Дополнительная общеобразовательная программа по адаптации детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная программа по адаптации детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.9
Научные работы
doc
преподавание
6 кл—7 кл
19.04.2020
Дополнительная общеобразовательная программа по адаптации детей старшего дошкольного возраста
Программа составлена в контексте федерального образовательного стандарта, следовательно, отражает новые идеи, подходы и рекомендации и не дублирует образовательные программы развития и воспитания дошкольных учреждений.
Дополнительная-общеобразовательная-программа.doc

«Дополнительная общеразвивающая программа

по адаптации детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Ивановна Гончарова

МБОУ «Гимназия №1»  г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, Тюменская обл.

       Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному, психологическому и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

  К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, проходят определённую подготовку в детском дошкольном учреждении и перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, ребенок, будущий дошкольник должен быть разносторонне развитой личностью. Именно поэтому возникла эта программа по адаптации к школьному обучению дошкольников.

       Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

       Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения окружающих взрослых и сверстников к нему и выбирать свою линию поведения.

       Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение).

       Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Владеет и применяет культурно-гигиенические навыки.

       Актуальной становится предшкольное развитие старших дошкольников, когда есть возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации дошкольников к общению и обучению в начальной школе.

       Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации детей старшего дошкольного возраста, разработанная мной, это  программа которая обеспечивает полноценное развитие старших дошкольников, формирует желание учиться, развивает умственную деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников. Программа составлена в контексте федерального образовательного стандарта, следовательно, отражает новые идеи, подходы и рекомендации и не дублирует образовательные программы развития и воспитания дошкольных  учреждений.

ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Создание условий для формирования предпосылок к овладению универсальными учебными действиями (УУД) у будущих первоклассников. Развитие творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей; формирование речевой и психологической готовности; воспитание культуры общения; развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Организация учебно-воспитательного процесса и тематика программы предусматривает развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка, воспитываются эстетические чувства детей. В зоне особого внимания педагога учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе; изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка для построения индивидуальной образовательной траектории; учитывается, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому игра должна стать приоритетной формой организации учебного процесса.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Обучение детей организуется в соответствии с разработанной дополнительной общеразвивающей программой. Занятия проводятся два раз в неделю, одно занятие длительностью 30 минут. Наполняемость групп не более 15 человек. Педагогом-психологом проводится диагностика в начале и в конце обучения. Обработанная информация доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях. Программу могут осваивать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В                 ходе освоения содержания реализации дополнительной общеразвивающей программы по адаптации детей старшего дошкольного возраста предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

ОСНОВНЫЕ КУРСЫ ПРОГРАММЫ

В         процессе изучения данных курсов  программы дети получат знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним. Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию мышления, воображения и лингвистических навыков. В ходе реализации содержания программы у детей будут формироваться приемы умственных действий: сравнения, обобщения, классификации. Сформируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом. Продолжится развитие речи, мелкой моторики и графических навыков, развитие умения составлять небольшой рассказ по картинке, умения произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор детей, развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции, развитие эстетического вкуса и общей культуры ребенка.

 

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Система интенсивного развития способностей (СИРС) - является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного, интеллектуального и творческого человека, а также когнитивных способностей человека - быстрочтение, память, мышление.

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей , что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является: умение детей воспользоваться своими интеллектуальными способностями (дети становятся информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов; школьники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).

РАДУГА РЕЧИ Овладение способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств, в процессе обобщения, учебной деятельности. Систематизация и расширение представлений детей общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в социальной среде, обогащение словаря.

 АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В современной жизни возросла значимость изучения иностранного языка. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Данный курс адаптирован для будущих первоклассников и базируется на принципах коммуникативного обучения и направлен на формирование положительной познавательной мотивации. Курс знакомит ребенка с основами иноязычной культуры, сообщает ребенку базовый объем знаний, умений и навыков. Занятия являются устным подготовительным этапом к чтению и письму.

СТУПЕНЬКИ К ПОЗНАНИЮ  Многие родители считают, что ребенок, придя в школу, должен уметь читать, писать, считать, а развитию познавательных процессов не уделяют должного внимания. Как показывает практика, дети, пришедшие в первый класс, имеющие высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, воображения, мышления, памяти), но не умеющие читать и писать, достигают наиболее высоких результатов в учебе, по сравнению с детьми которые умеют читать и писать, а развитие познавательной сферы имеет низкий уровень развития. В связи с этим, очень важно у детей дошкольного возраста развивать первостепенно познавательные процессы как основную предпосылку к успешному обучению в школе. Именно психологический курс "Ступеньки к познанию" помогут дошкольникам.... сформировать психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «ЛЕГО - конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

СКОРОЧТЕНИЕ  Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка. Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь. Материал подходит и для детей не умеющих читать.

ЭТИКЕТ  Курс нацелен на освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Это значит предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Юные инспекторы Движения (ЮиД) Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя ЮиД.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Система оценивания достижения планируемых результатов важна не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а как способ достижения цели и обеспечения качества образования. Оценка в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий характер.

Эффективность работы дополнительной общеобразовательной программы по адаптации детей старшего дошкольного возраста определяется с помощью анкетирования, в котором принимают участие родители, чьи дети посещали программу в период реализации программы. Промежуточная аттестация по дополнительной общеразвивающей программе по адаптации детей старшего дошкольного возраста не предусмотрена.

СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результатом выполнения требований к условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы по адаптации детей старшего дошкольного возраста, должно быть создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического развития будущих первоклассников.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа позволяет обеспечить психическое и познавательное развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации детей старшего дошкольного возраста не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе. Старший дошкольный возраст сензитивен обучению, опирающемуся на наглядность. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения . Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению (желание стать школьником, достаточный уровень волевого развития, умственное развитие, уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности). Результатом всего хода развития и воспитания ребенка является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни.

Благодаря занятиям по дополнительной общеразвивающей программе у дошкольника сформируется готовность к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.

Содержание программы, структура организации занятий направлены на развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей. Таким образом, старшие дошкольники, прошедшие подготовительный курс по данной программе, смогут успешно заниматься в первом классе по любым учебно-методическим комплектам.



Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации детей старшего дошкольного возраста »

Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации детей старшего дошкольного возраста »

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса

Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления

Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления

Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами

Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020