Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

  • Образовательные программы
  • doc
  • 18.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Букварик 2 года.doc

         Управление образования, спорта и физической культуры

администрации города Орла

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества № 2 города Орла»

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 

 «БУКВАРИК»

 

 

IDпрограммы: 1364

Направленность программы: социально - гуманитарная 

Уровень программы: базовый

Категория и возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок освоения программы: 2 года, 1 час в неделю, 36 часов в год.

Объем часов: 72 часа

Фамилия И.О., должность разработчика (ов) программы: Карпова Любовь

Сергеевна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел, 2024 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы дополнительного образования социально - гуманитарной направленности 

 «Букварик»

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Календарный учебный график

7

1.3.

Содержание программы

8

1.4.

Планируемые результаты

13

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий программы дополнительного образования социально - гуманитарной направленности  «Букварик»

15

2.1.

Условия реализации программы

15

 

2.1.1. Материально-техническое обеспечение

 

 

2.1.2. Информационное обеспечение

15

 

2.1.3. Методическое обеспечение программы

15

 

2.1.4. Кадровое обеспечение

16

2.2.

Формы аттестации

16

2.3.

Оценочные материалы

17

2.4.

Методические материалы

19

 

Список литературы

20

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

 

Приложение 1 Диагностические материалы. 1 год обучения

23

 

Приложение 2 Диагностические материалы. 2 год обучения

25

 

Приложение 3 Рабочая программа «Букварик» 1 год обучения

27

 

Приложение 4 Рабочая программа «Букварик» 2 год обучения

30

 

Приложение 5 Методическое обеспечение. 1 год обучения

34

 

Приложение 6 Методическое обеспечение. 2 год обучения

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы дополнительного образования социально - гуманитарной направленности «Букварик».

 

1.1.  Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 (с учетом изменений);

— Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.  № 678-р);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242);

— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2023 г.;

— Письмо Департамента образования Орловской области от 15 июня 2016 года № 6-1424 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы);

— Устава МБУДО «ЦДТ №2 города Орла»;

— Лицензии МБУДО «ЦДТ №2 города Орла» на осуществление образовательной деятельности.

 

  Среди множества задач, решаемых на дошкольной ступени образования, одной из важнейших является подготовка детей к переходу в следующее образовательное звено, то есть в начальную школу. Вариативность программ начальной школы, вариативность видов учреждений создает ситуацию, в которой родители имеют возможность выбирать школу для своего ребенка, но и школа имеет возможность выбирать «своего» ученика. В результате происходит неуклонное повышение уровня требований к будущему школьнику. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» (Д.Б. Эльконин). И тогда процесс обучения будет значительно облегчён.

 В связи с этим была разработана программа по обучению грамоте «Букварик», имеющая  социально - гуманитарную направленность. Данная программа способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Занятия развивают интерес и способности к чтению. Содержание обучения на дошкольной ступени не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации.

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Актуальность программы   заключается в том, что она  составлена  в контексте федерального образовательного стандарта, отвечает современным  приоритетам развития образовательной системы Российской Федерации, следовательно, отражает новые идеи, подходы и рекомендации и не дублирует образовательные программы развития и воспитания дошкольного учреждения. Призвана обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоёв населения, так как может быть использована как дополнительная программа  по подготовке к обучению грамоте как для детей посещающих ДОУ, так и для детей, не охваченных дошкольным образованием.

          Программа «Букварик» является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Отличительной особенностью предоставленной программы является использование деятельностного метода  для знакомства детей с новым материалом, что позволяет дошкольникам получать не знание в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит и к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.  Программа «Букварик» реально позволяет решать проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

 

Программа адресована детям 5- 7-летнего дошкольного возраста,  рассчитана на два года обучения.

Форма обучения – очная, с применением дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса – в группах учащиеся одного возраста, состав групп постоянный.

Уровень освоения программы – стартовый,  направлен на развитие звуковой культуры и фонематического слуха дошкольников, на развитие звуко-буквенного анализа.

   Цель программы – подготовка дошкольников к обучению грамоте.

Задачи программы

1 год обучения

2 год обучения

Образовательные (предметные)задачи:

-  познакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

- познакомить детей с моделями (схемами) слов, специальными       символами для обозначения звуков;

- познакомить с печатными буквами;

- научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

- научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова;

- научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность;

- учить первоначальному слоговому чтению;

- научить правильной посадке.

 

Образовательные (предметные) задачи:

- cформировать навык различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных;

- научить определять последовательность звуков в слове, составлять схемы

звуко-буквенного анализа слов;

- сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных,

определять ударную часть слова;

- сформировать умение фиксировать предложение графически и определять

количество слов в предложении;

- обучить навыку правильного обозначения звуков соответствующими буквами;

- способствовать формированию навыка позиционного чтения (обращать

внимание на гласную, стоящую после согласного);

- способствовать усвоению правил грамматики и правописания: заглавная

буква, точка, вопросительный и восклицательный знаки, раздельное написание слов, правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу;

- учить детей слиянию слогов в  слова;

- учить составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов;

- научить правильной посадке.

Развивающие (метапредметные) задачи:

- развивать связную речь детей, умение внимательно слушать, осмысленно понимать речь, логично отвечать на поставленные вопросы и правильно задавать их;

- совершенствовать культуру речи детей, чистого произношения звуков и слов;

- развивать фонематическое восприятие звука и умение печатать буквы;

- развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику руки: научить ребенка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивающие (метапредметные) задачи:      - развивать интеллектуальные способности детей;

- развивать навыки ориентировки в тетрадях;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи;

- развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные (личностные) задачи:

- воспитывать культуру речевого общения;

- способствовать воспитанию доброжелательности, коммуникабельности  и корректному    отношению к собеседнику;

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность и самостоятельность;

- развить интерес  к  чтению.

 

Воспитательные (личностные) задачи:

- формировать мотивацию к учебной деятельности;

- формировать  умение работать в паре, группами и индивидуально;

- воспитывать чувства ответственности и самостоятельности;

- воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные;

- воспитывать любознательность и сообразительность;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.).

 

 

1.2.  Календарный учебный график.

 

Начало учебного года – 1 сентября.

Окончание учебного года – 31 мая.

 

Количество учебных недель

Количество часов в год

Продолжительность занятий

(академический час 30 минут)

Периодичность занятий в неделю

1 год обучения

36

36

1час(академичес-кий час 25минут)

1 раз

2 год обучения

36

36

1час(академичес-кий час 30 минут)

1 раз

 

Сроки проведения промежуточной аттестации – декабрь,  апрель.

