Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
технической направленности
«Пиктомир»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Автор-составитель программы: Османова И. И., педагог дополнительного образования
г. Сургут, 2024
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Пиктомир», технической направленности.
Программа рассчитана на учащихся 6-7 лет, срок реализации 1 год, объем программы 38 часов.
В процессе обучения учащиеся познакомятся с такими важнейшими концепциями
программирования как циклы, подпрограммы и условные операторы. Формы
проведения занятий: групповые. В процессе реализации программы «Пиктомир»,
дети научатся преодолевать
трудности, не бояться ошибок, самостоятельно
находить способы решения познавательных задач,
стремиться к достижению поставленной цели.
Программа разработана с опорой на общие
педагогические принципы: актуальность, системность, последовательность,
преемственность, индивидуальность, конкретность (возраст детей, их интеллектуальные возможности), направленность,
доступность, результативность.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Название программы |
«Пиктомир» |
Направленность программы |
Техническое |
Уровень программы |
Стартовый |
ФИО автора (составителя) программы |
Османова И.И. |
Год разработки или модификации |
2024 |
Где, когда и кем утверждена программа |
Приказом директора МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» Кисель Т.В. Приказ № ГЛС – 13 – 228/4 от 11.04.2024 г |
Информация о наличии рецензии/ экспертного заключения |
- |
Цель |
Развитие познавательной активности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через применения компьютерных технологий. |
Задачи |
Обучающие: - познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных технологиях; - познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;
Развивающие -развить навыки пиктограммного программирования; - развивать навыки пространственной ориентировки относительно своего тела и относительно предмета; - развивать умение работать в команде, паре. Отдавать и выполнять команды. -развивать логическое мышление детей, память, внимание, воображение, познавательную активность, самостоятельность; Воспитательные - воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности; - воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом. |
Планируемые результаты освоения программы |
-освоения частей ПК; - освоение графического и текстового редактора- описывать ход процесса, выделять начальное и конечное состояние объекта, а также характеризовать наблюдаемые изменения; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - оценивать жизненную ситуацию с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - учиться работать по предложенному плану; - перерабатывать полученную информацию; |
Срок реализации программы |
1 год |
Количество часов в неделю/год |
1/38 |
Возраст обучающихся |
6-7 лет |
Формы занятий |
групповые |
Методическое обеспечение |
Наглядно-дидактический материал:
Обучение допускает возможность вариативности. · Некоторые разделы можно изучать не в той последовательности, в какой они указаны в тематическом плане |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
В качестве платформы для программирования используется система «Пиктомир». Методический комплект Пиктомир состоит из нескольких цепочек заданий. В первой цепочке осваиваются правила игры с Пиктомиром и вводятся понятия: - Линейная программа; - Исполнение программы; - Пошаговая отладка; -Сокращение записи программы с помощью линейных подпрограмм без параметров; - Сокращение записи программы с помощью цикла К раз, где К цифра от 0 до 6; - Условные операторы; Остальные цепочки состоят из заданий, направленных на закрепление этих понятий. -Пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”; - Все по полочкам” (рабочая тетрадь); Материально-техническое обеспечение программы: - Интерактивная доска -1шт. - Мультимедийный проектор-1 шт. -Персональный компьютер- 24шт. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242;
6. Региональный проект «Успех каждого ребенка» от 20 июня 2019 года Региональный проект «Успех каждого ребенка»;
7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
А также другими Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ (Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей, нормативными и уставными документами МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова».
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Актуальность программы:
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является самым современным игровым и обучающим инструментом и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии. В современном мире ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни. Научно-технический прогресс расширил понятие грамотности: теперь грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Данная программа направлена на развитие навыков способствующих успешной работе с компьютером и другими гаджетами.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в несложные программы управляющие виртуальным исполнителем, особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Эволюция программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Направленность: техническая, так как программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников универсальных навыков алгоритмического и логического мышления в процессе изучения основ пиктограммного программирования.
Уровень освоения программы: стартовый.
Отличительные особенности программы от уже существующих в области обучения (преподавания) алгоритмике и начальному программированию заключаются в том, что:
- дидактическое обеспечение, разработанное педагогами, работающими по программе, предполагает использование на занятиях рабочей тетради «Азбука алгоритмики» (портфолио заданий на логику, интеллектику и алгоритмику) и пиктограммного лото (набора карточек на пространственную ориентировку и полей-матриц для составления алгоритмов);
- методическое обеспечение предполагает проведение занятий в форме квеста (игры на прохождение испытаний (заданий) с использованием и без использования интерактивной доски), сохранение единой сюжетной линии для всех занятий (квестов);
- техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие с использованием аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков, мультфильмов, обучающих видеоматериалов и т.п.).
