Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения «Говорилочка» Возраст обучающихся: 3-6 лет Срок реализации :1год
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения «Говорилочка» Возраст обучающихся: 3-6 лет Срок реализации :1год

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
10.04.2020
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  по коррекции звукопроизношения «Говорилочка»  Возраст обучающихся: 3-6 лет Срок реализации :1год
программа говорилочка.docx

Управления образования администрации города Поронайска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Сказка» г. Поронайска

                                                                                       

 

 

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ №5 «Сказка»

_______________ Тимошенко И.Н.

«___»_____________ 20___ г.

 

Принято на заседании педагогического совета

«__»______________20___ г.

Протокол №_____

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

по коррекции звукопроизношения

«Говорилочка»

 

Возраст обучающихся: 3-6 лет

Срок реализации :1год

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Белецкая Любовь Николаевна,

Учитель-логопед

2020г.

 

п/п

Содержание

стр.

1.      Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2.

Цель, задачи программы.

4

1.3.

Календарный учебный график

5

1.4.

 Учебный план

6

                                               2.Содержательный раздел

2.1.

Содержание учебного плана

10

2.2.

Структура индивидуального логопедического занятий

11

2.3.

Содержание разделов занятия 

12

2.4

Планируемые результаты

14

  1. Организационный раздел

3.1

Условия реализации программы

15

3.2

Оценочные материалы

16

3.3

Критерии оценки уровня речевого развития

17

3.4.

Методические материалы

18

3.5.

Взаимодействие педагога с родителями

 

18

4.

Список используемой литературы:

19

 

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

   Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Говорилочка» разработана с учётом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Мин просвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава МБДОУ  Детский сад N5 «Сказка» города Поронайска»; Лицензии МБДОУ «Сказка» №5 города Поронайска» на образовательную деятельность. Данная программа по коррекции звукопроизношения является составной частью коррекционной программы, изложенной в основной образовательной программе дошкольного образования. Дополнительная общеобразовательная программа подлежит исправлению, дополнению в течение учебного года.

   Направленность программы -социально-педагогическая.  Ее цель и задачи направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз­витие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

     Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорилочка» заключается в том, что основной задачей логопедической работы является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Один из показателей готовности к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.

         У большинства детей к 3-7 годам произношение достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер.

       Основные причины – незаконченность процесса формирования фонематического восприятия или вторичные нарушения развития фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза, к которым приводит неправильное произнесение звуков родного языка. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких устойчивых и достаточно   дифференцированных представлений о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует формированию  своевременному  и личностно - ориентированному  воздействию не нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, это является необходимым условием полноценной социализации дошкольников с фонетическим недоразвитием речи в среде нормально развивающихся сверстников и эффективно влияет на систему и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

 

  Отличительные особенности программы: содержание данной программы направлено на формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

Адресат программы: Возраст воспитанников 3-7 лет, не посещающие детский сад /посещающие детский сал.

Форма обучения: - очная.

 Особенности организации образовательного процесса: индивидуальные занятия.

На индивидуальном занятии по коррекции звукопроизношения решаются разные взаимосвязанные речевые задачи: развитие речи двигательного аппарата; развитие восприятия речи, фонетические, лексические, грамматические, а на их основе – развитие связной речи.            В программе реализуется системный, комплексный, личностный, теоретический подход к развитию детей. Распределение            программного           материала      соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям детей и реальным требованиям.  Занятия проводятся в второй половине дня в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста с включением игровых проблемно-практических ситуаций.

Сроки реализации программы         

   Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа в год. Сроки коррекционного периода могут быть увеличены в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.                                           Индивидуальные занятия учителя - логопеда проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 30 минут, согласно установленному расписанию занятий на неделю. На каждом этапе длительность коррекционной работы может варьироваться в зависимости от степени тяжести нарушений звукопроизношения.

