Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Оценка 5
Образовательные программы
docx
химия
9 кл
06.03.2018
Данная дополнительная программа по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету.
Содержание курса имеет интегрированный характер. На основе интеграции курса химии со смежными дисциплинами происходит формирование систем обобщений и умений. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет учился правильно относиться к миру, в котором живет. Учащиеся должны осознать, что в современных условиях общественного развития получение химических знаний – неотъемлемая и значимая часть их образования.
Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Разнообразный историко-искусствоведческий материал создает базу для интеграции этого курса с историей, географией, литературой.
Данный курс может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе.
При изучении теоретических вопросов предполагается работа с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами.
Итоговое занятие предусматривает предъявление проектных работ, компьютерных презентаций среди учащихся.
доппрограмма Химия вокруг нас.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖАЮ
методическим советом Директор школы Ю.В.Котенев
Протокол № ____ от _____2014г Приказ № ______ от ________ 2014г
Дополнительная образовательная программа
«Химия вокруг нас»
Срок реализации 1 год
Возраст 1314 лет
Составитель:
Мазилина М.Н.
учитель химии 2014г
Познание начинается с удивления.
Аристотель.
Данная дополнительная программа по химии в 8 классе имеет особое
значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету.
Содержание курса имеет интегрированный характер. На основе интеграции
курса химии со смежными дисциплинами происходит формирование систем
обобщений и умений. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет учился
правильно относиться к миру, в котором живет. Учащиеся должны осознать,
что в современных условиях общественного развития получение химических
знаний – неотъемлемая и значимая часть их образования.
Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся
лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Разнообразный историкоискусствоведческий материал создает базу для
интеграции этого курса с историей, географией, литературой.
Данный курс может использоваться как в групповой, так и в
индивидуальной работе.
При изучении теоретических вопросов предполагается работа с
различными источниками информации, в том числе и Интернетресурсами.
Итоговое занятие предусматривает предъявление проектных работ,
компьютерных презентаций среди учащихся.
Цели курса: углубление интереса учащихся к предметам
естественнонаучного профиля;
развитие общекультурной компетентности учащихся;
расширение и углубление химических знаний и использование их в
практической деятельности;
развитие познавательной активности и самостоятельности,
наблюдательности и творческих способностей учащихся;
формирование представлений о профессиях, связанных с химией и
здоровьем человека.
Задачи курса: углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о
строении, свойствах, применении веществ и соединений;
знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме, с
действием химических веществ на организм человека, с приемами
оказания доврачебной помощи;
проведение профориентационной работы, знакомство с профессией
медсестры, клинического лаборанта, фармацевта;
формирование умений работать с научно популярной литературой;
развитие практических навыков проведения химического эксперимента; совершенствование умений обращения с химическими веществами,
химическим лабораторным оборудованием, решением экспериментальных
задач, соблюдая правила техники безопасности
формирование у учащихся сознания необходимости заботиться о своем
здоровье и изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для
того чтобы их правильно применять.
Программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента,
демонстраций видеофрагментов химических явлений, практических и
лабораторных занятий, повышающих интерес школьников к предмету.
Основными принципами организации работы являются:
добровольность,
инициатива учащихся;
актуальность и научность темы выбранного направления работы и ее связь с
жизнью;
возможность проявления учащимися творчества и самостоятельности;
индивидуальный подход и учет интересов каждого ученика;
плановость и систематичность в проведении занятий;
занимательность;
включение в эти мероприятия элементов общественнополезного труда;
доступность изучаемого на занятиях кружка материала и его связь с учебной
программой.
Общая характеристика учебного курса
В курсе представлены сведения, позволяющие осознать химические
процессы в окружающем мире, необычные свойства известных веществ и о
последствиях, связанных с некоторыми заболеваниями. В данном курсе
предпринята попытка максимально использовать потенциал химического
эксперимента. Учащиеся смогут не только увидеть как взаимодействуют
вещества, но и то, что получается в результате химической реакции.
Рассматриваются ключевые вопросы, вызывающие повышенный интерес
среди учащихся 8 класса к данному предмету.
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
направлен на расширение кругозора учащихся, пополнении их знаний о
свойствах известных веществ, о воздействии их на здоровье человека. Его
содержание не только углубляет знания учащихся, но и расширяет их,
объединяя научные знания с «обыденными», приобретенными в повседневной
жизни, поднимая личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический
уровень.
Предлагаемая программой самостоятельная, творческая деятельность
учащихся поискового характера способствует развитию самообразовательных
умений и навыков. Показателями успешного основания программы можно считать заинтересованность школьников, их увлеченность работой,
проявление инициативы в выполнении предложенных заданий.
