Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
6 кл—8 кл
21.06.2017
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»
Дополнительная образовательная программа «По малой родине моей» является программой краеведческой направленности, реализуется в учреждении дополнительного образования и направлена на воспитание патриотов своей малой родины, приобщение обучающихся к духовным ценностям, социализацию обучающихся. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления об историческом развитии малой родины через комплексное изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.
Программа По малой родине моей.docx
Муниципальное автономное  учреждение дополнительного   образования Дом пионеров и школьников муниципального района  Белокатайский район Республики Башкортостан Принята на заседании  методического  совета от «____» __________20__г. протокол №___________ Утверждаю Директор Дома пионеров и школьников _____________  «___» _______20__г. Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей» Возраст обучающихся: 9­15 лет Срок реализации: 2 года                                                                  Автор­составитель:Марданова Мунира Фаритовна,                           педагог дополнительного образования,высшая категория с.Новобелокатай, 2016г.                                                                     Родина – место, где мы       родились,                                                                 Отечество – Родина, мною осознанная                                        М. Пришвин 1.Пояснительная записка В   настоящее   время   остро   ощущается   необходимость   возрождения духовности,   изучения   культуры   своего   народа,   изучения   прошлого   и настоящего   своей   “малой   родины”,   восстановление   духовности   для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную   роль  в  жизни   каждого   человека.  Частица   любимой  Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному   краю,   надо   знать   его   прошлое   и   настоящее,   богатую   духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические   разработки,   отвечающие   давно   назревшей   потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу,   деревне.   Программа   “По   малой   Родине   моей”   предназначена   для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 9­15 лет.             В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была   поставлена   задача:   создать   условия   доступа   всех   учащихся   «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».    Предпосылкой  для создания программы по краеведению в рамках   учреждения   дополнительного   образования   стало   отсутствие   в Федеральных   Государственных   образовательных   стандартах   в   рамках базисного   учебного   плана   подобной   учебной   дисциплины,   нет   разработок аналогичных учебных программ на всех ступенях школы в практике. Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа краеведческой направленности «По малой родине моей» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативными документами: Конституция РФ; Конвенция ООН «О правах ребенка»; Федеральный   закон   от   29.12.12   г.   №   273   ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»;             Письмо Министерства образования РФ от 18.06.03 г. Ms 28­02­484/16 «Требования   к   содержанию   и   оформлению   образовательных   программ дополнительного образования детей»; СанПиН   2.4.4.3172­14   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы   образовательных организаций   дополнительного   образования   детей",   утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41; Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России; Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации   на   2016­2020   годы»   (Проект   постановления Правительства Российской Федерации) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по   дополнительным   общеобразовательным   программам   (утв.   Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008). Направленность дополнительной образовательной программы «По малой родине моей».           Дополнительная образовательная программа «По малой родине моей» является   программой   краеведческой   направленности,   реализуется   в учреждении   дополнительного   образования   и   направлена   на   воспитание патриотов   своей   малой   родины,   приобщение   обучающихся   к   духовным ценностям, социализацию обучающихся. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления об историческом развитии малой родины через комплексное изучении природы, населения, хозяйства, этнографии,   истории,   археологии,   культуры   в   их   динамике   в   данной местности. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.  Новизна программы заключается в том, что  она   направлена   на   воспитание   патриотизма,   формирование   культуры обучающихся как части культуры духовной, созданной нашими земляками. Приобщение   обучающихся   к   духовным   ценностям   через   собственное творчество и освоение культурного наследия малой родины.  Данная программа является многоуровневой системой разнообразных видов совместной деятельности обучающихся и взрослых, в т.ч. родителей. обучающиеся получают краеведческие знания с помощью музейных и мультимедийных   средств,   расширяют   свой   кругозор,   в   непринужденной обстановке;   дополняют   и   развивают   комплекс   знаний,   умений   и   навыков приобретенных в основной системе образования. данная  программа  направлена   не только  на  отдельную  узкую   группу обучающихся,   заинтересованных   в   получении   краеведческих   знаний,   а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности. Актуальность  этой   программы   определяется   наличием   в   ней преемственности.   Это   эффективный   метод   планирования   процесса обеспечения   единства   педагогических   требований.   Постепенное,   заранее продуманное   усложнение   программного   материала,   опора   на   возрастные психофизиологические   особенности   и   потребности   ребёнка   позволяют педагогу успешно развивать детский коллектив в системе «ближних и дальних перспектив»   в   условиях   единства   традиций   и   педагогических   подходов. Расширяя и углубляя, от года к году, знания, умения и навыки воспитанников, постоянно   поддерживается   заинтересованность   обучающихся,   их   желание путешествовать, познавать новое, общаться, учиться и совершенствоваться В  настоящее  время наблюдается  повышенный   интерес  к изучению  родного края. Одной из главных ступеней    духовно­нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций,   ценностей,   особых   форм   культурно­исторической,   социальной   и духовной   жизни   его   малой   родины.   Здесь   наполняются   конкретным, чувственно­выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение такие понятия, как малая родина, «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Краеведение имеет свои специфические особенности влияния на процесс формирования ценностно­смысловых   отношений   личности   обучающегося   к   окружающей действительности.  Понятие   «малая   родина»   есть   ценность,   отражающая   географические, культурно­исторические, экономические, национальные особенности региона, в   котором   происходит   жизнедеятельность   субъекта.   При   изучении краеведения   происходит осознание   родного   края   в   качестве   дома,   что способствует   выработке   стратегии   поведения,  направленной   на   сохранение среды обитания и в ней себя самого.                 Изучение   различных   материалов   краеведения   является   одним   из основных   источников   обогащения   учащихся   знаниями   о   родном   крае, воспитания   любви   к   нему,   формирования   обучающихся.   Оно   играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном социализации.  Отличительная особенность программы Главной отличительной особенностью данной краеведческой является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы. Тематика программы также функциональна, она может,   изменятся   и   дополнятся   с   учетом   пожеланий   заказчика   в   рамках определенных   программных   разделов.   