Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике на 2017 – 2018 учебный год

  • Образовательные программы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике на 2017 – 2018 учебный год
Иконка файла материала конспект.docx
Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей: старший дошкольный (5­7 лет)   Содержание . Ι Целевой раздел 1.1Пояснительная записка 1.2.  Цели и задачи реализации рабочей  программы 1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей  программы  1.4.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации  рабочей  программы  1.5.  Планируемые результаты освоения рабочей программы 1.6. Мониторинг ΙI. Содержательный раздел 12.1. Формы и виды взаимодействия учителя ­ логопеда и музыкального  руководителя 2.2. Комплексно – тематическое планирование на 2016­2017 учебный год. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями  воспитанников ΙII. Организационный раздел  3.1. Развивающая предметно­пространственная среда  3.2 Циклограмма рабочего времени учителя­логопеда  группы компенсирующей направленности для детей с  ОНР 2. Ι Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Программа   составлена   на   основе   пособий   М.Ю.   Картушиной,     А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 5­7 лет.  Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной   работы   логопеда   и   музыкального   руководителя   по   коррекции различных   нарушений   речи   дошкольников.   Логоритмические   занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности,   творчески   проявлять   себя.   Кроме   того,   логоритмика   с использованием   здоровьесберегающих   технологий   оказывает   благотворное влияние   на   здоровье   ребенка:   в   его   организме   происходит   перестройка различных   систем,   дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные   упражнения,   игровой   массаж   и   самомассаж,   играют   в речевые и пальчиковые игры.    сердечно­сосудистой,   например, Актуальность  программы   определяется   тем,   что   регулярные   занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида   речевого   нарушения,   формируют   положительный   эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине  дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного  коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 мин. Как  правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая  3смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к  происходящему, способствует установлению ими причинно­следственных  связей между предметами и явлениями действительности. Содержание  занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами  логопедической коррекции. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части. Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные  упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с  помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания,  памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса. Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки  для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских  музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же  следующие виды упражнений: –  на развитие дыхания, голоса, артикуляции; –  на развитие внимания; – регулирующие мышечный тонус; – формирующие чувство музыкального размера; – на развитие чувства темпа и ритма; –  на развитие координации движения; – на координацию речи с движением; –  на координацию пения с движением; – на развитие речевых и мимических движений. Заключительная часть занимает 8 минут. В неё входят упражнения на  восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,  релаксационные упражнения. Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: – артикуляционную (логопедическую) гимнастику; – чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; – пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики; –  упражнения под музыку на развитие общей моторики,  соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно­ двигательного и координационного тренинга; 4– вокально­артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него; –  фонопедические упражнения  для укрепления гортани и привития  навыков речевого дыхания; –  песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития  плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; – музыкально­ритмические игры с музыкальными инструментами,  развивающие чувство ритма; – музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению  ориентироваться в пространстве; –  коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны  общения, эмоциональности, позитивного самоощущения; –  упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического  напряжения. 1.2 . Цели и задачи реализации рабочей  программы Цель ­ коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка   посредством сочетания музыки и движений. Основные задачи программы:  – развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового, динамического,   фонематического   слуха,   чувства   ритма,   речевого   и певческого диапазона голоса; –  развитие   общей   и   тонкой   моторики,   кинестетических   ощущений, пантомимики,   пространственной   организации   движений;   развитие   силы, ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений; –  развитие   речевой   моторики (артикуляционной   и   мимической) для   физиологического   и формирования   артикуляционной   базы   звуков, фонационного дыхания; – формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в   различных   ситуациях   общения,   воспитание   связи   между   звуком   и   его 5музыкальным образом, буквенным обозначением; – расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи; –  формирование,   развитие   и   коррекция   слухо­зрительно­двигательной координации;   освоение   ритмического   многоголосья   посредством   игрового музицирования; осознания ритмического своеобразия слова; –  стимулирование творческой активности: воспитание выразительности движений,   умения   перевоплощаться,   согласовывать   характер   музыки   с движениями и пантомимическими жестами; – воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой; – содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей с речевой патологией (формирование   навыков   позитивного   межличностного   общения через  развитие  умения согласовывать  собственное  поведение  с  поведением других детей) 1. 