Управления образования администрации города Поронайска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Сказка» г. Поронайска
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №5 «Сказка»
_______________ Тимошенко И.Н.
«___»_____________ 20___ г.
Принято на заседании педагогического совета
«__»______________20___ г.
Протокол №_____
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
по коррекции звукопроизношения
«Говорилочка»
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Срок реализации :1год
Автор составитель:
Белецкая Любовь Николаевна,
Учитель-логопед
2020г.
№ п/п |
Содержание |
стр. |
1. Целевой раздел |
||
1.1 |
Пояснительная записка. |
3 |
1.2. |
Цель, задачи программы. |
4 |
1.3. |
Календарный учебный график |
5 |
1.4. |
Учебный план |
6 |
2.Содержательный раздел |
||
2.1. |
Содержание учебного плана |
10 |
2.2. |
Структура индивидуального логопедического занятий |
11 |
2.3. |
Содержание разделов занятия |
12 |
2.4 |
Планируемые результаты |
14 |
|
||
3.1 |
Условия реализации программы |
15 |
3.2 |
Оценочные материалы |
16 |
3.3 |
Критерии оценки уровня речевого развития |
17 |
3.4. |
Методические материалы |
18 |
3.5. |
Взаимодействие педагога с родителями
|
18 |
4. |
Список используемой литературы: |
19 |
|
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий |
20 |
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Говорилочка» разработана с учётом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Мин просвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава МБДОУ Детский сад N5 «Сказка» города Поронайска»; Лицензии МБДОУ «Сказка» №5 города Поронайска» на образовательную деятельность. Данная программа по коррекции звукопроизношения является составной частью коррекционной программы, изложенной в основной образовательной программе дошкольного образования. Дополнительная общеобразовательная программа подлежит исправлению, дополнению в течение учебного года.
Направленность программы -социально-педагогическая. Ее цель и задачи направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорилочка» заключается в том, что основной задачей логопедической работы является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Один из показателей готовности к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.
У большинства детей к 3-7 годам произношение достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер.
Основные причины – незаконченность процесса формирования фонематического восприятия или вторичные нарушения развития фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза, к которым приводит неправильное произнесение звуков родного языка. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких устойчивых и достаточно дифференцированных представлений о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует формированию своевременному и личностно - ориентированному воздействию не нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, это является необходимым условием полноценной социализации дошкольников с фонетическим недоразвитием речи в среде нормально развивающихся сверстников и эффективно влияет на систему и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
Отличительные особенности программы: содержание данной программы направлено на формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
Адресат программы: Возраст воспитанников 3-7 лет, не посещающие детский сад /посещающие детский сал.
Форма обучения: - очная.
Особенности организации образовательного процесса: индивидуальные занятия.
На индивидуальном занятии по коррекции звукопроизношения решаются разные взаимосвязанные речевые задачи: развитие речи двигательного аппарата; развитие восприятия речи, фонетические, лексические, грамматические, а на их основе – развитие связной речи. В программе реализуется системный, комплексный, личностный, теоретический подход к развитию детей. Распределение программного материала соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям детей и реальным требованиям. Занятия проводятся в второй половине дня в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста с включением игровых проблемно-практических ситуаций.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа в год. Сроки коррекционного периода могут быть увеличены в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальные занятия учителя - логопеда проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 30 минут, согласно установленному расписанию занятий на неделю. На каждом этапе длительность коррекционной работы может варьироваться в зависимости от степени тяжести нарушений звукопроизношения.
1.2.Цель программы - формирование полноценной произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
· выявить индивидуальные речевые нарушения дошкольников;
· определить пути преодоления выявленных нарушений;
· создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления;
Развивающие:
• развитие полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
• развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
• развитие полноценной произносительной стороны речи, успешности в общении.
Воспитательные:
· формирование коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития дошкольников.
