Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.03.2018
Программа «Дорога в успешную жизнь» состоит из девяти блоков: «Я взрослею», «Семья», «Финансовая система», «Потребительская среда», «Жилищно-бытовая система», «Система социального обеспечения», «Здравоохранение», «Правоохранительная система», «Сферы услуг». После завершения каждого блока запланировано итоговое мероприятие, итоговая диагностика где ребенок должен определить, какую позицию занимал лично он до участия в данной части программы и после.
программа Дорога в успешную жизнь на 3 года.docx
Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Рембуевский детский дом»
Дополнительная общеобразовательная программа
по социальнопедагогическому направлению
«Дорога в успешную жизнь»
(реализация в 20152018 учебный год)
Авторы программы:
воспитатель ГБОУ АО
«Рембуевский детский дом»
Терешенко Светлана Андреевна
I квалификационная категория;
воспитатель ГБОУ АО
«Рембуевский детский дом»
Узкая Марина Ивановна
I квалификационная категория
заместитель директора по УВР
ГБОУ
АО «Рембуевский детский дом»
Лубенченко Людмила
Анатольевна
I квалификационная категория
(по воспитателю) 2015 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2
2. Обоснование актуальности. 2
3. Цели и задачи. 4
4. Содержание 5
5. Технологии реализации 10
6. Риски 10
7. Ожидаемые результаты 11
8. Заключение 13
9. Приложения:
План мероприятий 14 28
Список литературы 29 30
Бланки анкет 31
51 культурного
Введение
В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных
групп населения являются дети. В цивилизованном мире эта группа не
случайно была и остается предметом пристального внимания и забот
общества, ведь физическое и социальное здоровье детей залог успешности
прогресса суверенного государства. Без ранней и ускоренной адаптации всех
возрастных категорий детей нельзя рассчитывать на успех социального,
производственноэкономического,
и политического
наследования, равно как и реформирования всех сторон жизни в новых
социально экономических условиях.
Особого внимания требуют дети – сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, воспитывающиеся в детских домах и школах
интернатах. Главное, в чем нужно помочь этим подросткам правильно
адаптироваться в нестабильном сегодняшнем мире.
Успешность
приспособиться у воспитанников детских домов в современных условиях
зависит от многого. Прежде всего, от индивидуально типологических
особенностей детей, сформированности у них общеучебных умений, а также
тех условий, в которых они растут, воспитываются и обучаются.
У этих детей горькое детство и, как правило, им не сладко приходится
потом и во взрослой самостоятельной жизни. Они не умеют делать покупки в
магазинах, готовить, планировать свой бюджет, не знают своих прав, главное
не знают, что такое семья. Всему этому их надо учить. Иными словами,
адаптировать к жизни в обществе. Но как? За школьной партой? Как
показывает опыт, этот способ не всегда самый эффективный. Поэтому
создание условий для социальной и психологической адаптации детейсирот
важнейшая задача, стоящая не только перед учреждениями, но и перед
обществом в целом.
Обоснование актуальности программы
В ГБОУ АО «Рембуевский детский дом» большое значение уделяется
формированию социальной компетентности воспитанников для того, чтобы,
выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит
жить, работать, создавать семью, растить детей.
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен
при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы
воздействия на воспитанников.
В нашем учреждении эта система включает в себя несколько направлений
воспитательной работы:
физкультурно оздоровительное.
гражданскопатриотическое.
художественно эстетическое.
социально педагогическое, профориентационное.
Понимая всю сложность положения выпускников, проанализировав
существующие проблемы, в Рембуевском детском доме был разработан и в
течение 2014 – 2015
учебного года реализовывался социально –
педагогический проект «Дорога в успешную жизнь», на основании которого
разработана и готова к реализации в следующем учебном году одноименная
программа.
ориентированным на разные области жизни человека в социуме.
Реализация программы планируется по девяти блокам,
Основополагающими документами в разработке программы являлись:
Конвенция ООН “О правах ребенка”,
•
•
Закон “Об образовании” ст. 26, подчеркивающая необходимость в
реализации дополнительных образовательных программ в целях
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан,
общества, государства,
• Закон РФ от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской
Федерации»;
• Закон РФ от 21.12.1996 № 159ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной защите детейсирот и детей, оставшихся без попечения
родителей»;
•
Примерные требования к программам дополнительного образования
детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобразования России от
11.12.2006 № 061844),
Конституция РФ
Гражданский Кодекс РФ
Семейный Кодекс РФ
Административный Кодекс РФ
Уголовный Кодекс РФ
Устав ГБОУ АО «Рембуевский детский дом». Цели и задачи
Цель формирование социальной компетенции воспитанников,
способствующей их успешной адаптации в обществе через овладение
социальнопсихологическими знаниями и развитие основных жизненных
навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Задачи :
1. развивать конструктивные и коммуникативные навыки межличностного
общения воспитанников;
2. научить воспитанника защищать свои права и отвечать по обязательствам;
3. формировать навыки самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля;
4. развивать чувства ответственности за свою жизнь,
осознание
необходимости опираться в жизни на свои силы;
В соответствии с поставленной целью участниками программы
рассматриваются следующие инновационные идеи по решению заявленных
задач:
диагностика выпускников, с целью выявления проблем возникших в их
самостоятельной жизни в современном обществе;
оказание социальнопедагогической, психологической и правовой
помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью и решении
различных бытовых проблем, в трудоустройстве и трудовой адаптации,
в получении квалифицированной юридической помощи и социально –
правовой защиты;
привлечение органов государственной власти, органов местного
самоуправления, а также учреждений (здравоохранения, образования,
занятости и др.), общественных организаций и объединений к решению
вопросов социальной адаптации выпускников.
