Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
администрации +1
Взрослым
31.01.2018
Данная программа рассчитана на два года обучения с детьми 8-16 лет. В программе раскрываются принципы организации работы по вольной борьбе. Программа включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение программы. Материал будет интересен педагогам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. При разработке программы был использован собственный опыт работы в дополнительном образовании.
вольная борьба.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Вольная борьба» имеет физкультурноспортивную направленность.
Программа составлена на основе Типового планапроспекта учебной программы для ДЮСШ,
утвержденного приказом Госкомспорта РФ № 390 от 28.06.2001 г. Программа направлена для
привлечения занятий вольной борьбой.
Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену
увлекательным подвижным играм пришли не менее увлекательные компьютерные. Это
вызывает озабоченность: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ
жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Борьба
всегда являлась неотъемлемой частью культур многих народов и одним из традиционных
способов выявления сильнейших. Вольная борьба является не только видом спорта, но и
средством оздоровления организма. Через занятия вольной борьбой ребенок получает
уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество,
ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных
эмоций и переживаний – что является актуальностью программы.
При разработке образовательной программы был использован собственный опыт, опыт
обучения и тренировки спортсменов борцов международного класса, практические
рекомендации и различные литературные данные по вопросам истории физической культуры,
физиологии и педагогики, спортивной медицины, гигиены и психологии.
Цель программы:
Способствовать самосовершенствованию личности, формированию здорового образа жизни,
развитию физических, интеллектуальных и нравственных
качеств, достижению уровня
спортивных успехов сообразно способностям, творческому развитию и профессиональному
самоопределению.
Цель подготовки борцов заключается в достижении физического и нравственного совершенства.
Для достижения данной цели необходимо решить четыре группы задач обучающие,
воспитательные, оздоровительные.
Задачи:
Обучающие:
изучение техники и тактики борьбы получение знаний по анатомии, физиологии, биомеханике физических упражнений, гигиене
овладение двигательной культурой вольной борьбы
овладение навыками противоборства с противниками
овладение инструкторскими и судейскими навыками
Развивающие:
развитие личности
утверждение здорового образа жизни
Воспитательные:
воспитание физических, моральноэтических и волевых качеств
воспитание трудолюбия,
воспитание чувства ответственности перед коллективом, сознательного и добросовестного
отношения к своим обязанностям,
воспитание уважения к старшим, организованности и дисциплины.
Оздоровительные:
привитие навыков гигиены и самоконтроля.
укрепление здоровья занимающихся
повышение уровня физического развития,
профилактика вредных привычек
В детское объединение принимаются обучающиеся 816 лет, имеющие желание
заниматься данным видом спорта. Набор детей в ЦРТДиЮ, для обучения по программе
«Вольная борьба», осуществляется согласно заявления родителей, а так же при наличии
медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка.
Формирование групп осуществляется в начале учебного года, согласно Устава ЦРТДиЮ и
санитарноэпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп.
Количественный состав групп 1012 человек.
Срок реализации программы 2 года. Для обучающихся предусмотрены занятия 3 раза в неделю
по 2 академическому часу 216 часов в год.
Форма и режим занятий
Занятия по освоению теоретического материала программы проводятся в виде бесед, пояснений
преподаватя на практических занятиях. Наиболее предпочтительным средством подготовки
является учебная схватка с конкретными заданиями. Практические занятия состоят из
следующих разделов: общая и специальная физическая подготовка; изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы; инструкторская и судейская практика;
испытания по выполнению контрольных нормативов.
Для перевода на следующий год обучения обучающиющиеся должны выполнить
установленные нормативные требования данной программы.
В процессе занятий занимающиеся должны приобрести теоретические знания, навыки по
технике и тактике ведения спортивной борьбы, необходимые для ведения работы в качестве
инструктораобщественника и судейства соревнований по вольной борьбе.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В конце 1 года обучения обучающиеся будут знать:
1.Правила техники безопасности и поведения на тренировке
2.Правила борьбы
3.Историю вольной борьбы и выдающихся спортсменов
4. Навыки гигиены и самоконтроля
5. Элементы техники и тактики вольной борьбы
В конце первого года обучения ребята будут уметь:
1. Оказывать первую помощь при получении травм.
