Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.02.2018
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения.
программа Азбука финансов Рембуевский детский дом.docx
Министерство образования и науки Архангельской области
государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Рембуевский детский дом»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Азбука финансов»
реализация в 20172020 учебный год
возрастная группа: от 7 до 18
Авторы программы:
Терешенко Светлана Андреевна –
воспитатель ГБУ АО «Рембуевский
детский дом» высшая кв.категория.
Узкая Марина Ивановна
воспитатель ГБУ АО «Рембуевский
детский дом» первая кв.категория.
– д. Рембуево, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ :
1. Введение 3
2. Обоснование актуальности 5
3. Цели и задачи 7
4. Содержание 7
5. Технологии реализации 18
6. Риски 19
7. Ожидаемый результат 20
8. Заключение 22
9. Приложения:
План мероприятий 24
Интернетресурсы 30
Список литературы 31
ВВЕДЕНИЕ
2 В современном быстроменяющемся мире умение принимать грамотные
финансовые решения иногда оказывается одним из главных условий
выживания. Планирование бюджета является обязательным навыком,
необходимым для успешного существования, пусть даже это личный бюджет
одного человека. Такие умения принято называть финансовой грамотностью.
Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение
всей жизни, начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания
окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления
какихлибо самостоятельных действий по приобретению и расходованию
денег.
Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время
обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного
переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье.
Жизненный опыт накапливается при распоряжении полученными или
заработанными деньгами. Купив конфету или игрушку, ребенок лишает себя
чегото другого, что он мог бы купить на эти деньги. Ребенок учится
осознанию того, что цена одной вещи – это лишение себя чегото другого,
возможно более нужного или важного. С возрастом приходит понимание того,
какие расходы являются более важными, необходимыми или даже
обязательными.
Однако не все члены нашего общества имеют возможность получить такие
знания в семье. В первую очередь, это дети воспитанники детских домов.
Система детских домов не предполагает какоголибо контакта своих
воспитанников с финансами внешнего мира. За одежду, еду, коммунальные
услуги платит ктото другой, с кем не поговоришь по душам, карманные
деньги отсутствуют,
возможности самостоятельного заработка и
3 распоряжения денежными средствами нет. Нет даже возможности научиться
покупать билет на общественный транспорт.
Теоретические познания, получаемые в классической форме
мероприятий, не закрепляются на практике. Все это приводит к тому, что,
выходя из детского дома, подросток оказывается в информационном вакууме
среди враждебной финансовой сферы и испытывает шок.
Да, деньги есть: пособия, стипендии, компенсационные выплаты. Даже есть
жилье (в некоторых случаях). Но при этом нет навыков, понимания, а самое
главное, информации – где взять и как правильно потратить деньги.
Выпускник детского дома выходит в большой мир со следующими
проблемами:
Отсутствие навыков и умений заботы о себе в бытовом плане;
Отсутствие жилья (либо оно в плохом состоянии, либо приходится
жить с родственниками, которые ему не рады);
Недостаточная профессиональная подготовка к труду;
Отсутствие навыков взаимодействия с коллегами по принятым в
обществе правилам и нормам;
Отсутствие людей, к которым можно обратиться за помощью или
советом (проблема доверия к окружающему миру);
Отсутствие информации об устройстве общества,
его
функционировании;
Дефицит общения, контактов, опыта выполнения социальных ролей,
приобретаемых при жизни в семье.
В целом, проблемы, стоящие перед любым гражданином в сфере финансов,
условно можно разделить на следующие:
1. Где взять деньги?
4 2. На что следует тратить деньги?
3. Где и как сделать это максимально эффективно?
Грамотное расходование денежных средств предполагает планирование
личного бюджета, а именно осуществление следующих действий:
Планирование доходов будущих периодов;
Распределение расходов по приоритетности (обязательность,
величина, срочность);
Распределение имеющихся (и будущих) денежных средств по
расходам;
При нехватке ресурсов минимизация расходов либо замена на более
дешевые аналоги;
При высвобождении ресурсов (планируемом) – осуществление
грамотных и эффективных инвестиций.
