Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная ботаника"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная ботаника"

Оценка 4.6
doc
06.03.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная ботаника"
занимательная ботаника точка роста.doc

 Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Занимательная ботаника»

 

АННОТАЦИЯ

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Занимательная ботаника»

 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Занимательная ботаника» естественнонаучной направленности.

Программа модифицирована составлена на основе изучения программы «Экология в опытах и экспериментах», автор Запольская А.Б. . Программа адаптирована для работы с детьми 11 – 12 лет, учитывает возрастные особенности обучающихся.

Программа не предусматривает никаких условий отбора, принимаются все желаю- щие. Количество обучающихся в группе – 12-15 человек.

Зачисление в группу производится с обязательным условием написание за- явления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных.

Цель программы: формирование биологической грамотности посредством экспе- риментальной и исследовательской деятельности обучающихся, их творческое развитие.

Программа направлена на оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Программа реализуется в сетевой форме с ипользованием материально-технической базы. Отличительная особенность данной программы от уже существующих, заключает- ся в том, что теоретические знания полученные обучающимся на уроках биологии под- крепляются практическими умениями и навыками, которые формируются при работе с новым современным оборудованием. В результате – в процессе изучения данной про- граммы обучающиеся получат дополнительные знания в области биологии, что, в конеч- ном итоге, изменит картину восприятия ими дисциплины.

Программа дает возможность обучения одарённых детей через применение инди- видуально-дифференцированного подхода в обучении, по индивидуальному образова- тельному маршруту.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Занятия проходят 1 раз в неде- лю по 2 часа. Продолжительность учебного часа составляет 40 минут.

В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы учре- ждения, данная программа может реализовываться с использованием дистанционных об- разовательных технологий.

Программа базового уровня предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гаран- тированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержатель- но-тематического направления программы «Занимательная ботаника», а именно функции органов растений, выращивание растений и др.

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

I Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Занимательная ботаника»

II Направленность:

Естественно-научная

III Сведения     о разработчике и

педагоге, реализующем программу

 

1. ФИО

Маркозова Наталья Александровна

2. Год рождения

1976

3. Образование

высшее

4. Место работы

МКОУ «СОШ №12»

5. Должность

учитель биологии

6. Квалификационная категория

высшая

7. Электронный адрес, телефон

[email protected]  89289113413

IV. Сведения о программе

 

1.Нормативная база

-     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – ФЗ №273);

-        Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

-           Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196»;

-   Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. 09-3242

«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г№ 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ»;

-   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

 

-      Устав МКОУ «СОШ №12» с изменениями.

2. Форма обучения:

очная, с применением дистанционных технологий

3. Возраст обучающихся:

11 - 12 лет

4.Особые категории обучающихся:

индивидуальные маршруты для одарённых детей

5. Тип программы:

модифицированная

6.Уровень программы

базовый

VI. Характеристика программы

 

1.По месту в образовательной мо-

дели

программа разновозрастного детского объединения

2. По срокам реализации

1 год, (72 часа)

3. По форме организации

групповая, индивидуально-групповая

4. Цель программы:

формирование   биологической грамотности посредством экспериментальной и исследовательской                            деятельности

обучающихся, их творческое развитие.

5.Учебные курсы/ дисциплины/

разделы (в соответствии с учеб- ным планом)

-   Наука о растениях

-   Выращивание растений

-   Проектная деятельность

6.Ведущие     формы     и     методы образовательной деятельности

Индивидуальные, коллективные и мелкогрупповые фор мы.

Практические занятия: лабораторные, исследовательские  работы, эксперименты.

Методы:    словесные, наглядные,   практические,   игровые, проблемные, исследовательские.

7.Формы                       мониторинга

результативности

Тесты, лабораторные работы, олимпиады, исследовательские проекты.

8. Дата утверждения и последней

корректировки

31. 05. 2022.г

9. Размещение на сайте школы

http://grafsky-school.narod.ru/index/tochka_rosta0-114/


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

РАЗДЕЛ 1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

стр. 5

 

1.1 Пояснительная записка

стр. 5

 

1.2. Цель и задачи программы

стр. 8

 

1.3. Содержание программы

стр. 9

 

Учебно тематический план с содержанием разделов

стр. 9

РАЗДЕЛ 2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

стр. 15

 

2.1. Условия реализации программы

стр. 15

 

2.2. Формы аттестации

стр. 17

 

2.3. Список литературы

стр. 19

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

стр. 20


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

1.1.      Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Заниматель- ная ботаника» естественнонаучной направленности.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

273-ФЗ (далее – ФЗ №273);

-        Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

-  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533

«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196»;

-     Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-    Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г№ 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ»;

-   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020

№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

-  Устав МКОУ «СОШ №12» с изменениями.

