ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
доп. образование детей
5 кл—9 кл
17.11.2019
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»
Программа нацелена на создание пространства взаимодействия общего и дополнительного образования по направлениям: история, литература, география и др. Это способствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся и их развитию. Образовательная программа рассчитана на учащихся 5-10 классов, интересующихся историей, краеведением и этнографией.
Музееведение 2019 -2020. 1 полугодие doc.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

муниципального образования города Братска

 

 

Принята на заседании

Педагогического совета

От «29»  августа   2019 г.

Протокол № 2

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №5»

___________________Т.А.Лукина

Приказ   149

 от «30» августа 2019г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Музееведение»

 

 

 

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Автор-составитель:

Белорыбцева Алёна Владимировна,

педагог дополнительного образования, руководитель музея

 

 

г. Братск, 2019г.


I. Пояснительная записка

В последнее десятилетие начал усиливаться интерес к истории родного края, стали активно разрабатываться и реализовываться региональные и местные краеведческие программы. Именно поэтому  сегодня уделяется большое внимание деятельности музеев при образовательных учреждениях. Организация и деятельность музея школы - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы обучающихся, их родителей, выпускников, педагогов.

Дополнительная образовательная программа «Музееведение» является комплексной, сочетающей в себе музееведение, экскурсионное дело, историческое краеведение и этнографию.

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа создана в соответствии и на основании:

1.      Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.;

2.      Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

3.      Распоряжения Правительства РФ от 24.04.2015 г.  № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации  Концепции развития дополнительного образования детей»;

4.      Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»; 

5.      Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

6.      Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3;

7.      Федерального Закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

8.      Закона Иркутской области от 18 июля 2018 года № 45-оз «О музейном деле в Иркутской области»;

9.      Письма Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»;

10.  Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений»;

11.   Положения о музее МБОУ «СОШ №5» г. Братска, утвержденного приказом директора от 03.09.2018г.

 

В свете реализации ФГОС основного общего образования, программа дополнена новыми формами организации деятельности обучающихся, а именно работой над созданием индивидуальных проектов. Программа нацелена на создание пространства взаимодействия общего и дополнительного образования по направлениям: история, литература, география и др. Это способствует раскрытию индивидуальных способностей

обучающихся и их развитию. Образовательная программа рассчитана на учащихся  5-10  классов,   интересующихся историей, краеведением и этнографией.

 Группа учащихся разновозрастная, что способствует преемственности в обучении и работе. Ведущий принцип набора: добровольность, заинтересованность.

 

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития через вовлечение в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

 

Задачи программы:

 

-образовательные: через познавательную и поисково-собирательскую деятельность привлечь ребят к активному познанию родного края, осмыслению результатов и реализации их в практической деятельности - экскурсиях, творческих и исследовательских работах;

 

развивающие: развивать у учащихся такие качества как любознательность, интерес, инициатива, ответственность, творчество, способности к самопознанию и стремления к саморазвитию;

 

воспитательные воспитывать у ребят чувство любви и уважения к делам и традициям своего народа, к старшему поколению, желанию сохранить для следующих поколений страницы истории родного края;

 

II. Планируемые результаты:

 

- Образовательные:

-Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме и анализировать ее;

- Владение  навыками написания исследовательских работ, представление результатов работы на городских, областных конференциях, конкурсах, смотрах, выставках;

-Умение  самостоятельно подбирать  материал и являться  организаторами различных краеведческих дел в школе,

- Умение проводить  экскурсии не только в школьном музее, но и в микрорайоне школы.

 

- Личностные:

 

1.Расширение кругозора учащихся в области истории школы, истории страны, краеведения, этнографии.

2 Знакомство с историко-культурной и этнической спецификой региона.

3. Приобретение навыков учебно-исследовательской и проектной

деятельности.

4. Умение доводить начатое дело до конца.

 

- Метапредметные:

 

1.      Умение планировать работу над проектами; ставить конкретные цели, задачи, выдвигать гипотезы;

2.      Умение сотрудничать друг с другом при выполнении работ;

3.      Знание  экспозиций  школьного музея, музейного  дела, архивов  школьного музея, его экспонатов.

 

Формы аттестации для отслеживания результативности освоения программы: творческая, исследовательская работы, конкурсы, конференции, выставки, квесты.

Отслеживание результатов образовательной деятельности учащихся в учебной группе проходит после окончания изучения каждого раздела программы в различной форме: викторины, творческие конкурсы, анкетирование, оформление выставок, совместных дел учащихся и их родителей, выступлениях и представлении опыта на различного уровня мероприятиях.

Формы фиксации и предъявления результатов: аналитические справки, количество и качество проведенных экскурсий, выступление и участие в муниципальных, региональных, областных, российских конкурсах и выставках, грамоты, дипломы, журнал посещаемости и учета работы, портфолио музея,  фото, статьи в местной печати.

