ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «Пиктомир»
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «Пиктомир»

Оценка 4.6
doc
20.06.2024
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «Пиктомир»
ПИКТОмиР на год.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

технической направленности

«Пиктомир»

 

 

 

 

 

  Срок реализации: 1 год

  Возраст обучающихся: 6-8 лет

Автор-составитель программы: Османова И. И., педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут, 2024

 

АННОТАЦИЯ

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Пиктомир», технической направленности.

Программа рассчитана на учащихся 6-7 лет, срок реализации 1 год, объем программы 38  часов.

В процессе обучения учащиеся познакомятся с такими важнейшими концепциями программирования как циклы, подпрограммы и условные операторы. Формы проведения занятий: групповые.  В процессе реализации программы «Пиктомир», дети научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно
находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальность, системность, последовательность, преемственность, индивидуальность, конкретность (возраст детей, их интеллектуальные возможности), направленность, доступность, результативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

 

Название программы

«Пиктомир»

Направленность программы

Техническое

Уровень программы

Стартовый

ФИО автора (составителя) программы

Османова И.И.

Год разработки или модификации

2024

Где, когда и кем утверждена программа

Приказом директора МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова»  Кисель Т.В. 

Приказ № ГЛС – 13 – 228/4 от 11.04.2024 г

Информация о наличии рецензии/ экспертного заключения

-

Цель

Развитие познавательной активности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через применения компьютерных технологий.

Задачи

Обучающие:

- познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных технологиях;

- познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;

 

Развивающие

-развить навыки пиктограммного программирования;

- развивать навыки пространственной ориентировки относительно своего тела и относительно предмета;

- развивать умение работать в команде, паре. Отдавать и выполнять команды.

-развивать логическое мышление детей, память, внимание, воображение, познавательную активность, самостоятельность;

Воспитательные

- воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.

Планируемые результаты освоения программы

-освоения частей ПК;

- освоение графического и текстового редактора- описывать ход процесса, выделять начальное и конечное состояние объекта, а также характеризовать наблюдаемые изменения;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- оценивать жизненную ситуацию с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- учиться работать по предложенному плану;

- перерабатывать полученную информацию;

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю/год

1/38

Возраст обучающихся

6-7 лет

Формы занятий

групповые

Методическое обеспечение

Наглядно-дидактический материал:

  • программа,
  • методические пособия для проведения занятий, настольно-печатные игры,
  • «Словарь основных понятий», комплексы упражнений для снятия психофизического напряжения,
  • задания для тематического контроля.

Обучение допускает возможность вариативности.

·        Некоторые разделы можно изучать не в той последовательности, в какой они указаны в тематическом плане

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

В качестве платформы для программирования используется система «Пиктомир».

Методический комплект Пиктомир состоит из нескольких цепочек заданий.

В первой цепочке осваиваются правила игры с Пиктомиром и вводятся понятия:

 - Линейная программа;

- Исполнение программы;

- Пошаговая отладка;

-Сокращение записи программы с помощью линейных подпрограмм без параметров;

- Сокращение записи программы с помощью цикла К раз, где К цифра от 0 до 6;

- Условные операторы;

Остальные цепочки состоят из заданий, направленных на закрепление этих понятий.

-Пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”;

- Все по полочкам” (рабочая тетрадь);

Материально-техническое обеспечение программы:

 - Интерактивная доска -1шт.

 - Мультимедийный проектор-1 шт.

 -Персональный компьютер- 24шт.

 

 

                                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

1.   Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

2.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

3.   Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4.   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5.     Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.  № 09-3242; 

6.     Региональный проект «Успех каждого ребенка» от 20 июня 2019 года Региональный проект «Успех каждого ребенка»;

7.     Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

А также другими Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ (Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей, нормативными и уставными документами МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова».

Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

Актуальность программы:

     Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является самым современным игровым и обучающим инструментом и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии. В современном мире ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни. Научно-технический прогресс расширил понятие грамотности: теперь грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Данная программа направлена на развитие навыков способствующих успешной работе с компьютером и другими гаджетами.

   Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в несложные программы управляющие виртуальным исполнителем, особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельностьЭволюция программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

 

 

     Направленность: техническая, так как программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников универсальных навыков алгоритмического и логического мышления в процессе изучения основ пиктограммного программирования.

 

 

Уровень освоения программы: стартовый.

 

Отличительные особенности программы от уже существующих в области обучения (преподавания) алгоритмике и начальному программированию заключаются в том, что:

- дидактическое обеспечение, разработанное педагогами, работающими по программе, предполагает использование на занятиях рабочей тетради «Азбука алгоритмики» (портфолио заданий на логику, интеллектику и алгоритмику) и пиктограммного лото (набора карточек на пространственную ориентировку и полей-матриц для составления алгоритмов);

- методическое обеспечение предполагает проведение занятий в форме квеста (игры на прохождение испытаний (заданий) с использованием и без использования интерактивной доски), сохранение единой сюжетной линии для всех занятий (квестов);

- техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие с использованием аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков, мультфильмов, обучающих видеоматериалов и т.п.).

 

 

Адресат программы: программа предназначена для обучения детей в возрасте 6-7 лет

Количество обучающихся в группе: 12- 14 человек.

 

Срок освоения программы: 1 год.

 

Объем программы: 38 часов.

 

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

 

Форма(ы) обучения: очная.

 

 

Особенности организации образовательного процесса:

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики. ПиктоМир» (далее – программа) представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство воспитанников с пиктограммным программированием.

 

Цель программы: Развитие познавательной активности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через применения компьютерных технологий.

Задачи программы:

Обучабщие:

- познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных технологиях;

- познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;

 

 

Развивающие

-развить навыки пиктограммного программирования;

- развивать навыки пространственной ориентировки относительно своего тела и относительно предмета;

- развивать умение работать в команде, паре. Отдавать и выполнять команды.

-развивать логическое мышление детей, память, внимание, воображение, познавательную активность, самостоятельность;

Воспитательные

- воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

 

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1         

Знакомство с составляющими

компьютера.

Введение в мир ПО

1

1

 

Устный опрос

2         

Алгоритмика

 

10

6

4

Практическое участие детей в разнообразных мероприятиях в подгруппах и между подгруппами.

3         

Команды

6

2

4

Игры на выполнение команд для робота

4         

Линейные программы

7

1

6

Проектная деятельность

5         

Циклы

7

2

5

Игры на выполнение команд для робота

6         

Повторители

7

2

5

Соревнования

 

Итого: 38 занятий

38

14

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного плана

Раздел 1. Знакомство с составляющими компьютера. Введение в мир ПО (1ч.)

Тема 1. Знакомство с составляющими компьютера. Введение в мир ПО

Теория:  Содержание работы объединения, презентация и демонстрация готовых работ. Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе. Правила поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к обучающимся на период обучения.

 

Раздел 2. Алгоритмика (10ч.)

Тема 1. Понятие алгоритмика. Исполнитель и его функции. Программа.

            Теория: Понятие алгоритмика, алгоритм, программа, исполнитель. Функции команд исполнителя. Робот Двуног. Знакомство и его командами. Первичный инструктаж.

           

 

          Тема 2. Понятие алгоритмика. Исполнитель и его функции. Программа.

             Теория: Понятие алгоритмика, алгоритм, программа, исполнитель. Функции команд исполнителя. Робот Двуног. Знакомство и его командами. Первичный инструктаж.

 Практика: Игры на применение команд.

 

Тема 3. Интерфейс среды «Пиктомир». Знакомство с роботами и их программами.

 

            Теория: Знакомство с интерфейсом учебной среды «Пиктомир». Знакомство с роботом и его командами. Закрепление понятий: программа, алгоритм.

 

              Тема 4. Знакомство с  Роботом-Вертуном, командами и их последовательностью, подпрограммами.

