ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—6 кл
25.04.2017
Программа рассчитана для детей 7-12 лет, срок реализации 1 год, годовая нагрузка 34 часа.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 7 человек. Набор детей в группе свободный, по желанию. Обучение организованно на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги). Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий; допускается переход обучающихся из одной группы в другую; предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
ПРОГРАММА Я.Ф.Н..docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСАНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ
ЛЕЧЕНИИ ШАФРАНОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ С.ШАФРАНОВО
АЛЬШЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
«Утверждаю» «Утверждаю»
руководитель ОУ ректор ГАОУ ДПО ИРО РБ
__________Аипова А.Д. __________Р.Г.Мазитов
«___»______2014 г. «___»_________2015г.
Утверждена на заседании
программноэкспертном совете
протокол №__от «__»___2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Возраст детей: 16 класс
Срок реализации: 1 год
Автор составитель программы:
Янбаева Фарида Наримановна,
санаторная школаинтернат
воспитатель ГКООУ Шафрановская Шафраново 2015г.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы «Творческая мастерская» заключается в возможности
самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе
изучения основ декоративно – прикладного творчества, развивать свои креативные
способности, что особенно определяет успешность выполнения творческой
деятельности. Развитие творческих способностей одна из актуальных задач
современного образования.
Шафрановская санаторная школаинтернат
предназначена для лечения и обучения детей. Контингент обучающихся
нестабилен. Это вносит определенные трудности в организацию образовательного
процесса. У большинства вновь пребывающих обучающихся начальной школы
отсутствует дошкольная подготовка. Основная масса детей из социально
запущенных семей. Общий кругозор крайне низок, слабо развита устная речь.Мы
живем в сельской местности, где нет возможности увидеть технологический
процесс изготовления художественных изделий, изделий декоративноприкладного
творчества. У ребят нет возможности на прямую соприкоснуться с декоративно
прикладным творчеством. Поэтому была поставлена цель: предоставить детям
возможность ощутить радость творчества в процессе занятий, где систематически
знакомить ребят с техникой мозаики, декупаж, работа с бисером, декорирование
вазочек, бутылочек и др.На занятиях кружка у детей пробуждается вера в своих
творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он
пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Изучив авторские программы Невзоровой И. А., Меркуловой О.А. и типовых
программ по декоративно прикладному творчеству выявила новизну в
программе «Творческая мастерская»:
тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного творчества
с новейшими тенденциями современного дизайна; а
также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию
изготовления
декоративности;
дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить,
дополнительно учатся церемониалу дарения.
выигрывают
изделий
в
и
Цель программы : Формирование и развитие основ художественной культуры
ребенка через декоративноприкладное творчество.
Задачи программы:
Обучающие: закреплять и расширять знания и умения, полученных на уроках
трудового обучения, изобразительного искусства; обучать приемам и технологии
изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;обучать
приемам работы с различными материалами;создавать композиции с изделиями,
выполненными в технике мозаики, декупаж, папьемаше и др. Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал и художественный вкус
каждого ребенка, фантазию, наблюдательность.развивать образного мышления и
воображения; создать условия к саморазвитию учащихся; развивать у детей
эстетического восприятия окружающего мира.развивать положительные эмоции.
Воспитательные:
воспитывать уважения к труду и людям труда; формировать чувства
коллективизма; воспитывать аккуратность; развивать любовь к природе.
Программа рассчитана для детей 712 лет, срок реализации 1 год, годовая
нагрузка 34 часа.
Рекомендуемый минимальный состав группы
– 7 человек.
Набор детей в группе свободный, по желанию. Обучение организованно на
добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги).
Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и
сочетания различных направлений и форм занятий; допускается переход
обучающихся из одной группы в другую; предоставление обучающемуся свободы в
выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
сформировать личностных познавательных, творческих способностей и интересов
к художественному труду.
самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и
навыков;
развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой
деятельности;
Метапредметные результаты:
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
владение с базовыми понятиями и терминологиями, умение их объяснить;
подбор материалов, инструментов в соответствии с технологией работы;
оценивание своих способностей в конкретной работе;
владение различными приемами работы с зерном, природным материалом,
бумагой, ракушками, соленым тестом, бисером, скорлупками;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и
фантазию;
овладение правилами культуры труда на рабочем месте;
умение работать в коллективе при выполнение практических и проектных работ;
умение использовать современные средства связи для поиска необходимой
информации. получат знания о месте и роли декоративно прикладного искусства в жизни
человека.
II.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема
1.
Вводное занятие.
Всего
часов
1
Работа
с
материалом
природным
2
Работа в технике мозаики с
зерном и скорлупой
12
с
Работа
бросовым
материалом в ПЕЙП – АРТ
технологии
Работа с гофрированной
декоративной
бумагой,
салфеткойв
технике
декупаж, торцевании.
