Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.
Оценка 4.6

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—3 кл
10.02.2017
Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.Данная программа разработана на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 2013гДанная программа предназначена для внеурочной деятельности на два года обучения.
Доктора Природы.doc
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОКТОРА ПРИРОДЫ» Направленность: эколого­биологическая Возраст обучающихся:  6,5 ­ 10 лет Срок реализации программы: три года обучения Программу разработал педагог дополнительного образования детей Кузина Светлана Васильевна 1. Пояснительная записка…………………………………………...стр. 3­4  СОДЕРЖАНИЕ 2. Учебный план двух лет обучения……………………………….. стр. 5 3. Учебно­ тематический план первого года обучения………....…стр. 6 4. Содержание дополнительной образовательной  программы  первого года обучения………………………..………. стр. 6­8 5. Учебно­тематический план второго года обучения……………. стр. 9 6. Содержание дополнительной образовательной программы второго года обучения…………………………………  стр.10­12 7. Методическое обеспечение  дополнительной образовательной программы…………………….. стр.13 8. Список используемой литературы………………………………..стр.14 2 «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия,  а не просто отсутствие болезней  или физических дефектов». (Всемирная организация здравоохранения) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.      Наметившаяся   во  всём   мире  тенденция   новых  подходов   в    вопросах формирования здоровья    способствует   созданию    новых   образовательно­оздоровительных   программ по   валеологии     / «валео»   ­   быть   здоровым», «логос» ­ наука), начиная   с младшего школьного     возраста,     поскольку     именно       в     этот   период     у     ребёнка   закладываются основные  навыки  по формированию здорового образа жизни.        Программа ориентирована на формирование у   ребёнка   позиции   признания ценности здоровья,     чувства   ответственности   за   сохранение   и     укрепление своего   здоровья, расширение  знаний   и  навыков по гигиенической культуре.     Установка  на здоровый  образ  жизни  не  является у человека сама собой,  а формируется в   результате    определённого   педагогического   воздействия, сущность которого состоит  в обучении  здоровью  с  самого  раннего  возраста.     ЦЕЛЬ данной дополнительной программы: Сформировать   динамику   на   здоровый   образ   жизни,     понимание     изначальности   и необходимости здоровья, применяя знания и умения   в   согласии   с   законами природы, законами бытия.     ЗАДАЧИ: 1. Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии гигиене. 2. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни. 3 3. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам. 4. Способствовать   развитию   межличностных   отношений,   контактности, доброжелательности. 5. Воспитывать навыки гигиенической культуры.      Данная программа рассчитана на 2 года обучения.      Занятия  в  объединении  первого  года  обучения  проходят  1  раз  в  неделю по 2 часа. В объединение первого года обучения принимаются без специального отбора.     Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия второго года обучения – 1 раз в неделю по 2 часа. В объединение  второго года обучения  ­  дети, прошедшие  обучение первого года, или вновь прибывшие, после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего   развития   и   интереса.   Недостающие   навыки   и   умения   индивидуальных   занятиях.   восполняются     на      При реализации дополнительной образовательной программы используются групповые и индивидуальные   формы   работы,   основным   элементом   которых   является   игра,   а   также изобразительная, театрализованная, спортивная и др. виды деятельности.      Работа с детьми строится в направлении личностно­ориентированного взаимодействия с ребёнком,   внимание   уделяется     на   самостоятельное   экспериментирование   и   поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.       Занятия  содержат  познавательный  материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями:  оздоровительные   минутки,     упражнения   для   глаз,   для   осанки,   дыхательные   и др., необходимые для развития навыков ребёнка.     