Возможна   разработка   и   внедрение новых, актуальных тем краеведческого характера.    o o o  Отличительная   особенность   данной   программы  состоит   в   её практической   значимости:   вовлечение   детей   и   родителей   в   поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода;  Принципиальной  особенностью  краеведческого   курса   является   то, что   установление   причинно­следственных   связей   в   окружающем   мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры малой родины и области в целом. Краеведение ­ всесторонние познание своего края (области, района, города, села,   микрорайона),   изучение   и   учет   его   природных,   экономических   и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития.  Сущность   краеведения  заключается   в   комплексном   изучении   природы, населения,   хозяйства,   этнографии,   истории,   археологии,   культуры   в   их динамике   в   данной   местности.   Природа   края   и   отдельные   компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций.   Природа,   население,   хозяйство   края   изучаются   как   часть   более крупных историко­природно­социально­хозяйственных районов страны.  Предмет Краеведение   имеет   две   ветви:   историческую   и   природоведческую.   В историческом краеведении предметом изучения является история общества, в природоведческом – история природы.  Объект  Когда говорится о всестороннем изучении края, то, прежде всего, имеется в виду: изучение   природы   и   всех   ее   элементов   (геология,   рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной   связи,   взаимообусловленности   и   взаимодействии;   естественные процессы   в   жизни   природы,   некоторые   из   них   частично   обусловлены человеческой   деятельностью   (карстовые   процессы,   оползни,   рост   речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.); историческое   прошлое   и   демография   (этнография   города   и селения, топонимика и т. д.); экономическая   жизнь,   связь   между   природной   средой   и   хо­ зяйством,   связь   между   отдельными   сторонами   хозяйства,   хозяйственное строительство и т. д.; культурная   и   духовная   жизнь,   и   творческая   деятельность   населения (народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы). Адресат программы Программа   рассчитана   на   обучающихся   9­15   лет.   В   младшем   школьном возрасте   происходит   формирование   характера,   мышления,   речи   человека, начинается, а в среднем и старшем школьном звене продолжается, длительный процесс   формирования   нравственных   ценностей,   которые   лежат   в   основе любви к Родине. Формы организации образовательного процесса Коллективные занятия Индивидуальные занятия приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий; проблемное   изложение   материала,   с   помощью   которого   дети   сами решают возникающие познавательные задачи; беседы с учащимися в процессе изучения темы; заслушивание   сообщений   и   докладов   обучающихся   по   определенной теме; самостоятельная работа с книгами; работа с иллюстрациями; просмотр видео и слайд­фильмов по изучаемой теме; развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы; экспедиции по территории малой родины; экскурсии в музеи; встречи   с   ветеранами   Великой   Отечественной   войны   (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея); фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений; фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;  подготовка   ребятами   лекций   и   экскурсий   по   различным   разделам музейной экспозиции; проведение   тематических   историко­краеведческих   викторин   и   блиц­ турниров Виды организации занятий Словесный:   объяснение   нового   материала;   рассказ   обзорный   для раскрытия новой темы; беседы с обучающимися в процессе изучения темы; Наглядный:   применение   наглядных   пособий,   географических   карт, предметов и документов музейного значения, технических средств; Практический:   работа   с   географическими   картами,   макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда; Игровой:   создание   специальных   ситуаций,   моделирующих   реальную                            определенных выполнение ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;  Исследовательский: обучающимися исследовательских заданий во время занятия.  Объём программы Общее количество часов, необходимых для освоения программы – 156 Курс   призван   дать   достаточно   полное   и   целостное   представление   об историческом   прошлом   края   и   его   настоящем.   Практические,   частично­  методы   и   приёмы  организации поисковые   и   исследовательские деятельности   нацелены   на   выработку   у   обучающихся   навыков   работы   со всевозможными   источниками   краеведческой   информации:   справочными   и   иллюстрациями, учебными   пособиями,   рукописными   материалами, фотоматериалами,   средствами   интернета,   телевидения,  радио   и   печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Срок освоения программы Программа рассчитана на два года обучения.  Занятия учебных групп проводятся: 1 год обучения ­ 74 часа 2 год обучения – 74 часа Режим занятий  Один раза в неделю по 2 часа.          2.Цели и задачи образовательной программы цели:  формирование у обучающихся знаний об уникальности, культурных и природных особенностях малой родины посредством реализации в учебном процессе исследовательской деятельности; формирование эмоционально­ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия малой родины; так же умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своей малой родины; Воспитание  патриота своей малой родины, знающего, любящего свой   край, разделяющего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.  Задачи программы: образовательные  1. сформировать представлениео краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;  2. закрепить знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;  3. научиться выполнять проектно ­ исследовательские задания; 4. научиться работать с архивными документами, специальной литературой 5. научиться оформлять проекты.  Воспитательные 1.   сформировать  уважительное,   бережное   отношения   к   историческому наследию своей малой родины, её истории, культуре, природе; 2.   воспитать  уважительное   отношение   к   окружающим   людям,   усвоить общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких; 3. научить анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях. Развивающие 1.   совершенствовать  психические   процессов:   воображение,   память, мышление, речь и т.д. 2. развивать кругозор и мировоззрение обучающихся. 2.3. Принципы построения программы Обязательным   требованием   достижения   поставленных   задач   является соблюдение следующих принципов: системность и последовательность занятий: 1    раз   в  неделю   по  2 часа ; обеспечение преемственности обучения; научность:  соблюдение   логики   изложения   материала   в  соответствии развития современных научных знаний;  доступность:  от   легкого   к   трудному,   от   простого   к   сложному,   от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию; наглядность:  использование   наглядных   пособий,   иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ; деятельностный   подход:  использование   проблемного   материала,   поиск   решения   проблемы   с   учителем   и постановка   проблемы, самостоятельно; активность и сознательность:  понимаются цели и задачи учеником, ученик   обучается   самоанализу   и   самооценке,   думает   и   действует самостоятельно,   умение   опираться   не   на   авторитет   учителя,   а   на доказательства и логику мышления; прочность   знаний   (завершённость   обучения):  завершение   каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и   подготовить   учащихся   к   восприятию   материала   следующей   темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления; принципы   уважительного   отношения   к   детскому   творчеству: представление   свободы   выбора,   создание   атмосферы   раскованности   и талантливости,   умение   педагога   оценить   художественные   достоинства детских работ.     