1.2.Цель программы - формирование полноценной произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

 

·        выявить индивидуальные речевые нарушения дошкольников;

·        определить пути преодоления выявленных нарушений;

 

·        создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления;

Развивающие:

 

                     развитие полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

                     развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

                     развитие полноценной произносительной стороны речи, успешности в общении.

Воспитательные:

 

 

·       формирование коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития дошкольников.

 

 

 

1.3.Календарный учебный график

 

Начало

Окончание

Количество

Количество

Продолжительность

Сроки

учебного

учебного

учебных

часов в год

и

периодичность

проведения

года

года

недель

 

занятий

промежуточной

 

 

 

 

 

 

аттестации

 

 

 

 

 

 

 

1 сентября

31 мая

36

72

2

занятия в неделю

декабрь

 

 

 

 

по 1 академическому

май

 

 

 

 

часу,

 

 

 

 

 

продолжительностью

 

 

 

 

 

  30 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объём освоения программы – 72 часа.

Срок освоения программы – 1 год.


                                                        1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Диагностическая работа

N

Характеристика содержания

Количество часов

Мероприятия

Формы Аттестации/контроля

Всего

Теория

Занятия

1

Выявление у ребенка    речевого дефекта.

30ми

   

   -

 

-

 Обследование ребенка

Опрос, наблюдение, тестовые задания

Коррекционно-развивающая работа

N

Речевые нарушения

        Количество часов

Этапы коррекционной работы

Формы Аттестации/контроля

Всего

Теория

Занятия

1

Свистящие 

С,

 З,

Ц,

С,

З

 

 

 

 

3 ч 

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

 

3 ч 

 

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан

6 зан.

Подготовительный

Подготовительные упражнения:

-Для свистящих звуков: «улыбка», «часики», «заборчик», «лопатка», «желобок», «щеточка»,  «футбол».

В зависимости от специфики нарушения звукопроизношения вводятся или исключаются

те или иные упражнения. Наблюдение, тестовые задания.

 

 

2

С,

З,

Ц,

С,

       З

2ч 30м

2ч30м

 

3 ч 

 

6 зан

6 зан

6 зан

5 зан

5 зан

 Постановка

Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Наблюдение, тестовые задания.

 

3

С,

З,

С,

З,

      Ц,

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

 6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан

6 зан.

Автоматизация поставленных звуков: По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

автоматизация в прямых, затем обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

Наблюдение, тестовые задания.

 

 

С,

З,

С,

      Ц

3 ч

3 ч

3 ч .

1ч.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

наблюдение,

тестовые задания

 

Ц

3 ч

30мин

6 зан.

- сначала в обратных, затем в прямых и со стечением согласных;

наблюдение,

тестовые задания

 

С - З

С- С

С- Ц , 

С- Ш

 

3 ч 

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан

4.Дифференциация

Для каждой группы звуков

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4)в словосочетаниях

5)в предложениях;

6) в тексте.

наблюдение,

тестовые задания

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шипящие

Ш

Ж

Ч,

Щ

 

 

 

 

 

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

 

6 зан.

6 зан

6 зан.

6 зан.

1.Подготовительный

Подготовительные упражнения:

-Для шипящих: «трубочка», «качели», «маляр», «вкусное варенье», «лошадка», «чашечка», «грибок», «фокус».

 

 

 В зависимости от специфики нарушения звукопроизношения вводятся или исключаются

те или иные упражнения.

 

 

 

Ш

Ж

Ч,

Щ

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

6 зан.

6 зан.

6 зан

6 зан

2. Постановка

Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

наблюдение,

тестовые задания

 

а) Ш,

    Ж

3 ч

3 ч

 

1 ч

6 зан.

6 зан.

 

3. Автоматизация поставленных звуков:

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

автоматизация в прямых, затем обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

наблюдение,

тестовые задания

 

б) Ч

    Щ

3 ч

3 ч

 

1 ч

6 зан.

6 зан.

