Данная дополнительная образовательная программа называется «Активисты школьного музея»является комплексной, сочетает в себе курсы музейного дела, экскурсоведения, имеет туристско-краеведческую направленность. Ведущим направлением является популяризация приобретенных школьниками знаний и умений ,общественно-полезная деятельность и труд школьников по инвентаризации, улучшению и охране памятников истории, культуры и природы родного края.
Муниципальное образовательное учреждение
Клементьевская основная общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе
№____________
от «___» ___________ 20 __г.
Дополнительная
образовательная программа
"Активисты школьного музея"
детского объединения "Родники России"
Составитель: Москвина Л.А.,
учитель русского языка и литературы
2015 2016уч. г.
1Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа называется «Активисты школьного
музея», разработана на основе следующих документов:
Муниципальная
программа «Духовнонравственное и патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Угличского
муниципального района» на 20142016 годы.
целевая
Типовые авторские программы, в том числе, программа "Активисты школьного
музея», автор Смирнова Л.П., педагог дополнительного образования ГОУ ЯО
ЦДЮТур и Эк
Целевая воспитательная программы МОУ Клементьевской ООШ по гражданско
патриотическому воспитанию "Родники России" на 20112015г.г.
Она является комплексной, сочетает в себе курсы музейного дела, экскурсоведения, имеет
туристскокраеведческую направленность. Эти направления вызваны рядом объективных
причин:
наличием школьного краеведческого музея;
необходимостью подготовки учащихся для работы в школьном музее;
отсутствием доступной программы для организации работы в школьном музее;
своеобразием школьного музея и школы;
Школьный краеведческий музей функционирует в школе с 2005г.
Школа работает по программе «Родники России», основу которой составляет
возрождение русской культуры, обрядов, традиций своего края, сбор материалов по
краеведению.
Вся работа по программе строится с учётом того, что наша школа
малокомплектная, малочисленная: 28 обучающихся (20152016уч.г.) и 5 учителей
предметников. При школе функционирует детский сад (6человек). Многие обучающиеся
имеют ограниченные возможности здоровья, низкий уровень развития. узкий кругозор.
Воспитательная работа ведётся с опорой на социум, родителей, сетевое окружение,
ведущая же роль принадлежит педагогическому коллективу, совмещающему учебную
деятельность с внеурочной. Новое время требует от образовательного учреждения
эффективных форм и методов воспитания, адекватных современным социально
педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте
воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное
участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно
достигнуть успехов в этом направлении. Дополнительная программа "Активисты
школьного музея" будет помогать в этом.
2Поскольку объединение работает на базе музея, школьники должны получить
определенные знания по музееведению.
Часто необходимые знания и предметы для музейных экспозиций и выставок можно
приобрести только в процессе поисковоисследовательской и туристической деятельности,
значит, в число приоритетов деятельности объединения входит собирательская,
поисковая и туристская работа.
Работая по любому направлению, активисты встречаются с людьми, поэтому родословие
тоже входит в число приоритетов работы объединения.
Ведущим направлением является популяризация приобретенных школьниками знаний и
умений ,общественнополезная деятельность и труд школьников по инвентаризации,
улучшению и охране памятников истории, культуры и природы родного края.
Основной целью программы «Активисты школьного музея»
является создание
благоприятных условий для патриотического воспитания, воспитания уважения к истории
и культуре своего народа, к историческим и культурным ценностям своего края через
приобщение обучающихся к музейной деятельности.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих
задач:
дать понятие о сущности и особенностях школьного музея, о деятельности по выявлению,
сохранению, потреблению и распространению музейных ценностей;
познакомить с музейными профессиями, с особенностями профессий экскурсовода,
библиотекаря, археолога и др.;
прививать основные умения и навыки фондовой работы;
формировать интерес к научноисследовательской деятельности;
стимулировать развитие навыков публичных выступлений;
способствовать формированию активной жизненной позиции;
содействовать воспитанию толерантности, формированию культуры общения и поведения в
социуме;
мотивировать детей к творчеству.
активность
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность,
В типовую программу внесен ряд изменений.
Исключены блоки "Археография", "Туристскомедицинская деятельность", а
выделены "Туристскокраеведческая", "Учёт и хранение фондов, «Подготовка и
проведение экскурсии в школьном музее». Это вызвано тем, что в состав объединения
входят обучающиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), узкий
кругозор, средние способности, для них ограничен доступ к средствам и источникам
массовой информации, (не все имеют компьютеры и выход в Интернет). Программа курса
предусматривает знакомство с основами музейного дела, с основными приемами поисково–
собирательской деятельности, приобретение первоначальных навыков организации и
3проведения экскурсий, знакомство с минимумом туристских знаний, необходимых для
организации, проведения краеведческих экспедиций и участия в них.
Программа адресована учащимся 69 классов и рассчитана на 3 год обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 академических часа,
что составляет 144часа в год (36недель). В текущем учебном году приоритетным
направлением в работе объединения будет работа над проектом "Как мы отмечали юбилеи
Победы нашего народа в ВОВ", подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий в
школьном краеведческом музее, изучение краеведческого материала
Набор в объединение ведется на принципах добровольности, с учетом интересов
детей, без специальной подготовки.
Учебные занятия в объединении проходят в форме беседы, встречи с интересными
людьми, выставки, защита проектов, игра, игра – путешествие, конкурс, конференция,
лекция, поход, праздник, практические занятия, творческая мастерская, творческий отчет,
экскурсия, выпуск информационных бюллетений, подготовка презентаций, проектно
исследовательских работ.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Результатом реализации программы может стать создание музейной экспозиции,
комплекта фондовых материалов и разработка экскурсий по залам школьного музея.
Освоением образовательной программы можно считать приобретение ребятами
конкретных знаний и сформированность у них практических умений и навыков.
По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление о
– народных праздниках и обычаях своего края;
истории коллекционного и музейного дела;
музеях школ и города Углича;
исторических и архитектурных памятниках села и г. Углича; именах
почётных людей;
основных принципах организации работы в музее.
Учащиеся должны понимать:
взаимосвязь и взаимовлияние событий, происходящих в стране и в крае;
значение Ярославского края в истории страны;
связь истории своей семьи с историей России;
универсалии в культурном развитии народов.
Учащиеся должны получить навыки:
работать с книгой: находить книгу в библиотеке, делать выписки, работать со
словарями;
организовывать работу с фондами школьного музея;
вести музейную документацию;
работать с архивными документами;
определять ценность музейного предмета;
проводить опрос, составлять и проводить интервью;
организовать выставку, экспозицию;
составлять и проводить экскурсии;
оформлять статью для школьной газеты;
4 поддерживать дружественный климат в коллективе.
Текущее отслеживание образовательных результатов
осуществляется
систематически посредством наблюдения, анализа выполненных практических заданий,
участия школьников в краеведческих конференциях школьного, городского и областного
уровней. Проведение тестирования позволит отследить уровень освоения теоретических
знаний в разделе организация и подготовка туристских походов и краеведческих
экспедиций.
Формы подведения итогов: тестирование, творческие задания, выставки работ,
участие в конференциях, конкурсах.
Предполагается освещать работу объединения на школьном сайте.
3 год занятий
Цели обучения
культуры исследовательской,
Воспитательные:
формирование
инвентаризационной и оформительской деятельности;
краеведению ;
коммуникативных способностей учащихся в процессе занятий.
