ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа рассчитана для детей 7-12 лет, срок реализации 1 год, годовая нагрузка 34 часа. Рекомендуемый минимальный состав группы – 7 человек. Набор детей в группе свободный, по желанию. Обучение организованно на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги). Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий; допускается переход обучающихся из одной группы в другую; предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Иконка файла материала ПРОГРАММА Я.Ф.Н..docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСАНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ ШАФРАНОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА­ИНТЕРНАТ С.ШАФРАНОВО АЛЬШЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН  «Утверждаю»                                                                               «Утверждаю»    руководитель ОУ                                                                        ректор ГАОУ  ДПО ИРО РБ __________Аипова А.Д.                                                              __________Р.Г.Мазитов «___»______2014 г.                                                                     «___»_________2015г.                                                                                                                   Утверждена на заседании                                                                                                                программно­экспертном совете                                                                                                        протокол №__от «__»___2015г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» Возраст детей: 1­6 класс Срок реализации: 1 год                                                                                                        Автор­ составитель программы:                                                                                               Янбаева Фарида Наримановна,                                                                                           санаторная школа­интернат воспитатель ГКООУ ШафрановскаяШафраново  ­ 2015г. I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность  программы «Творческая мастерская» заключается в возможности самим   обучающимся   создавать   красивые   и   оригинальные   изделия   в   процессе изучения основ декоративно – прикладного творчества, развивать свои креативные способности,   что   особенно   определяет   успешность   выполнения   творческой деятельности.   Развитие   творческих   способностей   ­   одна   из   актуальных   задач современного   образования.  Шафрановская   санаторная   школа­интернат предназначена   для   лечения   и   обучения   детей.   Контингент   обучающихся нестабилен. Это вносит определенные трудности в организацию образовательного процесса.   У   большинства   вновь   пребывающих   обучающихся   начальной   школы отсутствует   дошкольная   подготовка.   Основная   масса   детей   из   социально запущенных семей. Общий кругозор крайне низок, слабо развита устная речь.Мы живем   в   сельской   местности,   где   нет   возможности   увидеть   технологический процесс изготовления художественных изделий, изделий декоративно­прикладного творчества. У ребят нет возможности на прямую соприкоснуться с декоративно­ прикладным   творчеством.   Поэтому   была   поставлена   цель:   предоставить   детям возможность ощутить радость творчества в процессе занятий, где систематически знакомить ребят с техникой мозаики, декупаж, работа с бисером, декорирование вазочек, бутылочек и др.На занятиях кружка у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.  Изучив   авторские   программы   Невзоровой   И.   А.,   Меркуловой   О.А.   и   типовых программ   по   декоративно   ­   прикладному   творчеству   выявила  новизну  в программе «Творческая мастерская»: ­тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного творчества с новейшими тенденциями современного дизайна;                                              ­а также   знакомит   с   новыми   материалами,   которые   упрощают   технологию изготовления декоративности; ­дети   обучаются   изготовлению   такого   предмета,   который   можно   подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения. выигрывают изделий в       и     Цель программы  :  Формирование  и развитие основ художественной  культуры ребенка через декоративно­прикладное творчество. Задачи программы:  Обучающие: ­закреплять и расширять знания и умения, полученных на уроках  трудового обучения, изобразительного искусства; ­обучать приемам и технологии  изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;­обучать  приемам работы с различными материалами;­создавать композиции с изделиями,  выполненными в технике мозаики, декупаж, папье­маше и др.Развивающие:                                                                                                                    ­развивать природные задатки, творческий потенциал и художественный вкус  каждого ребенка,   фантазию, наблюдательность.