3. Принципы и подходы к формированию программы. В   основу   программы   заложен   принцип   комплексной   коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей.   Процесс   развития   у   дошкольников   логоритмических   движений построен   на   комплексе   музыкально­двигательных,   речедвигательных   и музыкально­речевых   игр   и   упражнений,   в   ходе   которых   и   осуществляется коррекция речи. Характеристики особенностей развития детей 1.4. дошкольного возраста, участвующих в реализации  рабочей   программы  Дошкольное возраст – уникальный период развития человека,  обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим  языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения  ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи ­  фонетической, лексической, грамматической. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития  просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной  6выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на  состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике  объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха,  так как речь и музыка имеют единую интонационную природу. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в  дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в  общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания,  посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует  развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.  Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является  необходимым условием решения задач умственного, эстетического,  нравственного воспитания, для полноценного формирования личности  ребёнка.    Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от  свободного пользования словами.   Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями  глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в  недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов  возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово  неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в  употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между,  используются слова в середине). Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки:  неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных  падежах, неправильное образование формы родительного падежа  множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш),  изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят  часы»).  В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом  и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.    На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата  достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки  родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только  заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.  В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются  умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны  говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются  7пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает  замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в  моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением  просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе  высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит  громче и быстрее обычного.  Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все  шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут  быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их  формирование: р — горловое, одно­ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з —  межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах  свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще  наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба  звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок  при  произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка).  Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они  недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при  выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети  называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети  твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч. Произношение шестилетних детей  отличается от речи взрослых из­за  нарушения фонетической и грамматической стороны речи,  но к семи годам при  условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне  справляются с этими трудностями. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкаль­ ных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир  музыки.  Возрастные возможности детей, уровень их художественной  культуры позволяют  устанавливать связи музыки с литературой,  живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для  ребенка целостным способом познания мира и самореализации.  Интегративный подход к организации взаимодействия детей с  искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства  более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями,  8словом.  Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть  понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии  музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем,  активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина  эмоционального переживания выражается в способности старшего  дошкольника интерпретировать не столько изобразительный  музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров,  выраженных в музыке.  