Объём и срок освоения программы – программа рассчитана на 2 года обучения 72 учебных часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Содержание программы.

 

Учебный план 1 года обучения

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

 

Вводное занятие. Знакомство с учащимися.

1

 

1

 

 

наблюдение, беседа

2

 

Понятие о предложении, слове,  букве, звуке.

1

 

1

 

 

опрос

3

 

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы А О И У Э Ы.

6

 

3

 

3

 

опрос, анализ рабочих тетрадей

4

 

Согласные звуки и буквы.

 

18

 

9

 

9

 

опрос, анализ рабочих тетрадей

5

 

Слоги.

 

2

 

1

 

1

 

опрос, анализ рабочих тетрадей

6

 

Двузвучные гласные Е Е Ю Я.

 

4

 

2

 

2

 

опрос, анализ рабочих тетрадей

7

 

Буквы Ь и Ъ.

 

2

 

1

 

1

 

наблюдение, опрос

8

Итоговое занятие.

2

 

2

тестирование, контрольный  опрос

Итого

 

 

36

 

18

 

18

 

 

 

 

Содержание учебного плана 1 года обучения.

 

 1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися.

Теория. Правила поведения в ЦДТ и на занятии.

Практика. Игры на знакомство. Обведение по точкам небольших рисунков, раскрашивание.

2. Понятие о предложении, слове.

Теория. Мысли выражаются предложением. Понятия «предложение», «слово». Определение количества слов в предложении.

Практика.  Задания на нахождение слов в предложении, определение их места.

3. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы А О И У Э Ы.

Теория. Звуки речи. Понятие «гласный звук». Отличительные признаки гласных звуков. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Обозначение звуков буквами. Соотнесение буквы с соответствующим звуком. Условное обозначение гласных звуков.

Практика. Объяснение различий понятий «звук» и «буква», штриховка изучаемой буквы, написание буквы печатного шрифта, определение  позиции звука в слове (начало, середина, конец), подбор слов на заданный звук, выделение звука из слова, слов на заданный звук из текста. Чтение и звуковой анализ слогов и слов с изучаемой буквой.

4. Согласные звуки и буквы.

Теория. Понятие «согласный звук». Отличительные признаки согласных звуков. Соотнесение буквы с соответствующим звуком. Заглавная  и строчная буквы.

Существенные отличительные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных. Твердые и мягкие согласные. Твёрдые согласные звуки: Ж, Ш, Ц. Мягкие согласные звуки: Й, Ч, Щ. Глухие и звонкие согласные. Условное обозначение твёрдых и мягких согласных звуков.

Дифференцирование звуков, близких в произношении и по звучанию. Установление последовательности звуков в слове.      

Практика. Штриховка изучаемой буквы, написание буквы печатного шрифта, определение  позиции звука в слове (начало, середина, конец), подбор слов на заданный звук, различение  твёрдых-мягких согласных, глухих и звонких согласных, выделение звука из слова, слов на заданный звук из текста. Чтение и звуковой анализ слогов и слов с изучаемой буквой.  Составление схемы слова из 3 – 4-х звуков.

5. Слоги.

Теория. Слоги – части слова. Количество слогов и место каждого в слове. Зависимость количества слогов в слове от количества гласных.

Слияние согласного звука с гласным.

Практика. Определение количества слогов, деление слова на слоги (отхлопывать, отстукивать). Чтение слогов, слов из 2-3 слогов.

Составление слогов с изученными буквами.

6. Двузвучные гласные: Е Ё Ю Я.

Теория. Гласные, обозначающие два звука:  Е [й’э], Ё [й’о], Ю [й’у], Я [й’а].

Практика. Штриховка изучаемой буквы, написание буквы печатного шрифта, подбор слов на заданный звук, различение  твёрдых-мягких согласных, выделение звука из слова, слов на заданный звук из текста. Чтение и анализ слогов и слов с изучаемой буквой. Составление схемы слова из 3 – 4-х звуков.

7. Буквы Ь и Ъ.

Теория. Ь и Ъ – буквы, не обозначающие звуков. Функции Ь и Ъ знаков.

Практика. Употребление букв Ь и Ъ.

8. Итоговые занятия:

1 полугодие  - тестирование «Нахождение звуков в начале, конце, середине слова».

2 полугодие – контрольный опрос «Звуковой  анализ слова. Слоги».

 

 

Учебный план 2 года обучения

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Повторение материала «Звуки и буквы»

1

 

1

 

 

наблюдение

2

 

 

Звуки в речи: гласные и согласные.

6

 

 

3

 

 

3

 

 

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

3

 

Твердый и мягкий знаки.

1

 

 

1

 

опрос

4

 

Йотированные гласные.

12

 

6

 

6

 

самостоятельная работа

5

 

 

Слоги. Ударение.

5

 

 

1

 

 

4

 

 

анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

6

 

Заглавная буква.

1

 

 

1

 

опрос

7

 

Предложение.

 

6

 

2

 

4

 

опрос

8

 

Сочетания: ЧА-ЩА,  ЧУ-ЩУ,  ЖИ-ШИ.

2

 

1

 

1

 

опрос

9

Итоговое занятие.

2

 

 

 

2

 

 

контрольная работа,

тестирование

Итого

 

 

36

 

14

 

22

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного плана 2 года обучения.

 

1.  Вводное занятие. Повторение материала «Звуки и буквы».

Теория. Дифференциация понятий «звук» и «буква».  Буква как знак звука. Определение места звука / буквы в слове. Алфавитное название согласных букв.

Практика. Написание букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).  Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности; обведение буквы по контуру, запись буквы в воздухе.

2. Звуки в речи: гласные и согласные.

Теория. Различение гласных и согласных звуков.

–  Понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат.  Гласные буквы, придающие твёрдость и мягкость согласным буквам при произношении.

–  Понятие «согласный звук». Твёрдые и мягкие согласные звуки, их графическое изображение (синий и зелёный квадраты). Звонкие и глухие согласные.  Ш, Ж, Щ – всегда твёрдые согласные; Ч, Й, Щ – всегда мягкие согласные. Алфавитное название согласных букв.

Практика. Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове. Звуковой анализ состава слогов и слов, определение качественной характеристики звука: гласный  – согласный; согласный твёрдый  –  мягкий, звонкий  – глухой. Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов. Дидактические игры «Какая буква последняя?», «Впиши пропущенную букву».

 3. Твердый и мягкий знаки.

Теория. Буквы Ъ, Ь, не обозначающие звуков. Разделительные твердый (Ъ) и мягкий  (Ь) знаки. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.

