Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса
Оценка 4.7

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
химия
9 кл
06.03.2018
Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса
Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Методологической основой построения программы дополнительного образования детей по химии является идея интеграция занятий кружка и уроков по химии, а также внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Хи¬мия». Изучение основ химии позволяет формировать представление о ней как о це¬лостной науке, показать единство ее понятий, за¬конов и теорий, универсальность и примени¬мость их как для неорганической, так и для орга¬нической химии. Другая идея — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяю¬щая на химической базе объединить знания фи¬зики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформиро¬вать целостную естественнонаучную картину ми¬ра. Третья идея курса — это интеграция хими¬ческих знаний с гуманитарными дисципли¬нами: историей, литературой, мировой художе¬ственной культурой, что по¬зволяет показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждени1.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и рекомендована  методическим советом  Протокол   № ____ от _____2015 г. УТВЕРЖАЮ Директор школы                  И.Ю.Хурцилава Приказ № ______ от ________ 2015г.         Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса на 2015 ­ 2016 учебный год Составитель: Мазилина М.Н. учитель химии 2015 г. Пояснительная записка Внеклассная   работа   по   химии   ­   это   продолжение   учебно­ воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии. Обучение и воспитание составляют единый   педагогический   процесс,   обеспечивающий   формирование   и всестороннее развитие личности учащегося.    Методологической основой построения программы дополнительного образования   детей   по   химии   является   идея  интеграция   занятий   кружка   и уроков по химии, а также внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Изучение основ химии позволяет формировать представление о ней как   о   целостной   науке,   показать   единство   ее   понятий,   законов   и   теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для орга­ нической   химии.  Другая   идея  —   это  межпредметная   естественнонаучная интеграция,  позволяющая  на   химической   базе   объединить   знания   физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать   целостную   естественнонаучную   картину   мира.   Третья   идея курса — это  интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей,   литературой,   мировой   художественной   культурой,   что   позволяет показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности.  Одним из важных общепсихологических условий, необходимых для успешной   деятельности   в   области   химии,   считаю   наличие   интереса, склонностей   и   способностей   к   данной   науке.   В   комплекс   химических способностей   входят   очень   многие   компоненты   ­   логическое   мышление, способность   к   абстрагированию   и   обобщению,   ассоциативное   мышление, способность   к   запоминанию   фактического   материала,   терминов   и   др. Химическая   же   направленность   определяется   особой   любознательностью, проявляемой   в   познании   веществ,   процессов   их   превращения.   Химиков отличает   стремление   работать   с   веществами,   осуществлять   превращения веществ, получать новые вещества и т.д. Внеклассная  работа   по  химии  ведется  в следующих  направлениях: практическом   (химический   эксперимент,   занимательные   опыты,   творческая работа,   исследовательская   деятельность,   синтез   веществ   и   др.)   и теоретическом (изучение теоретических вопросов и истории химии, решение усложненных   расчетных   задач   с   межпредметным   содержанием,   работу   с литературными источниками, подготовку и написание рефератов, сочинений и т.д.). Содержание программы дополнительного образования детей подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, систематичность, добровольность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др.  В   зависимости   от   содержания   занятия   выбираю   форму   и   вид внеклассной работы:  массовую  – олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник)   по   химии,   викторина,   час   химии,   конференция,   экскурсия, химические   общества,  групповую  –   выпуск   стенной   газеты,   изготовление стенда,  индивидуальную  –   работа   с   литературой,   составление   докладов, рефератов,   небольшое   исследование,   изготовление   оборудования   для химического кабинета и др. Внеклассная   работа   по   химии   –   это   особая   организуемая   форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает   кругозор   и   воображение   учащихся,   стимулирует   их   к самообразованию,   пополнению   своих   знаний,   способствует   развитию изобретательности и творчества.  