из кубиков.
Тема 3.2. «Конструирование из геометрических фигур».
Теория: Конструирование из геометрических фигур. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Конструирование по условиям. Конструирование по замыслу.
Практика: Свободное конструирование. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. NY_1 Неделя 2, занятия 004, 005, "Маленький гений учится сопоставлять". Игра «Пентамино».
Тема 3.3. «Конструирование из кубиков».
Теория: Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Конструирование по условиям. Конструирование по замыслу.
Практика: Свободное конструирование. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Набор кубиков.
Итоговое занятие.
Теория: Беседа. Презентация фото-слайдов о работе за учебный год.
Практика: Интерактивная игра «Дракоша просит помощи».
Формы контроля: Диагностика (Приложение 3).
1.4. Планируемые результаты
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «ЛогикУм» у учащихся формируются результаты:
Образовательные:
- владеет основными логическими операциями;
- находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;
-
выделяет свойства предметов, находит предметы, обладающие
заданным свойством или несколькими свойствами;
- способен разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- приводит примеры истинных и ложных высказываний;
- приводит примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
- умеет формулировать отрицание по аналогии;
Развивающие:
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- умеет выражать свои мысли;
- развивается зрительно-образная память;
- развивается познавательный интерес к информатике и формирование элементов IT- компетенций.
Воспитательные:
- вырабатывается усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе;
- воспитываются личностные качества: целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, чувства коллективизма и взаимной поддержки;
- владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
В результате освоения программы, учащиеся будут знать:
- признаки и свойства предмета (цвет, форма, величина);
- часть и целое;
- понятие множество, элементы множества, способы задания множеств;
- воссоздание из частей, видоизменение геометрические фигуры по условию и конечному результату, создание из малых фигур большие.
будут уметь:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
- ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЛогикУм» на 2021-2022 учебный год
Год обучения |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
03.09-07.09 |
10.09-14.09 |
17.09-21.09 |
24.09-28.09 |
01.10-05.10 |
08.10-12.10 |
15.10-10.10 |
22.10-26.10 |
29.10-02.11 |
05.11-09.11 |
12.11-16.11 |
19.11-23.11 |
26.11-30.11 |
03.12-07.12 |
10.12-14.12 |
17.12-21.12 |
24.12-28.12 |
31.12-04.01 |
07.01-11.01 |
14.01-18.01 |
21.01-25.01 |
28.01-01.02 |
04.02-08.02 |
11.02-15.02 |
18.02-22.02 |
25.02-01.03 |
04.03-08.03 |
11.03-15.03 |
18.03-22.03 |
25.03-29.03 |
01.04-05.04 |
08.04-12.04 |
15.04-19.04 |
22.04-26.04 |
29.04-03.05 |
06.05-10.05 |
13.05-17.05 |
20.05-24.05 |
27.05-31.05 |
||
неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
||
№ занятия |
1,2 |
3,4 |
5,6 |
7,8 |
9,10 |
11,12 |
13,14 |
15,16 |
17,18 |
19,20 |
21,22 |
23,24 |
25,26 |
27,28 |
29,30 |
31,32 |
33,34 |
3 |
5,36 |
37,38 |
39,40 |
41,42 |
43,44 |
45,46 |
47,48 |
49,50 |
51,52 |
53,54 |
55,56 |
57,58 |
59,60 |
61,62 |
63,64 |
65,66 |
67 |
68 |
69,70 |
71,72 |
|
||
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
||
|
Июнь |
Июль |
Август |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего уч. недель/часов |
Всего часов по программе |
|
Теории |
Практики |
|
36 (72) |
22 |
50 |
Условные обозначения:
¾
аттестация
¾
каникулярный
период
¾
введение
занятий по расписанию
2.2. Условия реализации программы
Для успешного решения задач воспитания и обучения, нужны определенные условия.
Материально-технические условия:
Оборудование: типовые, учебные столы и стулья с учетом физических особенностей учащегося - 10 шт., стенды, шкафы для наглядно-дидактического материала, телевизор-1 шт.
