Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ социально-едагогической напрвленности
Оценка 5

Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ социально-едагогической напрвленности

Оценка 5
Работа в классе +2
pdf
социальная работа
7 кл—11 кл
30.01.2024
Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ социально-едагогической напрвленности
Данная программа объединяет специально организованные групповые и индивидуальные занятия с педагогами, с клубными формами взаимодействия с детьми ОВЗ и их родителями (законными представителями). Направлена на помощь родителям с детьми с ОВЗ в развитии детей и социальной адаптации.
Мы вместе.pdf

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

Направленность программы – социально-педагогическая

 

Уровень освоения программы – базовый

 

Разработана в соответствии нормативными документами:  

                     Конвенция    о    правах    ребенка    (принята    резолюцией     44/25

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)

                        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЗ;  

                          Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-

2025 гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642)

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

                     Концепция     развития      дополнительного     образования       детей

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 от 28.09. 2020 г. № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской

Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) Уставом учреждения.

 

Актуальность программы.

Актуальность предлагаемой общеобразовательной общеразвивающей программы определяется запросом со стороны родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, на программу социально- педагогической направленности для детей с ОВЗ, не посещающих дополнительные образовательные учреждения в силу тяжести дефекта. В рамках реализации программы предусмотрено материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения общеобразовательной общеразвивающей программы.

Данная программа педагогически целесообразна, так как объединяет специально организованные групповые и индивидуальные занятия с педагогами, с клубными формами взаимодействия с детьми ОВЗ и их родителями (законными представителями). Клубная деятельность является наиболее приемлемой формой дополнительного образования для ребенка с ОВЗ и его семьи, призванной объединить детей и взрослых, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, связанные с социальной дезадаптацией и социальной недостаточностью, которые решаются в процессе неформального общения.

Реализация программы направленна на формирование и развитие творческих способностей детей с ОВЗ, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.

Данная программа социально значима для округа, так как разработана в целях сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации о предоставлении детям-инвалидам равных образовательных возможностей.

Реализация программы направленна на формирование и развитие творческих способностей детей с ОВЗ, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.

Уровень сложности содержания программы:

«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

 

Цель и задачи Программы

 

Цель: 

обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся от 7 до 14 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности учащихся и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

 

Задачи работы с детьми:

Предметные:

-         формировать социальные представления учащихся о нормах жизни в обществе;

-         формировать умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

-         формировать адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. Метапредметные:

-         развивать моторику (крупную, мелкую) и предметную деятельность, психические функции: внимание, память, мышление, воображение;

-         развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

-         развивать коммуникативные способности, навыки общения со сверстниками и взрослыми, социальная профилактика правильного поведения;

-         развивать словарный запас на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением

знаний и представлений об окружающей действительности; Личностные:

-         воспитывать любовь к Родине, родному краю, городу, природе;

-         воспитывать инициативность, аккуратность, настойчивость в достижении целей.

 

Задачи работы с родителями:

-         обучать родителей методам игрового взаимодействия с учащимися по направлениям программы через взаимодействие детей и родителей на занятиях;

-         осуществлять помощь родителям в подборе адекватных средств обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями через

-         демонстрацию методик, используемых на занятиях;

-         поддержать инициативы родителей в организации программ взаимодействия с семьей.

 

Адресат программы – дети в возрасте 7-14 лет.

Срок освоения программы – 9 месяцев/1 учебный год Объем программы 72 часов. 

 

Условия реализации программы.

Занятия проводятся в разновозрастных группах. Группы комплектуются из желающих обучающихся 7-14 лет.  

Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.

Формы организации обучения – групповая, индивидуально-групповая (на практических занятиях). Количество обучающихся в группе – до 12 человек.  

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Набор учащихся осуществляется на добровольной основе. Условия формирования групп: принимаются учащиеся с различными диагнозами, в том числе с диагнозами ДЦП, а также со сложными сочетанными дефектами, где в 90% первичный дефект ДЦП сопровождается вторичным ЗПР, УО, ЗРР, ЗПРР.

