Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия «ЛИК»

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 14.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа кружка «Студия «ЛИК»
Иконка файла материала Студия ЛИК.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1»

                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Студия «ЛИК»

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы: 1 год Возрастная категория: 15–18 лет Состав группы: 10–15 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: авторская

Автор-составитель: Ше Роман Владимирович, педагог-организатор

г. Вилючинск

2022 год

1. Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с рядом нормативноправовых документов:

              Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021 № 273-ФЗ;

              Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей»;

              Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;

              Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

              Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Программы для образовательных учреждений опираются на нормативноправовые основы, регулирующие деятельность государственных и негосударственных образовательных учреждений и основополагающие принципы подготовки различных категорий граждан РФ. При разработке программы учитываются внутренние документы учреждения:

              Устав МБОУ «Средняя школа № 1».

1.1.   Актуальность

Всего лет 20–30 назад пользоваться фотоаппаратом (а тем более самостоятельно проявлять плёнку и производить с неё фотографии) умели лишь единицы — заядлые любители и настоящие профессионалы. Да и позволить себе фотоаппарат (а тем более сопутствующее оборудование) мог далеко не каждый. Сегодня же развитие техники дало нам всем возможность запросто носить в кармане и фотоаппарат, и видеокамеру. И, кажется, что не хитрое это дело — сделать «фотку», чему тут ещё учиться? Однако исследования показывают, что далеко не каждый взрослый (а тем более школьник) умеет делать это грамотно, осознанно. Лишь немногие вкладывают в фотоснимок (или видео) смысл, сюжет, эмоциональные переживания (как свои, так и объекта съёмки, если он одушевлён). Эти обстоятельства обусловливают необходимость обучения детей осмысленной художественной фотографии и искусству видеосъёмки.

1.2.   Цели

              воспитать в детях умение видеть мир по-особенному;

 

              развить чувство вкуса и стиля, умение передать эмоции, личное отношение к предмету съёмки посредством технических средств и приёмов.

1.3. Задачи

              обучить детей правильному и бережному обращению с техникой;

              научить ставить перед собой конкретные цели и задачи и их реализовывать;

              научить работать самостоятельно и в сотрудничестве с другими учащимися;

              развить в детях умение критически — но объективно — оценивать работу свою и товарищей;

              воспитать у ребят чувство ответственности за качество своей работы;

              показать значение профессии фотографа и разнообразие специальностей в сфере телевидения, а также их востребованность.

1.4. Ожидаемый результат Личностные:

              формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

              проявление познавательных интересов и творческой активности в конкретной деятельности;

              развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

              самооценка умственных и физических способностей при деятельности в различных сферах жизни с позиции будущей социализации;

              формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

              создание атмосферы сотрудничества учащихся друг с другом и с преподавателем;

              умение оценивать верность выбранного пути достижения поставленной цели и способов устранения ошибок, если таковые возникают;

              умение просчитывать свои действий наперёд (вырабатывать алгоритм);

              обретение способности находить верные и рациональные способы решения учебных и практических задач.

Предметные:

              формирование представления о культуре профессии, о способности передавать свои мысли и чувства посредством фотографии и видеосъёмки;

              умение учебную и технико-технологическую информацию для грамотного воплощения идеи в конечный результат;

              умение выбрать верный метод, приём, техническое оснащение для достижения наилучшего результата;

              развитие бережного отношения к инструментам, с помощью которых осуществляется профессиональная деятельность;

              развитие моторики и координации рук;

              овладение навыками работы в редакторах и монтажных программах.

1.5.       Направленность

Направленность программы художественная.

1.6.       Уровень

Уровень программы базовый. В ходе реализации программы предполагается овладение основными приёмами и принципами съёмки и последующей обработки материала.

1.7.       Характеристики обучающихся, возрастные особенности, иные

Овладение искусством фотографии и видеосъёмки — длительный процесс, требующий постоянного нарабатывания практического опыта (как и большинство других видов деятельности). В ходе развития данных видов творчества сложились определённые традиции, целая культура, следование которой считается проявлением профессионализма. Вместе с тем ничто не стоит на месте, и здесь тоже есть место новаторству, изобретению новых методов и техник (в том числе благодаря техническому прогрессу).

1.8.       Форма обучения

Основной формой является очное обучение. Любому практическому виду деятельности лучше учиться при непосредственном обучении у мастера, так как это даёт возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

В то же время, не исключён и дистанционный формат обучения в случае особых обстоятельств непреодолимого характера (неблагоприятные погодные условия, эпидемиологическая обстановка и т. п.). В таком случае обучение может вестись через систему видеоконференцсвязи (ВКС), а также с помощью заранее записанных уроков преподавателя.