- демонстрационный материал;
- мультимедийная аппаратура;
- видеоаппаратура;
- копировальная техника;
- маркерная доска;
- дидактические игры;
- раздаточный материал.
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.
Методические условия:
Наглядно-дидактический материал: программа, методические пособия для проведения занятий, настольно-печатные игры, «Словарь основных понятий», комплексы упражнений для снятия психофизического напряжения, задания для тематического контроля.
Обучение допускает возможность вариативности. Некоторые разделы можно изучать не в той последовательности, в какой они указаны в тематическом плане.
2.3. Формы аттестации
Мониторинг результатов освоения программы
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе и с использованием метода педагогического наблюдения и выполнением учащимися диагностических, тестовых заданий. В течение всего учебного года педагогическое наблюдение, опрос, контрольные занятия, самостоятельные работы.
На основе полученных данных в ходе мониторинга делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Формы контроля
- текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, беседа в ходе выполнения практических заданий);
- периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий);
- итоговый (тесты).
2.4. Оценочные материалы
Пакет диагностических методик представлен в Таблице №2 к программе. Перечень имеющихся оценочных материалов, позволяющих определить достижения учащимися планируемых результатов по программе.
Таблица №2
Перечень оценочных материалов
дополнительной общеразвивающей программы «ЛогикУм»
Раздел программы |
Диагностический инструментарий |
Оценочные материалы |
Раздел №1 «Введение в программу» |
Викторина, опрос, игры-задания. |
· Взаимоопрос «Правила ПБ» · «Компьютер для малышей». Часть 3,4. |
Раздел №2 «Информатика для дошкольников» |
Интерактивное занятие «Новый год у трех поросят». |
· Опрос, наблюдение. · Тест на развитие внимания (Приложение 4) · Тест на развитие мышления (Приложение 5)
|
Раздел №3 «Геометрическое конструирование»» |
Интерактивная игра «Дракоша просит помощи». |
· Опрос, наблюдение.
|
Итоговое занятие
|
Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Илл. Н. Воробьевой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 64 с, илл. |
· Диагностика учащихся по курсу дополнительной образовательной программы «ЛогикУм» (Приложение 3)
|
2.5. Методическое обеспечение программы
Примерная структура занятия
• Организационный момент (2 мин).
• Разбор нового материала, теоретическая часть занятия (10 мин).
• Физкультминутка, гимнастика для глаз (3 мин).
• Работа за компьютером; выполнение практических заданий (10 мин).
• Подведение итогов занятия (5 мин).
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
к дополнительной общеразвивающей программе «ЛогикУм»
1.Словарь терминов
ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ
Свойство предмета – это отличительный признак предмета.
Сравнение даёт возможность обнаружить общие свойства предметов, выделить сходство и отличие.
Признак предмета - это свойство, может быть, отличительное свойство предмета.
Существенные признаки – это признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражающие его сущность.
Несущественные признаки – признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности.
Симметрия в переводе с греческого языка обозначает «пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Неизменность тех или иных предметов может наблюдаться относительно различных операций − поворотов, переносов, замены частей, изображений. В связи с этим различают различные виды симметрии.
Поворотная симметрия есть в снежинках и цветочках, когда один элемент повторяется много раз. Интересно, что в живой природе количество таких повторений – 6, а в неживой, в снежинках – 6.
Переносная симметрия встречается чаще всего в искусстве, во всевозможных орнаментах, в декоративно-прикладном искусстве.
Зеркальная симметрия в животном мире называется билатеральной. Но чаще всего мы сталкиваемся с зеркальной симметрией. Объект состоит из двух одинаковых половинок: левой и правой.
Симметрия подобности, это когда объект повторяется, но с изменением своего размера.
Множество — совокупность элементов, выделенных по какому-либо признаку в обособленную группу.
Натуральное число – это результат определения мощности множества. Оно имеет два значение: количественное и порядковое.
Величина – это такое качество предметов и действий, по которому можно сравнивать предметы друг с другом, так как в разных предметах и действиях оно находится в разной количественности.
Свойства величины.
1.Сравнимость – только сравнивая мы можем установить равны или неравны предметы по величине
- Непосредственное сравнение путём наложения и приложения.