Но, чтобы заниматься этими «несложными» процедурами, нужно сначала
узнать ответы на следующие очень простые вопросы:
5 ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития
финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные
технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким
слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку
для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах
собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь,
приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме
того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью
накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать
дополнительные проблемы у населения.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для
воспитанников ГБУ АО «Рембуевский детский дом» предполагает
формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое
финансовое благополучие человека; как заработать деньги, что необходимо
сделать для этого; как правильно планировать расходы, что такое личное
финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.
В рамках программы будут рассмотрены такие темы, как коммерческие
банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр.
Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками,
пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и
бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и
пр.
Основополагающими документами в разработке программы являлись:
Семейный Кодекс РФ
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273ФЗ от 29.12.2012 с
изменениями от 06.04.2015 «№ 68ФЗ ( ред.19.12.2016);
6 Закон РФ от 15.12.2001г. № 166ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»
Закон РФ от 21.12.1996г. №159ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения
родителей»
Закон РФ от 17.07.1999г. № 178ФЗ «О государственной социальной
помощи»
Жилищный Кодекс РФ
Концепция Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в
учебных заведениях»
Региональная программа «Повышение уровня финансовой грамотности
населения и развитие финансового образования в Архангельской области в
2014–2019 годах»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
формирование знаний, умений и навыков воспитанников детских домов,
необходимых для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в
процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
ЗАДАЧИ:
сформировать первичные экономические понятия;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их
зарабатывания и разумному их использованию;
объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями:
труд, товар, деньги, цена, стоимость с одной стороны и нравственными
понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и
т.д. с другой стороны;
7 научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях,
носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в
транспорте и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
У воспитанников детских домов, в силу сложившихся обстоятельств,
отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи
в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти
материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие
человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить;
овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи,
формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам
взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными
фондами и др.
Время реализации программы – 3 года.
Возраст воспитанников учреждения от 7 до 18 лет.
Программа разбита с учетом возраста воспитанников на три блока:
младший возраст, средний возраст и старший возраст.
Это обосновано тем, что каждый год выпускаются из детского дома одни
воспитанники, а поступают другие. Необходимо отслеживать результаты
реализации программы. Наиболее объективными будут данные, полученные в
период наблюдений за стабильным составом детей, чем является учебный год.
Работа по данной программе состоит из следующих этапов:
выявление социальной проблемы;
определение цели, задач;
планирование практической и познавательной деятельности;
составление плана, определение сроков выполнения;
распределение обязанностей внутри группы участников;
8 определение необходимых ресурсов и источников их получения;
проведение плановых мероприятий;
оценка и контроль выполнения.
Программа «Азбука финансов» состоит из девяти блоков: «Доходы и
расходы», «Финансовое планирование и бюджет», «Личные сбережения»,
«Инвестирование», «Кредитование», «Страхование», «Риски и финансовая
безопасность», «Защита прав потребителей», «Общие знания экономики и азы
финансовой арифметики».
Каждый блок разделен на три составляющих:
Знание и понимание – подразумевает набор знаний потребителя о
финансовых продуктах и концепциях, а также способность получать,
понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для
принятия решений;
Умение и поведение – включающие компетенции, связанные с умениями
и навыками финансового поведения, способности к принятию
финансового риска, а также умением предпринимать другие
эффективные действия, для улучшения собственного финансового
положения;
Личные характеристики и установки – содержащие основные
характеристики потребителя, связанные с общим отношением к личным
финансам, возможностью делать ответственный выбор и принимать
финансовые решения.
Целью изучения курса «Азбука финансов» воспитанниками младшего
возраста является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений , формирование опыта применения полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики.
9 Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как члена общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные.
освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление аналогии и причинноследственных связей, построение
рассуждений, отнесение к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и междпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью воспитателя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
10 оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений взрослых и сверстников.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Целью изучения курса «Азбука финансов» воспитанниками среднего
возраста является формирование активной жизненной позиции, развитие
экономического образа мышления,
воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в обществе,
приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики.
Планируемые результаты.
Личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
11 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примеров;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение варианта собственного
заработка;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях, участие в принятии решения о
семейном бюджете;
Метапредметные:
• Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передача интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернетсайтах и проведение простых опросов и
интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей,
построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
(cid:2)
• Регулятивные:
понимание цели своих действий;
12 планирование действия с помощью воспитателя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, воспитателей.
• Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономики семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приемов работы с экономической информацией, ее осмысление;
проведение простых финансовых расчетов;
приобретение знаний и опытов применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
13 доходов, направление расходов семьи, умение составлять простой семейный
бюджет; знание направления инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
развитие способностей делать воспитанников необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развития кругозора в области экономической жизни общества.
Целью изучения курса «Азбука финансов» воспитанниками старшего
возраста является формирование у них основ финансовой грамотности,
предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий,
являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также
практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно
взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как
банки, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Планируемые результаты.
• Личностные:
понимание принципов функционирования финансовой системы современного
государства;
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
понимание прав и обязанности в сфере финансов;
владение умением решать практические финансовые задачи;
владение информацией финансового характера, современный анализ и
адаптация к собственным потребностям;
определение стратегических целей в области управления личными
финансами;
14 постановка стратегических задач для достижения личных финансовых
целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
владение коммуникативными компетенциями;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
• Предметные:
владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с
участниками финансовых отношений;
владение основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе своей жизнедеятельности.
Девять блоков программы:
1. Доходы и расходы : включает широкий спектр лично значимых
финансовых тем, в частности, общий доход (семьи), различные источники
дохода ( например, пособия, заработная плата и т.д.), виды и структура
расходов, налоги и система налогообложения, финансовые оценки и
контроль расходов, соотношение потребностей и желаний.
2. Финансовое планирование и бюджет: предполагает знание и понимание
того, что доходы требуют планирования и управления – как в
краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; включает умения
планировать и вести бюджет, соотносить различные потребности и расходы,
понимать разницу между видами расходов и учитывать это принятии
финансовых решений.
3. Личные сбережения: охватывает круг вопросов, связанных с сохранением
личных финансов, целей и видов сбережений, различных сберегательных
продуктов, знания о государственной системе страхования вкладов, общие
умения в области сбережений.
15 4. Инвестирование: содержит основные знания о том, что такое
инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования,
понимание разницы в риске и доходе между сберегательными и
инвестиционными продуктами. Умения различать основные виды
инвестиционных инструментов,
инвестиционного продукта.
оценивать
степень
прииска
5. Кредитование: включает понимание общих принципов кредитования, в том
числе основных условий кредитования, умение сравнивать различные
кредитные продукты, пользоваться кредитными картами, читать кредитные
договоры, а также понимать последствия долга и ответственности за
невыполнение кредитных соглашений.
6. Страхование:
включает понимание основных задач и принципов
страхования, знание различных видов страховых банковских продуктов,
условий страховых выплат в случае наступления страховых страхового
случая, умения сравнивать различные виды страховых продуктов и делать
выбор на основе жизненных целей и обстоятельств.
7. Риски и финансовая безопасность: ключевая область финансовой
грамотности, включающая возможность определения путей и способов
управления финансами с учетом представлений о потенциальных
финансовых прибылях и убытках. Данный содержательный блок включает в
себя представление о том, что определенные финансовые продукты
(включая страхование) могут быть использованы для управления
различными рисками с учетом различных потребностей и обстоятельств.
Предполагается знание того, что одни методы сбережения или
инвестирования являются более рискованными, чем другие; знание того,
как ограничить риски для личного капитала, а также понимание
преимуществ диверсификации.