Реализация программы В   основе   реализации   дополнительной   образовательной   программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает: ∙воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения                российского   гражданского   общества   на   основе   принципов   толерантности, диалога   культур   и   уважения   его   многонационального,   полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; ∙переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути   и   способы   достижения   социально   желаемого   уровня   (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ∙ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; ∙признание   решающей   роли   содержания   образования,   способов организации   образовательной   деятельности   и   учебного   сотрудничества   в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; ∙учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей   обучающихся,   роли   и   значения   видов   деятельности   и   форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения; ∙разнообразие   индивидуальных   образовательных   траекторий   и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и   детей   с  ограниченными   возможностями   здоровья),  обеспечивающих   рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития 3.Содержание программы.                                                                     Тематическое планирование. 1 год обучения. Содержание программы отражает сетевой подход к изучению малой родины, позволяет    обучающимся   увидеть   её   как   сложный,   многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность    рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние малой родины. Содержание   программы  направлено   на   создание   условий   для интеллектуального   и   духовного   развития   личности   учащегося;   развитие мотивации личности к познанию и творчеству; приобщение обучающихся к общечеловеческим   ценностям   и   российским   традициям,   достижениям российской   культуры;   создание   условий   для   социального,   культурного   и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности; обеспечение   эмоционального   благополучия   ребёнка;   профилактику асоциального поведения; формирование и развитие способностей подростка адаптироваться в сложных условиях природной и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй. № п/ п Название раздела 1. Моя малая родина 2. Село Майгаза Количество часов теори я практ ика Всего часов Формы контроля 4 4 4 6 8  10 Викторина   «Быт крестьян » Викторина «Знаешь ли ты своё село» 3. Белокатайский   район   (история, рельеф,   полезные   ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское   хозяйство,   животный мир, ремёсла). 14 14 28 4. Люди нашего края  5. Народные традиции 6 Итоговое занятие 4 4                                                                                     итого 23 4 8 12 2 49 16 2  72   Проекты   «Живой символ   района», Викторины   «Что? Кто? Где? Когда?», лучшего «На   знатока края», «Почемучка», конкурс кроссвордов Оформление защита «Генеалогическое древо» Конкурс на лучшую сказку,  Защита проекта и   проекта     Содержание занятий 1 года обучения (формы организации занятии по темам) № заня тия в уче бно м год у Тема занятия                                                     Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения Моя малая родина (8ч) 1 2. 3. Краеведение­   наука   о родном крае. Беседа Правила поведения обучающихся. ТБ и ПДД   Жилище. Мой   дом. Особенности деревянной архитектуры Внутренне   убранство дома.   Части   дома: красный   угол,   печной угол, горница Экскурсия   по   селу.   Фронтальная   беседа.   Проект   «Наш   дом» (нарисовать дом своей мечты) Практическая работа Закрепление материала в группе. Создание презентации   «Быт   крестьян».   Викторина.   Художественный рисунок на тему «Деревня», «Мой дом». 4   Традиционная Семья. крестьянская семья.  Практическая   работа.  Работа   в   музее.     Подготовка   рассказа «Моя   семья».   Составление   «Древа   жизни»   Взаимоотношения   в семье. Вещевой ряд: подлинные предметы интерьера крестьянской избы. Село Майгаза (10ч) 5. Где мы живем (Россия, Белокатайский   район, Заочное   путешествие   по   селу.   фронтальная   и   индивидуальная работа с картой. Понятие о топонимике. село   Майгаза)   Имя моего села 6. 7. 8. 9. Символы   нашего   села, района, области. Практическая   работа:   Презентация.   Наблюдения.   составление своего герба. Работа в парах. –   Культурно просветительские учреждения Белокатайского района Практическая работа  История развития образования, культуры, здравоохранения. Сбор материала дляпрезентации о медицинских работниках,   заслуженных   учителях   района.  Работа   с   архивными документами музея. Достопримечательност и   нашего   села.   За   что люблю, что бы изменил. Экскурсия по селу (или презентация «история села»). Беседа по содержанию.   викторина   «Знаешь   ли   ты   своё   село?»   Работа   в группах. Конкурс   «Наше село» рисунков Практическая   работа: Проектная деятельность. Подведение итога конкурса    организация   конкурса   рисунков. Белокатайский район (28 ч) 10. Географическое положение   Республики Башкортостан.   Наш край на карте России Практическая   работа:   Сформировать   представление территории   республики   и   района   в   целом,   и   села   Майгаза   в частности. Республика Башкортостан на карте РоссииФронтальная и   индивидуальная   работа   с   картой   по   изучению   территории республики,  района. 11. История нашего края.    заселения Практическая работа. Сформировать представление   возникновения Аллагузовского совхоза. Работа в парах: вопросы по содержанию 12. Известные люди нашего села Практическая работа. Сбор материала.Презентация: «Известные люди нашего села». 13. Известные люди нашего села Защита   проектов,   творческих   работ  «Известные   люди   нашего села» 14. История края в 16­ 19 век Беседа   по   истории   края.   Игра­   викторина   «Что?   Кто?   Где? Когда?» 15. История   края   в   20­21 веке Беседа по истории и игра – викторина на «Лучшего знатока края» 16. Рельеф   и   богатства нашего края. Практическая работа: важнейшие    богатства нашего края. Как добывают,     где   используют.   найти   на   карте   низины   и возвышенности.  17. Водные богатства края Беседа   о   крупнейших   водоёмах   района. проектов.Составление правил поведения   на водоемах 18. 19. 20. Растительность. Растительность   нашего края.   Разнообразие растений Практическая   работа:    создать   у   учащихся     представление   о флоре   края. Разнообразие растений. рассматривание гербарных  экземпляров   растений   встречающихся   на     территории   края. Проекты по теме «Растения из Красной книги»     мир. Животный Животный мир республики   и   района. Охрана   и   значение животного мира Практическая   работа:  Беседа:  живые   организмы, занесённые   в Красную   Книгу   Республики   Башкортостан,   обитающие   на   её территории. организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса. Составление кроссвордов Сельское   хозяйство. Чем   занимаются   люди на   селе.   Значение сельского хозяйства. Фронтальная беседа: труд людей на селе в     разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога   конкурса.Разгадывание   загадок   о   растениях,   которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих). Экскурсия на пекарню 21. Традиционные   ремесла Беседа:   познакомить   с     народными   и    художественными моего края промыслами     района.   Виртуальная   экскурсия   практическая работа: изделия из береста   История промышленности районе развития в   Экскурсия в районный краеведческий музей Выпуск   стенда   «Наш край родной». Практическая работа                         Выпуск стенда «Наш край родной».  Сбор материала . Оформление. 22. 23. Люди нашего края (8ч) 24. Исторические личности и   их   связь   с   нашим краем Фронтальная   беседа:   Дать   первичные     сведения   об   известных людях   республики   (Мажит   Гафури,   Мустай   Карим,   Газиз Салихович Альмухаметов) 25. Земляки­ Советского ё   герои Практическая работа: Знакомство с людьми прославившими наш крайРабота с архивными материалами школьного краеведческого музея. Оформление альбома. 