2.Пользоваться основами техники выполнения физических упражнений, ведения единоборств;
3.Выполнять технику и тактику вольной борьбы
4.Выполненять требования по общей и специальной физической подготовке, соответствующие
возрастной группы.
5. Выполнить на оценку прием, защиту, контрприем, комбинации технических действий в стойке
и партере в соответствии с программным материалом каждого года обучения.
6. Выполнять различные упражнения повышенной трудности, требующие проявления волевых
качеств.
7. Управлять своим психическим состоянием
В конце второго года обучения ребята будут знать:
1 .Правила техники безопасности и поведения на тренировке.
2.Правила инструкторской и судейской практики.
3.Современное состояние и ситуацию в чемпионатах России и зарубежных стран. В конце второго года обучения ребята будут уметь:
1.Проводить учебную и соревновательную схватку с выполнением заданий и установок тренера.
2.Приобретут соревновательный опыт путем участия в
соревнованиях;
областных, региональных
3.Владеть основами техники и тактики вольной борьбы;
4.Выполнять нормативные требования по физической подготовке и специальной подготовке
соответствующей возрастной группы;
5. Проводить тренировочные и соревновательные схватки с учетом тактического плана,
предусматривающего особенности возможных соперников
6.Управлять и регулировать эмоциональные состояния, настраиваться на схватку с различными
противниками
7. Обладать хорошей психологической устойчивостью к воздействиям неблагоприятных
факторов (необъективное решение судей, травмы, проигрыш по баллам в схватке, отрицательная
реакция зрителей и т.д.).
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ
Показателями освоения образовательной программы в полном объеме являются выполнение
обучающимися комплексных контрольнопереводных нормативов (КПН). Система нормативов
последовательно охватывает весь период обучения. Состав нормативов изменяется в
зависимости от этапа обучения, с учетом возрастных и половых особенностей.
Оценка
результативности работы будет определяться массовостью занимающихся, а также местами,
которые будут занимать детские команды на районных и областных соревнованиях. Уровень
физического развития определяется в начале и конце учебного года на основе анализа с
помощью тестов. По основным темам проводится тестирование умений и навыков. Учитывается
стабильность состава занимающихся, динамика индивидуальных показателей развития
физических качеств занимающихся, уровень освоения основ гигиены и самоконтроля, освоение
теоретического раздела программы. В конце года проводится итоговая аттестация, где
определяется уровень освоения содержания программы (минимальный, базовый, повышенный,
творческий). Формы проведения психологически щадящие. Учебнотематический план
1й год обучения
Тема занятия
Колво
часов
Теория
Практика
Вводное занятие
Сн
ятие антропометрических данных.
Тестирование
Сп
ец. упражнения борца. Акробатические
упражнения
Приемы борьбы в стойке
Способы защиты от переводов и
сбиваний
Контрприемы против переводов и
сбиваний в партере
Приемы борьбы в партере.
Переводы и накаты
Переворот рычагом, забеганием в
стойке головы
Переворот переходом захватом руки
4
6
30
30
30
26
30
30
20
3
1
1
2
2
1
1
5
30
29
28
24
29
30
20
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9 на ключ
Ит
оговое занятие
10
Итого
10
216
1
11
9
205
Содержание
1.Вводное занятие
Борьба – старейший самобытный вид физических упражнений. Широкое отображение ее в
исторических летописях и памятниках народного эпоса. Виды и характер самобытный борьбы у
различных народов нашей страны. Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта.
Личная гигиена борца. Формы и организация занятий. Правила поведения. рациональный
распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек. Гигиенические требования к
спортивной одежде и обуви.
2.Снятие антропометрических данных. Тестирование
Снятие антропометрических данных и динамометрия.