8. Защита прав потребителей: охватывает знания прав и обязанностей
потребителей на финансовом рынке и в рамках общей финансовой
16 ситуации, а также основные последствия финансовых контрактов.
Включает понимание последствий изменений экономических условий и
государственной политики (изменение процентных ставок, инфляции,
налогообложения и социальных пособий) и влияния этих изменений на
личные финансы, а также использование информационных ресурсов и
правовое регулирование.
9. Общие знания экономики и азы финансовой арифметики: содержит
знания и умения в области экономики и финансов, включая повседневные
покупки товаров, платежи, расходы, соотношение цены и качества,
банковские карты, чеки, банковский счета и валюты, понимание основных
экономических терминов (инфляция, диверсификация и т.д.), а также
основы финансовой арифметики, например, умение считать проценты,
сравнивать абсолютные и относительные величины. Содержит основные
представления о налоговой системе, пенсионной системе государственного
страхования и системе государственного страхования,
общей
экономической обстановке в стране и мире, знания и разделении
финансовой ответственности между государством и потребителем.
Включает общие умения пользоваться некоторыми официальными
финансовыми документами.
Программа предусматривает следующие формы занятий:
– лекция: основная задача воспитателя — рассказать о проблемах, с которыми
воспитанник будет иметь дело в будущем или встречается уже сейчас;
объяснить, к чему может привести незнание основ финансовой грамотности.
Лекция в курсе финансовой грамотности принципиально отличается от
классического понимания лекции и может носить характер лекциибеседы, в
ходе которой воспитатель вступает в диалог с воспитанниками путём
постановки актуальных для них вопросов. Для проведения лекции будут
приглашаться различные специалисты: банковские работники, специалисты
17 страховых компаний, пенсионного фонда, налоговой службы, действующие
бизнесмены и др. Таким образом, лекция может проходить в следующих
формах:
просмотр документальных и художественных фильмов;
просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
рассказбеседа о проблематике данной сферы;
встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками,
государственными служащими;
– практикум: данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной
и групповой работы;
назначение – отработка практических умений и самостоятельное решение
поставленной практической задачи; на данном занятии осуществляется
поисковоисследовательская работа, направленная на поиск финансовой
информации из различных источников. Таким образом, практикум может быть
проведён в следующих формах:
поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб,
финансовых организаций, рейтинговых агентств;
поиск и анализ правовых документов по теме;
разработка индивидуальных или групповых проектов;
поиск решения кейсов; проведение миниисследований;
поиск информации для написания эссе;
решение финансовых кроссвордов;
– игра: данное занятие осуществляется в форме моделирования какойлибо
жизненной ситуации с целью отработать модели поведения, приобрести опыт
такого рода деятельности;
– занятиеконтроль: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при
необходимости их коррекция. Воспитатель может использовать другие формы
обучения.
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1.Технология коллективного творческого дела, развитие творческого
потенциала детей. Формирование высокого уровня ответственности за
18 результаты своего труда, а также за успехи и результаты коллективного
труда.
2.Технология создания ситуации успеха, гуманизация и демократизация
взаимоотношений в досуговой деятельности, коллективнотворческой,
трудовой. Каждый воспитанник умеет работать в команде или с партнером,
владеет навыками толерантного общения.
3. Технология педагогического диалога. Выработка у воспитанников умений
принимать решения некоторых реальных проблем, высказывать свое мнение.
4. Технология проектов. Приобщение воспитанников к «взрослым
сделать образовательновоспитательный процесс для
проблемам»,
воспитанников личностно значимым, развивать у воспитанников умение
самостоятельно и творчески решать проблему во время воспитательных
часов, занятий в рамках дополнительного образования с использованием ИКТ.
Развитие коммуникативных навыков, тяги к поиску, исследованию, к
самореализации.
5. Игровые технологии. Формирование социальноважных качеств личности.
Переживание позитивных эмоций по поводу достижения положительного
взаимодействия с окружающими людьми, освоение практических навыков
толерантного поведения.
7. Интегрированные инновационные культурно – образовательные технологии.
