Управление образования, спорта и физической культуры
администрации города Орла
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества № 2 города Орла»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«БУКВАРИК»
IDпрограммы: 1364
Направленность программы: социально - гуманитарная
Уровень программы: базовый
Категория и возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок освоения программы: 2 года, 1 час в неделю, 36 часов в год.
Объем часов: 72 часа
Фамилия И.О., должность разработчика (ов) программы: Карпова Любовь
Сергеевна, педагог дополнительного образования
Орел, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы дополнительного образования социально - гуманитарной направленности «Букварик» |
3 |
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.2. |
Календарный учебный график |
7 |
1.3. |
Содержание программы |
8 |
1.4. |
Планируемые результаты |
13 |
|
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий программы дополнительного образования социально - гуманитарной направленности «Букварик» |
15 |
2.1. |
Условия реализации программы |
15 |
|
2.1.1. Материально-техническое обеспечение |
|
|
2.1.2. Информационное обеспечение |
15 |
|
2.1.3. Методическое обеспечение программы |
15 |
|
2.1.4. Кадровое обеспечение |
16 |
2.2. |
Формы аттестации |
16 |
2.3. |
Оценочные материалы |
17 |
2.4. |
Методические материалы |
19 |
|
Список литературы |
20 |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ: |
|
|
Приложение 1 Диагностические материалы. 1 год обучения |
23 |
|
Приложение 2 Диагностические материалы. 2 год обучения |
25 |
|
Приложение 3 Рабочая программа «Букварик» 1 год обучения |
27 |
|
Приложение 4 Рабочая программа «Букварик» 2 год обучения |
30 |
|
Приложение 5 Методическое обеспечение. 1 год обучения |
34 |
|
Приложение 6 Методическое обеспечение. 2 год обучения |
36 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы дополнительного образования социально - гуманитарной направленности «Букварик».
1.1. Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 (с учетом изменений);
— Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
— Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2023 г.;
— Письмо Департамента образования Орловской области от 15 июня 2016 года № 6-1424 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы);
— Устава МБУДО «ЦДТ №2 города Орла»;
— Лицензии МБУДО «ЦДТ №2 города Орла» на осуществление образовательной деятельности.
Среди множества задач, решаемых на дошкольной ступени образования, одной из важнейших является подготовка детей к переходу в следующее образовательное звено, то есть в начальную школу. Вариативность программ начальной школы, вариативность видов учреждений создает ситуацию, в которой родители имеют возможность выбирать школу для своего ребенка, но и школа имеет возможность выбирать «своего» ученика. В результате происходит неуклонное повышение уровня требований к будущему школьнику. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» (Д.Б. Эльконин). И тогда процесс обучения будет значительно облегчён.
В связи с этим была разработана программа по обучению грамоте «Букварик», имеющая социально - гуманитарную направленность. Данная программа способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Занятия развивают интерес и способности к чтению. Содержание обучения на дошкольной ступени не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Актуальность программы заключается в том, что она составлена в контексте федерального образовательного стандарта, отвечает современным приоритетам развития образовательной системы Российской Федерации, следовательно, отражает новые идеи, подходы и рекомендации и не дублирует образовательные программы развития и воспитания дошкольного учреждения. Призвана обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоёв населения, так как может быть использована как дополнительная программа по подготовке к обучению грамоте как для детей посещающих ДОУ, так и для детей, не охваченных дошкольным образованием.
Программа «Букварик» является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Отличительной особенностью предоставленной программы является использование деятельностного метода для знакомства детей с новым материалом, что позволяет дошкольникам получать не знание в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит и к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Программа «Букварик» реально позволяет решать проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Программа адресована детям 5- 7-летнего дошкольного возраста, рассчитана на два года обучения.
Форма обучения – очная, с применением дистанционных технологий.
Особенности организации образовательного процесса – в группах учащиеся одного возраста, состав групп постоянный.
Уровень освоения программы – стартовый, направлен на развитие звуковой культуры и фонематического слуха дошкольников, на развитие звуко-буквенного анализа.
Цель программы – подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Задачи программы
1 год обучения |
2 год обучения |
Образовательные (предметные)задачи: - познакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; - познакомить детей с моделями (схемами) слов, специальными символами для обозначения звуков; - познакомить с печатными буквами; - научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; - научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова; - научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность; - учить первоначальному слоговому чтению; - научить правильной посадке.
|
Образовательные (предметные) задачи: - cформировать навык различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных; - научить определять последовательность звуков в слове, составлять схемы звуко-буквенного анализа слов; - сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; - сформировать умение фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении; - обучить навыку правильного обозначения звуков соответствующими буквами; - способствовать формированию навыка позиционного чтения (обращать внимание на гласную, стоящую после согласного); - способствовать усвоению правил грамматики и правописания: заглавная буква, точка, вопросительный и восклицательный знаки, раздельное написание слов, правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу; - учить детей слиянию слогов в слова; - учить составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов; - научить правильной посадке. |
Развивающие (метапредметные) задачи: - развивать связную речь детей, умение внимательно слушать, осмысленно понимать речь, логично отвечать на поставленные вопросы и правильно задавать их; - совершенствовать культуру речи детей, чистого произношения звуков и слов; - развивать фонематическое восприятие звука и умение печатать буквы; - развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи; - развивать мелкую моторику руки: научить ребенка
обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта; |
Развивающие (метапредметные) задачи: - развивать интеллектуальные способности детей; - развивать навыки ориентировки в тетрадях; - развивать мелкую моторику рук; - развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи; - развивать словесно-логическое мышление, память, внимание. |
Воспитательные (личностные) задачи: - воспитывать культуру речевого общения; - способствовать воспитанию доброжелательности, коммуникабельности и корректному отношению к собеседнику; - воспитывать внимание; - воспитывать организованность и самостоятельность; - развить интерес к чтению.
|
Воспитательные (личностные) задачи: - формировать мотивацию к учебной деятельности; - формировать умение работать в паре, группами и индивидуально; - воспитывать чувства ответственности и самостоятельности; - воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные; - воспитывать любознательность и сообразительность; - воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.). |
1.2. Календарный учебный график.