 

III. Объём, содержание программы

Срок реализации образовательной программы: 1 год, 306 часов. Учебный план на изучение курса отводит 9 часов в неделю, продолжительность изучения 34 учебные недели. Количество часов учебного плана в год определено календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №5», расписанием занятий.

Режим занятий:

Программа рассчитана на занятия 4 раза в неделю по 2 урока - 40 мин., перемена - 10 мин, индивидуальные занятия - 1 раз в неделю по 40 минут, всего 9 часов в неделю.

 

Программа реализуется в формах:

• мероприятия (беседа, лекция, экскурсия);

• творческие дела (оформление экспозиции музея, участие  в конференциях, конкурсах, квестах);

• индивидуальная, самостоятельная работа;

• проектная деятельность обучающихся.

Структура содержания программы «Музееведение» определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности 

4

2

2

2

Основы школьного музееведения.

Музейный предмет и музейный экспонат.

Способы изучения музейного предмета

8

4

4

3

Возникновение музеев. Понятие  «Музей»

43

8

35

4

Фонды школьного музея. Учет музейных фондов. Составление карточек на музейные предметы. Проведение инвентаризации. Систематизация по периодам и темам.

27

6

21

5

Экспозиция школьного музея. Правила составления экспозиции. Подготовка обновленной экспозиции к знаменательным школьным датам.

63

16

47

6

Научно-исследовательская и проектная деятельность.

Определение интересующей темы.

Выдвижение гипотезы. Поиск и подбор информации.

Анализ собранного материала.

Обобщение. Выводы. Перспектива. Написание, оформление, защита проектов.

50

20

30

7

Экскурсионная, пропагандистская и

воспитательная работа музея.

Организация детского музейного актива.

Составление плана обзорных  и

тематических лекций на материалах школьного музея. Сбор информации. Составление экскурсионных текстов.

40

12

28

8

Поисковая работа. Поиск новых материалов. Работа в библиотеках города.

38

8

30

9

 Работа с ветеранами войны, школы.  С выпускниками школы. Ведение переписки. Составление личных карточек.

33

6

27

Итого

306

82

224

 

Содержание дополнительной образовательной программы

 

п/п

Наименование

раздела, темы

 

Основное содержание

деятельности

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

Техника

безопасности

Инструктаж по технике безопасности:

противопожарная

безопасность, правила

безопасности при работе с

компьютером, офисной

техникой; безопасное

поведение во время

проведения экскурсий и

походов.

2

2

2

Основы школьного

музееведения

 

Всего:8 ч, из них

 

Музейный предмет .

Способы изучения

музейного предмета.

Объективные

закономерности,

относящиеся к процессам

накопления, сохранения

социальной информации,

познания и передачи

знаний, традиций

посредством музейных

предметов, процессам

функционирования музеев.

4

4

3

Возникновение музеев. Понятие  «Музей»

Мировая история возникновения музеев. Первые национальные музеи, профили музеев. Раскрытие понятия «Музей». Специфика передачи

музейной информации. Функции музея.

8

35

4

Фонды школьного

музея.

Место музеев в жизни

общества. Социальные

функции: научно-документационная и охранная,

исследовательская, научно-воспитательная

(образовательная).

Специфика передачи музейной информации.

Источники формирования

фонда школьного музея и

музеев в общем.

Основы классификации музейных предметов.

Ценность музейных предметов. Их

совокупность. Музейный фонд.

Систематизация музейных

предметов. Учет.

Составление карточек на экспонаты. Ведение инвентарной книги.

6

21

5

Экспозиция

школьного музея

Принцип построения

экспозиции. Наглядность и

информативность стендов.

Правила составления

экспозиции.

Проектирование экспозиций

музея по темам и

размещение их в стеллажах.

Реализация оформления

музейной экспозиции

(художественное, графическое, техническое и т.д.)

16

47

6

Научно-

исследовательская и

проектная

деятельность.

Что такое проект и

исследовательская работа.

Требования к проекту и

исследовательской работе.

Правила оформления

данного типа работ.

Работа над  коллективными и

индивидуальными проектами

- Известные выпускники

нашей школы- исследование, подготовка материалов в музей;

- Учителя нашей школы;

- Директора нашей школы;

-Необычные музейные

экспонаты;

Оформление итогов

исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Создание портфолио

музейных проектов и

исследовательских работ

учащихся.

20

30

7

Экскурсионная,

пропагандистская,

воспитательная

работа музея

Общая характеристика

массовых форм работы

музея. Виды экскурсий.

Требования к проведению

экскурсии.

Формы массовой работы, её

особенности. Сочетание

элементов подачи информации.

Составление плана

обзорных и тематических

лекций на материалах

щкольного музея.