Образовательный  процесс  включает  в себя  различные методы обучения: ­  репродуктивный (воспроизводящий); ­  иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией      наглядного материала); ­  проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её    решения); ­  эвристический (проблема формируется детьми, им предлагается способы её  4 решения). УЧЕБНЫЙ ПЛАН   ДВУХ  ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ № Разделы Количество часов по годам    1                                                 2                                                                           3                           Первый год обучения Вводное занятие «Я и моё здоровье» Как я устроен Уроки Мойдодыра Выставки, экскурсии, спортивные развлечения Итоговое занятие Второй год обучения Вводное занятие. Уроки Знайки Почему мы болеем Как помочь сохранить себе здоровье и оказание  первой помощи Сегодняшние заботы медицины Выставки, экскурсии, спортивные развлечения,  праздничные мероприятия Итоговое занятие  1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6.                                          Итого: 72 1 год 2 год 2 21 36 11 2 2 12 42 4 10 2 72 5 УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН   ПЕРВОГО  ГОДА  ОБУЧЕНИЯ Тема Кол­во часов             в том   теоретич. числе     практич. 2 21 36 11 2 72 1 11 18 ­ 1 31 1 10 18 11 1 41 № 1. 2. 3. 4. Вводное занятие «Я и моё здоровье»  Как я устроен Уроки  Мойдодыра Выставки, экскурсии, спортивные  развлечения 5. Итоговое занятие                                               Итого:  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ 1. Вводное занятие  «Я и моё здоровье»  – 2 часа. ­   организационные вопросы комплектования группы, план работы.   Техника безопасности, правила поведения на занятии. Игры. 2. Как я устроен – 21 час. ­  знакомство с законами природы, по которым ребёнок появился в мир; 6 ­  клеточное строение живых организмов /дать представление/; ­  основные знания о строении организма человека. 3.Уроки Мойдодыра ­  36 часов ­  правила охраны и укрепления здоровья:     гигиена тела и жилища     правильное питание, наша пища     режим труда и отдыха     осанка тела, занятия физической культурой и спортом     комплекс специальных упражнений для осанки, дыхания, глаз     полезные и вредные привычки     табак, алкоголь, наркотик – враги здоровья     правила безопасного поведения на водоёмах 4. Выставки, экскурсии, спортивные развлечения, праздники – 11 часов. 5. Итоговое занятие «Друзья Мойдодыра» ­ 2 часа. Календарно – тематическое планирование занятий первого года обучения №                Тема  1 1. 2.  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   которые                      2 Вводное занятие «Я  и моё здоровье Организационные вопросы.  Игры «Назови меня», «Люблю, не люблю»  Как я устроен. Путешествие в тайну моего рождения. Дневник здоровья «Я родился» Откуда берутся дети Удивительные   превращения, пережил каждый.  Дневник   здоровья:   «Воспоминания   моих родителей» Волшебная клеточка  /клеточное строение/.   «Из  чего мы сделаны» «Сколько в тебе воды». Дневник здоровья  «Я взрослею и расту» /изменения  веса/ «Рыцарь в латах» /скелет/. Скелет человека или почему мы не падаем. Как соединён скелет. Дневник здоровья  «Я взрослею и расту» /изменение роста/.   Карлики, великаны «Резиновые двигатели» /мышцы/.        Коли всего      3      2 чество  теоретич.     4     1 часов практич.     5     1 21 1 1 1 1 1 1 2 11 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0.5 1 10 0,5 ­ 0,5 0,5 0,5 0,5 1 7 Для чего они нужны? Как найти мимические, жевательные,  сердечную мышцы? Моя говорящая мышца. Мышца, работающая как насос /сердце/.  «Колыбельная из двух слов /пульс/ Почему кровь красная? Из чего сделана  «живая вода»? Полезные  упражнения для сердца. «Пещера – скороварка» /желудок/. Мой мокрый строгий охранник. Гимнастика для языка Почему еда попадает не в легкие, а в  желудок. Зубы. Кроссворд «Чьи зубы?» Дневник здоровья «Моё любимое» /блюдо/. Загадки о еде «Виноградное дерево с поющим корнем»  /легкие/.  Как дышат животные. Почему легкие так назвали.  Что полезно и  что вредно моим  легким  Курительная машина. О вреде курения.  Дневник здоровья: «Мой любимый запах» Уроки Мойдодыра Советы доктора Воды Друзья Вода и Мыло Глаза – главные помощники человека Чтобы уши слышали Почему болят зубы Чтобы зубы были здоровыми Рабочие инструменты человека Зачем человеку кожа Если кожа повреждена Питание – необходимое условие для жизни человека Здоровая пища для всей семьи Сон­лучшее лекарство Моё настроение Я – ученик Полезные и вредные привычки Враги здоровья человека Закаляйся, если хочешь быть здоров Правила поведения на водоёме. Правила безопасности на воде Выставки,   развлечения, праздники Экскурсия  в  стоматологический кабинет Экскурсия в столовую Экскурсия на водоём спортивные   экскурсии, 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 3.   