Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «В мире профессий»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «В мире профессий»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
химия
9 кл—10 кл
16.11.2023
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «В мире профессий»
Программа внеурочной деятельности “В мир профессий” по социальному направлению разработана для учащихся 9 -11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Цель курса: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Моя программа В мире профессий +.docx

       

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

 

 

 

                                                                                                                  Утверждаю

                                                                                                         Директор МАОУ «Бриентская СОШ»

                                                                                                          __________/Савватеева Н.

                                                                                                    

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«В мире профессий»

 

 

 

 

 

 

 

Возраст учащихся 15-17 лет                                                            Автор - составитель

Срок реализации программы -1 год                                              программы: Митрофанова Т.В.,

                                                                                                          учитель химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности “В мир профессий” по социальному направлению разработана для учащихся 9 -11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.    

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна.  Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Цель  курса:  формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Задачи курса:

Образовательные:

расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Режим занятий

Срок реализации 1год обучения, 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 40 мин.

Уровень воспитательных результатов

 

Программа рассчитана на достижение второго и третьего уровня воспитательных результатов, то есть на формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества и на подготовку школьника к самостоятельным действиям.

                                                Общая характеристика курса

      Одной из характеристик социально-экономической ситуации в нашем регионе является напряженность рынка труда. Резко увеличилось количество высвобожденных работников, выросло количество претендентов на одну вакансию. В этих условиях молодежь, в частности выпускники общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, является одной из наиболее слабозащищенных в социальном плане категорий. Низкая конкурентоспособность выпускников обусловлена причинами как объективного (отсутствие подходящих вакансий), так и субъективного характера, к числу которых относятся: низкий уровень профессиональной компетентности, мотивации к активному поиску работы, слабые навыки коммуникативного взаимодействия и самопрезентации. Повышение компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры, стало необходимой мерой профилактики напряженности молодежного рынка труда. Настоящая программа построена в основном на применении активных форм, способствующих увеличению заинтересованности учащихся, лучшему усвоению учебного материала и приобретению необходимых практических навыков. Кроме того, преимущество данной программы заключается и в том, что в ней учитываются

особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка труда и образовательных услуг, что способствует максимальной адаптации выпускников к актуальным рыночным условиям.

   В течение года, учащиеся выполняют работу «Мир профессий», которая является итоговой за год. Работа выполняется последовательно, после изучения каждой новой темы, учащиеся вносят дополнения. Выполнение итоговой работы по отдельным разделам является одновременно домашним заданием, которые преподаватель может собирать на проверку и выставлять промежуточные оценки по конкретному разделу. После проведения занятий, полностью оформленные творческие работы собираются на проверку, по ним выставляется предварительная оценка и, они допускаются к защите. Итоговое занятие – защита работ. Требования к оформлению и содержанию итоговых работ, а также условия их защиты представлены в программе.

В содержании курса даны примерные теоретические сведения по каждой теме. Данная программа адаптирована для старших подростков – учащихся 9-х классов. Она учитывает возрастные особенности учащихся (потребности в общении, самоутверждении, принятии).

Основным методом изучения метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».

Выполненные проекты обсуж­даются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:

- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, док­лады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др. Во время защиты проекта уча­щиеся представляют его печатную или электронную презентацию

Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических мето­дик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:

-   мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

-   психологическую (особенности психических процессов);

-   типологическую (темперамент, характер, тип личности);

-   когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных спо­собностей и возможностей, основ жизненного и профессионального са­моопределения);

-   эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

-    опросник для выявления уровня готовности школьников к профессио­нальному самоопределению;

-    карта интересов;                              

-    опросник профессиональной готовности (ОПГ);

-    анкета мотивов выбора профессии;

-    шкала потребностей в достижении;

-    опросник темперамента;

-    методика «Мой характер»;

-    методика определения склонностей;

-    тест Дж. Холланда «Тип личности»;

-    карта здоровья;

-    тест «Уровень самооценки»;

-    карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределе­нию.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблю­дательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьни­ков, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долго­временную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последова­тельность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоя­тельную работу учащихся.

Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:

-   формулировку цели и задач занятия;

-   отбор содержания изучаемого материала;

-   выбор основных методов и организационных форм обучения;

-  разработку дидактического и материально-технического оснащения     занятия

 


Содержание программы

Учебный план

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

1

Введение в программу «В мире профессий»

 

0,5

0,5

Анкетирование

2

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека

 

0,5

0,5

Дидактическая  игра

3

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития

 

0,5

0,5

Дидактическая  игра

4

Значение, ситуация и правила выбора профессии

 

0,5

0,5

Диспут

5

Типичные ошибки при выборе профессии

 

0,5

0,5

Тестирование

6

Творческий проект «Мой выбор»

 

1

 

Опрос

7

Обобщение по разделу по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

 

1

 

Опрос

Итого

7

4,5

2,5

Раздел 2. Мир труда и профессий

1

Профессия и специальность: происхождение и сущность

 

0,5

0,5

Дидактическая  игра,  викторина

2

Многообразие мира труда

 

0,5

0,5

3

Классификация профессий. Формула профессии

 

0,5

0,5

Дидактическая игра

4

Профессиональная деятельность и карьера человека

 

1

 

Опрос

5

Рынок труда и его требования к профессионалу

 

0,5

0,5

Игротека

6

Обобщение по разделу «Мир труда и профессий»

 

1

 

Опрос

Итого

6

4

2

Раздел 3. Человек и профессия

1

Профессионально важные качества личности

 

1

 

Опрос

2

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

 

0,5

0,5

Тестирование

3

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

 

0,5

0,5

Тестирование

4

Особенности психических процессов и выбор профессии

 

0,5

0,5

Тестирование

5

Темперамент и выбор профессии

 

0,5

0,5

Тестирование

6

Характер и выбор профессии

 

0,5

0,5

Тестирование

7

Роль способностей в профессиональной деятельности

 

0,5

0,5

Тестирование

8

Тип личности и выбор профессии

 

0,5

0,5

Тестирование

9

Здоровье и выбор профессии

 

0,5

0,5

Тестирование

10

Профессиональная пригодность и самооценка

 

0,5

0,5

Тестирование

 

Обобщение по разделу «Человек и профессия»

 

1

 

Опрос

Итого

11

6,5

4,5

 

Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

 

Анализ профессиональной деятельности

 

0,5

0,5

Дидактическая  игра

 

Профессиональные пробы и творческие проекты

 

0,5

0,5

Дидактическая игра, игровые упражнения

 

Профильное обучение предпрофильная подготовка

 

0,5

0,5

Опрос

 

Пути получения профессионального образования

 

0,5

0,5

Диспут

 

Профессиональная консультация

 

0,5

0,5

Дидактическая игра

 

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание

 

1

 

Опрос

 

Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении».

 

1

 

Опрос

 

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление

 

1

 

Опрос

 

Защита творческих проектов «Мой выбор»

 

1

 

Опрос

Итого

10

6,5

3,5

 

 

 

 

 

 

 

Итого

34

21,5

12,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                            Содержание учебной программы

1. Введение в программу «В мире профессий» – 1 час.

Цели и задачи программы. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.

Практическая работа. Составление словаря к уроку.

2. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека – 1 час.

Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».

3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития – 1 час.

Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.

Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».

4. Значение, ситуация и правила выбора профессии – 1 час.

Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

5.      Типичные ошибки при выборе профессии – 1 час.

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. незнание правил выбора профессии. Незнание себя.

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу:

Незнание мира
профессий

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий

1. Необъективная оценка своих возможностей

1. Отождествление учебного предмета с профессией

2. Предубеждения в отношении престижности профессии

2. неумение соотнести свои способности с требованиями профессии

2. Перенос отношения к человеку на профессию

 

 

3. Выбор профессии «за компанию»

 

 

4. Неумение определить пути приобретения профессии

6. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура – 1 час.

Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта: обоснование выбора профессии, профессиограмма профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению, литература.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий.

7. Обобщение по разделу по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» – 1 час.

Раздел 2. Мир труда и профессий

8. Профессия и специальность: происхождение и сущность – 1 час.

Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий»

9. Многообразие мира труда – 1 час.

Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.

Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия

 

Сфера экономики

 

Отрасль экономики

 

Сектор экономики

 

10. Классификация профессий. Формула профессии – 1 час.

Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.

11. Профессиональная деятельность и карьера человека – 1 час.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия

 

Цель деятельности

 

Задачи деятельности

 

Предмет труда

 

Средства труда

 

Результаты труда

 

Требуемый уровень образования

 

Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание)

 

Возможная заработная плата

 

12. Рынок труда и его требования к профессионалу – 1 час.

Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Оренбургской области.

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.

13. Обобщение по разделу «Мир труда и профессий» – 1 час.

Раздел 3. Человек и профессия

14. Профессионально важные качества личности – 1 час.

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:

Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессией

общие

особенные

специфические

 

 

 

15. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 1 час.

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).

16. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении – 1 час.

Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение ценностей школьников с помощью методики «К чему стремятся люди в жизни».

17. Особенности психических процессов и выбор профессии – 1 час.

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.

18. Темперамент и выбор профессии – 1 час.

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.

19. Характер и выбор профессии – 1 час.

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

20. Роль способностей в профессиональной деятельности – 1 час.

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и «Определение склонностей».

21. Тип личности и выбор профессии – 1 час.

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистический (практический), интеллектуальный, артистический, социальный, предприимчивый (предпринимательский), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.