Данная программа модифицирована составлена на основе изучения программы

«Экология в опытах и экспериментах», автор Запольская А.Б.  Программа адаптирована для работы с детьми 11 – 12 лет, учитывает возрастные особенности обуча- ющихся.

Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов, интересов, способностей и особенностей детей.

Актуальность программы. В связи с модернизацией образования в рамках про- екта «Современная школа» на базе МКОУ «СОШ №12» в 2021 году открыт центр дополнительного образования «Точка Роста» - федеральная сеть центров образования естественно-научного профилей. Кабинет биологии оснащается дополнительным оборудованием, необходимым для более глубокого изучения предмета.

Помимо этого, существует запрос со стороны обучающихся и родителей на про- грамму данной направленности, в связи с тем, что в последние годы дети чаще выбирают предмет биологию для итоговой аттестации. А школьная программа по биологии содер- жит много теоретического материала и лишь небольшое количество времени отводится на лабораторные работы. Данная программа восполняет этот недостаток и содержит в основ- ном практическую работу, в рамках которой обучающиеся смогут сами проводить лабора- торные (исследовательские) работы, демонстрировать свои опыты, ставить эксперименты, тем самым через творческую и познавательную активность более глубоко изучить пред- мет биологию.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих, заключает- ся в том, что теоретические знания полученные обучающимся на уроках биологии под- крепляются практическими умениями и навыками, которые формируются при работе с новым современным оборудованием. В результате – в процессе изучения данной про- граммы обучающиеся получат дополнительные знания в области биологии, что, в конеч- ном итоге, изменит картину восприятия ими дисциплины, переводя ее из разряда умозри- тельных в разряд прикладных.

Адресат программы. Содержание программы учитывает возрастные психологиче- ские особенности обучающихся. Именно подростковый возраст 11- 12 лет характеризу- ется приобретением волевых черт характера - настойчивости, упорства в достижении цели, умения преодолевать препятствия и трудности. В 11 лет возникает интерес к соб- ственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности.

Подросток в этом возрасте способен включаться в разные виды деятельности, критически и аналитически мыслить. Поэтому мы выбрали оптимальную форму реали- зации программы - интенсивное погружение в проблему, через включение обучающихся в разные позиции: биолога, лаборанта, эколога и др. Это позволяет развивать креатив- ное, аналитическое, системное (экологическое) мышление, основы базовых компетент- ностей: умение ставить цель и добиваться ее, планировать, организовывать и выпол- нять работу, брать на себя ответственность за принятие решения, доводить начатое дело до конца.

Данный возраст позволяет организовать самостоятельную работу ребенка по поис- ку информации, выполнению творческих заданий различного уровня сложности. со- размерных личной индивидуальности. Воображение и фантазия ребенка имеет достаточно реальное основание, что позволяет творчески подходить к выполнению посильных практических заданий.

Именно в возрасте 11- 12 лет дети впервые начинают осознанно задумываться над выбором будущей профессии. Данная программа способствует профессиональному само- определению.

Программа не предусматривает никаких условий отбора, принимаются все желаю- щие в возрасте от 11 до 12 лет. Количество обучающихся в группе – 12-15 человек.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и за- крепления инструктажа по охране труда и технике безопасности.

Особенности реализации программы. Программа дает возможность обучения одарённых детей через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обу- чении, по индивидуальному образовательному маршруту, который предполагает:

-    изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес ода- рённых детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению;

-   теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

-   изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к иссле- довательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

-   учёт интересов одарённого ребёнка и поощрение углубленноего изучения тем, выбран- ных самим ребёнком;

-   развитие самостоятельность в учении;

-    наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации том числе через компьютерные сети);

-   обучение детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных крите- риев,

формирования у них навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и резуль- татов творчества.

Режим занятий. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа составляет 40 минут. Режим занятий устанавливается в соответствии тре- бованиями с СанПиН 2.4.2.2821-10.

В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы учре- ждения, данная программа может реализовываться с использованием дистанционных об- разовательных технологий.

Уровень программы. Программа базового уровня предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специали- зированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной карти- ны в рамках содержательно-тематического направления программы «Занимательная бота- ника», а именно функции органов растений, выращивание растений и др.