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18.   4. 1. 2. 3. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1      36       1       1       2       2       2       1       1       2       2       2       2       2       2       2       2       4       2       4 11 2 1 2 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0.5 0,5 0,5 18 0,5 0.5 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 ­ ­ ­ ­ 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 18 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 11 2 1 2 8 4. 5. 6. 5. Спортивные развлечения Укрепление и охрана здоровья зимой. Игры на свежем воздухе со снегом Выставка рисунков Итоговое занятие «Друзья Мойдодыра» 2 2 2 2 ­ ­ ­ 1 2 2 2 1 Прогнозируемые результаты  первого года обучения К концу первого года обучения дети должны знать: ­ о строении организма человека; ­ о строении своего тела; ­ о том, что полезно и что вредно позвоночнику; ­ о полезных и вредных для растущего организма продуктах; ­ правила рационального питания; ­ правила гигиенического ухода за телом; ­ об опасности вредных привычек. К концу первого года обучения дети должны уметь: ­ правильно распределять время работы и отдыха /режим дня/; ­ определять местонахождение основных органов; ­ применять правила хорошего тона и питания; ­ анализировать свои поступки, обобщать, делать выводы; ­ определять положительные и отрицательные качества поведения товарищей           и самого себя в школе. К концу первого года обучения дети должны иметь представление:       ­ по каким законам ребёнок появляется в этот мир;       ­ о событиях, предшествующих его появление;       ­ о клеточном строении всех живых организмов;       ­ о врагах здоровья ­ табаке, алкоголе, наркотиках;       ­ о правилах безопасного поведения на водоёмах, охране здоровья в зимнее время. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ          Методика  работы   по  данной   дополнительной   образовательной   программе  строится   в направлении личностно­ ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.     Проведение занятий по валеологии исключает академический стиль назидания и указания. Это, скорей всего, совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в   тайны   своей   сущности,   связанные   со   многими   открытиями.     Важно,   чтобы   в образовательной   деятельности   у   каждого   ребёнка   формировалось   настроение   особой радости, нежности к самому себе, а через себя – к другим и всё это происходит посредством игры, экскурсий, спортивных развлечений и праздников.        Все виды  занятий в процессе  обучения взаимосвязаны и проводятся в течении всего учебного года.  №                  Тема 1. 2. Вводное занятие «Уроки Знайки»  Введение в курс Кол­во  часов 2 10          в том   теоретич. числе практич. 1 5 1 5 9 3. 4. 5. 6 7. 8. 9. Почему мы болеем Как помочь сохранить себе здоровье и  оказание первой помощи Сегодняшние проблемы медицины Мое здоровье в моих руках. Здоровое питание. Выставки, экскурсии, спортивные  развлечения, проектные работы праздничные мероприятия Итоговое занятие «К нам приехал  Мойдодыр»                                               Итого: 12 44 8 24 20 22 2 144 5 21,5 3 9 7,5 ­ 1 54,5 7 22,5 5 15 12.5 22 1 43 СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Вводное занятие «Уроки Знайки» ­ 2 часа.  ­  организационные вопросы комплектования группы, план работы. Техника       безопасности, правила поведения на занятии.  ­   дневник здоровья. Тест «Будьте здоровы» 2.  Введение в курс – 10 часов ­ начальные сведения о человеке;  ­здоровье человека;   ­человек в мире людей; 10 ­моя семья ; ­ я и мое здоровье. 3. Почему мы болеем – 12 часов. ­   наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение; ­   поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения.      Знание специализации врачей; ­   особенности охраны здоровья в разные времена года; ­   мир чувств человека как проявление его отношения к окружающему миру. 4. Как помочь сохранить себе здоровье и оказание первой помощи      –  44 часа. ­   инфекционные болезни и способы их предупреждения; ­  значение иммунитета и прививок; ­  какие лекарства и лекарственные травы мы выбираем; ­  как вести себя в экстримальных ситуациях /пожар, провалился под лёд,      сломал ногу и др./;      ­  какие службы защиты населения существуют и как с ними связываться       /телефон милиции, скорой помощи, пожарной команды/; ­  каковы действия при некоторых несчастных случаях /ожог, укус насекомого,     ушиб, порез и др./. 