­развивать образного мышления и  воображения; ­создать условия к саморазвитию учащихся; ­развивать у детей  эстетического восприятия окружающего мира.­развивать положительные эмоции. Воспитательные:                                                                                                            ­воспитывать уважения к труду и людям труда; ­формировать чувства  коллективизма; ­воспитывать аккуратность; ­развивать любовь к природе. Программа рассчитана для детей 7­12 лет, срок реализации 1 год, годовая  нагрузка 34 часа.  Рекомендуемый   минимальный   состав   группы  –   7   человек. Набор   детей   в   группе   свободный,   по   желанию.   Обучение   организованно   на добровольных   началах   всех   сторон   (обучающиеся,   родители,   педагоги). Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания   различных   направлений   и   форм   занятий;   допускается   переход обучающихся из одной группы в другую; предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.  Ожидаемые результаты  Личностные результаты: ­ сформировать личностных познавательных, творческих способностей и интересов к художественному  труду. ­     самостоятельность   в   приобретении   новых   знаний,   практических   умений   и навыков; ­ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности; Метапредметные результаты: ­ научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;  ­  владение с базовыми  понятиями и терминологиями, умение их объяснить; ­  подбор материалов, инструментов в соответствии с технологией работы; ­  оценивание своих способностей в конкретной  работе; ­   владение   различными   приемами   работы   с   зерном,     природным   материалом, бумагой,  ракушками, соленым тестом, бисером, скорлупками; ­ разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую  моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и  фантазию;                                                                                                                             ­   овладение  правилами  культуры труда на рабочем месте; ­ умение работать в коллективе при выполнение практических и проектных работ; ­   умение   использовать   современные   средства   связи   для   поиска   необходимой информации.­ получат знания о месте и роли декоративно ­ прикладного искусства в жизни человека. II.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема 1.  Вводное занятие. Всего часов 1  Работа с материалом     природным 2 Работа в технике мозаики с зерном и скорлупой 12     с Работа бросовым материалом  в ПЕЙП – АРТ технологии            Работа   с   гофрированной декоративной бумагой,   салфеткойв   технике декупаж, торцевании. 8 2 Работа с массой папье ­маше 3 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Работа   с   ракушками   и песком Работа с соленым тестом Работа с бисером 10 . Выставка   работ.   Участие   в смотре достижений. Всего 1 2 2 1 34 Теоретическ ие занятия Практическиез анятия 1 1 2 1 1 1 1 1 8 1 10 7 1 2 1 1 1 1 26III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема №1Вводное занятие (1 час) 1.Основные вопросы:  Правила техники безопасности при работе. Знакомство с декоративно – прикладным искусством. Знакомить детей с особенностями кружка «Творческая мастерская». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными материалами. Слайды  и работы детей. 2.Требования к знаниям:Дети будут знать о правилах техники безопасности при работе. Познакомятся с декоративно ­ прикладным искусством, с особенностями кружка «Творческая мастерская». 3.Требования к умениям: Уметь организовывать свое рабочее место. Тема №2 Работа с природным материалом (2 часа) 1.Основные   вопросы:  Сбор   природного   материала.   Технология   заготовки природных материалов. Правила техники безопасности при работе с природным материалом.   Художественные   приёмы   изготовления   поделок   и   картин   из природных материалов. 2.Требования   к   знаниям:Дети   будут   знатьтехнологию   заготовки   природных материалов, правила техники безопасности при работе с природным материалом. 3.Требования к умениям: Уметь работать с природным материалом. 4.Самостоятельная работа: Заготовка и обработка природных материалов. 5.Тематика практических работ:Оформление вазочки из лепестков роз в технике декупаж, ёлочка­ светильник и подсвечник из сосновых шишек. Тема   №   3Работа   в   технике   мозаики   с   зерном     и   скорлупой   (12   часов) 1.Основные   вопросы:  История   возникновения   мозаики.   Характеристика   видов мозаики.  Знакомство   с   особенностями   работы   с   крашеным   зерном,   со скорлупками. Учить организовывать свое рабочее место. Правила безопасности труда.   Технология     работы   с   зерном   и   скорлупками     в   технике   мозаики. Необходимые материалы и инструменты для работы в технике мозаики. 2.