Реализация программы на данном уровне предполагает удовлетворение познава- тельного интереса учащихся в мире растений, расширение их информированности в обла- сти биологии, экологии, обогащение навыков выполнения лабораторных и исследователь- ских работ, умение их выполнять и представлять результаты исследования.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды занятий: теоретические, практические, комбинированные занятия, лабора- торные и практические работы.

Формы подведения итогов: тесты, лабораторные работы, олимпиада, исследова- тельские проекты.


1.2.      Цель и задачи программы

Цель: формирование биологической грамотности посредством экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся, их творческое развитие.

 

Задачи программы

Обучающие:

-   сформировать первоначальные знания о растениеводстве как о науке, видов культурных растений и способов их выращивания;

-   стимулировать познавательную активность посредством вовлечения обучающихся в экспериментальную и исследовательскую деятельности;

-   научить применять новейшие технологии в выращивании растений;

-   научить работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты, эксперименты, ис- следования.

Развивающие:

-   развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе;

-   развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

-   развивать ораторских способностей, артистические и эмоциональные качества при вы- полнении проектной работы;

-   развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности, исходя из индивиду- альных способностей ребёнка.

Воспитательные:

-   воспитывать бережное отношение к природе;

-   воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;

-   прививать принципы творческой деятельности и научно-исследовательского подхода в общении с окружающими как способы самореализации и самопознания;

-   способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения единой цели.


1.3.     Содержание программы Учебно-тематический план

п/п

 

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации и контроля

всего

теории

практики

1

Введение

2

2

 

Тест

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с основными направлениями рабо- ты на занятиях. Инструктаж по охране труда и технике безопас-

ности.

1

1

 

 

1.2.

Основные правила выполнения лабораторных и исследователь-

ских работ.

1

1

 

Наблюдение

2

Наука о растениях

43

11

32

 

2.1

Мир растений.

2

1

1

Оценка практической работы.

2.2

Растения и окружающая среда.

4

1

3

Представление ре-

зультатов экспери- ментов.

2.3

Изучение состава и качества почвы.

4

1

3

Представление ре- зультатов экспери-

ментов.

2.4

Изучение разнообразия видов

комнатных растений, способы их размножение и выращивания.

4

1

3

Оценка практической

и лабораторной рабо- ты.

2.5.

Изучение основных функции ор- ганов растений - корень

4

1

3

Представление ре- зультатов экспери-

ментов.

2.6

Изучение основных функции ор- ганов растений - стебель

4

1

3

Представление ре- зультатов экспери-


 

 

 

 

 

ментов.

2.7

Изучение основных функции ор- ганов растений - лист.

4

1

3

Представление        ре-

зультатов        экспери- ментов.

2.8.

Изучение основных функции ор- ганов растений - цветок

4

1

3

Представление        ре-

зультатов    лаборатор- ной работы.

2.9.

Изучение строения и основных

функции органов растений - плоды.

4

1

3

Представление       ре-

зультатов    лаборатор- ной работы.

2.10.

Изучение основных функции ор- ганов растений - семена

4

1

3

Представление ре- зультатов экспери- мента.

2.11.

Цикл развития растений.

4

1

3

Оценка практической работы.

2.12.

Итоговое занятие по разделу

«Наука о растениях».

1

 

1

Тест

3

Выращивание растений

20

12

8

 

3.1

Что такое микрозелень.

4

4

 

 

3.2

Этапы выращивания микрозелени.

4

4

 

Наблюдение

3.3

Коллективная проект «Выращива-

ние микрозелени и ее применение

4

4

 

 

3.4.

Подготовка и посадка семян.

2

 

2

Наблюдение

3.5

Уборка урожая.

4

 

4

Наблюдение

3.6.

Итоговое занятие по разделу

«Выращивание растений».

2

 

2

Тест. Защита проекта.

4.

Проектная деятельность

7

 

7

 

4.1.

Самостоятельное выращивание

микрозелени.

5

 

5

.

4.2.

Итоговое занятие.

2

 

2

Защита проекта.

Итого:

72

23

47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебно тематического плана

 

 

Раздел 1 Введение - 2 часа.

Тема 1.1. Ведение

Теория. Введение. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях. Инструктаж по охране труда и техники безопасности

 

Тема 1.2. Основные правила выполнения лабораторных и исследовательских работ.

 

Теория. Алгоритм проведения экспериментов и оформление экспериментов и практиче- ских работ.

Форма аттестации и контроля. Тест на знание техники безопасности и правил проведе- ния лабораторных и практических работ.

 

Раздел 2. Наука о растениях - 43 часа. Тема 2.1. Мир растений.

