Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования города Братска
Принята на заседании Педагогического совета От «29» августа 2019 г. Протокол № 2 |
Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №5» ___________________Т.А.Лукина Приказ № 149 от «30» августа 2019г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Музееведение»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
|
Автор-составитель: Белорыбцева Алёна Владимировна, педагог дополнительного образования, руководитель музея |
г. Братск, 2019г.
I. Пояснительная
записка
В последнее десятилетие начал усиливаться интерес к истории родного края, стали активно разрабатываться и реализовываться региональные и местные краеведческие программы. Именно поэтому сегодня уделяется большое внимание деятельности музеев при образовательных учреждениях. Организация и деятельность музея школы - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы обучающихся, их родителей, выпускников, педагогов.
Дополнительная образовательная программа «Музееведение» является комплексной, сочетающей в себе музееведение, экскурсионное дело, историческое краеведение и этнографию.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа создана в соответствии и на основании:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.;
2. Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
3. Распоряжения Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
4. Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;
5. Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3;
7. Федерального Закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
8. Закона Иркутской области от 18 июля 2018 года № 45-оз «О музейном деле в Иркутской области»;
9. Письма Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»;
10. Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений»;
11. Положения о музее МБОУ «СОШ №5» г. Братска, утвержденного приказом директора от 03.09.2018г.
В свете реализации ФГОС основного общего образования, программа дополнена новыми формами организации деятельности обучающихся, а именно работой над созданием индивидуальных проектов. Программа нацелена на создание пространства взаимодействия общего и дополнительного образования по направлениям: история, литература, география и др. Это способствует раскрытию индивидуальных способностей
обучающихся и их развитию. Образовательная программа рассчитана на учащихся 5-10 классов, интересующихся историей, краеведением и этнографией.
Группа учащихся разновозрастная, что способствует преемственности в обучении и работе. Ведущий принцип набора: добровольность, заинтересованность.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития через вовлечение в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи программы:
-образовательные: через познавательную и поисково-собирательскую деятельность привлечь ребят к активному познанию родного края, осмыслению результатов и реализации их в практической деятельности - экскурсиях, творческих и исследовательских работах;
- развивающие: развивать у учащихся такие качества как любознательность, интерес, инициатива, ответственность, творчество, способности к самопознанию и стремления к саморазвитию;
- воспитательные воспитывать у ребят чувство любви и уважения к делам и традициям своего народа, к старшему поколению, желанию сохранить для следующих поколений страницы истории родного края;
II. Планируемые результаты:
- Образовательные:
-Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме и анализировать ее;
- Владение навыками написания исследовательских работ, представление результатов работы на городских, областных конференциях, конкурсах, смотрах, выставках;
-Умение самостоятельно подбирать материал и являться организаторами различных краеведческих дел в школе,
- Умение проводить экскурсии не только в школьном музее, но и в микрорайоне школы.
- Личностные:
1.Расширение кругозора учащихся в области истории школы, истории страны, краеведения, этнографии.
2 Знакомство с историко-культурной и этнической спецификой региона.
3. Приобретение навыков учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
4. Умение доводить начатое дело до конца.
- Метапредметные:
1. Умение планировать работу над проектами; ставить конкретные цели, задачи, выдвигать гипотезы;
2. Умение сотрудничать друг с другом при выполнении работ;
3. Знание экспозиций школьного музея, музейного дела, архивов школьного музея, его экспонатов.
Формы аттестации для отслеживания результативности освоения программы: творческая, исследовательская работы, конкурсы, конференции, выставки, квесты.
Отслеживание результатов образовательной деятельности учащихся в учебной группе проходит после окончания изучения каждого раздела программы в различной форме: викторины, творческие конкурсы, анкетирование, оформление выставок, совместных дел учащихся и их родителей, выступлениях и представлении опыта на различного уровня мероприятиях.
Формы фиксации и предъявления результатов: аналитические справки, количество и качество проведенных экскурсий, выступление и участие в муниципальных, региональных, областных, российских конкурсах и выставках, грамоты, дипломы, журнал посещаемости и учета работы, портфолио музея, фото, статьи в местной печати.
