Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год Возрастная категория: 15–18 лет Состав группы: 10–15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: авторская
Автор-составитель: Ше Роман Владимирович, педагог-организатор
г. Вилючинск
2022 год
Настоящая программа разработана в соответствии с рядом нормативноправовых документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021 № 273-ФЗ;
• Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей»;
• Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
• Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Программы для образовательных учреждений опираются на нормативноправовые основы, регулирующие деятельность государственных и негосударственных образовательных учреждений и основополагающие принципы подготовки различных категорий граждан РФ. При разработке программы учитываются внутренние документы учреждения:
• Устав МБОУ «Средняя школа № 1».
1.1. Актуальность
Всего лет 20–30 назад пользоваться фотоаппаратом (а тем более самостоятельно проявлять плёнку и производить с неё фотографии) умели лишь единицы — заядлые любители и настоящие профессионалы. Да и позволить себе фотоаппарат (а тем более сопутствующее оборудование) мог далеко не каждый. Сегодня же развитие техники дало нам всем возможность запросто носить в кармане и фотоаппарат, и видеокамеру. И, кажется, что не хитрое это дело — сделать «фотку», чему тут ещё учиться? Однако исследования показывают, что далеко не каждый взрослый (а тем более школьник) умеет делать это грамотно, осознанно. Лишь немногие вкладывают в фотоснимок (или видео) смысл, сюжет, эмоциональные переживания (как свои, так и объекта съёмки, если он одушевлён). Эти обстоятельства обусловливают необходимость обучения детей осмысленной художественной фотографии и искусству видеосъёмки.
1.2. Цели
• воспитать в детях умение видеть мир по-особенному;
• развить чувство вкуса и стиля, умение передать эмоции, личное отношение к предмету съёмки посредством технических средств и приёмов.
1.3. Задачи
• обучить детей правильному и бережному обращению с техникой;
• научить ставить перед собой конкретные цели и задачи и их реализовывать;
• научить работать самостоятельно и в сотрудничестве с другими учащимися;
• развить в детях умение критически — но объективно — оценивать работу свою и товарищей;
• воспитать у ребят чувство ответственности за качество своей работы;
• показать значение профессии фотографа и разнообразие специальностей в сфере телевидения, а также их востребованность.
1.4. Ожидаемый результат Личностные:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
• проявление познавательных интересов и творческой активности в конкретной деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• самооценка умственных и физических способностей при деятельности в различных сферах жизни с позиции будущей социализации;
• формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
• создание атмосферы сотрудничества учащихся друг с другом и с преподавателем;
• умение оценивать верность выбранного пути достижения поставленной цели и способов устранения ошибок, если таковые возникают;
• умение просчитывать свои действий наперёд (вырабатывать алгоритм);
• обретение способности находить верные и рациональные способы решения учебных и практических задач.
Предметные:
• формирование представления о культуре профессии, о способности передавать свои мысли и чувства посредством фотографии и видеосъёмки;
• умение учебную и технико-технологическую информацию для грамотного воплощения идеи в конечный результат;
• умение выбрать верный метод, приём, техническое оснащение для достижения наилучшего результата;
• развитие бережного отношения к инструментам, с помощью которых осуществляется профессиональная деятельность;
• развитие моторики и координации рук;
• овладение навыками работы в редакторах и монтажных программах.
1.5. Направленность
Направленность программы художественная.
1.6. Уровень
Уровень программы базовый. В ходе реализации программы предполагается овладение основными приёмами и принципами съёмки и последующей обработки материала.
1.7. Характеристики обучающихся, возрастные особенности, иные
Овладение искусством фотографии и видеосъёмки — длительный процесс, требующий постоянного нарабатывания практического опыта (как и большинство других видов деятельности). В ходе развития данных видов творчества сложились определённые традиции, целая культура, следование которой считается проявлением профессионализма. Вместе с тем ничто не стоит на месте, и здесь тоже есть место новаторству, изобретению новых методов и техник (в том числе благодаря техническому прогрессу).
1.8. Форма обучения
Основной формой является очное обучение. Любому практическому виду деятельности лучше учиться при непосредственном обучении у мастера, так как это даёт возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
В то же время, не исключён и дистанционный формат обучения в случае особых обстоятельств непреодолимого характера (неблагоприятные погодные условия, эпидемиологическая обстановка и т. п.). В таком случае обучение может вестись через систему видеоконференцсвязи (ВКС), а также с помощью заранее записанных уроков преподавателя.
1.9. Особенности организации образовательного процесса
Программа включает в себя занятия теоретического и практического характера. Основной упор делается на практике и самостоятельной работе учащихся в свободное от учёбы время (вне занятий в кружке).