Начало учебного года – 1 сентября.
Окончание учебного года – 31 мая.
|
Количество учебных недель |
Количество часов в год |
Продолжительность занятий (академический час 30 минут) |
Периодичность занятий в неделю |
1 год обучения |
36 |
36 |
1час(академичес-кий час 25минут) |
1 раз |
2 год обучения |
36 |
36 |
1час(академичес-кий час 30 минут) |
1 раз |
Сроки проведения промежуточной аттестации – декабрь, апрель.
Объём и срок освоения программы – программа рассчитана на 2 года обучения –72 учебных часа.
1.3. Содержание программы.
Учебный план 1 года обучения
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации, контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1
|
Вводное занятие. Знакомство с учащимися. |
1
|
1
|
|
наблюдение, беседа |
2
|
Понятие о предложении, слове, букве, звуке. |
1
|
1
|
|
опрос |
3
|
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы А О И У Э Ы. |
6
|
3
|
3
|
опрос, анализ рабочих тетрадей |
4
|
Согласные звуки и буквы.
|
18
|
9
|
9
|
опрос, анализ рабочих тетрадей |
5
|
Слоги.
|
2
|
1
|
1
|
опрос, анализ рабочих тетрадей |
6
|
Двузвучные гласные Е Е Ю Я.
|
4
|
2
|
2
|
опрос, анализ рабочих тетрадей |
7
|
Буквы Ь и Ъ.
|
2
|
1
|
1
|
наблюдение, опрос |
8 |
Итоговое занятие. |
2 |
|
2 |
тестирование, контрольный опрос |
Итого |
|
36
|
18
|
18
|
|
Содержание учебного плана 1 года обучения.
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися.
Теория. Правила поведения в ЦДТ и на занятии.
Практика. Игры на знакомство. Обведение по точкам небольших рисунков, раскрашивание.
2. Понятие о предложении, слове.
Теория. Мысли выражаются предложением. Понятия «предложение», «слово». Определение количества слов в предложении.
Практика. Задания на нахождение слов в предложении, определение их места.
3. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы А О И У Э Ы.
Теория. Звуки речи. Понятие «гласный звук». Отличительные признаки гласных звуков. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Обозначение звуков буквами. Соотнесение буквы с соответствующим звуком. Условное обозначение гласных звуков.
Практика. Объяснение различий понятий «звук» и «буква», штриховка изучаемой буквы, написание буквы печатного шрифта, определение позиции звука в слове (начало, середина, конец), подбор слов на заданный звук, выделение звука из слова, слов на заданный звук из текста. Чтение и звуковой анализ слогов и слов с изучаемой буквой.
4. Согласные звуки и буквы.
Теория. Понятие «согласный звук». Отличительные признаки согласных звуков. Соотнесение буквы с соответствующим звуком. Заглавная и строчная буквы.
Существенные отличительные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных. Твердые и мягкие согласные. Твёрдые согласные звуки: Ж, Ш, Ц. Мягкие согласные звуки: Й, Ч, Щ. Глухие и звонкие согласные. Условное обозначение твёрдых и мягких согласных звуков.
Дифференцирование звуков, близких в произношении и по звучанию. Установление последовательности звуков в слове.
Практика. Штриховка изучаемой буквы, написание буквы печатного шрифта, определение позиции звука в слове (начало, середина, конец), подбор слов на заданный звук, различение твёрдых-мягких согласных, глухих и звонких согласных, выделение звука из слова, слов на заданный звук из текста. Чтение и звуковой анализ слогов и слов с изучаемой буквой. Составление схемы слова из 3 – 4-х звуков.
5. Слоги.
Теория. Слоги – части слова. Количество слогов и место каждого в слове. Зависимость количества слогов в слове от количества гласных.
Слияние согласного звука с гласным.
Практика. Определение количества слогов, деление слова на слоги (отхлопывать, отстукивать). Чтение слогов, слов из 2-3 слогов.
Составление слогов с изученными буквами.
6. Двузвучные гласные: Е Ё Ю Я.
Теория. Гласные, обозначающие два звука: Е [й’э], Ё [й’о], Ю [й’у], Я [й’а].
Практика. Штриховка изучаемой буквы, написание буквы печатного шрифта, подбор слов на заданный звук, различение твёрдых-мягких согласных, выделение звука из слова, слов на заданный звук из текста. Чтение и анализ слогов и слов с изучаемой буквой. Составление схемы слова из 3 – 4-х звуков.
7. Буквы Ь и Ъ.
Теория. Ь и Ъ – буквы, не обозначающие звуков. Функции Ь и Ъ знаков.
Практика. Употребление букв Ь и Ъ.
8. Итоговые занятия:
1 полугодие - тестирование «Нахождение звуков в начале, конце, середине слова».
2 полугодие – контрольный опрос «Звуковой анализ слова. Слоги».
Учебный план 2 года обучения
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации, контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение. Повторение материала «Звуки и буквы» |
1
|
1
|
|
наблюдение |
2
|
Звуки в речи: гласные и согласные. |
6
|
3
|
3
|
опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
3
|
Твердый и мягкий знаки. |
1
|
|
1
|
опрос |
4
|
Йотированные гласные. |
12
|
6
|
6
|
самостоятельная работа |
5
|
Слоги. Ударение. |
5
|
1
|
4
|
анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
6
|
Заглавная буква. |
1
|
|
1
|
опрос |
7
|
Предложение.
|
6
|
2
|
4
|
опрос |
8
|
Сочетания: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. |
2
|
1
|
1
|
опрос |
9 |
Итоговое занятие. |
2
|
|
2
|
контрольная работа, тестирование |
Итого |
|
36
|
14
|
22
|
|
Содержание учебного плана 2 года обучения.
1. Вводное занятие. Повторение материала «Звуки и буквы».
Теория. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Буква как знак звука. Определение места звука / буквы в слове. Алфавитное название согласных букв.