- Опосредованное сравнение – по представлению.
- На глаз – на расстоянии.
- Путём измерения.
2. Изменчивость – изменение величины предмета, но не его сути (укоротили ножки у стульчика – изменилась высота, но не суть).
3. Относительность – зависимость величины от:
- того, с каким предметом мы сравниваем;
- от пространственного расположения предметов;
- от расстояния, с которого мы воспринимаем предмет.
Измерение - это совокупность действий, выполняемых с целью нахождения числового значения измеряемой величины в общепринятых единицах измерения (см; мм; кг;…)
Форма – пространственный признак любого предмета (внешнее очертание, вид), носитель предметного содержания окружающего нас мира (все предметы имеют форму). Не выделив и не опознав форму человек бы не смог различать предметы. Определяя форму предмета, мы опираемся на эталоны – геометрические фигуры.
Геометрическая фигура – это всякое непустое множество точек, линий, поверхностей. Геометрические фигуры подразделяются на плоские и пространственные.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска», 2013.-100 с.
2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
3. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Илл. Н. Воробьевой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 64 с.
4. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития. Академия холдинг– (Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем), 2001. - 160 с.
5. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» – (Серия: «Развивающее обучение. Практическое приложение»), 1999. – 256 с.
6. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
Интернет-ресурсы:
1. Занимательная математика и счет для дошкольников. – Режим доступа: http://www.kindereducation.com/zadachi4.html
2. Логика и математика для дошкольников. – Режим доступа: http://serpmdouds4.ucoz.com/publ/materialy_specialistov/logika_i_matematika_dlja_matematikov/4-1-0-25
3. Математика для детей: игры, занятия, планирование. – Режим доступа: http://ideas4parents.ru/mamina_shkola/matematika.html
4. Математика для дошкольников (задачки на логику и смекалку). – Режим доступа: http://notillusion.ru/matematika-dlya-doshkolnikov-zadachki-na-logiku-i-smekalku.html
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/434855/
Приложение 1
Игры и упражнения с логическими блоками
Игра «Сколько?»
Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько…». За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
«Карточки с символами свойств»
Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами
используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами
свойств - важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты
математических символов, программирования и т.д. На карточках условно
обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И
11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с символами
свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и
логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие
известных во всем мире «мемори».
Игра «Найди пару»
Материал: 2 комплекта карточек с
символами (без отрицания) 22 шт.
Цель: ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по
6карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила:
Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет
их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх, стараясь
запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом
игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй
игрок по одной берет две карточки ... и делает дальше как первый. Выигрывает
игрок, набравший больше парных карточек.
«Логические кубики»
Материал: 5 кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)
Педагогические возможности материала: логические кубики, как и карточки - символы, помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь, будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасывание кубика), а это всегда нравится детям.
«Угощение для медвежат»
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
Цель игры:
1. Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.
2. Понимание слов: «разные», «одинаковые».
3. Подведение к пониманию отрицания свойств.
Описание игры:
1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье? Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», то правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условии игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
2 вариант: с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством. Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством. Угощает мишку. «Записывает», как угощал мишку. Например, выбрана карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой, красный треугольник; второе печенье - маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам. В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша. В играх можно использовать логические кубики кроме цифровых. В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.
«Художники»
Материал: «эскизы картин» - листы большого цветного картона;
дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор
блоков
Цель игры:
§ развитие умения анализировать форму предметов;
§ развитие умения сравнивать по их свойствам;
§ развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Описание игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали), - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена, - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
«Магазин»
Материал:
товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.
Цель игры:
1. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
2.
Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Описание
игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У
каждого ребенка 3логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить
только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в
которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить:
выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.
д.)
«Украсим ёлку бусами»
Материал: изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур.
Цель:
1. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
2.
Умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета.
Описание игры: надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка - маленький желтый круг, вторая - большой желтый квадрат, третья - маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.
