Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
26.02.2019
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»
Дополнительная общеобразовательная программа «ИЗО» по виду является общеразвивающей художественной направленности.Новизна программы состоит в том, что ее разделы выстроены так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Актуальность программы обусловлена тем, что занятия изобразительным искусством помогают получить ребенку те необходимые знания, которые нужны ему для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы смог выражать свои оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
ДООП ИЗО 2019.doc
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детский (подростковый) центр «Агнес»  структурное подразделение – детский (подростковый) клуб «Народный»           ПРИНЯТО:                                                                  УТВЕРЖДАЮ:      на педагогическом совете                                          Директор МБУ ДО      Протокол № 1                                                              «Детский (подростковый) центр      от « 06 » августа 2018 г.                                              «Агнес»                                                                                             _____________ Н.В. Павлова                                                                                             Приказ  № 44/2 от 06.08. 2018 г.                                                                                                                                                                                                                                                  Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «ИЗО» (Нормативный срок освоения программы ­ 3 года, для детей с 7 лет)                               Составитель:                                                                                     Бокова Лариса Александровна,                                                                                     педагог дополнительного образования                                                                                      первой квалификационной категории г. Нижний Новгород 2017 г. Содержание Информационная карта ………………………………………………………… Введение …………………………………………………………………………. Пояснительная записка …………………………………………………………. Учебный план……………………………………………………………………. Учебно­тематический план…………………………………………………….. Календарный учебный график………………………………………………….. Рабочая программа………………………………………………………………. Методическое обеспечение программы ……………………………………….. Условия реализации программы……………………………………………….. Форма аттестации……………………………………………………… ……….. Воспитательная работа ………………………………………………………… Система работы с родителями ………………………………………………….  Список литературы …………………………………………………………….. Приложения ……………………………………………………………………... 3 4 5          12         13 19 20 57 76 77 101 105 106 107 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ Полное название программы Автор программы Территория, представившая  Название проводящей  организации  Руководитель организации Адрес организации, электронная  почта Телефон Форма проведения занятий Цель программы Направленность  Нормативный срок освоения  программы Место реализации Официальный язык программы Общее количество участников (в  том числе детей) География участников Условия участия в программе Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая программа «ИЗО» Бокова Лариса Александровна г. Нижний Новгород, Сормовский район Муниципальное   бюджетное   учреждение   дополнительного образования «Детский (подростковый) центр «Агнес»  Павлова Наталья Валерьевна МБУ ДО «Детский (подростковый) центр «Агнес»:  603139, г. Нижний Новгород, ул. Героев Космоса, 50А. [email protected] Структурное   подразделение   –   детский   (подростковый)   клуб «Народный»:   603066,   г.   Нижний   Новгород,   ул.   Озерная,   3 линия, д. 1 [email protected] МБУ ДО «Агнес»: (831) 225­67­43 структурное   подразделение   –   детский   (подростковый)   клуб «Народный»: 272­90­99 Групповые Создание   условий   для   развития   творческих   способностей учащихся,   приобретение ими знаний и практических навыков живописной грамоты, формирование художественного вкуса. Художественная 3 года структурное   подразделение   ­   детский   (подростковый)   клуб «Народный» Русский 1 год обучения: 12 человек 2 год обучения: 10 человек 3 год обучения: 8 человек             Дети и подростки Сормовского района Личное, добровольное участие, заявления родителей (законных представителей) Условия размещения участников Кабинет №4 Краткое содержание программы В рамках программы учащиеся осваивают предметы: История осуществления  программы 1. Живопись. 2. Рисунок. 3. Лепка.  