- сначала в обратных, затем в прямых и со стечением согласных;

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

наблюдение,

тестовые задания

 

Ж– Ш

Ч-  С

Ч - Щ

Щ - С

Щ - Т

Щ - Ч

Щ - Ш

3 ч 

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

4.Дифференциация

 Для каждой группы звуков

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

наблюдение,

тестовые задания

 

Соноры

 Л       

 

4 ч

 

1 ч

8 зан.

I.Подготовительный

Подготовительные упражнения:

- Для звука [Л]: «улыбка», «часики», «накажем язычок», «заборчик», «лопатка», «футбол».

В зависимости от специфики нарушения звукопроизношения вводятся или исключаются

те или иные упражнения

 

Р,

Р

4 ч

4 ч

1 ч

8 зан.

8 зан.

- Для звука [Р]: «болтушка», «маляр», «грибок», «лошадка», «барабанщик», «гармошка», «заведи моторчик», «пулемет».

наблюдение,

тестовые задания

 

 Л       

 Р,

 Р

 

5 ч

12 ч

5 ч

3 ч

10 зан.

24 зан.

10 зан.

2. Постановка

Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

наблюдение,

тестовые задания

 

Л       

Р,

Р

 

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

6 зан.

6 зан.

6 зан.

 3. Автоматизация поставленных звуков:

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

автоматизация в прямых, затем обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

наблюдение,

тестовые задания

 

Л

4 ч

1 ч

8 зан

-сначала в обратных, затем в прямых и со стечением согласных;

наблюдение,

тестовые задания

 

Р,

Р

 

 

 .

4 ч

4 ч

4 ч

4 ч

1 ч

8 зан

8 зан

8 зан

8 зан

автоматизация повторного (аналога) Р и выработка вибрации языка.

 Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельное предложение, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, частоговорки, стишки.

4)в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте

наблюдение,

тестовые задания

 

Р - Р

Р- Л

Р - J

Л - Л.

 

3 ч 

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

6 зан.

Дифференциация

 Для каждой группы звуков

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

наблюдение,

тестовые задания

 

 

II Содержательный раздел

2.1.Содержание учебного плана

Первый этап: диагностический

 

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития дошкольников.

 

Работа логопеда на этом этапе включает в себя

Исследование неречевых психических функций ребёнка;

         Сбор анамнестических данных;

         Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

 

Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Второй этап: подготовительный

 

Цель: подготовка речеслухового и Рече двигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.

 

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

 

         формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,

 

         отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;

 

         развитие слухового внимания и слухового контроля;

         развитие звукового восприятия;

 

         консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.

 

К    следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Третий этап: постановка звука

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).

 

Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:

 

         объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;

 

           создание артикуляционной базы данного звука;

         добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);

         отработка произношения изолированного звука.

Способы постановки звука:

 

-        по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.

 

-        с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

 

-        смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели постановки правильного произношения изолированного звука.

 

К     следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

•   коррекция дефектов произношения;

 

• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

 

•   развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;

•   активизация и расширение словарного запаса;

 

• обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

         коррекция дефектов произношения;

         активизация и расширение словарного запаса;

         развитие мелкой моторики, органов артикуляции;

         развитие слухового внимания и слухового контроля;

         развитие звукового восприятия.

Шестой этап: развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

 

Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

 

На всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

 

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

 

2.2.Структура индивидуального логопедического занятий

 

Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

 

1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.

 

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

 

Подготовительные упражнения для постановки звука:

 

·      статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».

·      динамические:

 

-        для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».

 

-        для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,

 

-        для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»

 

-       для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».

 

2.  Дыхательная гимнастика.

 

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания. Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».

3.  Пальчиковая гимнастика.

 

Цель: активизация речевой зоны путѐм воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.

 

Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

 

Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей. Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.

 

 


 

4.  Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

 

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

 

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

 

5.  Постановка звука.

 

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука Постановка звуков в такой последовательности:

 

1.  свистящие С, З, Ц, С`,З`

2.  шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

3.  соноры Л, Л'

4. соноры Р, Р`

 

6.Автоматизация поставленного звука.

