Дополнительная общеразвивающая программа "Горошинки"
Оценка 4.8

Дополнительная общеразвивающая программа "Горошинки"

Оценка 4.8
docx
09.12.2023
Дополнительная общеразвивающая программа "Горошинки"
Программа. Начало пути.docx

Отдел образования

администрации Ленинского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

 «Горошинки»

объединения «Танцевальный ансамбль «Альянс»»

возраст учащихся 5 лет

срок реализации программы – 1  год

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Сваина Вера Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов, 2023

СТРУКТУРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОГРАММЫ

 

1.   КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………...

 

 

3

 

1.1 Пояснительная записка………………………………………………...

3

 

1.2 Цель и задачи программы……………………………………………...

5

 

1.3 Планируемые результаты……………………………………………...

6

 

1.4 Содержание программы………………………………………………..

7

 

1.5 Формы аттестации и их периодичность………………………………

17

2.   КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………………………………………………………………...

 

17

 

2.1 Методическое обеспечение……………………………………………

17

 

2.2 Условия реализации……………………………………………………

20

 

2.3 Календарный учебный график………………………………………...

21

 

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………

36

 

2.5 Список литературы и электронных ресурсов ………………………..

38

 

2.6 Приложение…………………………………………………………….

42

 


 

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

1.1. Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа реализуется в объединении «Альянс», имеет художественную направленность и разработана для детей 5-летнего возраста, и с учётом:

1.      Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2.      Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

3.      Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4.      Письма Министерства обрнауки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

5.      Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

6.      Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019 г. № 1077, п. 51);

7.      Устава МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова.

Искусство танца, хореография является неотъемлемой частью художественного и эстетического воспитания человека.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. И какими они вырастут, во многом зависит от окружающей их эстетической среды.

Изучив и проанализировав программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ[1], различные программы по хореографии и ритмике (Рабочая программа хореографического ансамбля «Вдохновение» для 1-4 классов Калашниковой И.Д., г. Москва, 2015 г.; Программа дополнительного образования «Танцевальный коллектив «Радуга» (ритмика) Кулешовой Е.В., г. Москва, 2014 г.), выяснилось, что большинство из них разработаны либо для детей младшего школьного возраста, либо не соответствуют современным требованиям к содержанию, технологическому обеспечению образовательного процесса в УДО для детей дошкольного возраста.

Следовательно, возникла необходимость в разработке программы, соответствующей современным реалиям, запросам детей и родителей. Программа «Мир танца. Начало пути», нацелена на то, чтобы ввести детей 5-ти лет в мир хореографии с помощью наиболее доступных для детей этого возраста игровых технологий, что свидетельствует об актуальности данной программы.

Новизна данной программы заключается в интеграции трёх направлений: ритмика, хореография, речедвижение.

Особенность данной программы состоит в том, что на занятиях активно используются игровые технологии для организации творческого процесса.

Данная программа предназначена для детей 5-летнего возраста.

Возрастные особенности 5 летнего возраста

Для данного периода характерна произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Также в этот период дети отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети более младшего возраста. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.

Развивается общение как вид деятельности. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Развитие личности в данном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая.

 

Объём Программы.

Реализация данной Программы рассчитана на 144 часов в год.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю 2 занятия по 30 минут с перерывом между ними 10 минут (согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 №41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

Численный состав групп установлен Уставом ЦДТ, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования: первый и второй и третий год обучения – группы по 12 человек.

Состав группы – постоянный в течение года. Форма работы: групповая. Формирование групп осуществляется в соответствии с возрастом и физическими данными обучающихся для дифференциации по сложности предлагаемого материала. Основным критерием отбора является желание детей. Набор производится независимо от объёма их знаний, умений и навыков.

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие нравственно-эстетической культуры дошкольника, раскрытие и развитие специальных способностей через приобщение к хореографическому искусству.

Задачи программы:

1.     Обучить:

·        основам партерной гимнастики;

·        основам классического экзерсиса;

·        познакомить учащихся с различными музыкально-ритмическими движениями.

2.     Развить:

·        творческие способности, воображение и фантазию детей в танце;

·        познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить.

3.     Воспитать:

·        любовь и уважение к хореографическому искусству;

·        умение ребенка работать в коллективе;

·        стремление к здоровому образу жизни;

·        заложить основы нравственных понятий и закрепить их в поведении.