По плану организуется воспитательная работа с учащимися и их родителями. Создание   программы   обусловлено   социальным   заказом.   Год создания   программы   ­   2012   год.  В   2017   году   в   программу внесены изменения в соответствии с   Приказом Министерства образования   и  науки   РФ   от  29.08.2013   г.  №   1008  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3 ВВЕДЕНИЕ Изобразительная   деятельность   занимает   особое   место   в   развитии   и   воспитании детей. Ребенок начинает рисовать с самых ранних лет. Это  увлекательная, естественная форма его выражения, себя и своего отношения к миру.  Новизна   обстановки,   необычное   начало   работы,   красивые   и   разнообразные материалы,   интересные   для   детей   не   повторяющиеся   задания,   возможность   выбора   и многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.  Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать   нечто   новое   своими   силами.   Занятия   изобразительным   искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат   понимать   прекрасное,   содействуют   развитию   воображения   и   фантазии, пространственного   мышления,   Изобразительная деятельность   способствует   также   раскрытию   творческого   потенциала   личности,   вносит вклад   в   процесс   формирования   эстетической   культуры   ребенка,   его   эмоциональной отзывчивости.    колористического   восприятия. Изобразительное     искусство   –   это     целая     наука     со     своими     законами     и техническими   приемами,   которые     нужно   изучать. Это   особый   язык,   на   котором нужно  учиться  говорить  с  помощью  цвета,  формы,  ритма,  линии,  фактуры,  движения, других  средств  выражения. Но  как  объяснить   ребенку  язык  изображения в простой форме? Как заинтересовать   и  увлечь  современных  детей,  проводящих  большую  часть времени  у  экрана  телевизора  и  компьютера?   4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная   общеобразовательная   программа   «ИЗО»   по   виду   является общеразвивающей художественной направленности. Дополнительная  общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «ИЗО» разработана   в   соответствии   с  Федеральным   законом   «Об   образовании   в   Российской Федерации» №273­ФЗ от 29.12.2012; методическими рекомендациями по проектированию дополнительных   общеразвивающих   программ   (включая   разноуровневые   программы) (Письмо   министерства   образования   и   науки   РФ   от   18.11.2015   №09­3242);  примерным требованием  к  программам  дополнительного  образования  детей  (Приложение  к  письму Минобрнауки России от 11.12.2006 №06­1); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; а также в соответствии с «Санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172­14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41). Новизна  программы   состоит   в   том,   что   ее   разделы   выстроены   так,   чтобы   дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Актуальность  программы   обусловлена   тем,   что   занятия   изобразительным искусством  помогают получить ребенку  те  необходимые  знания, которые   нужны ему для  полноценного  развития,  для  того  чтобы  он  почувствовал  красоту  и  гармонию природы,   чтобы   лучше   понимал   себя   и   других   людей, чтобы смог выражать   свои оригинальные  идеи  и  фантазии,  чтобы  стал  счастливым  человеком. Педагогическая   целесообразность  дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей  программы  «ИЗО» объясняется  тем, что она дает учащимся базовые знания   по   изобразительному   искусству   и   создает   перспективу   творческого   роста, личностного развития. Цель  –   создание   условий   для   развития   творческих   способностей   учащихся, приобретение ими знаний и практических навыков живописной грамоты, формирование художественного вкуса.   Задачи программы:   работы  с  ними; обучить детей  различным  видам пластических искусств;  познакомить с многообразием художественных   материалов   и     приемами развить художественное воображение, эмоциональную отзывчивость, умение видеть предмет в целом, чувство цвета, линии, пропорции, симметрии;  развить   специальную   умелость   руки,   усидчивость,   способность   проявлять активность,   самостоятельность,   инициативу   в   поиске   содержания   и   наиболее выразительных средств создания образа; воспитать     у   детей   умение   видеть   прекрасное   в   самых   обычных   вещах  и   делать мир ярче, создавая  творческие работы. 