1.3.Календарный учебный график
Начало |
Окончание |
Количество |
Количество |
Продолжительность |
Сроки |
|
учебного |
учебного |
учебных |
часов в год |
и |
периодичность |
проведения |
года |
года |
недель |
|
занятий |
промежуточной |
|
|
|
|
|
|
|
аттестации |
|
|
|
|
|
|
|
1 сентября |
31 мая |
36 |
72 |
2 |
занятия в неделю |
декабрь |
|
|
|
|
по 1 академическому |
май |
|
|
|
|
|
часу, |
|
|
|
|
|
|
продолжительностью |
|
|
|
|
|
|
30 минут |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объём освоения программы – 72 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Диагностическая работа |
|||||||
N |
Характеристика содержания |
Количество часов |
Мероприятия |
Формы Аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Занятия |
|||||
1 |
Выявление у ребенка речевого дефекта. |
30ми
|
-
|
- |
Обследование ребенка |
Опрос, наблюдение, тестовые задания |
|
Коррекционно-развивающая работа |
|||||||
N |
Речевые нарушения |
Количество часов |
Этапы коррекционной работы |
Формы Аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Занятия |
|||||
1 |
Свистящие С, З, Ц, С’, З’
|
3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч |
3 ч
|
6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан 6 зан. |
Подготовительный Подготовительные упражнения: -Для свистящих звуков: «улыбка», «часики», «заборчик», «лопатка», «желобок», «щеточка», «футбол». |
В зависимости от специфики нарушения звукопроизношения вводятся или исключаются те или иные упражнения. Наблюдение, тестовые задания.
|
|
2 |
С, З, Ц, С’, З’ |
3ч 3ч 3ч 2ч 30м 2ч30м |
3 ч
|
6 зан 6 зан 6 зан 5 зан 5 зан |
Постановка Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный. |
Наблюдение, тестовые задания.
|
|
3 |
С,’ З’, С, З, Ц, |
3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3ч |
3 ч |
6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан 6 зан. |
Автоматизация поставленных звуков: По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. автоматизация в прямых, затем обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных; |
Наблюдение, тестовые задания.
|
|
|
С, З’, С, Ц |
3 ч 3 ч 3 ч . |
1ч. |
6 зан. 6 зан. 6 зан. |
1) изолированного произношения; 2) в слогах; 3) в словах; |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
Ц |
3 ч |
30мин |
6 зан. |
- сначала в обратных, затем в прямых и со стечением согласных; |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
С - З С- С’ С- Ц , С- Ш
|
3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч |
3 ч |
6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан |
4.Дифференциация Для каждой группы звуков 1) изолированных звуков; 2) в слогах; 3) в словах; 4)в словосочетаниях 5)в предложениях; 6) в тексте. |
наблюдение, тестовые задания |
|
II
|
Шипящие Ш Ж Ч, Щ
|
3 ч 3 ч 3 ч 3 ч |
3 ч |
6 зан. 6 зан 6 зан. 6 зан. |
1.Подготовительный Подготовительные упражнения: -Для шипящих: «трубочка», «качели», «маляр», «вкусное варенье», «лошадка», «чашечка», «грибок», «фокус».
|
В зависимости от специфики нарушения звукопроизношения вводятся или исключаются те или иные упражнения.
|
|
|
Ш Ж Ч, Щ |
3 ч 3 ч 3 ч 3 ч |
3 ч |
6 зан. 6 зан. 6 зан 6 зан |
2. Постановка Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный. |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
а) Ш, Ж |
3 ч 3 ч
|
1 ч |
6 зан. 6 зан.