22. Здоровье и выбор профессии – 1 час.

Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

23. Профессиональная пригодность и самооценка – 1 час.

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ – Я», как система представлений о себе. Структура «Образа – Я»: знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» – глазами других людей. «Я – концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я – концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».

24. Обобщение по разделу «Человек и профессия» - 1 час.

Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

25. Анализ профессиональной деятельности – 1 час.

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами различных профессий. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии.

26. Профессиональные пробы и творческие проекты – 1 час.

Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профпроб.

Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы выполнения творческих проектов.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных Понятий. Дидактическая игра «Человек-профессия». Игровые упражнения «Кто есть, кто», «Спящий город».

27. Профильное обучение предпрофильная подготовка – 1 час.

Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная информация, профессиональная консультация и диагностика.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

28. Пути получения профессионального образования – 1 час.

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, видов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. ознакомление с профессиональными учебными заведениями  Оренбургской области.

29. Профессиональная консультация – 1 час.

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление перечня вопросов к профконсультантам. Дидактическая игра «Профессиональное консультирование».

30. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – 1 час.

Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.

31. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе – 1 час. Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности к профсамоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение Карты готовности к профессиональному самоопределению.

32. Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении».

33. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление – 2 час.

Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проект.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.

34. Защита творческих проектов «Мой выбор» – 1 час.

Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов. Практическая работа. Представление и защита проектов.

 

 


Планируемые результаты

 

      Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

-                      Понятия профессия, специальность, профессиограмма, психограмма; профессиональные интересы, склонности и способности: ценностные ориентации; профессиональная проба, профессиональная мобильность;

-                      правила деловой этики, приемы проявления этики деловых отношений в различных экономических ситуациях;

-                      основные статьи трудового кодекса.

Обучающиеся должны уметь:

-                      выявлять классификационные признаки профессиональной

деятельности;

-                     проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий;

-                     анализировать выбираемую профессию с точки зрения адекватности для себя;

-                     грамотно вести себя в различных экономических ситуациях, анализировать свой коммуникативный потенциал, осуществлять коммуникативный контроль;

-      использовать знания деловой этики в практической деятельности,

-       защищать свои права в случае их нарушения, уметь грамотно пользоваться законодательными актами;

-       работать с различными источниками информации. Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы;

-                     применять коммуникативные навыки.

Личностные результаты

-                     формирование коммуникативной компетенции;

-                     осознание возможностей самореализации;

-                     профессиональное и жизненное самоопределение.

В целом данный курс способствует активизации процесса самопознания. Он позволит обучающимся сориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к своим способностям, склонностям, характеру, темпераменту, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессий.

Метапредметные результаты

-                     развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

-                     развитие коммуникативной компетенции;

-                     умения ставить перед собой цели и определять задачи;

-                     умения осуществлять самонаблюдение, самооценку.

 

 

 

 

 

 


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Календарный учебный график

 

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

Основы жизненного и профессионального самоопределения (7 часов)

1

Введение в курс «В мире профессий». Цели и задачи курса

1

1 неделя сентября

 

2

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека

1

2 неделя сентября

 

3

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития

1

3 неделя сентября

 

4

Значение, ситуация и правила выбора профессии

1

4 неделя сентября

 

5

Типичные ошибки при выборе профессии

1

1 неделя октября

 

6

Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура

1

2 неделя октября

 

7

Обобщение по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

1

3 неделя октября

 

Мир труда и профессий (6 часов)

8

Профессия и специальность: происхождение и сущность

1

4 неделя октября

 

9

Многообразие мира труда

1

1 неделя ноября

 

10

Классификация профессий. Формула профессий

1

2 неделя ноября

 

11

Профессиональная деятельность и карьера человека

1

3 неделя ноября

 

12

Рынок труда и его требования к профессионалу

1

4 неделя ноября

 

13

Обобщение по разделу по разделу «Мир труда и профессий»

1

1 неделя декабря

 

Человек и профессия (11 часов)

14

Профессионально важные качества личности

1

2 неделя декабря

 

15

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

1

3 неделя декабря

 

16

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

1

4 неделя декабря

 

17

Особенности психических процессов и выбор профессии

1

1 неделя января

 

18

Темперамент и выбор профессии

1

2 неделя января

 

19

Характер и выбор профессии

1

3 неделя января

 

20

Роль способностей в профессиональной деятельности

1

1 неделя февраля

 

21

Тип личности и выбор профессии

1

2 неделя февраля

 

22

Профессиональная деятельность и здоровье

1

3 неделя февраля

 

 

23

Профессиональная пригодность и самооценка

1

4 неделя февраля

 

24

Обобщение по разделу по разделу «Человек и профессия»

1

1 неделя марта

 

Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении(10 часов)