Принцип действия алгоритма, исполнителя, а также знакомство с основными видами команд и движений.

 

           Практика: Игры на применение команд в обучающей среде Пиктомир: Игры 1, 2, 3, 4, 5,

       

 

           Тема 5. Составление линейных программ. Повторители

 

            Теория: Знакомство с командами повторителями. Нахождение нескольких вариантов программ для одного решения

 

           Тема 6. Линейные программы. Исполнитель робот-Двигун.

 

                 Теория: Знакомство с Роботом Двигуном и его командами

              Практика: Игры в среде ПиктоМир. Игра 5. Игра 9, задания 4, 5

 

                   Тема 7. Зашифрованные программы. Подпрограммы.

 

                 Теория: Знакомство с подпрограммами. Применение их для роботов Вертуна и Двигуна.

               Практика: Игры в среде ПиктоМир: Игра 11, Игра12, Игра13, Игра 14, Игра 15, Игра 16.

 

 

               Раздел 3. Команды (6ч.)

 

              Теория. Понятия «команда», «программа», «командная строка».

              Практика. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: диктант по клеточкам на построение, на прохождение маршрута и др. Упражнения на построение алгоритмов с использованием дидактического материала. Демонстрация робототехнических моделей, созданных учащимися объединения «Робототехника» МОУ КОЦ «ЛАД», на их пространственную ориентировку.

 

                Раздел 4. Линейные программы (7ч)

 

              Тема: Понятие «линейная программа».

            

               Теория. Особенности и варианты записи линейной программы. Построение линейной программы с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

                Практика. Упражнения на построение линейных программ с использованием пиктограммного лото. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах. Работа в компьютерном классе: выполнение заданий 1-3 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.

 

 

            Раздел 5. Циклы (7ч.)

 

             Тема: Понятие «цикл».

 

           Теория. Особенности и варианты записи цикла. По- 6 строение программы, содержащей цикл, с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

              Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы, с использованием пиктограммного лото. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах, содержащих циклы. Работа в компьютерном классе: выполнение заданий 4, 6, 10-13 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.

 

           Раздел 6. Повторители (7ч.)

   

              Тема: Понятие «Повторитель».

 

              Теория. Особенности и варианты записи повторителя (цикла-повторителя). Построение повторителя с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

              Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы-повторители, с использованием пиктограммного лото. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах, содержащих циклы-повторители. Работа в компьютерном классе: выполнение заданий 5, 7, 8, 9 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.


           Планируемые результаты освоения программы

 

По окончанию изучения программы обучающийся должен:

- знать основные алгоритмические понятия и определения, такие как: «алгоритм», «линейная программа», «команда», «цикл» и т.п.;                          

- приобрести азы пиктограммного программирования, навыки алгоритмического мышления в процессе выполнения заданий и упражнений с использованием и без использования интерактивной доски;   

- сформировать устойчивые навыки ориентировки в пространстве (лево-право-вперед-назад).                                                

 

 

 

 


Комплекс организационно-педагогических условий

 

 

Календарный ученый график

 

Количество учебных недель:38

Количество учебных дней:38

Сроки учебных периодов: 1 полугодие –  01.09.-30.12.2024

                                                2 полугодие –  09.01.- 30.05.2025

 

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

 

 

1 час.

Теория

1

Знакомство с программой курса.

115

Устный опрос

2.

 

 

1 час.

Теория

1

Введение в алгоритмику

Понятие алгоритмика, алгоритм, программа, исполнитель. Функции команд исполнителя. Робот Двуног. Знакомство и его командами. Первичный инструктаж.

115

Игры на выполнение команд для робота

3.

 

 

1 час.

Практика

1

Игры на применение команд

115

Игры на выполнение команд для робота

4.

 

 

1 час

Теория

 

Знакомство с интерфейсом учебной среды «Пиктомир». Знакомство с роботом и его командами. Закрепление понятий: программа, алгоритм.

 

115

Игры на выполнение команд для робота

5

 

 

1 час.