При   планировании   и   проведении   занятий   учитываю   следующие аспекты: психологические особенности учащихся, возможность рациональной организации учебно­воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др. Оживление индивидуальной творческой деятельности школьников в этом плане способствуют конкурсы лучших докладов, рефератов, стенгазет, фотовыставок   и   т.п.   заслуживает   внимания   система   развития   учащихся,   в частности, их химических способностей. Цели и задачи:  Основные цели программы дополнительного образования детей по химии:  помощь учащимся в определении устойчивых интересов к химии;   выявление склонностей, способностей и дарований;   расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за  рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся;   осуществление   трудового,  нравственного   и   эстетического   воспитания учащихся;   развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории;  формирование ученический актив;  повышение уровень творческой и экспериментальной подготовки;   научиться решать усложненные задачи;  овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;  развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей   в   процессе   изучения   достижений   химии,   вошедших   в общечеловеческую   культуру,   сложных   и   противоречивых   путей развития современных научных взглядов, идей, концепций, различных гипотез   в   ходе   работы   с   различными   источниками   информации,     ее вклада в развитие цивилизации;  использование полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Программа дополнительного образования детей по химии рассчитана на  учащихся 9­х классов, сроки ее реализации 3 года: 9 класс – «Химия – это  интересно», 10 класс – «Органическая химия», 11 класс – «Химия без  секретов». Формы и режим занятий:   исследовательский лабораторный практикум, самостоятельная работа;   проблемное обучение, создание проблемных ситуаций и разрешение  проблем ­  "вопрос ­ задача ­ проблема".   игровые методы обучения (познавательные и ролевые игры);  программированное обучение ­ программирование для контроля за  усвоением знаний и оценки результатов обучения.  алгоритмизированное обучение (понятие алгоритма ­ формулировки  законов, правил, принципов, определений и т.п.), алгоритм при  проведении лабораторных практикумов;  упражнения и задачи в химии;  компьютеризация обучения (использование методов программированного  и обучения, контролирующие компьютерные программы);  развития способностей к самообучению и самообразованию;  формы обучения: лекция, семинарское занятие, практическая и  лабораторная работа, самостоятельная работа.   лабораторный практикум, индивидуальное и групповое выполнение  лабораторных работ;   самостоятельная работа учащихся;  учебник и учебные пособия (задачник, программированное пособие),  компьютерные (дискетные и лазерно­дисковые) учебные пособия;   экскурсии;   подготовка учащихся к участию в химических олимпиадах. Ожидаемые результаты: ученик должен знать и понимать: ­вклад выдающихся ученых в развитие химической науки;  ­ физические и химические явления,  ­ примеры практического использования изучаемых химических явлений и законов. Уметь: объяснять:  ­роль химии в формировании научного мировоззрения;  ­вклад   химических   теорий   в   формирование   современной   естественнонаучной картины мира; ­решать химические задачи;   ­находить  информацию   о   химических   объектах   в   различных   источниках (учебных текстах, справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.  Владеть универсальными способами деятельности:  ­ умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность,  ­ использовать элементы причинно­следственного и структурно­функционального анализа,  ­ определять сущностные характеристики изучаемого объекта;  ­ оценивать и корректировать своё поведение в окружающем мире; ­ овладение   учащимися   способами   интеллектуальной   и   практической деятельности,  ­ овладение   знаниями   и   умениями,  востребованными   в   повседневной   жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей по химии Обязательно провожу периодически занятия контролирующего характера:  обобщающие семинары, творческие отчеты, конференции. В занятиях такого  плана принимают участие и оценивают работу друг друга все ученики. В  промежутках между такими занятиями провожу консультации и направляю  работу ребят. Виды контроля: еженедельный, коллоквиум, зачет. Организацию контроля за усвоением знаний провожу на семинарском занятии и в  лабораторном практикуме, использую взаимный контроль и самоконтроль, а  также программированный контроль, тестовые контролирующие задания.   