Адресат программы: программа предназначена для обучения детей в возрасте 6-7 лет
Количество обучающихся в группе: 12- 14 человек.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы: 38 часов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Форма(ы) обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики. ПиктоМир» (далее – программа) представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство воспитанников с пиктограммным программированием.
Цель программы: Развитие познавательной активности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через применения компьютерных технологий.
Задачи программы:
Обучабщие:
- познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных технологиях;
- познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;
Развивающие
-развить навыки пиктограммного программирования;
- развивать навыки пространственной ориентировки относительно своего тела и относительно предмета;
- развивать умение работать в команде, паре. Отдавать и выполнять команды.
-развивать логическое мышление детей, память, внимание, воображение, познавательную активность, самостоятельность;
Воспитательные
- воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, тема |
Количество часов |
Формы аттестации / контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Знакомство с составляющими компьютера. Введение в мир ПО |
1 |
1 |
|
Устный опрос |
2 |
Алгоритмика
|
10 |
6 |
4 |
Практическое участие детей в разнообразных мероприятиях в подгруппах и между подгруппами. |
3 |
Команды |
6 |
2 |
4 |
Игры на выполнение команд для робота |
4 |
Линейные программы |
7 |
1 |
6 |
Проектная деятельность |
5 |
Циклы |
7 |
2 |
5 |
Игры на выполнение команд для робота |
6 |
Повторители |
7 |
2 |
5 |
Соревнования |
|
Итого: 38 занятий |
38 |
14 |
24 |
|
Содержание учебного плана
Раздел 1. Знакомство с составляющими компьютера. Введение в мир ПО (1ч.)
Тема 1. Знакомство с составляющими компьютера. Введение в мир ПО
Теория: Содержание работы объединения, презентация и демонстрация готовых работ. Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе. Правила поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к обучающимся на период обучения.
Раздел 2. Алгоритмика (10ч.)
Тема 1. Понятие алгоритмика. Исполнитель и его функции. Программа.
Теория: Понятие алгоритмика, алгоритм, программа, исполнитель. Функции команд исполнителя. Робот Двуног. Знакомство и его командами. Первичный инструктаж.
Тема 2. Понятие алгоритмика. Исполнитель и его функции. Программа.
Теория: Понятие алгоритмика, алгоритм, программа, исполнитель. Функции команд исполнителя. Робот Двуног. Знакомство и его командами. Первичный инструктаж.
Практика: Игры на применение команд.
Тема 3. Интерфейс среды «Пиктомир». Знакомство с роботами и их программами.
Теория: Знакомство с интерфейсом учебной среды «Пиктомир». Знакомство с роботом и его командами. Закрепление понятий: программа, алгоритм.
Тема 4. Знакомство с Роботом-Вертуном, командами и их последовательностью, подпрограммами.
Принцип действия алгоритма, исполнителя, а также знакомство с основными видами команд и движений.
Практика: Игры на применение команд в обучающей среде Пиктомир: Игры 1, 2, 3, 4, 5,
Тема 5. Составление линейных программ. Повторители
Теория: Знакомство с командами повторителями. Нахождение нескольких вариантов программ для одного решения
Тема 6. Линейные программы. Исполнитель робот-Двигун.
Теория: Знакомство с Роботом Двигуном и его командами
Практика: Игры в среде ПиктоМир. Игра 5. Игра 9, задания 4, 5
Тема 7. Зашифрованные программы. Подпрограммы.
Теория: Знакомство с подпрограммами. Применение их для роботов Вертуна и Двигуна.
Практика: Игры в среде ПиктоМир: Игра 11, Игра12, Игра13, Игра 14, Игра 15, Игра 16.
Раздел 3. Команды (6ч.)
Теория. Понятия «команда», «программа», «командная строка».
Практика. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: диктант по клеточкам на построение, на прохождение маршрута и др. Упражнения на построение алгоритмов с использованием дидактического материала. Демонстрация робототехнических моделей, созданных учащимися объединения «Робототехника» МОУ КОЦ «ЛАД», на их пространственную ориентировку.
Раздел 4. Линейные программы (7ч)
Тема: Понятие «линейная программа».
Теория. Особенности и варианты записи линейной программы. Построение линейной программы с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.
Практика. Упражнения на построение линейных программ с использованием пиктограммного лото. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах. Работа в компьютерном классе: выполнение заданий 1-3 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.
Раздел 5. Циклы (7ч.)
Тема: Понятие «цикл».
Теория. Особенности и варианты записи цикла. По- 6 строение программы, содержащей цикл, с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.
Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы, с использованием пиктограммного лото. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах, содержащих циклы. Работа в компьютерном классе: выполнение заданий 4, 6, 10-13 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.