|
3. Автоматизация поставленных звуков: По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. автоматизация в прямых, затем обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных; 1) изолированного произношения; 2) в слогах; 3) в словах; |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
б) Ч Щ |
3 ч 3 ч
|
1 ч |
6 зан. 6 зан. |
- сначала в обратных, затем в прямых и со стечением согласных; 1) изолированного произношения; 2) в слогах; 3) в словах; |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
Ж– Ш Ч- С’ Ч - Щ Щ - С’ Щ - Т’ Щ - Ч Щ - Ш |
3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч |
3 ч |
6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан. |
4.Дифференциация Для каждой группы звуков 1) изолированных звуков; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
Соноры Л
|
4 ч
|
1 ч |
8 зан. |
I.Подготовительный Подготовительные упражнения: - Для звука [Л]: «улыбка», «часики», «накажем язычок», «заборчик», «лопатка», «футбол». |
В зависимости от специфики нарушения звукопроизношения вводятся или исключаются те или иные упражнения |
|
|
Р, Р’ |
4 ч 4 ч |
1 ч |
8 зан. 8 зан. |
- Для звука [Р]: «болтушка», «маляр», «грибок», «лошадка», «барабанщик», «гармошка», «заведи моторчик», «пулемет». |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
Л Р, Р’
|
5 ч 12 ч 5 ч |
3 ч |
10 зан. 24 зан. 10 зан. |
2. Постановка Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный. |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
Л Р, Р’
|
3 ч 3 ч 3 ч |
3 ч |
6 зан. 6 зан. 6 зан. |
3. Автоматизация поставленных звуков: По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. автоматизация в прямых, затем обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных; 1) изолированного произношения; 2) в слогах; 3) в словах; |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
Л |
4 ч |
1 ч |
8 зан |
-сначала в обратных, затем в прямых и со стечением согласных; |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
Р, Р’
. |
4 ч 4 ч 4 ч 4 ч |
1 ч |
8 зан 8 зан 8 зан 8 зан |
автоматизация повторного (аналога) Р и выработка вибрации языка. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельное предложение, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, частоговорки, стишки. 4)в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте |
наблюдение, тестовые задания |
|
|
Р - Р’ Р’- Л’ Р’ - J Л’ - Л.
|
3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч |
3 ч |
6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан. 6 зан. |
Дифференциация Для каждой группы звуков 1) изолированных звуков; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. |
наблюдение, тестовые задания |
|
II Содержательный раздел
2.1.Содержание учебного плана
Первый этап: диагностический
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития дошкольников.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя
Исследование неречевых психических функций ребёнка;
• Сбор анамнестических данных;
• Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Второй этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и Рече двигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
• формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
• отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
• развитие слухового внимания и слухового контроля;
• развитие звукового восприятия;
• консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Третий этап: постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
• объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
• создание артикуляционной базы данного звука;
• добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
• отработка произношения изолированного звука.
Способы постановки звука:
- по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
- с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
- смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
• коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
• развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
• активизация и расширение словарного запаса;
• обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
• коррекция дефектов произношения;
• активизация и расширение словарного запаса;
• развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
• развитие слухового внимания и слухового контроля;
• развитие звукового восприятия.
Шестой этап: развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
2.2.Структура индивидуального логопедического занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения для постановки звука:
· статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».
· динамические:
- для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».
- для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,
- для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»
- для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».
2. Дыхательная гимнастика.
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания. Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».
3. Пальчиковая гимнастика.
Цель: активизация речевой зоны путѐм воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей. Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
5. Постановка звука.
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука Постановка звуков в такой последовательности:
1. свистящие С, З, Ц, С`,З`
2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
3. соноры Л, Л'
4. соноры Р, Р`
6.Автоматизация поставленного звука.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей. Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
7.Дифференциация звуков.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С-С, С-Ц,С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости -мягкости; по звонкости - глухости; по месту образования; по способу образования.
8.Развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
В процессе занятий используются различные формы работы и методические приѐмы:
- беседа;
- ролевая игра;
- импровизация;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Эффективность логопедических занятий значительно повышается, если на логопедических занятиях используется дидактический материал, игровой материал с учетом возрастных особенностей, средства ИКТ.
2.3. Содержание разделов занятия
1.Название темы.
2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3.Оборудование (зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука, предметная картинка-символ звука, картинки на данный звук).
4.Ход занятия:
а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица,
органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б)Артикуляционная гимнастика (общие
артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные упражнения; упражнения
по развитию силы голоса и речевого выдоха).
в). Объявление темы занятия.
г). Развитие фонематического слуха (формировать умение
определять заданный звук на слух и соотносить с предметом-символом, учить
выделять на слух из ряда предложенных, отбирать предметные картинки, в начале
которых слышится данный звук).
д).Постановка звука (по подражанию, от сохранной
фонемы, механическим и смешанными способами).