Практика. Дидактическая игра «Угадай какой звук»,  работа в тетради – вписать пропущенную букву в слова (соль, день, роль, конь, лень, ноль, дождь).
Употребление Ъ и Ь как разделительных знаков; употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных.

           4. Йотированные гласные.

Теория. Двузвучные гласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью йотированных гласных. Звуковое обозначение гласных двузвучных  букв Я, Е, Ё, Ю. Двузвучные буквы в начале слова, после гласной, после разделительных Ь, Ъ.

Практика. Звуковой анализ состава слогов и слов. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Дидактические игры «Отыщите в рифмовке все буквы Я (Е, Ю)», Впиши пропущенную букву».

        5. Слоги. Ударение.

Теория. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Слогообразующая роль гласного звука. Правило: сколько гласных – столько и слогов. Последовательность и количество слогов в слове.

Ударение. Ударные и безударные гласные в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок – замок). Графическое обозначение ударения.

Практика.  Деление слов на слоги.  Подбор слов на заданное количество слогов; подбор слов на заданный слог,  выделение в словах первого и последнего слогов; составление прямых и обратных слогов. Определение места ударения в слове. Чтение слогов. Дидактические игры на образование слогов: «Кто в домике живёт?», «Делим слова на слоги», «Читаем и составляем слова», «Найди и прочитай», «Расшифруй слова», лото «Чтение».

        6. Заглавная буква.

Теория. Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах, кличках животных, названий городов, рек.

Практика.  Дидактические игры «Исправь ошибку», «Как меня зовут?»

        7. Сочетания: ЧА-ЩА,  ЧУ-ЩУ,  ЖИ-ЖИ.

Теория. Гласные после шипящих (чаща, чущу, жиши). Правила правописания.

Практика. Нахождение в тексте сочетаний чаща, чущу, жиши. Дидактическая игра «Буква заблудилась».

        8. Предложение.

Теория. Различение слова и предложения. Правило: предложение – это слова, связанные по смыслу. Порядок и количество слов в предложении. Оформление предложений на письме (раздельное написание слов; большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения). Предложения с различной интонацией и оформлением её на письме. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении.

Сравнение написаний заглавной и строчной букв. Графическое изображение предложения (схема). Обозначение  слова в схеме предложения.

Практика. Определение количества слов в предложении и места слова в предложении. Составление предложений с заданным словом, на заданное количество слов. Нахождение начала и конца предложения. Составление предложений с опорой на схему. Составление  схемы предложения.

        9. Итоговые занятия.

Теория: повторение пройденного  материала.

Практика:

1полугодие – контрольная работа;

2 полугодие – тестирование.

 

1.4. Планируемые результаты 

           К концу обучения по программе «Букварик» учащиеся освоят образовательную программу, будут достигнуты следующие планируемые результаты: образовательные (предметные), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), личностные, способствующие  готовности детей к началу обучения, что имеет существенное значение для преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Результаты

1 год обучения

2 год обучения

Образовательные

Учащиеся должны:

- знать основные свойства фонематического (звукового) строения слова;

- обозначать моделями (схемами) слова, знать специальные       символы для обозначения звуков;

- знать написание печатных букв;

- сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

- научиться слоговому членению слов, выделению слогов из слова;

- научиться первоначальному слоговому чтению;

- правильно держать карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

 

Учащиеся должны:

- различать гласные и согласные звуки;

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, твердые, мягкие);

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки;

- определять количество букв и звуков в слове, их последовательность;

- делить слово на слоги, определять количество слогов в слове, определять место ударения;

- конструировать предложения;

- определять количество слов в предложении;

-знать  правила правописания: заглавная буква, раздельное написание слов, правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу;

-  ставить пунктуационные знаки в конце предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения;

- читать плавно по слогам с постепенным переходом на чтение це­лым словом;

- правильно держать карандаш;

-  писать печатные варианты букв русского алфавита;

- ориентироваться на листе бумаги.

Метапредметные

Регулятивные УУД. Учащиеся должны уметь:

- отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

- самостоятельно выполнять поставленную задачу;

- оценивать результаты своей работы;

- правильно сидеть за столом, знать положение руки, ручки и тетради при письме.

Познавательные УУД. Учащиеся должны уметь:

- сравнивать элементы букв, делать анализ написания  элементов  букв, слогов, слов;

- классифицировать звуки;

- ориентироваться в учебном пособии.

Коммуникативные УУД. Учащиеся должны уметь:

- внимательно слушать, осмысленно понимать речь других, логично отвечать на поставленные вопросы и правильно задавать их;

- строить понятные для других высказывания.

 

Регулятивные УУД. Учащиеся должны уметь:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- работать по предложенному педагогом плану;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

- правильно сидеть при письме,  держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания;

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД. Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в учебном пособии;

- делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД. Учащиеся должны уметь:

- называть свою фамилию, имя, домашний адрес;

- ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- задавать вопросы;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в конфликтных ситуациях;

- выполнять различные роли при совместной работе.

Личностные

Учащиеся должны уметь:

-внимательно слушать педагога;

- соблюдать  этические нормы;

- понимать эмоции других людей, корректно общаться с собеседником;

- проявлять интерес к чтению.

 

 

Учащиеся должны уметь:

- работать в паре, группами и индивидуально;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!»

 

 

 

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий программы дополнительного образования социально - гуманитарной направленности    «Букварик»

 

2.1. Условия реализации программы.

     2.1.1. Материально-техническое обеспечение программы:

- учебный класс;

- оборудование  учебного класса: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебного материала;

-  тетради: «Обучение грамоте» (I, II части) на печатной основе из серии «Солнечные ступеньки»,  Бортникова Е. Ф. «Учимся читать» (I, II части);

Бортникова Е.Ф. «Развиваем навыки чтения и грамотного письма» (для детей 5-6 лет, I, II части),  Бортникова Е. Ф.. «Проверяем готовность ребёнка к школе» (для детей 6-7 лет), I часть.

- простой и цветные карандаши, ластик – на каждого ребёнка.

    2.1.2. Информационное обеспечение: магнитофон, ноутбук, аудио- и видеозаписи.

    2.1.3. Методическое обеспечение программы:

- оформленные стенды;

- индивидуальные карточки с клеточным пространством, фишки красного, зелёного, синего цветов;

- раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения;

- плакаты  «Алфавит для малышей», «Согласные и гласные»; «Гласные после шипящих»;

- таблицы со слогами и словами, картинками;

- карточки для звукового анализа слов;

- дидактические игры: «Делим слова на слоги», «Читаем и составляем слова», «Найди и прочитай», «Расшифруй слова»; «Прочитай по первым буквам», «звонкий – глухой», «Я читаю сам», «Кто в домике живёт?», «Чтение»;

- тестовые задания по обучению грамоте «Готов ли ты к школе?»