Развивающие:
Обучающие: расширение и углубление знаний по музееведению,
совершенствование умственных,
художественных и
Задачи 3го года обучения
1.Создать для обучающихся условия для проведения исследовательских, оформительских
и инвентаризационных работ с соблюдением всех выработанных норм, правил и в
соответствии с принятыми положениями в этих видах деятельности.
2.Дальнейшее изучение и приобретение знаний по музееведению, краеведению.
3.Применение знаний, полученных на занятиях, в общении с людьми для качественного
проведения экскурсий и выступлений в школьном музее, на конкурсах и мероприятиях.
4.Участие в региональных, муниципальных, школьных мероприятиях.
5Тематический план
№
Тема
1
2
3
4
5
6
7.
8
9
10.
Вводное занятие.
Музей образовательный и воспитательный центр в
школе.
Библиографическая работа
Собирательская работа
Учет и хранение фондов.
Экспозиционная работа.
Родословие
Культурнообразовательная работа.
Исследовательская деятельность
Экскурсионная работа. Подготовка музейной
экскурсии.
11. Музееведение
12.
13.
Количество часов
Всего
Теория
2
20
15
15
12
16
10
15
15
16
5
2
2
5
10
2
2
4
2
3
3
2
2
Краеведческий лекторий. История памятников нашего
края.
Подведение итогов. Мониторинг деятельности
объединения
1
1
Итого:
144
31
6Дата
2015г
02.09
Учебнотематическое планирование на сентябрьдекабрь (2015г.)
Содержание
Вводное занятие. Введение в тематику и проблематику 3го года обучения.
Объяснение обучающимся более высоких требований к уровню занятий, к их
индивидуальным работам. Обсуждение итогов работы прошлого года.
Просмотр видеороликов, презентаций по проведённым мероприятиям в
20142015уч.г. Планирование и прогнозирование результатов нового года
занятий. Обсуждение плана работы. Оформление маршрутных книжек.
05.09
Выезд в с.Ордино на фестиваль "По вехам истории"
09.09
Работа с фондами школьного музея. Повторение: что такое музейный
предмет? Как он попадает в музей? Этикетирование, его правила. Учетная
карточка музейного предмета. Атрибуция. Инвентарная книга музея –
основной документ учета, описания и охраны памятников школьного музея.
Требования к ведению инвентарной книги. Форма описи в инвентарной
книге. Инвентарная книга школьного музея.
15.09.
Посещение школьного музея. Работа с материалами по теме "Великая
Отечественная война в нашем крае. Систематизация материалов в папки.
Обсуждение этапов работы над проектом "Как мы отмечали 70лет со дня
Победы".
16.09.
Работа над проектом "Как мы отмечали 70лет со дня Победы".
22.09
23.09
Работа в группах над проектом
Выпуск стенгазеты "Тебе, мой учитель!.."
7
Ча
сы
2
2
2
2
2
2
229.09
30.09
Подготовка материалов ко Дню учителя с использованием фонда музея.
Оформление поздравительных открыток и папок "Твои достижения,
учитель", подготовка концертных номеров
Сбор дополнительной информации о педагогах , систематизация .
Оформление выставки "Мы гордимся Вами!" в школьном музее (об
учителях). Подготовка концертных номеров
05.10
Концертная программа "С Днём Учителя!"
07.10 Школьный музей и учебная деятельность школьников. Взаимосвязь в работе
школьного музея и библиотеки. Инновационные формы и методы работы в
музее.
13.10
Работа над презентацией "День Победы это праздник" со слезами на
глазах"
16.10
20.10
Участие в региональном проекте "Наша Победа":выезд на концерт
фронтовой бригады в г.Углич. Участие в презентации журнала "Углече
Поле"
Работа с
Инвентаризация, шифровка.
музейной документацией по учету и хранению фондов.
Работа по отбору имеющихся материалов для подготовки к выступлению
на XIX муниципальный конкурс исследовательских краеведческих работ
обучающихся участников Всероссийского туристско – краеведческого
движения «Отечество»
27.10
О поисковой и исследовательской деятельности. Показ презентации.
Подготовка к презентации книг Кулагина А.В. по исследовательской работе
"Военные события в нашем крае". Выбор тем для выступления на конкурсе.
Методика поиска и отбора материала. Работа в разновозрастных группах с
литературой.
10.11
Работа над выбранными темами для выступления. Подготовка к
презентации книг Кулагина А.В.
11.11
Презентация книг Кулагина А.В.на тему "Прыжок в бездну"(о лётчиках)
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
17.11. Книга – экспонат и источник знаний. Фонд книг по краеведению. Работа с
2
8книгой: о книге и библиотеке; научнопопулярная литература; структура
книги; Анализ материалов на конкурс.
18.11 Урок Мужества. Встреча с участником ВОВ из Москвы, лётчиком, генерал
2
майором.
24.11
Подготовка к выступлению на XIX муниципальном
конкуре
"Отечество".
Отбор
Работа над документацией музея.
исследовательских работ на муниципальный конкурс "Отечество".
Работа над презентацией. Устное выступление на конференции.
25.11
Разработка мероприятий для участия в региональной акции "Герои
Отечества". Подборка материалов к презентациям
28.11
Участие в ХIX муниципальном конкурсе исследовательских краеведческих
работ обучающихся участников Всероссийского туристско –
краеведческого движения «Отечество»
02.12
03.12
Подготовка к участию в проекте "У героизма нет национальностей"
Участие в проекте "У героизма нет национальностей". День Неизвестного
героя.
09.12
Участие в проекте "У героизма нет национальностей". День героев
Отечества. Выезд в с. Покровское
10.12
Вахта Памяти. Выезд на могилы погибших лётчиков, к памятнику
воинамземлякам и возложение цветов.
16.12
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник
научных знаний. Изучение фондов школьного музея.
22.12
Работа над проектом "Как мы отмечали 70летие со дня Победы"
23.12
Работа над проектом "Как мы отмечали 70летие со дня Победы".
Выступление с работами перед родителями.
январьмай (2016г.)
Дата
Содержание
9
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Ча
сы12.01.
Мониторинг за 1полугодие
16г.
13.01.
19.01
20.01.
26.01
27.01.
Практическая работа: 1.Продолжение составления словарика музейных
терминов. 2.Повторение правил составления экспозиции музея. Отбор
материалов к выставке «Народные праздники и обычаи нашего края»
Работа в музее с фондом. Классификация краеведческого материала по
теме«Народные праздники и обычаи нашего края» Документ.
Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа.
Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к
источнику информации.
Практические занятия. Подбор литературы в школьной
библиотеке на тему «Народные праздники и обычаи» и
составление библиографии.
Книгаисточник информации. Обзор книг из серии
«Библиотека Ярославской семьи» /15 томов/. Знакомство с
материалами
книг «Народные праздники и обычаи
Ярославского края» для подготовки докладов.
Редактирование текстов докладов по теме «Народные
праздники и обычаи Ярославского края». Нахождение
аналогичных материалов в разных источниках,
систематизация, сравнение, анализ, обобщение, умение делать
выводы, сформулировать и оформить работу соответственно
требованиям. Приемы и методы работы с различными
источниками.
Работа в музее над систематизацией
материалов "Народные праздники и обычаи нашего края».
Отработка текста экскурсии в школьный музей по
стационарной экспозиции «Деревенская изба»:«Предметы
деревенского быта наших предков»
Формы поисковой деятельности: походы, экспедиции,
текущее комплектование, переписка. Дополнительный сбор
материалов по теме"Народные праздники и обычаи нашего
края». Встречи с жителями, работа с периодической
печатью. «Тетрадь записей воспоминаний
и рассказов
10
2
2
2
2
2
2жителей». Требования к ведению этой тетради. «Тетрадь
фотофиксаций». Требования к оформлению тетради фото и
видеофиксаций. Описаний объектов фиксации. Правила
хранения видеокассет, нагативов фотосъемок.