1.9.       Особенности организации образовательного процесса

Программа включает в себя занятия теоретического и практического характера. Основной упор делается на практике и самостоятельной работе учащихся в свободное от учёбы время (вне занятий в кружке).

1.10.   Состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность

Размер группы составляет от 10 до 15 человек из числа учащихся 10–11-х классов (возраст — примерно 15–18 лет). Режим занятий — 1 час в неделю, 34 часа в год.

2. Учебный план

п.п.

Наименование раздела, темы

Всего часов

Теория часов

Практика часов

Формы

аттестации

(контроля)

Раздел 1. Организационный раздел

 

 

 

1

Знакомство с учащимися и с кратким содержанием программы

1

1

0

нет

Раздел 2. Основы фото- и видеосъёмки

 

 

 

2

Цифровая фото- и видеокамера

1

1

0

нет

3

Стабилизация

1

1

0

нет

4

Фокусное расстояние и размер матрицы

1

1

0

нет

5

Три кита экспозиции

1

0,5

0,5

нет

6

Баланс белого

1

0,5

0,5

нет

п.п.

Наименование раздела, темы

Всего часов

Теория часов

Практика часов

Формы

аттестации

(контроля)

7

Освещение

2

1

1

нет

8

Основы композиции. Планы

1

1

0

нет

9

Съёмка пейзажей.

Дальний и общий планы

1

0,5

0,5

нет

10

Съёмка диалога. Средние планы

1

0,5

0,5

нет

11

Съёмка портретов. Крупный план

1

0,5

0,5

нет

12

Макросъёмка. Детальный план

1

0,5

0,5

нет

13

Внутрикадровый монтаж

3

1

2

нет

14

Контрольное занятие

1

0,5

0,5

тест

Раздел 3. Основы обработки отснятого материала

 

15

Коррекция экспозиции

3

1

2

нет

16

Цветовая коррекция

3

1

2

нет

17

Коррекция аудиодорожки

1

0,5

0,5

нет

18

10 принципов нелинейного монтажа

5

2,5

2,5

нет

19

Контрольное занятие

1

0,5

0,5

тест

Раздел 4. Телевидение и киноиндустрия

 

20

Профессии на телевидении и в кино

1

1

0

нет

21

Организация вещания и прокат фильмов

1

1

0

нет

22

Киноляпы и киноштампы

1

1

0

нет

23

Контрольное занятие

1

0,5

0,5

тест

3. Содержание программы

3.1. Раздел 1 Организационный раздел

Тема 1 Знакомство с учащимися и с кратким содержанием программы

Вводное занятие, знакомство педагога с учащимися, краткий обзор предстоящих занятий.

3.2. Раздел 2 Основы фото- и видеосъёмки

Тема 1 Цифровая фото- и видеокамера

Устройство цифровых фото- и видеокамер, типы, отличие от аналоговых.

Тема 2 Стабилизация

Системы стабилизации изображения: внутренние и внешние.

Тема 3 Фокусное расстояние и размер матрицы

Понятие фокусного расстояния в оптике, значение данного параметра применительно к съёмке; типичные размеры цифровых оптических сенсоров (матриц) и их влияние на фактическое фокусное расстояние объектива.

Тема 4 Три кита экспозиции

Понятие экспозиции, зависимость её значения от трёх основных компонентов цифровой камеры и объектива: диафрагмы, выдержки, чувствительности. Настройка экспозиции на практике.

Тема 5 Баланс белого

Понятие баланса белого, влияние её установки на оттенки фотоснимка или видеозаписи, практическая отработка умения настраивать баланс белого.

Тема 6 Освещение

Значение освещения в фото- и видеосъёмке. Работа с искусственным освещением: виды источников света, наиболее популярные схемы расстановки света. 

Тема 7 Основы композиции. Планы

Основы грамотной композиции, понятие золотого сечения, правило «одной трети», динамическая композиция. Съёмочные планы по крупности (по Льву Кулишову и американские варианты).

Тема 8 Съёмка пейзажей. Дальний и общий планы

Пейзажная фотография: основные принципы и композиция. Дальний и общий планы в видеосъёмке.

Тема 9 Съёмка диалога. Средние планы

Съёмка диалоговых сцен, первый и второй средние планы.

Тема 10 Съёмка портретов. Крупный план

Портретная фотография и видеосъёмка крупным планом.

Тема 11 Макросъёмка. Детальный план

Макрофотография, детальный план в видеосъёмке, съёмка миниатюр.

Тема 12 Внутрикадровый монтаж

Понятие и основные приёмы внутрикадрового монтажа.