е).Анализ и заучивание артикуляции по плану:
положение губ
положение зубов
положение языка (кончика, спинки, корня)
участие голосовых складок
характер выдыхаемой струи
ж). Характеристика звука (согласный-гласный, звонкий-глухой,
твердый-мягкий).
з).Закрепление изолированного звука:
индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
и).Упражнения на развитие модуляции, высоты и
силы голоса.
к).Упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления, воображения.
л).Формирование лексико-грамматического строя
речи.
м). Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на
занятии, каковы основные положения артикуляции изучаемого звука, его
характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).
н). Домашнее задание.
В середине занятия или по мере усталости ребенка проводится физкультминутка.
Структура индивидуального логопедического занятия на этапе
автоматизации звуков
1. Название темы.
2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных,
воспитательных).
3. Оборудование (зеркала, профиль артикуляции
звука, предметная картинка-символ звука, картинки на данный звук, слоговые
дорожки и таблицы, сюжетные картинки, в подготовительной к школе группе буквы
из разрезной азбуки).
4. Ход занятия:
а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица,
органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б) Артикуляционная гимнастика ( специальные
артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и речевого
выдоха).
в) Объявление темы занятия.
г) Развитие фонематического слуха (учить отбирать предметные
картинки, заданный звук в которых слышится в начале, в конце и середине,
самостоятельно придумывать слова на данный звук).
д) Изолированное произношение звука, его
характеристика:
положение губ
положение зубов
положение языка (кончика, спинки, корня)
участие голосовых складок
характер выдыхаемой струи
согласный-гласный
звонкий - глухой
твердый - мягкий
связь с буквой (подготовительная группа)
е). Упражнения на развитие модуляции, высоты и силы голоса.
ж). Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).
з). Закрепление звука в словах, звукослоговой анализ слов с графической записью (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).
и). Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения.
к) Закрепление произношения звука во фразе,
графическая запись предложения (печатание в тетради).
л) Автоматизация звука в связной речи.
м) Формирование лексико-грамматического строя речи.
н) Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на занятии, каковы основные положения артикуляции изучаемого звука, его характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).
о) Домашнее задание.
Структура индивидуального логопедического занятия на
этапе дифференциации звуков
1. Название темы.
2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3. Оборудование (зеркала, профили артикуляции звуков,
предметные картинки-символы звуков, предметные картинки на данные звуки,
слоговые дорожки и таблицы, сюжетные картинки, в подготовительной к школе
группе з разрезная азбука и букварь).
4. Ход занятия:
а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б) Артикуляционная гимнастка (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука).
в) Объявление темы занятия.
г) Развитие фонематического слуха (формировать умение
определять звуки на слух, учить выделять на слух из ряда предложенных, отбирать
предметные картинки, в начале которых слышатся данные звуки, учить отбирать
предметные картинки, заданные звуки в которых слышатся в начале, в конце и
середине, самостоятельно придумывать слова на данные звуки).
д) Изолированное проговаривание звуков (хоровое,
индивидуальное с использованием звукоподражания).
е) Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и
различных моментов артикуляции.
ж) Характеристика звуков.
з) Связь звуков и букв.
и) Дифференциация звуков в слогах, звуковой анализ и синтез,
(выкладывание и чтение слогов).
к) Дифференциация звуков в словах, работа со
словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов (выкладывание из
букв разрезной азбуки, чтение).
л) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
м) Дифференциация звуков в предложении, анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение из слов данные звуки.
н) Дифференциация звуков в тексте (заучивание, рассказывание
или чтение).
о) Формирование лексико-грамматического строя
речи.
п) Итог занятия (повторить какие звуки отрабатывались на занятии, каковы основные положения артикуляции звуков, их характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).
р) Домашнее задание.
2.4.Планируемые результаты
В результате освоения данной программы у обучающихся будут сформированы следующие результаты:
Образовательные
• полноценная произносительная сторона речи;
• развитая артикуляционная и мелкая моторика;
• сформирована просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция);
• развитое слуховое восприятие, внимание, память речевого слуха;
• сформированное фонематическое восприятие;
• уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.
• овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
• овладеть навыками построения связного высказывания.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у дошкольников общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
По окончанию учебного года по итогам обучения по данной программе «Говорилочка» у дошкольников будут сформированы следующие компетенции:
1.Личностные.
- нравственно-этическая ориентация;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
обучающихся будут сформированы следующие компетенции:
2. Коммуникативные.
- планирование сотрудничества с учителем-логопедом;
- постановка вопросов (поиск и сбор информации);
- умение доносить свою позицию до других, владея приѐмами монологической и диалогической речи;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение критично относиться к собственному мнению;
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
3. Познавательные.
- умение работать со скороговоркой;
- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку.
III.Организационный раздел
3.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
№ |
Наименование |
Марка |
Кол-во |
Год приобретения |
Мебель |
||||
1 |
Стол детский |
|
5 |
2010 |
2 |
Стулья детские |
|
12 |
2010 |
3 |
Стол письменный |
|
1 |
2010 |
Электроосветительные приборы и настенное оборудование |
||||
1 |
Лампы накаливания |
|
4 |
2010 |
2 |
Розетки |
|
2 |
2011 |
3 |
Зеркало |
|
2 |
2012 |
4 |
Часы |
|
1 |
2012 |
5 |
Картины |
|
1 |
2013 |
Учебные пособия:
Программа составлена с учётом коррекционно-развивающей системы, обеспечивающая полноценное овладение фонематическим строем языка.
Развитие просодической стоны речи: дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания;
Коррекция произносительной стороны речи: картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чисто говорки, тексты, словесные игры, предметные картинки);
Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза: слоговые таблицы, предметные картинки разной слоговой структуры;
Совершенствование фонематических представлений развитие навыков звукового анализа и синтеза: раздаточный материал по формированию звукового анализа и синтеза, настольно - печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, магнитная азбука, разрезной алфавит.
Основополагающий принцип проведения занятий по коррекционно-развивающей работе положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
В начале логопедических занятий и по окончании проводится обследование фонетической стороны речи ребенка по традиционной методике обследования устной речи с использованием иллюстративного материала Т. Н. Волковской.
Целенаправленная логопедическая помощь детям с фонетическим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, таким образом, пресекает развитие вторичных нарушений и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Подведение итогов реализации программы проводится в виде открытых занятий, тестовых заданий.
3.2.Оценочные материалы
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты
педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализация образования (для профессиональной коррекции особенностей его речевого развития).
1. График проверки: 1, 2 неделя сентября; 3, 4 неделя апреля.
2. Логопедическое обследование дошкольников проводится с использованием методик Г.А. Волковой, Н.М. Трубниковой. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту речевого развития ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале.
Инструментарий для логопедического обследования
Раздел 1.Иследование произношения звуков.
Инструкция: «Повтори за мной». Гласные звуки:/А/, /О/, /И/, /У/, /Ы/, /Э/; согласные звуки: свистящие - /С/, /С/, /З/,/З/, /Ц/; шипящие - /Ш/, /Ж/, /Ч/, /Щ/; сонорные звуки - /Л/, /Л/, /Р/, /Р/; йотированные звуки - /Я/, /Е/, /Ё/, /Ю/, /Й/. (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки. Отметить отсутствие, замену, искажение звука; этап работы над звуком – постановка, автоматизация, дифференциация.
Раздел 2. Исследование фонематического слуха.
«Запомни – повтори».
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Слоги с оппозиционными звуками: да-та-да, ка-га-ка, са-ша-са, за-са-за, ща-ча –ща, ча-тя-ча,. Слова с оппозиционными звуками :дом-том-ком, кот-год-кот, почка-бочка- точка.
«Повторение слов паронимов».
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Кости – гости, тачка – дачка, моряк – маяк, челка – щелка, цапля –сабля.
«Покажи картинку с заданным звуком»
Инструкция: «Выбери картинки, в названии которых есть звук /Л/, /Ш/».
«Поймай звук»
Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук».
Звук /О/: из ряда гласных /А-О-У-Ы/;
из слогов - па-по-ум-ом-ту-то; из слов - мак, кот, сын, ком.