Сбор информации.

Составление экскурсионных

текстов. Подбор экспонатов.

12

28

8

Поисковая работа

Работа в библиотеках

города. Сбор дополнительных

материалов.

8

30

9

Работа с ветеранами войны, школы.  С выпускниками школы. Ведение переписки. Составление личных карточек.

Анализ школьной книги

учета педагогического

коллектива на предмет

когда пришел в школу,

какой предмет вел

подбор фотографий по годам из архивов.

Составление поздравлений

для ветеранов – учителей. Выпускники: определение

даты выпуска.

Анализ архивных данных

Определение одноклассников и учителей.

Уточнение адресов для

связи. Оформление личных

карточек и класса данного

года выпуска.

6

27

 

Методическое обеспечение программы:

1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамент

молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11.

2. Музеи образовательных учреждений. Серия “Инструктивно-методическое

обеспечение содержания образования в Москве” / отв. Ред. Г.Д. Кузнецов. - М. Центр инноваций в педагогике, 1997.

3. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. О работе школьных

общественно-политических музеев. М.: Просвещение, 1988.

4. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела. Учеб. пособие для

студентов педагогических и гуманитарных вузов.  СПб.:  СпецЛит, 2000.

5. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-

метод. пособие. /  Под ред. Н.М. Лайковой. - М.: Владос, 2001

6. Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций

/Авторский коллектив /  Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001

7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике /М-во культуры РФ. Росс, ин-т культурологи. - М.. 2001.

8. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МС

РФ, 2002.

9. Организация работы музея образовательного учреждения // Методические

рекомендации - Пермь,2005.

 

Список использованной литературы:

1. Антрохов А.И. Использование экспозиции школьного музея на уроках и

во внеклассной работе //Народное образование. - №4, 1988.

2. Буланый И.Т., Евтушенко И.Г. Музей на общественных началах. - М.

1995.

3. Верба И.А. Каким быть школьному музею // Народное образование. -

№4, 1981.

4. Кудрина Т.А. Музей и школа. - М., 1985.

5. Редин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа в школе. - М.

1991.

6. Юхневич М.Ю., Ускова Т.В., Решетников Н.И. Основы школьного

музееведения. Программа подготовки руководителей школьных музеев// Вестник детско-юношеского туризма в России. - №3, 1998.

 

Календарно-тематическое планирование

 на 1 полугодие 2019-2020 учебного года

 п/п занятий

Раздел

               Наименование   тем

Кол-во часов

По плану

По факту

I  четверть  (80 часов)

1-2

Вводное занятие.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

3.09

3.09

3-6

Основы школьного

музееведения

(8 часов: 4+4)

Теория.

Место музеев в жизни общества.

Место школьного музея в жизни школы.

2

 

2

4.09

 

5.09

4.09

 

5.09

7-10

Практическое занятие: ознакомление с экспозицией школьного музея и принципами ее построения.

2

 

2

6.09

 

9.09

6.09

 

9.09

11-12

Возникновение музеев. Понятие  «Музей»

 

(43 часа: 8+35)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонды школьного

музея

(27 часов: 6+21)

Теория. Мировая история возникновения музеев.

2

10.09

10.09

13-14

Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме.

2

11.09

11.09

15-16

Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме.

2

12.09

12.09

17

Индивидуальная работа с энциклопедическими словарями по музейной терминологии.

1

13.09

13.09

18-19

Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме.

2

16.09

16.09

20-21

Представление и защита сообщений по теме «Мировая история возникновения музеев».

2

17.09

17.09

22-23

Теория. Первые национальные музеи, профили музеев.

2

18.09

18.09

24-25

Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме: «Место музеев в жизни общества»

2

19.09

19.09

26

Индивидуальная работа с энциклопедическими словарями.

1

20.09

20.09

27-28

Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме.

2

23.09

23.09

29-30

Теория. Раскрытие понятия «Музей».

2

24.09

24.09

31-32

Практические занятия: работа с архивом школьного музея;

2

25.09

25.09

33-34

Практические занятия: работа с архивом школьного музея;

2

26.09

26.09

35

Индивидуальная работа с энциклопедическими словарями

1

27.09

27.09

36-37

Практические занятия: работа с архивом школьного музея;

2

30.09

30.09

38-39

Представление и защита сообщений по теме: «Первые национальные музеи, профили музеев».

2

1.10

1.10

40-41

Теория. Специфика передачи

музейной информации.

2

2.10

2.10

42-43

Практические занятия: социальные функции музея.

2

3.10

3.10

44

Индивидуальная работа с документами музея.

1

4.10

4.10

45-46

Практические занятия:

научно - документационная функция музея.

2

7.10

7.10

47-48

Практические занятия: воспитательная функция музея.