Обучение по данной программе педагогически целесообразно, так как представляет широкие возможности для развития творческих способностей и самореализации детей, формирования базовых танцевальных навыков, которые могут быть востребованными ими в дальнейшем, способствует успешному формированию школьной зрелости.

 

1.3. Планируемые результаты

Предметные результаты.

К концу обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

·        технику безопасности;

·        основу хореографической азбуки (1, 3, 6 позиции ног; подготовительную, 1, 2, 3 позиции рук);

·        азбуку музыкального движения (музыкальный темп – «умеренно», «быстро»)

·        простейшие элементы партерной гимнастики;

·        правила поведения на занятиях и на концерте.

УМЕТЬ:

·        передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок, акцентировать шаг на первую долю;

·        распознавать характер танцевальной музыки;

·        творчески фантазировать в соответствии с музыкальным материалом;

·        правильно двигаться в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носочка;

·        выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

·        общаться со сверстниками.        

Метапредметные и личностные результаты:

·        понимать и принимать задачу, предлагаемую педагогом;

·        способен использовать свою фантазию и наблюдательность для создания образа;

·        способен сотрудничать с группой учащихся.

 

1.4. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж

4

4

0

Опрос

 

Итого:

4

4

0

 

Раздел 1. Азбука музыкального движения – 24 ч.

1.1

Мелодия и движения

8

1

7

Контрольное занятие.

1.2

Музыкально-пространственные упражнения

6

0

6

Контрольное занятие.

1.3

Музыкально-хореографические игры и упражнения

6

0

6

Контрольное занятие.

Игры

1.4

Танцевальные этюды

4

0

6

Контрольное занятие. Концертные номера

 

Итого:

24

1

23

 

Раздел 2. Речедвигательные игры и упражнения – 16 ч.

2.1

Координация функций движения и речи

16

2

14

Контрольное занятие. Игра

 

Итого:

16

2

14

 

Раздел 3. Танцевально-ритмические упражнения – 22 ч.

3.1

Игроритмика

11

1

10

Контрольное занятие. Игра

3.2

Игрогимнастика

11

0

11

Контрольное занятие. Игра

 

Итого:

22

1

21

 

Раздел 4. Азбука классического танца – 24 ч.

4.1.

Искусство хореографии

2

2

0

Опрос.

Контрольное занятие

4.2

Постановка корпуса, понятие о выворотности

4

0

4

Контрольное занятие

4.3

Экзерсис классического танца

18

1

17

Контрольное занятие

 

Итого:

24

3

21

 

Раздел 5. Партерный экзерсис – 24 ч.

5.1

Упражнения в партере

24

0

24

Контрольное занятие.

Итоговое занятие

 

Итого:

24

0

24

 

Раздел 6. Творческая деятельность – 12 ч

6.1

Танцевальные постановки

6

0

6

Концертные номера

6.2

Подготовка к массовым мероприятиям.

6

0

6

Контрольное занятие.

Концертные номера

 

Итого:

12

0

12

 

Раздел 7. Организация воспитательного процесса – 6 ч.

7.1

Беседы, прослушивание музыки. Массовые мероприятия

6

2

4

Опрос

Концертные номера

 

Итого:

6

2

4

 

Раздел 8. Диагностика – 10 ч.

8.1

Диагностика реальных и потенциальных возможностей учащихся

4

0

4

Опрос  

 

8.2

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития учащихся

6

0

6

Контрольное занятие.

 

Итого:

10

0

10

 

Раздел 9. Заключение – 2 ч.

9.1

Итоговое занятие

2

0

2

Открытое занятие

 

Итого:

2

0

2

 

Всего:

144

13

131

 

 

Перечень примерных массовых мероприятий для учащихся:

·        День открытых дверей;

·        КИП «Новогодняя сказка».

·         КИП «Ты – пешеход»

 

Перечень примерных массовых мероприятий совместно с родителями:

·        Открытое занятие для родителей «Радуга талантов»;

·        Отчётный концерт.

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Содержание и форма занятий. Внешний вид учащихся. Расписание занятий (количество часов, время). Деятельность объединения. Цели и задачи коллектива. Предмет – хореография. Дисциплина во время обучения.  Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 1. Азбука музыкального движения

1.1 Мелодия и движения

Теория: Музыкальный темп («умеренно», «быстро»).