Звук /М/: из ряда звуков - /М,Т,Н,М/; из слогов - па-ма-ха-ну-ку-ом из слов - суп, ком,сок,дом,мак.
«Раздел 3. Исследование навыков звукового анализа
Назови первый звук в слове (гласный, согласный)».
Инструкция: «Назови звук, который слышится первым в слове Алик (Оля, Ира, утка, эхо, год, волк, банка, танк, коза)».
«Назови последний звук в слове».
Инструкция: «Назови звук, который слышится в конце слова пила (очки, кот, жук, дом, окно)»
«Сколько звуков в слове?»
Инструкция: «Посчитай, сколько звуков в слове дом (суп, шина, луна, банка, диван).
«Назови по порядку звуки в слове нос (рак, луна, совы, батон, лампа).
«Определи место звука в слове
Инструкция: «Определи, где слышится звук /М/ в слове
майка, в начале, середине или в конце слова (камыш, альбом).
Раздел 4. Изучение форсированности слоговой структуры слов
Инструкция: «Повтори за мной: сковорода, аквариум, магнитофон, милиционер,
велосипед строительство, фортепиано, библиотекарь, регулировщик. Экскурсовод
проводит экскурсию. В аптеке покупают горькое лекарство.
3.3.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
РАЗДЕЛ 1. Изучение звукопроизносительной
стороны речи.
«Назвать
картинки; повторить слова, фразы; наблюдения за самостоятельными высказываниями
ребенка».
3 балла - все звуки произносятся правильно;
2 балла - один – два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в
самостоятельной речи ребенок произносит эти
звуки неправильно, но при указании на ошибку
исправляет еѐ;
1 балл - нарушено произношение более 10 звуков.
РАЗДЕЛ 2. Обследование фонематического слуха.
«Запомни – повтори» (Отраженное воспроизведение слоговых рядов, рядов
слов).
3 балла – все задания точно воспроизводятся;
2 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или
слов, но при этом слоговая пара
воспроизводится точно;
1 балл - невыполнение.
«Покажи картинку с заданным звуком» (Определение
наличия звука в названии картинки).
3 балла – все картинки отобраны верно;
2 балла - часть картинок отбирается ошибочно, но ошибки исправляются
самостоятельно;
1 балл - невыполнение.
«Поймай звук» (различение на слух заданного
звука среди других звуков).
3 балла – все задания выполнены верно;
2 балла - часть задания выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется
самостоятельно;
1 балл - невыполнение.
«Назови первый звук в слове (гласный,
согласный)», «Назови последний звук в слове», «Сколько звуков в слове?»,
«Определи
место звука в слове».
3 балла – все задания выполнены правильно;
2 балла - в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются
самостоятельно или с помощью
уточняющего вопроса;
1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
РАЗДЕЛ 4. Изучение сформированности слоговой структуры слов.
«Послушай и повтори за мной» (Отраженное воспроизведение слов, фраз).
3 балла – все слова и фразы точно воспроизводятся;
2 балла - большинство слов и фраз воспроизводятся точно, однако темп
воспроизведения несколько замедлен, могут
1
балл - отказ от выполнения, неадекватные ответы.
3.4.Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
В
процессе занятий используются различные формы работы и методические приѐмы:
- беседа;
- ролевая игра;
- импровизация;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок;
Объем
учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными
нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Эффективность логопедических занятий значительно повышается, если на
логопедических занятиях используется дидактический материал, игровой материал с
учетом возрастных. Систематическое проведение занятий.
3.5. Взаимодействие педагога с родителями
В период обучения особое значение приобретают согласованные действия
и единство требований к ребенку семьи и педагога, воспитание положительного
отношения к учебе.
Познакомить родителей с программой по коррекции звукопроизношения можно на родительском
собрании, в индивидуальных беседах. Для родителей нужно провести консультации,
открытые занятия. Включение родителей в педагогический процесс прежде всего
очень нужен
Формы работы с родителями:
• ознакомление родителей с учебно-образовательной программой;
• консультационная работа – индивидуальная;
• беседы с родителями об успехах их детей;
• проведение практикумов и др.;
• разработка памяток для родителей;
Родителям также нужно предложить материал для занятий дома.