Существенное место принадлежит нарушениям внимания, памяти, снижению продуктивности в процессах восприятия, недоразвитию познавательной деятельности.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.  

Режим занятий соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН

2.4.3648-20 от 28.09. 2020 г. № 28)

 

Ожидаемые результаты

 

К концу обучения по данной программе у обучающиеся будут сформированы следующие компетенции, выделенные по А.В. Хуторскому:

 

1. Технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

Структура технологической компетентности

-                     Умение ориентироваться в новой, нестандартной для учащегося ситуации.

-                     Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

-                     Умение устанавливать причинно-следственные связи.

-                     Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

-                     Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

-                     Умение принимать решение и применять знания в тех или иных ситуациях.

-                     Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

 

2. Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать данную информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Структура информационной компетентности - Умение делать выводы из полученной информации.

- Умение задавать вопросы на интересующую тему.

 

3. Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Структура социально-коммуникативная компетентности

-                     Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.).

-                     Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

-                     Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

-                     Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

-                     Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

-                     Умение принимать и оказывать помощь.

 

Формирование компетенций происходит через работу по образовательным блокам и формы клубной деятельности. Преимущества клубной организации состоят в следующем:

-                     проявляется возможность объединять родителей, сплачивать коллектив благодаря доброжелательной атмосфере, свободному добровольному участию, выбору тем с учетом общих интересов;

-                     родители получают возможность не только открыто задать свои вопросы и поделиться проблемами, но и осознать само наличие таких проблем;

-                     формат свободного общения, вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим приди к разрешению своих сомнений;

-                     темы для обсуждения выбираются из предложенных родителями, таким образом, в рамках клубной организации работы реализуется социальный заказ.

 

 

II.     Учебный (тематический) план

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Форма аттестации/контроля

1

Вводное занятие. Входной контроль.

2

1

1

Заполнение индивидуальных карт умений (входной контроль)

2

Осень. Выделение характерных признаков.

2

0,5

1,5

Контрольный опрос о осенних явлениях в живой и неживой природе.

3

Деревья. Мыслительные операции анализа и синтеза.

2

0,5

1,5

Контрольный опрос «Где, чей лист»

4

Овощи. Активное воображение.

2

0,5

1,5

Устный опрос по теме «Огород. Овощи»

5

Фрукты. Дифференцирование предметов по форме.

2

0,5

1,5

Дифференцированная проверочная работа по теме: «Сад, фрукты»

6

Грибы. Ягоды. Сравнение по форме и цвету.

 

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Какой

гриб исчез?»

7

Игрушки. Не ситуативное межличностное общение.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре

«Домашний уголок»

8

Одежда. Обобщение понятий.

2

0,5

1,5

Тестовое задание с многозначным ответом (Что

не так?)

 

9

Обувь. Общие и отличительные признаки.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по различению видов обуви.

10

Зима. Ориентация в пространстве.

2

0,5

1,5

Контрольный опрос о зимних явлениях в живой и неживой природе.

11

Зимующие птицы. Действие по образцу.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Кто это?

12

Домашние животные.

Пространственные отношения

2

0,5

1,5

Контрольное задание по теме:

«Выделение признаков»

13

Дикие животные. Классификация по признаку.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Кто чем

питается»

14

Животные жарких стран. Классификация по признаку.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Что

спрятано»

15

Домашние птицы. Зрительная память, воображение.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Наседка

и цыплята»

16

Дикие птицы. Слуховая память, ориентация по звуку.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Угадай

кто это»

17

Новогодний праздник. Поведенческая гибкость.

2

0,5

1,5

Контрольный опрос по теме

«Новогодний утренник»

18

Мебель. Зрительная память. Внимание.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Что

это?»

19

Посуда. Классификация по признаку.

2

0,5

1,5

Тестовое задание «Ориентация на листе»

20

Бытовая техника. Общие и отличительные признаки.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по викторине «Посмотри, подумай, посчитай»

21

Магазины и их различия. Не ситуативные межличностное общение.