Дополнительный сбор материалов по теме"Народные
праздники и обычаи нашего края». Встречи с жителями и
оформление записи в «Тетрадь записей воспоминаний и
рассказов жителей». Продолжение работы над экспозицией
музея.
Практические занятия: изучение и отбор материала для составления
экспозиции. Составление проектов, монтажных листов. Написание этикеток,
пояснительных текстов. Разработка экспозиционных комплексов и разделов.
Работа над новой экспозицией музея. Приемы обновления экспозиции
Принципы и методы построения тематической
школьного музея.
экспозиции. Этапы проектирования музейной экспозиции.
Экскурсия в школьный краеведческий музей по стационарной выставке
«Предметы деревенского быта наших предков». Ознакомление с
результатами работы членов объединения, (выступление с докладом,
сообщением) по теме"Народные праздники и обычаи нашего края». Выбор
индивидуальной темы по группам для поисковоисследовательской работы
по подготовке минипроекта "Народные праздники и обычаи нашего края»:
фотоальбом, презентация, раскладушка, альбом и др.
Заслушивание докладов учащихся по теме «Народные праздники и обычаи
Ярославского края» и обсуждение. Продолжение отбора материала для
составления экспозиции в музее.
«15февраляДень
Урокпрезентация
героевинтернационалистов»,
подготовленный старшей группой музея (9кл.) с использованием материалов
музея «Наши выпускники служили в Афганистане» Изготовление
поздравительных открыток к Дню защитника Отечества.
Автолыжный пробег к Дню защитника Отечества: возложение цветов к
памятникам и обелиску воинам ВОВ /с.Клементьево, с.Ефремово,
д.Михали/. Вручение поздравительных открыток ветеранам войны и труда.
(акция "Долг")
11
2
2
2
2
2
4
02.01.
03.02
09.02
10.02
16.02
17.02.Участие в муниципальном лыжном пробеге «Во славу Углича» (Головино)
19.02.
20.02.
01.03.
Участие в праздничной программе ко Дню защитника Отечества"(1
9кл.)»Мэншоу»
Оформление в музее материалов к экспозиции "Народные праздники и
обычаи нашего края». Просмотр материалов к минипроекту,
редактирование.
4
1
2
02.03.
Изготовление и вручение поздравительных открыток женщинамветеранам
2
войны и труда к Дню 8Марта. (акция "Долг"). Фотоотчёт по
акции«Тимуровец». Отбор материалов к Всероссийскому фотоконкурсу
«Масленичные гуляния»
05.03.
Подготовка материалов к Всероссийскому фотоконкурсу «Масленичные
гуляния» Конкурсноразвлекательная программа к 8Марта «От души
поздравим маму!»
13.03.
Участие в проведении праздника «Широкая Масленица» совместно с
сельским клубом и Молодёжным центром г.Углича
16.03.
Работа над материалами поисковоисследовательской работы по мини
проекту (59кл.)
Просмотр продуктов собирательской работы учащихся, корректировка,
систематизация, отбор для проекта
21.03.
Экскурсия в музей Истории Углича, «Под благодатным покровом» ( занятие
по программе «Русская школа в старые времена»
30.03.
05.04.
Продолжение работы в музее по оформлению экспозиции. Предварительный
просмотр фотографий к муниципальному конкурсу «Лучшие моменты
путешествий»
Подготовка музейной экскурсии . Классификация экскурсий по
составу участников (возраст: школьники, студенты, ветераны и т.д.), месту
проведения и способу передвижения. Темы и объекты экскурсий. Название
экскурсии. Точность и однозначность. Требования к отбору объектов
2
2
2
4
2
4
1206.04
12.04.
13.04.
19.04.
20.04.
26.04.
27.04.
28.04.
9 мая
экскурсии. Требования к построению маршрута.
Задачи экскурсовода при подготовке музейной экскурсии. Требования
к личности и к рассказу экскурсовода. Комплектование «портфеля
экскурсовода»
Практические занятия: отбор объектов для экскурсии на выбранную или
заданную тему. Определение методических приемов проведения экскурсии.
Определение техники ведения экскурсии.
Составление индивидуальных текстов. Составление
вступительной и заключительной части беседы в предстоящей
экскурсии, отработка порядка показа и составление рассказа
по тематическим группам экспонатов; хронометраж рассказа;
прослушивание и обсуждение отдельных частей.
Отработка на экспозиции по теме "Народные праздники и обычаи нашего
края» методики проведения показа и анализа группы экспонатов,
использование приемов демонстрации, сравнения экспонатов, констатации
фактов, цитирования.
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой
проведения экскурсий. Запись экскурсий. Развернутый план или текст.
Продолжение работы по защите проектов к минипроекту"Народные
праздники и обычаи нашего края»
Участие в благоустройстве и уборке территории около школы, детского
сада, детской площадки, родника. Акция "Обелиски".
Утверждение плана мероприятий к празднованию 9Мая. Вахта Памяти.
Распределение ответственных за проведение мероприятий. Работа в музее .
Подготовка и проведение музейной экскурсии «Они принесли нам Победу»
для учся 59кл. Концерт к 9Мая для населения.
10.05
Проведение экскурсии в школьном музее для15кл. по теме "Народные
праздники и обычаи нашего края»
11.05.
Проведение экскурсии в школьном музее для 69кл. по теме "Народные
праздники и обычаи нашего края». Подготовка материала к
муниципальному краеведческому конкурсу «Загляните в семейный альбом»
13.05.
Участие в муниципальном краеведческом конкурсе «Загляните в семейный
13
4
2
2
2
4
4
2
1
2
2альбом», посвящённом Дню семьи
18.05
24.05.
Подведение итогов работы по краеведческой тематике. Знакомство с
работами учащихся.
Подведение итогов работы над минипроектом "Народные праздники и
обычаи нашего края» Защита работы в группе.
25.05
Подведение итогов работы. Награждение. Мониторинг.
май
июнь
Однодневный поход по родному краю. Знакомство с основными правилами
поведения в туристском походе Профилактика травматизма. Оказание
первой помощи при ушибах, ранениях, переломах. Поведение в лесу,
предохранение от укусов клещей. Первая помощь при укусах насекомых.
Наложение повязок. Подготовка походной аптечки и пользование ею.
Прогноз погоды по народным приметам.
1
2
1
6
Участие
в школьном мини проекте ""Народные праздники и обычаи нашего края»
в муниципальном фотоконкурсе «Лучшие моменты путешествий»"
в региональной экспедиции "Моя Родина Ярославия"
во Всероссийском конкурсе методических разработок и фотоконкурсе
«Масленичные гуляния»
во Всероссийской акции «Бессмертный полк»
в муниципальных акциях «Память», «Ветеран живёт рядом», «Письмо
ветерану».
в школьных акциях "Тимуровец", "Обелиски", "Вахта памяти", "Письма с
фронта", "Примите наши поздравления", "Георгиевская ленточка на могилу
ветерана"
в спортивных мероприятиях
14Список обучающихся 20152016 уч.г.
Кем и когда
выдан
документ
Год,
число,
месяц
Школа
,
класс
рождения
27.05.2000г 9
Фамилия,
имя,
отчество
1.