1.10. Состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность
Размер группы составляет от 10 до 15 человек из числа учащихся 10–11-х классов (возраст — примерно 15–18 лет). Режим занятий — 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п.п. |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
Теория часов |
Практика часов |
Формы аттестации (контроля) |
Раздел 1. Организационный раздел |
|
|
|
||
1 |
Знакомство с учащимися и с кратким содержанием программы |
1 |
1 |
0 |
нет |
Раздел 2. Основы фото- и видеосъёмки |
|
|
|
||
2 |
Цифровая фото- и видеокамера |
1 |
1 |
0 |
нет |
3 |
Стабилизация |
1 |
1 |
0 |
нет |
4 |
Фокусное расстояние и размер матрицы |
1 |
1 |
0 |
нет |
5 |
Три кита экспозиции |
1 |
0,5 |
0,5 |
нет |
6 |
Баланс белого |
1 |
0,5 |
0,5 |
нет |
№ п.п. |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
Теория часов |
Практика часов |
Формы аттестации (контроля) |
7 |
Освещение |
2 |
1 |
1 |
нет |
8 |
Основы композиции. Планы |
1 |
1 |
0 |
нет |
9 |
Съёмка пейзажей. Дальний и общий планы |
1 |
0,5 |
0,5 |
нет |
10 |
Съёмка диалога. Средние планы |
1 |
0,5 |
0,5 |
нет |
11 |
Съёмка портретов. Крупный план |
1 |
0,5 |
0,5 |
нет |
12 |
Макросъёмка. Детальный план |
1 |
0,5 |
0,5 |
нет |
13 |
Внутрикадровый монтаж |
3 |
1 |
2 |
нет |
14 |
Контрольное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
тест |
Раздел 3. Основы обработки отснятого материала |
|
||||
15 |
Коррекция экспозиции |
3 |
1 |
2 |
нет |
16 |
Цветовая коррекция |
3 |
1 |
2 |
нет |
17 |
Коррекция аудиодорожки |
1 |
0,5 |
0,5 |
нет |
18 |
10 принципов нелинейного монтажа |
5 |
2,5 |
2,5 |
нет |
19 |
Контрольное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
тест |
Раздел 4. Телевидение и киноиндустрия |
|
||||
20 |
Профессии на телевидении и в кино |
1 |
1 |
0 |
нет |
21 |
Организация вещания и прокат фильмов |
1 |
1 |
0 |
нет |
22 |
Киноляпы и киноштампы |
1 |
1 |
0 |
нет |
23 |
Контрольное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
тест |
3.1. Раздел 1 Организационный раздел
Тема 1 Знакомство с учащимися и с кратким содержанием программы
Вводное занятие, знакомство педагога с учащимися, краткий обзор предстоящих занятий.
3.2. Раздел 2 Основы фото- и видеосъёмки
Тема 1 Цифровая фото- и видеокамера
Устройство цифровых фото- и видеокамер, типы, отличие от аналоговых.
Тема 2 Стабилизация
Системы стабилизации изображения: внутренние и внешние.
Тема 3 Фокусное расстояние и размер матрицы
Понятие фокусного расстояния в оптике, значение данного параметра применительно к съёмке; типичные размеры цифровых оптических сенсоров (матриц) и их влияние на фактическое фокусное расстояние объектива.
Тема 4 Три кита экспозиции
Понятие экспозиции, зависимость её значения от трёх основных компонентов цифровой камеры и объектива: диафрагмы, выдержки, чувствительности. Настройка экспозиции на практике.
Тема 5 Баланс белого
Понятие баланса белого, влияние её установки на оттенки фотоснимка или видеозаписи, практическая отработка умения настраивать баланс белого.
Тема 6 Освещение
Значение освещения в фото- и видеосъёмке. Работа с искусственным освещением: виды источников света, наиболее популярные схемы расстановки света.
Тема 7 Основы композиции. Планы
Основы грамотной композиции, понятие золотого сечения, правило «одной трети», динамическая композиция. Съёмочные планы по крупности (по Льву Кулишову и американские варианты).
Тема 8 Съёмка пейзажей. Дальний и общий планы
Пейзажная фотография: основные принципы и композиция. Дальний и общий планы в видеосъёмке.
Тема 9 Съёмка диалога. Средние планы
Съёмка диалоговых сцен, первый и второй средние планы.
Тема 10 Съёмка портретов. Крупный план
Портретная фотография и видеосъёмка крупным планом.
Тема 11 Макросъёмка. Детальный план
Макрофотография, детальный план в видеосъёмке, съёмка миниатюр.
Тема 12 Внутрикадровый монтаж
Понятие и основные приёмы внутрикадрового монтажа.