2

0,5

1,5

Наблюдение за сюжетно- ролевой игрой «Магазин» с

выполнением контрольного задания по теме

22

Профессия продавец. Анализ, вывод на основе опыта

2

0,5

1,5

Наблюдение за сюжетно- ролевой игрой Супермаркет»

с выполнением контрольного

задания по теме

23

Профессия врач. Анализ, вывод на основе опыта

2

0,5

1,5

Наблюдение за сюжетно- ролевой игрой «На приеме у врача» с выполнением

контрольного задания по теме

24

Профессия повар. Анализ, вывод на основе опыта

2

0,5

1,5

Наблюдение за сюжетно- ролевой игрой с выполнением контрольного задания по теме

25

Профессия парикмахер. Анализ, вывод на основе опыта

2

0,5

1,5

Наблюдение за сюжетно- ролевой игрой с выполнением контрольного задания по теме

26

Транспорт. Ролевые взаимодействия в транспорте.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Узнай

по звуку»

27

Семья. Совместная деятельность.

2

0,5

1,5

Наблюдение за сюжетно- ролевой игрой «Семья» с опросом по теме

28

Как растет живое. Наблюдательность, сравнение.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Собери

цепочку»

29

Весна. Память, внимание.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Что перепутал художник»

30

Насекомые. Пространственная ориентация: под, над, за, рядом

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Муха»

31

Части тела. Предметы туалета. Гигиена.

ЗОЖ

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Части,

целое»

32

Дом. Улица. Город. Культура чувств, эмпатия.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Кто где

живет»

33

Мой город Новокузнецк.

Гражданская позиция.

2

0,5

1,5

Контрольное опрос по викторине «Мой город»

34

Правила дорожного движения. Внимание, ответственность.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре

«Светофор»

35

Школа. Навыки саморегуляции.

2

0,5

1,5

Контрольное задание по дидактической игре «Собери портфель в школу»

36

Итоговое занятие. «Летний серпантин» Итоговый контроль.

2

0,5

1,5

Заполнение индивидуальных карт умений (итоговый контроль)

 

ИТОГО

72

18,5

53,5

 

 

III.           Содержание 

Тема 1. Вводное занятие. Входной контроль.

Теория. Инструкции к проведению диагностических заданий (исследование памяти, внимания, мышления; понимание картин с изображением нелепых ситуаций; исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе; установление закономерностей; классификация предметов (изображений).

Форма контроля. Заполнение индивидуальных карт умений (входной контроль).

 

Тема 2. Осень. Выделение характерных признаков.

Теория. Признаки осени. Название месяцев. Сравнение, анализ (ранняя, поздняя осень; середина, конец осени). Сходство и различия признаков осени.

Практика. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». Игра с мячом «Один – много», «Лист – листья». Дидактические игры «На лесной полянке», «Узнай по аналогии».

Форма контроля: контрольный опрос о осенних явлениях в живой и неживой природе.

 

Тема 3. Деревья. Мыслительные операции анализа и синтеза.

Теория. Хвойные, лиственные. Форма, цвет, строение. Различия форм листьев. Тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, колючий, мягкий.

Сравнение по форме, цвету, толщине.

Практика. Дидактические игры «Угадай по форме», «Больше – меньше», «Чей листок». Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лесу».

Форма контроля. Контрольный опрос «Где, чей лист».

 

Тема 4. Овощи. Активное воображение.

Теория. Цвет, форма. Места произрастания. Анализ и сравнение по цвету, форме, величине. Обобщение понятий (морковь, лук, репа, огурец, помидор). Орудия сельскохозяйственного труда. Запоминание и воспроизведение названий овощей. Узнавание на сюжетных картинках.

Практика. Дидактические игры «Овощи, фрукты», «Что к чему».

Сюжетно- ролевая игра «Помогаем в огороде».

Форма контроля. Устный опрос по теме «Огород. Овощи».

 

Тема 5. Фрукты. Дифференцирование предметов по форме.

