Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Областное государственное казенное учреждение
«Центр социальной помощи семье и детям Каргасокского района»
Принята на заседании методического совета |
Утверждаю: Директор ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
От « » 202 г. |
___________ О. М. Белоногова |
протокол № 1 от 09.04.2024 г. |
«___» ____________20___г. Приказ № – п от г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально - педагогической направленности
«Поварята»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 6 - 17 лет
Срок реализации: 3 месяца
(адаптированная)
Разработчик:
Рыбина Л. Л.
педагог дополнительного образования.
с. Каргасок, 2024 г.
Оглавление.
1. Пояснительная записка…………………………………………... стр. 3 - 5
2. Учебный план, содержание программы………………………….стр. 6
3. Необходимые инструменты и материалы………………………..стр. 7
4. Список литературы………………………………………………...стр. 8
5. Календарный учебный график программы «Поварята»…………стр. 9 – 10
6. Приложение…………………………………………………………стр. 11 - 12
Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поварята» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Томской области, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования. Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поварята» относится к социально-педагогической направленности. Программа предназначена для учащихся 6-17 лет. Программа способствует созданию условий для развития творческого потенциала, формирования знаний и умений, необходимых для грамотного ведения домашнего хозяйства, а также профессиональному самоопределению в кулинарном искусстве. Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни за рамками основного образования. Реализация образовательной программы не нацелена на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в ее соответствии конкретным социально - педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной, физически и нравственно здоровой, творческой личности (ст. 75 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»). Социально – педагогическая направленность программы предполагает адаптацию учащихся к жизни в обществе посредством приобщения их к труду, к культуре и традициям родного края и формирования коммуникативных навыков.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы «Поварята» является создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации через освоение основ кулинарного искусства и знаний о здоровом питании. Учащиеся изучат
ü правила санитарии и гигиены при кулинарных работах;
ü безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами;
ü усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола;
ü смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, проводить экономические расчёты, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе.
В основе программы лежит идея сочетания теории и практики. В содержании программы 75 % времени отводится на практические занятия, 25 % - на теоретические. Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Работа по программе связана с использованием нагревательных приборов, режущих инструментов, жарением и выпечкой продуктов. Поэтому особое внимание в программе отведено на изучение правил безопасности труда. На первом же занятии ребята знакомятся с помещением, его оборудованием, проводится подробный инструктаж, а на последующих занятиях повторяются правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать в данный момент. Программа «Поварята» построена по принципу «систематичности и последовательности» (учащиеся готовят, в зависимости от подготовленности) и реализуется по принципу разноуровневого подхода в зависимости от запросов и возможностей учащихся.
Адресат программы.
На обучение по программе «Поварята» принимаются все желающие ребята с 6 до 17 лет, имеющие интерес к кулинарии. Занятия проводятся в группе до 10 человек. В программе предусмотрена возможность проведения занятий в подгруппах от 2 до 4 человек (групповые, индивидуальные занятия). Программа адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов, приём которых осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Объём программы.
Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поварята» составляет 13 часов 1 раз в неделю с 14.00 до 15.00 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе.
Формы организации учебных занятий обучение проводится с использованием как традиционных форм (мини-лекции с элементами беседы), так и активных форм обучения (дискуссии, демонстрация основных практических приемов, метод проб и ошибок, самостоятельное выполнение практических, организация практической деятельности). Воспитанники получают новые социальные знания и умения. На занятиях они знакомятся с психофизиологическими и личностными качествами, необходимыми для работы по данной профессии, основными принципами производственных, технологических процессов. Теоретические сведения излагаются в форме лекций, бесед, инструктажа в сочетании с демонстрацией специальных приемов, действий, наглядных пособий и обеспечивают осознанное выполнение практических работ. Формирование специальных знаний, умений осуществляется совместно с воспитательной.
Формы занятий:
ü Диспут, дискуссия;
ü Обсуждения;
ü Презентации;
ü Практическая работа.
Педагогические технологии, используемые в реализации программы: Здоровьесберегающие технологии — это динамические паузы, релаксация, гимнастика
для глаз.
Имитационные технологии и приёмы – это моделирование реальной деятельности в специально созданных условиях. Применение данной технологии позволяет учащимся получить опыт, навыки и знания в условиях, приближенным к реальным.
Технология проблемного обучения способствует усвоению способов организации познавательной деятельности и формирования познавательной самостоятельности, развитие интеллектуальных возможностей, включающих творческие способности и прошлый опыт учащихся.