«Архитекторы»
Описание игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки; выбрать необходимый строительный материал; построить
объекты детской площадки. Выбор строительного материала в строгом соответствии
с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный
материал»? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1. Берем любой
блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово
«начало» подсказывает нам, откуда начинать путь (движение по блок схеме). В
ромбе вопрос: «красный наш блок?» - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе
вопрос: «круглый наш блок?» - Нет, и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок
может быть использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий
круглый блок. На вопрос «красный?» отвечаем «да» и двигаемся влево. По правилу
красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На
вопрос: «красный?» отвечаем «нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?»
отвечаем «да» и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом, к
концу наш блок будет синим квадратным большим.
Таким образом, весь наш строительный материал будет не красным и некруглым
(размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству.
Приветствуются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более
сложному выбору материала, используя алгоритм № 2 (идея игр принадлежит
О.Финкельштейну).
«Логический поезд»
Материал:
· Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).
· На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.
· 4 вагона .
· Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами.
·
Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.
Цель игры:
1. Развитие способности к логическим действиям и операциям.
2. Умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.
3. Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
4. Умение
действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
Описание игры:
В игре может участвовать вся подгруппа детей: 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.
Последовательность действий.
Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное * - это 3. Значит, его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)
* Перевозка груза: свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с
правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне
едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне (от головы
поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором
вагоне после изменения цвета он станет маленьким желтым треугольником, в
третьем вагоне изменится его форма: он станет маленьким желтым прямоугольником,
в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький
синий прямоугольник). Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от
поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким
образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от
последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют
вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания. Взять
следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда,
подготовившая к перевозке большее количество груз.
Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т.д.). Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид (шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1 - 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).
«Мозаика цифр»
Материал: 48 карточек с изображением символов и
примеров;12 числовых карточек.
Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина);15 предметных карточек; блоки Дьенеша
Цель игры:
Описание игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: красный, круг, не большой, не толстый, 6-4, следовательно, блок он должен взять красный круглый маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.
Приложение 2
Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»
Материал: 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета (4 грани одного цвета – жёлтая, синяя, белая, красная и 2 грани – жёлто-синяя и красно-белая).
Цель игры:
Описание игры: Сначала дети учатся составлять по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.
Юлия Соколова
НА ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
РЕБЁНКА ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ
Иллюстрации Надежды Воробьёвой
Приложение 3
МОСКВА эксмо)
2003
Соколова Ю.
59 Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Илл. Н. Воробьевой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 64 с, илл.
ISBN 5-699-01035-1
ISBN 5-699-01035-1
ББКвб/74.1
© Ю. Соколова. Текст, 2002
© Н. Воробьева. Иллюстрации, 2002
© ООО «Издательство «Эксмо». Оформление. 2002
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Повтори рисунок.
! Ребенок должен уметь копировать точки по образцу без ошибок.
Расставь значки в соответствии с цифрами.
! Ребенок должен нарисовать все значки без ошибок, не отвлекаясь и не пропуская клетки.
Рассмотри картинки. Расскажи, чем они отличаются.
• После того как ребенок нашел все различия (без помощи взрослого!), попросите его рассказать о них.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Найди лишнюю фигуру в каждом ряду и объясни, почему она лишняя.
! Ребенок должен самостоятельно найти лишнюю фигуру в каждом ряду и объяснить свой выбор.
Рассмотри картинки. Найди соответствующие заплатки для каждого коврика и объясни свой выбор.
Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры в каждом квадрате.
! Ребенок должен самостоятельно выполнить задание и объяснить своп выбор.
Посмотри на картинку. Какая картинка подходит вместо знака вопроса? Объясни свой выбор.
Нарисуй фигуры так, чтобы в каждом ряду они были нарисованы по-другому и их порядок не повторялся.
Рассмотри картинку и расскажи, в каком порядке строилась башня. Расставь цифры в кружочках.
Приложение 4
Тест на внимательность.
Сейчас мы проверим, как ты управляешься со словами. Слушаются ли они тебя? Я дам тебе два задания, где нужно угадать слова, а ты попробуй с ними справиться.
Найди хвостик для предложения
Будь внимателен! Я стану зачитывать тебе предложения, которые нужно закончить правильным словом. Выслушай меня до конца и выбери правильный ответ. Верный тот, который указывает на признак, без которого явление или предмет никак не могут обойтись.