Теория. Понятие «фрукты». Отличия и сходства. Цвет, форма, места произрастания. Польза. Характерные признаки каждого из видов. Запоминание и воспроизведение названий фруктов.

Практика. Дидактические игры «Найди по контуру», «Половинки». Деревянные пазлы «Овощи, фрукты».

Форма контроля. Дифференцированная проверочная работа по теме: «Сад, фрукты».

 

Тема 6. Грибы. Ягоды. Сравнение по форме и цвету.

Теория. Грибы, внешний вид, названия. Съедобные и несъедобные грибы.

Садовые и лесные ягоды. Сравнение и польза.

Практика. Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Варим варенье», «Какой гриб исчез», мягкие пазлы, разрезные картинки.

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Какой гриб исчез?»

 

Тема 7. Игрушки. Не ситуативное межличностное общение.

Теория. Понятие «игрушки»: вид, форма, цвет. Функциональное предназначение. Классификация: мягкие, твердые, фарфоровые, резиновые, настольные, подвижные. Любимая игрушка. Понятие «часть – целое». Эмоции. Побуждение к неситуационному межличностному общению.

Практика. Дидактические игры «Половинки», «Веселый хоровод», «Кто играет с нами в прятки», «Фигуры».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Домашний уголок»

 

Тема 8. Одежда. Обобщение понятий.

Теория. Классификация одежды по признакам: детская, взрослая (женская, мужская), праздничная и будничная. Ориентация в пространственном расположении деталей одежды. Воспроизведение предложенного образца.

Практика. Дидактические игры «Идем гулять», «Что для чего», «Найди пару». Сюжетно-ролевая игра «Кукла идет в гости».

Форма контроля. Тестовое задание с многозначным ответом (Что не так?)

 

 

Тема 9. Обувь. Общие и отличительные признаки.

Теория. Понятие мужской, женской, детской обуви. Общие и отличительные признаки. Право, лево. Работа по образцу (выкладывание, замена, определение недостающего элемента).

Практика. Дидактические игры «Предметы и контуры», физкультминутка «Сколько обуви у нас», «Подбери по смыслу», «Найди различия».  

Форма контроля. Контрольное задание по различению видов обуви.  

 

Тема 10. Зима. Ориентация в пространстве.

Теория. Признаки зимы. Название зимних месяцев. Явления живой и неживой природы. Анализ, выводы на основе собственного опыта. Моделирование отношений между понятиями: холодный – горячий, белый – черный, высокий – низкий и т.д.

Практика. Пальчиковая гимнастика «Снежок». Деревянные пазлы, «Времена года». Дидактические игры «Найди пару», «Узнай по описанию».

Форма контроля. Контрольный опрос о зимних явлениях в живой и неживой природе.

 

Тема 11. Зимующие птицы. Действие по образцу.

Теория. Название зимующих птиц. Внешний вид, среда обитания. Учить делить на перелетных и зимующих птиц, на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Практика. Дидактическая игра «Назови птицу», изготовление кормушек, игра с массажным мячиком «Воробей».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Кто это?».

 

Тема 12. Домашние животные. Пространственные отношения.

Теория. Внешний вид, питание, способы ухода. Польза домашних животных. Части тела. Пространственные отношения: справа, слева, перед тобой, за тобой, выше, ниже.

Практика. Дидактические игры «Животные: как говорят, что едят», пальчиковая гимнастика «Буренушка», доска Сегена «Кто где живет». Ролевая игра «У бабушки в деревне».

Форма контроля. Контрольное задание по теме: «Выделение признаков».

 

Тема 13. Дикие животные. Классификация по признаку.

Теория. Понятие «дикие животные». Места обитания. Способы передвижения (ползает, бегает, летает, прыгает). Творческое воображение. Фантастическое животное.

Практика. Дидактические игры «На лесной полянке», пальчиковая гимнастика

«Сидит белка на тележке», «Кто летает, кто бежит», Моделирование фантастических животных из составных частей.