Практика

1

Работа с учебной средой «Пиктомир». Игры на выполнение команд для робота

 

115

Игры на выполнение команд для робота

6.

 

 

1 час.

Теория

1

Знакомство с Роботом-Вертуном.

Знакомство с Роботом-Вертуном, командами и их последовательностью, подпрограммами.

Принцип действия алгоритма, исполнителя, а также знакомство с основными видами команд и движений.

115

Игры на выполнение команд для робота

7.

 

 

1 час.

Практика

1

Игры на применение команд в обучающей среде Пиктомир: Игры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

115

Игры на выполнение команд для робота

8.

 

 

1 час.

Теория

1

Знакомство с командами повторителями. Нахождение нескольких вариантов программ для одного решения

115

Игры на выполнение команд для робота

9.

 

 

1 час.

Теория

1

Знакомство с Роботом Двигуном и его командами

 

115

Игры на выполнение команд для робота

10.

 

 

1 час.

Практика

1

Игры в среде ПиктоМир. Игра 5. Игра 9, задания 4, 5

 

115

Игры на выполнение команд для робота

11.

 

 

1 час.

Теория

1

Закрепление пройденного материала. Закрепления понятий «вперед», «влево», «вправо», «вниз». Математический диктант

115

Игры на выполнение команд для робота

12.

 

 

1 час.

Теория

1

Делаем программу короче – повторители. Игра 5-5.6

115

Игры на выполнение команд для робота

13.

 

 

1 час.

Практика

1

Д  Делаем программу короче – повторители

«Секретные пакеты», «Садовник.2». Игра 6-6.5

Шифруем программы и проверяем их на компьютере. Игра 7-7.4

115

Игры на выполнение команд для робота

14.

 

 

1 час.

Практика

1

Делаем программу короче – подпрограммы. Игра 8-8.7

Вертун рисует «буковки». Игра 9-9.7

115

Игры на выполнение команд для робота

15.

 

 

1 час.

Практика

1

Робот Двигун. Игра 12-12.8

115

Наблюдение

16.

 

 

1 час.

Практика

1

Тренируем Вертуна

115

Наблюдение

17.

 

 

1 час.

Практика

1

Тренировка с «фанерным» роботом. Робот Ползун

115

Практическая работа

18.

 

 

1 час.

Практика

1

Делаем программу короче – повторители

115

Практическая работа

19.

 

 

1 час.

Практика

1

Игра на расшифровку программ: «Садовник.2»

115

Соревнования

20.

 

 

1 час.

Практика

1

Играем с Ползуном.

115

Соревнования

21.

 

 

1 час.

Практика

1

Шифруем. Подпрограмма А.

115

Практическая работа

22.

 

 

1 час.

Практика

1

Робот Тягун.

115

Практическая работа

23.

 

 

1 час.

Практика

1

Проверяем шифровку на просвет. Игра 10-10.4

115

Игры на выполнение команд для робота

24.

 

 

1 час.

Практика

1

Тренируем роботов. Секретные пакеты 2.

Тренируем Ползуна

115

Игры на выполнение команд для робота

25.

 

 

1 час.

Теория

1

Команды для любопытных. Команды вопросы.

115

Проектная деятельность

26.

 

 

1 час.

Практика

1

Команды -вопросы Роботов Двигуна и Тягуна

 

 

 

115

Игры на выполнение команд для робота

27.

 

 

1 час.

Практика

1

Проверяем шифровку на просвет. Игра 14-14.6

Разгадываем шифр вдвоем. Игра 15-15.3

115

Игры на выполнение команд для робота

28.

 

 

1 час.

Практика

1

 Робот – Садовник. Игра «Садовник.1»

115

Игры на выполнение команд для робота

29.

 

 

1 час.

Теория

1

Рассуждаем о программах. Игра 3

Тренируем Вертуна. Игра 4

115

Игры на выполнение команд для робота

30.

 

 

1 час.

Практика

1

Редактор обстановок

115

Практическая работа

31.