На изучение курса отводится 2 час в неделю (72 часа в год).
Требования к результатам освоения учебного курса:
1) учащиеся должны знать:
качественный и количественный состав воздуха;
последствия загрязнения окружающей среды веществами,
содержащимися в выхлопных газах автомобилей, средствах
бытовой химии;
примерный качественный состав природной воды и методы
её очистки;
состав пищи, пищевые добавки и их действие на организм;
экологические проблемы местного значения;
роль химии в решении экологических проблем;
основные источники и причины загрязнения окружающей
среды металлами.
2) учащиеся должны уметь:
критически оценивать состояние природной среды своей
местности и находить пути его улучшения;
вести себя в природной среде всоответствии с
экологическими требованиями;
решать химические задачи задачи;
применять простейшие методы очистки веществ;
анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам
выбирая безвредные продукты для организма;
использовать приобретенные знания и умения в
повседневной жизни. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение,
1980.
Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия, 1998г.
2.
3. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Степин Б.Д.,
Аликберова Л.Ю. М.: Дрофа, 2002. 432с.
4. «Кирилл и Мефодий» Большая электронная энциклопедия.
5. «Корифей Химия». Нестандартные уроки.
6. Кузнецова Н.Е. К изучению эколого – химического материала. Химия в
школе. 5 – 2004г.
7. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе
межпредметной интеграции 8 – 9 классы. Вентана – Граф. Москва,
2005г.
8. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.
9. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать,
когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Химия в школе. 5 – 1997г.
10.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы
лаборанта в школьном кабинете химии. — М.: Просвещение, 1984.
11.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004г.
12.Сборник нормативных документов. Химия. Дрофа. Москва, 2007г.
13.Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. — М.:
Просвещение, 1981
14.Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. —
М.: Просвещение, 1992.
Печатные пособия:
1. Учебные таблицы, плакаты.
2. Наглядные пособия.
Технические средства обучения и оборудование кабинета:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
плакатов.
2. Персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран.
3. Ученические столы с набором стульев. 4. Рабочее место учителя.
№п/п
Тема занятия
Календарно – тематическое планирование
Колво
часов
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Вводное занятие «Ее величество Химия!»
Роль химии в истории развития
человечества
Алхимики. Кто они?
Философский камень. Эликсир вечной
молодости
«Химическая кухня», или Лаборатория
юного химика
Чудеса или опыты?
Правила, которые нужны химику
Нагревательные приборы и пользование
ими. Нагревание и прокаливание
Взвешивание, фильтрование и перегонка
Выпаривание и кристаллизация
Основные приемы работы с твердыми,
жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения
неорганических веществ.
Приготовление растворов в химической
лаборатории и в быту.
Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги
Растение – клетки, вещество – атомы
Изготовление моделей молекул и атомов.
4
2
7
1
2 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Как выглядят вещества? Форма веществ в
разных агрегатных состояниях
Признак химических явлений – изменение
цвета
Признаки химических явлений –
образование осадка в растворе
Признаки химических явлений –
образование газов и изменение запахов
Как
Физические свойства веществ.
выглядит воздух? Физические свойства
воздуха
Из чего состоит воздух? Частички, которые
образуют воздух. Получаем кислород
Основные виды загрязнения воздуха и их
источники. Кислотные дожди.
Получение углекислого газа
Чудесная жидкость – вода
Разновидности воды. Вода без примесей
(дистиллированная),
речная,
морская
Химический состав природных вод.
Жесткость воды. Санитария питьевой воды.
Растворы
Загрязнение воды.
выпариванием, фильтрованием
Смеси в жизни человека
Очистка воды
питьевая,
«Да здравствует мыло душистое!» Химия
стирает, чистит и убирает
Вещества в вашей ванной.
Средства ухода за зубами.
Мыла и СМС.
Лабораторная работа « Определение рН
веществ личной гигиены»
Химия – помощница садовода
Влияние фосфора на рост и развитие
растение.
Влияние азота на рост и развитие растение.
«Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!»
Химия – хозяйка домашней аптечки
1
3
4
5
1
5
3
1
5 и
(Вещества в маминой аптечке.)
«Классификация веществ по назначению»
Обезболивающие лекарственные препараты.
Антибиотики
бактерицидные
лекарственные препараты
Лекарство от простуды. Самодельные
лекарства
Знакомство с красителями и крашение
тканей.
Выведение различных пятен с тканей.
Природные красители и их применение.
Изготовление индикаторов из растительных
источников.
Изготовление зеркала.
Занимательные опыты по химии.