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Кто чем питается».

 

Тема 14. Животные жарких стран. Классификация по признаку.

Теория. Знакомство детей с животными разных стран (европейский лес, южный полюс, Африка, саванна, Америка, пустыни, тропики, джунгли, Северный полюс, Азии, степи).

Практика. Развивающая игра «Мир животных», дидактическая игра «Собери свой зоопарк».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Что спрятано».

 

Тема 15. Домашние птицы. Зрительная память, воображение.

Теория. Название домашних птиц. Внешний вид, питание, способы ухода. Польза.

Практика. Игры на звукоподражание «Кто так говорит?», сюжетно- ролевая игра «У бабушки в деревне», пальчиковая гимнастика суд-жок.

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Наседка и цыплята»

 

Тема 16. Дикие птицы. Слуховая память, ориентация по звуку.

Теория. Название домашних птиц. Внешний вид, питание.

Практика. Развивающая игра «Как говорят и что едят», развивающая игра «Найди пару», загадки.

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Угадай кто это».

 

Тема 17. Новогодний праздник. Поведенческая гибкость.

Теория. История ёлки на Руси. Ёлочные игрушки (цвет, форма, материал). Подарки. Воображение. Функции: замещения, ролевая, символическая.

Практика. Дидактические игры «Наряжаем елку вместе», «Что на что похоже». Сюжетно-ролевая игра «Новый год в лесу».

Форма контроля. Контрольный опрос по теме «Новогодний утренник»

 

Тема 18. Мебель. Зрительная память, внимание.

Теория. Понятие «мебель». Классификация мебели в зависимости от назначения и использования (столовая, кухонная, спальная, детская). Работа по образцу. План комнаты. Развитие зрительной памяти и внимания.

Практика. Дидактические игры «Назови одним словом», «Тени», «Дополни картинку».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Что это?».

 

Тема 19. Посуда. Классификация по признаку.

Теория. Понятие «посуда». Классификация по функциональному предназначению (столовая, чайная, кофейная, кухонная). Сравнение по размеру, объему, форме. Мотивация межличностного общения.

Практика. Дидактические игры «Назови одним словом», «Федорино горе». Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Форма контроля. Тестовое задание «Ориентация на листе».

 

Тема 20. Бытовая техника. Общие и отличительные признаки.

Теория. Понятие «бытовая техника». Классификация по функциональному предназначению.

Практика. Карточная викторина, дидактическая игра «Четвертый лишний», пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».

Форма контроля. Контрольное задание по викторине «Посмотри, подумай, посчитай».

 

Тема 21. Магазины и их различия. Не ситуативное межличностное общение.

Теория. Классификация отделов. Товар. Плата за товар. Социальные роли. Практика. Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».

Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Магазин» с выполнением контрольного задания по теме.

 

Тема 22. Профессия продавец. Анализ, вывод на основе опыта.

Теория. Орудия труда, инструменты. Социальные роли. Соотнесение названия профессии с выполняемыми действиями.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Продавец, покупатель».

Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Супермаркет» с выполнением контрольного задания по теме.

 

Тема 23. Профессия врач. Анализ, вывод на основе опыта.

Теория. Орудия труда, инструменты. Социальные роли. Соотнесение названия профессии с выполняемыми действиями.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».

Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «На приеме у врача» с выполнением контрольного задания по теме.

 

Тема 24. Профессия повар. Анализ, вывод на основе опыта.

Теория. Орудия труда, инструменты. Социальные роли. Соотнесение названия профессии с выполняемыми действиями.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Кухня».

Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой с выполнением контрольного задания по теме.

 

Тема 25. Профессия парикмахер. Анализ, вывод на основе опыта.

Теория. Орудия труда, инструменты. Социальные роли. Соотнесение названия профессии с выполняемыми действиями.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой с выполнением контрольного задания по теме.

 

Тема 26. Транспорт. Ролевые взаимодействия в транспорте.