-  методическая  литература: словесные, дидактические, развивающие игры.

- картотеки  физминуток, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, упражнений для глаз, для пальцев и кистей рук.

      2.1.4.Кадровое обеспечение – высшее педагогическое образование, педагог дополнительного образования.

 

2.2. Формы аттестации.

Для оценки эффективности реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводятся следующие виды контроля: входной контроль, текущий  контроль, промежуточная аттестация.

Входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня готовности учащихся к обучению по данной программе. Входной контроль проводится индивидуально в виде устных заданий.

Текущий  контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения.

Промежуточная аттестация проводится  по итогам 1 и 2 полугодий с целью  объективного  установления фактического уровня освоения образовательной программы.

Для оценки результатов обучения разработаны критерии и специальные диагностические задания.

Формы отслеживания и фиксации результатов:

- протокол промежуточной аттестации;

- диагностические карты.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- опрос и активность обучающихся на занятиях;
- педагогическое наблюдение;

- индивидуальная работа;

 - анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях;

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- тестирование;

- итоговые занятия;

- промежуточная аттестация –4 раза за срок обучения.

 

2.3. Оценочные материалы.

С целью оценки качества знаний после изучения каждой темы проводятся: опрос, тестирование, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях, которые помогают определить знания, умения и навыки детей на начальном этапе обучения по данной программе и в конце обучения.

 

  Диагностика 1 года обучения проводится по 4 разделам:

1.Звуки и буквы.  

2. Дифференцирование гласных и согласных звуков.

3. Звуквой  анализ слова.

4. Слоги.

 

Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения программы 1 года обучения.

Система мониторинга предполагает трех - бальную систему оценки:

3 балла - ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания

2 балла - ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку

 1 балл - ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить после указания педагога, не справляется с большинством диагностических заданий

По результатам мониторинга суммируется общий балл, находится средний.

 

Диагностика 2 года обучения

I полугодие.

Грамота.

1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

2. Различие выбора букв для обозначения на письме звуков [а], [у], [о], [э].

3. Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

4. Буквы  Е, Ё, Ю, Я после согласной.

5. Буквы  Е, Ё, Ю, Я в начале слова.

Техника чтения.

1. Способ и темп чтения. Осознанность чтения.

 

II полугодие.

Грамота.

1.Буквы  Е, Ё, Ю, Я после гласного, после мягкого и твёрдого знаков.

2. Деление слов на слоги. Ударение. 

3. Сочетания  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

4. Заглавная буква

5.Предложение.

6. Порядок слов в предложении.

Техника чтения.

1. Способ и темп чтения.

2. Осознанность чтения.

3. Пересказ текста.

 

Уровни усвоения программы 2 года обучения.

Высокий уровень – ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные-безударные гласные, место звука в слове). Проводит сравнительный звуковой анализ слов. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным схемам.

Средний уровень – самостоятельно проводит анализ пятизвучных слов без стечения согласных, проводит сравнительный анализ слов, подбирает слова к заданным моделям, проводит слоговой анализ. Затрудняется в определении места звука в слове, в определении основных качественных характеристик звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные-безударные гласные). Составляет предложения с заданным количеством слов, с помощью педагога составляет схемы предложений, определяет слова по порядку.

Низкий уровеньребенок затрудняется в составлении предложений и схем к ним, определения количества слов в предложении. Допускает ошибки в звукопроизношении, при проведении звукового анализа слов и деления слов на слоги. Не дает основные качественные характеристики звуков (безударный – ударный гласный, твердый – мягкий согласный) Затрудняется в определении ударения в слове. С помощью подбирает слова к схемам. Не владеет словоизменением и сравнительным звуковым анализом.

 

  2.4. Методические материалы.

Особенности организации образовательного процесса: очно, с применением дистанционных технологий.

Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, словесные игры), наглядные (работа с таблицами, рабочими тетрадями на печатной основе по образцу), репродуктивные (тренинги на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, упражнения на воображение, внимание; составление звуко-буквенных схем, штриховки).

Методы воспитания: убеждение, мотивация, упражнение.

Форма организации образовательного процесса: индивидуально - групповая.

Формы организации учебного занятия: занятие-путешествие, игра, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, игра-занятие.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная технология  (ориентация   на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка), технология развивающего обучения (способствует активизации интеллектуального потенциала каждого ребенка, развитию познавательных психических процессов),  игровая технология (использование речевых игр, упражнений и наглядного материала позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи), коммуникативная технология обучения,  здоровьесберегающая технология, полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный).

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Литература для педагогов.

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

2. Конвенция о правах ребёнка.  Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.10.1989г.

3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р);          

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5. Устав МБУДО «Центр детского творчества №2 г.Орла».

6. Волина В.В.  Праздник Букваря /В.В.Волина. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2009. – 334с.

7. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Метод. пособие /Н. В. Дурова. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – 90с.

8. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты./М.Н.Ильина. –  СПб.: Питер, 2006. –  205с.

9. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве» / Е.В. Колесникова– М.: Ювента, 2016. - 48 с.

10. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя/ А.И.Максаков , Г.А.Тумакова  – М.: Просвещение, 2003.– 144с.

11. Микляева Н. В. Методические условия обучения детей грамоте: метод. пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112с.

12. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу /Художник Г. В. Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.

13.  Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова,  Е.А.  Нефёдова Е. А .– М.: Издательство « Астрель», 2007–  42с.

14.  Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий / Р.М.Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 205с.

15. Цуканова С. П., Берц Л.Л. учим ребёнка говорить и читать.конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи обучению грамоте детей старшего  дошкольного возраста. I, II, III периоды обучения  /Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» /С.П.Цуканова, Л.Л.Берц. – М.:Издательство ГНОМ и Д,  2010. – 184с.

16. Цуканова С. П.. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы по обучению грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» /С.П.Цуканова, Л.Л.Берц. – М.:Издательство ГНОМ и Д,  2011. – 32с.

17. Шанина С. А., Гаврилова А. С..Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. – М.:ООО Группа Компаний «РИПОЛклассик», ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2008. – 249с.

18. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. Серия: Подготовка к обучению грамоте / Д.Г.Шумаева. – СПб.:Акцидент, 1998. – 188с.

19. Юрчишина В.Д. Вижу - читаю - пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте /В.Д.Юрчишина. –2-е изд., испр. –  М.: ООО «Издательство « Гном и Д», 2007. – 80с.