Теория. Значение растений в жизни человека. Группы растений, которые выращивает человек: овощи, злаки, декоративные – садовые, комнатные, плодовые деревья и кустар- ники и т.д.

Практика. Практическая работа № 1. Какие растения выращиваются в квартире и на приусадебном участке и как используются семьей (работа выполняется в школе и дома с помощью родителей)

Форма аттестации и контроля: оценка практической работы.

 

Тема 2.2. Растения и окружающая среда.

Теория. Факторы среды, влияющие на жизнь растения.

Практика. Лабораторная работа 1 Влияние факторов внешней среды (воды, света, температуры воздуха и почвы), на рост и развития растений.

Форма аттестации и контроля: Представление результатов эксперимента.

 

Тема 2.3. Изучение состава и качества почвы.

Теория. Почва верхний плодородный слой.

Практика. Лабораторная работа 2 Определение состава (воздуха, воды, гумуса, гор- ных пород). Установить влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Форма аттестации и контроля: Представление результатов эксперимента.

 

Тема 2.4. Изучение разнообразия видов комнатных растений, способы их размножение и выращивания.

Теория. Классификация комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцвету- щие, декоративноцветущие горшечные,  кактусы.

Практика. Видео-экскурсия в ботанический сад Практическая работа № 2. Определение вида комнатных растений школы, правил его выращивания с использованием атласов комнатных растений. Лабораторная работа

3.   Размножение комнатных растений различными способами: семенами, черенками стеб- левыми и листовыми, деление куста.

Форма аттестации и контроля: оценка практической и лабораторной работы, посадка комнатного растения уход за ним в течение года.

 

Тема 2.5. Изучение основных функции органов растений – корень.

Теория. Корень орган минерального питания растений.

Практика. Лабораторная работа 4. Функции корня: всасывающая, проводящая, запа- сающая. Дыхание и рост корней.

1.      Выявить причину потребности растения в рыхлении почвы; доказать, что растение дышит всеми органами.

2.      Доказать, что корни всегда растут вниз.

3.      Доказать, что корни растения всасывают воду;

4.      Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ.

Форма аттестации и контроля: Представление результатов эксперимента.

 

Тема 2.6. Изучение основных функции органов растений стебель.

Теория. Стебель орган транспортировки веществ от корня к листьям.

Практика. Лабораторная работа № 5. Функции стебля: вынос листьев к свету, проведе- ние растворенных веществ, запас питательных веществ. Получение двухстебельного рас- тения.

1.      Наблюдение за ростом стебля.

2.      Показать процесс прохождения воды по стеблям.

3.      Установить, что в сердцевине стебля запасаются питательные вещества.

4.      Познакомить обучающихся с искусственным получением двухстебельного расте- ния.

Форма аттестации и контроля: Представление результатов эксперимента.

 

Тема 2.7. Изучение основных функции органов растений лист.

Теория. Лист орган фотосинтеза и транспирации.

Практика. Лабораторная работа 6 Функции листьев: фотосинтез, транспирация.

1.      Установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.

2.      Доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях.

3.      Установить, как растение двигается в направлении источника света.

4.      Установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.

5.      Доказать, что при испарении воды с листьев происходит их охлаждение.

Форма аттестации и контроля: Представление результатов эксперимента.

 

Тема 2. 8. Изучение основных функции органов растений цветок.

Теория. Цветок орган семенного размножения.

Практика. Лабораторная работа 7. Строение цветков насекомоопыляемых и ветро- опыляемых растений

1.      Сравнить строение цветков комнатных растений.

2.      Выявить, как происходит процесс опыления у растений с помощью насекомых.

3.      Установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.

Форма аттестации и контроля: Представление результатов лабораторной работы.

 

Форма Тема 2.9. Изучение строения и основных функции органов растений - плоды.

Теория. Разнообразие плодов.

Практика. Лабораторная работа 8 Строение плодов, выявление взаимосвязи строе- ния плодов со способом их распространения.

Форма аттестации и контроля: Представление результатов лабораторной работы.

 

Тема 2. 10. Изучение основных функции органов растений семена.

Теория. Строение и функции семян.

Практика. Лабораторная работа 9 Прорастание семян, дыхание, выделение тепла

1.      Выяснить, какое количество воды впитывают семена при прорастании.

2.      Доказать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.

3.      Доказать, что при дыхании семена выделяют тепло.

Форма аттестации и контроля: Представление результатов эксперимента.

 

Тема 2. 11. Цикл развития растений.

Теория. Растения однолетние, двулетние, многолетние.

Практика. Практическая работа № 3 Определение семян овощных, зерновых, цветочно

декоративных культур.

