Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Мозаика рукоделия"
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Мозаика рукоделия"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
технология
6 кл—11 кл +1
30.11.2023
Дополнительная общеобразовательная программа  художественно-эстетической направленности "Мозаика рукоделия"
Программа предназначена для детей 7-12 лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную часть программы.
Программа Мозаика рукоделия.doc

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

 

            

 

СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания

методического совета

МБУДО «ДДЮТ АГД»

от 08.06.2022 4

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказ и.о. директора

МБУДО «ДДЮТ АГД»

№32 от 08.06.2022

____________В.П. Рыжий

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности

кружка «Мозаика рукоделия»

 

Возраст обучающихся – 7 - 12 лет

Срок реализации – 3 года

 

 

 

 

 

 

Пыжова Наталья Андреевна

руководитель кружка

 

 

 

 

 

 

Докучаевск – 2022


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глубь веков, благотворно влияет на формирование человека будущего. Произведения декоративно – прикладного искусства неотъемлемая часть быта людей.

Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижения, его фантазия. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

• для игр детей;

• для украшения интерьера детского учреждения, дома;

• их можно использовать в качестве подарков.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Мозаика рукоделия» имеет художественно-эстетическую направленность,  которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа предназначена для детей 7-12 лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную часть программы.

Нормативно-правовая база данной программы:

Образовательный процесс программы регламентируют государственные и ведомственные нормативные документы:

·                   Конституция Донецкой Народной Республики.

·                   Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья72).

·                   Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

·                   Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. №322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22 июня 2015г. № 94.

·                   Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи  Донецкой Народной Республики, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016г.
№ 815.

·                   Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
от 16 августа 2017 г. № 832.

·                   Требования к программам дополнительного образования детей, утвержденные приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.

·                   Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы служит хорошей пропедевтикой для всех форм последующего обучения детей в объединениях художественной направленности. Основной технологией обучения является интерактивная технология, сущность которой – создание комфортных условий для обучения, при котором моделируется определенная жизненная ситуация, используются ролевые игры и проводится общая рефлексия. Также предполагается использование методов реализации творческих задач, проблемного обучения и проектных технологий.

Актуальность программы

Овладение разными техниками рукоделия делает предлагаемую программу актуальной, так как разнообразные виды деятельности развивают не только креативное мышление детей, но и помогают сформировать им определенный стиль, проявить свою индивидуальность, самобытность и неповторимость. Создание уютного интерьера, неповторимого гардероба, различных украшений невозможно без произведений декоративно-прикладного искусства. Начиная с маленьких изделий, сделанных своими руками, ребёнок постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремёсел.

Программа «Мозаика рукоделия» имеет большое воспитательное значение, базируется на анализе педагогического опыта работы с обучающимися, определяет ее ориентацию на:

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, профилактики асоциального поведения, интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие образовательной организации с семьей.

Программа позволяет выявить художественно-одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития, помогает решить проблему занятости детей во внеурочное время. Программа дает возможность профессиональной ориентации, знакомит с профессиями в области дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Педагогическая целесообразность

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. На занятиях применяются новые формы и приемы воспитательно-образовательного процесса, которые позволяют объединить в себе воспитательные, образовательные и развивающие задачи в единое целое. В итоге реализуется концепция одновременно воспитания, разностороннего развития и обеспечение прочными знаниями материала программы обучающимися. Нетрадиционные формы обучения и развития очень эффективны. На таких занятиях можно проявить не только знания, но и смекалку, творчество, обучающиеся охотно включаются в такие занятия. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. На занятиях кружка в центре внимания такие качества, как духовность, нравственность, культура, интеллектуальный потенциал и развитый интеллект.

Отличительная особенность программы

Программа кружка «Мозаика рукоделия» представляет собой синтез программ дополнительного, базового общего образования и современных образовательных технологий. Она не повторяет ни одну предшествующую программу. Последовательность изучения тем, насыщенность изучаемого материала позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности.

Цель программы

Формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства. Развитие творческих способностей ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- способствовать освоению приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;

- способствовать выработке умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

- формировать основы знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;

- обучить работе с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- развивать коммуникативные способности;

- развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к ручному труду;

- развивать внимательность, насмотренность, образное мышление и творческое воображение через декоративно-прикладное творчество, креативное мышление;

- развивать целеустремленность, настойчивость в достижении результата, умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

Воспитательные:

- воспитать нравственную личность;

- сформировать гражданскую позицию;

- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;

- воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность, бережливость, самостоятельность;

- воспитать нравственное отношение к людям.

Коррекционные:

- формировать и закреплять эмоционально-позитивные установки обучающихся;

- создавать условия для самореализации детей;

- развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля.