26. Зубарев И.Е Практическая работа: Зубарев И.Е. Боевой путь.Семья. Работа с архивными   материалами   школьного   краеведческого   музея. Систематизация материала. 27. Викторина   «История   в лицах» Презентация, викторина Народные традиции (16) 28 Осенние праздники Практическая   работа  Покрова   пресвятой   богородицы   беседа, Практическая работа: засол капусты 29 30 Зимние   Рождество праздники. Традиции, обычаи. Новогодняя ёлка Зимние Святки.   праздники. Традиции, обычаи. Ролевые игры. 31 Масленица Практическая   работа  Традиции, масленицы, с последующим ее сжиганием   обычаи.   изготовление 32 Пасха Практическая   работа  Традиции, пасхального яйца   обычаи.   изготовление 33.   Легенды, Фольклор.   Практическое сказки. задание   –   составить сказку. Составить сказку. 34. Фольклор. предания, сказания.    Местные   легенды,   Практическая   работа  Сбор   материала   в   сельской библиотеке.Экскурсия в библиотеку. Старинные   детские игры   и   игрушки. Рассказ своей любимой игрушке.   о   35.   Практическая   работа.Беседа   о   старинных   игрушках. Изготовление куклы ­ оберега 36. Мы   хотим   Вам рассказать… Индивидуальная   (подготовка   сообщений,   презентаций   на   тему, показавшуюся самой интересной). Тематическое планирование  2 год обучения. № п/п Название раздела Количество часов всег о Теор ия практ ика Формы контроля 1. Введение По малой родине моей 4 4 2. Наше село 14 6 2 8  Входной контроль.Тест Составление экскурсионного маршрута. Защита проектов  3.     район Белокатайский   рельеф, (история, полезные   ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир, ремёсла, народные традиции).     42 30 12 4. Люди нашего края 10 8 2 5. Итоговое занятие 2     на Диктант   по   топонимике, конкурс   лучший кроссворд, ребус;  викторина   «На   лучшего знатока   края»,   защита проектов по темам. Проект «Мои родственники участники Великой Отечественной войны»    Итоговый Защита проектов.   контроль.                                                                                итого      72 22 50   Содержание занятий 2 года обучения (формы организации занятии по темам) № заняти я в учебно м году   Тема занятия                                                     Содержание   занятия   (теория   и практика). Форма проведения   1 2   3 4 5. 6. 7. По малой родине моей(4) ТБ и ПДД  Источники   изучения   родного края Роль   краеведения   в   жизни человека Из Белокатайского района.   ДПиШ истории   Составление   экскурсионного маршрута. Защита проектов Наше село (14ч) Где   мы   живем   (Россия, Белокатайский   район,   село Майгаза) Имя моего села Символы нашего села, района республики. Геральдика  Культурно – просветительные учреждения села. Достопримечательности нашего   села.   За   что   люблю, что изменил. Архитектурные   особенности села. бы     История школы   Беседа   о   ДПиШ   Правила   ТБ   и   ПДД. Белокатайского   района., поведения обучающихся. Творческое подобрать задание стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.         плана Практическая   работа   в  школьном краеведческом музее. Составление экскурсии. «Материальная культура жителей  села».   1.Экскурсия   по   селу   (Заочное путешествие­   презентация)   по   селу. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. 1.Беседа.   Наблюдения.   Презентация   по геральдике   2.Практическая   работа: составление герба своего рода История образования, культуры,   здравоохранения.   Экскурсия по   селу.   Презентации   о   медиках, заслуженных учителях района. 1.Экскурсия   по   селу   (презентация «История   в   архитектуре»).   Беседа   по содержанию. 2.Практическая   работа:  Основы экскурсоведения   .Составление   плана экскурсии.   Викторина   «Знаешь   ли   ты своё село?» Практическая   работа.  Проекты: развития военных     рисунков.   Подведение лет». «Выпускники «Выпускники   –   участники   войны   в Афганистане». Сбор материала Практическая работа.           Школа в годы ВОВ.                  Учителя­ участники ВОВ.Работа   с   архивом   музея   школы. Переписка. Практическая   работа:  организация   Проектная конкурса деятельность.   итога конкурса    Беседа. Сформировать представление   о   территории Республики Башкортостан, района   в   целом,   и   села   Майгаза   в частности.   Топонимика.  Практическая работа:  Фронтальная и индивидуальная работа с картой по изучению территории нашего района и его топонимов. Работа с топонимическим словарем. Практическая работа:  Республика   Башкортостан   на   карте России,   обучение   умению   находить   и показывать на физической карте. Следы   древних   людей   в   крае. Новобелокатайская стоянка. Семинар. Сформировать   представление    об истории   возникновения   Аллагузовского совхоза   Работа   в   парах:   вопросы   по содержанию.   Работа   с   архивами школьного музея. Беседа   и   виртуальная   экскурсия. Проекты:   «Выпускники   военных   лет». «Выпускники   –   участники   войны   в Афганистане» Практическая работа:  Школа в годы ВОВ.Учителя­ участники ВОВ.Переписка. Беседа   по   истории   края. викторина «Что? Кто? Где? Когда?»   Игра­ 8. 9.   10. 11 12 13. Учителя­ участники ВОВ. Конкурс рисунков и проектов «Наше село». Наш край(42 ч) Республика   Башкортостан. Географическое положение.  Наш край на карте России Следы древних людей в крае. Новобелокатайская стоянка. История   заселения   нашего края. История Аллагузовского совхоза  14. История школы 15. 16. Учителя­ участники ВОВ. История края в 16­ 19 век Игра­   викторина   «Что?   Кто? 17 18. Где? Когда?» Белокатайский   край   в   конце 18­ начале 20 веков История   края   в   20­21   веке. Игра   –   викторина     «Знатоки истории Республики Башкортостан».   19 Башкортостан в годы Великой Отечественной войны 20. 21. История   крупнейших   сел района (4 час.) Рельеф и природные богатства нашего края 22. Водные богатства края 23. 24. Растительность. Растительность   нашего   края. Разнообразие растений Животный   мир.   Животный   Охрана   и   значение мир.   на   Беседа   по   истории  Белокатайского района   в   конце   18­   начале   20   веков. Поисковая работа. Беседа   по   истории   Республики Башкортостан     20­21   века.     Игра   – викторина     «Знатоки   истории Республики Башкортостан». Конференция.   Сообщение   уч­ся   на тему: «Мероприятия   по   мобилизации сил Башкортостана на борьбу с врагом. Формирование   воинских   частей   и отправка   их   на   фронт.   Перестройка работы промышленности на военный лад. Размещение территории   Башкортостана промышленных предприятий,   учреждений   и   населения, эвакуированного   из   оккупированной части   СССР.   Участие   башкирских воинских   формирований   в   боевых действиях   на   фронтах   войны.   Боевые действия   Башкирской   кавалерийской дивизии. Подвиги воинов из Башкирии» Доклады по истории сел: Нижнеутяшево, Сосновка, Емаза. Беседа:   важнейшие    богатства   нашего края.   Как   добывают,     где   используют. Презентация  1.Беседа  о   крупнейших   водоёмах  края. Защита проектов. 2.Практическаяработа:                          составление   правил     поведения   на водоемах    Беседа: представление   о   флоре     Республики Башкортостан..   Разнообразие   растений. Практическая работа: составление   кроссвордов,   ребусов   по теме . Беседа: живые организмы, занесённые в Республики Красную   создать   у   учащихся     Книгу животного мира Сельское   хозяйство.   Чем занимаются   люди   на   селе. Значение сельского хозяйства. Традиционные   ремесла   моего края История промышленности в районе   развития История промышленности в районе   развития Народные Традиции    праздники. Викторина «Почемучек» Люди нашего края (10ч) Исторические   личности   и   их связь с нашим краем.   прославившие   наш Люди, край.  25. 26. 27. 28. 29. 30.   31. 32. 33. Село Майгаза сегодня         История промыслы   обитающие   на   её Башкортостан, территории. Подведение итога конкурса. Защита   проекта   «Животный   мир Башкортостана» Фронтальная беседа: труд людей на селе в   разное время года.  