5 Отличительными особенностями является то, что программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной детской аудитории. Методическими ориентирами в построении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стали:    личностно­ориентированный подход, предполагающий   обеспечивать   и поддерживать процессы   самопознания,   самостроительства   и   самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности; на   занятиях   предусматривается   деятельность,   создающая   условия   для   творческого развития   учащихся   на   различных   возрастных   этапах   и   учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста учащихся; системно­деятельностный   подход   направлен   на   развитие   каждого   учащегося,   на формирование   его   индивидуальных   способностей;  позволяет   значительно   упрочнить знания   и   увеличить   темп   изучения   материала   без   перегрузки   учащихся.   При   этом создаются   благоприятные   условия   для   их   разноуровневой   подготовки,   реализации принципа моделирования. В ходе обучения учащиеся овладевают универсальными учебными действиями, что создает   возможность   самостоятельного   успешного   усвоения   новых   знаний,   умений. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно­ деятельностного подхода (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым. Образовательный   процесс   по   темам  программы  предусматривает   усвоение   познавательные,   регулятивные,  личностные, учащимися   четыре   вида  УУД: коммуникативные. Возрастная характеристика учащихся Группы детей формируются по возрастному принципу. В кружок принимаются все желающие заниматься, специального отбора не существует. В целом, программа рассчитана на средний уровень изобразительных способностей у детей 7­10 лет.  В 7­9 лет ведущей деятельностью является учение (по Д.Б. Эльконину). С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский). Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7­9 лет обычно мыслит конкретными категориями. В этом возрасте дети начинают четко осознавать свои возможности и способности, начинают также различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания. Младшие школьники отличаются особой остротой   и   свежестью   восприятия   и   яркой   эмоциональностью.   К   концу   младшего школьного   возраста   учащиеся   должны   научиться   самостоятельно   рассуждать,   делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.   Тематика   разделов  дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы «ИЗО» способствует развитию разнообразных познавательных интересов, что позволяет учащемуся 7­9 лет почувствовать, что он творческая личность, может творить, придумывать   что­то   свое,   новое   и   интересное.   Самый   распространенный   вид   работы   с детьми   данного   возраста   –   тематические   композиции,   нетрадиционные   или   смешанные техники, что расширяет кругозор ребенка. 10­13   лет   ­   период   отрочества,   важнейшие   специфические   черты   которого проявляются у детей в стремлении к общению со сверстниками, появление в поведении 6 признаков,   свидетельствующих   о   желании   утвердить   свою   самостоятельность, независимость. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы их деятельности.  В   изобразительной   деятельности   у   детей   этого   возраста   начинают   выявляться специфические черты отдельных видов изобразительного искусства: живописи, рисунка, лепки и т.д. В рисунке они постепенно преодолевают срисовывание предметов по контору, противопоставляя   ему   объемное   построение,   добиваясь   использования   выразительности мысли, самостоятельно могут практиковать рисование разными материалами – кисть без карандаша   в   один   или   два   цвета,   сухой   пастелью   по   тонированной   бумаге,   масляной пастелью,   углем,   сангиной,   пером   и   т.д.   В   работе   над   композицией   дети   начинают чувствовать и понимать роль композиционных, изобразительно­выразительных  моментов работы.   В   данном   возрасте   достаточно   хорошо   развита   мелкая   моторика     руки,   что позволяет заострить   внимание подростка в декоративной работе на задачах цветовой и ритмической   выразительности.   Постоянно   развивая   интерес   учащихся   к   занятиям, выбирается   такая   форма   проведения,   при   которой   предоставляется   возможность самостоятельного творческого подхода в создании работ. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного  материала  и подкрепляется практическим освоением темы. Сроки реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы   Программа объединения «ИЗО»  рассчитана на 3 года обучения: 1 год обучения – подготовительный; 2, 3 год обучения – углубленный. Уровень   программы   –   базовый,   позволяющий   подготовить   учащихся   для дальнейшего обучения ИЗО и ДПИ. Формы и режим занятий  Дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   программой   «ИЗО» предусмотрены групповые занятия. Занятия с группами 1, 2, 3 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа  на протяжении всего периода обучения. Общее количество часов за один учебный год составляет 144 часа. При   наличии   5­й   календарной   недели,   с   учащимися   проводятся   занятия   на повторение любой темы текущего месяца. В течение учебного года в каникулярное время образовательная деятельность проводится согласно расписанию занятий. В период летних каникул с учащимися проводится воспитательная работа в соответствии с планом раздела программы «Воспитательная работа». Формами проведения являются традиционные/нетрадиционные занятия:         Основные принципы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей занятие;  практическое; тематическое; занятие­путешествие; занятие­фантазирование;  декоративное рисование; рисование по памяти и представлению; беседа.   программы «ИЗО»: 7  принцип   доступности  выражается   в   соответствии   учебного   материала возрастным и психологическим особенностям детей;  принцип   комплексности,   системности   и   последовательности    процесс обучения  строится таким образом, чтобы учебная деятельность была  связана  со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями и умениями опиралось бы на то, что уже усвоено;  принцип наглядности обучения строится с максимальным использованием форм привлечения органов чувств  ребенка и подростка к процессу познания;  принцип осознанности предусматривает заинтересованное усвоение детьми необходимых знаний и умений;  принцип  дифференцированного подхода  ­  опираясь  на  индивидуальные особенности   ребенка,   педагог   всесторонне   развивает   ребенка,   планирует,   прогнозирует развитие его творческих способностей;  а именно: 1. 2.  принцип творческого сотрудничества используется на нескольких уровнях, взаимодействие между взрослым и ребенком в процессе занятия, взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности; принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности. Ожидаемые результаты  Освоение   учащимися   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы «ИЗО» направлено на достижение результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,   которые   они   должны   приобрести   в   процессе   освоения   программы   «ИЗО»: понимание особой роли культуры и   искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности   и   фантазии;   сформированность   эстетических   потребностей   ­ потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему   миру,   потребностей   в   самостоятельной   практической   творческой деятельности; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить   свою   часть   работы   с   общим   замыслом;   умение   обсуждать   и   анализировать собственную   художественную   деятельность   и   работу   одногруппников   с   позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.  Личностные   результаты   проявляются   в   авторском   стиле   учащегося,   в   умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые   образы   путем   трансформации   известных   (с   использованием   средств изобразительного языка). Уникальным достижением учащегося является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности. Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести   диалог,   распределять   функции   и   роли   в   процессе   выполнения   коллективной творческой работы; использование ИКТ для решения различных учебно­творческих задач в процессе   поиска   дополнительного   изобразительного   материала,   выполнение   творческих проектов   отдельных   упражнений   по   живописи,   рисунку,   лепке;   умение   планировать   и 8 грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты   решения   различных   художественно­творческих   задач;   умение   рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные   результаты  характеризуют   опыт   учащихся   в   художественно­ творческой   деятельности,   который   приобретается   и   закрепляется   в   процессе   освоения учебного   предмета:   знание   видов   художественной   деятельности:   изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные   и   прикладные   виды   искусства);   знание   основных   видов   и   жанров пространственно­визуальных   искусств;   понимание   образной   природы   искусства; эстетическая   оценка   явлений   природы,   событий   окружающего   мира;   применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­ творческих   работ;   способность   узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально оценивать   несколько   великих   произведений   русского   и   мирового   искусства;  умение обсуждать   и   анализировать   произведения   искусства,   выражая   суждения   о   содержании, сюжетах и