Ожидаемые результаты.
знать:
ü технику безопасности и правила личной гигиены при работе с пищевыми продуктами;
ü основные этапы истории развития кулинарии;
ü основные традиции национальных кухонь народов России;
ü основы рационального питания;
ü правила поведения за столом;
ü основы технологии приготовления национальных блюд;
ü основы национального этикета;
уметь:
ü готовить блюда по народным рецептурам;
ü сервировать стол и подавать блюда национальной кухни;
ü организовывать и убирать рабочее место.
Цели и задачи программы.
ЦЕЛЬ:
ü социальная адаптация детей с ОВЗ и интеграция их в общество;
ü подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у обучающихся навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.
ЗАДАЧИ:
ü формировать и развивать творческие способности обучающихся в кулинарии;
ü формировать культуру общения;
ü прививать трудовые навыки, навыки самообслуживания;
ü развивать эстетический вкус обучающихся;
ü расширять знания обучающихся в кулинарии.
Учебный план
№ |
Название модуля |
Теория |
Практика |
Всего |
Форма контроля |
1. |
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
Беседа |
2. |
Приготовление бутербродов, сладких блюд, десертов. |
- |
4 |
4 |
Дегустация. |
3. |
Приготовление напитков |
- |
1 |
1 |
Дегустация. |
4. |
Приготовление выпечки |
- |
6 |
6 |
Дегустация. |
5. |
Заключительное занятие. |
- |
1 |
1 |
Дегустация. |
6. |
Итого |
1 |
12 |
13 |
Дегустация. |
Содержание программы:
Тема 1: Вводное занятие
Теория: Правила санитарии и гигиены. Правила безопасности кулинарных работ.
Тема 2: Приготовление бутербродов, сладких блюд, десертов.
Практика: Приготовление салатов и бутербродов, приготовление сладких блюд. (десертов), выпечка «хвороста», вафельных трубочек, приготовление десерта «картошка».
Тема 3: Приготовление напитков.
Практика: Приготовление напитков (чай, компот, кофе, какао, кисель)
Тема 4: Приготовление выпечки.
Практика: Приготовление пиццы с разными начинками, торт «Шарлотка», приготовление бисквита, приготовление блинов, пирог «Зебра».
Тема 5: Заключительное занятие.
Практика: Чаепитие.
Необходимые инструменты и материалы:
ü Миксер полезен для смешивания соусов и супов и измельчения орехов, хлебных крошек, сахара и других продуктов. Вместо блендера можно использовать кухонный комбайн.
ü Венчик из стали или пластика используется для смешивания и взбивания яиц, теста и соусов.
ü Дуршлаг может быть из нержавеющей стали или пластмассы. Он используется для откидывания макарон и вареных овощей и для промывания зелени.
ü Кастрюли и сковороды обычно выпускаются из стали и закаленного железа. Медная посуда намного дороже. Целесообразно иметь кастрюли и сковороды 3-4 разных размеров.
ü Ложки для размешивания могут быть деревянными, пластиковыми или металлическими, в зависимости от назначения.
ü Лопатка используется для помешивания горячих соусов и подлив, переворачивания кусочков при жарении и соскребания теста со стенок миски. Рекомендуется использовать пластиковые лопатки, которые не царапают посуду и не нагреваются.
ü Мерные стаканы из пластмассы, металла или стекла позволяют отмерить необходимое количество жидкости и сыпучих продуктов. Удобно иметь большой и маленький стакан. В стеклянном жаропрочном стакане, кроме того, удобно растапливать небольшое количество масла или маргарина.
ü Микроволновая печь очень удобна для разогревания остывших блюд, размораживания замороженных продуктов и растапливания сливочного масла и шоколада.
ü Миски для смешивания теста или салатов бывают из стекла, нержавеющей стали или пластика. Не помешает иметь несколько мисок разных размеров, или, по крайней мере, две – большую и маленькую.
ü Ножи различных форм и размеров удобны для фигурной нарезки, измельчения и чистки различных продуктов.
ü Подставки под горячее позволяют равномерно остудить выпечку, извлеченную из духовки.
ü Разделочные доски. Небольшие деревянные доски используются для измельчения зелени и других некрупных продуктов. Большие доски из закаленного стекла удобны для разделки мяса. На больших деревянных досках удобно раскатывать тесто для хлеба и бисквитов.
