Дополнительная образовательная программа «Истоки» краеведческого кружка (5-6кл.)
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
история
5 кл—6 кл
29.04.2017
Понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество» в детском возрасте ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным поселком, деревней, городом, в котором живут ребята. От того насколько хорошо они знают и любят историю своего края зависит глубина патриотического чувства подрастающего поколения. Наша задача помочь детям обрести, а главное в наше время сохранить чувство гордости за свой край.
Истоки.docx
Рассмотрено на заседании «Согласовано»
«Утверждено»
МО протокол №1
Зам.директора по УВР
Директор МОУ Лицей № 1
________О.В. Аксенова
________Н.В. Шишлина
__________Л.В. Звонникова
« ___» __________ 2016г. «___» ___________ 2016г. «___» ____________ 2016г.
Дополнительная образовательная программа
«Истоки»
краеведческого кружка
Для обучающихся 56 кл.
Срок реализации – 1 год
Разработана преподавателем
истории и обществознания
МОУ Лицея №1
Зюбиной И.А.
20162017 учебный год Программа краеведческого кружка «Истоки»
Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость. Если не будет
корней в родной местности, в родной стороне
будет много людей, похожих на иссушенное
растение перекатиполе.
Академик Д.С. Лихачев
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения
духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и
настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для
формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют
значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны,
дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к
родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную
культуру, народные традиции, природу.
Современная образовательная политика предполагает знание школьниками
этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из
средств нравственноэстетического воспитания учащихся.
Программа «Истоки» является модифицированной, разработана на основе
авторского элективного курса «История родного города в истории страны»,
составитель С. Е. Чистяков, учитель истории высшей категории МОУ СОШ
№ 48 г. Волгограда и .
Программа по краеведческой деятельности для 56 класса составлена с
учётом нормативных документов:
1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС
начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от
6.10.2009».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О
внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009
от 6.10.2009». 3. Письмо МОН РФ №03296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС ООО».
Работу по краеведению целесообразно выстраивать по следующим принципам:
систематичности;
доступности для учащихся при определении содержания и форм
проведения работы;
использования межпредметных связей;
опоры на социальный опыт учащихся;
направленности на формирование положительного личностного отношения
школьников к истории родного края, их активной гражданственности.
Цель программы:
1 Познакомить учащихся с историко культурным наследием родного края;
2 Воспитать потребность участвовать в возрождении, сохранении и развитии
культурных традиций родного края.
Задачи программы:
воспитание бережного отношения к культурному наследию;
развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
формирование исторического сознания;
формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
формирование у школьников навыков информационной культуры;
воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные
обучение основам исследовательской работы;
ориентиры;
формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся.
Программа “Истоки” предназначена для проведения кружка в основной
общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 56 класса.
Срок реализации программы 1 год. Учащиеся приходят на занятия в
свободное от основной учебы время. Обучение организуется на добровольных
началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Данная программа предполагает синтез различных методов, адекватных целям
данного курса: объяснительноиллюстративный, проблемный, частично
поисковый, исследовательский.
Формы занятий:
Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм
(лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа источниками и т. д.).
Выездное занятие – занятие на основе посещение музеев, экскурсий и т. д.
Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным
материалам и т. д.
Семинар – занятие по опросу, представлению докладов, презентаций,
проектов и т. д.
Способы проверки результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
может быть в форме бесед, диспутов, защиты проектов, опроса, в игровой
форме, форме решения моделирования ситуации.
Учебнотематический план
Тема занятия
Колво
часов
Содержание
Краеведение наука о
1
родном крае.
Что изучает краеведение. Источники
изучения родного края. Творческое
задание подобрать стихотворения,
пословицы и поговорки о родном крае.
Моя малая Родина
№
п/п
1
2
Красотою славится наша
земля.
3
4
С чего всё начиналось.
Основание Царицына
Из истории немецких
колоний: Сарепта
Топонимика нашего
района
2
1
1
2
1
Географическое положение города и
района. Знакомство с природой района.
Легенды и предания. Воспитание
бережного отношения к природе.
Наш край в древности. Археологические
памятники на территории области.
Основание Царицына: место, год. Функции
крепости и ее первые поселенцы. Как
выглядела первая Царицынская крепость.
Происхождение названия города.
Освоение края. Немецкая колония в
Сарепте и ее влияние на социально
экономическое и культурное развитие
региона. Экскурсия в Музейзаповедник
«Старая Сарепта».