 

 

1 час.

Теория

 

Задания подсказки

115

Практическая работа

32.

 

 

1 час.

Практика

1

Создание программ

115

Практическая работа

33.

 

 

1 час.

Практика

1

Роботы – исполнители

команд

 

115

Защита творческого проекта

 

34.

 

 

1 час.

Практика

1

Робот-Вертун. Программа

управления Вертуном. ПР

«Знакомство с

программой ПиктоМир»

 

115

Защита творческого проекта

 

35.

 

 

1 час.

Практика

1

ПР «Линейная программа

для Робота-Вертуна».

 

115

Игры на выполнение команд для робота

36.

 

 

1 час.

Практика

1

Повторители (циклы)

115

Игры на выполнение команд для робота

37.

 

 

1 час.

Практика

1

ПР (итоговая)

«Составление программ

различного уровня

сложности для Робота-

вертуна»

 

115

Проектная деятельность

38.

 

 

1 час.

Практика

1

Проект «Робот на каникулах»

115

Защита творческого проекта

 

 

 

 

                                       Условия реализации программы

 

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

-     наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 12-14 человек и отвечающего правилам СанПин;

-     наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

-     наличие необходимого оборудования согласно списку;

Методическое обеспечение программы

подбор форм обучения зависит от возраста, психофизиологических особенностей обучающихся, специфики изучаемого материала. Практическим занятиям придается приоритетное значение.

Принципы реализации программы:    индивидуально – личностный подход к каждому ребенку; коллективизм; наглядность; активность детей.

Формы организации занятий: традиционные; комбинированные; практические занятия; игры.

          Методы обучения (словесный, наглядный, практический;     объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, игра, мастер-класс.

Педагогические технологии - технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности.

Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

 

 

Материально-техническое обеспечение программы:

 

Занятия проводятся в групповом помещении и игровой комнате, которые оснащены:   

- учебной мебелью (столы и стулья) и 1 место педагога;                             

- мультимедийным оборудованием (ноутбук – 14шт., интерактивная доска, колонки, принтер);

- программным обеспечением «ПиктоМир», установленным на ноутбук.

 

 

Воспитательный компонент

 

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Основной формой работы с детьми в рамках воспитательной деятельности является игра.

Работа с родителями предусматривает:

- индивидуальные беседы и консультации;

- мастер-класс;

- рассылку в родительские чаты тематических консультаций;

- участие в защите детских проектов.

 

 

Формы промежуточной аттестации и итогового контроля

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

При реализации программы оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение:

- знаний воспитанников (знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков),

   - умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми).                                              

Методами оценки результатов реализации программы являются:

− промежуточная диагностика (игра-тестирование, наблюдение) - ноябрь;              

− итоговая диагностика (защита проекта по программированию) - май.

Систематически проводится текущий контроль на занятиях в процессе всего периода обучения по программе (тестирование, наблюдение).

 

 

 

Оценочные материалы

 

По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий

Оценка осуществляется по 3-бальной системе:

3 балла – высокий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует высокую заинтересованность, познавательную активность; показывает отличное знание теоретического материала и качественно выполняет практические задания);

2 балла – средний уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует достаточную заинтересованность, познавательную активность; показывает хорошее знание теоретического материала, выполненные практические задания требуют небольшой доработки);

1 балл – низкий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует низкий уровень заинтересованности, познавательной активности; показывает недостаточное знание теоретического материала, выполненные практические задания не соответствуют требованиям).


Список литературы

 

Для педагога:

1. Кушниренко, А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Д. Кисловская, А.Г. Кушниренко // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научнопрактической конференции 16-17 июня 2014 года. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 3–7. – Тоже [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22284368 

2. Кушниренко, А.Г. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина. – Режим доступа: https://www.niisi.ru/piktomir/m2016.pdf 

3. Кушниренко, А.Г. Пиктомир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, И.Б. Рогожкина // Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0- 2012_09_25.html

4. Рогожкина, И.Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности [Текст] / Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/09.pdf интернет-ресурсы.