Тема 13 Контрольное занятие
Тестирование с самопроверкой на усвоение материала 2-го раздела Программы, коллективный анализ вопросов, вызвавших наибольшие затруднения (если таковые имеются).
3.3. Раздел 3 Основы обработки отснятого материала
Тема 1 Коррекция экспозиции
Коррекция экспозиции фотографий и/или видеодорожки.
Тема 2 Цветовая коррекция
Коррекция цветовых оттенков фотографий и/или видеодорожки.
Тема 3 Коррекция аудиодорожки Обработка аудиодорожки (записи).
Тема 4 10 принципов нелинейного монтажа
Принципы монтажа: по крупности, по ориентации в пространстве; по направлению движения главного объекта; по направлению основной движущейся массы; по темпу движущихся объектов; по композиции; по свету; по цвету; по смещению осей съёмки.
Тема 5 Контрольное занятие
Тестирование с самопроверкой на усвоение материала 3-го раздела Программы, коллективный анализ вопросов, вызвавших наибольшие затруднения (если таковые имеются).
3.4. Раздел 4 Телевидение и киноиндустрия
Тема 1 Профессии на телевидении и в кино
Обзор основных профессий на телевидении и в кино.
Тема 2 Организация вещания и прокат фильмов
Изучение организации вещания телеканалов; этапов работы над кинофильмом и организации их проката в кинотеатрах / на телеканалах / в сети Интернет.
Тема 3 Киноляпы и киноштампы
Понятие киноляпа и киноштампа, классификация, обзор самых ярких примеров.
Тема 4 Контрольное занятие
Тестирование с самопроверкой на усвоение материала 4-го раздела и всей Программы, коллективный анализ вопросов, вызвавших наибольшие затруднения (если таковые имеются).
4.1. Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы
№ |
Наименование оборудования/инвентаря и т.п. |
Ед. измерения |
Количеств о |
1 |
фотоаппарат (комплект корпус + объектив) |
шт. |
1 |
2 |
объективы для фотоаппарата |
шт. |
2 |
3 |
фотовспышка |
шт. |
1 |
4 |
видеокамера |
шт. |
1 |
5 |
микрофоны |
шт. |
2 |
6 |
штативы |
шт. |
2 |
7 |
осветительное оборудование (комплект из 3-х светильников со стойками) |
шт. |
1 |
8 |
осветительное оборудование (светильник светодиодный) |
шт. |
1 |
9 |
хромакей (зелёная ткань с опорной конструкцией) |
шт. |
2 |
10 |
телесуфлёр |
шт. |
1 |
11 |
рабочие места педагога и учащихся (ПК или ноутбуки) |
шт. |
13 |
12 |
программное обеспечение (Movavi Video Suite) |
электронная лицензия |
1 (15 активаций) |
13 |
интерактивная панель |
шт. |
1 |
4.2. Характеристика помещений
Помещение для занятий оборудовано необходимой мебелью, компьютерной техникой, интерактивной панелью для демонстрации обучающих материалов, работ известных фотографов, просмотра отрывков фильмов, иллюстрирующих тему занятия, просмотра собственных работ учащихся и педагога. Для съёмки видеороликов и записи закадрового речевого сопровождения используется специально оборудованная студия с установленным студийным освещением, зелёными фонами (для хромакей-съёмки).
4.3. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы
В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки или иных обстоятельств, препятствующих проведению занятий в очной форме, обучение может проводиться дистанционно с применением видеоконференцсвязи (ВКС), облачных хранилищ, специальных образовательных платформ.
4.4. Реализация программы в сетевой форме Сетевая форма не предусмотрена.
Список нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021 № 273-ФЗ;
2. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей»;
3. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
5. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
6. Устав МБОУ СШ № 1 Вилючинского городского округа ЗАТО г.
Вилючинска Камчатского края.
Список литературы для педагога:
1. Вискунова, А. А. Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования / А. А. Вискунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 31–33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4219/;
2. Силаев, Денис Основные правила съёмки / Д. Силаев. // iXBT.com : сайт. — . — URL: https://www.ixbt.com/divideo/digital-video-guide/2-1-1-main-shootingrules.shtml;
3. Фото-монстр — советы по фотосъёмке от профессионалов : сайт. — . — URL: https://photo-monster.ru. — Текст : электронный.
Список литературы для учащихся и родителей:
1. Силаев, Денис Основные правила съёмки / Д. Силаев. // iXBT.com : сайт. — . — URL: https://www.ixbt.com/divideo/digital-video-guide/2-1-1-main-shootingrules.shtml;
2. Фото-монстр — советы по фотосъёмке от профессионалов : сайт. — . — URL: https://photo-monster.ru. — Текст : электронный.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.