Практика. Написание букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий). Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности; обведение буквы по контуру, запись буквы в воздухе.
2. Звуки в речи: гласные и согласные.
Теория. Различение гласных и согласных звуков.
– Понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат. Гласные буквы, придающие твёрдость и мягкость согласным буквам при произношении.
– Понятие «согласный звук». Твёрдые и мягкие согласные звуки, их графическое изображение (синий и зелёный квадраты). Звонкие и глухие согласные. Ш, Ж, Щ – всегда твёрдые согласные; Ч, Й, Щ – всегда мягкие согласные. Алфавитное название согласных букв.
Практика. Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове. Звуковой анализ состава слогов и слов, определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; согласный твёрдый – мягкий, звонкий – глухой. Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов. Дидактические игры «Какая буква последняя?», «Впиши пропущенную букву».
3. Твердый и мягкий знаки.
Теория. Буквы Ъ, Ь, не обозначающие звуков. Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.
Практика.
Дидактическая игра
«Угадай какой звук», работа в тетради – вписать пропущенную букву в слова
(соль, день, роль, конь, лень, ноль, дождь).
Употребление Ъ и Ь как разделительных знаков; употребление Ь для обозначения на
письме мягкости согласных.
4. Йотированные гласные.
Теория. Двузвучные гласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью йотированных гласных. Звуковое обозначение гласных двузвучных букв Я, Е, Ё, Ю. Двузвучные буквы в начале слова, после гласной, после разделительных Ь, Ъ.
Практика. Звуковой анализ состава слогов и слов. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Дидактические игры «Отыщите в рифмовке все буквы Я (Е, Ю)», Впиши пропущенную букву».
5. Слоги. Ударение.
Теория. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Слогообразующая роль гласного звука. Правило: сколько гласных – столько и слогов. Последовательность и количество слогов в слове.
Ударение. Ударные и безударные гласные в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок – замок). Графическое обозначение ударения.
Практика. Деление слов на слоги. Подбор слов на заданное количество слогов; подбор слов на заданный слог, выделение в словах первого и последнего слогов; составление прямых и обратных слогов. Определение места ударения в слове. Чтение слогов. Дидактические игры на образование слогов: «Кто в домике живёт?», «Делим слова на слоги», «Читаем и составляем слова», «Найди и прочитай», «Расшифруй слова», лото «Чтение».
6. Заглавная буква.
Теория. Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах, кличках животных, названий городов, рек.
Практика. Дидактические игры «Исправь ошибку», «Как меня зовут?»
7. Сочетания: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ЖИ.
Теория. Гласные после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши). Правила правописания.
Практика. Нахождение в тексте сочетаний ча – ща, чу – щу, жи – ши. Дидактическая игра «Буква заблудилась».
8. Предложение.
Теория. Различение слова и предложения. Правило: предложение – это слова, связанные по смыслу. Порядок и количество слов в предложении. Оформление предложений на письме (раздельное написание слов; большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения). Предложения с различной интонацией и оформлением её на письме. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении.
Сравнение написаний заглавной и строчной букв. Графическое изображение предложения (схема). Обозначение слова в схеме предложения.
Практика. Определение количества слов в предложении и места слова в предложении. Составление предложений с заданным словом, на заданное количество слов. Нахождение начала и конца предложения. Составление предложений с опорой на схему. Составление схемы предложения.
9. Итоговые занятия.
Теория: повторение пройденного материала.
Практика:
1полугодие – контрольная работа;
2 полугодие – тестирование.
1.4. Планируемые результаты
К концу обучения по программе «Букварик» учащиеся освоят образовательную программу, будут достигнуты следующие планируемые результаты: образовательные (предметные), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), личностные, способствующие готовности детей к началу обучения, что имеет существенное значение для преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Результаты |
1 год обучения |
2 год обучения |
Образовательные |
Учащиеся должны: - знать основные свойства фонематического (звукового) строения слова; - обозначать моделями (схемами) слова, знать специальные символы для обозначения звуков; - знать написание печатных букв; - сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; - научиться слоговому членению слов, выделению слогов из слова; - научиться первоначальному слоговому чтению; - правильно держать карандаш; - аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
|
Учащиеся должны: - различать гласные и согласные звуки; - называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, твердые, мягкие); - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки; - определять количество букв и звуков в слове, их последовательность; - делить слово на слоги, определять количество слогов в слове, определять место ударения; - конструировать предложения; - определять количество слов в предложении; -знать правила правописания: заглавная буква, раздельное написание слов, правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу; - ставить пунктуационные знаки в конце предложения; - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения; - читать плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом; - правильно держать карандаш; - писать печатные варианты букв русского алфавита; - ориентироваться на листе бумаги. |
Метапредметные |
Регулятивные УУД. Учащиеся должны уметь: - отличать верно выполненное задание от неверно выполненного; - самостоятельно выполнять поставленную задачу; - оценивать результаты своей работы; - правильно сидеть за столом, знать положение руки, ручки и тетради при письме. Познавательные УУД. Учащиеся должны уметь: - сравнивать элементы букв, делать анализ написания элементов букв, слогов, слов; - классифицировать звуки; - ориентироваться в учебном пособии. Коммуникативные УУД. Учащиеся должны уметь: - внимательно слушать, осмысленно понимать речь других, логично отвечать на поставленные вопросы и правильно задавать их; - строить понятные для других высказывания.
|
Регулятивные УУД. Учащиеся должны уметь: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; - работать по предложенному педагогом плану; - проговаривать последовательность действий на занятии; - отличать верно выполненное задание от неверно выполненного; - правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания; - оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД. Учащиеся должны уметь: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - ориентироваться в учебном пособии; - делать выводы в результате совместной работы с педагогом; - преобразовывать информацию из одной формы в другую (заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД. Учащиеся должны уметь: - называть свою фамилию, имя, домашний адрес; - ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; - оформлять свои мысли в устной форме; - задавать вопросы; - сохранять доброжелательное отношение друг к другу в конфликтных ситуациях; - выполнять различные роли при совместной работе. |
Личностные |
Учащиеся должны уметь: -внимательно слушать педагога; - соблюдать этические нормы; - понимать эмоции других людей, корректно общаться с собеседником; - проявлять интерес к чтению.
|
Учащиеся должны уметь: - работать в паре, группами и индивидуально; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!»
|
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий программы дополнительного образования социально - гуманитарной направленности «Букварик»
2.1. Условия реализации программы.