Закономерности и особенности развития психических процессов  ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий  опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только  чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров,  форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой  для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем  возрасте эмоционально­практический опыт общения музыкой. Слушание  музыки остается по­прежнему весьма привлекательным для ребенка.  Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания.  Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды  музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное  содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют  смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться  музыкально­сенсорные способности. Дети могут различать  выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется  ладовый слух.          Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и  оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В  этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче,  характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается  вокально­слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и  отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни.  Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос  ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование  вокальных связок.           1.5.  Планируемые результаты освоения рабочей программы 9О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно­ развивающего процесса средствами логопедической ритмики  свидетельствуют, следующие показатели: сформированность знаний, расширение словарного запаса по  лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы  на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок,  песен; сформированность умений ритмично выполнять движения в  соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной  выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания,  умения правильно брать дыхание во время пения; сформированность произносительных навыков, подвижности  артикуляционного аппарата; способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в  слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых  рядах, словах, чистоговорках; способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для  улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые  упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические  этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление  двигательного автоматизма; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном  направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные  виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах  пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих  способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети   внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и  содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на  музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,  танцевальные и общеразвивающие движения); улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и  диалогической; воспитание нравственно­патриотических чувств, уважения к культуре и  традициям народов России, родного края, труду людей; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства  ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья  окружающих людей. 101.6. Мониторинг (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Диагностика проводится в начале учебного года учителем­логопедом и  музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового  внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения  ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой  моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов  логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное  исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику  изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе  логоритмических занятий. ( см. Приложение №1) 11ΙI. Содержательный раздел 2.1. Формы и виды взаимодействия учителя ­ логопеда и музыкального руководителя – совместное проектирование плана взаимодействия учителя­логопеда с  музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере  решения общих задач; –  совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара; –  участие учителя­логопеда в подготовке и проведении тематических  развлечений, праздников, открытых мероприятий; –  составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д; –  выступление музыкального руководителя на педагогических советах  на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи; –  использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях  логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со  словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально­хоровая  работа.       