Практика: Развитие у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений через специальные упражнения:

·        Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.

·        Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне.

1.2 Музыкально-пространственные упражнения

Практика: Правила и логика перестроений из круга в шеренгу и обратно. Повороты влево и вправо. Маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Маршировка с перестроением.

·        «Пружинка» - легкое приседание.

1.3 Музыкально-хореографические игры и упражнения

Практика: Игры и упражнения на развитие музыкально-хореографических навыков: «Угадайка», «Разноцветная игра». Приложение 1.

1.4 Танцевальные этюды:

Практика: Танцевальные этюды в образах - «Кошки-мышки», «Рыбачок» и т. д. Импровизация под музыку.

Раздел 2. Речедвигательные игры и упражнения

2.1 Координация функций движения и речи

Теория: Ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов.

Практика: Игры и упражнения на умение координировать движения с речью. Игры «Говорливый ручеёк», «Воробей» и др. Приложение 4


 

 

Раздел 3.  Танцевально-ритмические упражнения

3.1 Игроритмика

Теория: Понятия ритма. Виды ритма.

Практика: Танцевально-ритмические упражнения для развития чувства ритма и двигательных способностей,

·        позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры.  

·        чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (идет мишка косолапый, зайка прыгает, птичка летает, птичка клюет, лошадка скачет, кошечка облизывается).

·        двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специальную подобранную музыку;

·        танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость; (игры: «Танец», «Музыкант»);

·        изменение музыкального темпа и ритма (развитие чувства ритма и темпа. Приложение 3

3.2 Игрогимнастика:

Практика: игры и упражнения, которые способствует:

·        развитию координации движений и музыки (игры – «Паровоз», «Весёлая карусель»);

·        пространственной ориентировке (игры: «Змейка»);

·        осознанию схемы собственного тела (игры: «Голова, плечи, колени, носки», «Пробуждение зайки»);

·        умению выполнять коллективные, согласованные действия (игры: «Земля, луна, воздух», «У ребят порядок строгий»); Приложение 2

 

Раздел 4. Азбука классического танца

4.1 Искусство хореографии

Теория: История возникновения танца, стиля. Культура движения.  Балет П.И. Чайковского «Дюймовочка».

4.2 Постановка корпуса, понятие о выворотности

Практика:

·        Позиции ног – 1, 3, 6.

·        Позиции рук – подготовительная, 1, 2, 3.

·        Постановка корпуса по 1-ой позиции ног лицом к станку

4.3 Экзерсис классического танца

Практика: Экзерсис у станка (лицом к станку)

- demi plié по 1-ой позиции;

- grand plie по 1-ой позиции;

- battement tendu в сторону по 1-ой позиции;

- plie-releve по 6-й позиции. Приложение 5

Понятия: «птичка», «утюжок». («Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны).

·        Шаги:

- шаг с носка;

- подскоки.

Раздел 5.  Партерный экзерсис

5.1 Упражнения в партере

Практика: Упражнения:

·        на развитие мышц паха («бабочка», «лягушка»);

·        на подвижность голеностопного сустава;

·        на развитие шага;

·        на развитие гибкости;

·        на укрепление позвоночника;

·        на развитие и укрепление брюшного пресса;

·        на развитие выворотности ног;

·        растяжка ног (вперед, в сторону);

·        наклоны корпуса к ногам.

Раздел 6. Творческая деятельность

6.1Танцевальные постановки

Практика: Темы сценических постановок соответствуют интересам и возможностям детей. Сюжетные танцы: герои сказок («Гномики», «Матрёшки»); мир природы (цветы, бабочки и т.д.)

·        знакомство с музыкальным материалом постановки;

·        изучение танцевальных движений;

·        соединение движений в танцевальные композиции;

·        разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.

6.1 Подготовка к массовым мероприятиям.

Практика: Репетиция отдельных номеров, подготовка костюмов, реквизита.

Раздел 7. Организация воспитательного процесса

7.1 Беседы, прослушивание музыки. Массовые мероприятия

Теория: Этическая грамматика, прослушивание музыки, посещение концертов.