Тема 13 Контрольное занятие

Тестирование с самопроверкой на усвоение материала 2-го раздела Программы, коллективный анализ вопросов, вызвавших наибольшие затруднения (если таковые имеются).

3.3. Раздел 3 Основы обработки отснятого материала

Тема 1 Коррекция экспозиции

Коррекция экспозиции фотографий и/или видеодорожки.

Тема 2 Цветовая коррекция

Коррекция цветовых оттенков фотографий и/или видеодорожки.

Тема 3 Коррекция аудиодорожки Обработка аудиодорожки (записи).

Тема 4 10 принципов нелинейного монтажа

Принципы монтажа: по крупности, по ориентации в пространстве; по направлению движения главного объекта; по направлению основной движущейся массы; по темпу движущихся объектов; по композиции; по свету; по цвету; по смещению осей съёмки.

Тема 5 Контрольное занятие

Тестирование с самопроверкой на усвоение материала 3-го раздела Программы, коллективный анализ вопросов, вызвавших наибольшие затруднения (если таковые имеются).

3.4. Раздел 4 Телевидение и киноиндустрия

Тема 1 Профессии на телевидении и в кино

Обзор основных профессий на телевидении и в кино.

Тема 2 Организация вещания и прокат фильмов

Изучение организации вещания телеканалов; этапов работы над кинофильмом и организации их проката в кинотеатрах / на телеканалах / в сети Интернет.

Тема 3 Киноляпы и киноштампы

Понятие киноляпа и киноштампа, классификация, обзор самых ярких примеров.

Тема 4 Контрольное занятие

Тестирование с самопроверкой на усвоение материала 4-го раздела и всей Программы, коллективный анализ вопросов, вызвавших наибольшие затруднения (если таковые имеются).

4. Условия реализации программы

4.1. Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы

Наименование оборудования/инвентаря и т.п.

Ед. измерения

Количеств

о

1

фотоаппарат (комплект корпус + объектив)

шт.

1

2

объективы для фотоаппарата

шт.

2

3

фотовспышка

шт.

1

4

видеокамера

шт.

1

5

микрофоны

шт.

2

6

штативы

шт.

2

7

осветительное оборудование (комплект из 3-х светильников со стойками)

шт.

1

8

осветительное оборудование (светильник светодиодный)

шт.

1

9

хромакей (зелёная ткань с опорной конструкцией)

шт.

2

10

телесуфлёр

шт.

1

11

рабочие места педагога и учащихся (ПК или ноутбуки)

шт.

13

12

программное обеспечение (Movavi Video Suite)

электронная лицензия

1 (15 активаций)

13

интерактивная панель

шт.

1

4.2. Характеристика помещений

Помещение для занятий оборудовано необходимой мебелью, компьютерной техникой, интерактивной панелью для демонстрации обучающих материалов, работ известных фотографов, просмотра отрывков фильмов, иллюстрирующих тему занятия, просмотра собственных работ учащихся и педагога. Для съёмки видеороликов и записи закадрового речевого сопровождения используется специально оборудованная студия с установленным студийным освещением, зелёными фонами (для хромакей-съёмки).

4.3. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы

В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки или иных обстоятельств, препятствующих проведению занятий в очной форме, обучение может проводиться дистанционно с применением видеоконференцсвязи (ВКС), облачных хранилищ, специальных образовательных платформ.

4.4. Реализация программы в сетевой форме Сетевая форма не предусмотрена.

5. Список литературы

Список нормативно-правовых документов:

1.                 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021 № 273-ФЗ;

2.                 Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей»;

3.                 Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;

4.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

5.                 Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

6.                 Устав МБОУ СШ № 1 Вилючинского городского округа ЗАТО г.

Вилючинска Камчатского края.

Список литературы для педагога:

1.                 Вискунова, А. А. Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования / А. А. Вискунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 31–33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4219/;

2.                 Силаев, Денис Основные правила съёмки / Д. Силаев. // iXBT.com : сайт. — . — URL: https://www.ixbt.com/divideo/digital-video-guide/2-1-1-main-shootingrules.shtml;

3.                 Фото-монстр — советы по фотосъёмке от профессионалов : сайт. — . — URL: https://photo-monster.ru. — Текст : электронный.

Список литературы для учащихся и родителей:

1.                 Силаев, Денис Основные правила съёмки / Д. Силаев. // iXBT.com : сайт. — . — URL: https://www.ixbt.com/divideo/digital-video-guide/2-1-1-main-shootingrules.shtml;

2.                 Фото-монстр — советы по фотосъёмке от профессионалов : сайт. — . — URL: https://photo-monster.ru. — Текст : электронный.