Рефераты и доклады как один из способов оценки химических знаний.  Химические олимпиады. Итоговый контроль  включает:  семинары;  отчеты;  конференции;  чтение химической научно­популярной литературы;   подготовка рефератов;  проведение химических опытов;   творческая работа по моделированию и конструированию;   выпуск стенных газет.  Учебно­тематический план Тема  занятия Планируемые результаты. № 1­4   техническими   с   различными   Решить   организационные   вопросы,   обсудить   и откорректировать план работы кружка. Ознакомиться   с   правилами   по   технике безопасности для лаборатории, ознакомиться  с местом   нахождения   противопожарных   средств защиты,   с   классификацией   и   требованиями, предъявляемыми   к   хранению   оборудования кабинета химии.    видами Ознакомиться   классификации   реактивов;   с   реактивами, используемыми   в   повседневной   лабораторной практике, показателями, характеризующими   качество   реактивов; фасовкой, упаковкой. Классификация   посуды,   правила   ее   мытья, размещения,   хранения   и   нагревания;   мерная посуда и ее назначение. Знакомство   с   биографией   ученых,   их   научной деятельностью (творческие работы учащихся).   Ознакомиться   с   различными   нагревательными приборами,   приемами   взвешивания   и фильтрования. Практические работы: а) получение веществ по заданию; б) выделение веществ из   смеси; в) определение качества полученных веществ с  помощью аналитических реакций. Вводное занятие. Техника   безопасности при работе в химической лаборатории. Оборудование   кабинета химии.    Реактивы, классификация, хранение, фасовка. их Химическая посуда 5­8  История химии. 9­15  Основы химического  анализа:  аналитическая  химия, техника  лабораторных работ  (нагревание,  взвешивание,  фильтрование),  оборудование, овладение техникой выполнения  различных химических  операций; получение  веществ; выделение их из смеси; определение  качества полученных  веществ с помощью  аналитических реакций. Химия в быту.     16­ 23 Занимательные опыты по теме   «Химия   в   нашем доме»:   дым   без   огня,   золотой нож,   стакана, примерзание кровь раны, несгораемый   платочек   и др. без      Электрохимия.     Растворы, приготовление. Концентрация растворов. их  Химия металлов.   Основные приемы  работы с твердыми,  жидкими и  газообразными  веществами.   Лабораторные   способы получения неорганических веществ.  Биохимия.    24­ 31 32­ 39 40­ 44 45­ 50 51­ 54 Профессиональная  ориентация.   Знакомство с некоторыми химическими  средствами, используемыми для  бытовых целей  ( моющие средства, средства для чистки  одежды, посуды, для удаления накипи и т.д. ) Провести следующие опыты:  ­дым без огня,  ­«Золотой» нож,  ­примерзание стакана,  ­цветные растворы,  ­кровь без раны,  ­моментальная цветная «фотография»,  ­превращение жидкости в студень,  ­химический вакуум в стакане,  ­несгораемый платочек,  ­сахар горит огнем. Изучение ТЭД, электролиза растворов и  расплавов, их  практическое значение. Ознакомиться с процессом растворения веществ, растворами,   ролью растворов   в   народном   хозяйстве,   природе, медицине.  Общие сведения, металлы 1­8 групп Научиться   основным   приемам   работы   с твердыми, газообразными веществами. Практические работы.   их   классификацией,   жидкими   и       Изучить   основные   способы   получения оснований, солей в лаборатории. Практические работы.   Ознакомиться   с   биохимическими   методами исследования   веществ,   участвующих   в жизненных   процессах   живых   организмов, ознакомление   с механизмом обмена веществ и энергии в организме, выполнение практических работ, решение задач. Ознакомление с научными основами  современного производства, с важнейшими  применениями химии, с  особенностями  наиболее распространенных профессий,  связанных со знанием химии. 55­ 60 Занимательная химия,  знакомство и выполнение опытов занимательного  характера.    61­ 63 64­ 65 66­ 70 71 72   Органическая химия. Занимательные опыты по теме «Химия в природе»: добывание золота, минеральный хамелеон и др.    Достижения в области  химизации народного  хозяйства.  Черная  металлургия  и химия,   космос и химия,  урожай  и химия, т.д.   Занимательные опыты по теме «Химия в сельском хозяйстве». Разгадывание головоломок, кроссвордов по химии. Викторина   «Химия   и охрана природы». Заключительное занятие.   