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной программы от уже существующих аналогичных по профилю в том, что она является модифицированной и рассчитана на 3 года обучения, носит практико-ориентированный характер. Программа состоит из 5 модулей, основана на комплексном подходе. Каждый модуль реализует отдельные навыки рукоделия.

Программа включает в себя изучение и освоение техник декоративно-прикладного творчества: аппликации нитками – ниткография, «кинусайга» (лоскутная пластика), помпона техника, работа с бросовым материалом, вязание крючком.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе выполнения практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию авторских аппликаций, панно, сувениров, игрушек.

Возраст обучающихся.

Программа рассчитана на обучающихся от 7 лет до 12 лет.

Обучение происходит с учетом возрастных и трудовых навыков каждой возрастной группы.

Младший и средний школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости и точности движений.

Дети младшего школьного возраста способны на достаточном творческом уровне выполнять предлагаемые задания с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Психолого-педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме освоить предлагаемые техники рукоделия, умение воспринимать материал, фантазировать, создавать аппликации, открытки, сувениры, интересные образы игрушек.

Занятия по данной программе помогут приобрести каждому ребенку уверенность в собственных силах, освоить креативные виды рукоделия, воспитать художественный вкус.

В среднем школьном возрасте происходит совершенствование всех этих навыков, а также у каждого обучающегося появляется возможность к творческому поиску, саморазвитию, самосовершенствованию.

Программа предполагает, что группы могут быть разновозрастными и учитывает различную подготовленность и индивидуальные способности детей. Учет индивидуальных особенностей обучающихся позволяет разбить коллектив на пары «ученик-учитель», т.е. применять систему наставничества, которая способствует созданию комфортных условий и коммуникаций внутри детского коллектива с высоким уровнем включенности наставляемых в образовательный процесс

Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 3 года и включает два этапа обучения:

- начальный этап – 1-й год обучения;

- средний этап – 2-й и 3-й годы обучения.

Этапы подготовки

Начальный этап подготовки – является стартовым и рассчитан на 1 год обучения. Прием детей в группы начального этапа осуществляется по желанию детей и на основании письменного заявления родителей. Группы формируются по возрастному принципу, допускаются разновозрастные группы обучающихся. Дополнительный прием детей в группы начального этапа подготовки  осуществляется в течение учебного года по собеседованию с ребенком. Недостающие знания и навыки восполняются в процессе обучения за счет индивидуального подхода в обучении, организации наставничества более опытных обучающихся над новичками.

Программа начального этапа подготовки предусматривает ознакомительный уровень освоения учебного материала, минимальную сложность задач, поставленных перед обучающимися и позволяет вести обучение детей с 7-летнего возраста, так и более старших детей. Программа включает в себя: базовые теоретические и практические основы таких видов рукоделия как: ниткография – аппликация нитками, изготовление сувениров из бросового материала, игрушек и сувениров в помпонной технике, лоскутной пластике – кинусайга, ознакомление с историей возникновения данных видов декоративно-прикладного искусства, с основами колористики.

Программа среднего этапа подготовки второго года обучения предусматривает усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных аппликаций, изделий, поделок, игрушек и сувениров. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, стилями и техниками современного дизайна, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Дополнительный прием детей в группы среднего этапа подготовки второго года обучения осуществляется после собеседования, демонстрации готовых работ в какой-либо технике декоративно-прикладного творчества или пробного занятия, целью которого является выявление наличия базовых знаний, умений. Дети, у которых на пробном занятии педагог выявил способности и достаточные базовые навыки, зачисляются в группы среднего этапа подготовки. Недостающие знания и навыки восполняются в процессе обучения, за счет организации наставничества более опытных обучающихся над новичками, индивидуальным подходом в обучении. 

Третий год обучения среднего этапа подготовки предусматривает усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных аппликаций, изделий, поделок, игрушек. У обучающихся происходит развитие свободы проявления самостоятельного творчества, выражающегося в создании простейших шаблонов, изделий с готового образца, дети осваивают технику вязания крючком. Результатом обучения является изготовление вязаных изделий бытового назначения: игольниц, подставок под горячую посуду, элементов декора, игрушек. Обучающиеся включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Программа предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, стилями и техниками современного дизайна, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Дети, проявившие интерес к вязанию крючком, могут продолжить обучение в народном художественном коллективе «Кружевница» на среднем этапе подготовки второго года обучения.

Дополнительный прием детей в группы среднего этапа подготовки третьего года обучения осуществляется после собеседования, демонстрации готовых работ в какой-либо технике декоративно-прикладного творчества или пробного занятия, целью которого является выявление наличия базовых знаний, умений, навыков. Дети, у которых на пробном занятии во второй половине учебного года педагог выявил способности и достаточные базовые навыки в вязании крючком, зачисляются в группу. Допускается зачисление обучающихся после начального этапа обучения, которые показали отличные результаты по усвоению учебного материала, практические умения и навыки. Недостающие знания и навыки восполняются в процессе обучения, за счет организации наставничества более опытных обучающихся над новичками, индивидуального подхода в обучении.