Позднякова
Анастасия
Васильевна
2. Исмаилов
Максим
Андреевич
3. Исмаилова
Алина
Владимировна
4. Семченко
Анастасия
Дмитриевна
Паспортные
данные или
свидетельств
а о рождении
Паспорт 7814
034553
Свидетельств
о о рождении
IГР
№572756
Свидетельств
о о рождении
Iгр
№572504
Свидетельств
о о рождении
IГР
№515059
Скобелев
Юрий
Андреевич
Свидетельств
о о рождении
IГР №515058
Шикуц
Евгений
Игоревич
7. Комиссаров
Илья
Дмитриевич
Паспорт 7812
971108
Свидетельств
о о рождении
IГР
№572584
5.
6
Домашний
адрес
с.Клементьево
ул.Городская,11
с.Клементьево
ул.Полевая 1
с.Клементьево
ул.Центральная,
д.19
с.Клементьево
ул.Лесная3
с.Клементьево
ул.Городская,22
с.Клементьево
ул.Городская,
д.17
с.Клементьево
ул.Городская,38
УФМС России
по Яр. обл. в
г.Угличе
01.07.2014г.
Отдел ЗАГС г.
Углича
28.08.2003г.
Отдел ЗАГС г.
Углича
21.03 2003г.
Администраци
я
Клементьевско
й волости
12.01.2001г.
18.09.2000Г.
Администраци
я
Клементьевско
й волости
УФМС России
по Яр. обл. в
г.Угличе
04.04.2013г.
Отдел ЗАГС
г. Углича
15.05.2003г.
15
6
6
9
9
9
6
23.08.2003
Г.
14.03.
2003 г.
15.12.
2000 г.
13.09
2000 г.
03.03.
1999 г.
11.05.
2003Г.8.
9.
Кутанова
Анастасия
Валерьевна
Караулова
Наталья
Александровн
а
10
.
Грубин Юрий
Иванович
Свидетельств
о о рождении
Свидетельств
о о рождении
Iгр
№515060
Свидетельств
о о рождении
IГР
№535195
25.09.2003 г
Администраци
я
Клементьевско
й волости
21.09.2001г.
Отдел ЗАГС г.
Углича
19.09.2001г.
23.08.
2001 г.
08.09.
2001г.
6
7
7
д.Тараканово
д.Абатурово
с.Клементьево
ул.Центральная,
8
Содержание 3го года обучения
1. Вводное занятие – 2 ч. Введение в тематику и проблематику 3го года обучения.
Объяснение обучающимся более высоких требований к уровню занятий вообще и к их
индивидуальным работам в частности. Обсуждение итогов работы прошлого года,
просмотр материалов по теме "Что сделано нами к празднованию юбилея Победы" и
прогнозирование результатов нового года занятий.
2. Музей образовательный и воспитательный центр в школе 20ч. Школьный музей и
учебная деятельность школьников. Взаимосвязь в работе школьного музея и библиотеки.
Инновационные формы и методы работы в школьном музее. Участие в проведении
плановых школьных мероприятий.
Практические занятия: Работа с экспонатами музея как наглядными пособиями по
учебной программе.
Активное участие в общественной жизни села: поздравление ветеранов и жителей села с
календарными праздниками, с другими памятными датами. Подготовка встреч в музее.
Проведение экскурсий в музее школы. Участие в массовых мероприятиях.
Практические занятия:
направленность
все мероприятия этого раздела имеют практическую
3.Библиографическая работа 15ч. Книга – экспонат и источник знаний. Фонд редкой
книги. Работа с книгой: о книге и библиотеке; научнопопулярная литература; структура
книги; работа с каталогами.
Практические занятия: Посещение библиотеки села или города. Деловые игры по
работе с каталогом, библиографические игры.
164.Собирательская работа – 15 ч. Основные формы: походы, экспедиции, текущее
комплектование, переписка. «Тетрадь записей воспоминаний и рассказов". Требования к
ведению этой тетради (см. приложение к Программе). «Тетрадь фотофиксаций».
Требования к оформлению тетради фото и видеофиксаций. Описаний объектов фиксации.
Правила хранения видеокассет, нагативов фотосъемок.
Оформление и обеспечение сохранности при хранении в музее (соблюдение определенных
правил и режимов хранения).
Практический занятия: фактически весь раздел (блок) рассчитан на практические
занятия.
5. Фонды музея 12ч. Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как
источник научных знаний. Дальнейшее изучение фондов школьного музея.
Практические занятия: Работа с фондами в школьном музее.
6. Экспозиционная работа 16ч. Углубление знаний об основах экспозиционной работы,
понятиях, терминологии. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции.
Постоянная экспозиция и временные выставки. Выставкапередвижка.
Практические занятия: Создание обучающимися в школьном музее цикла временных
выставок новых экспонатов и коллекций.
7. Родословие – 10 ч. Родословное древо. Виды: восходящее и нисходящее древо. Другие
способы изображения степени родства. Семантика: слова, имеющие общие корни: род,
брат, отец. Слова, обозначающие степень родства и свойства.
Практические работы: изучение литературы по родословию. Составление своего
родословного древа. Подготовка картотеки родственников. Ведение дневниковых записей.
8. Культурнообразовательная работа 15ч.
Использование различных форм
мероприятий в работе объединения. Самостоятельная подготовка и проведение массового
мероприятия с использованием созданной выставки.
Практические занятия: Организация презентации новых экспонатов, краеведческие
игры, викторины и другие игровые формы.
9. Исследовательская деятельность – 15 ч. Использование материалов школьного музея
для исследовательских работ при подготовке к XIX муниципальному конкурсу
исследовательских краеведческих работ обучающихся участников Всероссийского
туристско – краеведческого движения «Отечество»/ Рекомендации по написанию и
оформлению исследовательской работы
10. Экскурсионная работа 16ч. Подготовка музейной экскурсии в школьном музее.
1711. Музееведение 5ч. Инвентарная книга музея – основной документ учета, описания и
охраны памятников школьного музея. Требования к ведению инвентарной книги. Форма
описи в инвентарной книге. Инвентарная книга школьного музея и её заполнение.
оформление записей в личной (индивидуальной)
Практические занятия:
инвентаризационной книге. Упражнения по правильному составлению вышеперечисленных
документов
12. Краеведческий лекторий. История памятников нашего края 2ч.
13.Подведение итогов. Мониторинг. – 1ч.
Прогнозируемые результаты
По окончанию третьего года занятий обучающиеся должны знать:
определение понятий: инвентарная книга музея, историческая справка, правила
оформления этих документов;
требования к оформлению Тетради записи воспоминаний и рассказов;
требования к оформлению Тетради фото и видеофиксации;
требования к поведению участников экспедиции при сборе документальных
памятников;
требования к составлению коллекционной описи;
требования к хранению музейных предметов.
Учащиеся могут уметь:
составлять историческую справку;
оформлять акты приемапередачи музейных предметов;
оформлять тетради записей воспоминаний и рассказов и фотофиксации;
осуществлять систематизацию и хранение документальных памятников в полевых
условиях;
шифровать документальные памятники
оформлять инвентарную книгу;
создавать условия для хранения музейных ценностей;
составлять свое родословное древо;
работать с письменными источниками для нахождения необходимой информации;
уметь работать с библиографической картотекой;
уметь подготовить массовое мероприятие и выступать перед публикой;
уметь вести дневниковые записи;
проводить экскурсию в школьном музее
18Приложения
Этапы проектирования музейной экспозиции:
1. Научная концепция, формулировка общей темы, отслеживание тем разделов,
выделение сквозных тем.
2. Расширенная тематическая структура дальнейшее осмысление тематики в
специфически музейных формах. Разделы, темы, подтемы. Предметное обоснование.