5. Сегодняшние проблемы медицины ­  8часа. ­   здоровье – главное богатство человека; ­   достаточная двигательная активность; ­   мышечные усилия; ­   дружба с водой, воздухом, солнцем. 6. Мое здоровье в моих руках.  ­24 часов. ­физическое и психическое здоровье;  ­движение – это жизнь; ­лечебная физкультура; ­ спорт – залог здоровья; закаливание;  ­ мое настроение..  7.Здоровое питание­20часов ­основы правильного питания; ­гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи; ­ кулинарные традиции современности и прошлого;  ­знания об основных витаминах в продуктах питании; ­ о необходимости разнообразно питаться;  ­о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах; ­ о пользе прогулок после еды, о режиме питания;  ­о режиме употребления жидкости; ­о целебных источниках и минеральной воде; 8. Выставки,  экскурсии,  спортивные  развлечения, проектные работы,  праздничные       мероприятия – 24 часа. 11 8. Итоговое занятие «К нам приехал Мойдодыр» ­ 2 часа.    Календарно – тематическое планирование занятий второго года обучения №                Тема  1 1. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 2.  1. 2. 3 4. 5. 6. 3.  1. 2. 3. 4.                      2 Вводное занятие «Уроки Знайки» Организационные вопросы.  Дневник здоровья. Тест «Будьте здоровы» Введение в курс. Начальные сведения о человеке. Таблица.  Строение  человека. Правильная  осанка. Здоровье человека.  Моя семья. Семейные фотоальбомы. Я и мое здоровье. Режим дня школьника Почему мы болеем Причина болезни. Признаки болезни.  Дневник здоровья Как здоровье? Какие врачи нас лечат. Здоровый образ жизни. Дневник здоровья.  Чувства, поступки, стресс. Как   помочь   сохранить   себе   здоровье   и оказание первой помощи Как организм помогает себе сам. Дневник здоровья Инфекционные болезни. Дневник здоровья Прививки от болезней.  Экскурсия в медицинскую комнату, встреча  с мед. работником школы Какие лекарства мы выбираем. Дневник здоровья       Коли всего 3 2 10 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 44 2 2 2 2 чество  теоретич. часов практич. 4 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 0,5 5 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1,5 0,5         1 21,5 1,5         1 22,5 1 1 1,5 1 1 1 0,5 1 12 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 4. 1. 2. 3. 4. Домашняя аптечка. Дневник здоровья Отравление лекарствами.  Дневник здоровья Пищевые отравления. Дневник здоровья Безопасность при любой погоде: солнечно  или жарко, дождь или гроза Правила безопасного поведения в доме, на  улице, в транспорте. Прогулка по улице Правила общения с огнём: «Чтобы огонь не причинил вреда» Как уберечься от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток. Травма. Первая помощь при травмах. Дневник здоровья Первая помощь при перегревании и  тепловом ударе, при ожогах и обморожении Первая помощь при попадании инородных  тел в глаза, ухо, нос. Дневник здоровья Предосторожности при обращении с  животными. Первая помощь при укусах  насекомых, змей, собак и кошек. Отравление угарным газом. Признаки  отравления угарным газом.  Помоги себе сам (составление правил).  Сегодняшние заботы медицины Расти здоровым. Дневник  здоровья Воспитай   себя. сам»Дневник здоровья Неизлечимые болезни века.    Игра «Валеологический светофор» Анкетирование « Кто мы есть?»    Тест   «Оцени   себя 2 2 2 4 4 2 2 8 4 2 2 2 8 2 2 2 2 1,5 0,5 1 1 2 1 1 1 3 2 1 1,5 1 3 1 0,5 1 0,5 1 1 2 3 1 1 5 2 1 0,5 1 5 1 1,5 1 1,5 13 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 6. 1. 2. 3. 4 5 6. 7. 8. 9. 10. 7. 1. 2. 3. 4. 5. Мое здоровье в моих руках. 24 Солнце, воздух и вода–факторы здоровья Физическое и психическое здоровье.  Двигательная активность. Физические  упражнения и долголетие. Движение – это жизнь. Утренняя зарядка Здоровье в порядке­ спасибо зарядке.  Лечебная физкультура Водные процедуры Закаливание. Правила  закаливания. .  Факторы, влияющие на работоспособность,  утомление.  Движение и профилактика нарушений  опорно­двигательного аппарата. Экскурсия в тренажерный зал. Плоскостопие и его профилактика  Упражнения, предупреждающие  плоскостопие. Спорт – залог здоровья. Мое настроение. Передай улыбку по кругу.   Выставка рисунков «Моё настроение»  Здоровое питание. Культура питания. Этикет. Питание   —   необходимое   условие   жизни человека. Гигиена питания. Питательные   вещества:   белки, углеводы и их роль в жизни человека Содержание питательных веществ в разных продуктах питания. Светофор здорового питания  Меню из трех блюд на всю жизнь.. Что   такое   здоровая   пища   и   как   её приготовить.  