25

Анализ профессиональной деятельности

1

2 неделя марта

 

26

Профессиональные пробы и творческие проекты

1

3 неделя марта

 

 

27

Профильное обучение предпрофильная подготовка

1

1 неделя апреля

 

28

Пути получения профессионального образования

1

2 неделя апреля

 

29

Профессиональная консультация

1

3 неделя апреля

 

30

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание

1

4 неделя апреля

 

31

Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе

1

1 неделя мая

 

32

Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении»

1

2 неделя мая

 

33

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление

1

3 неделя мая

 

34

Защита творческого проекта «Мой выбор»

1

4 неделя мая

 

 

 


 

 

Оценочные материалы

                              Оценка результатов проектирования

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки учитывается полнота раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Педагогические технологии, используемые в обучении:

1.                Личностно - ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

2.                Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

3.                Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

4.                Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

5.                Коммуникативная технология. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Методы, используемые в обучении:

Особенность программы - личностно-ориентированное образование, направленное на саморазвитие как основу личностно-профессионального становления, на обретение самоуважения, поэтому:

Программа предусматривает использование активных методов обучения для реализации личностного потенциала обучающегося, для более глубокого усвоения теоретических знаний, для получения первого опыта в решении экономических проблем:

1                   решение нестандартных ситуаций,

2                   эвристические беседы,

3                   организационно-деятельностные игры,

4                   самостоятельные исследования,

5                   дискуссии с участием представителей разных профессий,

6                   межпредметные ученические конференции,

7                   экскурсии,

8                   просмотр видеоматериалов,

9                   обсуждение экономических проблем в прессе,

10              изучение законодательных актов.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы обучающихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при самоисследовании.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Основная методическая установка обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы знаний, изложенных в лекционной части занятия.

Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи педагога входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

                    социально-практическая значимость компетенции

                    личностная значимость компетенции (зачем                          обучающемуся

необходимо быть компетентным в экологической области);

•знания, умения и навыки, относящиеся к природным ландшафтам и экологическим объектам;

•способы деятельности по отношению к данным объектам;

   минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере данной компетенции;

Программа предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, экономика, технология вполне может использоваться обучающимися в процессе деятельности.

На занятиях применяются следующие методы: словесный, наглядный, практического упражнения, эвристический, игровой, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

 

Список литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.

3. Педагогическая    подготовка     профессионального     самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.

4. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.

5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Ту­ла: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.

6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.

9.Тесты: Методика определения уровня самооценки,

   методика КНОП,

   методика «Кубика Кооса»

   опросника профессиональной готовности (ОПГ),

   тест Холланда,

   методика ДВМ,

   тест Бурдона, «Красно-черная таблица»,     методики ШТУР,

  тесты Амтхауэра,  Равена),  тест Русалова.

  Дополнительная литература:

1. Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: проб. учебное пособие для учащихся 8–9 классов средней школы / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.

2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин и др. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 288 с.

3. Бондарев, В. П. Выбор профессии: из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинградского района Москвы / В. П. Бондарев. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.

Интернет-ресурсы:

1.http://atlas.rosminzdrav.ru /- Атлас профессий

Раздаточный материал - опросные листы к методикам диагностики, презентации, видеоролики.

Мультимедийный проектор, системный блок и монитор.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Повышение компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры, стало необходимой мерой профилактики напряженности молодежного рынка труда

Повышение компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры, стало необходимой мерой профилактики напряженности молодежного рынка труда

ОПГ); - анкета мотивов выбора профессии; - шкала потребностей в достижении; - опросник темперамента; - методика «Мой характер»; - методика определения склонностей; - тест

ОПГ); - анкета мотивов выбора профессии; - шкала потребностей в достижении; - опросник темперамента; - методика «Мой характер»; - методика определения склонностей; - тест

Содержание программы Учебный план №

Содержание программы Учебный план №

Характер и выбор профессии 0,5 0,5

Характер и выбор профессии 0,5 0,5

Содержание учебной программы 1

Содержание учебной программы 1

Неумение определить пути приобретения профессии 6

Неумение определить пути приобретения профессии 6

Результаты труда

Результаты труда

Темперамент и выбор профессии – 1 час

Темперамент и выбор профессии – 1 час

Анализ профессиональной деятельности – 1 час

Анализ профессиональной деятельности – 1 час

Практическая работа . Запись в тетрадь опорных понятий

Практическая работа . Запись в тетрадь опорных понятий

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Роль способностей в профессиональной деятельности 1 1 неделя февраля 21

Роль способностей в профессиональной деятельности 1 1 неделя февраля 21

Оценочные материалы

Оценочные материалы

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования

Список литературы: 1. Зеер Э

Список литературы: 1. Зеер Э

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «В мире профессий»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «В мире профессий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2023