2.1.1. Материально-техническое обеспечение программы:
- учебный класс;
- оборудование учебного класса: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебного материала;
- тетради: «Обучение грамоте» (I, II части) на печатной основе из серии «Солнечные ступеньки», Бортникова Е. Ф. «Учимся читать» (I, II части);
Бортникова Е.Ф. «Развиваем навыки чтения и грамотного письма» (для детей 5-6 лет, I, II части), Бортникова Е. Ф.. «Проверяем готовность ребёнка к школе» (для детей 6-7 лет), I часть.
- простой и цветные карандаши, ластик – на каждого ребёнка.
2.1.2. Информационное обеспечение: магнитофон, ноутбук, аудио- и видеозаписи.
2.1.3. Методическое обеспечение программы:
- оформленные стенды;
- индивидуальные карточки с клеточным пространством, фишки красного, зелёного, синего цветов;
- раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения;
- плакаты «Алфавит для малышей», «Согласные и гласные»; «Гласные после шипящих»;
- таблицы со слогами и словами, картинками;
- карточки для звукового анализа слов;
- дидактические игры: «Делим слова на слоги», «Читаем и составляем слова», «Найди и прочитай», «Расшифруй слова»; «Прочитай по первым буквам», «звонкий – глухой», «Я читаю сам», «Кто в домике живёт?», «Чтение»;
- тестовые задания по обучению грамоте «Готов ли ты к школе?»
- методическая литература: словесные, дидактические, развивающие игры.
- картотеки физминуток, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, упражнений для глаз, для пальцев и кистей рук.
2.1.4.Кадровое обеспечение – высшее педагогическое образование, педагог дополнительного образования.
2.2. Формы аттестации.
Для оценки эффективности реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводятся следующие виды контроля: входной контроль, текущий контроль, промежуточная аттестация.
Входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня готовности учащихся к обучению по данной программе. Входной контроль проводится индивидуально в виде устных заданий.
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 и 2 полугодий с целью объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы.
Для оценки результатов обучения разработаны критерии и специальные диагностические задания.
Формы отслеживания и фиксации результатов:
- протокол промежуточной аттестации;
- диагностические карты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- опрос и активность обучающихся на занятиях;
- педагогическое наблюдение;
- индивидуальная работа;
- анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях;
- самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- тестирование;
- итоговые занятия;
- промежуточная аттестация –4 раза за срок обучения.
2.3. Оценочные материалы.
С целью оценки качества знаний после изучения каждой темы проводятся: опрос, тестирование, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях, которые помогают определить знания, умения и навыки детей на начальном этапе обучения по данной программе и в конце обучения.
Диагностика 1 года обучения проводится по 4 разделам:
1.Звуки и буквы.
2. Дифференцирование гласных и согласных звуков.
3. Звуквой анализ слова.
4. Слоги.
Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения программы 1 года обучения.
Система мониторинга предполагает трех - бальную систему оценки:
3 балла - ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания
2 балла - ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку
1 балл - ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить после указания педагога, не справляется с большинством диагностических заданий
По результатам мониторинга суммируется общий балл, находится средний.
Диагностика 2 года обучения
I полугодие.
Грамота.
1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.
2. Различие выбора букв для обозначения на письме звуков [а], [у], [о], [э].
3. Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
4. Буквы Е, Ё, Ю, Я после согласной.
5. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова.
Техника чтения.
1. Способ и темп чтения. Осознанность чтения.
II полугодие.
Грамота.
1.Буквы Е, Ё, Ю, Я после гласного, после мягкого и твёрдого знаков.
2. Деление слов на слоги. Ударение.
3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
4. Заглавная буква
5.Предложение.
6. Порядок слов в предложении.
Техника чтения.
1. Способ и темп чтения.
2. Осознанность чтения.
3. Пересказ текста.
Уровни усвоения программы 2 года обучения.
Высокий уровень – ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные-безударные гласные, место звука в слове). Проводит сравнительный звуковой анализ слов. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным схемам.
Средний уровень – самостоятельно проводит анализ пятизвучных слов без стечения согласных, проводит сравнительный анализ слов, подбирает слова к заданным моделям, проводит слоговой анализ. Затрудняется в определении места звука в слове, в определении основных качественных характеристик звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные-безударные гласные). Составляет предложения с заданным количеством слов, с помощью педагога составляет схемы предложений, определяет слова по порядку.
Низкий уровень – ребенок затрудняется в составлении предложений и схем к ним, определения количества слов в предложении. Допускает ошибки в звукопроизношении, при проведении звукового анализа слов и деления слов на слоги. Не дает основные качественные характеристики звуков (безударный – ударный гласный, твердый – мягкий согласный) Затрудняется в определении ударения в слове. С помощью подбирает слова к схемам. Не владеет словоизменением и сравнительным звуковым анализом.
2.4. Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса: очно, с применением дистанционных технологий.
Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, словесные игры), наглядные (работа с таблицами, рабочими тетрадями на печатной основе по образцу), репродуктивные (тренинги на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, упражнения на воображение, внимание; составление звуко-буквенных схем, штриховки).
Методы воспитания: убеждение, мотивация, упражнение.
Форма организации образовательного процесса: индивидуально - групповая.
Формы организации учебного занятия: занятие-путешествие, игра, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, игра-занятие.
Педагогические технологии: личностно-ориентированная технология (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка), технология развивающего обучения (способствует активизации интеллектуального потенциала каждого ребенка, развитию познавательных психических процессов), игровая технология (использование речевых игр, упражнений и наглядного материала позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи), коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный).
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Список литературы.