Практика: День открытых дверей; КИП «Новогодняя сказка»; КИП «Ты – пешеход». Совместно с родителями: «Радуга талантов»; Отчётный концерт.

Раздел 8. Диагностика

8.1 Диагностика реальных и потенциальных возможностей учащихся

Практика: Осуществление диагностики реальных и потенциальных возможностей учащихся:

·        диагностика выявления уровня тревожности учащихся;

·        диагностика по методики М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности учащегося»;

·        диагностика по методики «Диагностика нравственной мотивации»;

·        социометрия.

7.2 Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития учащихся

Практика: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.

Раздел 9. Заключение

9.1 Итоговое занятие

Практика: Открытое занятие для родителей, показательное выступление.

 

1.5.   Формы аттестации

На протяжении всего периода реализации дополнительной общеразвивающей Программы «Мир танца. Начало пути» ведется педагогический мониторинг, целью которого является определение уровня освоения учащимися знаний, умений и навыков в полном объеме. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния образовательного процесса. Выясняются такие вопросы: достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя и коррекции программы.

                                                    

Основными видами контроля учащихся являются:

·        текущий контроль,

·        промежуточный,

·        итоговый

Формами контроля являются:

·         опрос,

·        контрольные занятия (один раз в три месяца проверяется уровень знаний и умений ребёнка);

·        концертные номера;

·        конкурсы, фестивали;

·        итоговое занятие

 

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

2.1.    Методическое обеспечение

Программы разработана с учетом Устава ЦДТ, целевых программ, требований СанПиНа. Вся образовательная программа направлена на возможность раннего знакомства детей с танцем и их активного приобщения к этому виду художественной деятельности.

Срок реализации данной программы – один год. В первый год педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной деятельности.

В        образовательном процессе применяются следующие современные педагогические технологии и методы обучения:

Технология игрового обучения

Содержание программы строится на приоритетном использовании игровой технологии, обеспечивающей ситуации успеха для каждого воспитанника, что способствует интеллектуальному, эмоциональному и индивидуальному развитию ребенка.

На занятиях много времени уделяется играм: игры на подражание, сюжетно-ролевые, музыкальные и пр. Учебный материал также преподносится в игровой форме. Все используемые игры способствуют оптимальной подготовке детского организма к более высоким психическим и физическим нагрузкам. Чередование развивающих игр и физической нагрузки сбалансировано таким образом, чтобы учащиеся не переутомлялись во время занятий, а также прочно усваивали материал.

Технология развивающего обучения применяется для развития у учащихся образного и абстрактного мышления.

 

На занятиях используются игры и задания развивающего характера:

·        игры и упражнения для развития зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цветов, распознавания звуков, определения пространства и времени, способствующих развитию речи;

·        игры на развитие памяти и внимания «Запомни фразы», «Делай как я!», «Стоп, хлоп, раз», «Слышать шум», «Делай как я!»;

·        игры на развитие артикуляционного аппарата и речи «Чистоговорки», «Ра-ра-ра-начинается игра», «Шелест ветра»; «От топота копыт…»; «Снежинка на ладони»;

·        игры на эмоциональное и музыкальное развитие «Музыкальный календарь природы», «Такая разная музыка»; «Солнышко»;

·        задание развивающего характера: игра «Охранник» (развитие восприятия);

·        занятия на развитие движения, пластики, мимики; дыхательная гимнастика.

Использование данной технологии даёт возможность воспитанникам более успешно развивать творческое восприятие, и способствует освоению навыков управления речью, мышцами тела, развивает ритм.

Обязательным элементом каждого занятия является самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.

Технология педагогической поддержки

На занятиях использует такие приёмы педагогической поддержки и сотрудничества, как поощрение, похвала, одобрение, стимулирование к деятельности; доверие, не упоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия, огорчения; ожидание лучших результатов; вовлечение в интересующую деятельность.

Приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника; намек, предположение, высказанное без адреса; изменение задания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности.

Использование здоровьесберегающих технологий даёт возможность для сохранения и укрепления физического здоровья учащихся, а также создать условия для:

 

·        соблюдения санитарно-гигиенических норм;

·        соблюдения правил ТБ;

 

 

·        чередования видов учебной деятельности;

 

 

·        динамических пауз (физкультминутка, подвижная игра, упражнения для различных групп мышц и т. д.);

 

·        оптимальной плотности занятий с учетом возрастных особенностей;

·        пропаганды здорового образа жизни.