8
2
Работа с массой папье маше 3
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Работа с ракушками и
песком
Работа с соленым тестом
Работа с бисером
10
.
Выставка работ. Участие в
смотре достижений.
Всего
1
2
2
1
34
Теоретическ
ие занятия
Практическиез
анятия
1
1
2
1
1
1
1
1
8
1
10
7
1
2
1
1
1
1
26 III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1Вводное занятие (1 час)
1.Основные вопросы: Правила техники безопасности при работе. Знакомство с
декоративно – прикладным искусством. Знакомить детей с особенностями кружка
«Творческая мастерская». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить
с разнообразными материалами. Слайды и работы детей.
2.Требования к знаниям:Дети будут знать о правилах техники безопасности при
работе. Познакомятся с декоративно прикладным искусством, с особенностями
кружка «Творческая мастерская».
3.Требования к умениям: Уметь организовывать свое рабочее место.
Тема №2 Работа с природным материалом (2 часа)
1.Основные вопросы: Сбор природного материала. Технология заготовки
природных материалов. Правила техники безопасности при работе с природным
материалом. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из
природных материалов.
2.Требования к знаниям:Дети будут знатьтехнологию заготовки природных
материалов, правила техники безопасности при работе с природным материалом.
3.Требования к умениям: Уметь работать с природным материалом.
4.Самостоятельная работа: Заготовка и обработка природных материалов.
5.Тематика практических работ:Оформление вазочки из лепестков роз в технике
декупаж, ёлочка светильник и подсвечник из сосновых шишек.
Тема № 3Работа в технике мозаики с зерном и скорлупой (12 часов)
1.Основные вопросы: История возникновения мозаики. Характеристика видов
мозаики.
Знакомство с особенностями работы с крашеным зерном, со
скорлупками. Учить организовывать свое рабочее место. Правила безопасности
труда. Технология работы с зерном и скорлупками в технике мозаики.
Необходимые материалы и инструменты для работы в технике мозаики.
2.Требования к знаниям:Дети будут знатьисторию возникновения мозаики, с
особенностями работы с крашеным зерном и скорлупками, технологию обработки
яичной скорлупы, технологию изготовления картины. 3.Требования к умениям: Уметь организовывать свое рабочее место, работать в
последовательности (начинать с мелких элементов рисунка). Комбинирование
приёмов в технике мозаики.
4.Самостоятельная работа:Обработка скорлупы, окрашивания зерна и скорлупы
акриловой краской. Социальные проекты «Подарок первому учителю ».
5.Тематика практических работ: Изготовление картин из крашеного зерна и
яичной скорлупы
в технике мозаики «Родные просторы», «Еловый лес»,
оформление вазочек, виниловых пластинок, тарелочек со скорлупками в технике
мозаики.
Тема №4.Работа с бросовым материалом в ПЕЙП – АРТ технологии
(8 часов)
1.Основные вопросы:Знакомство с ПЕЙП – АРТ технологией, материалами и
оборудованием, инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Требования к знаниям: Дети будут знать основные направления работы с
бросовым материалом, оборудованием, правила техники безопасности.
3.Требования к умениям:Уметь работать с бросовым материалом в ПЕЙП – АРТ
технологии.
4. Самостоятельная работа:Социальный проект «Подарок для дома» денежное
дерево, ваза и др.
5.Тематика практических работ:Изготовление напольных ваз из пластиковых и
картонных труб в ПЕЙП – АРТ технологии, картина «Денежное дерево» в ПЕЙП –
АРТ технологии.
Тема №5.Работа с гофрированной бумагой, декоративной салфеткойв
технике декупаж, торцевании (2 часа)
История возникновения бумаги.
1.Основные вопросы:
Знакомство с
декупаж,
особенностями
торцевании.Характеристика видов бумаги. Организация
места.
Правила безопасности труда. Инструменты и дополнительные материалы,
необходимые при работе с бумагой. Показ готовых изделий.
рабочего
работы
с
технике
бумагой
в
2.Требования к знаниям:Дети будут знать историю возникновения бумаги,
характеристику видов бумаг, декоративных салфеток.
3.Требования к умениям: Уметь работать с бумагой в разных технологиях
декоративно – прикладного творчества (декупаж, торцевании).
4. Самостоятельная работа:Социальный проект «Подарок маме». 5.Тематика практических работ: Изготовление объемных фигур в технике
торцевании (ёлочка, корзинка, плакаты
к празднику), цветов, ёлочек из
гофрированной бумаги. Оформление тарелочек, напольных ваз в технике декупаж.
