Дополнительная образовательная программа «Шахматная школа» (для детей 8-10 лет)
Оценка 5

Дополнительная образовательная программа «Шахматная школа» (для детей 8-10 лет)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +2
2 кл—11 кл +1
11.01.2017
Дополнительная образовательная программа «Шахматная школа» (для детей 8-10 лет)
Программа кружка «Шахматная школа» рассчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. Срок реализации программы - 3 года. Время занятий – 1 раз в неделю. Теоретические занятия перемежаются с практической работой (тренировочными упражнениями по закреплению знаний) и игровой практикой. Очень важны малышковые тематические шахматные турниры, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.
Программа Шахматная школа.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Шахматная школа»

Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Дружинина Т.Ю.

                                                         преподаватель Никольского

                                                                   музыкального отделения ПМДШИ

 

п. Никольский

2014 год

 

Пояснительная записка

Шахматы имеют огромное значение в жизни детей. Педагогические задачи, стоящие перед этой игрой, разнообразны:

·                          образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, память, наблюдательность, внимание;

·                          воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, стойкий характер; создает ситуацию успеха, тренирует умение иногда и проигрывать;

·                          эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Программа кружка «Шахматная школа» рассчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. Время занятий – 1 раз в неделю. Теоретические занятия перемежаются с практической работой (тренировочными упражнениями по закреплению знаний) и игровой практикой.

Учебно-тематический план

 

Темы

 

 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

1.

Шахматная доска и фигуры.

10

4

 

6

2.

Ходы и взятие фигур.

10

5

 

5

3.

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат».

8

3

5

4.

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен.

8

3

5

5.

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебютов.

8

3

5

6.

Особенности матования                                                                             короля.

6

2

4

7.

Тактические приемы      и особенности их применения.

6

3

3

8.

Начальные сведения об эндшпиле.

8

3

5

9.

Начальные сведения о миттельшпиле.

8

3

5

10.

Составление задач «Мат в один ход», «Мат в два хода».

3

1

2

11.

Шахматные турниры и игровая практика.

27

2

 

25

12.

Итого:

102

34

68

 

Содержание курса.

1.     Шахматная доска и фигуры.

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске; игровая  практика (одними пешками, а затем постепенный ввод фигур).

2.     Ходы и взятие фигур.

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия.  Логические связки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Рокировка, правила её выполнения.

Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами, запись ходов, игровая практика.

3.     Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат».

Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, количество ходов.

Практическая работа: решение упражнений на постановку  мата и пата в различное количество ходов.

4.     Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен.

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)

5.     Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.

Понятие     о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.

6.     Особенности матования одинокого короля.

Матование двумя ладьями. Королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах, участие в турнирах.

7.     Тактические приемы и особенности их применения.

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинация на мат и на достижение материального перевеса. Эстетика шахматных комбинаций.

8.     Начальные сведения об эндшпиле.

Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. ключевые поля. Правило квадрата. Роль оппозиции. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Активность фигур. Позиция Филидора., принцип Тарраша.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

9.     Начальные сведения о миттельшпиле.

Понятие о варианте. Логическая связка «если, то…». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости.   Позиция короля. Атака на короля.     Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.

 Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.                          

10. Составление задач «Мат в один ход», «Мат в два хода».

Учащиеся индивидуально и в парах составляют задачи, а затем решают их. Конкурс на лучшую задачу.

11. Шахматные турниры.

Проводятся 3 раза в год, в них участвуют все желающие из числа обучающихся. Победители награждаются грамотами и дипломами.

На 3-й год обучения лучшие шахматисты из числа обучающихся участвуют в районных турнирах.

 

Первый год обучения

 

Программа этого года рассчитана на учащихся 2-го класса, которые не знают (или плохо знают) правила игры.

 

Цели:

·                          изучить все правила игры в шахматы

·                          привить стойкий интерес к этой игре.

 

Задачи:

·                          организация занятий-уроков

·                          организация игровой практики

·                          участие в шахматных турнирах  для малышей.

 

Поурочное планирование

 

Темы занятий

Сроки

 

Часы

1.

Организационное занятие. Что такое шахматная игра?

сентябрь

1

2.

Знакомство с шахматной доской: вертикали, горизонтали, диагонали.

сентябрь

1

3.

Пешка – солдатик. Её девиз: «ни шагу назад!» Играем одними пешками.

сентябрь

2

4.

Ладья – фигура прямолинейная.

октябрь

 

1

5.

Вежливые слоны.

октябрь

 

1

6.

Конь и его ходы. Игровая практика.

октябрь

 

1

7.

Важная фигура – ферзь. Игровая практика.

октябрь

1

8.

Король рвется в бой. Игровая практика.

ноябрь

 

2

9.

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат».

декабрь

2

10.

Игровая практика.

декабрь

 

2

11.

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.

январь

2

12.

Миттельшпиль – середина игры.  Игровая практика.

январь

2

13.

Начальные сведения об эндшпиле. Игровая практика.

февраль

1

14.

Особенности матования одинокого короля.

февраль

2

15.

Шахматный турнир, посвященный Дню защитника отечества.

февраль

2

16.

Решение задач «мат в один ход».

март

 

2

17.