Беседа   «Хлеб   всему   голова»   с презентацией. Экскурсия на пекарню. Практическая   работа.  Народные   и   художественные . Практическая работа: лапти. Экскурсия   в   районный   краеведческий развития музей. промышленности   в   районе.   Сбор материала. Практическая   работа  История развития   промышленности   в   районе. Систематизация материала. Практическая работа Проекты   «Праздники   народного календаря» Контроль   Викторина «Наш край»   Фронтальная   беседа:   Дать   первичные    сведения об известных людях, связанных с нашим краем.  Салават Юлаев. Знакомство   с   людьми,   прославившими наш   край.   Встреча   с   ветеранами, тружениками тыла. Практическая работа Мои   родственники   участники   Великой Отечественной войны. знаний.       Защита   творческих   работ: «Мои родственники участники Великой Отечественной войны» Викторина «История в лицах» Викторина «История в лицах»   «Мои Защита   творческих   работ: родственники   участники   Великой Отечественной войны»   34. 35. 36. Защита творческих работ Итоговый контроль Индивидуальная сообщений, показавшуюся самой интересной).  (подготовка   презентаций   на   тему,   4.Планируемые результаты В  результате  освоения   содержания   программы  у   учащихся   предполагается формирование универсальных   учебных   действий  (личностных, регулятивных,   познавательных,   коммуникативных),   позволяющих   достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При   достижении личностных   результатов у   обучающихся   будут сформированы: Внутренняя   позиция   обучающихся   на   уровне   положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты социальной действительности; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация   на   понимание   причин   успеха   в   дополнительной образовательной  деятельности, в  том  числе   на  самоанализ  и  самоконтроль результата,   на   анализ   соответствия   результатов   требованиям   конкретной задачи; основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и   историю,   осознание   ответственности   человека   за   общее   благополучие, осознание своей этнической принадлежности;                        ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание   основных   моральных   норм   и   ориентация   на   их   выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм; эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с культурой города и края. При   достижении метапредметных результатов   у   школьника   будут сформированы познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: следующие УУД (регулятивные,     планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия. Обучающиеся получит возможность научиться: в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; проявлять   познавательную   инициативу   в   сотрудничестве   с   другими субъектами социализации; оценивать   правильность   выполнения   заданий   и   вносить   необходимые коррективы в его выполнение. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием архивов, дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять   запись   выборочной   информации   о   себе   и   окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить   анализ,   сравнение   и   классификацию   тем   или   явлений, устанавливать причинно­следственные связи; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;                     записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание,   владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; учитывать   разные   мнения   и   интересы   и   обосновывать   собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в  совместной деятельности; содействовать   разрешению   конфликтов   на   основе   учёта   интересов   и позиций всех участников; точно,   последовательно   и   полно   передавать   партнёру   необходимую информацию как ориентир для построения действий; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Результатами   изучения   курса   краеведения   1   год   обучения   являются знания и умения: объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;                          называть   и   объяснять   значение   государственной   символики Белокатайского района района и Республики Башкортостан ориентироваться на карте республики, называть соседей нашего края, национальности, населяющих наш край; называть     до   5   достопримечательностей   республики,   фамилии   и произведения 3­5 местных писателей; охранять природу родного микрорайона; наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Белокатайского  района; соблюдать   общепринятые   правила   поведения   в   обществе,   правила дорожного движения; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;  добросовестно выполнять обязанности обучающихся ; ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью педагога; анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; создавать   творческие   работы,   поделки,   рисунки,   доклады,   фото­ коллажи с помощью взрослых или самостоятельно; вести   исследовательскую   работу   и   участвовать   в   проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых. Результатами изучения обучающихся курса краеведения 2 год обучения являются знания и умения: объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает; называть   и   объяснять   значение   государственной   символики Белокатайского района района и Республики Башкортостан ориентироваться на карте края, называть  соседей нашего края, знать историю заселения нашего края; зная архитектуру района, рассказать об истории края; знать знаменитых людей края и их роль в истории края; знать историю развития промыслов района наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Белокатайского района; соблюдать   общепринятые   правила   поведения   в   обществе,   правила дорожного движения; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;  добросовестно выполнять обязанности обучающихся; ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью педагога; анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; создавать   творческие   работы,   поделки,   рисунки,   доклады,   фото­ коллажи с помощью взрослых или самостоятельно; вести   исследовательскую   работу   и   участвовать   в   проектной   деятельности самостоятельно или с помощью взрослых. 5. Методическое обеспечение программы ­   наличие   кабинета   для   занятий,   оснащенного   мебелью,   географическими картами района и Республики Башкортостан, ­  методическая, художественная и научная литература по теме изучения, ­ наличие связей с учреждениями образования и культуры, ­   возможность   подготовить   и   показать   мультимедийные   презентации   по темам, ­ выход в интернет. Основной   учебной   базой   для   проведения   занятий   кружка   становится школьный   музей,   располагающий   полноценной   многотемной   экспозицией, тесно   связанной   с   массовой   туристско­краеведческой   работой   школы, ведущий   разнообразную   учебную   и   культурно   ­   просветительскую деятельность   среди   учащихся,   родителей,   местного   населения.   Для проведения учебного похода, экскурсий в государственные музеи и по городу, создания выставок и выполнения ряда практических заданий кружков должен располагать необходимыми средствами, снаряжением и материалами. Отслеживание результатов        Управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную   и   корректирующую   функции.   Программа   предусматривает текущий   контроль,   а   также   итоговую   аттестацию.   Текущий   контроль успеваемости   обучающихся   проводится   в   счет   аудиторного   времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде викторин, защиты проектов, творческого проектов участия в конкурсах по окончании каждой темы.  Итоговая аттестация проводится в форме теста, игры и защиты итогового проекта в последнем полугодии выпускного класса. Подведение   итогов   деятельности   по   каждому   разделу   рекомендуется организовывать в форме:  викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов; создания и защиты собственного проекта;  создания презентаций ­ представлений по изученной теме;  конкурсов   исследовательских   работ­соревнований,   имеющих   целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конференциях разного уровня.    