Формы занятий

Программой предусмотрены следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах, индивидуально-групповая. В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются руководителем в комплексе. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пут её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы её решения).

Режим занятий

Продолжительность занятий с 7 лет и старше  - 45 мин.

На всех этапах обучения составляет 1-2 академических часа. Обязательный перерыв 10-15 мин.

1 год обучения -144 часа (4 часа в неделю).

На первом году обучения возможна организация обучения по индивидуальному учебному плану из расчета 1 академический час в неделю (36 часов в год) с детьми с низким качеством мыслительной деятельности и слабо развитой моторикой.

2 год обучения – 180 часов (4 часа в неделю и 1 час индивидуальной работы).

3 год обучения - 180 часов (4 часа в неделю и 2 часа индивидуальной работы).

Ожидаемые результаты.

Предметные:

- знание терминологии по программе;

- сформированность практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления творческих работ из разнообразных материалов;

- ценностное отношение к традициям, быту и другому культурному наследию народов Донбасса.

Метапредметные результаты:

- высокий уровень развития фантазии, образного мышления, воображения;

- устойчивый интерес в творческой деятельности как способе самопознания и познания мира;

- сформированность навыков планирования и осуществления творческих замыслов, самоорганизации при достижении поставленной цели.

Личностные результаты:

- проявление личностных качеств: любовь к родному краю, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность, и др.;

- сформированность потребности и навыков коллективного взаимодействия в процессе коллективного творческого дела;

- сформированность способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты I года обучения:

По окончанию учебного года должны знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

- правила организации рабочего места;

- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- понятие о видах декоративно-прикладного творчества, предусмотренных программой;

- основы художественной композиции: органичность и целостность форм, пропорции, симметрию и асимметрию, цветовую гамму

- правила сбора и санитарные требования к бросовому материалу

- историю и традиции изготовления изделий в техниках: «Ниткография», «Помпонная», «Кинусайга»

По окончанию учебного года должны уметь:

- применять материалы, приспособления, аксессуары и инструменты, используемые в изготовлении изделий из бросового материала и в техниках, предусмотренных программой;

- создавать замысел и эскиз композиции;

- изготавливать шаблоны из различных материалов;

- изготавливать панно в технике «Ниткография», «Кинусайга»;

- изготавливать новогодние композиции из помпонов, нитей и картона;

- использовать декоративные элементы, придающие композициям национальный колорит;

- изготавливать поделки, интерьерные украшения в техниках, предусмотренных данной программой.

Ожидаемые результаты 2года обучения:

Обучающиеся среднего этапа подготовки второго года обучения к концу учебного года будут знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

- правила организации рабочего места;

- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

- названия и назначение материалов, их свойства и использование, применение и доступные способы обработки;

- технологическую последовательность изготовления поделок, сувениров в техниках ниткография; из бросового материала; помпонной; кинусайга.

По окончанию учебного года будут уметь:

- соблюдать правила личной гигиены и безопасности труда при работе с различными материалами и инструментами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации:

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность, справляться с эмоциями;

- смешивать основные цвета для получения производных; изготавливать

-  выполнять работы в техниках: ниткография; из бросового материала; помпонной технике; кинусайга;

- изготавливать сувениры, игрушки, составлять композиции к праздникам.

Ожидаемые результаты 3 года обучения:

Обучающиеся среднего этапа подготовки третьего года обучения к концу учебного года будут знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

- правила организации рабочего места;

- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

- названия и назначение материалов, их свойства и использование, применение и доступные способы обработки;

- основные термины вязания крючком;

- условные обозначения, чтение и зарисовку простых схем вязания крючком;

- технологию вязания прямого, круглого полотна;

- технологическую последовательность изготовления поделок, сувениров из нитей и клея ПВА, в техниках «Кинусайга», «Вязание крючком»;

-. основные термины вязания крючком;

По окончанию учебного года они будут уметь:

- соблюдать правила личной гигиены и безопасности труда при работе с различными материалами и инструментами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

- выполнять простые узоры вязания крючком; рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия; вязать сувениры, предметы бытового назначения, игрушки. В процессе работы ориентироваться на качество изделий;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность, справляться с эмоциями;

- изготавливать сувениры, игрушки, составлять композиции к праздникам.

Способы определения результативности

Педагогический мониторинг

-           Устный опрос в виде диалога с педагогом.

-           Анкетирование.

-           Контрольные задания и тесты.

-           Диагностика.