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых
знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе
«родитель – педагог», повышает уровень знаний детей.
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский,
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: занятия, беседы, различные виды игр
,индивидуальная работа, тестирование.
Педагогические технологии: технология индивидуального обучения,
технология
развивающего обучения, технология проблемного изучения, технология игровой
деятельности, коммуникативная технология обучения, , здоровье сберегающая
технология.
IV.Список используемой литературы:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
3. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф
4. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
5. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
8. Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
9. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
10. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
11. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
14. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
15. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
17. Фомичѐва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М.,
2. 1980.
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Календарно-тематическое
планирование логопедических занятий
для группы обучающихся: нарушение звукопроизношения
Недели |
Даты (план /факт) |
Темы коррекционно- развивающей работы |
Содержание коррекционно- развивающей работы |
Программное содержание коррекционно-развивающей работы |
|
Сентябрь |
|||||
1 |
1 |
Формирование артикуляционной базы звуков |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». Дыхательная гимнастика |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Формировать навыки правильного дыхания. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. |
|
2 |
Формирование артикуляционной базы звуков |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке». Мимическая гимнастика. |
|||
Корректировка знаний |
|||||
|
3 |
Формирование артикуляционной базы звуков |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие» |
Личностные: Вызвать
интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
|
4 |
Постановка звука (по подражанию) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
|||
Корректировка знаний |
|||||
III этап (постановка звука) |
|||||
|
5 |
Постановка звука (по подражанию) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. |
|
6 |
Постановка звука (по подражанию) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
|||
IV |
7 |
Постановка звука (механическим или смешанным способом) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. |
|
7 |
Постановка звука (механическим или смешанным способом) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика |
|||
Октябрь |
|||||
|
9 |
Закрепление звука (изолировано) |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. |
|
10 |
Закрепление звука в слогах |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слога |
|||
|
11 |
Закрепление звука в слогах |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словах |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость. Воспитывать усердие. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
12 |
Закрепление звука в слогах |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словах |
|||
|
13 |
Закрепление звука в словах |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словах |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость. Воспитывать усердие. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
14 |
Закрепление звука в словосочетаниях |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях |
|||
|
15 |
Закрепление звука в словосочетаниях |
Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость. Воспитывать усердие. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
16 |
Закрепление звука в предложениях |
Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях |
|||
Ноябрь |
|||||
|
17 |
Закрепление звука в чисто говорках |
Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в чисто говорках |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
18 |
Составление предложений с использованием изучаемого звука |
|
|
||
|
19 |
Закрепление звука во фразовой речи |
Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чисто говорках |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
20 |
Закрепление звука во фразовой речи |
Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чисто говорках |
|||
|
21 |
Закрепление звука во фразовой речи |
Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чисто говорках |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
22 |
Закрепление звука в стихах и загадках |
Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. |
|||
|
23 |
Закрепление звука в стихах и загадках |
Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
24 |
Закрепление звука в стихах и загадках |
Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. |
|||
Декабрь ДИАГНОСТИКА – Занятия 25,26 |
|||||
V этап (дифференциации) |
|||||
III |
27 |
Игры на развитие речеслухового анализатора |
Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук». |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
28 |
Игры на развитие речеслухового анализатора |
Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук». |
|||
IV |
29 |
Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни.
|
Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня»
|
интерес к занятиям. Воспитывать правильное
поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Воспитывать уверенность в своих силах. |
|
|
30 |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые в словах |
Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» |
|
|
V |
31 |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах. |
Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
32 |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах. |
Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» |
|||
Январь |
|||||
|
33 |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях. |
Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение : «Потерянная буква |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
34 |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях. |
Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение : «Потерянная буква |
|||
II |
35 |
Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи |
Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
36 |
Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи |
Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы |
|||
III |
37 |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках |
Заучивание стихов, песен, загадок. |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
|
|
|
|||
38 |
Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках |
Заучивание стихов, песен, загадок. |
|||
IV |
39 |
Повторение изученного. Подведение итогов. |
Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора |
Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на
занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать
уверенность в своих силах. |
|
40 |
Повторение изученного. Подведение итогов. |
Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора |
|||
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов обучающихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.