Предложения |
Баллы |
1. У сапога есть... шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. |
1.8 |
2. В тёплых краях обитает... медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. |
2,7 |
3. В году... 24 мес, 2 мес, 12 мес, 4 мес, 7 мес. |
2,6 |
4- Месяц зимы... сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. |
2,2 |
5. В России не живёт... соловей, аист, синица, страус, скворец. |
2,5 |
6. Отец старше своего сына... часто, всегда, никогда, редко, иногда. |
2,1 |
7. Время суток... год, месяц, неделя, день, понедельник. |
2,7 |
8. Вода всегда... прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. |
3.2 |
9. У дерева всегда есть... листья, цветы, плоды, корень, тень. |
2,7 |
10. Пассажирский транспорт... комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. |
2.5 |
Приложение 5
Тест на мышление.
Слушай меня хорошенько. Я говорю два слова: «собака» и «будка». Правда ведь, эти слова составили пару? Почему? Потому что собака живёт в будке. Слова «собака» и «кость» тоже составят пару — но по другому признаку: собака любит погрызть косточку. А можно составить и другую пару: например, «собака» и «щенок». Как ты думаешь, почему?
Теперь перейдём к нашему заданию. Я буду называть тебе парные слова, объединённые по определенному признаку. А потом - другое слово и несколько подходящих к нему парных. Ты должен составить пару по тому же признаку. Попробуем?
Слова
|
Баллы |
1. Огурец — Овощ. Роза — Сорняк, Роса, Садик, Цветок, Земля. |
2,1 |
2. Огород — Морковь. Сад — Забор, Грибы, Яблоня, Колодец, Скамейка. |
2,7 |
3. Учитель — Ученик. Врач — Очки, Больница, Палата, Больной, Термометр. |
2,2 |
4. Цветок — Ваза. Птица" — Клюв, Чайка, Гнездо, Перья. |
3.3 |
5- Перчатка — Рука. Сапог — Чулки, Подошва, Кожа, Нога, Щетка. |
2,4 |
6. Тёмный — Светлый. Мокрый — Солнечный, Скользкий, Сухой, Теплый, Холодный. |
2,5 |
7. Часы — Время. Термометр — Стекло, Температура, Кровать, Больной, Врач. |
3,1 |
8. Машина — Мотор. Лодка — Река, Маяк, Парус, Волна. |
2,2 |
9. Стол — Скатерть. Пол— Мебель, Ковер, Пыль, Доски, Гвозди. |
2,3 |
10. Стул — Деревянный. Игла — Острая, Тонкая, Блестящая, Короткая, Стальная. |
2,2 |
Примечание: Обе методики предназначены для диагностики словесно-логического мышления учащегося.
Методика «Найди хвостик для предложения» также позволяет судить о способности учащегося выделять существенные признаки предметов или явлений.
Методика «Слово скучает. Найди ему пару!» включает в себя задания на построение умозаключений по аналогии. Для их выполнения учащийся должен уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Оценка результатов
Каждый из вопросов имеет свой оценочный балл.
В конце занятия подсчитайте общее количество баллов по каждому тесту. Максимальное количество баллов по каждому тесту - 25.
Если в каждом из этих тестов учащийся делает не больше 2 ошибок, то это говорит о высоком уровне развития данной функции, от 3 до 4 ошибок — о среднем уровне, 6 и более ошибок - о низком развитии того или иного умения.
Чтобы сделать вывод об общем развитии словесно-логического мышления, необходимо сложить результаты по обоим заданиям и сравнить полученную сумму с оценкой, данной ниже.
40-50 баллов — высокий уровень развития.
30-39 баллов — средний уровень развития.
20-29 баллов — ниже среднего.
10-19 баллов — низкий уровень.
Менее 10 баллов — очень низкий уровень развития.
Анализируя общий итог, необходимо обратите внимание, за счет какого теста снижается показатель словесно-логического мышления в целом. Именно на развитие этого навыка в дальнейшем и нужно обратить особое внимание.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.