Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 8 от 30. 08. 2019 |
Приложение № 6 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2019 г. № 130
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«В мире информатики»
(научно-техническая направленность)
Возраст детей: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год
д. Извара
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «В мире информатики» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
на основе программы развития познавательных способностей обучающихся младших классов - С.Н.Тур, Т.П.Бокучаева «Информатика».
Цель дополнительной общеразвивающей программы: формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире, формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры , умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
Формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицу, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие алгоритмические выражения с использованием связок «и», «или», «не», «найдётся», «для всех»;
Формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм», и умений составлять алгоритмы учебных исполнителей;
Привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Актуальность данной программы заключается в организации помощи детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. Что включает в себя:
Освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоритических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
Развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач в повседневной жизни;
Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к теоритическим устройствам.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п |
Дата |
|
Наименование раздела
Название темы |
Форма контроля |
|
|
|
1. |
Введение в предмет |
|
|
1 |
|
1.1 |
Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики и Центре «Точка роста». Введение в предмет. Сказка «Компьютерная школа» |
опрос |
|
2 |
|
1.2 |
Возможности персонального компьютера. Компьютер и его основные устройства. |
опрос, наблюдение |
|
3 |
|
1.3 |
Мышь. Пиктограмма. |
опрос, рисунок |
|
4 |
|
1.4 |
Клавиатура. Работа на клавиатуре. |
Карточки
|
|
5 |
|
1.5 |
Курсор. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. |
графический диктант |
|
6 |
|
1.6 |
Курсор. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. |
компьютерный диктант |
|
7 |
|
1.7 |
Повторение изученного. |
рисунок |
|
8 |
|
1.8 |
Контроль и учёт знаний. |
самостоятельная работа |
|
|
|
2 |
Программа графический редактор Paint
|
|
|
9 |
|
2.1 |
Запуск программы Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов. |
Орнамент |
|
10 |
|
2.2 |
Применение инструментов карандаш, ластик, кисть, палитра, линия. |
Орнамент |
|
11 |
|
2.3 |
Создание рисунка. |
Орнамент |
|
12 |
|
2.4 |
Создание рисунка. |
Орнамент |
|
13 |
|
2.5 |
Сохранение рисунка. |
Орнамент |
|
14 |
|
2.6 |
Повторение изученного. |
конкурс |
|
15 |
|
2.7 |
Контроль и учёт знаний.
|
проект |
|
|
|
3 |
Введение в логику
|
|
|
16 |
|
3.1 |
Предмет и его свойства. Состав предметов. Выявление существенного признака предметов. |
опрос |
|
17 |
|
3.2 |
Порядок действий. Последовательность событий. Возрастание, убывание. |
графический диктант |
|
18 |
|
3.3 |
Знакомство с множествами |
Игра «Порядок действий» |
|
19 |
|
3.4 |
Вложенности множеств |
Игра на последовательность действий |
|
20 |
|
3.5 |
Множества и его элементы. |
Опрос, игра на внимание |
|
21 |
|
3.6 |
Способы задания множеств. |
Компьютерный диктант |
|
22 |
|
3.7 |
Сравнение, отображение множеств. |
Графический диктант |
|
23 |
|
3.8 |
Контроль и учёт знаний. |
Фронтальный опрос |
|
24 |
|
3.9 |
Анализ контрольной работы. Повторение изученного. |
опрос |
|
|
|
4 |
Введение в логику
|
|
|
25 |
|
4.1 |
Логика и конструирование. |
Игра собери рисунок |
|
26 |
|
4.2 |
Логика и математика. |
Графический диктант |
|
27 |
|
4.3 |
Элементы логики. Суждение истинное и ложное. |
карточки |
|
28 |
|
4.4 |
Элементы логики. Сопоставление. |
Игра построй аналогичную модель |
|
29 |
|
4.5
|
Элементы логики. Слова-кванторы. |
||
Опрос |
|||||
29 |
|
4.6 |
Отрицание. |
Игра со словами |
|
30 |
|
4.7 |
Понятие «дерево» |
Игра на развитие внимания |
|
31 |
|
4.8 |
Графы. |
опрос |
|
32 |
|
4.9 |
Комбинаторика. |
ребус |
|
33 |
|
4.10 |
Контроль и учёт знаний. |
Контрольная работа. |
Содержание изучаемого курса:
Введение в предмет
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором.