Совместная коррекционная деятельность 12учителя­логопеда и музыкального руководителя                    Учитель­логопед Музыкальный руководитель постановка диафрагмально­речевого  дыхания развитие слухового внимания и слуховой  памяти укрепление мышечного аппарата  речевых органов средствами  логопедического массажа формирование оптико­пространственных  представлений формирование артикуляторной базы  для исправления неправильно  произносимых звуков формирование и закрепление  произносительных навыков коррекция нарушенных звуков, их  автоматизация и дифференциация формирование зрительной ориентировки  на собеседника развитие фонематического восприятия,  анализа и синтеза развитие координации движений Совершенствование лексико­ грамматической стороны речи обучение умению связно выражать свои  мысли формирование умения передавать  несложный музыкальный ритмический  рисунок воспитание темпа и ритма дыхания и речи обучение грамоте, профилактика  дисграфии и дислексии развитие произвольной мимической  моторики развитие психологической базы речи формирование просодики 13совершенствование мелкой моторики развитие фонематического слуха                                        Таким образом, совместная коррекционно­развивающая работа  учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует  улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции  двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально­речевого  дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности,  сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в  результате использования дифференцированного подбора приемов и  содержания коррекционно­педагогического воздействия оптимизируется  процесс коррекции и развития речи. 142.2. Комплексно – тематическое планирование на 2016­2017 учебный год. Месяц Дни  недел и Лексико­ грамматическ ая тема Название  логоритмическ ого занятия Цель  1 Октяб рь «Осенняя  красота  природы» «Осеннее  настроение» 2 «Осенняя  ярмарка»  (сад­огород:  овощи,  фрукты,  ягоды) «Спор  овощей» преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. 3 «Лес»  «В гостях у  преодоление речевого,  15(деревья,  кустарники,  грибы, ягоды лесовичка» 4 «Транспорт»  (ПДД.  Профессии на  транспорте) «Паровозик из  Ромашкова» ноябрь 1 «Все  профессии  равны, все  профессии  важны» « Кем быть?» 2 3 «Посуда.  Наша пища.  « Федорино  горе» «Путешествие в ателье.  Материалы» «Марья –  искусница» моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  164 «Домашние  животные и их детеныши» «У бабушки в  деревне» 1 декабр ь Зима. Зимние  забавы «Снеговик  принес  письмо» «Зимующие и  перелетные  птицы» «Приключение вороны» «Дикие  животные и их детеныши « В мире  животных» Новогодний  праздник «Новый год» 2 3 4 словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  17сферы в сочетании со  словом и музыкой. январь 2 3 4 «Человек и  семья» « В доме моем» «Комнатные  растения» « Путешествие с  кактусиком» «Игрушки» (русская  народная  игрушка) « Игрушки» 1 февра ль «Наш уютный  дом»  « Новоселье» преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  182 3 4 «Моя родина.  Наш город» «Мой край  родной» «День  защитника  Отечества»  «День защитника  Отечества» «Животные  холодных и  жарких стран» март 1 «О мамах  родных и  самых  важных» «Как зайчонок  маму искал?» 2 «Весеннее  пробуждение» О чем плачет  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  19сосулька?» «Неделя  детской  книги» «Путешествие в  сказку» «На птичьем  дворе». « Петушок и его  семья» 3 4 апрель 1 «Животный  мир морей и  океанов» «Путешествие в  подводное  царство» 2 «Космическое путешествие» « Полет в  космос» двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  203 4 «Насекомые  планеты» «Муха­ Цокотуха» «Растения  луга, сада» « Путешествие в  строну цветов» Май 2 «День  победы» « На парад идут  солдаты» 3 «Скоро в  школу» «Приключения  Буратино» развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. 214 «Весне  скажем до  свиданья, лету красному  привет» « В гостях у  лета» преодоление речевого,  моторного,  двигательного,  фонематического  нарушения путем  развития, двигательной  сферы в сочетании со  словом и музыкой. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской  Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным  учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения  полноценного развития личности ребенка».  Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а  именно, в совместной  деятельности. Эта задача вполне решаема, если  объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и  22детей.  В основу совместной деятельности семьи, учителя­логопеда и     музыкального руководителя заложены следующие принципы:  единый подход к процессу воспитания ребёнка;  открытость Учреждения для родителей;  взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;  уважение и доброжелательность друг к другу;  дифференцированный подход к каждой семье Формы работы с родителями:  Посещение родителями открытых занятий (особенно важен  начальный этап обучения);  Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на  родительских собраниях);  Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;  Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера,  посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут  иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе  работы по всем разделам программы).  Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по  проводимой педагогами работе;  Оформление информационных стендов для родителей.      ΙII. Организационный раздел 233.1. Развивающая предметно­пространственная среда  Технические средства для подготовки и проведения занятий. ∙       видео ­ аудио, CD­ проигрыватели ∙       фортепиано ∙       детские музыкальные инструменты  ∙       шумовые игрушки ∙       массажные и резиновые разноцветные мячики ∙       природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки  различной     фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки) 3.2 Циклограмма рабочего времени учителя­логопеда  группы компенсирующей направленности для детей с  ОНР 24День недели Планирование работы с  методической  литературой,д окументацией 12.30. – 13.00 Понедельник 9.00 – 13.00 Вторник 9.00 – 13.00 12.30. – 13.00 Среда 14.00 – 18.00 Четверг 9.00 – 13.00 14.30. – 15.30 12.30. – 13.00 9.00­9.30.  1подгруппа 9.35. – 10.00 2 подгруппа 9.00­9.30.  1подгруппа 9.35. – 10.00 2 подгруппа 16.00­16.30 логоритмика 9.00­9.30.  1подгруппа 9.35. – 10.00 2 подгруппа 12.30. – 13.00 9.00­9.30.  