Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
администрации +1
Взрослым
31.01.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Данная программа рассчитана на два года обучения с детьми 8-16 лет. В программе раскрываются принципы организации работы по вольной борьбе. Программа включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение программы. Материал будет интересен педагогам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. При разработке программы был использован собственный опыт работы в дополнительном образовании.
вольная борьба.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   «Вольная   борьба»   имеет  физкультурно­спортивную   направленность. Программа   составлена на основе Типового плана­проспекта учебной программы для ДЮСШ, утвержденного приказом Госкомспорта РФ № 390 от 28.06.2001 г. Программа направлена для привлечения занятий вольной борьбой.  Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным подвижным играм пришли не менее увлекательные ­   компьютерные.         Это вызывает озабоченность: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Борьба всегда   являлась   неотъемлемой   частью   культур   многих   народов   и   одним   из   традиционных способов   выявления   сильнейших.   Вольная   борьба   является   не   только   видом   спорта,   но   и средством   оздоровления   организма.   Через   занятия   вольной   борьбой   ребенок   получает уникальную   возможность   максимально   проявить   собственную   активность   и   творчество, ликвидировать  дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний – что является актуальностью программы.  При разработке образовательной программы был использован собственный опыт, опыт обучения   и   тренировки   спортсменов   борцов   международного   класса,   практические рекомендации и различные литературные данные по вопросам истории физической культуры, физиологии и педагогики, спортивной медицины, гигиены и психологии. Цель программы:          Способствовать самосовершенствованию личности, формированию здорового образа жизни, развитию   физических,   интеллектуальных   и   нравственных     качеств,   достижению   уровня спортивных   успехов   сообразно   способностям,   творческому   развитию   и   профессиональному самоопределению. Цель подготовки борцов заключается в достижении физического и нравственного совершенства. Для   достижения   данной   цели   необходимо   решить   четыре   группы   задач   ­   обучающие, воспитательные, оздоровительные. Задачи: Обучающие: ­ изучение техники и тактики борьбы ­ получение знаний по анатомии, физиологии, биомеханике физических упражнений, гигиене ­ овладение двигательной культурой вольной борьбы ­ овладение навыками противоборства с противниками ­ овладение инструкторскими и судейскими навыками Развивающие: ­развитие личности ­ утверждение здорового образа жизни Воспитательные: ­ воспитание физических, морально­этических и волевых качеств ­ воспитание трудолюбия,  ­воспитание чувства ответственности перед коллективом,  сознательного и добросовестного  отношения к своим обязанностям,  ­воспитание уважения к старшим, организованности и дисциплины. ­ Оздоровительные: ­ привитие навыков гигиены и самоконтроля. ­ укрепление здоровья занимающихся ­ повышение уровня физического развития, ­ профилактика вредных привычек   В   детское   объединение   принимаются   обучающиеся   8­16   лет,  имеющие   желание заниматься данным видом спорта. Набор детей в   ЦРТДиЮ,   для   обучения по   программе «Вольная   борьба»,   осуществляется   согласно   заявления   родителей,   а   так   же   при   наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка.  Формирование   групп  осуществляется   в  начале   учебного  года,     согласно   Устава   ЦРТДиЮ   и санитарно­эпидемиологических   правил   и   требований   к   наполняемости   учебных   групп. Количественный состав групп ­ 10­12 человек.  Срок реализации программы ­ 2 года. Для обучающихся предусмотрены занятия 3 раза в неделю по 2 академическому часу­ 216 часов в год. Форма и режим занятий Занятия по освоению теоретического материала программы проводятся в виде бесед, пояснений преподаватя на практических занятиях.   Наиболее предпочтительным средством   подготовки является   учебная   схватка   с   конкретными   заданиями.   Практические   занятия   состоят   из следующих   разделов:   общая   и   специальная   физическая   подготовка;   изучение   и совершенствование техники и тактики вольной борьбы; инструкторская и судейская практика; испытания по выполнению контрольных нормативов. Для   перевода   на   следующий   год   обучения   обучающиющиеся   должны   выполнить установленные нормативные требования данной программы. В процессе занятий занимающиеся должны приобрести теоретические знания, навыки по технике и тактике ведения спортивной борьбы,   необходимые для ведения работы в качестве инструктора­общественника и судейства соревнований по вольной борьбе. ОЖИДАЕМЫЙ   РЕЗУЛЬТАТ:    В конце 1 года обучения обучающиеся будут знать: 1.