Съедобная химия. Из чего состоит пища
Химия пищи.
Покупка продуктов питания: на что
обратить внимание. Пищевая ценность
белков, жиров, углеводов.
Съедобная химия. Жиры
Съедобная химия. Белки
Съедобная химия. Углеводы – сахар,
крахмал
Пищевые добавки. Синтетическая пища.
Дирол, Орбит или Стиморол.
Лабораторная работа «Определение рН
среды в пищевых продуктах»
Бытовая химия.
Вещества на вашей кухне.
Вещества, используемые для изготовления
посуды.
Именем Менделеева, или Дом, в котором
«живут» химические элементы. Кирпичики,
из которых состоит мир
Кислород и озон. Значение озонового слоя
для жизни на Земле.
Биологическая роль металлов в живых
организмах
Железо как символ жизни в неживом
Углерод. Кто главный?
3
1
1
1
8
3
5
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66 Мебель в нашем доме.
Тайны глины и стекла
Секреты древних мастеров.
Вот и мне медаль на грудь Подведение
итогов занятий кружка. Урок
занимательной химии.
Экология жилища и здоровье человека.
Итоговая конференция
67
68
69
70
71
72
Итого
1
1
1
3
72
Содержание программы
1. Вводное занятие «Ее величество Химия!» (4 ч).
Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться?
(вступительное слово ведущего). Химия – творение природы и рук человека.
Коллекция «Чудеса химии» – примеры нерукотворной и рукотворной химии
(демонстрация экспонатов коллекции). Химик – преданный и послушный
ученик химии. Неожиданности на каждом шагу, или Аптечка на всякий
случай. Для химика безвыходных ситуаций не бывает: удаление йодного пятна
при помощи чудожидкости. Демонстрационный опыт «Взаимодействие
раствора тиосульфата натрия с йодом». Ученический эксперимент
«Похимичим вместе. Мой первый химический опыт в кружке» – удаление
йодного пятна «чудожидкостью». Алхимики. Кто они? В чем суть
алхимического учения.
2. «Химическая кухня», или Лаборатория юного химика (2 ч.).
Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический
стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка,
штатив.
3. Правила, которые нужны химику (7 ч).
Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой,
реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик: «Все
хорошо в меру». Лабораторные опыты «Правила обращения с жидкими и
сыпучими веществами», «Заполнение емкости водой», «Добавление сыпучих
веществ в химическую посуду».
4.Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги (1 ч). Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в
химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков
пользования химической посудой, приборами, реактивами.
5. Растение – клетки, вещество – атомы (2 ч).
От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело –
вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Из чего «сшиты»
вещества? Демонстрация растительных клеток под микроскопом.
6. Как выглядят вещества? Форма веществ в разных агрегатных
состояниях (1 ч).
Ученический эксперимент с растительным маслом и водой по
изучению формы жидкостей и лепка из пластилина фигур различной формы:
куб, шар, пирамида (заполнение таблицы). Из чего построены растения? Из
чего состоят вещества? (Беседа с учениками.) Исследование строения кожицы
листа комнатного растения при увеличении (под микроскопом). Как
расположены частички в газах, жидкостях и твердых веществах? Игра
«Агрегатные состояния».
7. Признак химических явлений – изменение цвета (3 ч).
Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при
взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение
окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды.
Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в
воде.
Признаки химических явлений – образование осадка в растворе.
Демонстрационный опыт «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание
выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.
Признаки химических явлений – образование газов и изменение
запахов. Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие
пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого
газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе,
блинах, сыре, лимонаде. Лабораторный опыт «Приготовление лимонада».
8. Физические свойства веществ. Как выглядит воздух?
Физические свойства воздуха (4 ч).
Агрегатные состояния веществ – газообразное, жидкое, твердое. «Что
к чему?» – дидактическая игра на определение агрегатного состояния
веществ. Физические свойства газов. Что представляет собой воздух?
Бесцветный, прозрачный, не имеющий формы, сжимаемый, упругий, легкий –
демонстрация экспериментов, подтверждающих перечисленные свойства
воздуха. Очень умелые ручки химиков – изготовление воздушных весов.
Из чего состоит воздух? Частички, которые образуют воздух. Получаем
кислород.
Из чего состоит воздух? (Беседа с учениками.) Зачем нужен кислород?
Кислород – источник жизни на Земле. Демонстрационный опыт «Горение свечи на воздухе». Кислородневидимка. Как обнаружить кислород?
Демонстрационные опыты «Окисление свежей картофельной или яблочной
дольки на воздухе», «Воспламенение тлеющей лучины в кислороде,
полученном из пероксида водорода». Лабораторный опыт «Получение
кислорода из перекиси водорода».