1подгруппа 9.30. – 12.30 12.30. – 13.00 8.30 – 9.00 Пятница 9.00 – 13.00 Итого Непосредственно ­ образовательная  деятельность Фронтальная   (подгрупповая) Индивидуальн ая Работа с  воспитателе м группы Работа с  родителям и Итого  часов Заполнение индивидуа льных  тетрадей 10.10. – 12.30 12.30. – 13.00 8.30 – 9.00 4 часа 10.10. – 12.30 12.30. – 13.00 8.30 – 9.00 4 часа 16.30 – 18.00 14.00 – 15.30. 17.00 –18.00 15.00 –  16.00 10.10. – 12.30 12.30. – 13.00 8.30 – 9.00 4 часа 4 часа 4 часа 20  часов Приложение№1 25Мониторинг  по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе 26Критерии мониторинга:  Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:  бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную  игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –  впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1­й элемент ­ ­ .. ­ 2­й элемент: ­ .. ­ ­ 3­й элемент: ­ ­ … 274­й элемент: … ­ ­ По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,  впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений  сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за  детьми, определить и оценить по 5­балльной шкале:  силу движений,  точность движений,  темп движений,  координацию движений,  переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,  корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру  «Апельсин». Оценка от 1 до 3­х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в  пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3­х баллов. 284. Переключение от одного движения к другому.  «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.  Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.  Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак,  далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу. Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах) № п/ п Фамилия,  имя  ребенка Слуховое внимание Восприятие и  воспроизведен ие ритма Ориентиров а­ние в  пространств е Состояни е общей  моторик и Состояни е мелкой  моторик и ь р б я т н е С . й а М ь р б я т н е С й а М й а М ь р б я т н е С й а М ь р б я т н е С ь р б я т н е С й а М Показатели развития детей.  Образовательные   области   и направления   организации жизнедеятельности детей РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Овладение     речью   средством     общения   культуры   как   и Показатели развития ребёнка •   Участвует   в   коллективных   разговорах, владеет нормами вежливого речевого общения. •   Пересказывает   литературное   произведение 29Имеет   чистое   авторские   Понимает   и   правильное без существенных пропусков.  Выразительно читает заученные произведения • средства выразительности, использует их в собственном рассказе. •   Использует   осознанно   слова,   обозначающие видовые и родовые обобщения. • Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением. • звукопроизношение. • Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх ­ пятизвуковые слова). •  Выделяет   ударный   слог   и  ударный   гласный звук в слове. • Пользуется способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами. •   Использует   самостоятельно   грамматические формы для точного выражения мыслей. •   Точно   употребляет   слово   в   зависимости   от замысла, контекста или речевой ситуации. •   Понимает   значения   слов   в   переносном   и иносказательном значении. •   Использует   средства   интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании • Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки. • Называет жанр произведения. • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. • Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. •   Придумывает   загадки,   сравнения   к   образам прочитанных произведений. •   Самостоятельно   включается   в   игру драматизацию   активного   процессе Обогащение   словаря   в восприятия художественной литературы ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Развитие   детей   в   процессе овладения     музыкальной •   Называет     музыкальные термины   и   использует   их   в   собственной   элементарные   30деятельностью Развитие   детей   в   процессе овладения театрализованной деятельностью ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Овладение   двигательной деятельностью     Определяет самостоятельной   музыкальной   деятельности   в детском саду и дома. •   Оценивает,   различает   и   высказывается   о жанрах (песня, марш, танец).   музыкальных • тембр инструментов,   различает   их   голоса   в оркестровом   исполнении,   узнаёт   детские музыкальные инструменты. •   Ориентируется   в   сфере   спектра немузыкальных звуков, умеет выделять звук из окружающей   действительности   (голосов природы), анализирует звуковую реальность. • Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова,   без   напряжения.   Умеет   одновременно начинать   и   заканчивать   пение   по   показу педагога. • Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом по фразам. •   Владеет   основными   движениями,   следит   за положением   головы,   рук,   умеет   двигаться соответственно характеру звучащей музыки • Включается в творческий процесс, развивает внимание к особенностям исполнения роли. • Погружается в музыкально­двигательную среду   с   целью   развития   пластичности   и выразительности   тела,   понимания   его возможностей. • Сопереживает и подражает образу. • Осознаёт себя в мире цвета, звука, движения •   Бегает   легко,   сохраняя   правильную   осанку, темп,   скорость,   направление,   координируя движения рук и ног. •   Самостоятельно   организовывает   знакомые подвижные   игры,   придумывает   с   помощью воспитателя игры на заданные сюжеты. 31Приложение № 2 32Конспекты логоритмических занятий 33ЗАНЯТИЕ 1 . «ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ» 34СОДЕРЖАНИЕ  1. ХОДЬБА В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ 2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ОСЕНЬ»   Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.  