Мониторинг образовательной деятельности детей

-           Самооценка обучающихся.

-           Ведение фотолетописи.

-           Оформление фотоотчетов.

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

 

Начальный или входной контроль

 

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

 

Текущий контроль

 

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Промежуточный или рубежный контроль

 

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, презентация- защита творческой работы, тестирование, анкетирование

 

Итоговый контроль

 

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Выставка, конкурс, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

 

Формы подведения итогов реализации программы

- открытое итоговое занятие, презентации авторских творческих проектов с последующим коллективным обсуждением и самооценкой, персональные выставки работ обучающихся.

Формы фиксации результатов реализации программы:

- ежегодная выставка работ кружка в учреждении и городских мероприятиях;

- копилка работ обучающихся в различных техниках исполнения;

- летопись кружка (видео и фотоматериалы);

- портфолио творческих достижений обучающихся детского творческого коллектива (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Начальный этап, первый год обучения

 

п\п

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

 

2

2.

Техника «Ниткография»

6

14

20

3.

Работа с бросовым материалом

8

26

34

4.

Помпонная техника

4

40

44

5.

Техника «Кинусайга»

4

38

42

6.

Итоговое занятие

-

2

2

 

Всего

24

120

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (2ч)

Знакомство с планом работы творческого объединения на учебный год.

Правила поведения в коллективе. Организационные вопросы. Приборы и материалы для работы по модулям программы. Демонстрация работ обучающихся детей, выполненных в разных техниках.

2. Техника «Ниткография» (20 ч.).

Теория. Исторические сведения о декоративно-прикладном виде творчества. Знакомство с видами пряжи. Основные понятия о цвете, о  цветовом круге. Изучение контурной техники «Ниткография» (основная терминология, последовательность действий, правильное использование вспомогательных инструментов). Изучение видов рабочих витков, приемов вырезания и склеивания. Формирование навыков работы с ножницами. Композиционно правильное расположение объектов на листе. Последовательность выполнения работы. Анализ выполненных работ.

Практика :

- обводка изображения на бумаге контурными линиями, без отрыва руки, с подбором цвета;

- выполнение эскиза на бумаге формата А4 цветными карандашами и фломастерами;

- прорисовка фломастером заданного изображения (круг, квадрат, треугольник) на бумаге формата А4 различными видами витков без отрыва руки, с подбором цвета;

- выполнение образцов контурной техникой «Ниткография» из толстой пряжи по готовому эскизу. Освоение выполнения прямых, волнистых, зигзагообразных линий;

- составление композиционного эскиза и цветового решения будущего панно на формате А4 или А3;

- работа с декоративными элементами (лента, кружево, пуговицы, бисер и другое) по оформлению панно;

- изготовлению изделий в технике  «Ниткография»: новогодних и рождественских открыток, Пасхальных сувениров, настенных панно по вкусу и желанию обучающихся.

3. Работа сбросовым материалом (34 ч.)

Теория: Общее понятие о бросовом материале, его происхождении и применении. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для обработки материалов, выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Выделение и формообразование деталей, виды соединения, отделка изделия. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений. Сбор бросового материала, санитарные требования к материалу. Понятие о конструкции изделия. Основные требования к изделию. Последовательность изготовления изделий. Описание, строение, характеристика бабочек. Интересные сведения: места обитания, питание, продолжительность жизни. Последовательность изготовления изделий. Анализ выполненных работ. Обсуждение работ. Конкурс на лучшую работу в номинациях: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п. Презентация выполненной работы. Подведение итогов.

Практика. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и рисунку. Работа с шаблонами. Составление эскиза. Цветовое решение изделия.

Предлагаемый перечень работ:

- бабочки из пластиковых бутылок;

- ёлочка из картона и ниток;

- органайзера (игольницы) из бобин. Декорирование изделия по собственному замыслу каждого обучающегося;

- панно, рамки для фото, подставки под салфетки из компакт дисков;

- ёлочные шары, новогодние и Пасхальные композиции из нитей и клея ПВА;

- организация выставки готовых работ.

4. Помпонная техника (44 ч.)

Теория. Исторические сведения о помпоне и игрушках из них. Инструменты для работы с материалами. Общие сведения о нитках (их толщина, цвет) для работы в данной технике. Способы изготовления помпонов. Последовательность изготовления изделий. Изучение правил переноса и перенос чертежа выкройки на кальку, увеличение выкройки шаблона. Инструменты, приспособления. Правила безопасной работы. Способы скручивания шнура из двух прядей, использование дополнительных материалов для создания образа. Последовательность изготовления изделий. Моделирование, использование декоративных элементов, их свойства. Последовательность монтажа игрушки, определение места расположения декоративных элементов. Анализ работ. Конкурс на лучшую работу в номинациях: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п. Презентация выполненной работы. Подведение итогов.

