Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 8 от 30. 08. 2019 |
Приложение № 4 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2019 № 130
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы трудового законодательства»
(научно-техническая направленность)
Возраст детей: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год
Извара,
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Повышение юридической грамотности – одно из приоритетных направлений развития гражданского общества. В связи с этим возникает необходимость в дополнительных общеразвивающих программах правовой направленности.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: обеспечить школьников необходимой юридическо-правовой базой для успешного продвижения на рынке труда.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Обучающие:
1) сформировать первоначальное понятие о трудовом праве.
2) сформировать первоначальное представление о рынке труда
3) у школьников о правах и обязанностях работника и работодателя, как субъектов трудового права
Развивающие:
1) формировать мотивацию к получению знаний в области права
2) повышать эрудицию школьников
Воспитательные:
1) воспитывать у учеников уважение к правовым нормам, институтам и закону в целом
2) воспитывать в учениках стремление быть законопослушными и ответственными гражданами и работниками
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: ученики 9 классов стоят на пороге нового этапа своей жизни. Не исключено, что некоторые ребята по окончании 9 класса начнут свою трудовую деятельность. Особенно это актуально в сельской местности. Поэтому, изучение основ трудового права, а также особенностей охраны труда несовершеннолетних работников, достаточно актуально для учеников 9 класса.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата
|
Кол-во часов |
1 |
Введение |
|
1 |
2-3 |
Тема 1. Трудовое право |
|
2 |
4-5 |
Тема 2. Субъекты трудового права |
|
2 |
6-7 |
Тема 3. Занятость и трудоустройство в РФ. |
|
2 |
8-10 |
Тема 4. Трудовой договор |
|
3 |
11-13 |
Тема 5. Рабочее время и время отдыха |
|
3 |
14-15 |
Тема 6. Заработная плата |
|
2 |
16-17 |
Тема 7. Трудовая дисциплина |
|
2 |
18-20 |
Тема 8. Трудовые споры. |
|
3 |
21 |
Тема 9. Ответственность по трудовому праву. |
|
1 |
22-23 |
Тема 10. Охрана труда. |
|
2 |
24 |
Тема 11. Социальное обеспечение граждан |
|
1 |
25 |
Тема 12. Подготовка и переподготовка кадров. |
|
1 |
26 |
Тема 13. Защита трудовых прав работников |
|
1 |
27 |
Тема 14. Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства |
|
1 |
28-29 |
Тема 15. Международно-правовое регулирование труда |
|
2 |
30-32 |
Тема 16. Моя будущая профессия |
|
3 |
33 |
Повторение и обобщение изученного |
|
1 |
34 |
Заключительное занятие «Хочу работать» |
|
1 |
Содержание изучаемого курса:
Введение. Понятие «отрасли права». Отрасли права РФ. Место трудового права в правовой системе РФ.
Тема 1.Трудовое право. Что такое трудовое право. Понятие о Трудовом кодексе РФ. Что составляет содержание трудовых правоотношений. Кто является участником трудовых правоотношений. Каковы источники трудового права в РФ. Трудовое право. Нормы трудового права. Трудовой кодекс РФ. Источники трудового права.
Тема 2. Субъекты трудового права. Понятие и виды субъектов трудового права. Работник как субъект трудового права. Работодатель как субъект трудового права. Профессиональные союзы и объединения работодателей как субъекты трудового права.
Тема 3. Занятость и трудоустройство в РФ. Государственная политика содействия занятости населения. Основные права граждан в области занятости. Правовой статус безработного. Понятие «система профессионального обучения безработного. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Права граждан и гарантии государства в области занятости. Правовой статус безработного. Пособие по безработице. Материальная и иная помощь. Профессиональное обучение.
Тема 4. Трудовой договор. Содержание и основную процедуру
заключения, изменения и прекращения трудового договора. Заявление о приеме на
работу, переводе на другую работу и об освобождении от занимаемой должности.
Законность расторжения трудового договора по инициативе работодателя за
виновные действия работника.
Понятие, содержание и виды трудового договора.
Заключение трудового договора и оформление трудовых отношений. Изменение
условий трудового договора. Прекращение трудового договора. Практикум по решению правоведческих задач, определение
законности расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Тема 5. Рабочее время и время отдыха. Что такое рабочее время. Что понимается под временем отдыха. Какие гарантии предоставляются работникам, совмещающим работу и обучение. Режим рабочего времени. Время отдыха. Отпуска. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением.
Тема 6. Заработная плата. Основы правового регулирования оплаты труда. Что такое заработная плата, каково ее значение. Как производится оплата в случае невыполнения работником трудовых обязанностей. Понятие о заработной плате, ее значении. Система оплаты труда и стимулирующие выплаты.