 

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей. Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных

7.Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

 

С-З, С-С, С-Ц,С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;

Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;

 

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости -мягкости; по звонкости - глухости; по месту образования; по способу образования.

 

8.Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

 

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

  В процессе занятий используются различные формы работы и методические приѐмы:

-   беседа;

-   ролевая игра;

-   импровизация;

-   дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

-   чтение скороговорок;

 

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Эффективность логопедических занятий значительно повышается, если на логопедических занятиях используется дидактический материал, игровой материал с учетом возрастных особенностей, средства ИКТ.

 

2.3. Содержание разделов занятия 

1.Название темы.

2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).

3.Оборудование (зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука, предметная картинка-символ звука, картинки на данный звук).

4.Ход занятия:

а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б)Артикуляционная гимнастика (общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и речевого выдоха).
в). Объявление темы занятия.

г). Развитие фонематического слуха (формировать умение определять заданный звук на слух и соотносить с предметом-символом, учить выделять на слух из ряда предложенных, отбирать предметные картинки, в начале которых слышится данный звук).
д).Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, механическим и смешанными способами).
е).Анализ и заучивание артикуляции по плану:

положение губ

положение зубов

положение языка (кончика, спинки, корня)

участие голосовых складок

характер выдыхаемой струи

ж). Характеристика звука (согласный-гласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий).
з).Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание. 
и).Упражнения на развитие модуляции, высоты и силы голоса.
к).Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
л).Формирование лексико-грамматического строя речи.

м). Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на занятии, каковы основные положения артикуляции изучаемого звука, его характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).
н). Домашнее задание.

       В середине занятия или по мере усталости ребенка проводится физкультминутка.

Структура индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звуков
1. Название темы.

2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3. Оборудование (зеркала, профиль артикуляции звука, предметная картинка-символ звука, картинки на данный звук, слоговые дорожки и таблицы, сюжетные картинки, в подготовительной к школе группе буквы из разрезной азбуки).
4. Ход занятия: 

а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б) Артикуляционная гимнастика ( специальные артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и речевого выдоха).

в) Объявление темы занятия.

г) Развитие фонематического слуха (учить отбирать предметные картинки, заданный звук в которых слышится в начале, в конце и середине, самостоятельно придумывать слова на данный звук).
д) Изолированное произношение звука, его характеристика:

положение губ

положение зубов

положение языка (кончика, спинки, корня)

участие голосовых складок

характер выдыхаемой струи

согласный-гласный

звонкий - глухой

твердый - мягкий

связь с буквой (подготовительная группа)

е). Упражнения на развитие модуляции, высоты и силы голоса.

ж). Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).

з). Закрепление звука в словах, звукослоговой анализ слов с графической записью (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение). 

и). Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
к) Закрепление произношения звука во фразе, графическая запись предложения (печатание в тетради).

л) Автоматизация звука в связной речи.

м) Формирование лексико-грамматического строя речи.

н) Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на занятии, каковы основные положения артикуляции изучаемого звука, его характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).

о) Домашнее задание.

 Структура индивидуального логопедического занятия на этапе дифференциации звуков
1.  Название темы.

2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).

3. Оборудование (зеркала, профили артикуляции звуков, предметные картинки-символы звуков, предметные картинки на данные звуки, слоговые дорожки и таблицы, сюжетные картинки, в подготовительной к школе группе з разрезная азбука и букварь).
4. Ход занятия:

а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).

б) Артикуляционная гимнастка (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука).

в) Объявление темы занятия.

г) Развитие фонематического слуха (формировать умение определять звуки на слух, учить выделять на слух из ряда предложенных, отбирать предметные картинки, в начале которых слышатся данные звуки, учить отбирать предметные картинки, заданные звуки в которых слышатся в начале, в конце и середине, самостоятельно придумывать слова на данные звуки).
д) Изолированное проговаривание звуков (хоровое, индивидуальное с использованием звукоподражания).

е) Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции. 
ж) Характеристика звуков.

з) Связь звуков и букв.

и) Дифференциация звуков в слогах, звуковой анализ и синтез, (выкладывание и чтение слогов). 
к) Дифференциация звуков в словах, работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение). 

л) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

м) Дифференциация звуков в предложении, анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение из слов данные звуки.

н) Дифференциация звуков в тексте (заучивание, рассказывание или чтение).
о) Формирование лексико-грамматического строя речи.

п) Итог занятия (повторить какие звуки отрабатывались на занятии, каковы основные положения артикуляции звуков, их характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).

р) Домашнее задание.

 

2.4.Планируемые результаты

 

В результате освоения данной программы у обучающихся будут сформированы следующие результаты:

Образовательные

         полноценная произносительная сторона речи;

         развитая артикуляционная и мелкая моторика;

         сформирована просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция);

         развитое слуховое восприятие, внимание, память речевого слуха;

         сформированное фонематическое восприятие;

         уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.

             овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

             овладеть навыками построения связного высказывания.

 

     В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у дошкольников общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

   По окончанию учебного года по итогам обучения по данной программе «Говорилочка» у дошкольников будут сформированы следующие компетенции:

 

 1.Личностные.

-  нравственно-этическая ориентация;

-  ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;

-  способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

 

-      заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;

 

-   добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

обучающихся будут сформированы следующие компетенции:

2. Коммуникативные.

-  планирование сотрудничества с учителем-логопедом;

-  постановка вопросов (поиск и сбор информации);

 

-   умение доносить свою позицию до других, владея приѐмами монологической и диалогической речи;

 

-      умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 

-  умение критично относиться к собственному мнению;

-  управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

3.         Познавательные.

-           умение работать со скороговоркой;

-           умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку.

 

III.Организационный раздел

3.1.Условия реализации программы

  Материально-техническое обеспечение:

Наименование

Марка

Кол-во

Год

 приобретения

Мебель

1

Стол детский

 

5

2010

2

Стулья детские

 

12

2010

3

Стол письменный

 

1

2010

Электроосветительные приборы и настенное оборудование

1

Лампы накаливания

 

4

2010

2

Розетки

 

2

2011

3

Зеркало

 

2

2012

4

Часы

 

1

2012

5

Картины

 

1

2013

 

Учебные пособия:

Программа составлена с учётом коррекционно-развивающей системы, обеспечивающая полноценное овладение фонематическим строем языка.

Развитие просодической стоны речи: дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания;

Коррекция произносительной стороны речи: картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чисто говорки, тексты, словесные игры, предметные картинки);

Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза: слоговые таблицы, предметные картинки разной слоговой структуры;

Совершенствование фонематических представлений развитие навыков звукового анализа и синтеза: раздаточный материал по формированию звукового анализа и синтеза, настольно - печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, магнитная азбука, разрезной алфавит.

Основополагающий принцип проведения занятий по коррекционно-развивающей работе положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи.

 

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

В начале логопедических занятий и по окончании проводится обследование фонетической стороны речи ребенка по традиционной методике обследования устной речи с использованием иллюстративного материала Т. Н. Волковской. 

 Целенаправленная логопедическая помощь детям с фонетическим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, таким образом, пресекает развитие вторичных нарушений и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Подведение итогов реализации программы проводится в виде открытых занятий, тестовых заданий.

3.2.Оценочные материалы

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты

педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализация образования (для профессиональной коррекции особенностей его речевого развития).

1. График проверки: 1, 2 неделя сентября; 3, 4 неделя апреля.

2. Логопедическое обследование дошкольников проводится с использованием методик Г.А. Волковой, Н.М. Трубниковой. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту речевого развития ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале.

Инструментарий для логопедического обследования

Раздел 1.Иследование произношения звуков.