Литература для педагогов.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.10.1989г.
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Устав МБУДО «Центр детского творчества №2 г.Орла».
6. Волина В.В. Праздник Букваря /В.В.Волина. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2009. – 334с.
7. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Метод. пособие /Н. В. Дурова. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – 90с.
8. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты./М.Н.Ильина. – СПб.: Питер, 2006. – 205с.
10. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя/ А.И.Максаков , Г.А.Тумакова – М.: Просвещение, 2003.– 144с.
11. Микляева Н. В. Методические условия обучения детей грамоте: метод. пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112с.
12. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу /Художник Г. В. Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.
13. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова Е. А .– М.: Издательство « Астрель», 2007– 42с.
14. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий / Р.М.Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 205с.
15. Цуканова С. П., Берц Л.Л. учим ребёнка говорить и читать.конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II, III периоды обучения /Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» /С.П.Цуканова, Л.Л.Берц. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 184с.
16. Цуканова С. П.. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы по обучению грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» /С.П.Цуканова, Л.Л.Берц. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 32с.
17. Шанина С. А., Гаврилова А. С..Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. – М.:ООО Группа Компаний «РИПОЛклассик», ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2008. – 249с.
18. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. Серия: Подготовка к обучению грамоте / Д.Г.Шумаева. – СПб.:Акцидент, 1998. – 188с.
19. Юрчишина В.Д. Вижу - читаю - пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте /В.Д.Юрчишина. –2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство « Гном и Д», 2007. – 80с.
Литература для родителей.
1. Волина В.В. Праздник Букваря /В.В.Волина. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2009. – 334с.
2. Загадки для детей. Про всё на свете /Н.В.Иванова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во , 2008. – 202с.
3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя / А.И.Максаков , Г.А.Тумакова. – М.: Просвещение, 2003.– 144с.
4. Созонова Н.Н. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь/ Н.Н.Созонова , Е.В. Куцина , Н.Г. Хрушкова; под ред.Т.А. Кайсиной. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32с.
5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу/ Художник Г. В. Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.
6. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. Серия: Подготовка к обучению грамоте / Д.Г.Шумаева. – СПб.:Акцидент, 1998. – 188с.
Литература для детей.
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма / М.М.Безруких–
М.: Издательство «Дрофа», 2015. –64с.
2. Бортникова Е.Ф. Учимся читать (для детей 4-6 лет). Части 1,2. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2015. – 32с.
3. Бортникова Е. Ф.Развиваем навыки чтения и грамотного письма (для детей 5-6 лет). Тетрадь. Части 1, 2. – Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2015. – 32с.
4. Обучение грамоте. Тетрадь. Части 1, 2. Серия «Солнечные ступеньки». Автор: Коллектив – Издательство: Кировская областная типография ООО «ВК «Дакота», 2015. – 32с.
5. Бортникова Е. Ф.. Проверяем готовность ребёнка к школе (для детей 6-7 лет). Тетрадь 1. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32с.
6. Играем в слова. Популярное пособие для детей и родителей / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина – Ярославль:«Академия развития»,2000. – 18с.
7. Соловьёва Е.В. Буквы в раскрасках / Е.В.Соловьёва. – М.: Просвещение, 2012. – 26с.
Электронные ресурсы сети Интернет. *
1. Администратор образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ovd.com.ru/index.htm
2. Вестник образования. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
3. Газета «Первое сентября».
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1september.ru/
4.Детский портал «Солнышко» . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.solnet.ee/
5. Начальная школа. До и После. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/
6.«Обруч». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obruch.ru/
7. Открытое образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/
8. Педагогический журнал «Учитель». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ychitel.com/
*Дата обращения к сайтам: 2-8 августа 2024.
Рабочая программа «Букварик»
1 год обучения
Дата |
Тема |
Количество часов |
||||||
всего |
теория |
практика |
|
|||||
Тема 1. Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
|
||||
|
Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Инструктаж по ТБ и ПБ. |
1
|
1
|
|
|
|||
Тема 2. Предложение и слово. |
1 |
1 |
|
|
||||
|
Понятие о предложении, слове, букве, звуке. |
1 |
1 |
|
|
|||
Тема 3.Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы А О И У Э Ы. |
6
|
3
|
3
|
|
||||
|
Гласные звуки и буквы. Звук и буква А. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звук и буква У. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звук и буква О. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звук и буква И. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звук и буква Ы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звук и буква Э. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
Тема 4. Согласные звуки и буквы. |
17 |
8,5 |
8,5 |
|
||||
|
Согласные звуки и буквы. Согласные звуки и буква М. |
1
|
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква Н. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква С. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква Т. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква К. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква Л. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква Р. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква В. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Согласные звуки и буквы Ш, Ж, Ц. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква П. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Согласные звуки и буквы Й, Ч, Щ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква З. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква Д. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква Г. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква Х. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Звуки и буква Ф. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
Тема 5. Слоги. |
3 |
1 |
2 |
|
||||
|
Понятие «слог». Образование слогов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Деление слов на слоги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|||
|
|
|||||||
Тема 6. Двузвучные гласные Е Е Ю Я. |
4 |
2 |
2 |
|
||||
|
Гласная двузвучная буква Е. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Гласная двузвучная буква Я. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Гласная двузвучная буква Ё. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Гласная двузвучная буква Ю. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
Тема 7. Буквы Ь и Ъ. |
2 |
1 |
1 |
|
||||
|
Смягчающий Ь. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
|
Разделительные Ь и Ъ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|||
Тема 8. Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
|
||||
|
Промежуточная аттестация. Нахождение звуков в начале, конце, середине слова. |
1 |
|
1 |
|
|||
|
Промежуточная аттестация. Звуквой анализ слова. Слоги. |
1 |
|
1 |
|
|||
Рабочая программа «Букварик»
2 год обучения
Дата |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
Тема 1. Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
|
|
Вводное занятие. Повторение. |
1 |
1 |
|
Тема 2. Звуки речи: гласные и согласные. |
6 |
3 |
3 |
|
|
Гласные звуки. |
1 |
1 |
1 |
|
Звонкие и глухие парные согласные: З-С, Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш, В-Ф. |
2
|
1 |
|
|
||||
|
Непарные звонкие согласные: Й, Л, Н, М, Р. |
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Непарные глухие согласные: Ц, Ч, Х, Щ. |
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Звонкие и глухие согласные (письменно). |
1
|
|
1
|
Тема 3.Твердый и мягкий знаки. |
1 |
|
1 |
|
|
Буквы Ь, Ъ. |
1 |
|
1 |
Тема 4. Йотированные гласные |
12 |
6 |
6 |
|
|
Буквы Е, Ё после согласных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буквы Ю, Я после согласных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буква Е в начале слова. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буква Ё в начале слова. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буква Ю в начале слова. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буква Я в начале слова. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буква Е после гласных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буква Ё после гласных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буква Ю после гласных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буква Я после гласных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Буквы Е, Ё, Ю, Я после Ь, Ъ.