III. Объём, содержание программы
Срок реализации образовательной программы: 1 год, 306 часов. Учебный план на изучение курса отводит 9 часов в неделю, продолжительность изучения 34 учебные недели. Количество часов учебного плана в год определено календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №5», расписанием занятий.
Режим занятий:
Программа рассчитана на занятия 4 раза в неделю по 2 урока - 40 мин., перемена - 10 мин, индивидуальные занятия - 1 раз в неделю по 40 минут, всего 9 часов в неделю.
Программа реализуется в формах:
• мероприятия (беседа, лекция, экскурсия);
• творческие дела (оформление экспозиции музея, участие в конференциях, конкурсах, квестах);
• индивидуальная, самостоятельная работа;
• проектная деятельность обучающихся.
Структура содержания программы «Музееведение» определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
№п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности |
4 |
2 |
2 |
2 |
Основы школьного музееведения. Музейный предмет и музейный экспонат. Способы изучения музейного предмета |
8 |
4 |
4 |
3 |
Возникновение музеев. Понятие «Музей» |
43 |
8 |
35 |
4 |
Фонды школьного музея. Учет музейных фондов. Составление карточек на музейные предметы. Проведение инвентаризации. Систематизация по периодам и темам. |
27 |
6 |
21 |
5 |
Экспозиция школьного музея. Правила составления экспозиции. Подготовка обновленной экспозиции к знаменательным школьным датам. |
63 |
16 |
47 |
6 |
Научно-исследовательская и проектная деятельность. Определение интересующей темы. Выдвижение гипотезы. Поиск и подбор информации. Анализ собранного материала. Обобщение. Выводы. Перспектива. Написание, оформление, защита проектов. |
50 |
20 |
30 |
7 |
Экскурсионная, пропагандистская и воспитательная работа музея. Организация детского музейного актива. Составление плана обзорных и тематических лекций на материалах школьного музея. Сбор информации. Составление экскурсионных текстов. |
40 |
12 |
28 |
8 |
Поисковая работа. Поиск новых материалов. Работа в библиотеках города. |
38 |
8 |
30 |
9 |
Работа с ветеранами войны, школы. С выпускниками школы. Ведение переписки. Составление личных карточек. |
33 |
6 |
27 |
Итого |
306 |
82 |
224 |
Содержание дополнительной образовательной программы
п/п |
Наименование раздела, темы
|
Основное содержание деятельности |
Количество часов |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности |
Инструктаж по технике безопасности: противопожарная безопасность, правила безопасности при работе с компьютером, офисной техникой; безопасное поведение во время проведения экскурсий и походов. |
2 |
2 |
2 |
Основы школьного музееведения |
|
Всего:8 ч, из них |
|
|
Музейный предмет . Способы изучения музейного предмета. |
Объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций посредством музейных предметов, процессам функционирования музеев. |
4 |
4 |
3 |
Возникновение музеев. Понятие «Музей» |
Мировая история возникновения музеев. Первые национальные музеи, профили музеев. Раскрытие понятия «Музей». Специфика передачи музейной информации. Функции музея. |
8 |
35 |
4 |
Фонды школьного музея. |
Место музеев в жизни общества. Социальные функции: научно-документационная и охранная, исследовательская, научно-воспитательная (образовательная). Специфика передачи музейной информации. Источники формирования фонда школьного музея и музеев в общем. Основы классификации музейных предметов. Ценность музейных предметов. Их совокупность. Музейный фонд. Систематизация музейных предметов. Учет. Составление карточек на экспонаты. Ведение инвентарной книги. |
6 |
21 |
5 |
Экспозиция школьного музея |