Практика. Изучение правил техники безопасности при общении с ручным инструментом, овладение методами и способами вдевания нити в иглу, завязывания узелков. Изготовление одноцветных и многоцветных помпонов. Соединение помпонов и крепление деталей. Изготовление поделок: брелоков, игрушек (зайчиков, медвежат, снеговика, цыпленка, поросенка, ежика, овечку, котят, божью коровку, птичек и т.д), украшений для дизайна одежды, интерьерной композиции – по желанию детей. Организация выставки готовых работ.

5. Техника «Кинусайга» (42ч.)

Теория. Знакомство с лоскутной техникой «Кинусайга». Исторические сведения о технике. Образцы работ в данной технике. Характеристика инструментов для работы. Правила техники безопасности труда с колющими и режущими инструментами. Характеристика тканей по цвету, текстуре. Основы создания полотен. Пошаговый процесс создания картин.

Последовательность изготовления изделий. Анализ выполненных работ. Конкурс на лучшую работу в номинациях: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п. Презентация выполненной работы. Подведение итогов.

Практика. Овладение навыками работы канцелярским ножом по пенопласту. Выбор эскиза. Подбор лоскутов ткани согласно композиции. Перенос эскиза на основу. Вырезание линий рисунка. Вдавливание лоскутов в прорези рисунка с помощью инструмента.

Изготовление панно, сувениров в технике «Кинусайга». Примерный перечень лоскутных панно: «Дом», «Кисть винограда», «Цветы», яйцо из серии «Фаберже», новогодние шары, рамки и т.д. Организация выставки готовых работ.

6. Итоговое занятие (2ч.)

Практика. Подведение итогов, творческий отчет и награждение лучших обучающихся.


 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средний этап, второй год обучения

 

п\п

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

 

2

2.

Техника «Ниткография»

4

16

20

3.

Работа с бросовым материалом

3

31

34

4.

Помпонная техника

4

28

32

5.

Техника «Кинусайга»

4

38

42

6.

Конкурсы, праздники и др. мероприятия

-

12

12

7.

Индивидуальная работа

5

31

36

8.

Итоговое занятие

-

2

2

 

Всего

22

158

180

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (2 ч.)

Ознакомление с планом работы кружка на учебный год. Правила поведения в коллективе. Организационные вопросы. Рабочая комната. Инструменты и материалы. Правила безопасности на занятиях.

2. Работа в технике «Ниткография» (20.ч.)

Теория. Закрепление навыков выполнения элементов с заполнением рабочими витками: прямой, волнистый, спиральный, угловатый.

Практика. Выполнение образцов контурной техникой «Ниткография» из толстой пряжи по готовому эскизу. Выполнения прямых, волнистых, зигзагообразных линий, заполнение ячеек пушистой пряжей. Материалы: плотный картон, клей ПВА, нитки разной толщины, ножницы, шпажка или зубочистка.

Изготовление панно, сувениров, открыток. Обучающиеся используют в работе эскизы по собственному желанию и вкусу.

3. Работа с бросовым материалом (34 ч.)

Теория. Демонстрация примеров поделок из вторсырья. Характеристика материалов и инструментов для работы с вторсырьем. Техника безопасности труда. Формирование навыков модификации (видоизменения) форм. Техника объемных изделий. Образцы работ в данной технике.

Урок-беседа «Рождественское чудо» Истории праздника. Рождество Христово в России. Значение святой ночи для верующих Русской православной церкви. Рождественские обычаи и традиции.

Практика. Отработка приемов работы циркулем, вырезания и склеивания. Формирование навыков работы с ножницами, проволокой, клеем. Моделирование поделки.

Изготовление сувениров – примерный перечень работ: паучки из пластиковых стаканов, вертолет из пластиковой бутылки, цветы из пластиковых ложек, веер из пластиковых вилок, велосипед-кашпо и т.п.. Новогодние и рождественские игрушки, сувениры, ёлочные украшения: ёлка из пластиковых бутылок, шары из х/б шнуров и ниток и т.д., карнавальные маски. Пасхальные композиции и сувениры в техниках, предусмотренных программой.

Обобщение деятельности, выводы. Выставка работ. Рефлексия.

4. Помпонная техника (32 ч.)

Теория. Закономерности цветового круга. Теплые и холодные цвета. Основные и производные цвета. Сравнительный характер форм и размеров и их составных частей. Формирование навыков воспроизведения предметов разных размеров. Основные техники и особенности изготовления помпонов, использование вязаных и трикотажных б/у изделий, мешков для мусора в помпонной технике. Использование специальной сетки для основы коврика.