 

Литература для родителей.

1.  Волина В.В.  Праздник Букваря /В.В.Волина. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2009. – 334с.

2. Загадки для детей. Про всё на свете /Н.В.Иванова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во , 2008. – 202с.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя / А.И.Максаков , Г.А.Тумакова.  – М.: Просвещение, 2003.– 144с.

4. Созонова Н.Н. Фонетические рассказы и сказки (для детей  5-7 лет). Тетрадь/ Н.Н.Созонова ,  Е.В. Куцина , Н.Г. Хрушкова; под ред.Т.А. Кайсиной. – Екатеринбург: ООО «Издательский  дом Литур», 2009. – 32с.

5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу/ Художник Г. В. Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.

6. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. Серия: Подготовка к обучению грамоте / Д.Г.Шумаева. – СПб.:Акцидент, 1998. – 188с.

 

Литература для детей.

1. Безруких  М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма / М.М.Безруких–

М.: Издательство «Дрофа», 2015. –64с.

2. Бортникова Е.Ф. Учимся читать (для детей 4-6 лет). Части 1,2. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2015. – 32с.

3. Бортникова Е. Ф.Развиваем навыки чтения и грамотного письма (для детей 5-6 лет). Тетрадь. Части 1, 2. – Екатеринбург: ООО «Книгомир»,  2015. – 32с.

4. Обучение грамоте. Тетрадь. Части 1, 2. Серия «Солнечные ступеньки». Автор: Коллектив  – Издательство: Кировская областная типография ООО «ВК «Дакота», 2015. – 32с.

5. Бортникова Е. Ф.. Проверяем готовность ребёнка к школе (для детей 6-7 лет). Тетрадь 1. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32с.

6. Играем в слова. Популярное пособие для детей и родителей / С.Е.Гаврина,  Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина – Ярославль:«Академия развития»,2000. – 18с.

7. Соловьёва Е.В. Буквы в раскрасках  / Е.В.Соловьёва. – М.: Просвещение, 2012. – 26с.

 

Электронные ресурсы сети Интернет. *

1. Администратор образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ovd.com.ru/index.htm

2. Вестник образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
3.
Газета «Первое сентября». [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://1september.ru/

4.Детский портал «Солнышко» . [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.solnet.ee/

5.  Начальная школа.  До и После.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/

6.«Обруч». [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.obruch.ru/

7. Открытое образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/

8. Педагогический журнал «Учитель». [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://ychitel.com/

*Дата обращения к сайтам: 2-8 августа 2024.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа «Букварик»

1 год обучения

 

Дата

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

 

Тема 1. Вводное занятие.

1

1

 

 

 

Вводное занятие. Знакомство с учащимися.

Инструктаж по ТБ и ПБ.

1

 

 

1

 

 

 

 

Тема 2. Предложение и слово.

1

1

 

 

 

Понятие о предложении, слове,  букве, звуке.

1

1

 

 

Тема 3.Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы А О И У Э Ы.

6

 

3

 

3

 

 

 

Гласные звуки и буквы. Звук и буква А.

1

0,5

0,5

 

 

Звук и буква У.

1

0,5

0,5

 

 

Звук и буква О.

1

0,5

0,5

 

 

Звук и буква И.

1

0,5

0,5

 

 

Звук и буква Ы.

1

0,5

0,5

 

 

Звук и буква Э.

1

0,5

0,5

 

Тема 4. Согласные звуки и буквы.

17

      8,5

8,5

 

 

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки и буква М.

1

 

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква Н.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква С.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква Т.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква К.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква Л.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква Р.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква В. 

1

0,5

0,5

 

 

Согласные  звуки  и буквы Ш, Ж, Ц.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква П.

1

0,5

0,5

 

 

Согласные  звуки  и буквы Й, Ч, Щ.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква З.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква Д.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква Г.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква Х.

1

0,5

0,5

 

 

Звуки и буква Ф.

1

0,5

0,5

 

Тема 5. Слоги.

3

1

2

 

 

Понятие «слог». Образование слогов.

1

0,5

0,5

 

 

Деление слов на слоги.

2

0,5

1,5

 

 

 

Тема 6. Двузвучные гласные Е Е Ю Я.

4

2

2

 

 

Гласная двузвучная буква Е.

1

0,5

0,5

 

 

Гласная двузвучная буква Я.

1

0,5

0,5

 

 

Гласная двузвучная буква Ё.

1

0,5

0,5

 

 

Гласная двузвучная буква Ю.

1

0,5

0,5

 

Тема 7. Буквы Ь и Ъ.

2

1

1

 

 

Смягчающий Ь.

1

0,5

0,5

 

 

Разделительные Ь и Ъ.

1

0,5

0,5

 

Тема 8. Итоговое занятие

2

 

2

 

 

Промежуточная аттестация. Нахождение звуков в начале, конце, середине слова.

1

 

1

 

 

Промежуточная аттестация. Звуквой  анализ слова. Слоги.

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа «Букварик»

2 год обучения

 

Дата

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Тема 1. Вводное занятие.

1

1

 

 

Вводное занятие. Повторение.

1

1

 

Тема 2. Звуки  речи: гласные и согласные.

6

3

3

 

Гласные звуки.

1

1

1

 

Звонкие и глухие парные согласные: З-С, Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш, В-Ф.

2

 

1

 

 

 

Непарные звонкие согласные: Й, Л, Н, М, Р.

1

 

0,5

 

0,5

 

 

Непарные глухие

согласные: Ц, Ч, Х, Щ.

1

 

0,5

 

0,5

 

 

Звонкие и глухие согласные (письменно).

1

 

 

1

 

Тема 3.Твердый и мягкий

знаки.

1

 

1

     

Буквы Ь, Ъ.

1

 

1

Тема 4. Йотированные гласные

12

6

6

 

Буквы Е, Ё после согласных.

1

0,5

0,5

 

Буквы Ю, Я после согласных.

1

0,5

0,5

 

Буква Е в начале слова.

1

0,5

0,5

 

Буква Ё в начале слова.

1

0,5

0,5

 

Буква Ю в начале слова.

1

0,5

0,5

 

Буква Я в начале слова.

1

0,5

0,5

 

Буква Е после гласных.

1

0,5

0,5

 

Буква Ё после гласных.

1

0,5

0,5

 

Буква Ю после гласных.

1

0,5

0,5

 

Буква Я после гласных.

1

0,5

0,5

 

Буквы Е, Ё, Ю, Я после Ь, Ъ.

 

2

 

1

1

 

Тема 5. Слоги. Ударение.