Расположение тем по залам и блокам. Согласование с художником.
3. Отбор материала по степени сохранности, ценности, размеру. Зарисовки,
изготовление копий и реплик.
4. Тематикоэкспозиционный план (ТЭП). Попредметная детальная проработка
будущей экспозиции. Выделение доминанты. Графическая форма ТЭП.
5. Разработка научного содержания на основе использования аудиовизуальных систем,
механических экскурсоводов, игровых, театрализованных программ, действующих
моделей.
6. Техникорабочий этап. Ремонт помещения, подводка коммуникаций, розетки,
выключатели, электропроводка и т.д.
197. Этап монтажа (раскладка материалов, крепление, витрины, подиумы). Закрепление
экспонатов: фотографий, книг, объемных и плоскостных экспонатов, мелкой пластики,
светочувствительных материалов, одежды.
8. Правила составления музейных текстов, этикеток. Этикетаж их совокупность.
Требования к этикеткам.
Приемы обновления экспозиции школьного музея:
введение новых дополнительных комплексов и разделов,
частичная реэкспозиция отдельных разделов,
замена некоторых экспонатов новыми,
организация выставок новых поступлений.
Экспозиция третьего плана: альбомы, турникеты. Выставки, стационарные и передвижные,
их особенности.
Практические занятия: изучение и отбор материала для составления экспозиции.
Составление проектов, монтажных листов. Написание этикеток, пояснительных текстов.
Разработка экспозиционных комплексов и разделов.
Понятие экспозиции. Особенности экспозиционной работы. Расположение музейных
предметов в едином пространственном объеме. Объединяющая концепция. Научный и
художественный замысел. Основа экспозиции музейные предметы, а также
воспроизведения (копии, реплики), оформительские элементы. Технические элементы в
оформлении: свет, сигналы. Сопровождающие экспозицию технические средства: кино
аудиовидеовоспроизведение.
Экспозиция специфическое средство музейной
коммуникации, когда коммуникация происходит через предметы.
Принципы построения экспозиции:
принцип предметности (коммуникация через предметы),
принцип идейности,
принцип доходчивости и универсальности.
Методы построения экспозиции. Демонстрация одного музейного предмета,
демонстрация однотипных предметов систематическая коллекция (нумизматическая,
энтомологическая, народных промыслов). Этикетаж. Четкость построения такой
экспозиции.
Тематическая экспозиция. Ансамблевый показ демонстрация музейных предметов в
их "жизненных" взаимосвязях и комплексах, например, в этнографических. Демонстрация
"живых" социокультурных и природных систем. Музификация предметов и объектов
(движимых и недвижимых). Экспозиционный комплекс основная структурная единица.
20Зрительное и смысловое единство экспозиции. Разная интерпретация музейных предметов,
различные подходы. Правдивость и логика расположения музейных предметов в
экспозиции. Художественные и технические элементы в экспозиции, действующие модели.
Приемы обновления экспозиции школьного музея:
введение новых дополнительных комплексов и разделов,
частичная реэкспозиция отдельных разделов,
замена некоторых экспонатов новыми,
организация выставок новых поступлений.
Экспозиция третьего плана: альбомы, турникеты. Выставки, стационарные и передвижные,
их особенности.
Практические занятия: изучение и отбор материала для составления экспозиции.
Составление проектов, монтажных листов. Написание этикеток, пояснительных текстов.
Разработка экспозиционных комплексов и разделов.
Экскурсия.
Классификация экскурсий по составу участников (возраст: школьники, студенты,
ветераны и т.д.), месту проведения и способу передвижения.
Темы и объекты экскурсий. Название экскурсии. Точность и однозначность.
Требования к отбору объектов экскурсии. Требования к построению маршрута.
Требования к обеспечению непрерывного внимания экскурсантов, оптимальное количество
объектов для предъявления 1012.
Задачи экскурсовода:
помочь услышать, увидеть и ощутить то, что имеет отношение к данной теме,
научить экскурсантов "читать" объекты,
обеспечить устойчивое внимание на протяжении всей экскурсии.
Требования к личности экскурсовода. Обладание необходимыми для проведения
экскурсии знаниями и умениями. Обладание чувством юмора, умением вызвать улыбку,
снять напряжение, приветливость, доброжелательность, непринужденность, готовность к
взаимопониманию в отношениях с аудиторией.
21Требования к рассказу экскурсовода: содержательность, познавательная ценность,
четкость формулировок, занимательность, образность, простота и доступность для
слушателей, эмоциональность, идейная выдержанность и наличие нравственных установок.
Типы экскурсий по месту проведения (городские, загородные, музейные).
Требования к проведению городских экскурсий: показ всего города или одной из его
частей, показ нескольких улиц.
Комплексная экскурсия. Виды загородных экскурсий. Экскурсия только в конечном
пункте прибытия. Экскурсия в пути следования. Сочетание видов. Пешеходные экскурсии.
Их преимущества. Их недостатки. Виды транспортных экскурсий. Экскурсии прогулки.
Совмещение образовательных элементов с элементами отдыха (в лесу, в пригородной
роще, в городском парке, на реке, озере, водохранилище, на теплоходе).
Предварительная подготовка к экскурсии. Обсуждение экскурсии после ее окончания
(проведения). Подведение итогов.
Практические занятия: отбор объектов для экскурсии на выбранную или заданную тему.
Подготовка музейной экскурсии.
Тема и цель экскурсии: тема и структура содержания. План экскурсии.
Формулировка цели. Познавательные и воспитательные задачи.
Практические занятия: изучение литературы, других источников по выбранным
темам; составление летописи основных событий; запись найденных сведений в
блокнот экскурсовода.
Изучение темы.
Отбор материалов. Составление маршрута.
Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их логическая, хронологическая
последовательность и взаимосвязь. Отбор экспонатов, критерии отбора. Создание и
оформление маршрута экскурсии.
Практические занятия: Формулировка и запись темы и цели экскурсии;
составление тематического плана; отбор экспонатов; вычерчивание графика
движения.
Работа над содержанием экскурсии.
Структура экскурсии. Вступительная беседа, ее содержание, план и порядок
проведения. Основная часть экскурсии. Подтемы, их содержание. Соразмерность
частей. Учет времени. Логические переходы. Выводы, обобщения, заключительная
беседа.
Практические занятия: Составление вступительной и заключительной части
беседы в предстоящей экскурсии, отработка порядка показа и составление рассказа
по тематическим группам экспонатов; хронометраж рассказа; прослушивание и
обсуждение отдельных частей.
Экскурсионные методы и приемы.
Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание
показа с рассказом. Требование к речи экскурсовода. Прием цитирования в
рассказе. Метод беседы и его варианты. Моторный метод.
22Практические занятия: Отработка на экспозиции методики проведения показа и
анализа группы экспонатов, использование приемов демонстрации, сравнения
экспонатов, констатации фактов, цитирования.
Отработка и сдача экскурсии.
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой
проведения экскурсий. Запись экскурсий. Развернутый план или текст.
Практические занятия: Индивидуальная или коллективная отработка маршрута,
содержания, методов и приемов, проведения каждой экскурсии, прослушивание,
обсуждение.
Дальнейшее совершенствование экскурсии.
Учет замечаний и предложений. Углубленное изучение темы. Составление
методической разработки экскурсии. Форма методической разработки. Школа
юного экскурсовода. Рецензирование. Встречи с экскурсоводами соседних школ.
Практические занятия:
предложений. Анкетирование.