Практика. Формирование навыков работы с ножницами. Изготовление сувенирных ковриков: квадратной формы, круглой, в виде сердца. Изготовление бумажного шаблона, перенос на сетчатое основание. Использование в работе нитей из материалов, предусмотренных назначением коврика (для: ванной комнаты, входной двери, на стул и т.д.) по задумке и возможностям обучающихся.

5. Техника «Кинусайга» (42 ч.)

Теория. Композиционно правильное расположение объектов, различных орнаментальных элементов на плоскости.

Урок-беседа о японских традициях росписи. Сюжетные линии кинусайга. Воздействие на организм человека техники «Кинусайга». Информация об источниках схем и шаблонов для техники. Советы мастериц.

Практика. Поиск и осмысление проблемы. Отработка навыков работы подкроя ткани ножницами. Совершенствование техники работы по теме программы. Выполнение работ в технике «Кинусайга» по индивидуальным эскизам детей на любую тематику.

Примерный перечень работ: поделки, сувениры, настенные панно, елочные игрушки, обложки на книги и блокноты, тематические рисунки, портреты, брелоки, подарочные коробки и т.д.

6. Конкурсы, праздники и др. мероприятия (12 ч.)

Детские утренники, познавательно-игровые программы, конкурсы. Подготовка и проведение выставок работ обучающихся (анализ и отбор ученических работ, их оформление, монтаж экспозиции, торжественное открытие выставок).

7. Индивидуальная работа (36 ч.)

Дополнительные занятия по темам разделов программы: использование нетрадиционных материалов для создания изделий декоративно-прикладного творчества, совмещение техник исполнения, знакомство с приемами вязания.

Практика. Подготовка творческих работ к участию в тематических выставках и конкурсах.

8. Итоговое занятие (2 ч.)

Практика. Творческий отчет обучающихся. Выставка лучших работ. Награждение детей грамотами и призами.


 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средний этап, третий год обучения

п\п

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

 

2

2.

Техника «Кинусайга»

4

26

30

3.

Декор из ниток

1

17

18

4.

Вязание крючком

16

64

80

5.

Конкурсы, праздники и др. мероприятия

 

12

12

6.

Индивидуальная работа

5

31

36

7.

Итоговое занятие

-

2

2

 

Всего

28

152

180

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (2 ч.)

Ознакомление с планом работы кружка на учебный год. Правила поведения в коллективе. Организационные вопросы. Рабочая комната. Инструменты и материалы. Правила безопасности на занятиях.

2. Кинусайга (30 ч.)

Теория. Законы композиции. Декоративная композиция. Урок-беседа «Произведения декоративно-прикладного искусства». Виды декоративно-прикладного искусства. Симметрия как средство композиционной организации плоскости, равновесие в композиции. Народные традиции в декоративно-прикладном искусстве.

Практика. Совершенствование техники работы по теме программы. Выполнение работ в технике «Кинусайга» по индивидуальным эскизам детей на любую тематику.

Примерный перечень работ: поделки, сувениры, настенные панно, елочные игрушки, обложки на книги и блокноты, тематические рисунки, портреты, брелоки, подарочные коробки, сумки и т.д.

3. Декор из ниток (18 ч.)

Теория. Формирование навыков воспроизведения предметов разных размеров, техника объемных изделий.

Практика. Совершенствование техники работы по теме программы. Выполнение работ по индивидуальным эскизам детей на любую тематику. Примерный перечень работ: шар-паутинка, звезда, снеговик, яйцо «Фаберже», ваза. Обобщение деятельности, выводы. Выставка работ. Рефлексия

4. Вязание крючком (80 ч.)

Теория. Урок-беседа «Рисую кружевом мечту». Вязание крючком как вид декоративно-прикладного искусства. Сведения пряже для вязания крючком. Материаловедение как наука. Химические, физические свойства волокон. Сведения о крючках для вязания, их размерах, маркировке. Критерии правильного выбора крючка. Техника безопасности при вязании крючком. Пошаговая инструкция по вязанию: освещение; расстояние от глаз до рук; постановка рук при вязании крючком, захват нити. Первая петля и цепочка из воздушных петель.

Понятие о плотности вязания. Демонстрация образцов вязаных узоров, игрушек и сувениров, моделей сезонной одежды. Последовательность вязания столбиков разной высоты. Счет рядов. Понятие о четных и не четных рядах. Кромка. Условные обозначения. Правила чтения схем. Понятие о направлении вязания по схеме. Правила прибавления и убавления петель в начале, середине, конце ряда. Понятие «раппорт». Требования к вязаному полотну.

Экскурс в историю возникновения игрушки. Вязаные игрушки. Сведения о наполнителях и способах наполнения игрушек. Ознакомление с возникновением традиции дарить подарки, ритуалом, этикетом дарения подарков. Последовательность вязания и Правило круга в вязании столбиками без накида. Начало и конец ряда в круговом вязании.