Принцип построения экспозиции. Наглядность и информативность стендов. Правила составления экспозиции. Проектирование экспозиций музея по темам и размещение их в стеллажах. Реализация оформления музейной экспозиции (художественное, графическое, техническое и т.д.) |
16 |
47 |
6 |
Научно- исследовательская и проектная деятельность. |
Что такое проект и исследовательская работа. Требования к проекту и исследовательской работе. Правила оформления данного типа работ. Работа над коллективными и индивидуальными проектами - Известные выпускники нашей школы- исследование, подготовка материалов в музей; - Учителя нашей школы; - Директора нашей школы; -Необычные музейные экспонаты; Оформление итогов исследовательской и проектной деятельности учащихся. Создание портфолио музейных проектов и исследовательских работ учащихся. |
20 |
30 |
7 |
Экскурсионная, пропагандистская, воспитательная работа музея |
Общая характеристика массовых форм работы музея. Виды экскурсий. Требования к проведению экскурсии. Формы массовой работы, её особенности. Сочетание элементов подачи информации. Составление плана обзорных и тематических лекций на материалах щкольного музея. Сбор информации. Составление экскурсионных текстов. Подбор экспонатов. |
12 |
28 |
8 |
Поисковая работа |
Работа в библиотеках города. Сбор дополнительных материалов. |
8 |
30 |
9 |
Работа с ветеранами войны, школы. С выпускниками школы. Ведение переписки. Составление личных карточек. |
Анализ школьной книги учета педагогического коллектива на предмет когда пришел в школу, какой предмет вел подбор фотографий по годам из архивов. Составление поздравлений для ветеранов – учителей. Выпускники: определение даты выпуска. Анализ архивных данных Определение одноклассников и учителей. Уточнение адресов для связи. Оформление личных карточек и класса данного года выпуска. |
6 |
27 |
Методическое обеспечение программы:
1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамент
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11.
2. Музеи образовательных учреждений. Серия “Инструктивно-методическое
обеспечение содержания образования в Москве” / отв. Ред. Г.Д. Кузнецов. - М. Центр инноваций в педагогике, 1997.
3. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. О работе школьных
общественно-политических музеев. М.: Просвещение, 1988.
4. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела. Учеб. пособие для
студентов педагогических и гуманитарных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000.
5. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-
метод. пособие. / Под ред. Н.М. Лайковой. - М.: Владос, 2001
6. Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций
/Авторский коллектив / Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001
7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике /М-во культуры РФ. Росс, ин-т культурологи. - М.. 2001.
8. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МС
РФ, 2002.
9. Организация работы музея образовательного учреждения // Методические
рекомендации - Пермь,2005.
Список использованной литературы:
1. Антрохов А.И. Использование экспозиции школьного музея на уроках и
во внеклассной работе //Народное образование. - №4, 1988.
2. Буланый И.Т., Евтушенко И.Г. Музей на общественных началах. - М.
1995.
3. Верба И.А. Каким быть школьному музею // Народное образование. -
№4, 1981.
4. Кудрина Т.А. Музей и школа. - М., 1985.
5. Редин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа в школе. - М.
1991.
6. Юхневич М.Ю., Ускова Т.В., Решетников Н.И. Основы школьного
музееведения. Программа подготовки руководителей школьных музеев// Вестник детско-юношеского туризма в России. - №3, 1998.