При проведении занятий педагог использует различные пособия: картинки с изображениями, соответствующими названиям упражнений; мячи; различные предметы, необходимые для выполнения тех или иных упражнений.

Формы занятий:

·        традиционное занятие;

·        комбинированное занятие;

·        практическое занятие;

·        тематическое занятие;

·        игра, праздник, фестиваль;

·        творческая встреча;

·        репетиция;

·        концерт, открытый урок.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

·        фронтальная;

·        в парах;

·        групповая;

·        индивидуальная.

Основные методы обучения:

1. Наглядный:

- непосредственно показ педагогом движений под счет и под музыку;

- опосредованный показ правильного исполнения или ошибок на конкретном ребенке;

- использование графических материалов, различных приспособлений при объяснении.

2. Словесный:

- обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.

3. Практический:

- многократное повторение и отработка движений.

4. Видеометод:

- просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве;

- обучение на основе видеоматериала;

5. Метод стимулирования.

6. Метод создание ситуации успеха.

7. Метод рефлексии.

 

2.2     Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

·        Помещение, оборудованное зеркалами, станками.

·        Магнитофон.

·        Телевизор.

·        Ноутбук.

Дидактические материалы:

Наименование продукта

Форма

1.

Учебные пособия по тематике направления «Хореография»

Печатная форма

2.

Видео- и аудио материалы для обеспечения занятий, массовых мероприятий

Электронные и цифровые ресурсы

3.

Тематические папки:

·         сценарии

·         инструктажи

·         картотека диагностических методик

·         карточки с играми, заданиями

Печатная форма

 

 

Кадровое обеспечение

В     реализации Программы «Мир танца. Начало пути» занят один педагог дополнительного образования, имеющий:

·        высшее, «Психолого-педагогическое образование», бакалавр;

·        среднее специальное образование, по специальности «Руководитель хореографического коллектива»;

·        опыт работы в хореографическом объединении и стаж работы 26 лет.


2.4. Оценочные материалы

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей проводится 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае).

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий (на основе репертуара).

Параметры оценки:

1. Музыкальность.

2. Эмоциональность.

3. Внимание.

4. Память.

5. Творческие проявления.

6. Подвижность нервных процессов.

7. Пластичность, гибкость.

8. Координация движений.

9. Ориентировка в пространстве.

В приложении 2.6. представлены примерные материалы для проведения оценочных процедур. Результаты заносятся в карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. (Приложение 6.)

Таблица 1. – Критерии оценки качества выполнения контрольных заданий

Балл

Критерии оценивания

3

полное понимание специальной терминологии и умение самостоятельно продемонстрировать заданные элементы. Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания. Обнаруживает желание продолжать задание

2

общую цель и содержание задания в целом понимает правильно, хотя и не всегда точно в той части, которая касается способов действия. Грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), знание специальной терминологии и умение продемонстрировать заданные элементы. Проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания

1

частичное знание специальной терминологии и умение продемонстрировать заданные элементы с помощью педагога. Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание техники исполнения изученных движений и т.д. Задание выполняет, не проявляя заинтересованности в правильном его выполнении.

0

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета. Проявляет безразличие не только к содержанию задания, но и к ситуации организации задания.

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения и определяется по четырем уровням, характеризующимися 4-мя показателями. При оценивании каждому показателю присваиваются баллы.

Таблица 2. – Показатели оценивания уровня реализации программы

Показатель

Характеристика показателя

Балл

Владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения

Полное свободное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения

4

неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения

3

слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения

2

полное отсутствие теоретических знаний по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения

1

Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов

Высокий уровень точности, музыкальности и выразительности исполнения танцевальных комбинаций и этюдов

4

недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности

3

неточное исполнение танцевальных комбинаций

2

Непонимание задачи, поставленной педагогом и неумение выполнять танцевальные элементы

1

Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов

Легко справляется с работой в ансамбле, на высоком уровне владеет навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов.

4

Легко справляется с работой в ансамбле, навыки сольного исполнения танцевальных фрагментов на хорошем уровне.