Практика. Определение состава пряжи под руководством педагога. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев - подготовка к работе крючком. Постановка рук. Формирование умений вязания основных видов петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель. Изготовление цветка из воздушных петель. Изучение условных изображений: воздушных петель, столбиков разной высоты, приемов их провязывания. Зарисовка схем, составление простейших схем и их чтение. Вязание базовых простейших узоров из столбиков разной высоты, работа со схемами.

Примерный перечень работ: плотные узоры (чередование столбиков без накида с полустолбками с накидом и столбиками с накидом, с «пышными» столбиками;

ажурные узоры (столбики с накидом и воздушные петли (филейная сетка), чередование столбиков без накида и воздушных петель (французская сеточка) и т.д.

Круговое вязание. Разбор схемы вязания плоского круга – соблюдение Правила круга. Отработка приемов прибавления и убавления петель. Выполнение образца. Контроль качества. Вязание прихватки, игольницы. Вязание отделочных элементов

Вязание игрушек по желанию обучающихся. Зарисовка эскиза изделия. Пошаговое вязание деталей изделия, набивка наполнителем, соединение деталей. Примерный перечень работ: зайка, медвежонок, собачка, котенок, куколки.

5. Конкурсы, праздники и др. мероприятия (12 ч.)

Детские утренники, познавательно-игровые программы, конкурсы. Подготовка и проведение выставок работ обучающихся (анализ и отбор ученических работ, их оформление, монтаж экспозиции, торжественное открытие выставок).

6. Индивидуальная работа (36 ч.)

Дополнительные занятия по темам разделов программы: использование нетрадиционных материалов для создания изделий декоративно-прикладного творчества, совмещение техник исполнения, знакомство с приемами вязания.

Практика. Подготовка творческих работ к участию в тематических выставках и конкурсах.

7. Итоговое занятие (2 ч.)

Практика. Творческий отчет обучающихся. Выставка лучших работ. Награждение детей грамотами и призами.


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Мозаика рукоделия» предполагает овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию программы.

Обучение предполагает совместную работу детей с педагогом, а так же их самостоятельную творческую деятельность. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, сотворчества.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. При выполнении задания перед обучающимися детьми ставится задача определить назначения своего изделия.

Все задания по сложности соответствуют возрасту детей. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием поделок, композиций, сувениров и т.п., так и во время работы.

Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Ребятам предоставляется возможность выбора художественных средств выразительности

Для качественного развития творческой деятельности юных мастеров программой предусмотрено:

- выполнение некоторых творческих заданий со свободой выбора способов работы и материала;

- выполнение системы постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы на занятиях. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Выполнение творческих тематических заданий позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

- групповая - позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы;

- фронтальная - предполагает подачу учебного материала по подгруппам и способна создать коллектив единомышленников, умеющих воспринимать информацию и работать вместе.

- индивидуальная - предполагает самостоятельную работу, оказание помощи и консультации каждому из обучающихся со стороны педагога; формирует и оттачивает личностные качества (трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и чёткость исполнения; позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах).

Индивидуальная работа предполагает занятия с детьми, проявившими устойчивые творческие способности в обучении, с целью подготовки их к республиканским и международным конкурсам, создания персональных выставок, проектной деятельности. Также целесообразны индивидуальные занятия и с отстающими, «слабыми» детьми. Такие занятия дают возможность ребенку повысить уровень трудовых навыков, поверить в свои силы, повысить уровень самооценки, развить внутреннюю мотивацию к обучению, достижению целей. Индивидуальный учебный план составляется в соответствии с возможностями, интересами, склонностями, способностями учащихся, с учетом их желаний, возраста, психофизических особенностей, состояния здоровья.

В процессе обучения используются традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий: теоретический материал, практические занятия, комбинированные занятия, проекты, презентации, игры, заочные видео экскурсии, конкурсы, и т.д.

Для реализации программы предполагается использование следующих методов обучения:

- словесных (беседа, рассказ, объяснение, диалог, инструктаж, разбор);

- наглядных (показ пособий и иллюстраций, демонстрация приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу, мастер-класс, видео экскурсия);

- практических (создание декоративных элементов, поделок и композиций, выполнение заданий по образцу или схеме, и др.);

- исследовательских (поиск и изучение литературных и других источников, раскрывающих культуру, быт и традиции народов Донбасса, поиск источников вдохновения для авторских проектов).

Для повышения творческой активности обучающихся применяются нетрадиционные формы проведения занятий

- занятие-игра, занятие-конкурс, занятие-викторина,

- внешнего активного стимулирования: грамоты, персональные выставки, муниципальные, международные, онлайн конкурсы и т.п.