выразительных средствах;   усвоение названий ведущих художественных музеев России   и   художественных   музеев   своего   региона;   способность   использовать   в художественно­творческой   деятельности   различные   художественные   материалы   и художественные   техники;   способность   передавать   в   художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;   умение   компоновать   на   плоскости   листа   и   в   объеме   задуманный художественный   образ;   освоение   умений   применять   в   художественно­творческой деятельности   основ   цветоведения,   основ   графической   грамоты;   овладение     навыками лепки из детского/скульптурного пластилина, навыками изображения средствами коллажа; умение   характеризовать   и   эстетически   оценивать   разнообразие   и   красоту   природы различных   регионов   нашей   страны;   передача   особенностей   понимания   ими   красоты природы,   человека,   народных   традиций;   умение   узнавать   и   называть,   к   каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по занятиям) произведения изобразительного   искусства   и   традиционной   культуры;   умение   приводить   примеры произведений   искусства,   выражающих   красоту   мудрости   и   богатой   духовной   жизни, красоту внутреннего  мира человека. Планируемые   результаты   направлены   на   достижение   и   оценку   основных   целей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ИЗО». Результатом освоения программы  первого года обучения  является приобретение Перечень планируемых результатов учащимися следующих знаний, умений по предметам: 1. Живопись Знать: названия и свойства красок, основные и дополнительные цвета; цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета); новые термины: живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет. Уметь: создавать творческие работы на основе собственного замысла;  смешивать цвета на палитре,   получая   нужные   цветовые   оттенки;  правильно   использовать   художественные материалы   в   соответствии   со   своим   замыслом;  работать   в   смешанных   техниках, нетрадиционными   материалами;   создавать   композицию   в   зависимости   от   сюжета   – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта. 2. Графика 9 Знать:  свойства   графических   материалов;   понятия   «линия   горизонта»;   знать   названия цветов и цветовые сочетания (цветные карандаши, масляная/сухая пастель, уголь, сангина); адекватность   художественного   материала   замыслу;   оригинальность   решения   темы, создавать выразительные художественные образы средствами языка графики. Уметь:  правильно, гармонично подбирать цвета; планировать (эскиз, набросок); строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); выбирать формат   и   расположение   листа   в   зависимости   от   задуманной   композиции;  соблюдать последовательность в работе (от общего к частному): заполнять плоскость листа в соответствии с художественными задачами. 3. Лепка Знать:  название   и   назначение   материалов   (глина,   пластилин,   керамическая   масса), инструментов   и   приспособлений,   предусмотренных   программой;   правила   безопасности труда; правила организации рабочего места;  Уметь:  передавать   пропорции,   общую   форму,   особенности   простых   предметов; обдумывать   замысел;   прочно   соединять   детали,   заглаживать   уже   готовое   изделие; декорировать   изделие   различными   материалами;   выполнять   работу   в   материале; придумывать название изделию, выражая в словесной форме образный смысл. Учащиеся должны получить такие личные качества как:       умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место; самостоятельность; ценностное отношение к миру; формулировать собственное мнение и позицию;  уметь сотрудничать и оказывать взаимопомощь. Результатом освоения программы  второго года обучения  является приобретение учащимися следующих знаний, умений по предметам: 1. Живопись Знать:  правила   компоновки   предметов   на   листе;   понятие   «орнамент»,   виды   и   приемы изображения; контрасты цвета; понятия «гризайль», «лессировка»; понятия «стилизация», «стилизованная   форма»,   элементы   культуры   Древнего   Египта;   понимать   причины использования различных живописных приемов художниками.  Уметь: использовать элементарные приемы изображения пространства; правильно определять и изображать   форму   предметов,   их   пропорции;   наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; определять  цветовую  гамму композиции;   правильно  составлять   композицию;   размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; применять стилизацию   формы   для   создания   выразительного   художественного   образа;   применять различные   живописные   техники   для   передачи   художественного   замысла   в   собственной учебно­творческой деятельности. 