|
2
|
1 |
1 |
|
||||
Тема 5. Слоги. Ударение. |
5 |
1 |
4 |
|
|
Понятие о слоге. Деление слов на слоги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
||||
|
Понятие об ударении. Ударение в словах. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
||||
|
Слоги. Ударение (письменно). |
1 |
|
1 |
Тема 6. Заглавная буква |
1 |
|
1 |
|
|
Заглавная буква. |
1 |
|
1 |
Тема 7. Предложение. |
6 |
2 |
4 |
|
|
Понятие о предложении. Порядок слов в предложении. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Схема предложения.
|
2 |
0,5 |
1,5 |
|
||||
|
Составление предложений, опираясь на схему.
|
2 |
0,5 |
1,5 |
|
||||
|
Виды предложений. Знаки препинания в конце предложения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тема 8. Сочетания: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. |
2 |
1 |
1 |
|
|
Сочетания: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. |
2 |
1 |
1 |
|
||||
Тема 9. Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
|
|
Промежуточная аттестация. Звуки речи: гласные и согласные. Йотированные гласные после согласных. Деление слов на слоги. |
1 |
|
1
|
|
Промежуточная аттестация. Ударение в слове. Звуко-буквенный анализ слов. Предложение. |
1 |
|
1
|
Диагностические материалы 1 года обучения.
I полугодие.
1.Звуки и буквы.
*Выбери правильное.
Мы пишем и видим:
буквы
звуки
*Выбери правильное.
Мы слышим и произносим:
буквы
звуки
*Зачеркни заглавные буквы:
О ы и К у Н а Т А н У Э с
*Нахождение звука в слове. Где находится выделеная буква: в начале, середине, конце слова. Закрась нужный квадрат. (Педагог диктует слова: слон арбуз рак лиса).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*Напиши первые буквы, с которых начинаются названия предметов.
2. Дифференцирование гласных и согласных звуков.
*Подчеркни гласные буквы красным карандашом.
А Т И К Л Э М Н О С У Ы
*Подчеркнуть гласную букву, смягчающую согласные.
А И Э О У Ы
*Подчеркни слова, которые начинаются с согласного звука:
УТКА ДОМ СОСНЫ ОКНО ПАРК АИСТ НОРА
II полугодие.
1.Звуки и буквы.
*Обведи буквы, которые обозначают гласные звуки, красным карандашом;
синим – буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки;
зелёным – буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки:
буквы, которые не обозначают звуки – простым.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
*Обведите гласные буквы, которые нельзя пропеть.
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
* Из каких звуков состоят буквы, напиши.
Е= Ё= Ю= Я=
2.Звуквой анализ слова. Составь звуковую схему слов.
Б И Л Е Т
|
|
|
|
|
Ч А Й
|
|
|
К А М Ы Ш
|
|
|
|
|
3. Слоги.
*Прочитай слоги. Подходят ли они к названиям картинок? Если не подходят, в пустых клетках напиши правильные, неправильные – зачеркни.
ды |
|
|
|
ра |
|
|
су |
|
|
ба |
|
|
*Раздели слова на слоги (нарисуй под ними столько кружочков, сколько слогов), подчеркни гласные.
ПОПУГАЙ ПОВАР ЛОТО БОЛОТО ПЕРО
КОМАР КНИГА ЛИСА ГОЛУБЬ ЖУК
Диагностические материалы 2 года обучения.
I полугодие.
Грамота.
1. Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.1-3).
* Подчеркни:
красным карандашом – гласные звуки; синим карандашом – буквы, которые обозначают только один твёрдый согласный звук; зелёным карандашом – буквы, которые обозначают только один мягкий согласный звук, простым карандашом – буквы, которые не обозначают звуков.
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ь
*Обведи звонкие согласные.
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
2.Различие выбора букв для обозначения на письме звуков [а], [у], [о], [э].
(Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.5)
Напиши пропущенные буквы, чтобы получились данные пары слов. Подчеркни буквы, стоящие перед гласными (твёрдый согласный звук – синим карандашом, мягкий – зелёным карандашом.
М…К М...Ч
Л…К КР…К
Н…С П…С
М…Р М…Л
3.Мягкий знак – показатель мягкости согласных. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.6, 9)
Напиши в словах пропущенную букву чёрным карандашом. Подчеркни в каждом слове зелёным карандашом букву перед мягким знаком, обозначающую мягкий согласный звук. Сколько в каждом слове звуков, сколько букв и напиши рядом с каждым словом. Чего в каждом слове больше: звуков или букв? Почему?
ПЕН __ __ звука, __ буквы
БОЛ __ __ звука, __ буквы
ДЕН__КИ __ звука, __ буквы
МАЛ__ЧИК __ звука, __ буквы
4. Буквы Е, Ё, Ю, Я после согласной.
Сделай звуковой анализ слов.
ДВЕРИ КЛЮШКА ЛЁД ПРЯЖА
5.Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.7)
Подчеркни в каждом слове красным карандашом букву, которая обозначает два звука. Сделай звуковой анализ слов.