Ветер листики считал:  Вот дубовый, загибают по одному пальчику на обеих руках.  Вот кленовый,  Вот рябиновый резной,  Вот с березки – золотой,  Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.  Ветер бросил на тропинку. 3. КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ «ПОГРЕЕМСЯ»   Сильный мороз             вдох через нос, шумный выдох  Заморозил наш нос       в ладошку, которой прикрыто лицо.  Носик погреем,  Подышим скорее.  Отогрели нос,                 глубокий вдох ч/нос, втянуть нижнюю губу под  верхнюю   А подбородок замерз.     длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.  Ладошки погреем           выдох на ладошки, произнося слог «фа»  Дышим веселее!  Мерзнут ножки наши?         дети выполняют приседания, произнося слог «ух».  Весело попляшем! 354. ПЕСНЯ «ЛИСТОЧКИ»   Листья осени тихо кружатся, Качают руками над головой вправо, влево;  Листья под ноги нам тихо ложатся. Приседают;  И под ногами шуршат, шелестят, водят руками по полу вправо, влево;  Будто опять закружиться хотят.  И под ногами шуршат, шелестят, Встают, водят руками  и по очереди и  ↑ ↓ глазами следят за движением;   будто опять закружиться хотят. Кружатся. На проигрыш бегут по кругу и в конце «собираются в букет». 5. РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «КАПЛИ»  Капля раз, капля два, Дети хлопают по коленям целыми длительностями Капли медленно сперва. Хлопают в ладоши половинными. Потом стали поспевать, Ударяют пальцами по ладони другой руки  Капля каплю догонять, четвертными. 6. КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ТУЧА»  Дети бегают по залу под тихие звуки польки. Под громкую музыку дети  быстро встают в круг, берутся за руки и двигаются приставным боковым  шагом вправо под песню.  Туча, ты туча!  Спустись пониже!  Чем туча ниже,  Тем земля ближе.  Бах! Резко приседают.  И попрыгали из тучи  Гномы – капельки воды. 36Водяные молоточки  Не забыли взять они,  Поскакали по дорожкам,  Застучали в барабан.  Скачет дождик, пляшет дождик,   Стало мокро тут и там. 7. СЛУШАНИЕ. Логопед предлагает детям отдохнуть. Звучит пьеса П.И.  Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года»), дети слушают ее с  закрытыми глазами. 37ЗАНЯТИЕ 2. «СПОР ОВОЩЕЙ» СОДЕРЖАНИЕ 1. ХОДЬБА В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ 2 УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ « НА  ОГОРОДЕ» 3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ…»   Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагают» пальчиками по столу.  Хозяйка с базара домой принесла  Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику на слово 38Петрушку и свеклу. на обеих руках   Ох!.. Хлопок.  Вот овощи спор завели на столе — попеременные удары кулачками и  ладонями   Кто лучше, вкусней и нужней на земле.   Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают пальчики на обеих руках  Петрушка иль свекла?  Ох! Хлопок.  Хозяйка тем временем ножик взяла Стучат ребром каждой ладони по столу  И ножиком этим крошить начала  Картошку, капусту, морковку, горох, загибают пальчики  Петрушку и свеклу.  Ох! Хлопок!  Накрытые крышкой, в душном горшке Ладони склад. крест­накрест на столе  Кипели, кипели в крутом кипятке  Картошка, капуста, морковка, горох, загибают пальчики  Петрушка и свекла.  Ох! Хлопок.  И суп овощной оказался не плох! 4. РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ  «КАПЛИ»  Капля раз, капля два, Дети хлопают по коленям целыми длительностями Капли медленно сперва. Хлопают в ладоши половинными. Потом стали поспевать, Ударяют пальцами по ладони другой руки  Капля каплю догонять, четвертными. 5. Массаж «КАПУСТА»  39Мы капусту рубим, рубим. Стучат по спине ребрами ладоней.  Мы морковку трём, трём. Гладят спину пальцами вверх­вниз   Мы капусту солим, солим. «Бегают пальчиками по спине.  Мы капусту жмём, жмём. «Жмут»  Сок капустный пьём, пьём. Гладят спину.  6. ПЕНИЕ.» УРОЖАЙНАЯ».  ПЕСНЯ «ЛИСТОЧКИ»   Листья осени тихо кружатся, Качают руками над головой вправо, влево;  Листья под ноги нам тихо ложатся. Приседают;  И под ногами шуршат, шелестят, водят руками по полу вправо, влево;  Будто опять закружиться хотят.  И под ногами шуршат, шелестят, Встают, водят руками  и по очереди и  ↑ ↓ глазами следят за движением;   будто опять закружиться хотят. Кружатся. На проигрыш бегут по кругу и в конце «собираются в букет». 9. КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ПИРОЖКИ»   Испекли мы пирожки Дети стоят в кругу и «лепят» пирожки  С разною начинкой:  С капустой пирог, Дети передают «пирожок» друг другу в руки, называя  С морковкой пирог, начинку, стараясь не повторяться.   Со свеклой пирог… 10. СЛУШАНИЕ. Логопед предлагает детям отдохнуть. Звучит пьеса П.И.  Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года»), дети слушают ее с  40закрытыми глазами. 41ЗАНЯТИЕ 3. «В ГОСТЯХ У ЛЕСОВИЧКА» СОДЕРЖАНИЕ Логопед загадывает детям загадку: Я загадаю вам загадку, вы тихо мне ответите, Дом со всех сторон открыт, он резною  крышей крыт. Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем.               ( Лес) Предлагает отправиться в лес за грибами. 1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «ПРОГУЛКА В ЛЕС»   В лес отправимся гулять, Дети маршируют  Будем весело шагать.   По тропиночке пойдем  Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками»   На носочки встали  И к лесу побежали. Бегут на носках  Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешаг.через «кочки»   На кочки мы не наступаем.  42И снова по дорожке   Мы весело шагаем. Маршируют. 2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА«ГРИБОЧКИ»   Как в лесу­лесочке Руки сцеплены «в замок»  Выросли грибочки. Поднимают постепенно руки вверх.  Мы корзиночки возьмем Левая рука согнута в локте наподобие корзинки,  И грибочки соберем: правой рукой «собирают в корзинку грибы».  