шарад, Провести следующие опыты:  ­«Вулкан» на столе,  ­«Звездный дождь»,  ­фейерверк  в середине жидкости,  ­«Зеленый огонь»,  ­вода зажигает бумагу,  ­разноцветное пламя,  ­волшебные   палочки,   самовоспламеняющаяся жидкость,  ­горение   различных   веществ   в   расплавленных кристаллах,  ­вода – катализатор,  ­самовоспламенение парафина. Ознакомиться с теорией строения, синтезом,    успехами  и задачами органической химии. Провести опыты:  ­добывание «золота»,  ­минеральный «хамелеон»,  ­фараоновы змеи,  ­темно­серая змея,  ­«химические водоросли»,  ­горящий снег,  ­Буран» в стакане. Ознакомиться   с   достижениями   в   области химизации народного хозяйства Провести следующие опыты:  ­разные способы получения «молока»,  ­превращение «молока в воду»,  ­оригинальное яйцо. В игровой форме проверить сформированность знаний химических элементов, умений, навыков написания уравнений.  Закрепить   и   углубить   знания,   развить   навыки самостоятельной   работы   с   учебной   и   научно­ популярной литературой. Подвести итоги работы кружка за год. Содержание   программы   дополнительного   образования   детей   по химии Теоретическую основу программы дополнительного образования детей по химии составляют современные представления об агрегатном состоянии вещества,   качественном   и   количественном   составе   вещества,   химическом процессе, основах химического анализа.       Включены и такие темы, как ­ знакомство   с   некоторыми   химическими   средствами,   используемыми   для бытовых   целей,   электрохимия,   химия   металлов,   биохимия,   достижения   в области   химизации   народного   хозяйства.   Достаточное   время   уделяется вопросам занимательной химии и практическим работам. Такое построение позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира   веществ,  причин   его   многообразия,  всеобщей   связи   явлений.  В  свою очередь,   это   дает   возможность   учащимся   лучше   усвоить   собственно химическое   содержание   и   понять   роль   и   место   химии   в   системе   наук   о природе. Логика и структурирование программы позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.  Результатом проведения занятий кружка по химии «Химия – это интересно»  Методическое обеспечение программы. создана копилка методических разработок различных игр, бесед, экскурсий,  конкурсов, тематических мероприятий, общественных смотров знаний и т.д.  Например, игра  «Счастливый случай», «Путешествие по Парижу», задания от  передачи «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС», «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...». Творческие  задания типа: « Химия и литература», «Неорганическая химия и медицина»,  «Органическая химия и медицина», «Музыка и ученые – химики», «Угадайте  вещество». Исследовательские работы: «Рукотворное чудо», «Великий ученый и  патриот» (Д.И.Менделеев) выполненные членами кружка получили высокую  оценку.  Шуточные конкурсы  вызывают большой интерес:                                      Перевертыши (прослушав текст «перевертыша», найдите правильное звучание фразы) 1. Разговор ртуть, крик­платина (слово серебро, молчание – золото). 2. Гладь металл, пока холодно (куй железо, пока горячо). 3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы (прошел огонь, воду и  медные трубы). 4. Не та грязь, что тусклая (не то золото, что блестит). 5. Звери живут не за металл ( «люди гибнут за металл»). 6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо («у  Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том). Шуточный конкурс. В повседневной жизни мы часто слышим выражения, в которых  свойства каких­либо предметов или объектов сравниваются со свойствами  металлов. Например, свинцовое небо, железное здоровье и т.д.               За 1 минуту назовите максимальное количество подобных  словосочетаний.   Заполни пустые клетки    + H2O O2    + SO 2 Cu   + CuSO 4   +   + H2O   +   +   + H2S Na2S    +    + Na2SO 4 H2O Cu(OH) 2     +   + O2   + SO2 H2SO3 ЛИТЕРАТУРА 1. Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика  преподавания химии в средней школе. М., 1936 . 371 с. 2. Зайцев О.С. Химия. Современный краткий курс. М., 1987. 416 с. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии в средней школе. М. , 1970.  611с. 3. Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Методика обучения химии. М., 1970. 495 с. 4. Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М.,  1970. 336 с. 5. Потапов В.М., Хомченко Г.П. Химия. М., 1982. 367 с. 6. Ходаков Ю.В. Общая и неорганическая химия. М., 1965. 711 с. 7. Габриелям, О. С, Остроумов И. Г. Химия. 9 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа. 8.Габриелян О. С, Остроумов И. Г.  Настольная книга учителя. Химия. 9 кл. — М.: Дрофа.  Габриелян О.  С,  Остроумов И. Г.  Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.: Дрофа. 9. Материалы ГИА – Химия (2009–2012), ЕГЭ – Химия (2009–2012). 10.Материалы химических олимпиад (школьных, окружных, городских). 11.“Википедия” http://ru. Wikipedia и др. сайты Интернета.

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра» для 9 класса

Дополнительная образовательная программа «Химия: вчера, сегодня, завтра»  для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018