Тема № 6. Работа с массой папье – маше (3 часа)
1.Основные вопросы: История возникновения папьемаше. Рецепт приготовления
массы папье – маше. Технология изготовления изделий. Организация рабочего
места. Правила безопасности труда. Инструменты и материалы необходимые при
работе с массой папье маше.
2.Требования к знаниям:Дети будутзнать историю возникновения папье – маше.
Рецепт приготовления массы папье – маше. Знать правило безопасности труда.
3.Требования к умениям: Уметь работать с массой папье – маше.
4.Самостоятельная работа: Приготовления бумажной массы. Послойное ведение
работы. Обработка и шлифовка изделия. Раскрашивание и оформление изделия.
5.Тематика практических работ: Изготовление поделки (картины, пасхальное
яйцо, ПейпАрт –вазы и др) с массой папье – маше.
Тема №7.Работа с ракушками, песком (1 час)
1.Основные вопросы: Знакомство
с материалами (ракушками, песком)
необходимые для декорирование поделок. Инструменты и приспособления для
работ. Организация рабочего места. Правила техники безопасности во время
работы с ракушками и песком.
2.Требования к знаниям:Дети будут знать технику работы с ракушками и песком.
3.Требования к умениям: Уметь мыслить образно, креативно, представляя себе
конечный результат. Уметь работать с термоклеевым пистолетом.
4.Самостоятельная работа:Визуальное составление композиции, подбор готовых
картин.
5.Тематика практических работ:Декорирование цветочных горшков, напольных
ваз, фото рамочек и панно в морском стиле.
Тема №8.Работа с соленым тестом (2 часа)
1.Основные вопросы: История соленого теста. Приготовления соленого теста.
Техника безопасности при работе с соленым тестом.
2.Требования к знаниям:Будут знать историю соленого теста, рецепт
приготовления соленого теста.
3.Требования к умениям: Уметь готовить соленое тесто, работать с соленым
тестом. 4.Самостоятельная работа:Подготовка теста, окрашивание. Следовать устным
инструкциям, зарисовывать схемы изделий.
5.Тематика практических работ:Создание композиции из соленого теста
«Золотая рыбка», «Совята», «В гостях у сказки», покрытие бесцветным лаком.
Тема № 9.Работа с бисером (2 часа)
1.Основные вопросы: История бисера, история искусства бисероплетения.
Различные виды бисера, бусин, стеклярусов, виды проволоки.Техника
безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами.
2.Требования к знаниям:Дети будут знать историю бисера, бисероплетения.
3. Требования к умениям: Уметь плести по схеме бисером.
4.Самостоятельная работа:Реферат, сообщение, творческий проект.
5.Тематика практических работ:Изготовления « Дерево счастья», «Деда
Мороза», «Снегурочки», «Браслет».
Тема № 10. Выставка готовых работ. Участие в смотре достижений (1 час)
в ОУ;
в доме творчества с. Раевский;
в доме культуры с. Шафраново, с. Раевский. IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы работы
Воспитанникам предоставляется возможность выбора художественной формыв
декоративно – прикладном творчестве. Теоретические знания по всем разделам
программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в
практической работе. Практические занятия и развитие художественного
восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Некоторые
занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется
самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено
теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Методы занятий:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по
образцу и др.);
практический (выполнение работ по схемам и др.);
объяснительноиллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
частичнопоисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Формы работы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся
это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и
воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых,
индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в
программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят
применение в оформлении палат, коридоров,мероприятий. Кроме того,
выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов
художественной деятельности школьников имеет большое значение в
воспитательном процессе.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
Основной формой работы являются групповые занятия.
Индивидуальные занятия с детьми по ознакомлению с декоративноприкладным
искусством проводится, для того чтобы:
Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей,
отношение ребенка к деятельности и декоративноприкладному творчеству.
Учитывая индивидуальные способности детей.
Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание,
формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение
задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Технологии
технология дифференцированного обучения
самостоятельной работы);
(активация навыков,
групповая (развитие коммуникативности, самостоятельности, взаимное
обогащение);
здоровьесберегающая (формирует навыки здорового образа жизни);
технология сотрудничества (научить учащихся работать по принципу: «делай,
как я»);
личностно – ориентированная (развитие индивидуальности, познавательных
способностей каждого ребенка, помочь самореализоваться);
проектная технология (дает возможность полученные знания применить в
практике);
коллективнотворческой деятельности (приобретение жизненных навыков в
самодеятельности; раскрытие талантов каждого ребенка; возможность проявления
себя в творчестве).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он
включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, открытки
и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ
(фотоальбом лучших работ внеурочной деятельности “Творческая мастерская”),
разработку отдельных тематических занятий. Техническое оснащение:
1.Материалы и инструменты : акриловые краски, клей (наилучший клей ПВА),
зубочистка, кисточка для клея, клеенка, пинцет, салфетки декупажные,
термоклеевойпистолет, зерна (пшенка, рис, чечевица и др), скорлупа яичная,
гусиные перья, шишки сосновые, ракушки, баллончики с распылителями,
гофрированная бумага, ДВП, рамочки для картин, проволока,бисер.2.Компьютер,
проектор для показа презентации, телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат,
видеокамера.