Календарно-тематическое планирование
на 1 полугодие 2019-2020 учебного года
№ п/п занятий |
Раздел |
Наименование тем |
Кол-во часов |
По плану |
По факту |
I четверть (80 часов) |
|||||
1-2 |
Вводное занятие. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
3.09 |
3.09 |
3-6 |
Основы школьного музееведения (8 часов: 4+4) |
Теория. Место музеев в жизни общества. Место школьного музея в жизни школы. |
2
2 |
4.09
5.09 |
4.09
5.09 |
7-10 |
Практическое занятие: ознакомление с экспозицией школьного музея и принципами ее построения. |
2
2 |
6.09
9.09 |
6.09
9.09 |
|
11-12 |
Возникновение музеев. Понятие «Музей»
(43 часа: 8+35)
Фонды школьного музея (27 часов: 6+21) |
Теория. Мировая история возникновения музеев. |
2 |
10.09 |
10.09 |
13-14 |
Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме. |
2 |
11.09 |
11.09 |
|
15-16 |
Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме. |
2 |
12.09 |
12.09 |
|
17 |
Индивидуальная работа с энциклопедическими словарями по музейной терминологии. |
1 |
13.09 |
13.09 |
|
18-19 |
Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме. |
2 |
16.09 |
16.09 |
|
20-21 |
Представление и защита сообщений по теме «Мировая история возникновения музеев». |
2 |
17.09 |
17.09 |
|
22-23 |
Теория. Первые национальные музеи, профили музеев. |
2 |
18.09 |
18.09 |
|
24-25 |
Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме: «Место музеев в жизни общества» |
2 |
19.09 |
19.09 |
|
26 |
Индивидуальная работа с энциклопедическими словарями. |
1 |
20.09 |
20.09 |
|
27-28 |
Практические занятия: работа с тематическими Интернет-сайтами; подготовка сообщений по теме. |
2 |
23.09 |
23.09 |
|
29-30 |
Теория. Раскрытие понятия «Музей». |
2 |
24.09 |
24.09 |
|
31-32 |
Практические занятия: работа с архивом школьного музея; |
2 |
25.09 |
25.09 |
|
33-34 |
Практические занятия: работа с архивом школьного музея; |
2 |
26.09 |
26.09 |
|
35 |
Индивидуальная работа с энциклопедическими словарями |
1 |
27.09 |
27.09 |
|
36-37 |
Практические занятия: работа с архивом школьного музея; |
2 |
30.09 |
30.09 |
|
38-39 |
Представление и защита сообщений по теме: «Первые национальные музеи, профили музеев». |
2 |
1.10 |
1.10 |
|
40-41 |
Теория. Специфика передачи музейной информации. |
2 |
2.10 |
2.10 |
|
42-43 |
Практические занятия: социальные функции музея. |
2 |
3.10 |
3.10 |
|
44 |
Индивидуальная работа с документами музея. |
1 |
4.10 |
4.10 |
|
45-46 |
Практические занятия: научно - документационная функция музея. |
2 |
7.10 |
7.10 |
|
47-48 |
Практические занятия: воспитательная функция музея. |
2 |
8.10 |
8.10 |
|
49-50 |
Практические занятия: охранная функция музея. |
2 |
9.10 |
9.10 |
|
51-52 |
Практические занятия: образовательная функция музея. |
2 |
10.10 |
10.10 |
|
53 |
Индивидуальная работа с документами музея. |
1 |
11.10 |
11.10 |
|
54-55 |
Теория. Учет музейных фондов. |
2 |
14.10 |
14.10 |
|
56-57 |
Экскурсия в музей города Братска. |
2 |
15.10 |
15.10 |
|
58-59 |
Практические занятия: Составление карточек и шифров на музейные предметы. |
2 |
16.10 |
16.10 |
|
60-61 |
Практические занятия: Составление этикеток на музейные предметы. |
2 |
17.10 |
17.10 |
|
62 |
Индивидуальная работа: ведение архивных записей. |
1 |
18.10 |
18.10 |
|
63-64 |
Теория. Источники формирования фонда школьного музея и музеев в общем. |
2 |
21.10 |
21.10 |
|
65-66 |
Практические занятия: Основы классификации музейных предметов |
2 |
22.10 |
22.10 |
|
67-68 |
Практические занятия: Систематизация музейных предметов. |
2 |
23.10 |
23.10 |
|
69-70 |
Теория. Музейный фонд. |
2 |
24.10 |
24.10 |
|
71 |
Практические занятия: Запасники музея |
1 |
25.10 |
25.10 |
|
72-73 |