                Теория.    Транспорт    как    средство    передвижения.     Классификация:

пассажирский, грузовой, городской, специализированый. Наблюдательность. Социально- ролевые взаимодействия в транспорте.

Практика. Дидактическая игра «Транспорт», пальчиковая гимнастика, сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Узнай по звуку».

 

Тема 27. Семья. Совместная деятельность.

Теория. Понятие «семья». Состав семьи. Родственные отношения членов семьи: папа, мама, дедушка, бабушка, тётя, дядя. Семейный отдых. Увлечение членов семьи. Совместная деятельность. Распределение обязанностей. Взаимопомощь.  

Практика. Дидактические игры «Семья», «Наши родные – как их назвать». Сюжетно-ролевая игра «Папа, Мама, я».

Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Семья» с опросом по теме.

 

Тема 28. Как растет живое. Наблюдательность, сравнение.

Теория. Возрастные изменения человека (маленький, взрослый, пожилой; девочка, девушка, женщина; мальчик, юноша, мужчина). Рост и развитие людей и живых организмов.

Практика. Дидактическая игра «Как растет живое», пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Четвертый лишний».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Собери цепочку».

 

Тема 29. Весна. Память, внимание.

Теория. Признаки весны. Названия весенних месяцев. Сходство и различие времен года (зима – весна). Изменения в живой и неживой природе

Практика. Игра «Кто плывет по реке». Дидактические игры «Предметы и контуры», «Что перепутал художник».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Что перепутал художник».

 

Тема 30. Насекомые. Пространственная ориентация: под, над, за.

Теория. Название, виды. Внешний вид. Польза и вред.

Практика. Игра-лото «Найди пару», дидактическая игра «Узнай кто это?», упражнение с массажным мячиком «Раным-рано поутру».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Муха».

 

Тема 31. Части тела. Предметы туалета Гигиена. ЗОЖ.

Теория. Расположение частей тела: голова – вверху, ноги – внизу, грудь – впереди, спина – сзади. Первоначальные знания о человеке. Характер, привычки, возможности человеческого тела. Гигиена. Самостоятельное выполнение гигиенических норм и правил.

Практика. Дидактические игры «Части, целое», «Подбери по смыслу», «Волшебная линия».

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Части, целое».

 

Тема 32. Дом. Улица. Город. Культура чувств. Эмпатия.

Теория. Название города, улиц. Любимые улицы города. История возникновения. Парки, площади. Пространственная ориентация: под, над, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посредине.

Практика. Блоки Дьенеша. Альбом №2. Игра «Строим город». Набор Лего (большой).

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Кто где живет».

 

Тема 33. Мой город Новокузнецк. Гражданская позиция.

Теория. Город Новокузнецк. Любимые улицы города. История возникновения. Кузнецкая крепость.

Практика. Виртуальная экскурсия по городу Новокузнецк.

Форма контроля. Контрольный опрос по викторине «Мой город».

 

Тема 34. Правила дорожного движения. Внимание, ответственность.

Теория. Светофор. Сигналы светофора. Пешеходный переход. Подземный переход. Перекресток. Сравнение и соотношение предметов друг с другом. Слуховая память и воспроизведение звуков города.

Практика. Дидактические игры «Светофор», «Фонарики». Деревянные кубики «Транспорт, улица». Конструктор.

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Светофор».

 

Тема 35. Школа. Навыки саморегуляции.

Теория. Школьник. Учебники. Школьные принадлежности. Правила поведения в школе.

Практика. Дидактические игры «Собери портфель», «Школьный уголок», пальчиковая гимнастика, кубики Никитина.

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Собери портфель в школу».

 

Тема 36. Итоговое занятие «Летний серпантин». Итоговый контроль.

                Теория.     Инструкции     к     проведению     диагностических      заданий

(диагностика технологической компетентности).

Практика. Диагностическое задание 2 «Лото», Диагностическое задание

1

«Решение проблемных ситуаций».

Форма контроля. Заполнение индивидуальных карт умений (итоговый контроль).

