Дополнительная образовательная программа «Культура речи»
Оценка 4.8

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык +1
Взрослым
22.01.2018
Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время.Необходимо учить детей тому,что язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук., Цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной.Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплин.
Культура речи ганиева..docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа с.Урманаево»Азнакаевского муниципального  района РТ Принято на                                                                                      Утверждаю  педагогическом совете                                                 директор МБОУ «СОШ с.Урманаево» протокол №____ от _______                                        _____________/Г.А.Хайбуллина/                                                                        приказ №_____ от _____________________ Дополнительная образовательная программа  «Культура речи» Срок реализации: 1 год                                                                                                  Возраст обучающихся: 16­17 лет Пояснительная записка Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого  участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в  производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной  борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет  изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Данный курс направлен на  совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно  выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными  нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.В центре  внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая  основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в  освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и  тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии  речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания  важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.Для решения  практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено  некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений  в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грам­ матики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их  практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется  формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в  разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как  правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей  родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм. Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого  самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических  словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с  тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить  преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить  школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого  самосовершенствования. Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому  взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;  расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;  совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать  языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с  точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и  исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике,  создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. "Кружок культуры речи" по русскому языку в 9 классе ­ это самодеятельное объединение  учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся  систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Цель кружковых занятий ­ повышение уровня речевой культуры учащихся. Задачи  курса:  ­ привитие интереса учащихся к русскому языку; ­ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; ­ формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной  форме; ­ научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями; ­ развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений; ­ воспитание инициативы, целеустремленности; ­ повысить общую языковую культуру; ­ формирование навыков выразительного чтения; ­ развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать  свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.  Основные принципы организации кружка: ­ принцип добровольности; ­ принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом  внеклассном мероприятии по языку; ­ принцип индивидуального подхода к учащимся; ­ принцип систематичности; ­ принцип занимательности; ­ принцип укрепления связи обучения с жизнью. Организация работы кружка Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок  могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 9  класса, так и все желающие.  На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих  будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся  на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они  будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке ­ от 3 до 15 учащихся.  Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому  языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены  кружка. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка ­ 60 мин.  В результате изучения курса учащиеся должны уметь: ­ передавать мысли правильно, точно и выразительно; ­ самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал; ­ выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; ­создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом  изобразительные средства языка; ­ вести полемику, аргументировать свои суждения, приводить контраргументы;  пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с  информацией. ­  выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать  ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать  голос, убыстрять и замедлять темп речи.  По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается  уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения  занятий кружка, конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии,  интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика,  формирует творческую личность учащихся. На занятиях используются:  Лекции учителя с различными видами заданий;  Составление обобщающих таблиц и схем;  Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);  Самостоятельный отбор материала;  Работа в группах;  Проведение деловых игр и практикумов; Написание изложений и сочинений. В результате изучения курса учащиеся должны: ­систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания; ­уметь писать сочинения­доказательства на заданные темы; ­уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые). ЗНАТЬ: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические). Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ: ­соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях; ­находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях). Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: ­дать понятие о нормах языка; ­рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок; ­познакомить   с   орфоэпическими   правилами   и   составить   списки   слов,   в   которых ударение или строго фиксированное, или вариантное; ­познакомить   с   тестовыми   заданиями   и   сочинениями,   которые   доказывают необходимость обращения к теме курса. В   ходе   подготовки   к   итоговой   аттестации   рекомендуется   продумать   систему упражнений,   нацеленных   на   предварительную   проверку   и   последующую корректировку следующих умений учащихся:   умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно­популярных,   официально­деловых   текстов   различных   функционально­ смысловых типов речи;  умение понимать основную мысль прослушанного текста;  умение   понимать   отношение   автора   к   поставленной   в   прослушанном   тексте проблеме;  умение   подробно   излагать   содержание   прослушанных   художественных, публицистических,   научно­популярных,   официально­деловых   текстов   различных функционально­смысловых типов речи;  умение интерпретировать информацию звучащего текста;  умение   точно   и   полно   понимать   содержание   прочитанных   художественных, публицистических,   научно­популярных,   официально­деловых   текстов   различных функционально­смысловых типов речи;  умение понимать главную мысль прочитанного текста;  умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;  умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;  умение   комментировать   отношение   авторов   к   поставленной   в   прослушанном   и прочитанном тексте проблеме;  умение интерпретировать информацию прочитанного текста;  