Наука топонимика. Объяснение названий
населенных пунктов, географических История моей страны в
названиях улиц.
Экскурсия по
историческим
памятникам нашего
района
Сталинградская битва
Герои Сталинградской
битвы
«Все для фронта! Все
для победы!»
Красноармейск – «город
на канале»
2
2
3
2
1
2
объектов на территории города и района.
Названия улиц нашего района. История в
названиях улиц. Составление
путеводителя.
Составление фотоальбома.
Великая Отечественная война (июнь 1941 –
июль 1942 гг.). 200 дней и ночей.
Оборонительный период Сталинградской
битвы. Приказ №227. Бои на улицах
города. Мамаев курган. Стойкость 64й
армии. Операции «Уран» и «Малый
Сатурн».
Живой факел. Рубен Руис Ибаррури.
Пассар – меткий глаз. Истребитель Лилия.
Живая легенда. Их сплотил русский город
на Волге. Пока не захоронен последний
солдат. Дети – герои Сталинградской
битвы
Перевод промышленности на военный лад.
Корпус народного ополчения. Труд
женщин в тылу. Труд колхозников. Сбор
средств на нужды армии.
История ВолгоДонского судоходного
канала им. В.И.Ленина. Его роль в жизни
района, города, страны. Экскурсия в музей
ВДСК им. В.И.Ленина.
Родная школа. Ее история и традиции.
Я ученик. История
школы
Наши школьные
традиции
Гордое звание – учитель.
1
1
2
История создания школы, основные этапы
развития.
Школьные традиции.
Сбор материала об учителяхветеранах,
работавших в нашей школе. Оформление
папки. Выпускники, которыми
гордимся
2
Сбор материала об ученикахвыпускниках
школы. Оформление папки.
Мой дом. Моя семья в истории страны
Откуда пошёл мой род.
Семейные традиции,
праздники
О чём рассказали
фотографии из
семейного альбома.
О чем могут рассказать
семейные реликвии
Список литературы
2
2
2
2
Знакомство со своей родословной.
Создание родословной своей семьи.
Сбор материала на тему: « Традиции в
моей семье».
Составить рассказ о людях на старых
фотографиях в семейном альбоме.
Человек и история. История в лицах.
Подготовить презентации о семейных
реликвиях.
Сборники документов:
1. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории: Книга для
учащихся. М.,1992.
2. Сталинград: 19421943. М. Библиотека, 1995.
3. Сталинградская битва: Хроника, факты, люди. М.:Олмапресс,2002.
Книги и статьи:
1. Адрианова Г.Н. Художественный облик Царицына – Сталинграда.
Волгоград: Универсал, 1991.
2. Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда (15891996). М.,1968.
3. Волгоград: Четыре века истории. Волгоград, 1989.
4. Киреев А.Ф. наш край в далеком прошлом. Волгоград: НВолж. Издво,
1965.
5. Колесниченко В.С. Царицынские школы: история и опыт. Волгоград:Оптим,
1993.
6. Коротов Е.В. Твоя родословная: Кто ты? Волгоград: Издво ВолГУ, 2004.
7. Самойлов Г.В., Супрун В.И. Царицынские картинки: коменданты и воеводы.
Волгоград, 2002. 8.Суслова
Е.Н. Поиск архивных документов. Л.. 1987.
9. Царицынский уезд – Сталинградская область: Учебнометодическое
пособие. ГКУ ВО «Центр патриотической и поисковой работы». Волгоград,
2012 г. Мультимедийные сборники:
1. Прогулка по городу, которого нет: Мультимедийный сб. на основе
фотографий А.А. Лапинского. МОУ ДЮЦ Волгограда.
2. Сталинградская битва: ГИЦ Администрации г. Волгограда
Дополнительная образовательная программа «Истоки» краеведческого кружка (5-6кл.)
Дополнительная образовательная программа «Истоки» краеведческого кружка (5-6кл.)
Дополнительная образовательная программа «Истоки» краеведческого кружка (5-6кл.)
Дополнительная образовательная программа «Истоки» краеведческого кружка (5-6кл.)
Дополнительная образовательная программа «Истоки» краеведческого кружка (5-6кл.)
Дополнительная образовательная программа «Истоки» краеведческого кружка (5-6кл.)
Дополнительная образовательная программа «Истоки» краеведческого кружка (5-6кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.