Способы проверки и оценивания результативности программы
Посещаемость, активность на занятиях, личные достижения детей в области
проектирование декоративных изделий.
Отслеживание результатов обучения и воспитания (беседа, тестирование,
наблюдение, диагностика);
Практические работы детей, отбор проектных изделий для участия в выставках,
конкурсах.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предлагает тесное
взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет
творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих
способностей детей, обуславливает его результативность.
Формы подведения итогов реализации программы
Организация и проведение открытых занятий для педагогов и родителей учащихся;
Проведение мастерклассов;
Творческий отчет руководителя кружка на МО воспитателей, педсовете;
Составление фотоальбома лучших работ внеурочной деятельности «Творческая
мастерская»;
Участие в школьных тематических выставках (Мастерская деда Мороза, День
влюбленных,8 марта, выставка работ учащихся к смотру достижений и т.д.);
Участие в сельских и районных конкурсах, выставках;
Участие в интернет конкурсах : региональных, всероссийских и международных. V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативноправовая база
1.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской
Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.:ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.48с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 013 Москва:
Проспект, 2014. – 160 с.
3.Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" Конвенция о правах ребенка. – Новосибирск: Норматика, 2013. 32с. –
(Кодексы. Законы. Нормы).
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / Мва образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения).
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / М ва образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,
2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)
6.СанПиН, 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к режиму учебно
воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.
принят
7.Закон Республики Башкортостан «Об образовании»,
Государственным СобраниемКурултаем Республики Башкортостан 27 июня
2013г.
8.Устав государственного казенного оздоровительного образовательного
учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,
Шафрановская санаторная школа – интернат от 04.10.2011г.
( зарегистрированного МРИ ФНС №22 по Республике Башкортостан 29 декабря
2011 года за государственной регистрации номером 2110259019132 ОГРН
1020201729570)
Основная
1.Ковалева Т.М. Украшения и аксессуары из бисера Издательство: М.: ООО ТД
"Издательство Мир книги" Год: 2011 Количество страниц: 96
2 Климова О.М. Украшаем пасхальные яйца. Практическое руководство – М.:
Издательство «Ниола Пресс», 2011. 32 с. 3.Мешалина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011.
– 80с.: ( Мастер класс на дому)
3.Меркулова О. А. Программа внеурочной деятельности по общекультурному
направлению «Декоративное творчество» 2013г.
4.Невзорова И.А. Программа внеурочной деятельности
эстетического направления «Ручное творчество» 2012г.
художественно
5.Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Радужные фенечки из бисера – СПб.: Регата,
Издательский Дом «Литера», 2011. – 176с. («Академия увлечений»)
6.Сапожникова В.А.Образовательная программа внеурочной деятельности
учащихся в условиях введения ФГОС нового поколения: Учебное пособие. – 2е
изд. – 36с.
7.Соколова С. «Театр оригами» Игрушки из бумаги – Москва: Эксма 2014 – 224с.
илл.
8.Тукало Т., Чудина.Е., Шквыря Ж.. Уникальные картины из зерен цветы и букеты
ЗАО « Издательская группа «Контэнт», 2011г. – 64с.
9.Узорова О.В., Нефедова Е.А., Разработка структуры учебника и типовых заданий
под руководством Петрова И.А., ООО « Издательство Астрель», 2011.
10.Журнал «Рукоделие» 2011 – 2014гг.
11.Журнал «Делаем сами» 2011 2014гг.
Дополнительная
1. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель:
АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
2. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – М. : Айрис – пресс, 2011. –
192с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).
3. Шухова С. Поделки из всякой всячины . М.: Айрис – пресс,2004. – 192с.: ил. –
(Внимание: дети!)
4.Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры.
Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд – во Эксмо, 2011. – 160с., илл.
Интернет ресурсы:
1.http://novonikolskoe.68edu.ru/index.php/metodkopilkam/250lr
2.http://stranamasterov.ru/node/778418
3.http://rndnet.ru/partphotop/mozaichnyekartinyizyaichnoyskorlupy 4.http://www.liveinternet.ru/tags
5.http://mosaichobby.blogspot.de/p/blogpage_9669.html
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.