2

8.10

8.10

49-50

Практические занятия: охранная функция музея.

2

9.10

9.10

51-52

Практические занятия: образовательная  функция музея.

2

10.10

10.10

53

Индивидуальная работа с документами музея.

1

11.10

11.10

54-55

Теория. Учет музейных фондов.

2

14.10

14.10

56-57

Экскурсия в музей города Братска.

2

15.10

15.10

58-59

Практические занятия: Составление карточек и шифров  на музейные предметы.

2

16.10

16.10

60-61

Практические занятия: Составление этикеток  на музейные предметы.

2

17.10

17.10

62

Индивидуальная работа: ведение архивных записей.

1

18.10

18.10

63-64

Теория. Источники формирования

фонда школьного музея и

музеев в общем.

2

21.10

21.10

65-66

Практические занятия: Основы классификации музейных предметов

2

22.10

22.10

67-68

Практические занятия: Систематизация музейных предметов.

2

23.10

23.10

69-70

Теория. Музейный фонд.

2

24.10

24.10

71

Практические занятия: Запасники музея

1

25.10

25.10

72-73

Практические занятия: Учет, хранение музейных предметов.

2

28.10

28.10

74-75

Экскурсия в музей города Братска

2

29.10

29.10

76-77

Практические занятия: Экспонирование музейных предметов.

2

30.10

30.10

78-79

ПРОЕКТ

Подготовка к защите  коллективного проекта

2

31.10

31.10

80

Итоговое занятие за 1 четверть. Защита проекта.

1

1.11

1.11

II  четверть  (63 часа)

81-82

Экспозиция

школьного музея

(63 часа: 16+47)

Теория. Принцип построения

экспозиции.

2

11.11

11.11

83-84

Встречи с членами кружка «Юный краевед» городской библиотеки.

2

12.11

12.11

85-86

Практические занятия:

Проектирование  экспозиции

2

13.11

13.11

87-88

Теория. Правила составления

экспозиции.

2

14.11

14.11

89

Индивидуальная работа: оформление экспозиции

1

15.11

15.11

90-91

Групповая работа: оформление экспозиции

2

18.11

18.11

92-93

Теория. Проектирование экспозиций музея по темам и размещение их в стеллажах.

2

19.11

19.11

94-95

Практические занятия: размещение экспозиций в стеллажах.

2

20.11

20.11

96-97

Групповая  работа: оформление экспозиции.

2

21.11

21.11

98

Индивидуальная работа: оформление экспозиции.

1

22.11

22.11

99-100

Теория. Поиск и собирательство музейных предметов, правила их ведения.

2

25.11

25.11

101-102

Практические занятия: поисковая работа

2

26.11

26.11

103-104

Экскурсия в музей города Братска

2

27.11

27.11

105-106

Практические занятия: правила ведения и учета фондов

2

28.11

28.11

107

Индивидуальная работа: оформление музейных экспонатов

1

29.11

29.11

108-109

Теория. Результаты поисковой  деятельности учащихся как основа создания музея.

2

2.12

2.12

110-111

Практические занятия: Поиск и собирательство музейных предметов.

2

3.12

3.12

112-113

Практические занятия: поисковая работа

2

4.12

4.12

114-115

Экскурсия в музей города Братска

2

5.12

5.12

116

Индивидуальная работа: оформление собранных музейных экспонатов

1

6.12

6.12

117-118

Теория. Результаты собирательской деятельности учащихся как основа создания музейной экспозиции.

2

9.12

9.12

119-120

Практические занятия: правила создания музейной экспозиции на бумаге.

2

10.12

10.12

121-122

Практические занятия: правила создания музейной экспозиции на бумаге.

2

11.12

11.12

123-124

Теория. Краеведы, старожилы как источник получения информации.

2

12.12

12.12

125

Индивидуальная работа: поиск старожилов в микрорайоне и городе.

1

13.12

13.12

126-127

Практические занятия: правила сбора информации у старожилов.

2

16.12

16.12

128-129

Практические занятия: встречи с краеведами.

2

17.12

17.12

130-131

Практические занятия: правила сбора информации у краеведов.

2

18.12

18.12

132-133

Теория. Работники архивов и жители микрорайона как источник получения информации.

2

19.12

19.12

134

Практические занятия: изучение архивов, их местонахождение.

1

20.12

20.12

135-136

Практические занятия: экскурсия в архив.

2

23.12

23.12

137-138

Практические занятия: создание новогодней экспозиции

2

24.12

24.12

139-140

Практические занятия: создание новогодних ретро-открыток

2

25.12

25.12

141-142

Практические занятия: новогодние посиделки в музее.

2

26.12

26.12

143

Практические занятия: поздравление членов Совета музея из числа учителей, родителей и общественности.

1

27.12

27.12

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Музееведение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2019