Дополнительная образовательная программа
«Шахматная школа»
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Дружинина Т.Ю.
преподаватель Никольского
музыкального отделения ПМДШИ
п. Никольский
2014 год
Пояснительная записка
Шахматы имеют огромное значение в жизни детей. Педагогические задачи, стоящие перед этой игрой, разнообразны:
· образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, память, наблюдательность, внимание;
· воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, стойкий характер; создает ситуацию успеха, тренирует умение иногда и проигрывать;
· эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Программа кружка «Шахматная школа» рассчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. Время занятий – 1 раз в неделю. Теоретические занятия перемежаются с практической работой (тренировочными упражнениями по закреплению знаний) и игровой практикой.
Учебно-тематический план
№ |
Темы |
|
|
|
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
1. |
Шахматная доска и фигуры. |
10 |
4
|
6 |
2. |
Ходы и взятие фигур. |
10 |
5
|
5 |
3. |
Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». |
8 |
3 |
5 |
4. |
Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен. |
8 |
3 |
5 |
5. |
Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебютов. |
8 |
3 |
5 |
6. |
Особенности матования короля. |
6 |
2 |
4 |
7. |
Тактические приемы и особенности их применения. |
6 |
3 |
3 |
8. |
Начальные сведения об эндшпиле. |
8 |
3 |
5 |
9. |
Начальные сведения о миттельшпиле. |
8 |
3 |
5 |
10. |
Составление задач «Мат в один ход», «Мат в два хода». |
3 |
1 |
2 |
11. |
Шахматные турниры и игровая практика. |
27 |
2
|
25 |
12. |
Итого: |
102 |
34 |
68 |
Содержание курса.
1. Шахматная доска и фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске; игровая практика (одними пешками, а затем постепенный ввод фигур).
2. Ходы и взятие фигур.
Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия. Логические связки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Рокировка, правила её выполнения.
Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами, запись ходов, игровая практика.
3. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат».
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, количество ходов.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
4. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен.
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)
5. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.
6. Особенности матования одинокого короля.
Матование двумя ладьями. Королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах, участие в турнирах.
7. Тактические приемы и особенности их применения.
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинация на мат и на достижение материального перевеса. Эстетика шахматных комбинаций.
8. Начальные сведения об эндшпиле.
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. ключевые поля. Правило квадрата. Роль оппозиции. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Активность фигур. Позиция Филидора., принцип Тарраша.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
9. Начальные сведения о миттельшпиле.
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то…». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.
Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.
10. Составление задач «Мат в один ход», «Мат в два хода».
Учащиеся индивидуально и в парах составляют задачи, а затем решают их. Конкурс на лучшую задачу.
11. Шахматные турниры.
Проводятся 3 раза в год, в них участвуют все желающие из числа обучающихся. Победители награждаются грамотами и дипломами.
На 3-й год обучения лучшие шахматисты из числа обучающихся участвуют в районных турнирах.
Первый год обучения
Программа этого года рассчитана на учащихся 2-го класса, которые не знают (или плохо знают) правила игры.
Цели:
· изучить все правила игры в шахматы
· привить стойкий интерес к этой игре.
Задачи:
· организация занятий-уроков
· организация игровой практики
· участие в шахматных турнирах для малышей.
Поурочное планирование
№ |
Темы занятий |
Сроки
|
Часы |
1. |
Организационное занятие. Что такое шахматная игра? |
сентябрь |
1 |
2. |
Знакомство с шахматной доской: вертикали, горизонтали, диагонали. |
сентябрь |
1 |
3. |
Пешка – солдатик. Её девиз: «ни шагу назад!» Играем одними пешками. |
сентябрь |
2 |
4. |
Ладья – фигура прямолинейная. |
октябрь
|
1 |
5. |
Вежливые слоны. |
октябрь
|
1 |
6. |
Конь и его ходы. Игровая практика. |
октябрь
|
1 |
7. |
Важная фигура – ферзь. Игровая практика. |
октябрь |
1 |
8. |
Король рвется в бой. Игровая практика. |
ноябрь
|
2 |
9. |
Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». |
декабрь |
2 |
10. |
Игровая практика. |
декабрь
|
2 |
11. |
Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. |
январь |
2 |
12. |
Миттельшпиль – середина игры. Игровая практика. |
январь |
2 |
13. |
Начальные сведения об эндшпиле. Игровая практика. |
февраль |
1 |
14. |
Особенности матования одинокого короля. |
февраль |
2 |
15. |
Шахматный турнир, посвященный Дню защитника отечества. |
февраль |
2 |
16. |
Решение задач «мат в один ход». |
март
|
2 |
17. |
Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. |
март |
1 |
18. |
Игровая практика. Решение задач «Мат в два хода». |
апрель |
4 |
19. |
Игровая практика. |
май
|
2 |
20. |
Итоговый шахматный турнир. |
май
|
2 |
|
Итого: |
|
34 |
Второй год обучения
Программа этого года рассчитана на учащихся 3-го класса, уже знающих правила игры и умеющих играть.