Формы контроля: диагностика   знаний,   умений,   навыков   обучающихся   в   результате текущего и итогового контроля; презентации проектов учащихся; выставки рисунков и фотографий учащихся; фотосессия исторических и памятных мест анкетирование и тестирование. подготовка индивидуальных — зачетных работ                                                                                               6. Список литературы      I. Нормативно­правовые документы 1.   Закон   Республики   Башкортостан   "Об   образовании   в   Республике Башкортостан" от 1 июля 2013 года №696­з            2. Конвенция ООН «О правах ребенка» 3. Конституция Российской Федерации 4.   Концепция   развития   дополнительного   образования   детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726­р 5.   СанПиН   2.4.4.3172­14   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы   образовательных организаций дополнительного образования детей" 6.   Указ   Президента   РФ   от   01.06.2012   №   761   «О   Национальной   стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 годы» 7.   Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от   29 декабря 2012 г № 273­ФЗ.        II.  Основной список 1.Архивные документы музея  МБОУ СОШ с. Майгаза. 2.Белокатайский район: история и современность.­ Уфа: Изд.«Диалог» ,2004. 3. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2011. 4.   Буйлова   Л.Н.,   Кочнева   С.В.   Организация   методической   службы учреждений   дополнительного   образования   детей:   Учеб.­метод.  пособие.  — М.: ВЛАДОС, 2011. 5.   Голованов   В.П.   Методика   и   технология   работы   педагога   допол­ нительного   образования:   учеб.   Пособие   для   студ.  учреждений   сред.   проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2012. 6. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: ВЛАДОС, 2011. 7. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Ред.­ сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2011. 8.   Каргина   З.А.   Практическое   пособие   для   педагога   дополнительного образования.   Библиотека   журнала   «Воспитание   школьников»   —   Изд.   доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2011. 9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2012.       III. Дополнительный список 1. А.З. Асфандияров.  История сел и деревень Башкирской АССР. Уфа 1990  2. А.В.Даринский. Методика преподавания географии. М. Просвещение. 1975 3. Атлас археологии Республики Башкортостан.Уфа. Китап. 2002. 4. Башкирская нефть. Под редакцией С.Ш.Бикбова, Ю.З. Зайнетдинова. М. «Недра». 1982г. 5.   Г.Ф.Валиуллин,   В.Н.Макарова,   Л.Р.Габитова.   Национальный   музей Республики 2008 7.   Гудков   Г.Ф.,   З.И.   Гудкова   Из   истории   южноуральских   горных   заводов г. XVIII­XIX   Башкортостан.   Часть вторая.   Уфа веков.   1993           Уфа. / – кн. Уфа корни. изд­во, школы.   Уфа: Кострин   Башк. К.В.Глубокие 8.   Д.В.Гаврилов.   История   Урала   в   период   капитализма.   М.   Наука,1990 9. Лысенко, А.С. Географическое краеведение / А.С. Лысенко. ­ Челябинск: ЮУКИ, 1975 Уфа.1971. 10.   11.Мажитов,   Н.А.   Тайны   Древнего   Урала:   Археология,   ученые   открытия, гипотезы   1973 12.М.М Кульшарипов. История Башкортостана. 20 век. Учебник для 9 класса общеобразовательной ­2005 13.С.А.Галин.,   Г.С.Галина.,   Ф.Т.Кузекбаев,   Р.А.Кузекбаева,   Л.Н.Попова. Культура   Башкортостана.   Уфа   2002 14.Сарычев К. А. Из истории родного края.  2001 г.                          15. А.З. Сафиуллин   Географическое краеведение. Учебник, Уфа  – 1975             16. Т.Х.Ахмадиев, Р.У.Кузеев, З.И.Сираев, Б.Х.Юлдашева. История Башкирской АССР. Учебное пособие для учащихся 7­10 классов для школ БАССР.Уфа ­1980                                                                                                            17. ХисматовМ.Ф., Сухов В.П География Башкортостана. Учебник 9 класса. Уфа 2000.                                                                                                                     18. Ю.А.Веденин. Республика Башкортостан. Культурное и природное наследие. 19. Ширгазин А.Р. Православные храмы Башкирии. Уфа. 1995 г.                               4. Интернет­ресурсы 1. BSPUkraevedenieRB@yandex.ru (347) 272­99­75   2. ufa­gid.com›encyclopedia/kraeved.html    Учебник   –   хрестоматия. 3. Скачать       книги       по      Краеведению       Башкортостана twirpx.com›files/historic/locallore…    bashkortostan    / 5. Белокатайский      историко­  краеведческий           музей museumrb    .  ru›index  .  php   …                                                                                                  Приложение 3 Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по   освоению   краеведческого   материала   состоит   из   пяти   тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях и в походах, викторина «Юный краевед». Тест   «Ребусы».   Учащимися   составляются   ребусы   на   темы   животного   и растительного мира в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов. Тест   «Кроссворды».  Учащийся   составляет   кроссворд,   беря   за   основу название животного, растения, птицы, рыбы региона. Учитывается наибольшее количество   слов   в   кроссворде   на   заданную   тему.   Составление   нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами. Тест « Загадки, стихи, сочинение». Учащийся готовит не менее семи загадок на   темы   животного   и   растительного   мира   края,   сочиняет   стихи   или четверостишье, пишет сочинение. Тест «Зарисовки на экскурсиях и в походе».  Учащиеся делают зарисовки пейзажей,   представителей   растительного   и   животного   мира,   других наблюдений   на   экскурсиях   и   в   походе.   Оценивается   замысел   и   красота увиденного окружающего мира. Тест   викторина   «Юный   краевед».  Каждому   учащемуся   дается   задание составить   викторину   на   тему:   «Мой   родной   Башкортостан».   Оцениваются количество   вопросов,   отражающих   краеведение   родного   края (географические   особенности,   история   улиц   и достопримечательностей,   растительный   и   животный   мир,   традиции   и культура,   народы   и   этнические   группы,   нормы   и   правила   бережного отношения к природе).                                                                              символика, Приложение 4 Информационная карта оценки творческой и исполнительной активности учащихся по краеведению №п\ п Входн ой контр оль Ф.И . реб енк а Реб усы Кроссвор д Загадк и, стихи Сочин ение Зарисо вки Ит ог  Викторин а   «Юный краевед» Итого вый контр оль           Итог Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); средний уровень (задание   выполнено   с   использованием   дополнительной   литературы;   низкий   уровень (задание выполнено с помощью педагога, друзей, родителей). Педагог: _____________                                                                                                                                                                                                                                          Приложение 5. Проектная деятельность. В представленной таблице раскрыты цели и задачи каждого этапа проекта, содержание деятельности педагога, учащихся и родителей. Этапы работы надпроект ом 1. Погружени е в проект Деятельн ость родителе й Помогают в   выборе тематичес кого поля, темы;   в формулир овке проблемы, цели   и задач проекта. Мотивиру ют детей Цели   и задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся   Цель – подготовка учащихся   к проектной деятельност и. Задачи: определени е проблемы, темы   и целей проекта   в ходе совместной деятельност и педагога и обучающих ся; создание группы (групп) учащихся для   работы     Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся   интерес к теме проекта.  Помогает сформулировать: проблему проекта; сюжетную ситуацию;  цель и задачи.  