Дополнительная общеразвивающая программа Спортивный туризм

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Спортивный туризм.docx

 

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 8 от 30. 08. 2019

Приложение № 3

Утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2019 г. № 130

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

 

«Спортивный туризм»

                                            (физкультурно-спортивная направленность)   

                                   

 

Возраст детей:  11-14 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Извара

2019-2020 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивный туризм» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание  готовности действовать в условиях экстремальных ситуаций, способствовать гармоничному физическому развитию.

Задачи дополнительной общеразвивающей программ:

Обучающие:

- научить действовать в условиях экстремальных ситуаций.

Развивающие:

- развивать основные физические качества, характерные для данного возраста;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитать волевые и моральные качества, ответственность.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: туризм - средство физического воспитания и в то же время - воспитание личности, в которой гармонически сочетались бы все стороны человеческой деятельности: интеллектуальная, физическая и эмоциональная. В этом смысле туризму и туристической деятельности, педагогически правильно организованной, альтернативы нет. Туристические походы, экскурсии являются важной формой гуманистического, патриотического воспитания. Походы позволяют углублять и дополнять знания по большинству предметов школьного курса. Походы способствуют оздоровлению и физическому развитию детей, готовят к жизни действиям в условиях экстремальных ситуаций.

 

Учебно-тематическое планирование

Раздел программы

 

Тема

 

Кол-во часов по теме

Дата проведения

 

 

1 . Организация 

Правила    предупреждения    травматизма    во время занятий спортивным туризмом. Техника безопасности во время занятий.

1

 

 

 

2.    Туристическая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое спортивный туризм? История развития туризма в России. Основные направления туризма.

1

 

Туристические узлы: проводник, двойной проводник, проводник-восьмерка, прямой.

1

 

Туристические узлы: встречный, шкотовый, брамшкотовый, булинь, удавка, штык.

1

 

Установка  и снятие палатки

1

 

Переправа по бревну через ручей с опорой на шест, гать

1

 

Гать, траверс склона

1

 

Воздушная переправа с сопровождением

1

 

Воздушная переправа с сопровождением

1

 

Укладка бревна и переправа по бревну маятником (с наведением и снятием перил)

1

 

Укладка бревна и переправа по бревну маятником (с наведением и снятием перил)

1

 

Укладка бревна и переправа по бревну маятником (с наведением и снятием перил)

1

 

Подъём по склону серпантином (со сменой лидера)

1

 

Подъём по склону серпантином (со сменой лидера)

1

 

Азимут и азимутальный ход

1

 

Азимут и азимутальный ход

1

 

Определение азимута и расстояния до недоступного предмета

1

 

Определение азимута и расстояния до недоступного предмета

1

 

Топографические знаки

1

 

Топографические знаки и топографическая съемка с применением квадрокоптера (практическое занятие в центре «Точка Роста»)

1

 

Определение азимута и расстояния до недоступного предмета

1

 

Определение азимута и расстояния до недоступного предмета

1

 

Бросок верёвки в цель

1

 

Бросок верёвки в цель

1

 

Спуск (спортивным способом)

1

 

Подъём (спортивным способом)

1

 

Измерение скорости течения реки

1

 

3. Ориентирование

 

 

 

Ориентирование в заданном направлении

1

 

Ориентирование в заданном направлении

1

 

Ориентирование в заданном направлении

1

 

Ориентирование в заданном направлении

1

 

 4. Оказание первой медицинской помощи

 

 

Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении, переломе, укусе змей и насекомых (практическое занятие в центре «Точка Роста»)

1

 

Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении, переломе (практическое занятие в центре «Точка Роста»)

1

 

5. Участие в соревнованиях

 

Участие в соревнованиях

1

 

Всего

34

 

Содержание изучаемого курса:

Краеведение: Родной край, его природные и туристические возможности. Организация и проведение походов. Возможные туристические маршруты по родному краю. Техника безопасности на занятиях и в походе.

Основы гигиены: Личная гигиена туриста. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Топография и ориентирование: Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки. Спортивные знаки. Компас. Работа с компасом. Работа с квадрокоптером в центре цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста». Азимутальный ход. Поиск КП. Способы ориентирования. Ориентирование по местным признакам.

Техника туризма: Опасности в туризме, мнимые и действительные. Преодоление естественных препятствий. Преодоление крутых склонов. Узлы и их применение. Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.

 

 

 

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Форма обучения: очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.

Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие.

Наполняемость объединения: до 15 человек.

Продолжительность одного занятия: 45 минут

Дополнительная общеразвивающая программа предполагает срок обучения один год, для обучающихся 6-7 классов. Последовательное обучение предлагает приобретение практических навыков в области спортивного туризма.

Средства обучения:

1.   Спортивный зал МОУ «Изварская СОШ»

2.   Многофункциональная спортивная площадка МОУ «Изварская СОШ»

3.   Туристическое снаряжение, карабины, компасы, карта.

4.   Оборудование Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»

5.   Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2013.

6.   Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2011.

7.   Балабанов И. В. Узлы. М., 2012.

8.   Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2014.

9.   Зоркова Е. Д. Лето, дети и туризм. Модели деятельности летних туристских профильных лагерей для детей и подростков: Методическое пособие. — М.: ЦДЮТУР РФ, 2008.

10.             Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Полевой туристский лагерь школьников (опыт программирования и организации). — М., 2007.

11.             Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сборник № 2. — Издание 2-е. — М.: Издательство ЦДЮТ МО РФ, 2006.

                                       

Планируемые результаты осовоения образовательной программы

 

Знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

Уметь:

- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить костры)

- оказывать само и взаимопомощь;

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- выполнять общие обязанности участника похода.

 

Система оценки результатов освоения образовательной программы

 

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в середине  курса

Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: преодоление определенной дистанции с применением навыков пешего туризма.

Оценка результативности: зачетная

Оценочные материалы:

- применение знаний, умений и навыков в практических работах.

 

Приложение

 

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

2 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

29 мая

 

Регламентирование образовательного процесса

Триместры

Начало триместра

Окончание  триместра

Количество дней за учебный период

 

1 триместр

02 сентября 2019

29 ноября 2019.

60

2 триместр

01 декабря 2019

28 февраля 2020

55

3 триместр

01 марта 2020

29 мая 2020

55

ИТОГО:

 

 

170

 

Продолжительность каникул

Осенние

29.10.19-04.11.19 (7 дней)

Зимние

30.12.19-09.01.20 (11 дней)

Весенние

23.03.20-29.03.20 (7 дней)

 

Расписание занятий секции  «Спортивный туризм»

Вторник: 15.45–16.30