Инструкция: «Повтори за мной». Гласные звуки:/А/, /О/, /И/, /У/, /Ы/, /Э/; согласные звуки: свистящие - /С/, /С/, /З/,/З/, /Ц/; шипящие - /Ш/, /Ж/, /Ч/, /Щ/; сонорные звуки - /Л/, /Л/, /Р/, /Р/; йотированные звуки - /Я/, /Е/, /Ё/, /Ю/, /Й/. (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки. Отметить отсутствие, замену, искажение звука; этап работы над звуком – постановка, автоматизация, дифференциация.

Раздел 2. Исследование фонематического слуха.

«Запомни – повтори».

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Слоги с оппозиционными звуками: да-та-да, ка-га-ка, са-ша-са, за-са-за, ща-ча –ща, ча-тя-ча,. Слова с оппозиционными звуками :дом-том-ком, кот-год-кот, почка-бочка- точка.

«Повторение слов паронимов».

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Кости – гости, тачка – дачка, моряк – маяк, челка – щелка, цапля –сабля.

«Покажи картинку с заданным звуком»

Инструкция: «Выбери картинки, в названии которых есть звук /Л/, /Ш/».

«Поймай звук»

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук».

Звук /О/: из ряда гласных /А-О-У-Ы/;

из слогов - па-по-ум-ом-ту-то; из слов - мак, кот, сын, ком.

Звук /М/: из ряда звуков - /М,Т,Н,М/; из слогов - па-ма-ха-ну-ку-ом из слов - суп, ком,сок,дом,мак.

 «Раздел 3. Исследование навыков звукового анализа

Назови первый звук в слове (гласный, согласный)».

Инструкция: «Назови звук, который слышится первым в слове Алик (Оля, Ира, утка, эхо, год, волк, банка, танк, коза)».

 «Назови последний звук в слове».

Инструкция: «Назови звук, который слышится в конце слова пила (очки, кот, жук, дом, окно)»

«Сколько звуков в слове?»

Инструкция: «Посчитай, сколько звуков в слове дом (суп, шина, луна, банка, диван).

«Назови по порядку звуки в слове нос (рак, луна, совы, батон, лампа).

«Определи место звука в слове

 Инструкция: «Определи, где слышится звук /М/ в слове майка, в начале, середине или в конце слова (камыш, альбом).
 Раздел 4. Изучение форсированности слоговой структуры слов
Инструкция: «Повтори за мной: сковорода, аквариум, магнитофон, милиционер, велосипед строительство, фортепиано, библиотекарь, регулировщик. Экскурсовод проводит экскурсию. В аптеке покупают горькое лекарство.

3.3.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗДЕЛ 1. Изучение звукопроизносительной стороны речи.
«Назвать картинки; повторить слова, фразы; наблюдения за самостоятельными высказываниями ребенка».
3 балла - все звуки произносятся правильно;
2 балла - один – два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти
звуки неправильно, но при указании на ошибку
исправляет еѐ;
1 балл - нарушено произношение более 10 звуков.
РАЗДЕЛ 2. Обследование фонематического слуха.
«Запомни – повтори» (Отраженное воспроизведение слоговых рядов, рядов слов).
3 балла – все задания точно воспроизводятся;
2 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара
воспроизводится точно;
1 балл - невыполнение.

 «Покажи картинку с заданным звуком» (Определение наличия звука в названии картинки).
3 балла – все картинки отобраны верно;
2 балла - часть картинок отбирается ошибочно, но ошибки исправляются самостоятельно;
1 балл - невыполнение.

«Поймай звук» (различение на слух заданного звука среди других звуков).
3 балла – все задания выполнены верно;
2 балла - часть задания выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
1 балл - невыполнение.