Получение углекислого газа.
Что мы знаем об углекислом газе и где его можно встретить?
Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания (беседа с учениками).
Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» –
получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор
газа в воздушный шар. Лабораторный опыт «Получение углекислого газа из
питьевой соды и лимонной кислоты». Запись проведенной химической
реакции.
9 Чудесная жидкость – вода (5 ч).
Какая она – вода? Агрегатное состояние воды при обычных условиях.
Вода в природе, откуда она берется и куда исчезает (круговорот воды на
Земле). А только ли жидкость? Агрегатные состояния воды при разных
условиях.
Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная),
питьевая, речная, морская.
Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, реки, моря,
водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду. Лабораторные
опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на
поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания
посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река,
море, лужа)».
Растворы.
Исчезновение растворяемых веществ. Сладкий, соленый, горький и
кислый вкусы воды как признаки присутствия в ней посторонних веществ.
Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов. Растворы в жизни
человека: приготовление пищи, лекарств. Лабораторная работа «Химия в
стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде». Домашний
опыт «Выделение кристалликов из насыщенного раствора пищевой соли при
помощи шелковой нити».
Загрязнение воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием.
Источники загрязнения воды. Лабораторная работа «Очистка воды
фильтрованием (ученический эксперимент) и выпариванием (демонстрация)».
10. Смеси в жизни человека (1 ч).
Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых
компонентов (белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ.
Демонстрационный опыт «Осаждение веществ, содержащихся в молоке,
раствором лимонной кислоты». 11. «Да здравствует мыло душистое!» (5 ч).
Когда мыло в воде мылится, а когда – нет. Мягкая и жесткая вода.
Как устранить жесткость воды. Ученический эксперимент «Растворение
жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Обнаружение помутнения
при добавлении жидкого мыла в жесткую воду».
12. Химия – помощница садовода. (3ч)
Влияние фосфора на рост и развитие растение. Влияние азота на рост
и развитие растение.
13. «Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!» (1 ч).
Ржавчина – химическое изменение вещества. «Болезнь» и защита
железа и других веществ (медь, олово) от разрушения. Демонстрационный
опыт «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги».
14.Химия – хозяйка домашней аптечки (Вещества в маминой
аптечке.) (5ч)
«Классификация веществ по назначению». Обезболивающие лекарственные
препараты. Антибиотики и бактерицидные лекарственные препараты.
Лекарство от простуды. Самодельные лекарства
15. Знакомство с красителями и крашение тканей. (3ч)
Выведение различных пятен с тканей. Природные красители и их применение.
16. Изготовление индикаторов из растительных источников.(1ч)
17. Изготовление зеркала.(1ч)
18. Занимательные опыты по химии.(1ч)
19. Съедобная химия. Из чего состоит пища (8 ч).
Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.
Химические элементы, которые образуют пищу.
Жиры.
Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение
жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.
Белки.
Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков.
Значение и применение белков. Белки растительного и животного
происхождения. Химический эксперимент «Окрашивание раствора сульфата
меди(II) в белке куриного яйца», «Сворачивание белка куриного яйца при
нагревании» (демонстрационный), «Сворачивание белков молока при
добавлении лимонной кислоты – приготовление творога» (ученический).
Углеводы – сахар, крахмал.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит
«сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар
и крахмал? Химический эксперимент «Окрашивание спиртового раствора
йода крахмалом».
20. Бытовая химия. (3ч)
Вещества на вашей кухне. Вещества, используемые для изготовления посуды. 21. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические
элементы. Кирпичики, из которых состоит мир (5 ч).
Таблица Д.И.Менделеева. Сон в зимнюю ночь: как Менделеев привел в
порядок дом, в котором живут химические элементы. Игра «Где эта улица,
где этот дом?». Поиск химических элементов по их порядковому номеру
(номер квартиры), номеру группы (номер подъезда), номеру периода (номер
этажа). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов
(водород, углерод, азот, кислород, сера). Кислород и озон. Значение
озонового слоя для жизни на Земле. Биологическая роль металлов в живых
организмах. Железо как символ жизни в неживом. Углерод. Кто главный?
22. Мебель в нашем доме.(1ч)
23. Тайны глины и стекла.(1ч)
24. Секреты древних мастеров.(1ч)
25. Вот и мне медаль на грудь (3 ч.).
Подведение итогов занятий химического кружка. Награждение членов
кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и
удостоверений постоянным участникам занятий. Экология жилища и здоровье
человека. Итоговая конференция.
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.