Правила техники безопасности и поведения на тренировке 2.Правила борьбы  3.Историю вольной борьбы и выдающихся спортсменов 4. Навыки гигиены и самоконтроля 5. Элементы техники и тактики вольной борьбы В конце первого года обучения ребята будут уметь:  1. Оказывать первую помощь при получении травм. 2.Пользоваться основами техники выполнения физических упражнений, ведения единоборств; 3.Выполнять технику и тактику вольной борьбы 4.Выполненять требования по общей и специальной физической подготовке, соответствующие возрастной группы. 5. Выполнить на оценку прием, защиту, контрприем, комбинации технических действий в стойке  и партере в соответствии с программным материалом каждого года обучения.  6. Выполнять различные упражнения повышенной трудности, требующие проявления волевых  качеств. 7. Управлять своим психическим состоянием В конце второго года обучения ребята будут знать:  1 .Правила техники безопасности и поведения на тренировке.  2.Правила  инструкторской и судейской практики.  3.Современное состояние и ситуацию в чемпионатах России и зарубежных стран. В конце второго года обучения ребята будут уметь:  1.Проводить учебную и соревновательную схватку с выполнением заданий и установок тренера. 2.Приобретут   соревновательный   опыт   путем   участия   в   соревнованиях;   областных,   региональных 3.Владеть основами техники и тактики вольной борьбы; 4.Выполнять   нормативные   требования   по   физической   подготовке   и   специальной   подготовке соответствующей возрастной группы; 5.   Проводить   тренировочные   и   соревновательные   схватки   с   учетом     тактического   плана, предусматривающего особенности возможных соперников 6.Управлять и регулировать эмоциональные состояния, настраиваться на схватку с различными противниками 7. Обладать хорошей психологической устойчивостью к воздействиям неблагоприятных  факторов (необъективное решение судей, травмы, проигрыш по баллам в схватке, отрицательная реакция зрителей и т.д.). ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ  Показателями освоения образовательной программы в полном объеме являются выполнение обучающимися  комплексных контрольно­переводных нормативов (КПН). Система нормативов последовательно   охватывает   весь   период   обучения.   Состав   нормативов   изменяется   в зависимости   от   этапа   обучения,   с   учетом   возрастных   и   половых   особенностей.    Оценка результативности  работы будет определяться   массовостью занимающихся, а также местами, которые будут занимать детские команды на районных и областных соревнованиях.   Уровень физического   развития   определяется   в   начале   и   конце   учебного   года   на   основе   анализа   с помощью тестов. По основным темам проводится тестирование умений и навыков. Учитывается стабильность   состава   занимающихся,   динамика   индивидуальных   показателей   развития физических качеств занимающихся,  уровень освоения основ гигиены и самоконтроля, освоение теоретического   раздела   программы.  В   конце   года   проводится   итоговая   аттестация,   где определяется уровень освоения содержания программы (минимальный, базовый, повышенный, творческий). Формы проведения психологически щадящие. Учебно­тематический план 1­й год обучения Тема занятия Кол­во часов Теория Практика                                                         Вводное занятие                                                               Сн ятие антропометрических данных. Тестирование                                                              Сп ец. упражнения борца. Акробатические упражнения   Приемы борьбы в стойке                                                                    Способы защиты от переводов и сбиваний                                                                    Контрприемы против переводов и сбиваний в партере                                                           Приемы борьбы в партере.  Переводы и накаты Переворот рычагом, забеганием в стойке головы Переворот переходом захватом руки   4 6 30 30 30 26 30 30 20 3 1 1 2 2 1 1 5 30 29 28 24 29 30 20 № п\п 1 2 3 4 5 6  7  8      9 на ключ                                                               Ит оговое занятие 10 Итого 10 216 1 11 9 205 Содержание  1.Вводное занятие Борьба   –   старейший   самобытный   вид   физических   упражнений.   Широкое   отображение   ее   в исторических летописях и памятниках народного эпоса. Виды и характер самобытный борьбы у различных народов нашей страны. Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта. Личная   гигиена   борца.   Формы   и   организация   занятий.   Правила   поведения.   рациональный распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. 2.Снятие антропометрических данных. Тестирование Снятие антропометрических данных и динамометрия. 3. Спец. упражнения борца. Акробатические упражнения Понятия об основных физических качествах человека: силе, выносливости, быстроте, гибкости и ловкости. Роль физических качеств в подготовке борца.Спортивный характер и его роль в достижении победы над собой и соперником.Умение терпеть как основное проявление воли. Правила   поведения   в   спортивном   коллективе.Кувырки   и   перевороты.   Упражнения   на борцовском мосту и в партере (пирамида). Изучение стоек и передвижений. Упражнения в парах и с отягощением. Отработка приемов. 4. Приемы борьбы в стойке Причины возникновения спортивных травм на занятиях по борьбе. Роль тактики в спортивной борьбе.   Элементы   тактики:   маневрирование,   смена   захватов   и   направлений   передвижения, выведение   из   равновесия,   комбинации   технических   действий.   Простейшие   тактические подготовки   к   проведению   приемов.   Базовые   приемы:   переводы,   сбивания,   броски.   Способы защиты. Возможные контр.действия. Отработка приемов 5. Способы защиты от переводов и сбиваний  Просмотр соревнований по спортивной борьбе с регистрацией технико­тактических действий. Выявление   ошибок,   оригинальных   приемов   и   тактических   действий   борцов,   анализ индивидуальных   особенностей   в   технике   выполнения   различных   приемов   и   комбинаций   у отдельных борцов. Смещение, выседы и уклоны, отработка приемов. 6. Контрприемы против переводов и сбиваний в партере Контрпириемы на опережение, на разрыв захвата, на переход в вектор атаки 7. Приемы борьбы в партере. Переводы и накаты Приемы связанные с захватом рук; головы; головы и рук; с захватом ног; ног и туловища. 8. Переворот рычагом, забеганием в сторону головы  Защита от приемов борьбы в партере. Построение на освобождение от захвата. Построение на  использование вектора атакующего. 9. Переворот переходом захватом руки на ключ Учебно­тренировочные схватки в полной координации и по заданию в использованию  технических действий. 10. Итоговое занятие Выполнение спецупражнений борца на оценку и на скорость. Учебно­тренировочные схватки с  выполнением конкретного задания. Учебно­тематический план 2­й год обучения № п\п Тема занятия Кол­во часов Теория Практика 1 2 3 4 5 6                                                         Вводное занятие                                                               Сн ятие антропометрических данных. Динамометрия. Спирометрия.                                                              Сп ец. упражнения борца на скорость. Упражнения с партнером.   Приемы борьбы в стойке. Броски подворотом и мельницы.                                                                    Способы защиты от бросков. Тактические и силовые способы.                                                                    Контрприемы против бросков подворотом и мельницей  7                                                           Приемы борьбы в партере.  Полунакат с различных захватов. 4 4 20 40 40 30 40 2 1 1 2 4 19 40 40 30 39 Накат классический Перевороты захватом ног, захватом ног и туловища Перевороты зацепами и переходами.   Защита и контрдействия                                                               Ит оговое занятие  8      9 10 16 10 12 16 10 12 Итого 216 4 212 1.Вводное занятие Общее   понятие   о   гигиене   физической   культуры   и   спорта.   Личная   гигиена   борца.   Формы   и организация   занятий.   Правила   поведения.   Влияние   систематических   занятий   физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости,   гибкости,   выносливости,   формирование   правильной   осанки   и   гармонического телосложения, повышение умственной и физической работоспособности. 2.Снятие антропометрических данных. Динамометрия. Спирометрия.            Снятие антропометрических данных и динамометрия. Определение понятия «физическое развитие». Основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки, плеча, бедра, голени; кистевая и становая динамометрия; жизненная емкость легких; осанка, состояние костного скелета, мускулатуры, кожи; жироотложения, пропорции тела и др.. Влияние занятий борьбой на физическое развитие подростка.                                     3.Спец. упражнения борца на скорость. Упражнения с партнером. Акробатические   упражнения   на   повышенной   скорости.   Спецупражнения   с   партнером. Спецупражнения с отягощением.  Запрещенные   действия   в   борьбе.   