Доработка экскурсий с учетом замечаний и
ЭКСКУРСОВОДУ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ. (Методические указания)
Одной из самых массовых форм работы в школе являются экскурсии в музеи.
Экскурсоводом в школе может быть каждый, кто любит музей, кто умеет интересно
рассказывать. Но подготовка и проведение экскурсий требует настойчивости и
специальных навыков.
1. Выбор темы.
Прежде, чем выбрать тему экскурсии, необходимо просмотреть еще раз экспозицию
музея, отметить для себя, какие разделы наиболее интересны, а также посоветоваться с
руководителем или Советом музея.
2. Определение цели и задач экскурсии.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это
поможет более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии это то, ради
чего показываются экскурсантам экспонаты музея и другие экскурсионные объекты.
Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественнополезному труду, к
другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение
дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии
достичь целей путем раскрытия ее темы.
3. Знакомство с темой.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в
единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии необходимо проводить, постоянно
сверяя свои материалы с темой. Прежде всего, составляется список экспонатов, которые
относятся к теме экскурсии. На каждый экспонат заводится карточка, в которой
записывается название экспоната, к какой теме или подтеме он относится, сведения о нем.
Затем составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах,
которые раскрывают тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также
главы, разделы, страницы.
23Сначала необходимо прочитать книгу, в которой изложена вся тема, и составить
краткую летопись основных событий, расположив их в хронологическом порядке по датам
и периодам. Это даст возможность связать содержание темы с общим ходом событий,
лучше понять значение каждого периода, их связь. Далее изучаются отдельные вопросы.
Здесь необходимо обратить внимание на оценку отдельных событий, их описание,
выделяются факты, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты, стихи, рассказы об
отдельных людях, участниках знаменательных событий. Полученные сведения заносятся на
карточки экспонатов и на карточки экскурсовода.
Под цитатами, выдержками из документов, книг, и воспоминаний обязательно
указываются авторы статей, книг, их названия, место и год издания, страницы. Затем
выясняется история экспонатов музея, являющихся объектами вашей экскурсии как
проходил поиск материалов, как экспонат попал в музей эти сведения также заносятся на
карточки. При отборе материала важно соблюдать следующее правило: ничего лишнего, но
все о событиях и людях, вещах и документах, которые представлены в экспозиции музея.
После того, как был собран материал о каждом экспонате, можно составлять текст
экскурсии.
4. Основные требования к экскурсии.
Продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и
способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 14х классов способны
это делать 1520 минут, 58х классов 3040 минут, 911х классов 4560 минут.
Поэтому, обычно, текст экскурсии пишется в расчете на старшеклассников, но в нем сразу
отмечаются возможные сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст.
Начинающий экскурсовод обычно делает одну из двух типичных ошибок: или излагает
содержание своей темы без связи с экспозицией, даже не показывая вещи, или, наоборот,
много показывает и рассказывает о каждом экспонате в отдельности, но не раскрывает
тему в целом.
Чтобы избежать в построении экскурсии этих ошибок, необходимо соблюдать
следующие требования:
экскурсию нужно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам
темы;
содержание каждого вопроса должно раскрываться путем показа и анализа
определенных экспонатов;
глубокое раскрытие подтем и вопросов требует строгого и последовательного отбора
экспонатов, составления маршрута, который бы способствовал подведению экскурсантов к
нужным выводам;
раскрыв одну подтему, следует переходить к другой, не теряя смысловую связь и не
прерывая рассказа;
экскурсию делает интересной эмоциональный, выразительный рассказ, насыщенный
новыми фактами, занимательными сведениями об экспонатах, незаметными на первый
взгляд чертами вещей и документов.
5. Работа над построением экскурсии.
Разделив свою тему на отдельные подтемы и вопросы, определив их последовательность
и внутреннюю связь, необходимо выяснить, как они представлены в экспозиции и
24обеспечены материалом. Для этого производится отбор нужных для темы экспонатов в
соответствии с намеченными подтемами и вопросами. В результате отбора наиболее
важных по содержанию экспонатов складывается маршрут экскурсии (путь движения от
витрины к витрине, от экспоната к экспонату). После составления маршрута выбираются
инвентарные карточки на те экспонаты, которые стали объектами экскурсии. Затем
карточки расставляются по намеченному в экскурсии порядку и разделяются заставками
на подтемы и вопросы. Начинается период составления рассказа на экскурсии.
Рассказ должен состоять из вступительной беседы, основной части и заключительной
беседы.
Во вступительную часть необходимо включить: знакомство с группой; сведения о музее
(когда он открыт, чему посвящен, какие проводит экспедиции, экскурсии, интересные
мероприятия); название темы экскурсии, ее основные вопросы. Полезно также узнать,
насколько слушатели знакомы с темой: это поможет установить более тесный контакт с
группой, избежать ненужных повторений и разобрать ряд вопросов путем предварительной
беседы. Основная часть экскурсии опирается на показ и анализ экспонатов. Рассказ
составляется в соответствии с составленным маршрутом, на основе записей в блокноте и
на инвентарных карточках. Составлением рассказа лучше заниматься непосредственно в
музее, при работе с экспозицией. Особое внимание следует обратить на выводы по
подтемам (для удобства последующей работы их можно выписать на отдельные
карточки). Заключительная беседа должна быть достаточно короткой. Здесь подводится
итог всему рассказу и выясняется, как слушатели усвоили главные вопросы (можно
провести небольшую викторину или сделать это в любой другой игровой форме). В
заключение обязательно нужно предложить задавать вопросы и пригласить посетить музей
еще раз.
6. Оформление текста музейной экскурсии.
Рассказ необходимо оформить в виде текста, оформленного по следующей схеме:
Тема
экскурсии_____________________________________________________________________
____
Продолжительность
экскурсии_____________________________________________________________
Составитель___________________________________________________________________
_________
Подтемы, отдельные вопросы Экспонаты Содержание экскурсии
Запись в таблице пишется строго горизонтально, так чтобы было полное соответствие и
связь между вопросом, экспонатом и рассказом. Названия экспонатов должны
соответствовать надписям на этикетках. В графе "Содержание экскурсии" кроме
содержания рассказа, необходимо указать, как расставляется группа, логические переходы
между объектами показа и т.п. После написания текста, проводится его хронометраж. То
есть, написанный текст зачитывается непосредственно на экспозиции с показом вещей и
документов и если он не укладывается в заданное время, производятся сокращения. После
утверждения текста руководителем, одна из копий текста сдается на хранение в музей.
257. Отработка и сдача экскурсии.
После утверждения текста, начинается отработка экскурсии на экспозиции. При этом
можно пользоваться своим текстом, но заучивать его наизусть не обязательно. Экскурсия
отрабатывается по частям. Особое внимание следует обратить на показ и анализ
экспонатов: на какую деталь предмета, на какое место в документе следует обратить
внимание экскурсантов, связан ли показ с рассказом, нельзя ли предложить слушателям
сравнить несколько экспонатов или фактов и самим сделать заключение, как лучше по
нескольким вещам, документам, фотографиям воссоздать целую картину событий. При
отработке необходимо четко определить места остановок группы, место экскурсовода
возле каждой витрины и стенда. Выбирать место следует так, чтобы отсюда можно было
показать все необходимые экспонаты. В зависимости от определения места экскурсовода
около витрины или стенда, указка находится в правой или левой руке, так, чтобы
экскурсовод всегда находился лицом к слушателям. Перед сдачей экскурсии
руководителю ее можно провести для своих товарищей. Сдача экскурсии носит деловой
характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления
недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее
текстом, схемой маршрута, списком использованной литературы и т. д.