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен.

март

1

18.

Игровая практика. Решение задач «Мат в два хода».

апрель

4

19.

Игровая практика.

май

 

2

20.

Итоговый шахматный турнир.

май

 

2

 

Итого:

 

34

 

 

Второй год обучения

 

Программа этого года рассчитана на учащихся 3-го класса, уже знающих правила игры и умеющих играть.

Цель:

·                          закрепление полученных в первый год обучения знаний, игровая практика.

Задачи:

·                          организация активной игровой практики

·                          решение задач «Мат в один ход, в два хода»

·                          участие в школьных соревнованиях.

 

Поурочное планирование

 

Темы занятий

Сроки

 

Часы

1.

Организационное занятие.

сентябрь

 

1

2.

Повторение.

сентябрь

 

3

3.

Тактика: комбинация, фигура под угрозой. Игровая практика.

 

октябрь

4

4.

Школьный шахматный турнир.

ноябрь

 

2

5.

Решение задач «Мат в один ход». Тактика: связка, линейная атака, двойной шах.

ноябрь

2

6.

Случаи ничьей: пат, два короля. Тактика: перегрузка, жертва. Игровая практика.

декабрь

2

7.

Новогодний шахматный турнир.

декабрь

 

2

8.

Рокировка. Примеры матовых позиций. Игровая практика.

январь

3

9.

Решение задач «Найди правильный ход». «Спертый» мат. Игровая практика.

февраль

2

10.

Школьный шахматный турнир, посвященный Дню защитника отечества.

февраль

2

11.

Стратегия: позиционная игра; сила, пространство и время; важная роль центра. Игровая практика.

март

3

12.

Шахматы и компьютер. Стратегия: открытые и закрытые позиции; пешечная структура; защита короля. Игровая практика.

апрель

4

13.

Игровая практика, разбор ситуаций, позиций. Суждение.

май

2

14.

Итоговый шахматный турнир.

май

 

2

 

Итого:

 

34

 

 

 

 

Третий год обучения

 

Программа 3-го года обучения рассчитана на учащихся 4-го класса, уже довольно хорошо владеющих игрой.

Цель:

·                          углубление знаний, достижение хороших результатов на соревнованиях.

Задачи:

·                          организация обширной игровой практики;

·                          решение задач и этюдов;

·                          участие в районных и поселковых соревнованиях.

 

 

Поурочное планирование

 

Темы занятий

Сроки

 

Часы

1.

Организационное занятие.

сентябрь

 

1

2.

Игровая практика.

сентябрь

 

3

3.

Игровая практика, разбор ситуаций.

октябрь

4

4.

Школьный шахматный турнир.

ноябрь

 

2

5.

Решение задач «Мат в два хода». Партия и её составляющие. Игровая практика.

ноябрь

2

6.

Планирование партии. Признание поражения. Игровая практика, разбор партий.

декабрь

2

7.

Участие в районном или поселковом зимнем турнире.

декабрь

2

8.

Дебюты. Основные цели, связка в дебюте. Решение задач-многоходовок.

январь

2

9.

Запись ходов, знаки шахматной нотации. Эндшпиль. Оппозиция.

февраль

2

10.

Школьный шахматный турнир, посвященный Дню защитника отечества.

февраль

2

11.

Шахматная нотация. Легкофигурные окончания. Игровая практика.

март

2

12.

Весенний шахматный    турнир.

март

 

2

13.

Игровая практика. Ладья и пешка против ладьи.

апрель

4

14.

Составление учащимися и решение задач «мат в два хода», «мат в один ход».

май

2

15.

Консультационная партия. Шахматные часы. Поселковый шахматный турнир, посвященный Дню Победы.

май

2

 

 

 

 

Используемая литература

1.     Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991.

2.     Горняк Ю.Ю. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1982.

3.     Зак В, Длуголенский Я.Отдать, чтобы найти. Ленинград: Детская литература, 1988.

4.     Мацукевич А.А. Принцип ограничения. М.: Физкультура и спорт, 1982.

5.     Притчард Дэвид. Шахматы. Учебник для начинающих. М.: Астрель*АСТ, 2007.

6.     Рети Рихард. Современный учебник шахматной игры. М.: Физкультура и спорт, 1981.

7.     Сухин И. Приключения в шахматной стране. М.: Педагогика, 1991.

8.     Суэтин А.С. Как играть дебют. М.: Физкультура и спорт, 1981.

9.     Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе //Начальное образование. 2006. №4.


10.

Дополнительная образовательная программа «Шахматная школа»

Дополнительная образовательная программа «Шахматная школа»

Пояснительная записка Шахматы имеют огромное значение в жизни детей

Пояснительная записка Шахматы имеют огромное значение в жизни детей

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен

Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами, запись ходов, игровая практика

Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами, запись ходов, игровая практика

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё

Цели: · изучить все правила игры в шахматы · привить стойкий интерес к этой игре

Цели: · изучить все правила игры в шахматы · привить стойкий интерес к этой игре

Решение задач «мат в один ход»

Решение задач «мат в один ход»

Случаи ничьей: пат, два короля

Случаи ничьей: пат, два короля

Поурочное планирование №

Поурочное планирование №

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017