На лесной опушке Загибают на левой руке пальцы по одному.  Красуется волнушка,  На пеньке – опята,  Дружные ребята.  А в траве – лисички,  Рыжие сестрички.  Подбоченившись стоит  Под березкой боровик.  Ну а груздь на крепкой ножке  Так и просится в лукошко! 3.УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЕМПА И РИТМА ( под детскую польку Жилинского «Танец грибов»). Логопед l­я часть музыки («Выросли грибы»). 2­я часть музыки. Повтор l­й части. 43Повтор 2­й части. Повтор l­й части («Грибы спрятались»). Дети На сильные доли каждого такта по очереди поднимаются из положения на корточках. Кружатся топающим шагом Взявшись за руки «лодочкой», покачиваются, преступая с ноги на ногу. Прижимаются спинами друг дpyгy, руки опущены вниз и сцеплены, кружатся топающим шагом. На сильные доли каждого такта садятся на корточки. 4. ПЕСНЯ «ЛИСТОЧКИ»   Листья осени тихо кружатся, Качают руками над головой вправо, влево;  Листья под ноги нам тихо ложатся. Приседают;  И под ногами шуршат, шелестят, водят руками по полу вправо, влево;  Будто опять закружиться хотят.  И под ногами шуршат, шелестят, Встают, водят руками  и по очереди и  ↑ ↓ глазами следят за движением;   будто опять закружиться хотят. Кружатся. На проигрыш бегут по кругу и в конце «собираются в букет». 445. УПРАЖНЕНИЕ «ЭХО»   Основным элементом этого упражнения является скользящая  (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из  грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом»  голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).  Кричу в лесу:  — А­а­а­у­у­у! Переход от звука [а] внизу к звуку [у] вверху.  А мне в ответ:  — А­а­а­у­у­у!  Опять кричу:  — А­а­а­у­у­у!  А мне в ответ:  — А­а­а­у­у­у!  Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У­у», «У­ о», «О­а», «А­э», «Э­ы» 6. ИГРА « ЧЕЙ КРУЖОК БЫСТРЕЕ СОБИРЕТСЯ» (под русскую  народную мелодию «Как под яблонькою»  в обработке Т.Ломовой)  7. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕТЕРОК» НА РАЗВИТИЕ  ДЛИТЕЛЬНОГО ВЫДОХА   В центр зала ставится макет березки с прикрепленными на ниточках легкими  желтыми листочками. Дети подходят к дереву и дуют на листочки, стараясь  вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с втянутыми в трубочку губами. ЗАНЯТИЕ 4. «ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО» 45(виды транспорта) 1. ХОДЬБА В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ 2. ИГРА­УПРАЖНЕНИЕ «САМОЛЕТ» НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С  ДВИЖЕНИЕМ, РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ  Руки в стороны – в полет Дети бегут на носочках по кругу,   Отправляем самолет. —расставив руки в стороны  Правое крыло вперед, Поворот через правое плечо  Левое крыло вперед, Поворот через левое плечо  Полетел наш самолет. Бегут по кругу, расставив руки в стороны. 3. ИГРА­УПРАЖНЕНИЕ«ТЕПЛОХОД» НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ, РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ  От зеленого причала — Шаг вперед, руки опущены  Оттолкнулся теплоход  Раз, два — Два шага назад  Он назад шагнул сначала.  А потом шагнул вперед — Два шага вперед  Раз, два –  И поплыл, поплыл по речке. Руки вытянуты вперед и сомкнуты –   Набирая полный ход. Движения по кругу мелкими шажками 4. ИГРА­УПРАЖНЕНИЕ «НА ШОССЕ»  По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат в руках  — Ш­ш­ш! – шуршат спокойно шины. воображаемый руль.  И шипят со злом уже: Поворачиваются и бегут по кругу в  46– Не спеш­ш­ши на вираже. обратную сторону.  Еж с мешком и посошком Наклоняются, чтобы спина стала круглой,  По шоссе идет пешком. левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу .  Над ежом кружится стриж: Встают на цыпочки, машут руками, как  — Ты куда же, еж, спешишь? крыльями, бегут по кругу.  — Прямо в город, по шоссе Опять идут, изображая ежика  Тороплюсь я, как и все.  — Будь, дружок, настороже, Опять бегут в противоположную сторону,  Не спеши на вираже! изображая стрижа. 5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ВЕСЕЛИТСЯ ДЕТВОРА»  Тр­р­п – машины загудели, «Заводят мотор» руками   Вж­ж­ж – колеса засвистели!  Отойди в сторонку, Грозят пальцем.  На площадке – гонки!  Обгоняет всех лисица Пальчиками прав.руки «бегут» по лев.руке   На машинке голубой,  А за нею кукла мчится, Пальчиками лев.руки «бегут» по прав.руке  Машет зрителям рукой.  Мишка в красном колпачке Стучат кулачками по коленям.  Едет на грузовичке.  Зайка тоже очень рад: Пальчиками «бегут» по телу вверх до шеи  Дали зайке самокат. 47Вот и финиш. Стоп. Руки скрестили на груди, похлопали  ладошками по плечам.  Ура! Руки вверх  Веселится детвора! Хлопают в ладоши. 6. ФОНОПЕДИСКОЕ И ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ«ПАРОВОЗ  ПРИВЕЗ НАС В ЛЕС»  Паровоз привез нас в лес: Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками   Чух­чух­чух! Чух­чух­чух!  Там полным­полно чудес. Удивленно произносить «М­м­м» на выдохе,  одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.   Вот идет сердитый еж: Низко наклониться, обхватив руками грудь, —  свернувшийся в клубок ежик.  Где же носик? Не поймешь. Звук и взгляд направлять соответственно по   Ф­ф­р! Ф­ф­р! Ф­ф­р! Тексту  Вот веселая пчела  Детям меда принесла:  З­з­з! З­з­з!  Села нам на локоток: Укрепление связок гортани, профилактика храпа   З­з­з! З­з­з!   Полетела на носок:  З­з­з! З­з­з!  Осу ослик испугал:  ­Й­а­а! Й­а­а! Й­а­а!  На весь лес он закричал: Медленная ходьба, руки «крылья» поднимать на   Й­а­а­! Й­а­а! Й­а­а! вдохе, опускать со звуком. 48Гуси по небу летят,  Гуси ослику гудят:  — Г­у­у! Г­у­у! Г­у­у! Г­у­у!  Г­у­у! Г­у­у! Г­у­у! Г­у­у!  Устали? Нужно отдыхать, Дети садятся на ковер и несколько раз зевают,  Сесть и сладко позевать.стимулируя тем самым гортанно­глоточный  аппарат и деятельность головного мозга. 