8. Дальнейшая работа над экскурсией.
Самое страшное для экскурсовода остановиться на одном месте, выучить наизусть
свою тему и механически повторять ее снова и снова. Для того чтобы этого избежать,
необходимо продолжать изучать выбранную тему: следить за новыми книгами и
поступлениями в музей, собирать дополнительный материал и сведения об экспонатах,
читать газеты и журналы, расширять свой кругозор. При проведении экскурсий следует
обращать внимание на то, какие разделы и материалы пользуются у слушателей большим
интересом, а какие проходят мимо их внимания и делать из этого соответствующие
выводы. Также необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство: посещать музеи,
слушать других экскурсоводов, запоминать интересные факты, отмечать удачные приемы
показа и анализа экспонатов, работы с группой.
Техника ведения экскурсии.
Эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объекта, разработкой
маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой ведения
экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка на экскурсии, создание
благоприятных условий для восприятия материала. Техника ведения экскурсии является
составной частью профессионального мастерства экскурсовода, практическим
проявлением его качеств как руководителя экскурсионной группы.
Знакомство экскурсовода с группой.
Экскурсовод должен прежде всего познакомиться с группой. С этой целью он
приветствует присутствующих, представляется группе, называя свою фамилию, имя, т.е.
начинает экскурсию вступлением. Затем он называет тему экскурсии, перечисляет
несколько наиболее выдающихся памятников и знаменательных мест, чтобы заинтересовать
маршрутом экскурсантов, кратко характеризует маршрут, его продолжительность.
Завершая вступление, экскурсовод излагает правила поведения участников экскурсии.
Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся в
26экскурсионной практике правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить.
Возникает пауза, которая длится десятьдвадцать секунд. Происходит первое знакомство,
от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты
постепенно замолкают. Экскурсанты мысленно оценивают предстоящую экскурсию,
экскурсовод же готовится заинтересовать собравшихся людей, планируя привлечь их
внимание к теме.
При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна
происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии.
Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать
тему экскурсии. Это существенно в том отношении, что за данный промежуток времени
произойдет определенная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и
вжиться в сюжет экскурсии. У каждой темы свое вступление. Если состав группы
различен, то у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое
внимание обращает на подготовку вступления, которое дает конкретную установку
экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.
Расстановка группы у объекта.
При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения
группы для наблюдения экскурсионного объекта. В отдельных случаях методика требует,
чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек. Все зависит от содержания
экскурсии. Наиболее удобное расположение группы у объекта – полукольцом.
Экскурсовод становится у одного из краев полукольца вполоборота к экскурсантам.
Чтобы экскурсанты расположились подобным образом, экскурсовод деликатно
рекомендует им это сделать, показывая жестом, где и как стать. В практике проведения
экскурсий экскурсовод нередко становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ
лучше слышан всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при подобной
расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и указывающие
жесты экскурсовода не всегда могут быть целенаправленны и точны.
Ответы на вопросы экскурсантов.
В ходе проведения экскурсии у ее участников могут возникать вопросы. Если на них
немедленно давать ответы, то это будет отвлекать аудиторию от восприятия основного
содержания экскурсии, нарушая ее стройность. Экскурсоводу целесообразно во
вступительном слове предупредить экскурсантов, что на все возникшие вопросы он
ответит в конце экскурсии, и следовать этой позиции. Во избежание значительного
количества вопросов он должен помнить, что экскурсия обязана отличаться хорошим
адресным показом, глубиной изложения материала, четкостью формулировок,
достоверностью фактов, логичностью выводов по подтемам, отсутствием неясностей. В
экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они
подразделяются на четыре группы:
вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты;
вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод;
риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов;
вопросы, задаваемые участниками экскурсии по теме.
Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсии, и лишь
27четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание
их различно – иногда они связаны с объектами, иногда – с жизнью известных деятелей, а
нередко – с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило
работы с такими вопросами – не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на
них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Содержание
ответов также не должно носить дискуссионный характер, т.е. вызывать у экскурсантов
желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе.
Паузы в экскурсии.
Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа,
рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об
объекте и событиях, с ним связанных должны быть небольшие перерывы. Паузы в
экскурсии являются ее составной частью и должны заранее планироваться.
Паузы преследуют следующие задачи:
смысловая, когда время перерывов используются людьми для обдумывания того, что
они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического
материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно,
чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для
самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и
рассказано на следующей остановке. Экскурсовод в этом случае должен деликатно
направить действия экскурсантов во время паузы, скорректировать их познавательную
деятельность;
кратковременный отдых экскурсантов. Она не несет какойлибо смысловой
нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме
культурнопросветительской работы, как экскурсия.
Использование индивидуального текста в ходе экскурсии.
Экскурсовод во время проведения экскурсии может пользоваться своим
индивидуальным текстом. Поэтому рекомендуется перенести основное содержание
рассказа на специальные карточки. Карточка может содержать краткие данные об объекте,
основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты, цифровой материал.
Использование карточек имеет одну особенность – экскурсовод не читает во время
проведения экскурсии весь текст, нанесенный на них, а только уточняет содержание
рассказа. Карточки должны быть удобными для пользования в ходе экскурсии.
Рекомендуется небольшой их размер (например, четверть или половина листа плотной
бумаги формата А4). Карточки необходимо пронумеровать с учетом раскрываемых
подтем. Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но
с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся
под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу
уверенность в своих знаниях.
Техника использования «портфеля экскурсовода».
«Портфель экскурсовода» – условное название комплекта наглядных пособий,
используемых в ходе проведения мероприятия, назначение которых – максимально
дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. Содержание «портфеля
экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет
28отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Иными словами, показ
экспонатов происходит тогда, когда того требует излагаемый материал. Это может быть
как во время рассказа об объекте в качестве дополнительного иллюстративного материала
(портрет автора памятника, фотография и др.). Каждый экспонат – фотография, рисунок,
репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый
номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната
экскурсантам. Экспонаты демонстрируются на уровне головы, чтобы они хорошо были
видны всем экскурсантам. Не следует после демонстрации передавать экспонаты
экскурсантам для более детального ознакомления с ними, так как это будет отвлекать их
от продолжающегося рассказа. Лишь во время паузы в экскурсии можно предоставить
возможность ее участникам ознакомиться с уже продемонстрированными наглядными
пособиями. Однако не следует этим увлекаться, превращая все экспонаты «портфеля
экскурсовода» в некий раздаточный материал. Как правило, в качестве раздаточного
материала используются лишь отдельные экспонаты. Иногда в соответствии с
методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и
видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых
записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен
уметь пользоваться
Выводы.
Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить.
Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не
дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее
проведения, если не будут созданы условия для наблюдения объектов.
Культура речи экскурсовода.
Важнейшее профессиональное требование к любому экскурсоводу – это высокая
культура речи. Без владения словом нельзя рассчитывать на успешное проведение
экскурсии. Экскурсовод должен помнить, что его речь перед экскурсантами – это речь
устная, отличающаяся от письменной в первую очередь структурой и объемом
предложений. Устная речь – это не просто озвученная письменная речь. Если экскурсовод
пойдет по этому пути, успеха ему не достигнуть. Экспериментально доказано, что при
восприятии озвученной письменной речи слушатели способны воспроизвести не более 50 %
сообщения, тогда как выступление, построенное по нормам устной речи, обычно
воспринимается на 90 %. Строй предложений в устной речи отличается относительной
свободой. Если для письменной речи характерно систематическое, связное, логически
безупречное изложение, то устная речь в значительной степени «ситуативна»: в ней многое
дополняется обстановкой, реакцией слушателей. Иногда нарушается порядок слов, что
естественно в устной речи, и как раз благодаря этому достигаются живость и
естественность высказывания. Собранные литературные, научные, газетные, архивные,
статистические материалы для подготовки индивидуального текста должны быть
обязательно переработаны согласно правилам устной речи, да еще с учетом
индивидуальных особенностей экскурсовода. Индивидуальный стиль языка экскурсовода
характеризует уровень его профессионального мастерства, речевую культуру.