Для групп учащихся всех этапов подготовки предусмотрено проведение сводных репетиций (фронтальных занятий), с целью создания массовых зрелищных праздников, выставок.

Практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, способствуют становлению всесоторонне развитой творческой личностью.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. Учеб.-метод. Пособие // С.В. Астраханцева.  Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 347с.

 

Белая Н.П. Волшебные кружева / Н.П. Белая. Минск: Полымя, 2000. – 253с.

 

Бобрицкая Е.В. Цветы и украшения связанные крючком. М.: ООО АСТ-пресс, 2014 – 29 с.

 

Боровская Е.Н. Вяжем цветы. М.: ООО АСТ-пресс, 2015. – 32 с.

 

Гуреева П.К. Психология личности: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2013 – 1126 с.

 

Забелина С.В. Вязаные закладки. М.: ООО АСТ-пресс, 2013. – 64 с.

 

Забелина С.В. Забавные прихватки. М.: ООО АСТ-пресс, 2015. – 64 с.

 

Исследование проблем психологии творчества // Отв.ред.
Я.А. Пономарев. М.: Наука, 2013 – 260 с.

 

Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие детей в семье. // А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М.: Наука, 2007

 

Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений //
Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. М.: Просвещение, 2013


Скачано с www.znanio.ru

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности

Народной Республики от 17 июля 2015 г

Народной Республики от 17 июля 2015 г

Программа позволяет выявить художественно-одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития, помогает решить проблему занятости детей во внеурочное время

Программа позволяет выявить художественно-одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития, помогает решить проблему занятости детей во внеурочное время

Развивающие: - развивать коммуникативные способности; - развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к ручному труду; - развивать внимательность, насмотренность, образное мышление и творческое воображение через декоративно-прикладное творчество,…

Развивающие: - развивать коммуникативные способности; - развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к ручному труду; - развивать внимательность, насмотренность, образное мышление и творческое воображение через декоративно-прикладное творчество,…

Возраст обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся от 7 лет до 12 лет

Возраст обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся от 7 лет до 12 лет

Программа среднего этапа подготовки второго года обучения предусматривает усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных аппликаций, изделий, поделок, игрушек и сувениров

Программа среднего этапа подготовки второго года обучения предусматривает усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных аппликаций, изделий, поделок, игрушек и сувениров

Допускается зачисление обучающихся после начального этапа обучения, которые показали отличные результаты по усвоению учебного материала, практические умения и навыки

Допускается зачисление обучающихся после начального этапа обучения, которые показали отличные результаты по усвоению учебного материала, практические умения и навыки

Личностные результаты: - проявление личностных качеств: любовь к родному краю, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность, и др

Личностные результаты: - проявление личностных качеств: любовь к родному краю, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность, и др

По окончанию учебного года будут уметь: - соблюдать правила личной гигиены и безопасности труда при работе с различными материалами и инструментами; - выполнять работы самостоятельно…

По окончанию учебного года будут уметь: - соблюдать правила личной гигиены и безопасности труда при работе с различными материалами и инструментами; - выполнять работы самостоятельно…

Самооценка обучающихся . -

Самооценка обучающихся . -

В конце учебного года или курса обучения

В конце учебного года или курса обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Начальный этап, первый год обучения № п\п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Начальный этап, первый год обучения № п\п

Работа сбросовым материалом (34 ч

Работа сбросовым материалом (34 ч

Соединение помпонов и крепление деталей

Соединение помпонов и крепление деталей

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Средний этап, второй год обучения № п\п

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Средний этап, второй год обучения № п\п

Изготовление сувениров – примерный перечень работ: паучки из пластиковых стаканов, вертолет из пластиковой бутылки, цветы из пластиковых ложек, веер из пластиковых вилок, велосипед-кашпо и т

Изготовление сувениров – примерный перечень работ: паучки из пластиковых стаканов, вертолет из пластиковой бутылки, цветы из пластиковых ложек, веер из пластиковых вилок, велосипед-кашпо и т

Итоговое занятие (2 ч.) Практика

Итоговое занятие (2 ч.) Практика

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Средний этап, третий год обучения № п\п

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Средний этап, третий год обучения № п\п

Сведения о крючках для вязания, их размерах, маркировке

Сведения о крючках для вязания, их размерах, маркировке

Индивидуальная работа (36 ч.)

Индивидуальная работа (36 ч.)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Индивидуальная работа предполагает занятия с детьми, проявившими устойчивые творческие способности в обучении, с целью подготовки их к республиканским и международным конкурсам, создания персональных выставок, проектной…

Индивидуальная работа предполагает занятия с детьми, проявившими устойчивые творческие способности в обучении, с целью подготовки их к республиканским и международным конкурсам, создания персональных выставок, проектной…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Астраханцева

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Астраханцева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023