ЯМА ЮЛА ЕСТ ЁРШ
Техника чтения.
1. Способ и темп чтения. Осознанность чтения. . (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.29)
Мама, папа и Аня собирали в лесу грибы. Около пенька Аня увидела маленького ёжика. Вот так находка!
II полугодие.
Грамота.
1. Буквы Е, Ё, Ю, Я после гласного, после мягкого и твёрдого знаков.
(Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.10,11)
Прочитай слова, вставь пропущенную букву. Напиши пропущенную букву чёрным карандашом в каждом из этих слов. Сделай звуковой анализ этих слов.
ДРУЗ__Я ВАРЕН__Е Л__ЁТ
Л__ЬТ С__ЕДОБНЫЙ ПОД__ЁМ
ОБ__ЯВЛЕНИЕ ПРЕД__ЮБИЛЕЙНЫЙ
2. Деление слов на слоги. Ударение. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.12)
* Вопрос: что такое слоги? Как определить количество слогов?
* Прочитай слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки, красным карандашом.
ДЕТИ ШКОЛА ПЫЛЕСОС ДРУЗЬЯ
КРОТ УЧИЛИ ЗЕБРА ЧЕРЕПАХА
ЧАЙКА ЛИНИЯ ЧАС МАЙ
ПОМИДОР ЗЕЛЁНЫЙ ПОДЪЕХАЛ ЗАЙКА
* Раздели слова на слоги вертикальными линиями простым карандашом. Совпадает ли количество гласных звуков и слогов в словах? Какие слова ты не разделил на слоги? Почему?
* Поставь ударение в каждом слове. В каких словах значок ударения можно не ставить? Почему?
3.Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.13, 15)
Напиши пропущенную букву красным карандашом во всех этих словах.
Ж__Л ЛЫЖ __ Ш__НА Ж__ВОТ Ш__ЛИ МЫШ__ ГАРАЖ__ МАШ__НА Ж__ЗНЬ Ш__ПЫ Щ__КА Щ__РЯТА Ч__ДО Ч__ДЕСА ТАЩ__ Ч__ЛКИ Щ__ВЕЛЬ Ч__ШКА Ч__СИКИ КРИЧ__ Ч__ЙНИК Ч__ЖОЙ
4. Заглавная буква. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.14)
Прочитай слова. Напротив слов, которые надо писать с заглавной буквы, напиши эти слова верно. Подчеркни заглавную букву в этих словах.
ЛЮДИ – ЛЮДА – ГЕРОИ – МАША –
ЛЮСТРА – РОССИЯ – МОСКВА – ЩЕНОК ТЯПА –
5.Предложение. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.16)
Прочитай предложение. Верно ли написано начало предложения? Какие слова в этом предложении надо писать с большой буквы? Почему? Что забыли поставить в конце этого предложения? Ниже напиши это предложение верно.
У ФЕДИ И ЛЕНЫ ЖИВЁТ КОТЁНОК ПУШОК
6. Порядок слов в предложении. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.17)
1. Прочитай слова. Расставь слова по порядку, чтобы получилось предложение и напиши его ниже. Не забудь про начало и конец предложения.
БАБУ ВО ЗИМОЙ СНЕЖНУЮ СТРОЯТ ДВОРЕ РЕБЯТИШКИ
Техника чтения.
1. Способ и темп чтения. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.29)
Пошла медведица в лес за малиной и взяла в помощники своего медвежонка. Весело кипит работа у медведицы. Скоро её большая корзина до верху наполнится малиной. А где же медвежонок? Оглянулась медведица и изумилась. Сидит её сыночек около куста малины и с удовольствием поедает из своей маленькой корзинки ягоды, которые набрал. Вот так помощник!
2. Осознанность чтения. (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.30). Прочитай рассказ.
На день рождения мамы львёнок Лёва нёс в подарок воздушный шарик. Увидев красивую бабочку, которая села на цветок прямо перед ним, львёнок от неожиданности выпустил ниточку из лап. Шарик взлетел вверх и зацепился за пальму.
– Как же я достану подарок для моей любимой мамочки?! – огорчился львёнок Лёва.
– Не переживай, малыш! Я тебе помогу, – услышал львёнок голос жирафа, который важно прогуливался рядом. И через несколько минут львёнок отправился дальше, крепко прижимая к себе воздушный шарик.
Ответь на вопросы:
* Как звали львёнка?
* Куда шёл львёнок?
* Что нёс львёнок в подарок маме?
* Что случилось с воздушным шариком?
* Кто помог малышу?
* Почему жирафу удалось снять шарик с пальмы?
3. Пересказ текста. . (Е. Бортникова. Проверяем готовность ребёнка к школе,1ч., стр.31). Прочитай рассказ два раза. Расскажи, что запомнил, составляя развёрнутые предложения.
Наступила осень. Все зверята засобирались в школу. Маленькие зайчата, собрав в свои портфели карандаши и тетрадки, поспешили следом.
Только жили они на другом берегу реки. И недалеко школа, да как же через реку перебраться – плавать-то они не умеют. Огорчились зайчата, а в лесной школе уже вовсю идёт урок.
Да спасибо бобрам, что строили на этой речке плотину. Взяли они большое бревно и перебросили его с одного берега на другой.
Быстро пробежали зайчата по бревну, как по мостику. Теперь и они смогут учиться в лесной школе.
