Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «КРАЕВЕД»
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «КРАЕВЕД»

Оценка 4.6
docx
05.11.2022
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности  «КРАЕВЕД»
краевед 1 час - копия - копия.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОАВГУСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«КРАЕВЕД»

 

          

                                       

возраст обучающихся: 14 – 16 лет

срок реализации – 1 год

на 2022 – 2023 учебный год

 

 

                                                              

 

 

 

 

                                                                   Гомоненко Оксана Васильевна,

                                                                   педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Первоавгустовский,

2022

I.                  Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

 

       Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Она составлена по материалам школьного музея, позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины. Эта программа помогает сохранить то, что веками создавалось русским народом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы, в которой систематически  проводится работа по изучению истории села, развития образования  в районе, ведется летопись села. Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;

• воспитывать патриотизм.

Задачи программы:

Образовательные

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием  ИКТ.

Воспитательные

·         развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

·         воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;

·         воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие

·        развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

·        стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;

·        через деятельность, творчество, отношения сформировать гуманистический микроклимат, создать условия для развития самореализации, самоопределения каждого члена коллектива

Личностные результаты:

·         формирование у детей мотивации к обучению;

·         воспитание самоорганизации и саморазвития;

·         развитие познавательных навыков учащихся;

·         умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные

·         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·         планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные

·         умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

·         добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

·         выделять существенную информацию из текстов разных видов

Коммуникативные

·         учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

·         умение планировать свою работу;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         задавать вопросы;

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,  преемственность, результативность, творчество и успех.

         Главным условием реализации программы является наличие  краеведческого музея, наличие большого количества краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач важен правильный отбор материала, интересные формы работы, самостоятельное творческое отношение ребят к делу.

         Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.

        

II.               Содержание  дополнительной общеразвивающей программы

 

Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с     программой кружка. Беседа (1 час)

1. Письменные источники (4 часа)

·        Письменные источники – знания о прошлом (беседа)

·        Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники (лекция)

·        Роль и значение журнальных и газетных публикаций в жизни людей (беседа)

·        Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами (практическое занятие)

2.     Устные источники (5 часов)

·        Значение языка и его роль в жизни людей. Язык – древнейшая форма общения людей

·        Топонимика – изучение происхождения слов, географических названий (беседа, работа с энциклопедией)

·        Устное народное творчество: песни, предания, праздники (беседа с прослушиванием музыкальных произведений)

·        Изучение местного фольклора

·        Практическая работа. Встреча со старожилами села, беседа с ними о преданиях старины глубокой.

3.Археология (4 часа)

·        Поселения и погребения (лекция). Раскопки древних городов и поселений.

·        Археологическая разведка и раскопки. Охрана памятников. Использование археологического материала в школе (беседа)

·        Знакомство с экспонатами школьного музея (экскурсия)

·        Паспортизация экспонатов (практическое занятие)

4. Архив (5 часов)

·        Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами (беседа)

·        Архивные документы в учебно-воспитательной работе, книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы (практическое занятие)

·        Выявление архивных документов, связанных с историей поселка, школы (практическое занятие)

·        Выявление архивных документов, связанных с историей образования первой школы в поселке

·        Выявление архивных документов, связанных с историей нашей школы.

5. Изучение родного края (10 часов)

·        Понятие родной край. Территория и границы родного края. История Соловьиного края (беседа, экскурсия по разделу «Край родной»)

·        История Дмитриевского района. Территории и границы Дмитриевского района.

·        История возникновения нашего поселка. Сбор материала об истории поселка Первоавгустовский.

·        Территория и границы поселка Первоавгустовский.

·        Встреча с работниками бумажной фабрики, работниками лимонного завода, сахарного завода

·        Родной край сегодня. Перспективы его развития.

·        Улицы и происхождение их названий.

·        Родной поселок сегодня. Перспективы развития поселка Первоавгустовский.

·        Использование краеведческого материала на уроках. Охрана природы (беседа о растениях и животных из «Красной книги Курской области»)

·        Работа с документами школьного музея (практическое занятие)

6.     Мир народных праздников (6 часов)

·        История возникновения русских народных праздников.

·        Разнообразие русских народных праздников

·        Сбор материала о народных праздниках. Встреча со старожилами поселка и сбор материала о народных праздниках.

·        Сбор материала о народных праздниках, проводимых в нашем поселке.

·        Праздники народов, живущих на территории  России.

·        Подведение итогов работы кружка.

 

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, работа с документами, СМИ,

     работа с ТСО).