Меню   второклассника.  Игра «Смак» Витаминная   тарелка   на   каждый   день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Как питались в стародавние времена  и  питание нашего времени. Приглашаем к чаю. Праздник чая. Выставки, развлечения, праздничные мероприятия Экскурсии:   в аптеку   в поликлинику Выставки поделок и рисунков   Развлекательная программа  Спортивные развлечения Проектные работы спортивные   жиры,   экскурсии,   2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 22 4 6 4 6 2 9 1 0,5 1 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 7,5 1 1 1 0,5 1 0.5 0,5 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 15 1 1,5 1 1,5 1 1 1,5 1,5 1.5 1 1 1.5 12,5 1 1 1 1.5 1 1,5 1,5 1 1 22 4 6 4 6 2 14 6. Итоговое  занятие «К нам приехал  Мойдодыр! 2 1 1 Прогнозируемые результаты второго года обучения К концу второго года обучения дети должны знать:       ­  основы личной гигиены;       ­  правила первой помощи при травмах, ожогах, отравлении;       ­  значение лекарственных трав;       ­  правила закаливания;       ­  правила безопасности поведения на улице, на воде, в транспорте и т.д. К концу второго года обучения дети должны уметь:       ­  оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, подсчёт ударов пульса;       ­  соблюдать и выполнять правила личной гигиены, охраны осанки, зрения,  слуха;       ­  чистить зубы, выполнять простейший массаж дёсен;       ­  выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры /обтирание, душ, и т.д.);       ­  выполнять упражнения, позволяющие укрепить осанку, сердце, лёгкие;       ­  находить биологически активные точки от зубной боли, простуды, антистрессовую                   точку.  К концу второго года обучения дети должны иметь представление:       ­ об особенностях охраны здоровья в разные времена года;       ­ о значении иммунитета и прививок;       ­ о развитии  жизненного процесса собственного организма, которому  благоприятствует            разумное поведение;      ­ о здоровом образе жизни.     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРГРАММЫ Для реализации программы обучения необходимо: Условия реализации программы.      демонстрационные таблицы; специализированная литература по данному направлению; занимательный материал; творческие работы обучающихся; практический материал к программе. Техническое оснащение:     кабинет для занятий;    шкаф для хранения материалов; столы для обучающихся, для педагога; стулья; 15  игровая площадка. Формы процесса: учебные занятия; экскурсии; практические занятия; праздники; выставки рисунков; просмотр и обсуждение видеофильмов; подвижные игры, игры­эстафеты, соревнования. Фомы контроля: текущий опрос: контрольно­проверочные задания; исследовательские работы; тесты. оценка качества и результативность усвоения программы: Формы диагностики, контрольно­проверочные задания; творческие задания; практические задания; исследовательские работы. Формы подведения итогов реализации  программы: выставки; викторины; праздник здоровья.                    16 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Виноградов Н.Ф., Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2002. 2. Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги уроки здоровья.  ­ М.: ВАКО,2004. 3. Зайцев Г.К., Уроки Айболита. – Санкт­Петербург: ТЦ «Сфера», 2002.  4. Корастелёв Н., От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987. 5. Ковалько В.И., Здоровье­оберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2004. 6. Ковалько В.И., Практические материалы по физкультуре. – М.: ВАКО,  2004. 7. Латохина Л.И., Творим здоровье души и тела. – Санкт­Петербург: ТЦ «Сфера», 2000. 8. Николаева А.П.,Колесов Д.В., Уроки профилактики наркомании в школе. ­ М.: Просвещение, 2001.      9.   Обухова Л., Лемяскина Н., Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2004.     10.  Обухова Л, Лемяскина Н., 135 уроков здоровья, ­ М.: ВАКО, 2004.     11.  Попов С.В., Валеология в школе и дома. – Санкт­Петербург:  ТЦ «Сфера», 2001. 12. Тонкова­Ямпольская Р.В., Ради здоровья детей. – М.: Просвещение, 1995. 13. Хрупкова А.Г., Колесов Д.В., Гигиена и здоровье. – М.: Просвещение, 1990. 14. Шорыгина Т.А., Беседы о здоровье. – М.: Просвещение, 2005.     17

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа "Доктора природы" на два года обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017