Методическое обеспечение
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности «Ступени» (1 год обучения)
№ |
Название раздела, темы |
Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал
|
Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии |
Формы учебного занятия |
|
1 |
Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Инструктаж по ТБ и ПБ. |
|
1.Рабочие тетради Е. Бортникова «Учимся читать» (I, II части, 4-5 лет), «Обучение грамоте (серия «Солнечные ступеньки», I часть) 2.Планы занятий (Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей) 3.Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (Цуканова С. П., Берц Л.Л. Я учусь говорить и читать). 4.Раздаточные таблицы по обучению грамоте и развитию техники чтения у старших дошкольников. (Приложение к пособию С.П.Цуканова, Л.Л.Берц Я учусь говорить и читать). 5.Индивидуальные карточки с клеточным пространством, фишки красного, синего и зелёного цвета. 6.Картотеки физминуток, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, упражнений для глаз. 7. Музыкальные физминутки. 8.Куклы Буратино, Незнайка, Баба Яга. 9.Музыка для релаксации.
|
1.Методы: – словесный: объяснение, диалог; – наглядный: схемы, плакаты, демонстрационные материалы; – практической работы: упражнения; – метод наблюдения: презентации; – методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, создание проблемных ситуаций и решение проблемы обучающимися; –– метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, игра-конкурс, игра-путешествие
Педагогические технологии: – ТРИЗ; – наглядное моделирование; – информационно-коммуникативные; – игровые; – технологию проблемного обучения; – технологии проектной деятельности; – здоровьесберегающие. |
Учебная игра. Тематические задания по подгруппам.
|
2 |
Понятие о предложении, слове, букве, звуке. |
1.Стенд «Звуки и буквы». 2. Конспекты. |
|||
3 |
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы А О И У Э Ы.
|
1.Карточки «Что лишнее?», «Найди слова на заданную букву». 2.Перфокарты. 3. Конспекты. |
|||
4 |
Согласные звуки и буквы.
|
1.Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам». 2.Карточки: «Что лишнее?», «Найди слова на заданную букву». 3.Карточки для составления схемы слова. 4.Конспекты. 5.Перфокарты. |
|||
5 |
Слоги.
|
1.Конспект «Слоговой состав слова». 2.Дидактические игра «Делим слова на слоги». 3. Перфокарты. 4. Конспекты. |
|||
6 |
Двузвучные гласные Е Е Ю Я.
|
1.Карточки «Что лишнее?», «Найди слова на заданную букву». 2.Карточки для составления схемы слова. 3.Конспекты. |
|||
7 |
Буквы Ь и Ъ.
|
1.Стенды: «Смягчающий Ь», «Разделительный Ь». 2. Конспекты. |
|||
8 |
Итоговое занятие.
|
1.Тестовые задания. 2. Дидактическая игра «Читаем и составляем слова». |
Промежуточная аттестация, контрольное занятие |
Методическое обеспечение
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности «Ступени» (2 год обучения)
№ |
Название раздела, темы |
Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал
|
Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии |
Формы учебного занятия |
|
1 |
Вводное занятие. Повторение «Звуки и буквы». |
1.Методические рекомендации «Виды работ по ознакомлению с буквами». 2.Стенд «Звуки и буквы». |
1.Стенд «Гласные и согласные». 2.Рабочие тетради: Е. Бортникова «Развиваем навыки чтения и грамотного письма» (I, II части, 5-6 лет); «Обучение грамоте (серия «Солнечные ступеньки», II часть); «Проверяем готовность ребёнка к школе» (для детей 6-7 лет), 1 часть 3.Картотеки физминуток, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, упражнений для глаз 4.Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения. 5. Музыкальные физминутки. 6.Куклы Буратино, Незнайка, Баба Яга. 7.Музыка для релаксации. 8. Конспекты занятий по обучению грамоте (Юрчишина В.Д. Вижу - читаю – пишу).
|
1.Методы: – словесный: объяснение, диалог; – наглядный: схемы, плакаты, демонстрационные материалы; – практической работы: упражнения; – метод наблюдения: презентации; – методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, создание проблемных ситуаций и решение проблемы обучающимися; –– метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, игра-конкурс, игра-путешествие
Педагогические технологии: – ТРИЗ; – наглядное моделирование; – информационно-коммуникативные; – игровые; – технологию проблемного обучения; – технологии проектной деятельности; – здоровьесберегающие. |
Учебная игра. Тематические задания по подгруппам.
|
2 |
Звуки в речи: гласные и согласные. |
1.Дидактические игры: «Расшифруй слова», «Звонкий – глухой», «Кто в домике живёт?» 2.Методические рекомендации «Виды работ по формированию фонематических представлений». 3.Конспекты: «Гласные и согласные звуки и буквы». 4.Перфокарты. 5.Карточки для составления схемы слова. |
|||
3 |
Твердый и мягкий знаки. |
1.Стенды: «Смягчающий Ь», «Разделительный Ь». 2.Конспект. 3.Карточки для составления схемы слова. 4. Презентации «Смягчающий Ь», «Разделительные Ь и Ъ». |
|||
4 |
Йотированные гласные. |
1.Стенд «Согласные и гласные» 2.Конспекты: «Буква «Е» в начале слова», «Буква «Я» в начале слова» 3.Карточки для составления схемы слова. 4.Презентации: «Буквы Е, Ё, Ю, Я после гласных», «Буквы Е, Ё, Ю, Я после Ь,Ъ», «Буква Е в начале слова», «Буква Ё в начале слова», «Буква Ю в начале слова», «Буква Я в начале слова», |
|||
5 |
Слоги. Ударение. |
1.Дидактические игры: «Продолжи слова», «Читаем и составляем слова», «Кто в домике живёт?», «Делим слова на слоги». 2.Методические рекомендации «Виды работ над слогом». 3. Перфокарты. |
|||
6 |
Заглавная буква. |
1.Конспект 2. Карточки по теме. 3.Стихотворение Е. Измайловой. 4.Презентация «Заглавная буква» |
|||
7 |
Предложение.
|
1.Тексты для чтения. 2.Дидактическая игра «Я читаю сам», «Читаем и составляем слова»; 3. Перфокарты. |
|||
8 |
Сочетания: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. |
1.Плакат «Гласные после шипящих». 2.Дидактическая игра «Весёлый грамотей». |
|||
9 |
Звуко-буквенный анализ слов. |
1.Карточки для составления схемы слова. 2. Стенды: «Смягчающий Ь», «Разделительный Ь», «Согласные и гласные» |
|||
10 |
Итоговое занятие. |
1.Тестовые задания. 2.Дидактические игры: «Готов ли ты к школе?» «Найди и
прочитай», «Расшифруй слова»; 3. Перфокарты. |
Контрольное занятие, тестирование. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.