Программа графический редактор Paint
Знакомство с графическим редактором Paint, умение использовать графические примитивы, применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Отличительные признаки и составные части предметов
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. Множества и его элементы, сравнение и отображение множеств. Способы задания множеств.
Введение в логику Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. Отрицание. Слова-кванторы. Введение понятий «дерево», «графы», «комбинаторика».
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.
Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие.
Наполняемость объединения: до 25 человек.
Продолжительность одного занятия: 45 минут
Дополнительная общеразвивающая программа предполагает срок обучения один год, для обучающихся 1 класса.
Средства обучения:
1. Оборудование Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»
2. Учебно-методический материал по курсу «Первые шаги в мире информатики» состоит из цифровых образовательных программ: «Информатика 1 класс» СД – 1С образовательная коллекция
3. Методическое пособие для учителей 1-4 класс «Первые шаги в мире информатики»
4. С.Н. Тур, Т.П. Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1 классов +СД – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009
5. Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса Тур С.Н., Бокучаева Т.П.- издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
7. С.Н. Тур, Т.П. Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей +СД – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009
Планируемые результаты осовоения образовательной программы
У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
1. Познавательные универсальные действия
• Умение анализировать объекты с целью выделения признаков: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
• Умение выбрать основание для сравнения объектов: сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака;
• Умение выбрать основание для классификации объектов: проводит классификацию по заданным критериям;
• Умение доказать свою точку зрения: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;
• Умение определять последовательность событий: устанавливать последовательность событий, определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов;
• Умение использовать знаково-символические средства: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• Умение кодировать и декодировать информацию;
• Умение понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
2. Регулятивные универсальные действия
• Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
• Умение контролировать свои действия, осуществлять контроль при наличии эталона;
• Умения планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Умения оценивать свои действия, правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.
3. Коммуникативные универсальные действия
• Умение объяснить свой выбор, строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;
• Умение задавать вопросы, формулировать вопросы.
Предметными результатами освоения программы, являются следующие знания и умения:
Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения знания:
- Название цветов, форм и размеров предметов, названия и последовательность чисел
- Владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия», «отрицание», «правда», «ложь», «древо», «графы»
Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Формы контроля уровня обученности обучающихся.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
· текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
· промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;
· итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
· знать правила поведения в компьютерном классе;
· знать основные применения компьютеров;
· знать основные устройства компьютеров;
· уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
· уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
· иметь понятие о множестве;
· уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
· уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
· уметь конструировать фигуру из её частей;
· уметь находить истинное и ложное суждение;
· уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;
· уметь решать задачи с помощью графов;
· уметь решать задачи комбинаторного типа;
· уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» и «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, графическом редакторе Paint.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
2 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
33 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
29 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Начало триместра |
Окончание триместра |
Количество дней за учебный период
|
1 триместр |
02 сентября 2019 |
29 ноября 2019 |
60 |
2 триместр |
01 декабря 2019 |
28 февраля 2020 |
50 |
3 триместр |
01 марта 2020 |
29 мая 2020 |
55 |
ИТОГО: |
|
|
165 |
Продолжительность каникул
Осенние |
29.10.19-04.11.19 (7 дней) |
Зимние |
30.12.19-09.01.20 (11 дней) |
Дополнительные |
17.02.20-23.02.20 (7 дней) |
Весенние |
23.03.20-29.03.20 (7 дней) |
Расписание занятий кружка «В мире информатики»
Четверг: 13.15-14.00
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.