Выход в самостоятельную жизнь воспитанников детских домов
сопровождается резким переходом от регламентированной, защищенной
жизни, с определенным распорядком дня к самостоятельному обитанию в
обществе, где молодой человек остается один и должен начать ухаживать за
собой, выстраивать отношения с новыми людьми.
Условия воспитания в обстоятельствах институционализации приводят
к формированию особого социальнопсихологического статуса (комплекс
сироты): отсутствие целеустремленности, наличие иждивенческих позиций,
низкий уровень практического интеллекта, неспособность выстроить
эффективные взаимоотношения с окружающими и конструктивно решить
возникшую проблему, затрудненность ребенка в овладении социальными
ролями, низкая трудовая мотивация, повышенный уровень виктимности. В
результате молодые люди зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами на жилье, учебу, работу и др. Они
не умеют планировать собственный бюджет, общаться с коммунальными и
социальными службами, распоряжаться свободным временем, поддерживать
долговременные отношения. Низкий уровень правовой грамотности не
позволяет защищать собственные права.
В основе данной программы лежит направленность на интересы
воспитанников, решение круга вопросов, напрямую затрагивающих их жизнь,
их прямое участие в разработке планов мероприятий с учётом собственных
интересов, что делает программу привлекательной для них. Темы бесед,
доступность информации, смысловая направленность, культурно массовая
деятельность,
их
современное материальнотехническое оснащение увеличивают степень
привлекательности для воспитанников.
сюжетноролевые формы мероприятий,
игровые,
Содержание программы
Одним из инновационных методов, с помощью которого появилась
возможность позитивно изменить ситуацию и сформировать у воспитанников
детского дома социальную компетентность, стало активное включение детей
сирот в социально значимую деятельность посредством социального
адаптирования. Благодаря новым для учреждения видам деятельности дети
включаются в реальную практическую работу, при этом воспитатель
выступает только с позиции соучастия, сотрудничества.
Возраст воспитанников нашего учреждения от 7 до 18 лет.
Время реализации программы – 3 года.
Это обосновано тем, что каждый год выпускаются из детского дома одни
воспитанники, а поступают другие. Необходимо отслеживать результаты
реализации программы. Наиболее объективными будут данные, полученные в
период наблюдений за стабильным составом детей, чем является учебный год.
Работа по данной социальной программе состоит из следующих
– выявление социальной проблем;
– определение цели, задач;
– планирование практической и познавательной деятельности;
– составление плана, определение сроков выполнения;
– распределение обязанностей внутри группы участников;
этапов: – определение необходимых ресурсов и источников их получения;
– проведение плановых мероприятий;
– оценка и контроль выполнения.
Программа «Дорога в успешную жизнь» состоит из девяти блоков: «Я
взрослею», «Семья», «Финансовая система», «Потребительская среда»,
«Жилищнобытовая система»,
«Система социального обеспечения»,
«Здравоохранение», «Правоохранительная система», «Сферы услуг». После
завершения каждого блока запланировано итоговое мероприятие, итоговая
диагностика где ребенок должен определить, какую позицию занимал лично
он до участия в данной части программы и после.
Педагогам участникам важно, чтобы у детей были сформированы такие
личностные качества, которые позволят им успешно адаптироваться в
современной социальной среде: способность к быстрому освоению нового,
гибкость, мобильность, динамика и другие.
Девять блоков программы:
1.
Я взрослею
Цель расширение представления о взрослении – баланс возможностей и
ответственности (ГК РФ).
Задачи:
o формировать ответственное отношение к жизни;
o тренировать навыки социального общения;
o обучить социально приемлемому реагированию в стрессовых
ситуациях и умению корректировать свое поведение;
o создать условия для раскрытия личности каждого ребенка, её
проявления;
o содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими
чувства собственной значимости;
2. Семья
Цель определение значения семьи в жизни человека.
Задачи:
o формировать представление о семье и браке;
o познакомить с СК РФ;
o способствовать осознанию важности предстоящей роли родителя и
мере ответственности (Конвенция о правах ребенка);
o дать представление о конфликтных ситуациях в семье и способах их
решения;
o формировать позитивный образ семьи в жизни человека.
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Дополнительная общеобразовательная программа по социально-педагогическому направлению «Дорога в успешную жизнь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.