Мотивирует учащихся обсуждению, созданию проекта. Организует   поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных к     в Осуществляют вживание   ситуацию. Обсуждают   тему проекта,   предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию.  Определяют   свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение   по   поводу темы (подтем) проекта и   аргументируют   свой выбор. Осуществляют: анализ   ресурсов   и поиск   оптимального над проектом.   в целей проекта. Помогает   анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует   их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки   способа   достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы.  Формулируют (индивидуально   или результате в обсуждения в группе) цель   проекта.     2.Планиров а ние деятельнос ти   Цель – пооперацио нная разработка проекта   с указанием перечня конкретных действий   и результатов ,   сроков   и ответственн ых. Задачи: определени е источников информаци и,   способов сбора и анализа информаци и, вида продукта   и     Направляет процесс   поиска информации учащимися   (при необходимости помогает определить   круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся:  различные варианты и способы   хранения и   систематизации собранной информации; организовать группы;  распределить роли в группах;  спланировать        Осуществляют:    сбор, поиск, систематизацию   и анализ информации; разбивку на группы;  распределение ролей в группе;  планирование работы;   выбор   формы   и способа презентации предполагаемых результатов;    принятие   решения по   установлению критериев оценивания результатов процесса. Продумывают продукт   групповой и/или индивидуальной    деятельности на и   Консульти руют   в процессе поиска информац ии. Оказываю т   помощь в   выборе способов хранения и системати зации собранной информац ии, в составлен ии   плана предстоящ ей деятельно сти. возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации ; установлен ие процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределе ние   задач (обязанност ей)   между членами группы.   деятельность   по решению   задач проекта;  продумать возможные  формы презентации результатов проекта; продумать критерии   оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс   контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности   и ресурсов. данном этапе. Проводят   оценку (самооценку) результатов   данного этапа работы. 3.Осуществ ление деятельнос ти по решению проблемы     – Цель разработка проекта. Задачи: самостояте льная работа учащихся по   своим индивидуал ьным   или групповым задачам проекта.  Промежуто чные обсуждения   на Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил   техники безопасности. Следит   соблюдением временных   рамок этапов деятельности. за   в   или   в Выполняют запланированные действия самостоятельно, группе комбинированном режиме. При   необходимости консультируются   с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных   данных в группах. Наблюдаю т. Контроли руют соблюдени е   правил техники безопасно сти. Следят   за соблюдени ем временны х   рамок этапов деятельно полученных данных   в группах,   на консультац иях   (на уроках и/или   во внеурочное время).   Цель: структурир ование полученной информаци и и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: анализ синтез данных; формулиро вание выводов.   и 4.Оформле ние результато в   в Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает обеспечении проекта. Мотивирует учащихся,   создает чувство   успеха; подчеркивает социальную   личностную важность достигнутого. и     в   проекта, свою   анализируют Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют коллективном анализе оценивают роль, выполненный проект,   выясняют причины   успехов, неудач. Проводят   достижений поставленной   цели. Делают выводы. анализ сти. Оказываю т   помощь в   сборе информац ии, оформлен ии материало в и портфоли о проектной деятельно сти.   Наблюдае т, советует. Помогает в обеспечен ии проекта. Мотивиру ет учащихся, создает чувство успеха. 5.Презента ция результато в   Цель – демонстрац ия материалов, представлен ие Организует презентацию. Продумывает   и реализует взаимодействие   с родителями. Выбирают (предлагают)   форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают Консульти руют   в выборе формы презентац результатов . Задачи: – подготовка презентацио нных материалов; – подготовка публичного выступлени я; – презентация проекта.     с и по При необходимости консультирует учащихся   вопросам подготовки презентации оформления портфолио. Репетирует учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.  Выступает в   качестве эксперта. Принимает отчет:  обобщает и резюмирует полученные результаты;  подводит   итоги обучения;  оценивает   умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность   и др.;  акцентирует внимание воспитательном моменте:   умении работать   в   группе на общий результат и др. на           на оформлять портфолио. При   необходимости консультируются   с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта.  Отвечают вопросы слушателей. Демонстрируют:  понимание проблемы,   цели   и задач;  умение   планировать и осуществлять работу;  найденный   способ решения проблемы;  рефлексию деятельности результата. Выступают в качестве   эксперта, т.е.   задают   вопросы и высказывают критические замечания (при презентации   других групп   учащихся)   на основе установленных критериев оценивания результатов. и         ии. Оказываю т   помощь в подготовк е презентац ии. Выступаю т в качестве эксперта.                 Приложение 6 Методика диагностики патриотического воспитания. Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности обучающегося. Основные отношения. Показатели воспитанности. Отношение к  обществу 1. Отношение к  родной природе 2. Гордость за свою страну 3 Служение своими силами 4. Забота о своей  школе Признаки и уровни формирующихся качеств (от3 до0) Патриотизм 3 – любит и бережет природу, побуждает к  бережному отношению других 2 – любит и бережет природу 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя 0 – природу не ценит и не бережет 3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим 2 ­ интересуется историческим прошлым 1 – знакомится с историческим прошлым при  побуждении взрослых 0 – не интересуется историческим прошлым 3­ находит дела на пользу малому Отечеству и  организует их 2 ­ находит дела на пользу малому Отечеству 1 – участвует в делах на пользу малому  Отечеству при организации и поддержке со  стороны учителей 0 – не принимает участия в делах на пользу  малому Отечеству 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому  других 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в  делах класса 1 – в делах класса участвует при побуждении 0­ в делах класса не участвует, гордости за свою  школу не испытывает Отношение к                          Трудолюбие физическому  труду 1Инициативность и творчество в труде 6.  Самостоятельность в труде 7. Бережное  отношение к  результатам труда 8. Осознание  значимости труда Отношение к  людям 9. Уважительное  отношение к  старшим. 3­ находит полезные дела в классе, школе и  организует товарищей на творческий труд 2 – находит полезные дела в классе. Школе  выполняет их с интересом 1 – участвует в полезных делах в классе, школе,  организованных другими 0 – в полезных делах не участвует, позитивную  инициативу и творческий подход не проявляет 3 – хорошо трудится без контроля со стороны  старших и побуждает к этому товарищей 2 – сам хорошо трудится, но к труду других  равнодушен 1 – трудится при наличии контроля 0 – в трудовых делах участия не принимает 3 – бережет личное и общественное имущество,  стимулирует к этому других 2 ­ бережет личное и общественное имущество 1 – требует контроля в отношении к личному и  общественному имуществу 0 – не бережлив, допускает порчу личного и  общественного имущества 3 – осознает значение труда, сам находится работу  по своим силам и помогает товарищам 2 – осознает значение труда, сам находит работу по  своим силам 1 – не имеет четкого представления о значимости  труда, при выполнении работ по силам нуждается в  руководстве 0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться Доброта и отзывчивость 3 – уважает старших, не терпит неуважительного  отношения к ним со стороны сверстников 2 – уважает старших 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в  руководстве 10. Дружелюбное  отношение к  сверстникам 11 Милосердие 12 Честность в  отношениях с  товарищами и  взрослыми 0 – не уважает старших, допускает грубость 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно  относится к сверстникам, осуждает грубость. 