Форма аттестации и контроля: Оценка практической работы.

 

Тема 2.12. Итоговое занятие по разделу «Наука о растениях».

Форма аттестации и контроля: тест по разделу (функции органов растения).

 

Раздел 3. Выращивание растений - 20 часов. Тема 3.1. Что такое микрозелень.

Теория. Какие семена растений используются для выращивания микрозелени, полезные свойства проростков.

 

Тема 3.2. Этапы выращивания микрозелени.

Теория. Замачивание семян. Перенос на грунт. Проращивание микрозелени. Сбор уро- жая.

Оборудование (грунт, контейнеры, освещение, пульверизаторы)

 

Тема 3.3. Коллективная проект «Выращивание микрозелени и ее применение».

Теория. Этапы проекта. Оформление проекта.

Практика. Подготовка оборудования.

 

Тема 3.4. Подготовка и посадка семян.

Теория. Ведение дневника наблюдения.

Практика. Практическая работа 4. Замачивание и посадка семян в контейнеры. Уход за растениями.

 

Тема 3.5. Уборка урожая.

Теория. Правила уборки микрозелени. Рецепты блюд из микрозелени.

Практика. Практическая работа 5. Приготовление блюд из микрозелени.

 

Тема 3.6. Итоговое занятие по разделу «Выращивание растений»

Форма аттестации и контроля: Тест по разделу «Выращивание растений», коллективная защита проекта.

 

Раздел 4. Проектная деятельность - 7 часов

Тема 4. 1. Индивидуальный проект «Выращивание микрозелени»

Теория. Этапы проекта. Определение культуры, которую будет выращивать.

Практика. Выполнение работы, получение продукта.

 

Тема 4. 2. Итоговое занятие.

Форма аттестации и контроля: защита проекта.

1.3. Планируемые результаты

 

Предметные:

-   знают правила техники безопасности и охраны труда;

-   знают основные функции органов растений, способов их выращивания и правил ухода за ними;

-   знают правила выполнения лабораторных исследовательских и практических работ;

-   знают устройство лабораторного оборудования и правила работы с ним;

-   знают новые технологии выращивания растений (микрозелень).

Метапредметные:

-   владеют практическими умениями и навыками самостоятельно проводить простейшие опыты, эксперименты и наблюдения;

-   умеют пользоваться биологическим оборудованием;

-   умеют выращивать растения ( микрозелень);

-     умеют планировать свою деятельность;

-   владеют основами самоорганизации, самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в своей деятельности;

-   умеют самостоятельно пользоваться научной и справочной литературой;

-   умеют применять новые технологии при выращивании растений;

-   владеют логическими действиями сравнения анализа синтеза и обобщения;

-   умеют представлять результаты исследовательской деятельноти, презентовать их.

Личностные:

-   сформированы трудолюбие, самостоятельность, любознательность,   наблюдатель- ность, доброжелательность, умение работать самостоятельно и в группе;

-   наличие устойчивого познавательного интереса к исследовательской деятельности;

-   имеют потребность общения с природой, бережного отношения к ней;

-   развита самостоятельность и способность творчески решать поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

2.1.                                                                                                                  Условия реализации программы

 

Кадровые:

Программу реализует учитель биологии, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное педагогическое образование.

Материально техническое:

Помещение для обучения: учебный кабинет и биологическая лаборатория.

Оборудование

Количество /шт.

1.

-компьютер (ноутбук) с возможностью ис- пользования сети Интернета;

-медиа-проектор;

- доска школьная меловая

1

2.

Оборудование кабинета химии и биологии

«Точка роста»

1

3

Химическая посуда.

4 набора

5

Микроскопы, лупы.

На каждого обучающегося

6

Самодельное оборудование для выращивания

микрозелени.

1

 

Обеспечивается родителями:

Материалы (оборудование)

Количество /шт.

1.

Тетради, цветные ручки, карандаши.

На каждого обучающегося

2.

Семена культурных растений, контейнеры,

грунт.

На каждого обучающегося

 

Методическое обеспечение.

Работа с обучающимися строится на основе следующей системы дидактических принципов:

-   принцип научности (исследовательская, поисковая, творческая работа, возможность учащимся пережить радость открытия, чувство успеха).

-   принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечива- ющая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса)

-   принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидак- тического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту (следует учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы)

-   принцип наглядности обучения – это опора на реальные представления учеников.

-   принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия).

Обеспечение методическими видами продукции

Учебные пособия

1.

Биология Д.И. Трайтак Н.Д. Трайтак 2000.

2.