Техника   безопасности   при выполнении   различных   общеподготовительных   и   специально­подготовительных   упражнений борца. Страховка и помощь. Практические задания борцу, план ведения схватки с определенным противником. 4.Приемы борьбы в стойке. Броски подворотом и мельницы. Причины возникновения спортивных травм на занятиях по борьбе: Элементы техники борьбы: основные положения борца, способы передвижения, захваты, блоки и упоры, приемы. Броски подворотом, через спину, через бедро, вертушки, броски мельницей, через плечи, через грудь.  5.Способы защиты от бросков. Тактические и силовые способы. Составление тактического плана схватки на основе анализа мастерства возможных противников и   с   учетом   физической,   технической,   тактической,   психологической   подготовленности. Страховка при бросках. Уходы от захватов. Навязывание своих захватов. 6. Контрприемы против бросков подворотом и мельницей Анализ отдельных пунктов правил и сложных положений,  встречающихся  в схватке. Оценка борьбы в «зоне пассивности», на краю ковра и уклонение от борьбы. Особенности организации и проведения соревнований Уходы в сторону захвата. Накрывания и прихвыхваты. 7. Приемы борьбы в партере. Полунакат с различных захватов. Накат классический. Просмотр, анализ и обсуждение видеозаписей соревнований с участием сильнейших борцов. Полунакаты с различными захватами и различными способами  тактической подготовки. Накат классический, с мостом и со сменой захвата. 8. Перевороты захватом ног, захватом ног и туловища Взаимосвязь   технической   и   физической   подготовки.   Понятия   «базовая   техника», «индивидуальная техника», «коронная техника». Задачи, средства и методы совершенствования индивидуального технического мастерства борца. Переворот Али­Алиева, «ножницы с дальней ногой из под атакующего» 9. Перевороты зацепами и переходами. Защита и контрдействия Перевороты   перехода   зацепами,   разноименной   и   обноименной   ногой,   разноименной   и одноименной руки на ключ. 10.Итоговое занятие Учебно­тренировочные схватки. КПЭн. Методическое обеспечение программы дополнительного образования Дидактический материал Диски с записями соревнований по вольной борьбе. Таблицы уровней физического развития. Нормативы выполнения технических приемов. Таблицы с тестами. Инвентарь. Борцовский ковер,  зуммер, весы, секундомеры, палки, скакалки, набивные мячами, гантели. Методы, используемые в процессе обучения Общедидактические методы: 1.Наглядные   методы  формируют   представления   о   движении,   чувственные   восприятия   и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности.  2.Словесные   методы  активизируют   сознание   ребенка,   способствуют   более   глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных   ситуациях. 3.Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений. Практические методы жестко регламентированы. Для   обучения     вольной   борьбе   применяются   следующие  специфические  методы: 1.Методы   использования   слова   и   наглядного   воздействия  широко   применяются   в практических и теоретических занятиях. Их функции  многообразны: от сообщения обучаемым общетеоретических   знаний   и  конкретной   постановки   задачи   на   занятиях   до   оценки   качества овладения техническими приемами и тактическими действиями.                                   2.Метод сопряженного   воздействия   обеспечивает   взаимодействие физической подготовки с технико­тактической. Он способствует развитию специальных физических качеств во время отработки приемов.  3.Расчлененный   метод  ­  это   поочередное   разучивание   отдельных   элементов   действия. Применяется в начальной стадии обучения в тактике, при исправлении  ошибок, возможных при неправильном выполнении технического элемента.  4.Круговой   метод  ­  это   общеорганизационно­методическая   форма   занятий, некоторые   частные   методы   выполнения   строго регламентированного упражнения. Основу  включающая круговой тренировки составляет серийное повторение упражнений, подобранных и объединенных в   комплекс,  выполняемых   в   порядке   последовательного   перехода   «от   станции   к  станции», которые располагаются по замкнутому кругу.   5.Игровой   метод   применяется     при   проведении   занятий   по   физической   подготовке.   Он обязывает   выполнять   конкретные   технические   и   тактические   действия.   А   также   позволяет проводить обучение на фоне   высокого   эмоционального   начала,   способствует выявлению индивидуальных   особенностей   обучающихся.   Используется   как   при   начальном   обучении движениям, так и при комплексном совершенствовании двигательных способностей. 6.Соревновательный метод является способом стимулирования деятельности борца.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018