3

Проявляются сложности с работой в ансамбле, недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности.

2

Недостаточная сформированность навыков работы в ансамбле, неточное исполнение танцевальных комбинаций

1

Участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня

Принимает участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Полное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения

4

Принимает участие в мероприятиях различного уровня. Полное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения

3

Принимает участие только в мероприятиях ЦДТ. Частичное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения

2

Не принимает участие в конкурсах и мероприятиях. Ограниченное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения

1

Высокий уровень освоения программы 13–16 баллов;

Средний уровень освоения программы 10 –12 баллов;

Уровень освоения программы – ниже среднего 7–9 баллов;

Низкий уровень освоения программы 4–6 баллов.

2.5. Список литературы и электронных ресурсов

 

Для педагогов

Основная литература:

1.     Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. М: Прометей, 2018. 708 с.

2.     Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. СПб.: КАРО, 2005. 176 с.

3.     Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская, С. Н. Костромина. М.: Кнорус, 2020. 432 с.

4.     Ваганова, А. Я. Основы классического танца. Серия Учебники для вузов. Специальная литература / А. Я. Ваганова. 6-е изд. СПб.: Издательство Лань, 2000. 192 с.

5.     Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов ВУЗов / Г. А. Волкова. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 352 с.

6.     Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

7.     Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Национальное образование, 2019. 368 с.

8.     Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду / М. Ю. Гоголева. Ярослапвль: Академия развития, 2006. 120 с.

9.     Лукьянова, Е. А. Дыхание в хореографии. Учебное пособие / Е. А. Лукьянова. СПб.: Планета музыки, 2018. 184 с.

10. Министерство просвещения СССР. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М.: «Просвещение», 1981.

11. Меднис, Н. В. Введение в классический танец. Учебное пособие / Н. В. Меднис, С. Г. Ткаченко. СПб.: Планета музыки, 2018. 60 с.

12. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду / Н. В. Нищева. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 96 с. + CD

13. Пенькова, Л. А. Развитие игровой активности дошкольников / Л. А. Пенькова,  З. П. Коннова, И. В. Малышева, С. В. Пыркова. М.: Сфера, 2010. 128 с.

14. Ступак, Л. Я. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников / Л. Я. Ступак, И. С. Огородова, А. А. Челышева, С. А. Кимяева, // Молодой ученый. 2017. №8. С. 371-374.

15. Сунцова, А. В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. В. Сунцова. С. В. Курдюкова. М.: Генезис, 2016. 64 с. + (28 л.)

16. Холл, Д. Учимся танцевать. Весёлые уроки танцев для дошколят / Д. Холл, перевод Т. В. Сидорин. М.: АСТ: Апрель, 2009. 184 с.

 

Дополнительная литература:

1.   Авдеева Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю. В. Авдеева. М.: Сфера, 2012. 64 с.

2.   Анищенкова, Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. [Электронный ресурс] URL: https://librolife.ru/g4430474. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения 13.03.2020).

3.   Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. [Электронный ресурс] URL: http://thelib.ru/books/n_f_gubanova/igrovaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_programma_i_metodicheskie_rekomendacii_dlya_detey_3_7_let-read.html. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения 12.03.2020).

4.   Давыдова, Г. В. Игры, считалки, загадки стихи для развития речи / Г. В. Давыдова. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 75 с.

5.   Добина, Н. И. Развитие личности ребёнка 5-7 лет в детском саду / Н. И. Добина. Яр.: Академия развития, 2009. 192 с.

6.   Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. Учебное пособие / Д. Зайфферт, перевод В. Штакенберг. СПб.: Планета музыки, 2018. 128 с.

7.   Красильников, Н. Н. 500 считалок, загадок, скороговорок для детей / Н. Н. Красильников. М.: Сфера, 2018. 96 с.

8.       Сергеева, Н. В. Безопасность. Знакомим дошкольников с источниками опасности / Н. В. Сергеева, Г.Я. Павлова, Н. Н. Захарова, А. Б. Старкова. М.: Сфера, 2013. 64 с.

9.   Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны / Т. А. Шорыгина. М.: Сфера, 2017. 80 с.

10.   Шорыгина, Т. А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. М.: Сфера, 2018. 96 с.