 

Для воспитанников ДОУ

1. Мультфильм «Берн-И»/«Burn-E» («Disney Pixar», 2014).– URL: https://www.youtube.com/watch?v=sR8dsggB8yg

2. Мультфильм «Валл-И»/«Wall-E» («Disney Pixar», 2008). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=n2eATP8mj8k 

3. Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=PJoqTSJCj-s 

4. Мультфильм «К вашим услугам» из серии «Маша и медведь», серия 60 («Анимаккорд», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KyTrFDHpbw 

5. Мультфильм «Кусачки» / «Wire Cutters» («Dust», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=CIx0a1vcYPc 

6. Мультфильм «Тайна третьей планеты» («Союзмультфильм», 1981). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=HZodexUkiDI 

7. Мультфильм «L 3.0» (2014). – URL: http://www.shortfilms.com.ua/video/origami--l-30

Интернет- источники

4. Алгоритмика. IT-платформа и образовательная программа для обучения детей 7-12 лет программированию. – Режим доступа: https://algoritmika.org/

5. ПиктоМир. – Режим доступа: https://vk.com/piktomir  аудиовизуальные материалы.

Нормативно-правовая база:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

2.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые  программы)».

4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

5.Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 октября 2015 года №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

6.СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Карта наблюдений

Карта наблюдений

Учебный год: ________________

 

№ п/п

Ф.И.

ребёнка

Уровень знаний основных алгоритмических понятий и определений

Уровень развития навыков пиктограммного программирования

Уровень сформированности навыков пространственной ориентировки

Степень сформированности,

примечания

(перспективы развития, индивидуализация образовательного процесса

Знание основных алгоритмических понятий и определений

Осознанность применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики.

Самостоятельность и активность в работе.

Умение строить линейные и цикличные алгоритмы

Безошибочный выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 балла – высокий уровень,                 2 балла – средний уровень,                

1балл–низкийуровен



Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория

АННОТАЦИЯ Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Пиктомир», технической направленности

АННОТАЦИЯ Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Пиктомир», технической направленности

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)

Планируемые результаты освоения программы -освоения частей

Планируемые результаты освоения программы -освоения частей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовое обеспечение программы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовое обеспечение программы:

Данная программа направлена на развитие навыков способствующих успешной работе с компьютером и другими гаджетами

Данная программа направлена на развитие навыков способствующих успешной работе с компьютером и другими гаджетами

Ф орма(ы) обучения : очная.

Ф орма(ы) обучения : очная.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № п/п

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № п/п

Содержание учебного плана Раздел 1

Содержание учебного плана Раздел 1

Тема 7 . Зашифрованные программы

Тема 7 . Зашифрованные программы

Раздел 6. Повторители (7ч.)

Раздел 6. Повторители (7ч.)

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

Комплекс организационно-педагогических условий

Комплекс организационно-педагогических условий

Знакомство с Роботом-Вертуном, командами и их последовательностью, подпрограммами

Знакомство с Роботом-Вертуном, командами и их последовательностью, подпрограммами

Шифруем программы и проверяем их на компьютере

Шифруем программы и проверяем их на компьютере

Игры на выполнение команд для робота 27

Игры на выполнение команд для робота 27

Практика 1 ПР (итоговая) «Составление программ различного уровня сложности для

Практика 1 ПР (итоговая) «Составление программ различного уровня сложности для

Материально-техническое обеспечение программы:

Материально-техническое обеспечение программы:

Методами оценки результатов реализации программы являются: − промежуточная диагностика (игра-тестирование, наблюдение) - ноябрь; − итоговая диагностика (защита проекта по программированию) - май

Методами оценки результатов реализации программы являются: − промежуточная диагностика (игра-тестирование, наблюдение) - ноябрь; − итоговая диагностика (защита проекта по программированию) - май

Список литературы Для педагога: 1

Список литературы Для педагога: 1

Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010)

Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010)

Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики

Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024