Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 8 от 30. 08. 2019 |
Приложение № 3 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2019 г. № 130
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Спортивный туризм»
(физкультурно-спортивная направленность)
Возраст детей: 11-14 лет
Срок реализации: 1 год
д. Извара
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивный туризм» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание готовности действовать в условиях экстремальных ситуаций, способствовать гармоничному физическому развитию.
Задачи дополнительной общеразвивающей программ:
Обучающие:
- научить действовать в условиях экстремальных ситуаций.
Развивающие:
- развивать основные физические качества, характерные для данного возраста;
- развивать самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитать волевые и моральные качества, ответственность.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: туризм - средство физического воспитания и в то же время - воспитание личности, в которой гармонически сочетались бы все стороны человеческой деятельности: интеллектуальная, физическая и эмоциональная. В этом смысле туризму и туристической деятельности, педагогически правильно организованной, альтернативы нет. Туристические походы, экскурсии являются важной формой гуманистического, патриотического воспитания. Походы позволяют углублять и дополнять знания по большинству предметов школьного курса. Походы способствуют оздоровлению и физическому развитию детей, готовят к жизни действиям в условиях экстремальных ситуаций.
Учебно-тематическое планирование
Раздел программы
|
Тема
|
Кол-во часов по теме |
Дата проведения |
|
|
||
1 . Организация |
Правила предупреждения травматизма во время занятий спортивным туризмом. Техника безопасности во время занятий. |
1 |
|
2. Туристическая подготовка
|
Что такое спортивный туризм? История развития туризма в России. Основные направления туризма. |
1 |
|
Туристические узлы: проводник, двойной проводник, проводник-восьмерка, прямой. |
1 |
|
|
Туристические узлы: встречный, шкотовый, брамшкотовый, булинь, удавка, штык. |
1 |
|
|
Установка и снятие палатки |
1 |
|
|
Переправа по бревну через ручей с опорой на шест, гать |
1 |
|
|
Гать, траверс склона |
1 |
|
|
Воздушная переправа с сопровождением |
1 |
|
|
Воздушная переправа с сопровождением |
1 |
|
|
Укладка бревна и переправа по бревну маятником (с наведением и снятием перил) |
1 |
|
|
Укладка бревна и переправа по бревну маятником (с наведением и снятием перил) |
1 |
|
|
Укладка бревна и переправа по бревну маятником (с наведением и снятием перил) |
1 |
|
|
Подъём по склону серпантином (со сменой лидера) |
1 |
|
|
Подъём по склону серпантином (со сменой лидера) |
1 |
|
|
Азимут и азимутальный ход |
1 |
|
|
Азимут и азимутальный ход |
1 |
|
|
Определение азимута и расстояния до недоступного предмета |
1 |
|
|
Определение азимута и расстояния до недоступного предмета |
1 |
|
|
Топографические знаки |
1 |
|
|
Топографические знаки и топографическая съемка с применением квадрокоптера (практическое занятие в центре «Точка Роста») |
1 |
|
|
Определение азимута и расстояния до недоступного предмета |
1 |
|
|
Определение азимута и расстояния до недоступного предмета |
1 |
|
|
Бросок верёвки в цель |
1 |
|
|
Бросок верёвки в цель |
1 |
|
|
Спуск (спортивным способом) |
1 |
|
|
Подъём (спортивным способом) |
1 |
|
|
Измерение скорости течения реки |
1 |
|
|
3. Ориентирование
|
Ориентирование в заданном направлении |
1 |
|
Ориентирование в заданном направлении |
1 |
|
|
Ориентирование в заданном направлении |
1 |
|
|
Ориентирование в заданном направлении |
1 |
|
|
4. Оказание первой медицинской помощи
|
Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении, переломе, укусе змей и насекомых (практическое занятие в центре «Точка Роста») |
1 |
|
Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении, переломе (практическое занятие в центре «Точка Роста») |
1 |
|
|
5. Участие в соревнованиях
|
Участие в соревнованиях |
1 |
|
Всего |
34 |
|
Содержание изучаемого курса:
Краеведение: Родной край, его природные и туристические возможности. Организация и проведение походов. Возможные туристические маршруты по родному краю. Техника безопасности на занятиях и в походе.
Основы гигиены: Личная гигиена туриста. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Топография и ориентирование: Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки. Спортивные знаки. Компас. Работа с компасом. Работа с квадрокоптером в центре цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста». Азимутальный ход. Поиск КП. Способы ориентирования. Ориентирование по местным признакам.
Техника туризма: Опасности в туризме, мнимые и действительные. Преодоление естественных препятствий. Преодоление крутых склонов. Узлы и их применение. Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.
Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие.
Наполняемость объединения: до 15 человек.
Продолжительность одного занятия: 45 минут
Дополнительная общеразвивающая программа предполагает срок обучения один год, для обучающихся 6-7 классов. Последовательное обучение предлагает приобретение практических навыков в области спортивного туризма.
Средства обучения:
1. Спортивный зал МОУ «Изварская СОШ»
2. Многофункциональная спортивная площадка МОУ «Изварская СОШ»
3. Туристическое снаряжение, карабины, компасы, карта.
4. Оборудование Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»
5. Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2013.
6. Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2011.
7. Балабанов И. В. Узлы. М., 2012.
8. Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2014.
9. Зоркова Е. Д. Лето, дети и туризм. Модели деятельности летних туристских профильных лагерей для детей и подростков: Методическое пособие. — М.: ЦДЮТУР РФ, 2008.
10. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Полевой туристский лагерь школьников (опыт программирования и организации). — М., 2007.
11. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сборник № 2. — Издание 2-е. — М.: Издательство ЦДЮТ МО РФ, 2006.
Планируемые результаты осовоения образовательной программы
Знать:
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
Уметь:
- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить костры)
- оказывать само и взаимопомощь;
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
- выполнять общие обязанности участника похода.
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в середине курса
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: преодоление определенной дистанции с применением навыков пешего туризма.
Оценка результативности: зачетная
Оценочные материалы:
- применение знаний, умений и навыков в практических работах.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
2 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
34 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
29 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Начало триместра |
Окончание триместра |
Количество дней за учебный период
|
1 триместр |
02 сентября 2019 |
29 ноября 2019. |
60 |
2 триместр |
01 декабря 2019 |
28 февраля 2020 |
55 |
3 триместр |
01 марта 2020 |
29 мая 2020 |
55 |
ИТОГО: |
|
|
170 |
Продолжительность каникул
Осенние |
29.10.19-04.11.19 (7 дней) |
Зимние |
30.12.19-09.01.20 (11 дней) |
Весенние |
23.03.20-29.03.20 (7 дней) |
Расписание занятий секции «Спортивный туризм»
Вторник: 15.45–16.30
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.