Практические занятия: Учет, хранение музейных предметов. |
2 |
28.10 |
28.10 |
|
74-75 |
Экскурсия в музей города Братска |
2 |
29.10 |
29.10 |
|
76-77 |
Практические занятия: Экспонирование музейных предметов. |
2 |
30.10 |
30.10 |
|
78-79 |
ПРОЕКТ |
Подготовка к защите коллективного проекта |
2 |
31.10 |
31.10 |
80 |
Итоговое занятие за 1 четверть. Защита проекта. |
1 |
1.11 |
1.11 |
|
II четверть (63 часа) |
|||||
81-82 |
Экспозиция школьного музея (63 часа: 16+47) |
Теория. Принцип построения экспозиции. |
2 |
11.11 |
11.11 |
83-84 |
Встречи с членами кружка «Юный краевед» городской библиотеки. |
2 |
12.11 |
12.11 |
|
85-86 |
Практические занятия: Проектирование экспозиции |
2 |
13.11 |
13.11 |
|
87-88 |
Теория. Правила составления экспозиции. |
2 |
14.11 |
14.11 |
|
89 |
Индивидуальная работа: оформление экспозиции |
1 |
15.11 |
15.11 |
|
90-91 |
Групповая работа: оформление экспозиции |
2 |
18.11 |
18.11 |
|
92-93 |
Теория. Проектирование экспозиций музея по темам и размещение их в стеллажах. |
2 |
19.11 |
19.11 |
|
94-95 |
Практические занятия: размещение экспозиций в стеллажах. |
2 |
20.11 |
20.11 |
|
96-97 |
Групповая работа: оформление экспозиции. |
2 |
21.11 |
21.11 |
|
98 |
Индивидуальная работа: оформление экспозиции. |
1 |
22.11 |
22.11 |
|
99-100 |
Теория. Поиск и собирательство музейных предметов, правила их ведения. |
2 |
25.11 |
25.11 |
|
101-102 |
Практические занятия: поисковая работа |
2 |
26.11 |
26.11 |
|
103-104 |
Экскурсия в музей города Братска |
2 |
27.11 |
27.11 |
|
105-106 |
Практические занятия: правила ведения и учета фондов |
2 |
28.11 |
28.11 |
|
107 |
Индивидуальная работа: оформление музейных экспонатов |
1 |
29.11 |
29.11 |
|
108-109 |
Теория. Результаты поисковой деятельности учащихся как основа создания музея. |
2 |
2.12 |
2.12 |
|
110-111 |
Практические занятия: Поиск и собирательство музейных предметов. |
2 |
3.12 |
3.12 |
|
112-113 |
Практические занятия: поисковая работа |
2 |
4.12 |
4.12 |
|
114-115 |
Экскурсия в музей города Братска |
2 |
5.12 |
5.12 |
|
116 |
Индивидуальная работа: оформление собранных музейных экспонатов |
1 |
6.12 |
6.12 |
|
117-118 |
Теория. Результаты собирательской деятельности учащихся как основа создания музейной экспозиции. |
2 |
9.12 |
9.12 |
|
119-120 |
Практические занятия: правила создания музейной экспозиции на бумаге. |
2 |
10.12 |
10.12 |
|
121-122 |
Практические занятия: правила создания музейной экспозиции на бумаге. |
2 |
11.12 |
11.12 |
|
123-124 |
Теория. Краеведы, старожилы как источник получения информации. |
2 |
12.12 |
12.12 |
|
125 |
Индивидуальная работа: поиск старожилов в микрорайоне и городе. |
1 |
13.12 |
13.12 |
|
126-127 |
Практические занятия: правила сбора информации у старожилов. |
2 |
16.12 |
16.12 |
|
128-129 |
Практические занятия: встречи с краеведами. |
2 |
17.12 |
17.12 |
|
130-131 |
Практические занятия: правила сбора информации у краеведов. |
2 |
18.12 |
18.12 |
|
132-133 |
Теория. Работники архивов и жители микрорайона как источник получения информации. |
2 |
19.12 |
19.12 |
|
134 |
Практические занятия: изучение архивов, их местонахождение. |
1 |
20.12 |
20.12 |
|
135-136 |
Практические занятия: экскурсия в архив. |
2 |
23.12 |
23.12 |
|
137-138 |
Практические занятия: создание новогодней экспозиции |
2 |
24.12 |
24.12 |
|
139-140 |
Практические занятия: создание новогодних ретро-открыток |
2 |
25.12 |
25.12 |
|
141-142 |
Практические занятия: новогодние посиделки в музее. |
2 |
26.12 |
26.12 |
|
143 |
Практические занятия: поздравление членов Совета музея из числа учителей, родителей и общественности. |
1 |
27.12 |
27.12 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.