3. Спец. упражнения борца. Акробатические упражнения
Понятия об основных физических качествах человека: силе, выносливости, быстроте, гибкости и
ловкости.
Роль физических качеств в подготовке борца.Спортивный характер и его роль в
достижении победы над собой и соперником.Умение терпеть как основное проявление воли.
Правила поведения в спортивном коллективе.Кувырки и перевороты. Упражнения на
борцовском мосту и в партере (пирамида).
Изучение стоек и передвижений. Упражнения в парах и с отягощением. Отработка приемов.
4. Приемы борьбы в стойке
Причины возникновения спортивных травм на занятиях по борьбе. Роль тактики в спортивной
борьбе. Элементы тактики: маневрирование, смена захватов и направлений передвижения,
выведение из равновесия, комбинации технических действий. Простейшие тактические
подготовки к проведению приемов. Базовые приемы: переводы, сбивания, броски. Способы
защиты. Возможные контр.действия. Отработка приемов
5. Способы защиты от переводов и сбиваний
Просмотр соревнований по спортивной борьбе с регистрацией техникотактических действий.
Выявление ошибок, оригинальных приемов и тактических действий борцов, анализ
индивидуальных особенностей в технике выполнения различных приемов и комбинаций у
отдельных борцов. Смещение, выседы и уклоны, отработка приемов.
6. Контрприемы против переводов и сбиваний в партере
Контрпириемы на опережение, на разрыв захвата, на переход в вектор атаки
7. Приемы борьбы в партере. Переводы и накаты
Приемы связанные с захватом рук; головы; головы и рук; с захватом ног; ног и туловища.
8. Переворот рычагом, забеганием в сторону головы
Защита от приемов борьбы в партере. Построение на освобождение от захвата. Построение на
использование вектора атакующего. 9. Переворот переходом захватом руки на ключ
Учебнотренировочные схватки в полной координации и по заданию в использованию
технических действий.
10. Итоговое занятие
Выполнение спецупражнений борца на оценку и на скорость. Учебнотренировочные схватки с
выполнением конкретного задания.
Учебнотематический план
2й год обучения
№
п\п
Тема занятия
Колво
часов
Теория
Практика
1
2
3
4
5
6
Вводное занятие
Сн
ятие антропометрических данных.
Динамометрия. Спирометрия.
Сп
ец. упражнения борца на скорость.
Упражнения с партнером.
Приемы борьбы в стойке. Броски
подворотом и мельницы.
Способы защиты от бросков.
Тактические и силовые способы.
Контрприемы против бросков
подворотом и мельницей
7
Приемы борьбы в партере.
Полунакат с различных захватов.
4
4
20
40
40
30
40
2
1
1
2
4
19
40
40
30
39 Накат классический
Перевороты захватом ног, захватом
ног и туловища
Перевороты зацепами и переходами.
Защита и контрдействия
Ит
оговое занятие
8
9
10
16
10
12
16
10
12
Итого
216
4
212
1.Вводное занятие
Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта. Личная гигиена борца. Формы и
организация занятий. Правила поведения. Влияние систематических занятий физической
культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, быстроты,
ловкости, гибкости, выносливости, формирование правильной осанки и гармонического
телосложения, повышение умственной и физической работоспособности.
2.Снятие антропометрических данных. Динамометрия. Спирометрия.
Снятие антропометрических данных и динамометрия. Определение понятия «физическое
развитие». Основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки,
плеча, бедра, голени; кистевая и становая динамометрия; жизненная емкость легких; осанка,
состояние костного скелета, мускулатуры, кожи; жироотложения, пропорции тела и др..
Влияние занятий борьбой на физическое развитие подростка.
3.Спец. упражнения борца на скорость. Упражнения с партнером.
Акробатические упражнения на повышенной скорости. Спецупражнения с партнером.
Спецупражнения с отягощением. Запрещенные действия в борьбе. Техника безопасности при
выполнении различных общеподготовительных и специальноподготовительных упражнений
борца. Страховка и помощь. Практические задания борцу, план ведения схватки с определенным
противником.