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

·         вести устный диалог на заданную тему;

·         участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

·         участвовать в работе конференций, чтений.

Формы организации и основные виды деятельности.

·        Исследовательская деятельность.

·        Поисковая деятельность.

·        Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

·        Индивидуальная работа с учащимися и преподавателями

        (подготовка материалов для проведения экскурсий, определение

        тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.)

·        Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

       Для реализации программы работа направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свое село, приобретают первоначальные знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего села, края. Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, знаниями о прошлом, с археологией, используют археологический материал в школе, различные архивные документы в учебно-воспитательной работе, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы.

       Итогом обучения является краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. Эти творческие работы в дальнейшем могут использовать классные руководители, экскурсоводы, учителя истории и ОБЖ.

 

III.           Тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие. Знакомство с программой кружка.

1

05.09

 

Письменные источники – 4ч

 

 

 

2

Письменные источники – знания о прошлом

1

12.09

 

3

Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники

1

19.09

 

4

Роль и значение журнальных и газетных публикаций в жизни людей

1

26.09

 

5

Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами

1

03.10

 

Устные источники – 5ч

 

 

 

6

Значение языка и его роль в жизни людей. Язык – древнейшая форма общения людей

1

10.10

 

7

Топонимика – изучение происхождения слов, географических названий

1

17.10

 

8

Устное народное творчество: песни, предания, праздники

1

24.10

 

9

Изучение местного фольклора

1

07.11

 

10

Встреча с пожилыми людьми и беседа с ними о преданиях старины глубокой

1

14.11

 

Археология – 4ч

 

 

 

11

Поселения и погребения. Раскопки древних городов и поселений

1

21.11

 

12

Археологическая разведка и раскопки. Охрана памятников. Использование археологического материала в школе

1

28.11

 

13

Знакомство с экспонатами школьного музея

1

05.12

 

14

Паспортизация экспонатов

1

12.12

 

Архив – 5ч

 

 

 

15

Архивные учреждения. Методы и приемы работы над архивными документами

1

19.12

 

16

Архивные документы в учебно-воспитательной работе (книги приказов, классные журналы и т.д.)

1

26.12

 

17

Выявление архивных документов, связанных с историей поселка, школы

1

16.01

 

18

Выявление архивных документов, связанных с историей образования первой школы в поселке

1

23.01

 

19

Выявление архивных документов, связанных с историей нашей школы

1

30.01

 

Изучение родного края – 10ч

 

 

 

20

Понятие родной край. Территория и границы родного края. История Соловьиного края

1

06.02

 

21

История Дмитриевского района. Территории и границы Дмитриевского района

1

13.02

 

22

История возникновения нашего поселка. Сбор материала об истории поселка Первоавгустовский

1

20.02

 

23

Территория и границы поселка Первоавгустовский

1

27.02

 

24

Встреча с работниками бумажной фабрики,  работниками лимонного завода, сахарного завода

1

06.03

 

25

Родной край сегодня. Перспективы его развития.

1

13.03

 

26

Улицы и происхождение их названий

1

20.03

 

27

Родной поселок сегодня. Перспективы развития поселка Первоавгустовский.

1

27.03

 

28

Использование краеведческого материала на уроках. Охрана природы родного края

1

03.04

 

29

Работа с документами школьного музея                                               

1

10.04

 

Мир народных праздников – 6ч

 

 

 

30

История возникновения русских народных праздников

1

17.04

 

31

Разнообразие русских народных праздников

1

24.04

 

32

Сбор материала о народных праздниках. Встреча со старожилами поселка и сбор материала о народных праздниках.

1

08.05

 

33

Сбор материала о народных праздниках, проводимых в нашем поселке

1

15.05

 

34

Праздники народов, живущих на территории  России.

1

22.05

 

35

Подведение итогов работы кружка

1

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

I. Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

I. Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

Развивающие · развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; · стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к…

Развивающие · развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; · стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к…

Для решения познавательных и воспитательных задач важен правильный отбор материала, интересные формы работы, самостоятельное творческое отношение ребят к делу

Для решения познавательных и воспитательных задач важен правильный отбор материала, интересные формы работы, самостоятельное творческое отношение ребят к делу

Выявление архивных документов, связанных с историей образования первой школы в поселке ·

Выявление архивных документов, связанных с историей образования первой школы в поселке ·

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Встреча с пожилыми людьми и беседа с ними о преданиях старины глубокой 1 14

Встреча с пожилыми людьми и беседа с ними о преданиях старины глубокой 1 14

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «КРАЕВЕД»

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности  «КРАЕВЕД»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2022