ü Скалка используется для раскатывания теста для бисквитов, печенья и рулетов. Обычно скалки делают из дерева. Мраморные скалки дороже, но удобнее, так как к ним не прилипает тесто.
ü Терка из нержавеющей стали используется для измельчения небольшого количества сыра и овощей. Для больших объемов лучше использовать комбайн.
ü Формы для выпечки обычно выпускаются из алюминия или других антипригарных материалов. Рекомендуется иметь несколько прямоугольных форм размером около 22/12/7 см и 33/22/5 см, несколько круглых форм диаметром 20-25 см, две формы с квадратными или прямоугольными ячейками размером 4-6 см, квадратную форму размером 20/20/5 см, форму для рулетов размером 38/25/3 см и два листа размером 33/23см.
ü Электрический миксер необходим для взбивания сливок и яичных белков.
Список
литературы
1. Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2011.
2. Евладова Е., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2011
3. Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик, 2012.
4. Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2011
5. Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2011.
6. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Александровой/ - М., 2012.
7 Корячкина С.Я. Новые виды мучных и
кондитерских изделий. Труд, 2013.
8. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2012.
9. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждения дополнительного образования. – М., 2014
10. Руфанова Е. Италия. Кухни народов мира. Слог, 2013.
11. Скляр. С. Чудеса выпечки. Коллекция Лучших Рецептов. ООО Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга", 2013.
12. Нестерова Д. В. Кулинария. Астрель, 2012.
13. Кулинария. Зенит, 2014.
Календарный учебный график программы «Поварята»
№ п/п |
Дата проведения занятия |
Время проведения занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
07. 06. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Правила санитарии и гигиены. Правила безопасности кулинарных работ.
|
Беседа. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Тест |
2 |
14. 06. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление салатов и бутербродов.
|
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Опрос |
3 |
21. 06. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление сладких блюд. (десертов). |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
4 |
28. 06. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление «хвороста», вафельных трубочек. |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
5 |
05. 07. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление десерта «картошка». |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
6 |
12. 07. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление напитков. |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
7 |
19. 07. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление напитков (чай, компот, кофе, какао, кисель) |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
8 |
26. 07. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление пиццы с разными начинками. |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
9 |
02. 08. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Торт «Шарлотка» |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
10 |
09. 08. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление бисквита. |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
11 |
16. 08. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Приготовление блинов. |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
12 |
23. 08. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Пирог «Зебра» |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
13 |
30. 08. 2024 |
14:00 – 15:00 |
1 |
Чаепитие. |
Практическая работа. Дегустация. |
ОГКУ «ЦСПСиД Каргасокского района» |
Беседа |
Приложение № 1
Тема: «Правила безопасности кулинарных работ»
1. Перед началом работы:
А. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку, вымыть руки с мылом
Б. Вымыть руки с мылом
В. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку
2. При работе с кипящими жидкостями:
А. Горячую посуду снимать с плиты голыми руками
Б. Горячую посуду не снимать с плиты пока не остынет
В. Горячую посуду снимать с плиты с помощью прихваток
3. Наполнять кастрюлю жидкостью, нужно:
А. Не доливая до края 4-5 см.
Б. Не доливая до края 7-8 см.
В. Не доливая до края на половину ёмкости
4. При работе с ножом:
А. Передавать нож лезвием вперёд, а ручкой к себе
Б. Нарезку продуктов производить, не используя разделочных досок
В. Нельзя ходить с колющими и режущими инструментами по помещению
6. При использовании электроприборов на кухне:
А. Подключать и отключать электроприборы только сухими руками, держась за вилку
Б. Можно оставлять включенный электроприбор без присмотра
В. Пользоваться неисправными электроприборами
7. При пользовании электрическими плитами:
А. Не беспокоиться о попадании брызг жира на нагревательные элементы плиты
Б. Убедиться в исправности прибора и его изоляции
В. Не обращать внимание на неисправную вилку или розетку
8. По окончании работы:
А. Рабочее место можно не приводить в порядок
Б. Посуду и инструменты положить в раковину
В. Выключить нагревательные приборы
9. Все работы в кабинете кулинарии:
А. Необходимо выполнять только после разрешения учителя
Б. Выполнять без разрешения учителя
В. Выполнить самим, чтобы учителю было приятно
10. Что такое гигиена?
А. Наука о влиянии окружающей среды на здоровье человека
Б. Наука о сохранении и укреплении здоровья
В. Наука о питании человека
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
В |
А |
В |
Б |
А |
Б |
В |
А |
Б |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.