Мир растений Москва «Мир книги» 2006

3.

Атлас комнатных растений Москва «ЭКСМО» 2004

4

Все о комнатных растениях Д.Г. Хессайон Москва Кладезь Букс

Методическая продукция

1.

Методическое пособие В.В. Пасечник . Биология 6 класс.

2

Наглядные и раздаточные материалы: таблицы, гербарии, рисунки.

3.

Презентации.

Дидактические материалы

1.

Тесты по разделам: «Введение», «Наука о растениях», «Выращивание растений».

2.

Алгоритм выполнения лабораторных и практических работ.

3.

Алгоритм выполнения исследовательского проекта.

 

Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и обучающихся, а также в самостоятельной деятельности детей. Все занятия носят практический характер. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.

Основной формой работы является сочетание групповых занятий в объединении с индивидуальной работой. На занятиях предусматриваются следующие формы организа- ции учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Организационные

формы процесса обучения по программе. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного матери- ала (с использованием компьютерных технологий). Практическая часть предполагает вы- полнение практических и лабораторных работ.

При реализации программы используются несколько форм занятий.

Вводное занятие – педагог рассказывает о технике безопасности, особенностях ор- ганизации обучения и предлагаемой программе работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убеди- тельно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессио- нальной деятельности.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические зна- ния и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Особое внимание при этом уделяется пониманию обучающимися таких фундаментальных понятий лабораторных работ как «цель работы», «задачи эксперимента», «выводы» из по- лученных результатов, рекомендации по их использованию.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Занятие-экскурсия проводится в «Зимнем саду» школы.

Комбинированное занятие проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Проходит в виде защиты исследовательского проекта.

 

 

2.2.                                                                          Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы

 

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

Педагогическое наблюдение проводится на каждом занятии с целью определения степени усвоения обучающимися пройденной темы, диагностики личностного роста и включает в себя:

-   устный опрос;

-   тестирование по программе;

-   индивидуальную практическую работу в классе;

-     практическую работу в команде.

Текущий контроль проводится с целью определения результатов по окончании каждого раздела обучения (всего 4 раздела) и включает в себя тесты и итоги практической работы (лабораторной, исследовательской, эксперимента). Результаты текущего контроля заносятся в Личную карту результативности освоения программы (Приложение 1).

Промежуточный контроль проводится с целью определения результатов по окончании первого полугодия обучения и включает в себя тест и сводный результат лабораторных (практических) работ за данный период.

 

Итоговая аттестация проводится в виде итогового теста и защиты индивидуального проекта, критерии оценки которого прописаны в п. 2.1. данной программы. Помимо этого, педагог может учитывать результативность участия детей в олимпиадах. Результаты промежуточной и итоговой аттестаций заносятся в Общую карту результативности освоения программы (Приложение 2).

Оценка уровня усвоения программы проводится по следующим направлениям:

1.      Тестирование после изучения трех разделов программы:

-   Тест №1 «Введение» (правила техники безопасности, этапы выполнения лабораторных и практических работ). тематический контроль (10-15 минут в начале занятия).

-   Тест №2 «Наука о растениях» (строение и функции органов растений) промежуточная аттестация (40 минут – занятие)

-    Тест №3 «Выращивание растений» (способы выращивания растений, особенности вы- ращивания микрозелени) тематический контроль (10-15 минут в начале занятия).

Тесты включают 10 - 15 вопросов, вопросы разные по своей структуре, за каждый из которых обучающийся может получить от 1до 6 баллов. Определяется максимальное количество баллов, которое можно получить за тест, оно соответствует 100%, от которых определяется уровень усвоения материала:

-   низкий уровень - менее 50 %;

-   средний уровень – 51 % – 70 %;

-   высокий уровень – 71 % -100 %.

2.      Оценка лабораторных и практических работ.

Критерии оценивании групповых работ:

1.      Работа в группе, распределение обязанностей, дисциплина, взаимопомощь - 2 балл.

2.      Правильное и последовательное выполнение работы исходя из алгоритма - 2 балл.

3.      Соблюдение правил охраны труда - 2 балл.

4.      Оформление работы в тетради, описание  результатов - 2 балл

5.      Презентация работы группы -2 балл.

Критерии оценивании индивидуальных работ:

1.      Правильное и последовательное выполнение работы исходя из алгоритма - 2 балл.

2.      Оформление работы в тетради, описание  результатов - 2 балл

3.      Презентация работы - 2 балл.

4.      Наличие продукта - 2 балл.

5.      Творческий подход - 2 балл.