5

1

4

 

Понятие о слоге. Деление слов на слоги.

2

0,5

1,5

 

 

Понятие об ударении. Ударение в словах.

2

0,5

1,5

 

 

Слоги. Ударение (письменно).

1

 

1

Тема 6. Заглавная буква

1

 

1

 

Заглавная буква.

1

 

1

Тема 7. Предложение.

6

2

4

 

Понятие о предложении.

Порядок слов в предложении.

1

0,5

0,5

 

Схема предложения.

 

2

0,5

1,5

 

 

Составление предложений, опираясь на схему.

 

2

0,5

1,5

 

 

Виды предложений. Знаки препинания в конце предложения.

1

0,5

0,5

Тема 8. Сочетания: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

2

1

1

 

Сочетания: ЧА-ЩА,  ЧУ-ЩУ,  ЖИ-ШИ.

2

1

1

 

Тема 9. Итоговое занятие

2

 

2

 

Промежуточная аттестация. Звуки  речи: гласные и согласные.

Йотированные гласные после согласных.

Деление слов на слоги.

1

 

 

1

 

 

Промежуточная аттестация. Ударение в слове.

Звуко-буквенный анализ слов.

Предложение.

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические материалы 1 года обучения.

I полугодие.

1.Звуки и буквы.

*Выбери  правильное.
Мы пишем и видим: 
 буквы
 звуки

*Выбери  правильное.
Мы слышим и произносим:
буквы
звуки

*Зачеркни  заглавные буквы:
О    ы   и   К   у  Н   а  Т  А   н  У  Э  с

*Нахождение звука в слове. Где находится выделеная буква: в начале, середине, конце слова. Закрась нужный квадрат. (Педагог диктует слова: слон арбуз рак лиса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Напиши первые буквы, с которых начинаются названия предметов.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7c91cbf10c774f887dbde2659942b289&n=13https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/033b/00051fd2-c71cfc97/hello_html_67d91afb.jpg         http://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/18/s_59e787bf61e1c/715231_4.jpeghttps://media.istockphoto.com/photos/single-metal-sewing-needle-isolated-on-white-picture-id157588323?k=6&m=157588323&s=612x612&w=0&h=Z81ISnIlCDv6kKaJhX6Qhgy5s9kWPUMvvFR-_pBR-iY= https://thetomatos.com/wp-content/uploads/2016/02/bus-cliparts.jpg  http://skarbnu4ka.com/wp-content/uploads/2014/04/malyunok-bober-dyatel-pavuchok-vedmid.jpg                                       https://fs00.infourok.ru/images/doc/211/240034/hello_html_4c1da545.jpg

2.  Дифференцирование гласных и согласных звуков.

*Подчеркни гласные буквы красным карандашом.

 А     Т     И     К     Л    Э   М    Н    О    С    У    Ы           

*Подчеркнуть гласную букву, смягчающую согласные.

А      И     Э    О    У    Ы 

 *Подчеркни слова, которые начинаются с согласного звука:

УТКА   ДОМ   СОСНЫ   ОКНО   ПАРК   АИСТ   НОРА

 

 

II полугодие.

1.Звуки и буквы.

*Обведи  буквы, которые обозначают гласные звуки, красным карандашом;

синим – буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки;

зелёным – буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки:

 буквы, которые  не обозначают звуки – простым.

А     Б     В     Г     Д    Е     Ё     Ж     З     И     Й     К     Л     М     Н     О     П     Р     С     Т     У    Ф     Х    Ц    Ч     Ш    Щ    Ъ     Ы     Ь     Э     Ю    Я

 

*Обведите гласные буквы, которые  нельзя пропеть.

А     Е     Ё     И     О    У    Ы    Э    Ю    Я

* Из каких звуков состоят буквы, напиши.

 Е=                        Ё=                      Ю=                         Я=    

 

2.Звуквой  анализ слова. Составь звуковую схему слов.

Б И Л Е Т                     

 

 

 

 

 

Ч А Й

 

 

 

К А М Ы Ш

 

 

 

 

 

       

3. Слоги.

*Прочитай слоги. Подходят ли они к названиям картинок? Если не подходят, в пустых клетках напиши правильные, неправильные – зачеркни.

 

 

ды

 

http://hddfhm.com/images/animated-house-clipart-4.png

 

ра

 

http://refleader.ru/files/2/ce95cabc58933d51db46f4bfbf442fd1.html_files/4.jpg

 

 

су

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/171.png

 

 

    ба

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=22ba872eec0ac8505efcd56f2dd47ed5&n=13

 

 

*Раздели слова на слоги (нарисуй под ними столько кружочков, сколько слогов), подчеркни гласные.

ПОПУГАЙ       ПОВАР       ЛОТО        БОЛОТО       ПЕРО     

 

 КОМАР           КНИГА       ЛИСА         ГОЛУБЬ       ЖУК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические материалы 2 года обучения.

I полугодие.

 

Грамота.

1.  Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.1-3).

* Подчеркни:

красным карандашом – гласные звуки; синим карандашом – буквы, которые обозначают только один твёрдый согласный звук; зелёным карандашом – буквы, которые обозначают только один   мягкий       согласный звук,  простым карандашом – буквы, которые  не обозначают звуков.

Б         В       Г        Д      Ж      З        Й         К        Л        М       Н 

 П      Р         С       Т        Ф       Х        Ц      Ч       Ш      Щ        Ъ        Ь

*Обведи звонкие согласные.

Б        В       Г        Д      Ж      З        Й         К        Л        М       Н        П      Р      С         Т        Ф       Х        Ц      Ч       Ш      Щ    

 

2.Различие выбора букв для обозначения на письме звуков [а], [у], [о], [э].

(Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.5)

Напиши пропущенные буквы, чтобы получились данные пары слов. Подчеркни буквы, стоящие перед гласными (твёрдый согласный звук – синим карандашом, мягкий –  зелёным карандашом.

М…К           М...Ч

Л…К            КР…К

Н…С            П…С

М…Р            М…Л

 

3.Мягкий знак – показатель мягкости согласных. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.6, 9)

Напиши в словах пропущенную букву чёрным карандашом. Подчеркни в каждом слове зелёным карандашом букву перед мягким знаком, обозначающую мягкий согласный звук. Сколько в каждом слове звуков, сколько букв и напиши рядом с каждым словом. Чего в каждом слове больше: звуков или букв? Почему?

ПЕН __                   __ звука,     __ буквы

БОЛ __                    __ звука,     __ буквы

ДЕН__КИ                       __ звука,     __ буквы

МАЛ__ЧИК                   __ звука,     __ буквы

 

4. Буквы  Е, Ё, Ю, Я после согласной.