Тема 7. Трудовая дисциплина. Что такое дисциплина труда и внутренний распорядок
организации, какими документами они определяются.
Виды поощрения и методы принуждения к соблюдению
трудовой дисциплины.
Понятие дисциплины труда. Способы обеспечения
дисциплины труда. Условия и порядок применения дисциплинарных взысканий.
Тема 8. Трудовые споры. Виды трудовых споров. Комиссии по трудовым спорам. Меры разрешения трудового спора. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.
Тема 9. Ответственность по трудовому праву. Понятие материальной ответственности и условия ее наступления. Материальная ответственность работодателя перед работником. Материальная ответственность работника перед работодателем.
Тема 10. Охрана труда. Специфика применения трудового права в отношении несовершеннолетних работников. Особенности регулирования труда женщин. Способы разрешения трудовых конфликтов. Особенности труда несовершеннолетних работников. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Юридический механизм защиты своих прав.
Тема 11. Социальное обеспечение граждан. Законные способы социальной защиты работников. Виды трудового права. Понятие пенсии и ее виды. Что такое социальное пособие.
Тема 12. Подготовка и переподготовка кадров. Теоретические основы обучения и повышения квалификации персонала и система российского образования. Организация, методика производственного обучения. Основные направления совершенствования подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих кадров.
Тема 13. Защита трудовых прав работников. Защита трудовых прав профессиональными союзами. Самостоятельная защита работниками своих трудовых прав. Защита трудовых прав в судебных и соответствующих общественных органах.
Тема 14. Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Понятия контроля и надзора. Виды контроля и надзора. Федеральная инспекция труда.
Тема 15. Международно-правовое регулирование труда. Система международного регулирования труда. Органы международного регулирования труда. Источники международно-правового регулирования. Основные права человека в области труда. Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства.
Тема 16. Моя
будущая профессия. Основы юридического сопровождения
профессиональной деятельности. Итоги работы над своей родословной (сквозь
призму образовательного уровня и профессий своих родственников)
Обоснование
своего выбора (с кого берет пример, почему хочет овладеть этой профессией).
Проектирование
своих действий (что необходимо для того, чтобы освоить данную профессию,
достигнуть поставленной цели)
Заключительное занятие. Семинар «Хочу работать»
План семинара
1. Право на труд и его гарантии.
2. Право на труд несовершеннолетних.
3. Льготы, предоставляемые подросткам Трудовым кодексом РФ, их влияние на возможность трудоустройства.
4. Как я (мой знакомый) устраивался на работу.
5. Рекомендации для несовершеннолетних, желающих начать самостоятельную трудовую деятельность (юридические, психологические и др. советы)
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.
Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие, игра.
Наполняемость объединения: до 20 человек.
Продолжительность одного занятия: 40 минут
Возрастной диапазон – 14-16 лет
Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю.
Средства обучения:
1. Компьютер
2. Экран
3. МФУ
4. Конституция РФ.
5. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
6. Трудовой кодекс РФ.
7. Трудовое право : учебник для бакалавров / С. Ю. Головина, Ю. А. Кучина ; под общ. ред. С. Ю. Головиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014.
8. Федеральный закон от 17.07.1999г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
9. Никитин А.Ф. Основы государства и права.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Ученик должен иметь представление:
– об основах юридического сопровождения
профессиональной деятельности.
Знать:
– главные аспекты трудового регулирования
трудовых отношений;
– цели, задачи и структуру элективного курса;
– место и роль элективного курса «Трудовое право
– твое право» в системе будущей профессиональной подготовки учащихся;
– общую характеристику правового обеспечения
профессиональной деятельности.
Система оценки результатов осовоения образовательной программы
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в конце 1 и 2 полугодия.
Формы проведения промежуточной аттестации: устный зачет по одной из пройденных тем в течение полугодия.
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: итоговое занятие
Оценочные материалы: конкурсы творческих работ, презентации на тему «Моя будущая профессия», участие в итоговом семинаре «Хочу работать».
Оценка результативности: зачетная система.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
2 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
34 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
29 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Начало триместра |
Окончание триместра |
Количество дней за учебный период
|
1 триместр |
02 сентября 2019 г. |
29 ноября 2019 |
60 |
2 триместр |
01 декабря 2019 |
28 февраля 2020 |
57 |
3 триместр |
01 марта 2020 |
29 мая 2020 |
53 |
ИТОГО: |
|
|
170 |
Продолжительность каникул
Осенние |
01.11.19-04.11.20 (4 дня) |
Зимние |
31.12.19-08.0120 (9 дней) |
Весенние |
25.03.19-29.03.20 (5 дней) |
Расписание занятий в кружке «Основы трудового законодательства»
Пятница: 16.20 – 17.05
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.