Максимальная оценка групповых и индивидуальных работ по 10 баллов. Баллы пе- реводятся в уровневую оценку и соответствуют:

-   низкий уровень - 4 - 6 баллов;

-   средний уровень 7 - 8 баллов;

-   высокий уровень 9 - 10 баллов.

Критерии оценки содержания и защиты проекта:

1.  Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

1.1.  Поиск, отбор и адекватное использование информации

1.2.  Постановка проблемы

1.3.  Актуальность и значимость темы проекта

1.4.  Анализ хода работы. Выводы и перспективы

1.5.  Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

2.  Сформированность предметных знаний и способов действий

2.1.  Глубина раскрытия темы проекта

2.2.  Методика исследований

2.3.  Качество проектного продукта

2.4.  Использование средств наглядности, технических средств

3.  Сформированность регулятивных действий

3.1.  Соответствие требованиям оформления письменной части

3.2.  Соответствие содержания теме

3.3.  Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада

4.  Сформированность коммуникативных действий

4.1.  Четкость и точность, убедительность и лаконичность

4.2  Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения

Максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов. Мак- симальное количество баллов, которое может получить обучающийся составляет 42 балла. Полученные баллы переводятся в уровневую оценку:

-   низкий уровень - 8 – 15 баллов;

-   средний уровней - 15–30 баллов;

-   высокий уровень 30- 42 баллов.


2.3. Список литературы

 

1.      Яковлев Г.П. Ботаника Москва, 1990

2.      Курнишкова Т.В. География растений с основами ботаники Москва 1987

3.      Степанчук Справочник учителя биологии Волгоград, 2012

4.      Касаткина Н.А. Биология Нестандартные уроки Волгоград, 2007

Интернет ресурсы

1.       Лабиринт ум https://www.labirint- um.ru/blog/zanimatel_nye_zadachi/kapillyarnoe_yavlenie_kapli_zhira/

2.        Занимательные эксперементы для детей «Опыты с растениями» https://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-opyty-s-rasteniyami/

3.        Как вырастить микрозелень https://www.galacentre.ru/dacha/articles/kak-vyrastit- mikrozelen-v-domashnikh-usloviyakh-polnoe-rukovodstvo.php

Литература, рекомендуемая и используемая для учащихся:

1.      Трайтак Д. Справочик Биология Москва, 1988

2.      Белоусов Ю.А. Школьный справочник Биология Ярославль 1998

Интернет ресурсы

Выращивание микрозелени.

1.      http://microzelen.ru/articles/261991

2.      https://bestlavka.ru/kak-vyrastit-mikrozelen-v-domashnih-usloviyah/

3.      http://ironflex.com.ua/stati/mikrozelen-i-ee-polza

4.      http://www.calorizator.ru/product/vegetable/micro-herbs

5.      https://clutch.ua/foodstyle/taynyiy_gost/vse-chto-nuzhno-znat-o-6. mikrozeleni- instrukcija-k-primeneniju


Приложение 1.

Личная карта

результативности освоения программы

Фамилия, имя обучающегося                                                                                               

 

 

Параметры оценивания

Количество баллов

Уровень усвоения

Примечание

Освоение разделов программы

 

 

 

Введение.

 

 

 

- Тест

 

 

 

Наука о растениях.

 

 

 

- Тест

 

 

 

Выращивание растений.

 

 

 

- Тест

 

 

 

Практические работы

 

 

 

- Практическая работа № 1

 

 

 

- Практическая работа № 2

 

 

 

- Практическая работа № 3

 

 

 

- Практическая работа № 4

 

 

 

- Практическая работа № 5

 

 

 

- Лабораторная работа № 1

 

 

 

- Лабораторная работа № 2

 

 

 

- Лабораторная работа № 3

 

 

 

- Лабораторная работа № 4

 

 

 

- Лабораторная работа № 5

 

 

 

- Лабораторная работа № 6

 

 

 

- Лабораторная работа № 7

 

 

 

- Лабораторная работа № 8

 

 

 

- Лабораторная работа № 9

 

 

 

Проектная деятельность

 

 

 

- Коллективный проект

 

 

 

- Индивидуальный проект

 

 

 

Предметные достижения обуча-

ющегося

 

 

 

на уровне школы

 

 

 

на уровне района

 

 

 

на уровне края

 

 

 

на всероссийском уровне

 

 

 

Общие замечания, суждения и выводы педагога:                                                                   

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Карта результативности освоения образовательной программы

 

 

п\п

ФИ обучающегося

Уровень усвоения

Общий уровень

Теория

Практика

Достижения

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

-   низкий уровень -          чел.