Цель:
· закрепление полученных в первый год обучения знаний, игровая практика.
Задачи:
· организация активной игровой практики
· решение задач «Мат в один ход, в два хода»
· участие в школьных соревнованиях.
Поурочное планирование
№ |
Темы занятий |
Сроки
|
Часы |
1. |
Организационное занятие. |
сентябрь
|
1 |
2. |
Повторение. |
сентябрь
|
3 |
3. |
Тактика: комбинация, фигура под угрозой. Игровая практика.
|
октябрь |
4 |
4. |
Школьный шахматный турнир. |
ноябрь
|
2 |
5. |
Решение задач «Мат в один ход». Тактика: связка, линейная атака, двойной шах. |
ноябрь |
2 |
6. |
Случаи ничьей: пат, два короля. Тактика: перегрузка, жертва. Игровая практика. |
декабрь |
2 |
7. |
Новогодний шахматный турнир. |
декабрь
|
2 |
8. |
Рокировка. Примеры матовых позиций. Игровая практика. |
январь |
3 |
9. |
Решение задач «Найди правильный ход». «Спертый» мат. Игровая практика. |
февраль |
2 |
10. |
Школьный шахматный турнир, посвященный Дню защитника отечества. |
февраль |
2 |
11. |
Стратегия: позиционная игра; сила, пространство и время; важная роль центра. Игровая практика. |
март |
3 |
12. |
Шахматы и компьютер. Стратегия: открытые и закрытые позиции; пешечная структура; защита короля. Игровая практика. |
апрель |
4 |
13. |
Игровая практика, разбор ситуаций, позиций. Суждение. |
май |
2 |
14. |
Итоговый шахматный турнир. |
май
|
2 |
|
Итого: |
|
34
|
Третий год обучения
Программа 3-го года обучения рассчитана на учащихся 4-го класса, уже довольно хорошо владеющих игрой.
Цель:
· углубление знаний, достижение хороших результатов на соревнованиях.
Задачи:
· организация обширной игровой практики;
· решение задач и этюдов;
· участие в районных и поселковых соревнованиях.
Поурочное планирование
№ |
Темы занятий |
Сроки
|
Часы |
1. |
Организационное занятие. |
сентябрь
|
1 |
2. |
Игровая практика. |
сентябрь
|
3 |
3. |
Игровая практика, разбор ситуаций. |
октябрь |
4 |
4. |
Школьный шахматный турнир. |
ноябрь
|
2 |
5. |
Решение задач «Мат в два хода». Партия и её составляющие. Игровая практика. |
ноябрь |
2 |
6. |
Планирование партии. Признание поражения. Игровая практика, разбор партий. |
декабрь |
2 |
7. |
Участие в районном или поселковом зимнем турнире. |
декабрь |
2 |
8. |
Дебюты. Основные цели, связка в дебюте. Решение задач-многоходовок. |
январь |
2 |
9. |
Запись ходов, знаки шахматной нотации. Эндшпиль. Оппозиция. |
февраль |
2 |
10. |
Школьный шахматный турнир, посвященный Дню защитника отечества. |
февраль |
2 |
11. |
Шахматная нотация. Легкофигурные окончания. Игровая практика. |
март |
2 |
12. |
Весенний шахматный турнир. |
март
|
2 |
13. |
Игровая практика. Ладья и пешка против ладьи. |
апрель |
4 |
14. |
Составление учащимися и решение задач «мат в два хода», «мат в один ход». |
май |
2 |
15. |
Консультационная партия. Шахматные часы. Поселковый шахматный турнир, посвященный Дню Победы. |
май |
2 |
Используемая литература
1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991.
2. Горняк Ю.Ю. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1982.
3. Зак В, Длуголенский Я.Отдать, чтобы найти. Ленинград: Детская литература, 1988.
4. Мацукевич А.А. Принцип ограничения. М.: Физкультура и спорт, 1982.
5. Притчард Дэвид. Шахматы. Учебник для начинающих. М.: Астрель*АСТ, 2007.
6. Рети Рихард. Современный учебник шахматной игры. М.: Физкультура и спорт, 1981.
7. Сухин И. Приключения в шахматной стране. М.: Педагогика, 1991.
8. Суэтин А.С. Как играть дебют. М.: Физкультура и спорт, 1981.
9. Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе //Начальное образование. 2006. №4.
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.