7. ПЕСНЯ «МЧИТСЯ ПАРОВОЗ»  Мчится, мчится паровоз, чух­чух­чух­чух,  Слышен стук его колес, чух­чух­чух­чух,  Он колесами стучит, чух­чух­чух­чух,  И тихонечко ворчит, чух­чух­чух­чух.  8. «НАСОС» ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  ЗАНЯТИЕ 6. «ФЕДОРИНО ГОРЕ» (посуда) 1. ХОДЬБА В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ 2. УПРАЖНЕНИЕ «ЧАЙНИК» РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО  ВООБРАЖЕНИЯ, ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ  Я – чайник,  ворчун, хлопотун, сумасброд, Дети стоят, изогнув одну руку,  как носик чайника, другую держат на поясе;  Я вам напоказ выставляю живот. Животик надут   Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают 49— Эй, люди, я с вами почайничать хочу! Делают призывные движения правой рукой. 3 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПОСУДА» (по плану логопеда) 4. ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧАЙНИК»   Вед.: Ребята, посмотрите, чайник закипел. Давайте покажем, как закипает  чайник. Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и  делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук  Ф­Ф­Ф­Ф.  5. РАСПЕВКА «ТАРЕЛКА»   Вот тарелка для Валерки — «Рисуют» руками большой круг.  Желтые колечки. «Рисуют» — Указат. пальцами маленькие колечки  Для котлеты, для пюре, —Загибают на лев.руке пальчики прав.рукой, нач. с   Для блинов и гречки. — большого пальца. 6. РАСПЕВКА «ЧАШКА»  Чашка синяя для Мити, Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки  Чтобы чаю мог попить он, Встали, на каждое название загибают пальчики   Соку, сливок, лимонаду. Правой руки левой рукой.   Нам украсить чашку надо. Показывают, как украшают чашку точками. 7. РЕЧЕВАЯ ИГРА «КУХОННЫЙ ОРКЕСТР»   Наш повар Василий  На кухню пришел.  Он главный, он сильный,  Он – как дирижер!  Огромным половником только взмахнет –  Оркестр посудный тотчас запоет: 50Кастрюли огромные – бом­бом!  Бидоны бездонные – дон­дон!  Чашки для чая – тинь­тинь!  Сковородка большая – динь­динь!  Вилки и ложки – там­там!  Тарелки и плошки – бам­бам, бам­бам.  Оркестр играет у нас интересный,  А борщ получается – просто чудесный! 8. «ТРЯМДИ – ПЕСЕНКА» КОММУНИКАТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ  ИГРА  Дети стоят парами лицом друг к другу.  Маленькие пальчики: «Здороваются» кончиками пальцев обеих рук.  Трям­трям­трям!  Барабанят пальчики:  Трям­трям­трям!  А теперь ладошки: То же ладошками  Трям­трям­трям!   Кулачками постучим: То же осторожно кулачками  Трям­трям­трям!  По трям­трямски говорим:  — Трям­трям­трям!  Засопели носики: Касаются друг друга носиками – «здороваются»  Трям­трям­трям!  Носики­насосики:  Трям­трям­трям! 51А теперь мы улыбнулись, «Пружинка», улыбаются  Прыгнули и повернулись. Подпрыгнули на месте, покружились  Мы в Трям­трямдии живем, Хлопают в ладоши  Трямди песенки поем!  Трям­трям­трям!  9. УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ ЗАНЯТИЕ 7. «МАРЬЯ­ИСКУСНИЦА» 1. ХОДЬБА В РЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ 2. ИГРА «ШВЕЙНАЯ МАШИНА»   Дети правой рукой делают круговые вращения в кисти и локте, левая рука  как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем  движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая –  движение иголки. Движения рук производятся под ритмичное  проговаривание: «тук­тук­тук». 3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ!»   Здравствуй, солнце золотое! Дети пальцами прав.руки по очереди   Здравствуй, небо голубое!«здороваются» с пальцами лев.руки, похлопывая  Здравствуй, вольный ветерок!друг друга кончиками, нач. с больших пальцев.   Здравствуй, маленький дубок!  Мы живем в одном краю –  Всех я вас приветствую! Переплетают пальцы «замочком» и  поднимают руки над головой 524. РАСПЕВКА «ПЛАТЬЕ»   Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо­влево­ вправо­влево, держа руки на поясе.  Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.  А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка  Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику. 5. РАСПЕВКА «БРЮКИ»   Эти брюки для Илюши по 2 р.топают сначала правой ногой, потом – левой.  Сшила бабушка из плюша. Показывают, как бабушка шила брюки  Ходит в них гулять Илья, Идут по кругу, взявшись за руки.  Он большой, как ты и я. Поднимают руки  ↑ , тянутся на носочках. 6. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ВЕСЕЛЫЕ СЛОГИ»   Ла­ла­ла… Три раза хлопают в ладоши.  Мила пол мела. Имитируют.  Лу­лу­лу… Хлопают три раза в ладоши  Слава взял пилу. Имитируют.  Ул­ул­ул… Хлопают три раза в ладоши  Михаил уснул. Кладут руки под щеку.  Ща­ща­ща… Хлопают три раза в ладоши.  Наварили мы борща. Имитируют  Щи­щи­щи… Хлопают три раза в ладоши.  Щиплем щавель мы на щи. Имитируют. 7. РИТМИЧЕКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОВТОРИ, ДРУЖОК, ЗА МНОЙ»  8КОММУКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ « ПЕРЕКРЕСТНЫЙ – ТАНЕЦ» 539. УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ ЗАНЯТИЕ 8. «У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ» (домашние животные) 1. ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ 2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  «ДУДОЧКА»  3. УПРАЖНЕНИЕ «КОРОВА»   Ранним – рано поутру  Пастушок: «Ту­ру­ру­ру!»  А коровки в лад ему  Затянули: «Му­му­му!»  Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая  указательными пальцами по ноздрям.  То же самое упражнение проводится с постукиванием пальцами носогубных  складок. 4. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАСПЕВКА «КОРОВА»   «Му­му­му! – мычит корова. — Идут по кругу, сделав «рога» из указ.  пальчиков.  Забодаю Катю с Вовой. Поворачиваются лицом в центр круга, делают  по два поворота головой вправо­влево.  Вы не пьете молоко? Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо.  Убегайте далеко!» Разбегаются. 54