«Назови первый звук в слове (гласный, согласный)», «Назови последний звук в слове», «Сколько звуков в слове?»,
«Определи место звука в слове».
3 балла – все задания выполнены правильно;
2 балла - в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью
уточняющего вопроса;
1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
РАЗДЕЛ 4. Изучение сформированности слоговой структуры слов.
«Послушай и повтори за мной» (Отраженное воспроизведение слов, фраз).
3 балла – все слова и фразы точно воспроизводятся;
2 балла - большинство слов и фраз воспроизводятся точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут
                                                                                                                                                   1 балл - отказ от выполнения, неадекватные ответы.

3.4.Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
В процессе занятий используются различные формы работы и методические приѐмы:                                       - беседа;

- ролевая игра;

- импровизация;

- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

- чтение скороговорок;

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Эффективность логопедических занятий значительно повышается, если на логопедических занятиях используется дидактический материал, игровой материал с учетом возрастных.  Систематическое проведение занятий.

3.5. Взаимодействие педагога с родителями

В период обучения особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к ребенку семьи и педагога, воспитание положительного отношения к учебе.
Познакомить родителей с программой по коррекции звукопроизношения можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах. Для родителей нужно провести консультации, открытые занятия. Включение родителей в педагогический процесс прежде всего очень нужен

Формы работы с родителями:
• ознакомление родителей с учебно-образовательной программой;
• консультационная работа – индивидуальная;
• беседы с родителями об успехах их детей;
• проведение практикумов и др.;
• разработка памяток для родителей;

Родителям также нужно предложить материал для занятий дома.
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых
знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе
«родитель – педагог», повышает уровень знаний детей.
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский,
Форма организации образовательного процесса:   индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: занятия, беседы, различные виды игр ,индивидуальная работа, тестирование.
Педагогические технологии: технология  индивидуального  обучения, технология
развивающего обучения, технология проблемного изучения, технология игровой
деятельности, коммуникативная технология обучения, , здоровье сберегающая технология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Список используемой литературы:

 

 

1.      Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;

 

3.      Закон  РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф

4.      Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

 

5.      Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.

6.      Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.

 

7.      Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.

 

8.      Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.

9.      Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.

 

10.  Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.

 

11.  Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".

 

12.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".

 

13.  Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.

 

14.  Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

 

15.  Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.

 

16.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.

 

17.  Фомичѐва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

18.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М.,

 

2.      1980.


ПРИЛОЖЕНИЕ1.

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
для группы обучающихся: нарушение звукопроизношения

Недели

Даты (план

/факт)

Темы

коррекционно-

развивающей

работы

Содержание

коррекционно-

развивающей

работы

Программное содержание

коррекционно-развивающей работы

Сентябрь

1

1

Формирование

артикуляционной

базы звуков

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке».

Дыхательная гимнастика

Личностные: Вызвать интерес к занятиям.

Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Формировать навыки правильного дыхания. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей.

2

Формирование

артикуляционной

базы звуков

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика:

«Сказка о ветерке». Мимическая гимнастика.

  Корректировка знаний

 

3

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие»

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память. Расширять словарный запас детей.
Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь.

4

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения

Корректировка знаний

III этап (постановка звука)

 

5

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память. Расширять словарный запас слов. Коммуникативные: Учить самоконтролю.

6

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения

IV

7

Постановка звука (механическим или смешанным способом)

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата.

7

Постановка звука (механическим или смешанным способом)

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика

Октябрь
IV этап (автоматизация звука)

 

9

Закрепление звука (изолировано)

Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память. Расширять словарный

10

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слога

 

11

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словах

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость. Воспитывать усердие. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

12

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словах

 

13

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словах

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость. Воспитывать усердие. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей.
Коммуникативные: активизировать речь детей.

14

Закрепление звука в словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях

 

15

Закрепление звука в словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях.

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость. Воспитывать усердие. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей.
Коммуникативные:  активизировать речь детей.

16

Закрепление звука в предложениях

Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях

Ноябрь

 

17

Закрепление звука в чисто говорках

Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в чисто говорках

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

18

Составление предложений с использованием изучаемого звука

 

 

 

19

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чисто говорках

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

20

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чисто говорках

 

21

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чисто говорках

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

22

Закрепление звука в стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком.