умение   определять   стиль   и   функционально­смысловой   тип   речи   прочитанного текста;  умение определять средства связи предложений в тексте;  умение проводить звукобуквенный анализ слова;  умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;  умение проводить морфемно­словообразовательный анализ слова;  умение определять основные способы образования слов;  умение   определять   принадлежность   слова   к   определенной   части   речи   по   его грамматическим признакам;  умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;  умение   находить   грамматическую   основу   предложения   и   определять   языковые средства её выражения;  умение   применять   знания   по   фонетике,   лексике,   морфемике,   словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;  умение   создавать   текст   в   соответствии   с   заданной   темой   и   функционально­ смысловым типом речи;  умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном   текстах,   аргументировать   его   с   привлечением   информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;  умение последовательно излагать собственные мысли;  умение   осуществлять   выбор   и   организацию   языковых   средств   в   соответствии   с темой, целью, стилем и функционально­смысловым типом речи;  умение   использовать   в   собственной   речи   разнообразные   грамматические конструкции и лексическое богатство языка;  умение   оформлять   речь   в   соответствии   с   орфографическими,   грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. Ожидаемые результаты:    осознавать роль речи в жизни людей; оценивать   некоторые   высказывания   людей   с   точки   зрения   их   уместности, тактичности в данной ситуации; объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.) реализовывать простое высказывание на заданную тему;    ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;  учиться договариваться о распределении работы в совместной деятельности;            делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. различать устное и письменное общение; различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при   взаимодействии   людей,   уместность   использования   различного   темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;  продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; распознавать и вести этикетный диалог; отличать текст от набора предложений, записанных как текст; находить по абзацным отступам смысловые части текста; выбирать   подходящий   заголовок   из   предложенных   вариантов,   придумывать заголовки к маленьким текстам; осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; Содержание программы 9 класс (34 часов) Нормативный аспект культуры речи (28 ч.)  Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского  литературного языка. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в  устном общении. Основные нормы современного литературного произношения:  произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.  Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных  слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке.  Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим  значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного  слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг (крутой,  клёвыйи т. п.) и отношение к нему. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное  построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление  предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное  согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с  обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия  грамматических форм и их стилистические и смысловые различия. Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза,  мелодика, темп и тон речи. Смысло­различительная роль каждого элемента интонации.  Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в  речевом общении. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания:  1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление  прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического  сокращения слов. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и  система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений;  2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями  сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки  препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое  членение текста. Этический аспект культуры речи (7 ч. ) Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет как компонент  культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы  вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и  поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого  общения. Особенности речевого этикета в официально­деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.  Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS­сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на  тематических чатах Интернета. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении;  их этикетная функция. Календарно­тематический план № занятия Дата Тема занятия Количество часов Нормативный аспект культуры речи  28 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Правильность речи. Правильность речи как соответствие  нормам современного русского литературного языка. Орфоэпические (произносительные и акцентологичес­ кие) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного  произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.  Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также  русских имён и отчеств.  Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические нормы. Употребление слова в строгом  соответствии с его лексическим значением — важное  условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом  его значения и стилистических свойств.  Молодёжный сленг (крутой, клёвыйи т. П.) и отношение  к нему. Грамматические нормы. Нормативное употребление  форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу  согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе  словосочетаний. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Правильное построение предложений. Нормативное  согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными  членами, а также сложноподчинённых предложений.  Синонимия грамматических форм и их стилистические и  смысловые различия. Интонационные нормы. Основные элементы интонации:  логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло­различительная роль каждого элемента  интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и  подтекста. Этикетная функция интонации в речевом  общении. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии  и основные принципы написания. Правописание морфем. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила  переноса слов. Правила графического сокращения слов. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,  включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце  предложений. 24, 25 Знаки препинания внутри простого предложения. 26 27 28 Знаки препинания между частями сложного  предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как  пунктуационный знак, передающий смысловое членение  текста. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Этический аспект культуры речи  7 ч 29 30 31 32 33 34 35. Речевой этикет как совокупность правил речевого обще­ ния. Речевой этикет как компонент культуры речи.  Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего  и для слушателя. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Особенности речевого этикета в официально­деловой,  научной и публицистической сферах общения. Основные речевые правила общения посредством  телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS­сообщения,  электронная почта, телефакс и др.). Основные правила  письменного общения в виртуальных дискуссиях,  конференциях на тематических чатах Интернета. Роль невербальных средств (мимика, жесты,  телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их  этикетная функция. Практическая работа. 1 1 1 1 1 1 1 Список использованных источников и литературы 1.Ахмадуллина Ф.Ю.,Мирошнеченко Л.В. Язык­зеркало народа. Казань,Просвещение.2009 . 2.Алеева Г.У., Русско­татарский учебный словарь глагольного управления. Казань,Татарское книжное издательство,2013 год. 3.Ахметзянова С.Ю.,Русско­татарсский глоссарий ключевых  терминов(понятий),Казань,Просвещение,2012 год. 4.Большая Российская Энциклопедия.Москва,научное издательство «Большая Российская  Энциклопедия»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Дополнительная образовательная программа  «Культура речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018