2. Графика Знать:  понятия   симметрии,   асимметрии;   виды   гравюры,   скульптуры;   понятия   «воздушная»   и «линейная перспективы»; о пропорциях изображаемых предметов, композиционном центре, предметной плоскости; использовать простые формы для создания выразительных образов в графике. Уметь:  10 работать   с   натуры;  работать   в   определенной   гамме;  доводить   работу   от   эскиза   до композиции; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); передавать объем и пространство с помощью линейной графики с легкой светотенью. 3. Лепка Знать: понятия «характер предметов», «плоскость», «декоративность», о художественных промыслах;  различать   народные   промыслы   и   их   особенности;   осваивать   особенности художественно­выразительных средств, материалов и техник; Уметь:  самостоятельно   ставить   цель   предстоящей   творческой   работы;   сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; поэтапно работать над   рельефом   с   натуры   и   по   представлению;   выполнять   декоративные   композиции; применять технические приемы лепки рельефа. Учащиеся  должны получить такие личные качества как:      уметь сотрудничать и оказывать взаимопомощь. умение работать в группе;  самоконтроль; ценностное отношение к миру; формулировать собственное мнение и позицию;  Результатом освоения программы  третьего года обучения является приобретение учащимися следующих знаний, умений по предметам: 1. Живопись Знать:  свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; разнообразные техники живописи; художественные   и   эстетические   свойства   цвета,   основные   закономерности   создания цветового строя; основные этапы развития изобразительного искусства; о роли и значении изобразительного искусства   в   системе   культуры,   духовно­нравственном   развитии   человека;   основные понятия изобразительного искусства; Уметь:   видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно­воздушной среды; изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;   умение применять   полученные   знания   о   выразительных   средствах   композиции   ­   ритме,   линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте ­ в композиционных работах; использовать   средства   живописи,   их   изобразительно­выразительные   возможности; выделять   основные   черты   художественного   стиля;   выявлять   средства   выразительности, которыми пользуется художник. 2. Графика использовать Знать:  понятия   «пропорция»,   «скульптура»,   «объемность»,   «симметрия»,   «светотень»;  законы перспективы. Уметь:    приемы   линейной   и   воздушной   перспективы;  моделировать   форму   сложных   предметов   тоном; последовательно   вести   длительную постановку; рисовать   по  памяти   предметы   в  разных   несложных   положениях; принимать выразительное   решение   постановок   с   передачей   их   ­   эмоционального   состояния;  передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека. 3. Лепка Знать:  понятия  «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;  анализировать характерные формы   игрушек,   традиционные   орнаменты,   символику;  понимать   значение   народного искусства и народных традиций в жизни человека, общества; понимать о выразительных возможностях декоративного оформления керамических изделий; 11 Уметь:  декорировать   изделие   различными   материалами;   сознательно   выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; выполнять работу в материале; выполнять наброски фигуры человека без проработки мелких форм. Учащиеся  должны получить такие личные качества как:       умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;  трудолюбие;  упорство в достижении цели; формулировать собственное мнение и позицию;  уметь сотрудничать и оказывать взаимопомощь. Учетом   оценки   индивидуальных   результатов   учащихся   является   «Мониторинг результатов   учебных   достижений   учащихся   по   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей   программе».   Отслеживание   личностных   качеств   и степень их выраженности   проходит   через   методику   «Диагностика   личностного   роста   для учащихся». В   результате   освоения   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы   «ИЗО»   учащиеся   получат   возможность   приобрести   художественные, эстетические,   морально­нравственные   компетенции   в   ценностно­ориентирующей   и познавательной сферах как на личностном, так и на предметном, метапредметном уровнях. Формы подведения итогов реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ИЗО» Формой   подведения   итогов   реализации   программы   на   основании   Положения   о проведении   промежуточной   аттестации   учащихся   МБУ   ДО   «Детский   (подростковый) центр «Агнес» является выставка. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий, которая позволяет оценить теоретические и практические знания, умения, навыки учащихся в различных видах изобразительного искусства. 12 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ИЗО УЧЕБНЫЙ ПЛАН Срок реализации программы: 3 года Возраст учащихся: от 7 до 10 лет Педагог дополнительного образования: Бокова Лариса Александровна № Название предмета 1 Живопись. 2 3 Лепка. Рисунок. 1 Живопись. 2 3 Лепка. Рисунок. 1 Живопись. 2 3 Лепка. Рисунок. 1 полугодие 1 год обучения 2 полугодие Теория (кол­во часов) Практика (кол­во часов) Аттестация Всего часов Теория (кол­во часов) Практика (кол­во часов) Аттестация Всего часов Итого часов 9 3 4 7,5 6,5 2 8,5 5,5 2 25 9 12 2 ­ ­ 1 полугодие 1 1 ­ 21,5 18,5 6 1 полугодие 1 1 ­ 24,5 15,5 6 36 12 16 30 26 8 34 22 8 12 12 1,5 14 9 3 13 12 1 24 24 4,5 2 ­ ­ 38 36 6 Итого по программе: 2 год обучения 2 полугодие 29 14 9 1 1 ­ 44 24 12 Итого по программе: 3 год обучения 2 полугодие 26 23 3 1 1 ­ 40 36 4 Итого по программе: 74 48 22 144 74 48 20 144 74 58 12 144 Формы  промежуточной аттестации Зачетное занятие ­ ­ Зачетное занятие Зачетное занятие ­ Итоговое занятие. Выставка 13 Всего: 432 14 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения № п/ п Предмет Тема Количество часов Теория Практика Всего Лепка 1 Живопись 2 Живопись 3 4 Живопись 5 6 7 8 Лепка Рисунок Лепка Лепка Лепка Рисунок 1 Живопись 2 3 Живопись 4 5 Живопись 6 7 Живопись 8 Живопись Рисунок Рисунок 1 Живопись 2 Живопись 3 4 Живопись 5 6 7 Рисунок Лепка Лепка Лепка Рисунок 1 2 Живопись 3 4 Живопись 5 Живопись 6 Живопись 7 Живопись СЕНТЯБРЬ «Кисти, краски, палитра». «Разноцветная радуга».   «Овощи в корзинке» «Рисует осень». «Собака». «Рисуем листья с натуры».  «Кошка».  Панно «Береза». 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5                                              Итого:     4,5 ОКТЯБРЬ «Рисуем ежа». «Панно «Яблоня». «Черепаха».   «Синички».  «Монотипия». «Простые геометрические формы». «Букет рябины». «Кляксография». 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого:      4 НОЯБРЬ «Теплые и холодные цвета».  «Рисуем белочку». «Натюрморт».  «Красивый дом». «Герои любимых мультфильмов». «Панно «Кто в море живет». «Динозавры». 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого:      4 ДЕКАБРЬ «Народная игрушка».  «Декоративная композиция».  «Пингвины». «Морозные узоры».  «Новогодняя Ёлочка». «Рисование по сказке «Морозко». Зачет. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 11,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 12 3 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 12 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 3 1 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 16 4 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 4 2 15 Итого:      4,5 ЯНВАРЬ 11,5 1 Живопись 2 Рисунок Рисунок 3 Живопись 4 5 Живопись 6 Живопись 7 8 Живопись Рисунок 2 2 «Сказка   в   произведениях   русских художников». «Красота в умелых руках».  «Красота в быту людей». «Цвет – основа живописи».  «Художники и их картины».  «Рождественский ангел».  «Снегирь». «Северное сияние». «Лиса». 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого:      10 Рисунок 1 2 Живопись 3 Живопись 4 5 6 Живопись 7 Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок 1 2 Живопись 3 4 5 Живопись 6 7 8 Рисунок Рисунок Рисунок Лепка 1 Живопись 2 3 Живопись 4 Живопись 5 6 7 8 Живопись Рисунок Рисунок Рисунок ФЕВРАЛЬ «Широкая масленица».  «Тюлень».  «Белые лебеди». «Открытка ко дню святого Валентина». «Рисуем технику». «Деревья зимой». «Веселая ярмарка». 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Итого:      4 МАРТ «Подснежники в корзинке».  «Весенний лес».  «Рисуем акулу». «Птица Сирин».  «Мой первый кукольный театр». «Витражи». «Гравюра». «Лубочные картинки» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого:      4 АПРЕЛЬ «Березы весной». «Любимый персонаж». «Бабочки». «Поролоновые рисунки». «Тюльпаны». «В далеком космосе». «Вербы». «Пасхальные композиции». 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого:      4 МАЙ 1 Живопись 2 Живопись 3 Живопись 4 Лепка «9 Мая – День Победы». «Вишневый цвет». «Образы животных в искусстве». «Панно «Золотой петушок». 0,5 0,5 0,5 1,5 ­ ­ ­ ­ 1,5 1,5 1,5 1,5 6 1,5 1,5 1,5 1,5 3 1,5 1,5 12 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 12 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 12 1,5 1,5 1,5 2,5 16 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 4 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 4 16

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019