 

IV.            Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 14, пункт 8.3, приложение №3).

Комплектование групп с 01-10 сентября. Начало учебного года – 10 сентября.

Окончание учебного года – 15 мая.

 

Год обучения

      Объем

учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1

Первый

72

36

1 раза в неделю по 2 часа

36

 

V.               Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации программы необходимо:

-         помещение общей площадью не менее 12 «м2»;

-         технические средства реабилитации (опора для сидения, столы для детей ДЦП);

-         мебель соответствии с ГОСТ 11016-93; - мультимедийное оборудование.

 

VI.            Оценочные материалы

Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.

Виды контроля включают:

-         входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь) по «Практическому материалу для проведения психолого-педагогического обследования детей»;

-         текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года за счет контрольных заданий? выполняемых по каждой теме;

-         промежуточный контроль проводится в середине учебного года (декабрь). Формы проведения контроля за усвоением изучаемого материала: беседа, наблюдение за игрой, диагностическая игра, наблюдение, дидактическое упражнение и т.д. Во время проведения промежуточного контроля отслеживаются знания тематического содержания программы. Сведения доводятся до родителей в индивидуальных беседах и на групповом собрании;

-         итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года по педагогической диагностике компетенций, что дает возможность выявить степень сформированности заявленных компетенций и результативности работы по программе. По результатам диагностики составляется диаграмма результатов работы учащихся. Сведения доводятся до родителей в индивидуальных беседах по уровню освоения учащимися программы и с рекомендациями педагогов на летний период по занятиям с детьми.

Все виды контроля охватывают:

-         развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);

-         развитие моторики (крупной, мелкой);

-         пространственную ориентацию;

-         способности выполнять инструкции, настойчивости в достижении цели;

-         коммуникативные навыки и умения

-         знания, получаемые на занятиях.

 

VII. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Методическое обеспечение программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения:

«Контрольно-диагностические материалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мы вместе» для детей с особенностями развития» (входной, итоговый контроль); «Контрольно-диагностические материалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мы вместе» для детей с особенностями развития (текущий контроль); «Каталог игровых и дидактических материалов»; методические рекомендации по развитию речи детей с особенностями в

развитии; методические рекомендации по организации игровой деятельности с

детьми с особенностями в развитии.

Методы и педагогические приемы, используемые при реализации программы.

 

При обучении учащихся используются:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога;

                методы      стимулирования      и      мотивации       учебно-познавательной

деятельности: (психологической настройки, побуждения к обучению); методы контроля    и        самоконтроля      за      эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе педагога с учащимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно- иллюстративный,  репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у учащихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности учащегося оцениваются объективно и позитивно. В связи с этим важное значение приобретает создание на занятиях специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

 

VIII. Список используемой литературы при составлении программы

 

Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб, 2009.

Борисенко, М.Г. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти) [Текст]/ М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина – Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь». – СПб.: «Паритет», 2003-128с.

Борисенко, М.Г. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков)/М.Г. Борисенко, Н.А.Лукина.-Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь». - СПб.: «Паритет», 2005 - 128с.

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Глава 1. Социокультурные закономерности развития ребенка // Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2008.

Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. —М., 2002.

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учебная программа курса. —М.: МГСУ, 2016.

Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта//Дефектология. — 1999. — № 6.

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно- воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — №

3.

Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого- педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ [Текст]/ С.Д.Забрамная.- Серия «Школа для всех».- М.: Новая школа, 2008г.

Крупенчук, О.И. Ладушки [Текст]: пальчиковые игры для малышей/О.И.Крепенчук.- Серия «Готовимся к школе»- СПб.: Издательский дом «Литера», 2005 - 32с.

Назарова, Н. М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики [Текст]/ Н. М. Назарова и др. – М. : Академия, 2008.

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной.»: Мозаика Синтез; Москва; 2010

Сорокин, В. М. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие / В. М. Сорокин; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2009.

Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей школьного возраста/ Разенкова Ю.А., Орлова А.Н., Шматко Н.Д.; под. ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 2003г.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты:

электронный ресурс. − Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

 

Список рекомендуемой литературы для родителей

Борисенко, М.Г. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти) [Текст]/ М.Г. Борисенко, Н.А.Лукина.- Серия

«Рождаюсь. Расту. Развиваюсь» . – СПб.: «Паритет», 2003-128с.

Борисенко, М.Г. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков) [Текст]/ М.Г. Борисенко, Н.А.Лукина.-Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь». - СПб.: «Паритет», 2005 - 128с.

Дедюхина, Г.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком [Текст]/ Г.В.Дедюхина, Е.В.Кириллова. – М.: Издательский центр

«Техинформ» МАИ, 1997. – 88 с. илл. Приложение к занятиям. – 16с., илл.

Крупенчук, О.И. Ладушки [Текст]: пальчиковые игры для малышей/О.И.Крепенчук.- Серия «Готовимся к школе»- СПб.: Издательский дом

«Литера», 2005 - 32с.

Маллер  А.Р.  Ребенок  с  ограниченными возможностями [Текст]:  книга для родителей/ А.Р.Малер.- М., 1996.

Малер, А.Р. Помощь детям с недостатками развития [Текст]/ А.Р.Малер.- М.:«Аркти», 2006.

Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до десяти лет [Текст]: / Д. Эйнон; пер. с англ.- М.: Педагогика-Пресс, 1995-192с.

Янушко, Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие      речи, психотерапия      [Текст]       /

          Е.Янушенко.        -        М.:

«Теревинф», 2007г.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ социально-едагогической напрвленности

Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ социально-едагогической напрвленности

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Реализация программы направленна на формирование и развитие творческих способностей детей с

Реализация программы направленна на формирование и развитие творческих способностей детей с

Метапредметные: - развивать моторику (крупную, мелкую) и предметную деятельность, психические функции: внимание, память, мышление, воображение; - развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки…

Метапредметные: - развивать моторику (крупную, мелкую) и предметную деятельность, психические функции: внимание, память, мышление, воображение; - развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки…

Существенное место принадлежит нарушениям внимания, памяти, снижению продуктивности в процессах восприятия, недоразвитию познавательной деятельности

Существенное место принадлежит нарушениям внимания, памяти, снижению продуктивности в процессах восприятия, недоразвитию познавательной деятельности

Структура социально-коммуникативная компетентности -

Структура социально-коммуникативная компетентности -

Фрукты. Дифференцирование предметов по форме

Фрукты. Дифференцирование предметов по форме

Профессия врач. Анализ, вывод на основе опыта 2 0,5 1,5

Профессия врач. Анализ, вывод на основе опыта 2 0,5 1,5

Форма контроля. Заполнение индивидуальных карт умений (входной контроль)

Форма контроля. Заполнение индивидуальных карт умений (входной контроль)

Практика. Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Варим варенье», «Какой гриб исчез», мягкие пазлы, разрезные картинки

Практика. Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Варим варенье», «Какой гриб исчез», мягкие пазлы, разрезные картинки

Теория. Название зимующих птиц

Теория. Название зимующих птиц

Тема 16. Дикие птицы. Слуховая память, ориентация по звуку

Тема 16. Дикие птицы. Слуховая память, ориентация по звуку

Тема 22. Профессия продавец. Анализ, вывод на основе опыта

Тема 22. Профессия продавец. Анализ, вывод на основе опыта

Практика. Дидактические игры «Семья», «Наши родные – как их назвать»

Практика. Дидактические игры «Семья», «Наши родные – как их назвать»

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Кто где живет»

Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Кто где живет»

Окончание учебного года – 15 мая

Окончание учебного года – 15 мая

По результатам диагностики составляется диаграмма результатов работы учащихся

По результатам диагностики составляется диаграмма результатов работы учащихся

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся…

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся…

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А

Дедюхина, Г.В. Учимся говорить

Дедюхина, Г.В. Учимся говорить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2024