 

23

Закрепление звука в стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком.

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

24

Закрепление звука в стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком.

Декабрь                                     ДИАГНОСТИКА – Занятия 25,26

V этап (дифференциации)

III

27

Игры на развитие речеслухового анализатора

Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук».

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

28

Игры на развитие речеслухового анализатора

Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук».

IV

29

Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни.

 

 

Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня»

 

интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

 

30

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые  в словах

Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово»

 

V

31

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах.

Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово»

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

32

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах.

Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово»

Январь

 

33

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях.

Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение : «Потерянная буква

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

34

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях.

Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение : «Потерянная буква

II

35

Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи

Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

36

Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи

Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы

III

37

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках

Заучивание стихов, песен, загадок.

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

 

 

 

38

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках

Заучивание стихов, песен, загадок.

IV

39

Повторение изученного. Подведение итогов.

Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора

Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах.
Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь.
Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения.
Коммуникативные: Учить самоконтролю

40

Повторение изученного. Подведение итогов.

Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора

 

Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов обучающихся.     


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ1.


Скачано с www.znanio.ru

Управления образования администрации города

Управления образования администрации города

Содержание стр. 1

Содержание стр. 1

Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка

Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка

Отличительные особенности программы : с одержание данной программы направлено на формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия)

Отличительные особенности программы : с одержание данной программы направлено на формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия)

Календарный учебный график

Календарный учебный график

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Диагностическая работа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Диагностическая работа

Наблюдение, тестовые задания.

Наблюдение, тестовые задания.

Ч Щ3 ч 3 ч 1 ч6 зан

Ч Щ3 ч 3 ч 1 ч6 зан

Л Р, Р ’ 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 6 зан

Л Р, Р ’ 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 6 зан

II Содержательный раздел 2.1

II Содержательный раздел 2.1

Пятый этап: дифференциация звуков

Пятый этап: дифференциация звуков

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Характеристика звука (согласный-гласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий)

Характеристика звука (согласный-гласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий)

Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики)

Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики)

Познавательные. - умение работать со скороговоркой; - умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку

Познавательные. - умение работать со скороговоркой; - умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Инструкция: «Назови звук, который слышится в конце слова пила (очки, кот, жук, дом, окно)» «Сколько звуков в слове?»

Инструкция: «Назови звук, который слышится в конце слова пила (очки, кот, жук, дом, окно)» «Сколько звуков в слове?»

Методические материалы Особенности организации образовательного процесса

Методические материалы Особенности организации образовательного процесса

IV .Список используемой литературы: 1

IV .Список используемой литературы: 1

ПРИЛОЖЕНИЕ1. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для группы обучающихся: нарушение звукопроизношения

ПРИЛОЖЕНИЕ1. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для группы обучающихся: нарушение звукопроизношения

Формирование артикуляционной базы звуков

Формирование артикуляционной базы звуков

IV 7 Постановка звука (механическим или смешанным способом)

IV 7 Постановка звука (механическим или смешанным способом)

Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции

Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции

Закрепление звука в предложенияхИгры на развитие слухового внимания

Закрепление звука в предложенияхИгры на развитие слухового внимания

Познавательные: Общее развитие речевого аппарата

Познавательные: Общее развитие речевого аппарата

Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня» интерес к занятиям

Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня» интерес к занятиям

Коммуникативные: Учить самоконтролю 34

Коммуникативные: Учить самоконтролю 34

IV 39 Повторение изученного

IV 39 Повторение изученного

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения «Говорилочка» Возраст обучающихся: 3-6 лет Срок реализации :1год

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  по коррекции звукопроизношения «Говорилочка»  Возраст обучающихся: 3-6 лет Срок реализации :1год

ПРИЛОЖЕНИЕ1.

ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020