Для родителей

1.   Красильников, Н. Н. 500 считалок, загадок, скороговорок для детей / Н. Н. Красильников. М.: Сфера, 2018. 96 с.

2.   Комаровский, Е. О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников / Е. О. Комаровский. М.: Эксмо-Пресс, 2018. 592 с.

3.   Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности / Ж. Ледлофф, перевод И. Шарашкина, Л. Шарашкин. М.: Генезис, 2017. 207 с.

4.   Сергеева, Н. В. Безопасность. Знакомим дошкольников с источниками опасности / Н. В. Сергеева, Г.Я. Павлова, Н. Н. Захарова, А. Б. Старкова. М.: Сфера, 2013. 64 с.

5.   Трясорукова, Т. П. Игры перед сном. Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т. П. Трясорукова. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 47 с.

6.   Хухлаев, О. Е. Портал в мир ребенка. Психологические сказки для детей и родителей / О. Е. Хухляев, О. В. Хухляева. М.: Эксмо, 2020. 224 с.

7.   Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны / Т. А. Шорыгина. М.: Сфера, 2017. 80 с.

8.   Шорыгина, Т. А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. М.: Сфера, 2018. 96 с.

Для учащихся

1. Андерсен, Х. К. Снежная королева / Х. К. Андерсен. М.: Стрекоза, 2017. 64 с.

2. Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и Мышиный король / Э. Т. А. Гофман, перевод А. Соколовский. СПб.: Качели, 2020. 96 с.

3. Маршак, С. Я. Добрые сказки на ночь / С. Я. Маршак. М.: АСТ, 2020. 128 с.

4. Перро, Ш. Сказки Шарля Перро. Золушка. Спящая Красавица. Кот в Сапогах / Ш. Перро. М.: Речь, 2015. 88 с.

5. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н. Э. Теремкова. М.: Гном, 2019. 48 с.

6. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 / Н. Э. Теремкова. М.: Гном, 2019. 32 с.

7. 1000 сказок, рассказов, стихов, загадок. Для детей от 5 до 7 лет. Первая книга для чтения / сост. В.Г. Дмитриева. М.: АСТ, 2018. 320 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Министерство просвещения СССР. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М.: «Просвещение», 1981.

 

Отдел образования администрации

Отдел образования администрации

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Танцевальный коллектив «Радуга» (ритмика)

Танцевальный коллектив «Радуга» (ритмика)

Объём Программы. Реализация данной

Объём Программы. Реализация данной

Планируемые результаты Предметные результаты

Планируемые результаты Предметные результаты

Раздел 2. Речедвигательные игры и упражнения – 16 ч

Раздел 2. Речедвигательные игры и упражнения – 16 ч

Перечень примерных массовых мероприятий для учащихся: ·

Перечень примерных массовых мероприятий для учащихся: ·

Раздел 3. Танцевально-ритмические упражнения 3

Раздел 3. Танцевально-ритмические упражнения 3

Понятия: «птичка», «утюжок». («Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны

Понятия: «птичка», «утюжок». («Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития учащихся

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития учащихся

В образовательном процессе применяются следующие современные педагогические технологии и методы обучения:

В образовательном процессе применяются следующие современные педагогические технологии и методы обучения:

Использование здоровьесберегающих технологий даёт возможность для сохранения и укрепления физического здоровья учащихся, а также создать условия для: · соблюдения санитарно-гигиенических норм; · соблюдения правил

Использование здоровьесберегающих технологий даёт возможность для сохранения и укрепления физического здоровья учащихся, а также создать условия для: · соблюдения санитарно-гигиенических норм; · соблюдения правил

Видеометод: - просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве; - обучение на основе видеоматериала; 5

Видеометод: - просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве; - обучение на основе видеоматериала; 5

Оценочные материалы Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей проводится 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный – в декабре, итоговый – в…

Оценочные материалы Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей проводится 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный – в декабре, итоговый – в…

Проявляет безразличие не только к содержанию задания, но и к ситуации организации задания

Проявляет безразличие не только к содержанию задания, но и к ситуации организации задания

Список литературы и электронных ресурсов

Список литературы и электронных ресурсов

Холл, Д. Учимся танцевать. Весёлые уроки танцев для дошколят /

Холл, Д. Учимся танцевать. Весёлые уроки танцев для дошколят /

Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым

Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2023