Сделай звуковой анализ слов.

ДВЕРИ          КЛЮШКА        ЛЁД         ПРЯЖА

 

5.Буквы  Е, Ё, Ю, Я в начале слова. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.7)

Подчеркни в каждом слове красным карандашом букву, которая обозначает два звука. Сделай звуковой анализ слов.

ЯМА           ЮЛА          ЕСТ           ЁРШ

 

Техника чтения.

1. Способ и темп чтения. Осознанность чтения. . (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.29)

Мама, папа и Аня собирали в лесу грибы. Около пенька Аня увидела маленького ёжика. Вот так находка!

II полугодие.

Грамота.

1. Буквы  Е, Ё, Ю, Я после гласного, после мягкого и твёрдого знаков.

(Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.10,11)

Прочитай слова, вставь пропущенную букву. Напиши  пропущенную букву чёрным карандашом в каждом из этих слов. Сделай звуковой анализ этих слов.

ДРУЗ__Я                     ВАРЕН__Е                                 Л__ЁТ             

Л__ЬТ                          С__ЕДОБНЫЙ                          ПОД__ЁМ              

ОБ__ЯВЛЕНИЕ          ПРЕД__ЮБИЛЕЙНЫЙ

 

2. Деление слов на слоги. Ударение.  (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.12)

* Вопрос: что такое слоги? Как определить количество слогов?

* Прочитай слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки, красным карандашом.

ДЕТИ                ШКОЛА            ПЫЛЕСОС            ДРУЗЬЯ

КРОТ                 УЧИЛИ             ЗЕБРА                   ЧЕРЕПАХА

ЧАЙКА             ЛИНИЯ             ЧАС                        МАЙ

ПОМИДОР       ЗЕЛЁНЫЙ         ПОДЪЕХАЛ         ЗАЙКА

* Раздели слова на слоги вертикальными линиями простым карандашом. Совпадает ли количество гласных звуков и слогов в словах? Какие  слова ты не разделил  на слоги? Почему?

* Поставь ударение в каждом слове. В каких словах значок  ударения можно не ставить? Почему?

 

3.Сочетания  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.13, 15)

Напиши пропущенную букву красным карандашом во всех этих словах.

Ж__Л               ЛЫЖ __              Ш__НА               Ж__ВОТ          Ш__ЛИ            МЫШ__          ГАРАЖ__           МАШ__НА         Ж__ЗНЬ           Ш__ПЫ               Щ__КА           Щ__РЯТА            Ч__ДО                Ч__ДЕСА         ТАЩ__               Ч__ЛКИ          Щ__ВЕЛЬ            Ч__ШКА             Ч__СИКИ        КРИЧ__   Ч__ЙНИК       Ч__ЖОЙ

 

4. Заглавная буква. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.14)

 Прочитай слова.  Напротив слов, которые надо писать с заглавной буквы,  напиши эти слова верно. Подчеркни  заглавную  букву в этих словах.

ЛЮДИ –                   ЛЮДА –               ГЕРОИ –               МАША –

ЛЮСТРА –              РОССИЯ –           МОСКВА –           ЩЕНОК ТЯПА –

 

5.Предложение. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.16)

Прочитай предложение.  Верно ли  написано начало предложения? Какие слова в этом предложении надо писать с большой буквы? Почему? Что забыли поставить в конце этого предложения? Ниже напиши это предложение  верно.

У  ФЕДИ  И  ЛЕНЫ  ЖИВЁТ  КОТЁНОК  ПУШОК

 

6. Порядок слов в предложении. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.17)

1. Прочитай слова. Расставь слова по порядку, чтобы получилось предложение и напиши его ниже. Не забудь про начало и  конец предложения.

БАБУ   ВО   ЗИМОЙ   СНЕЖНУЮ   СТРОЯТ   ДВОРЕ   РЕБЯТИШКИ

 

Техника чтения.

1. Способ и темп чтения. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.29)

Пошла медведица в лес за малиной и взяла в помощники своего медвежонка. Весело кипит работа у медведицы. Скоро её большая корзина до верху наполнится малиной. А где же медвежонок? Оглянулась медведица и изумилась. Сидит её сыночек около куста  малины и с удовольствием поедает из своей маленькой корзинки ягоды, которые набрал. Вот так  помощник!

 

2. Осознанность чтения. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.30). Прочитай рассказ.

 

    На день рождения мамы львёнок Лёва нёс в подарок воздушный шарик. Увидев красивую бабочку, которая села на цветок прямо перед ним, львёнок от неожиданности выпустил ниточку из лап. Шарик взлетел вверх и зацепился за пальму.

– Как же я достану  подарок для моей любимой мамочки?! – огорчился львёнок Лёва. 

– Не переживай, малыш! Я тебе помогу, – услышал львёнок голос жирафа, который важно прогуливался рядом. И через несколько минут львёнок отправился дальше, крепко прижимая к себе воздушный шарик.

 

Ответь на вопросы:

* Как звали львёнка?

* Куда шёл львёнок?
* Что нёс львёнок в подарок маме?
* Что случилось с воздушным шариком?
* Кто помог малышу?
* Почему жирафу  удалось снять шарик с пальмы?

 

3. Пересказ текста. . (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.31). Прочитай рассказ два раза. Расскажи, что запомнил, составляя развёрнутые предложения.

 

     Наступила осень. Все зверята засобирались в школу. Маленькие зайчата, собрав в свои портфели карандаши и тетрадки, поспешили следом.

    Только жили они на другом берегу реки. И недалеко школа, да как же через реку перебраться – плавать-то они не умеют. Огорчились зайчата, а в лесной школе уже вовсю идёт урок.

    Да спасибо бобрам, что строили на этой речке плотину. Взяли они  большое бревно и перебросили его с одного берега на другой.

    Быстро пробежали зайчата по бревну, как по мостику. Теперь и они смогут учиться в лесной школе.

 


Методическое обеспечение

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

социально-педагогической направленности «Ступени» (1 год обучения)

 

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение,

дидактико-методический материал

 

Формы, методы, приемы

обучения.

Педагогические технологии

Формы учебного занятия

1

Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Инструктаж по ТБ и ПБ.

 

1.Рабочие тетради

 Е. Бортникова

«Учимся читать»

 (I, II части, 4-5 лет),

«Обучение грамоте (серия «Солнечные ступеньки», I часть)

2.Планы занятий (Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей)

3.Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего  дошкольного возраста (Цуканова С. П., Берц Л.Л. Я учусь говорить и читать).