Раздел 6. Повторители (7ч.)
Тема: Понятие «Повторитель».
Теория. Особенности и варианты записи повторителя (цикла-повторителя). Построение повторителя с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.
Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы-повторители, с использованием пиктограммного лото. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах, содержащих циклы-повторители. Работа в компьютерном классе: выполнение заданий 5, 7, 8, 9 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.
Планируемые результаты освоения программы
По окончанию изучения программы обучающийся должен:
- знать основные алгоритмические понятия и определения, такие как: «алгоритм», «линейная программа», «команда», «цикл» и т.п.;
- приобрести азы пиктограммного программирования, навыки алгоритмического мышления в процессе выполнения заданий и упражнений с использованием и без использования интерактивной доски;
- сформировать устойчивые навыки ориентировки в пространстве (лево-право-вперед-назад).
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный ученый график
Количество учебных недель:38
Количество учебных дней:38
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 01.09.-30.12.2024
2 полугодие – 09.01.- 30.05.2025
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Знакомство с программой курса. |
115 |
Устный опрос |
2. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Введение в алгоритмику Понятие алгоритмика, алгоритм, программа, исполнитель. Функции команд исполнителя. Робот Двуног. Знакомство и его командами. Первичный инструктаж. |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
3. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Игры на применение команд |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
4. |
|
|
1 час |
Теория |
|
Знакомство с интерфейсом учебной среды «Пиктомир». Знакомство с роботом и его командами. Закрепление понятий: программа, алгоритм.
|
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
5 |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Работа с учебной средой «Пиктомир». Игры на выполнение команд для робота
|
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
6. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Знакомство с Роботом-Вертуном. Знакомство с Роботом-Вертуном, командами и их последовательностью, подпрограммами. Принцип действия алгоритма, исполнителя, а также знакомство с основными видами команд и движений. |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
7. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Игры на применение команд в обучающей среде Пиктомир: Игры 1, 2, 3, 4, 5, 6. |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
8. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Знакомство с командами повторителями. Нахождение нескольких вариантов программ для одного решения |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
9. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Знакомство с Роботом Двигуном и его командами
|
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
10. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Игры в среде ПиктоМир. Игра 5. Игра 9, задания 4, 5
|
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
11. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Закрепление пройденного материала. Закрепления понятий «вперед», «влево», «вправо», «вниз». Математический диктант |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
12. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Делаем программу короче – повторители. Игра 5-5.6 |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
13. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Д Делаем программу короче – повторители «Секретные пакеты», «Садовник.2». Игра 6-6.5 Шифруем программы и проверяем их на компьютере. Игра 7-7.4 |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
14. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Делаем программу короче – подпрограммы. Игра 8-8.7 Вертун рисует «буковки». Игра 9-9.7 |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
15. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Робот Двигун. Игра 12-12.8 |
115 |
Наблюдение |
16. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Тренируем Вертуна |
115 |
Наблюдение |
17. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Тренировка с «фанерным» роботом. Робот Ползун |
115 |
Практическая работа |
18. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Делаем программу короче – повторители |
115 |
Практическая работа |
19. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Игра на расшифровку программ: «Садовник.2» |
115 |
Соревнования |
20. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Играем с Ползуном. |
115 |
Соревнования |
21. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Шифруем. Подпрограмма А. |
115 |
Практическая работа |
22. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Робот Тягун. |
115 |
Практическая работа |
23. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Проверяем шифровку на просвет. Игра 10-10.4 |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
24. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Тренируем роботов. Секретные пакеты 2. Тренируем Ползуна |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
25. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Команды для любопытных. Команды вопросы. |
115 |
Проектная деятельность |
26. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Команды -вопросы Роботов Двигуна и Тягуна
|
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
27. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Проверяем шифровку на просвет. Игра 14-14.6 Разгадываем шифр вдвоем. Игра 15-15.3 |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
28. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Робот – Садовник. Игра «Садовник.1» |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
29. |
|
|
1 час. |
Теория |
1 |
Рассуждаем о программах. Игра 3 Тренируем Вертуна. Игра 4 |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
30. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Редактор обстановок |
115 |
Практическая работа |
31. |
|
|
1 час. |
Теория |
|
Задания подсказки |
115 |
Практическая работа |
32. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Создание программ |
115 |
Практическая работа |
33. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Роботы – исполнители команд
|
115 |
Защита творческого проекта
|
34. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Робот-Вертун. Программа управления Вертуном. ПР «Знакомство с программой ПиктоМир»
|
115 |
Защита творческого проекта
|
35. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
ПР «Линейная программа для Робота-Вертуна».
|
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
36. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Повторители (циклы) |
115 |
Игры на выполнение команд для робота |
37. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
ПР (итоговая) «Составление программ различного уровня сложности для Робота- вертуна»
|
115 |
Проектная деятельность |
38. |
|
|
1 час. |
Практика |
1 |
Проект «Робот на каникулах» |
115 |
Защита творческого проекта
|
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
- наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 12-14 человек и отвечающего правилам СанПин;
- наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
- наличие необходимого оборудования согласно списку;
Методическое обеспечение программы
подбор форм обучения зависит от возраста, психофизиологических особенностей обучающихся, специфики изучаемого материала. Практическим занятиям придается приоритетное значение.