-   средний уровень -            чел.

-   высокий уровень -            чел.


 

тематический план

п/п

 

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации и контроля

всего

теории

практики

1

Введение

2

2

 

Тест

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с основными направлениями рабо- ты на занятиях. Инструктаж по охране труда и технике безопас-

ности.

1

1

 

 

1.2.

Основные правила выполнения лабораторных и исследователь-

ских работ.

1

1

 

Наблюдение

2

Наука о растениях

43

11

32

 

2.1

Мир растений.

2

1

1

Оценка практической работы.

2.2

Растения и окружающая среда.

4

1

3

Представление ре-

зультатов экспери- ментов.

2.3

Изучение состава и качества почвы.

4

1

3

Представление ре- зультатов экспери-

ментов.

2.4

Изучение разнообразия видов

комнатных растений, способы их размножение и выращивания.

4

1

3

Оценка практической

и лабораторной рабо- ты.

2.5.

Изучение основных функции ор- ганов растений - корень

4

1

3

Представление ре- зультатов экспери-

ментов.

2.6

Изучение основных функции ор- ганов растений - стебель

4

1

3

Представление ре- зультатов экспери-


 

 

 

 

 

ментов.

2.7

Изучение основных функции ор- ганов растений - лист.

4

1

3

Представление        ре-

зультатов        экспери- ментов.

2.8.

Изучение основных функции ор- ганов растений - цветок

4

1

3

Представление        ре-

зультатов    лаборатор- ной работы.

2.9.

Изучение строения и основных

функции органов растений - плоды.

4

1

3

Представление       ре-

зультатов    лаборатор- ной работы.

2.10.

Изучение основных функции ор- ганов растений - семена

4

1

3

Представление ре- зультатов экспери- мента.

2.11.

Цикл развития растений.

4

1

3

Оценка практической работы.

2.12.

Итоговое занятие по разделу

«Наука о растениях».

1

 

1

Тест

3

Выращивание растений

20

12

8

 

3.1

Что такое микрозелень.

4

4

 

 

3.2

Этапы выращивания микрозелени.

4

4

 

Наблюдение

3.3

Коллективная проект «Выращива-

ние микрозелени и ее применение

4

4

 

 

3.4.

Подготовка и посадка семян.

2

 

2

Наблюдение

3.5

Уборка урожая.

4

 

4

Наблюдение

3.6.

Итоговое занятие по разделу

«Выращивание растений».

2

 

2

Тест. Защита проекта.

4.

Проектная деятельность

7

 

7

 

4.1.

Самостоятельное выращивание

микрозелени.

5

 

5

.

4.2.

Итоговое занятие.

2

 

2

Защита проекта.

Итого:

72

23

47

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная ботаника»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная ботаника»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Нормативная база -

Нормативная база -

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ

Отличительная особенность данной программы от уже существующих, заключает- ся в том, что теоретические знания полученные обучающимся на уроках биологии под- крепляются практическими умениями и навыками,…

Отличительная особенность данной программы от уже существующих, заключает- ся в том, что теоретические знания полученные обучающимся на уроках биологии под- крепляются практическими умениями и навыками,…

Режим занятий . Объем и срок освоения программы

Режим занятий . Объем и срок освоения программы

Цель и задачи программы

Цель и задачи программы

Содержание программы Учебно-тематический план № п/п

Содержание программы Учебно-тематический план № п/п

Изучение основных функции ор- ганов растений - лист

Изучение основных функции ор- ганов растений - лист

Содержание учебно – тематического плана

Содержание учебно – тематического плана

Тема 2.5. Изучение основных функции органов растений – корень

Тема 2.5. Изучение основных функции органов растений – корень

Практика. Лабораторная работа № 8

Практика. Лабораторная работа № 8

Раздел 4. Проектная деятельность - 7 часов

Раздел 4. Проектная деятельность - 7 часов

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –

Учебные пособия 1.

Учебные пособия 1.

Занятие-экскурсия – проводится в «Зимнем саду» школы

Занятие-экскурсия – проводится в «Зимнем саду» школы

Критерии оценивании групповых работ: 1

Критерии оценивании групповых работ: 1

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение 1. Личная карта результативности освоения программы

Приложение 1. Личная карта результативности освоения программы

Приложение 2. Карта результативности освоения образовательной программы № п\п

Приложение 2. Карта результативности освоения образовательной программы № п\п

Название раздела Количество часов

Название раздела Количество часов

Изучение основных функции ор- ганов растений - лист

Изучение основных функции ор- ганов растений - лист
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2023