4.Раздаточные таблицы по обучению грамоте и развитию техники чтения у старших дошкольников. (Приложение к пособию С.П.Цуканова,  Л.Л.Берц Я учусь говорить и читать).

5.Индивидуальные карточки с клеточным пространством, фишки красного, синего и зелёного цвета.

6.Картотеки  физминуток, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, упражнений для глаз.

7. Музыкальные физминутки.

8.Куклы Буратино, Незнайка, Баба Яга.

9.Музыка для релаксации.

 

1.Методы:

словесный:

объяснение,

диалог;

 наглядный:

схемы,

плакаты,

демонстрационные материалы;

практической работы:

упражнения;

метод наблюдения:

презентации;

методы проблемного обучения:

постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий,

создание проблемных ситуаций и

решение проблемы обучающимися;

–– метод игры:

дидактические,

 развивающие,

 познавательные,

игра-конкурс,

игра-путешествие

 

Педагогические технологии:

ТРИЗ;

наглядное моделирование;

информационно-коммуникативные;

игровые;

технологию проблемного обучения;

технологии проектной деятельности;

– здоровьесберегающие.

Учебная игра.
Сказка.
Игра-путешествие.

Тематические задания по подгруппам.

 

2

Понятие о предложении, слове,  букве, звуке.

1.Стенд «Звуки и буквы».

2. Конспекты.

3

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы А О И У Э Ы.

 

 

1.Карточки «Что лишнее?», «Найди слова на заданную букву».

2.Перфокарты.

3. Конспекты.

4

Согласные звуки и буквы.

 

 

 

 

 

 

 

1.Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам».

2.Карточки: «Что лишнее?», «Найди слова на заданную букву».

3.Карточки для составления схемы слова.

4.Конспекты.

5.Перфокарты.

5

Слоги.

 

 

 

 

1.Конспект «Слоговой состав слова».

2.Дидактические игра «Делим слова на слоги».

3. Перфокарты.

4. Конспекты.

6

Двузвучные гласные Е Е Ю Я.

 

 

 

 

1.Карточки «Что лишнее?», «Найди слова на заданную букву».

2.Карточки для составления схемы слова.

3.Конспекты.

7

Буквы Ь и Ъ.

 

 

1.Стенды:  «Смягчающий Ь», «Разделительный Ь».

2. Конспекты.

8

Итоговое занятие.

 

 

 

 

1.Тестовые задания.

2. Дидактическая игра «Читаем и составляем слова».                              

Промежуточная аттестация, контрольное занятие

 

Методическое обеспечение

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

социально-педагогической направленности «Ступени» (2 год обучения)

 

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение,

дидактико-методический материал

 

Формы, методы, приемы

обучения.

Педагогические технологии

Формы учебного занятия

1

Вводное занятие. Повторение «Звуки и буквы».

1.Методические рекомендации «Виды работ по ознакомлению с буквами».

2.Стенд «Звуки и буквы».

1.Стенд «Гласные и согласные».

2.Рабочие тетради: Е. Бортникова

«Развиваем навыки чтения и грамотного письма» (I, II части, 5-6 лет);

«Обучение грамоте (серия «Солнечные ступеньки», II часть);

«Проверяем готовность ребёнка к школе» (для детей 6-7 лет), 1 часть

3.Картотеки  физминуток, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, упражнений для глаз

4.Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения.

5. Музыкальные физминутки.

6.Куклы Буратино, Незнайка, Баба Яга.

7.Музыка для релаксации.

8. Конспекты занятий по обучению грамоте (Юрчишина В.Д. Вижу - читаю – пишу).

 

1.Методы:

словесный:

объяснение,

диалог;

 наглядный:

схемы,

плакаты,

демонстрационные материалы;

практической работы:

упражнения;

метод наблюдения:

презентации;

методы проблемного обучения:

постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий,

создание проблемных ситуаций и

решение проблемы обучающимися;

–– метод игры:

дидактические,

 развивающие,

 познавательные,

игра-конкурс,

игра-путешествие

 

Педагогические технологии:

ТРИЗ;

наглядное моделирование;

информационно-коммуникативные;

игровые;

технологию проблемного обучения;

технологии проектной деятельности;

– здоровьесберегающие.

Учебная игра.
Сказка.
Игра-путешествие.

Тематические задания по подгруппам.

 

 

2

Звуки в речи: гласные и согласные.

1.Дидактические игры: «Расшифруй слова», «Звонкий – глухой»,

«Кто в домике живёт?»

2.Методические рекомендации «Виды работ по формированию фонематических представлений».

3.Конспекты: «Гласные и согласные звуки и буквы».

4.Перфокарты.

5.Карточки для составления схемы слова.

3

Твердый и мягкий знаки.

1.Стенды:  «Смягчающий Ь», «Разделительный Ь».

2.Конспект.

3.Карточки для составления схемы слова.

4. Презентации «Смягчающий Ь», «Разделительные Ь и Ъ».

4

Йотированные гласные.

1.Стенд «Согласные и гласные»

2.Конспекты: «Буква «Е» в начале слова», «Буква «Я» в начале слова»

3.Карточки для составления схемы слова.

4.Презентации:

 «Буквы Е, Ё, Ю, Я после гласных»,

«Буквы Е, Ё, Ю, Я после Ь,Ъ»,

«Буква Е в начале слова»,

«Буква Ё в начале слова»,

«Буква Ю в начале слова»,

«Буква Я в начале слова»,

5

Слоги. Ударение.

1.Дидактические игры: «Продолжи слова», «Читаем и составляем слова», «Кто в домике живёт?», «Делим слова на слоги».

2.Методические рекомендации «Виды работ над слогом».

3. Перфокарты.

6

Заглавная буква.

1.Конспект

2. Карточки по теме.

3.Стихотворение Е. Измайловой.

4.Презентация «Заглавная буква»

7

Предложение.

 

1.Тексты для чтения.

2.Дидактическая игра «Я читаю сам»,

«Читаем и составляем слова»;

3. Перфокарты.

8

Сочетания: ЧА-ЩА,  ЧУ-ЩУ,  ЖИ-ШИ.

1.Плакат  «Гласные после шипящих».

2.Дидактическая игра «Весёлый грамотей».

9

Звуко-буквенный анализ слов.

1.Карточки для составления схемы слова.

2. Стенды:  «Смягчающий Ь», «Разделительный Ь», «Согласные и гласные»

10

Итоговое занятие.

1.Тестовые задания.

2.Дидактические игры: «Готов ли ты к школе?»

«Найди и прочитай», «Расшифруй слова»;
«Прочитай по первым буквам».

3. Перфокарты.

Контрольное

занятие,

тестирование.

 


Скачано с www.znanio.ru