Особенности стиля языка экскурсовода зависят от его назначения:
29 воссоздать внешнюю картину того или иного исторического события;
дать исчерпывающую характеристику наблюдаемому объекту, описываемому
событию, природному явлению;
заставить экскурсантов ощутить историческую обстановку далекого времени.
Правильность, чистота и выразительность речи экскурсовода зависят от владения им
нормами современного литературного языка. Языковая норма – это существующие в
данный период развития литературного языка правила употребления слов, грамматических
форм и произношения. Основной признак языковой нормы – ее устойчивость и
обязательность. Но нормы литературного языка не являются чемто застывшим, не
существуют вечно. Они, как и язык в целом, непрерывно, хотя и очень медленно,
изменяются под воздействием внутренних законов развития языка и внеязыковых
факторов.
В литературном языке существуют нормы:
лексические;
грамматические;
произносительные (орфоэпические).
Лексические нормы.
Соблюдение лексических норм предполагает правильное и точное словоупотребление.
Слово лишь тогда воздействует на аудиторию, когда оно употреблено в полном
соответствии с его значением и возможностями сочетания с другими словами.
Как известно, для обозначения одного и того же понятия может быть несколько слов.
Вместе с тем, одно и тоже слово может иметь различные значения. Одни слова широко
применимы в рамках литературного языка, другие за его пределами и ограничены
определенными рамками словоупотребления.
Экскурсовод в процессе подготовки к экскурсии, подбирая слова, которые наиболее
точно выразят мысль, должен хорошо знать их основное значение, учитывать
дополнительные смысловые оттенки, ясно представлять, где и когда можно употребить то
или иное слово.
Традиции и обычаи русского народа.
Праздники:
1.Бытовые (сватовство, сговор, свадьба, прием гостей, посиделки, Масленица)
2.Религиозные, православные, (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Крещение
Пасха, Троица, Ильин день).
3. Приметы, гадания, суеверия,
4.Народный календарь. Народная кухня.
30Литература для педагога
1. Атрибуция музейного памятника. Справочник / Мво культуры РФ, Российский «графический
музей: (Под ред.И.В. Дубова) Спю,: Лань, 1999, 346, (2) с.
2. Городская обзорная экскурсия (Методические рекомендации). Составитель Гарзавина. М.,
ЦРИБ «Турист», 1975.
3. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: (Учебное пособие для факультетов общественных
профессий педагогических институтов) / Р. А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П. С. Пасечный: Под
редакцией Б.В. Емельянова, М.: Просвещение, 1985. 225 с.
4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник 4е издание. М.: Советский спорт, 2003 215
с.
5. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий, Учебное пособие. М.,
ЦРИБ «Турист»,1980
6. Использование памятников истории и культуры в экскурсиях (Методические
рекомендации). Составитель Ю.Н. Александров, М., ЦРИБ «Турист», 1976.
7. Загородные экскурсии. (Методические рекомендации) Составители Р. А. Лобовская, Л.Л.
Форафонтова, М., ЦРИБ «Турист», 1979
8. Методика подготовки и проведения экскурсий на архитектурноградостроительные темы.
Составитель Ю.Н. Александров. М., ЦРИБ «Турист», 1971.
9. Методические рекомендации по проведению экскурсий со школьниками. Составитель Т.П.
Дементьева. М., ЦРИБ «Турист», 1973.
10. Методические рекомендации по проведению природоведческих экскурсий. Составитель
А.Ф. Стрельцов, А.А. Штылько. М., М., М., ЦРИБ «Турист», 1973.
11. Методические рекомендации по применению технических средств пропаганды в
экскурсионной работе. М., ЦРИБ «Турист», 1977
12. Методические рекомендации по использованию путевой информации в экскурсиях и
путешествиях. Составитель В. И. Заломихин. М., ЦРИБ «Турист», 1978
13. Музейная экспозиция в городской экскурсии. (Методические рекомендации).
Составитель А.В,Гарзавина, М., ЦРИБ «Турист», 1978
14. Музейные экскурсии: Методические рекомендации. М.: Турист, 1991 80 с.
15. Наглядность в экскурсии (Методические рекомендации). Составитель О.В. Бабанина, М.,
ЦРИБ «Турист», 1976.
16. Организация и методика экскурсионной работы, Ч.1 и 11. М., Профиздат, 1971.
17. Организация работы экскурсовода (Методические рекомендации). Составитель Б.В.
Емельянов. М., ЦРИБ «Турист», 1977.
3118. Организация экскурсий для сельского населения. (Методические рекомендации). М.,
ЦРИБ «Турист», 1980.
19. Основы экскурсионного дела в музеях: (Сб. ст.) НИИ Культуры. М.: (Б.и.), 1976, 165 с.
20. Особенности подготовки и проведения обзорных (многоплановых) экскурсий.
(Методические рекомендации). Составитель Э.Г. Дмитриев. М., ЦРИБ «Турист», 1975.
21. Подготовка и проведение экскурсий (Методические рекомендации). Составитель Ю.Н.
Александров, М., ЦРИБ «Турист», 1974.
22. Требования к методической разработке экскурсий. (Методические рекомендации).
Составитель Н. Д. Бурмистрова. М., ЦРИБ «Турист», 1979.
23. Экскурсия как педагогический процесс: Методические рекомендации М.: Турист, 1983
– 40 с.
24. Экскурсии. Организация и методика проведения, Сборник статей. М., Профиздат, 1970,
120 с.
25. Экскурсии по архитектуре (Методические рекомендации). Составитель Ю.Н.
Александров. М., ЦРИБ «Турист», 1975.
Список литературы для детей
1. Книги о Ярославле:
"Ярославия", изд. Москва, 1990 г.
"Граждане Ярославля", изд. Ярославль, 1998 г.
"Ярославль в старых открытках", фотоальбом.
"История Ярославского края" (под ред. Селиванова), изд. Ярославль, 2000г.
"Ярославль, архитектура и градостроительство", изд.Ярославль, 1996 г.
"Ярославский художественный музей", изд. Ярославль, 1998 г.
"Промыслы Ярославской губернии", изд. Ярославль, 2003 г.
"Ярославская область, культурное и природное наследие", изд. Москва, 2001г.
"Ярославская область", топографическая карта, изд. Москва, 2001 г.
2. "Русский народ. Обычаи, предания, обряды", сост. М.Забылин, изд. Москва, 2003 г.
3. "Народный месяцеслов", изд. Москва, 1991 г.
4. "Народное искусство Российской федерации", изд. Ленинград, 1981 г.
5. "Древнерусское и народноприкладное искусство", изд. Ярославль, 1987г.
6. "Школьный музей", изд. Москва, 2003 г. (автор Туманов).
328."Русские народные песни", сборник, изд. Москва, 1965 г.
9."Рассказы и чтения по русской истории", автор Л.А.Обухова, изд. Москва "Просвещение", 1995 г.
10. Серия книг «Библиотека ярославской семьи» 23тома
33