Принципы реализации программы: индивидуально – личностный подход к каждому ребенку; коллективизм; наглядность; активность детей.
Формы организации занятий: традиционные; комбинированные; практические занятия; игры.
Методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, игра, мастер-класс.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия проводятся в групповом помещении и игровой комнате, которые оснащены:
- учебной мебелью (столы и стулья) и 1 место педагога;
- мультимедийным оборудованием (ноутбук – 14шт., интерактивная доска, колонки, принтер);
- программным обеспечением «ПиктоМир», установленным на ноутбук.
Воспитательный компонент
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
Основной формой работы с детьми в рамках воспитательной деятельности является игра.
Работа с родителями предусматривает:
- индивидуальные беседы и консультации;
- мастер-класс;
- рассылку в родительские чаты тематических консультаций;
- участие в защите детских проектов.
Формы промежуточной аттестации и итогового контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
При реализации программы оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение:
- знаний воспитанников (знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков),
- умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми).
Методами оценки результатов реализации программы являются:
− промежуточная диагностика (игра-тестирование, наблюдение) - ноябрь;
− итоговая диагностика (защита проекта по программированию) - май.
Систематически проводится текущий контроль на занятиях в процессе всего периода обучения по программе (тестирование, наблюдение).
Оценочные материалы
По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий
Оценка осуществляется по 3-бальной системе:
3 балла – высокий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует высокую заинтересованность, познавательную активность; показывает отличное знание теоретического материала и качественно выполняет практические задания);
2 балла – средний уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует достаточную заинтересованность, познавательную активность; показывает хорошее знание теоретического материала, выполненные практические задания требуют небольшой доработки);
1 балл – низкий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует низкий уровень заинтересованности, познавательной активности; показывает недостаточное знание теоретического материала, выполненные практические задания не соответствуют требованиям).
Список литературы
Для педагога:
1. Кушниренко, А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Д. Кисловская, А.Г. Кушниренко // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научнопрактической конференции 16-17 июня 2014 года. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 3–7. – Тоже [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22284368
2. Кушниренко, А.Г. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина. – Режим доступа: https://www.niisi.ru/piktomir/m2016.pdf
3. Кушниренко, А.Г. Пиктомир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, И.Б. Рогожкина // Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0- 2012_09_25.html
4. Рогожкина, И.Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности [Текст] / Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/09.pdf интернет-ресурсы.
Для воспитанников ДОУ
1. Мультфильм «Берн-И»/«Burn-E» («Disney Pixar», 2014).– URL: https://www.youtube.com/watch?v=sR8dsggB8yg
2. Мультфильм «Валл-И»/«Wall-E» («Disney Pixar», 2008). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=n2eATP8mj8k
3. Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=PJoqTSJCj-s
4. Мультфильм «К вашим услугам» из серии «Маша и медведь», серия 60 («Анимаккорд», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KyTrFDHpbw
5. Мультфильм «Кусачки» / «Wire Cutters» («Dust», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=CIx0a1vcYPc
6. Мультфильм «Тайна третьей планеты» («Союзмультфильм», 1981). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=HZodexUkiDI
7. Мультфильм «L 3.0» (2014). – URL: http://www.shortfilms.com.ua/video/origami--l-30
Интернет- источники
4. Алгоритмика. IT-платформа и образовательная программа для обучения детей 7-12 лет программированию. – Режим доступа: https://algoritmika.org/
5. ПиктоМир. – Режим доступа: https://vk.com/piktomir аудиовизуальные материалы.
Нормативно-правовая база:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
2.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
5.Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 октября 2015 года №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».
6.СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карта наблюдений
Учебный год: ________________
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
Уровень знаний основных алгоритмических понятий и определений |
Уровень развития навыков пиктограммного программирования |
Уровень сформированности навыков пространственной ориентировки |
Степень сформированности, примечания (перспективы развития, индивидуализация образовательного процесса |
||
Знание основных алгоритмических понятий и определений |
Осознанность применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики. |
Самостоятельность и активность в работе. |
Умение строить линейные и цикличные алгоритмы |
Безошибочный выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень,
1балл–низкийуровен
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.