4.Приемы борьбы в стойке. Броски подворотом и мельницы.
Причины возникновения спортивных травм на занятиях по борьбе: Элементы техники борьбы:
основные положения борца, способы передвижения, захваты, блоки и упоры, приемы.
Броски подворотом, через спину, через бедро, вертушки, броски мельницей, через плечи, через
грудь.
5.Способы защиты от бросков. Тактические и силовые способы.
Составление тактического плана схватки на основе анализа мастерства возможных противников
и с учетом физической, технической, тактической, психологической подготовленности.
Страховка при бросках. Уходы от захватов. Навязывание своих захватов. 6. Контрприемы против бросков подворотом и мельницей
Анализ отдельных пунктов правил и сложных положений, встречающихся в схватке. Оценка
борьбы в «зоне пассивности», на краю ковра и уклонение от борьбы. Особенности организации и
проведения соревнований Уходы в сторону захвата. Накрывания и прихвыхваты.
7. Приемы борьбы в партере. Полунакат с различных захватов. Накат классический.
Просмотр, анализ и обсуждение видеозаписей соревнований с участием сильнейших борцов.
Полунакаты с различными захватами и различными способами тактической подготовки. Накат
классический, с мостом и со сменой захвата.
8. Перевороты захватом ног, захватом ног и туловища
Взаимосвязь технической и физической подготовки. Понятия «базовая техника»,
«индивидуальная техника», «коронная техника». Задачи, средства и методы совершенствования
индивидуального технического мастерства борца.
Переворот АлиАлиева, «ножницы с дальней ногой из под атакующего»
9. Перевороты зацепами и переходами. Защита и контрдействия
Перевороты перехода зацепами, разноименной и обноименной ногой, разноименной и
одноименной руки на ключ.
10.Итоговое занятие
Учебнотренировочные схватки. КПЭн.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Дидактический материал
Диски с записями соревнований по вольной борьбе.
Таблицы уровней физического развития.
Нормативы выполнения технических приемов.
Таблицы с тестами.
Инвентарь.
Борцовский ковер, зуммер, весы, секундомеры, палки, скакалки, набивные мячами, гантели.
Методы, используемые в процессе обучения
Общедидактические методы: 1.Наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и
двигательные ощущения, развивают сенсорные способности.
2.Словесные методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому
осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений,
пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в
различных
ситуациях.
3.Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности
их восприятия, моторных ощущений. Практические методы жестко регламентированы.
Для обучения
вольной борьбе применяются следующие специфические методы:
1.Методы использования слова и наглядного воздействия широко применяются в
практических и теоретических занятиях. Их функции многообразны: от сообщения обучаемым
общетеоретических знаний и конкретной постановки задачи на занятиях до оценки качества
овладения техническими приемами и тактическими действиями.
2.Метод сопряженного воздействия обеспечивает взаимодействие физической подготовки
с техникотактической. Он способствует развитию специальных физических качеств во время
отработки приемов.
3.Расчлененный метод это поочередное разучивание отдельных элементов действия.
Применяется в начальной стадии обучения в тактике, при исправлении ошибок, возможных
при неправильном выполнении технического элемента.
4.Круговой метод это общеорганизационнометодическая форма занятий,
некоторые частные методы выполнения строго регламентированного упражнения. Основу
включающая
круговой тренировки составляет серийное повторение упражнений, подобранных и объединенных
в комплекс, выполняемых в порядке последовательного перехода «от станции к станции»,
которые располагаются по замкнутому кругу.
5.Игровой метод применяется при проведении занятий по физической подготовке. Он
обязывает выполнять конкретные технические и тактические действия. А также позволяет
проводить обучение на фоне высокого эмоционального начала, способствует выявлению
индивидуальных особенностей обучающихся. Используется как при начальном обучении
движениям, так и при комплексном совершенствовании двигательных способностей.
6.Соревновательный метод является способом стимулирования деятельности борца.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Вольная борьба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.