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам. 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших 0 – не отзывчив, иногда жесток. 3 – сочувствует и помогает слабым, больным,  беспомощным и настраивает на это других 2 – сочувствует и помогает слабым и больным 1 – помогает слабым, больным при наличии  контроля 0 – не отзывчив, иногда жесток 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,  не терпит проявления лжи и обмана со стороны  других 2 ­ – честен в отношениях с товарищами и  взрослыми, 1 – не всегда честен 0 – не честен Отношение к себе Самодисциплина 13. Развитая  добрая воля 14. Самоуважение,  соблюдение правил поведения 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать  ее, поддерживает проявление доброй воли  сверстниками 2 ­ проявляет добрую волю и стремится развивать ее 1 – развивает волю в организованных взрослыми  ситуациях, нередко подчиняясь воле других 0 – силой воли не обладает и не стремится ее  развивать 3 – добровольно соблюдает правила поведения,  требует этого от других 2 ­ добровольно соблюдает правила поведения, не  заботится о других 1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны 0 ­ нормы и правила не выполняет 15.  Оригинальность и  пунктуальность 3 – своевременно и качественно выполняет любое  дело, требует этого от других 2 ­ своевременно и качественно выполняет любое 16.  Требовательность  к себе дело 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в  контроле 0 – начатые дела не выполняет 3 – требователен к себе и товарищам, стремится  проявить себя в хороших делах и поступках 2 ­ – требователен к себе и стремится проявить себя  в хороших делах и поступках 1 – не всегда требователен к себе, не стремится  проявить себя в хороших делах и поступках 0 – к себе не требователен, проявляет себя в  негативных поступках. Приложение 7 Анкета «Патриот» Данная   анкета   может   быть   использована   в   работе   с   учащимися     для определения   уровня   сформированности   личностных   качеств   гражданина   – патриота.   На   основании   полученных   результатов   могут   быть   внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету могут проводить педагог, воспитатель.  Обработка и интерпретация проводятся только социально – педагогической службой ОУ ( социальный педагог, педагог – психолог) Обработка   и   интерпретация   результатов   проводятся   по   методу   контент   ­ анализа   (   по   частоте   встречающихся   ответов).   Количественный   показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут. Цель анкетирования: Определить   содержательную   сторону   направленности   личности,   основу отношения старшеклассника к окружающему миру. Определить   актуальность   вопросов   патриотизма   в   системе   ценностных ориентации школьников. Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие  « патриот». Образец опросного листа. Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________ Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания. 1. 1.Да 2. Нет 3. Частично 4. Не знаю Считаете ли вы себя патриотом? национальное самосознание, гордость за принадлежность к  своей нации, Непримиримость к представителям других наций и народов. Интернационализм,   готовность   к   сотрудничеству   с   представителями   готовность   к Любовь   к   родному   дому,   городу,   стране,   верность   национальной Родители Окружающие люди, друзья СМИ Органы власти Другое_______________________________ II.   Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств? 1. Школа 2. 3. 4. 5. 6. III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 1. народу. 2. 3. других наций и народов в –интересах своей Родины­ России. 4. Бескорыстная   любовь   и   служение   Родине, самопожертвованию ради ее благополучия или спасения. 5. культуре, традициям, укладу жизни; 6. Стремление   трудиться   для   процветания   Родины,   для   того,   чтобы государство,   в   котором   ты   живешь,   было   самым   авторитетным,   самым мощным и уважаемым в мире. 7. молодежи. Патриотизм­ это лишь романтический образ, литературная выдумка. 8. 9. Другое ______________________________________________________ IV. Если вы не смогли определить  для себя  понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? 1. 2. 3. 4.   Перед   вами   список   индивидуально­психологических   характеристик   и  жизненных ценностей человека.     Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).  Оцените по 10­бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:         активная деятельная жизнь жизненная мудрость здоровье (физическое и психическое) интересная работа  красота природы и искусства любовь (духовная и физическая) материальное обеспечение жизни наличие хороших и верных друзей  Нет желания Нет возможности Считаю это не актуальным Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней творчество (возможность творческой деятельности)  уверенность   в   себе   (внутренняя   гармония,   свобода   от   внутренних общественное признание познание (образование, кругозор) продуктивная жизнь  развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)  развлечения свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) счастливая семейная жизнь счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других аккуратность (чистоплотность) воспитанность высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) жизнерадостность исполнительность независимость непримиримость к недостаткам в себе и других образованность ответственность (чувство долга, умение держать слово) рационализм   (умение   здраво   и   логично   мыслить,   принимать         людей, всего народа, человечества в целом)    противоречий)            обдуманные, рациональные решения)    трудностями)  ошибки и заблуждения)  вкусы, обычаи, привычки)    V. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. умение ценить настоящую дружбу готовность помочь другу в трудную минуту взаимопонимание честность, порядочность, принципиальность приятная внешность хорошие манеры умение модно одеваться самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) смелость в отстаивании своих взглядов твердая   воля   (умение   настоять   на   своем,   не   отступать   перед терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их широта   взглядов   (умение   понять   чужую   точку   зрения,  уважать   иные честность (правдивость, искренность) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) чуткость (заботливость) смелость решительность интерес, знание литературы, искусства, музыки интерес к политике наличие фирменных вещей, дисков и т.п. наличие денег карманные расходы способности 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. VI. из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения: 1. 2. 3. VII. Закончите предложения: 1. Каждый из нас верит… 2. Каждый из нас готов… 3.Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но и …_________________________________________________________ 4. Когда   я   задумываюсь   о   будущем   своей   страны, _____________________________________________________________ 5. _______________________________________________________ Я люблю, когда другие люди меня ценят. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. Я люблю приятно проводить время с друзьями. Быть   достойным   гражданином   своей   страны   ­   значит   быть…   то

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «По малой родине моей»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа краеведческой  направленности  «По малой родине моей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017