Требования   к   знаниям:Дети   будут   знатьисторию   возникновения   мозаики,   с особенностями работы с крашеным зерном и скорлупками, технологию обработки яичной скорлупы, технологию изготовления картины.3.Требования к умениям: Уметь организовывать свое рабочее место, работать в последовательности   (начинать   с   мелких   элементов   рисунка).  Комбинирование приёмов в  технике мозаики. 4.Самостоятельная работа:Обработка скорлупы, окрашивания зерна и скорлупы акриловой краской. Социальные проекты «Подарок первому учителю ». 5.Тематика   практических   работ:  Изготовление   картин   из   крашеного   зерна   и яичной   скорлупы     в   технике   мозаики   «Родные   просторы»,   «Еловый   лес», оформление вазочек, виниловых пластинок, тарелочек со скорлупками в технике мозаики. Тема   №4.Работа   с   бросовым   материалом     в   ПЕЙП   –   АРТ   технологии (8 часов) 1.Основные вопросы:Знакомство   с  ПЕЙП  –  АРТ   технологией,  материалами   и оборудованием, инструктаж по правилам техники безопасности. 2.Требования   к   знаниям:  Дети   будут   знать   основные   направления   работы   с бросовым материалом, оборудованием, правила техники безопасности. 3.Требования к умениям:Уметь работать с бросовым материалом в  ПЕЙП – АРТ технологии. 4.  Самостоятельная работа:Социальный проект «Подарок для дома» денежное дерево, ваза и др. 5.Тематика практических работ:Изготовление напольных ваз из пластиковых и картонных труб в ПЕЙП – АРТ технологии, картина «Денежное дерево» в ПЕЙП – АРТ технологии.  Тема   №5.Работа   с   гофрированной   бумагой,   декоративной     салфеткойв технике декупаж, торцевании (2 часа)  История   возникновения   бумаги. 1.Основные   вопросы:  Знакомство   с декупаж, особенностями торцевании.Характеристика   видов   бумаги.   Организация     места. Правила   безопасности   труда.   Инструменты   и   дополнительные   материалы, необходимые при работе с бумагой. Показ готовых изделий.    рабочего   работы   с   технике   бумагой     в   2.Требования   к   знаниям:Дети   будут   знать   историю   возникновения   бумаги, характеристику  видов бумаг, декоративных салфеток. 3.Требования   к   умениям:  Уметь   работать   с   бумагой   в   разных   технологиях декоративно – прикладного творчества (декупаж, торцевании). 4. Самостоятельная работа:Социальный проект «Подарок маме».5.Тематика   практических   работ:  Изготовление   объемных   фигур   в   технике торцевании   (ёлочка,   корзинка,   плакаты     к   празднику),   цветов,   ёлочек   из гофрированной бумаги. Оформление тарелочек, напольных ваз в технике декупаж. Тема № 6. Работа с массой папье – маше (3 часа) 1.Основные вопросы: История возникновения папье­маше. Рецепт приготовления массы папье – маше. Технология изготовления изделий.  Организация   рабочего места. Правила безопасности труда. Инструменты и материалы необходимые при работе с массой папье ­маше. 2.Требования к знаниям:Дети будутзнать историю возникновения папье – маше. Рецепт приготовления массы папье – маше. Знать правило безопасности труда. 3.Требования к умениям: Уметь работать с массой папье – маше. 4.Самостоятельная работа: Приготовления бумажной массы. Послойное ведение работы. Обработка и шлифовка изделия. Раскрашивание и оформление изделия. 5.Тематика  практических  работ:  Изготовление   поделки   (картины,   пасхальное яйцо, ПейпАрт –вазы и др) с массой папье – маше. Тема №7.Работа с ракушками, песком (1 час) 1.Основные   вопросы:  Знакомство     с   материалами   (ракушками,   песком) необходимые   для   декорирование   поделок.   Инструменты   и   приспособления   для работ.   Организация   рабочего   места.   Правила   техники   безопасности   во   время работы с ракушками и песком. 2.Требования к знаниям:Дети будут знать технику работы с ракушками и песком. 3.Требования к умениям:  Уметь мыслить образно, креативно, представляя себе конечный результат. Уметь работать с термоклеевым пистолетом. 4.Самостоятельная работа:Визуальное составление композиции, подбор готовых картин.  5.Тематика практических работ:Декорирование цветочных горшков, напольных ваз, фото рамочек и панно в морском стиле. Тема №8.Работа с соленым тестом (2 часа) 1.Основные вопросы:  История соленого теста.  Приготовления   соленого теста. Техника безопасности при работе с соленым тестом.  2.Требования   к   знаниям:Будут   знать   историю   соленого   теста,   рецепт приготовления соленого теста. 3.Требования  к умениям:  Уметь   готовить   соленое   тесто,  работать   с   соленым тестом.4.Самостоятельная   работа:Подготовка   теста,   окрашивание.  Следовать   устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий. 5.Тематика   практических   работ:Создание   композиции   из   соленого   теста «Золотая рыбка», «Совята», «В гостях у сказки», покрытие  бесцветным лаком. Тема № 9.Работа с бисером (2 часа) 1.Основные   вопросы:  История   бисера,   история   искусства   бисероплетения. Различные   виды   бисера,   бусин,   стеклярусов,   виды   проволоки.Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами.  2.Требования к знаниям:Дети будут знать историю бисера, бисероплетения. 3. Требования к умениям: Уметь плести по схеме  бисером. 4.Самостоятельная работа:Реферат, сообщение, творческий проект. 5.Тематика   практических   работ:Изготовления   «   Дерево   счастья»,   «Деда Мороза», «Снегурочки», «Браслет». Тема № 10. Выставка готовых работ. Участие в смотре достижений (1 час) ­ в ОУ; ­ в доме творчества с. Раевский; ­ в доме культуры с. Шафраново, с. Раевский.IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Методы работы Воспитанникам   предоставляется   возможность   выбора   художественной   формыв декоративно – прикладном творчестве. Теоретические знания по всем разделам программы   даются   на   самых   первых   занятиях,   а   затем   закрепляются   в практической   работе.   Практические   занятия   и   развитие   художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Некоторые занятия   проходят   в   форме   самостоятельной   работы,   где   стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Методы занятий: ­словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); ­наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); ­практический (выполнение работ по схемам и др.); ­объяснительно­иллюстративный   –   дети   воспринимают   и   усваивают   готовую информацию; ­репродуктивный   –   учащиеся   воспроизводят   полученные   знания   и   освоенные способы деятельности; ­частично­поисковый   –   участие   детей   в   коллективном   поиске,   решение поставленной задачи совместно с педагогом; ­исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Формы  работы Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся ­ это   индивидуальный   подход  к  каждому  ребенку. Важен  и  принцип  обучения  и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу   с   целью   формирования   опыта   общения   и   чувства   коллективизма. Результаты   коллективного   художественного   труда   обучающихся   находят применение   в   оформлении   палат,   коридоров,мероприятий.   Кроме   того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки дляродных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной   деятельности   школьников   имеет   большое   значение   в воспитательном процессе. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;  Основной формой работы являются групповые занятия.  Индивидуальные занятия с детьми по ознакомлению с декоративно­прикладным искусством проводится, для того чтобы: ­   Выявить   примерный   уровень   развития   изобразительной   деятельности   детей, отношение   ребенка   к   деятельности   и   декоративно­прикладному   творчеству. Учитывая индивидуальные способности детей. ­ Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). ­ Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.   Индивидуальная   работа   ведется   систематически.   Анализируется   выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности. Технологии ­технология   дифференцированного   обучения   самостоятельной работы); (активация   навыков, ­   групповая   (развитие   коммуникативности,   самостоятельности,   взаимное обогащение); ­ здоровьесберегающая (формирует навыки здорового образа жизни); ­ технология сотрудничества (научить учащихся работать по принципу: «делай, как я»); ­   личностно   –   ориентированная   (развитие   индивидуальности,   познавательных способностей каждого ребенка, помочь самореализоваться); ­   проектная   технология   (дает   возможность   полученные   знания   применить   в практике); ­ коллективно­творческой     деятельности     (приобретение   жизненных   навыков     в самодеятельности; раскрытие талантов каждого ребенка; возможность проявления себя в творчестве). При   организации   работы   кружка   используется  дидактический   материал.   Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися,  открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ (фотоальбом лучших работ внеурочной деятельности “Творческая мастерская”), разработку отдельных тематических занятий.Техническое оснащение: 1.Материалы  и  инструменты :  акриловые  краски,  клей (наилучший  клей ПВА), зубочистка,   кисточка   для   клея,   клеенка,   пинцет,   салфетки   декупажные, термоклеевойпистолет,   зерна   (пшенка,   рис,   чечевица   и   др),   скорлупа   яичная, гусиные   перья,   шишки   сосновые,   ракушки,   баллончики   с   распылителями, гофрированная бумага, ДВП, рамочки для картин, проволока,бисер.2.Компьютер, проектор для показа презентации,   телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера. Способы проверки  и оценивания результативности программы                        ­  Посещаемость, активность на занятиях, личные достижения детей в области  проектирование декоративных изделий.                                                                           ­ Отслеживание результатов обучения и воспитания (беседа, тестирование,  наблюдение, диагностика);                                                                                                 ­ Практические работы детей, отбор проектных изделий для участия в выставках,  конкурсах.                                                                                                                            Для успешной реализации поставленных задач, программа предлагает тесное  взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет  творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих  способностей детей, обуславливает его результативность. Формы подведения итогов реализации программы                                                   Организация и проведение открытых занятий для педагогов и родителей учащихся; Проведение мастер­классов; Творческий отчет руководителя кружка на МО воспитателей, педсовете;   Составление  фотоальбома  лучших  работ  внеурочной  деятельности  «Творческая мастерская»; Участие   в   школьных   тематических   выставках   (Мастерская   деда   Мороза,   День влюбленных,8 марта, выставка работ учащихся к смотру достижений и т.д.); Участие в сельских и районных конкурсах, выставках; Участие в интернет конкурсах : региональных, всероссийских и международных.V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно­правовая база 1.Болотина   Т.В.   Конвенция   о   правах   ребенка   и   законодательство   Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.:ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.­48с. 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ­ 0­13 Москва: Проспект, 2014. – 160 с. 3.Федеральный   закон   "Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   Российской Федерации" Конвенция о правах ребенка. – Новосибирск: Норматика, 2013.­ 32с. – (Кодексы. Законы. Нормы). 4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М­ва образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). 5.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования / М­ ва образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения) 6.СанПиН,   2.4.2.1178­02   «Гигиенические   требования   к   режиму   учебно­ воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.   принят 7.Закон   Республики   Башкортостан   «Об   образовании», Государственным Собранием­Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013г. 8.Устав   государственного   казенного   оздоровительного   образовательного учреждения   санаторного   типа   для   детей,   нуждающихся   в   длительном   лечении, Шафрановская   санаторная   школа   –   интернат   от   04.10.2011г. ( зарегистрированного МРИ ФНС №22 по Республике Башкортостан 29 декабря 2011   года   за   государственной   регистрации   номером   2110259019132   ОГРН 1020201729570) Основная 1.Ковалева Т.М. Украшения и аксессуары из бисера Издательство: М.: ООО ТД  "Издательство Мир книги" Год: 2011 Количество страниц: 96 2  Климова   О.М.  Украшаем   пасхальные   яйца.  Практическое   руководство   –  М.: Издательство «Ниола ­ Пресс», 2011. ­32 с.3.Мешалина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011. – 80с.: ­ ( Мастер класс на дому) 3.Меркулова   О.   А.   Программа   внеурочной   деятельности   по   общекультурному направлению «Декоративное творчество» 2013г. 4.Невзорова   И.А.   Программа   внеурочной   деятельности   эстетического направления  «Ручное творчество» 2012г.   художественно   ­   5.Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Радужные фенечки из бисера – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2011. – 176с. («Академия увлечений») 6.Сапожникова   В.А.Образовательная   программа   внеурочной   деятельности учащихся в условиях введения ФГОС нового поколения: Учебное пособие. – 2­е изд. – 36с. 7.Соколова С. «Театр оригами» Игрушки из бумаги – Москва: Эксма 2014 – 224с. илл. 8.Тукало Т., Чудина.Е., Шквыря Ж.. Уникальные картины из зерен цветы и букеты ­ ЗАО « Издательская группа «Контэнт», 2011г. – 64с. 9.Узорова О.В., Нефедова Е.А., Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством Петрова И.А., ООО « Издательство Астрель», 2011. 10.Журнал «Рукоделие» 2011 – 2014гг. 11.Журнал «Делаем сами» 2011 ­2014гг. Дополнительная 1. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель:  АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская). 2. Черныш И.В.  Забавные поделки к праздникам. – М. : Айрис – пресс, 2011. –  192с.: цв. ил. – (Внимание: дети!). 3. Шухова С.  Поделки из всякой всячины .­ М.:  Айрис – пресс,2004. – 192с.: ил. –  (Внимание: дети!)  4.Михайлова И., Кузнецова А.   Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд – во Эксмо, 2011. – 160с., илл. Интернет ресурсы: 1.http://novonikolskoe.68edu.ru/index.php/metod­kopilkam/250­­lr 2.http://stranamasterov.ru/node/778418 3.http://rndnet.ru/part­photop/mozaichnye­kartiny­iz­yaichnoy­skorlupy4.http://www.liveinternet.ru/tags 5.http://mosaic­hobby.blogspot.de/p/blog­page_9669.html