Комплексное воздействие на чувства, эмоции, сознание подростка,
ориентированного на понимание самих себя, активное и бережное освоение
окружающего мира и пространства взаимодействия с другими людьми.
РИСКИ ПРОГРАММЫ:
Отсутствие общепринятого урегулированного механизма постинтернатного
сопровождения выпускников интернатных учреждений;
Материальнофинансовые;
Недостаточный уровень педагогической компетентности;
19 Общение с кровными родственниками;
Человеческий фактор;
Рассмотрим каждый из указанных рисков:
1) до настоящего времени отсутствуют: общепринятый механизм реализации
законов по обеспечению сопровождения выпускников детских домов,
примерные федеральные требования к уровню готовности выпускника к
самостоятельной жизни,
сопровождения;
показатели мониторинга постинтернатного
2) недостаточно ресурсов (финансовых, кадровых, методических и пр.) для
осуществления деятельности;
3) отсутствует система подготовки специалистов для работы с выпускниками,
которые в большинстве своем оказываются не готовыми к той
самостоятельности и свободе, когда попадают после детского дома в
общежитие, происходит «головокружение от самостоятельности», самооценка
отсутствует, и начинаются проблемы с учебой и законопослушанием;
4) у многих воспитанников родственники находятся в Архангельской области
и за её пределами на значительном удалении от нашего детского дома. С
некоторыми связь невозможна, так как они представляют социальную
опасность для общества, у ряда воспитанников родственники находятся в
местах лишения свободы;
5) в последнее время достаточно часто контингент воспитанников детского
дома пополняется подопечными старшего подросткового возраста, которые
имеют стойкое асоциальное поведение, не успевают освоить предлагаемую
программу подготовки, что отрицательно сказывается на процессе адаптации.
Как правило, эти подопечные устраиваются на обучение в учебных группах
для подростков с отклонениями в поведении и обучении в учреждениях
начального профессионального образования без основного образования;
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
20 Воспитанники, участвующие в данной программе, станут более активными,
ответственными. От них ожидается успешное и достаточно быстрое
вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры
общества, требует способности принимать правомерные решения по
прогнозировать возможные
обеспечению своей жизнедеятельности,
последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать
принятые решения.
Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек
должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры
являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение.
Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления
им сопутствующим,
экономических отношений,
нормам и этике,
свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне
овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его
формами.
В итоге, участие в программе «Азбука финансов» позволит сформировать у
воспитанников социальнозначимые компетенции : активную жизненную
позицию, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
Развитие способности взаимодействовать с другими людьми.
Финансовая грамотность воспитанников детских домов – залог их успешной
социализации в современном обществе. В быстроменяющемся мире умение
принимать грамотные финансовые решения иногда оказывается одним из
главных условий выживания.
Формы и методы оценивания результатов работы по программе:
21 Оценивание достижений воспитанников должно быть максимально
объективным.
Объективность оценивания обеспечивается его критериальностью. Это
означает, что воспитатель оценивает результаты детей на основе критериев.
Критерий – это и есть то основание, по которому можно отличить одно
явление от другого. В ходе работы по программе воспитанники будут
осуществлять различные её виды, следовательно, должны быть разные
критерии оценивания каждого вида деятельности и её результатов.
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (на семинарских и практических занятиях). Текущий
контроль проверяет конструктивность работы воспитанников на занятии,
степень активности в решении практических задач, а также в групповом и
общем обсуждении;
•
промежуточного контроля
(в заключение изучения модуля).
Промежуточный контроль проверяет степень освоения знаний и предметных и
метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в
одном модуле.
Важнейшая задача – выявить у воспитанников умение решать практические
задачи, знание способов действий по изученным финансовым проблемам.
Промежуточный контроль может осуществляться посредством использования
таких типов заданий;
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Итоговый
контроль проверяет, насколько дети научились реально действовать в
финансовой сфере (сформированная компетентность, навыки). Может
осуществляться в форме имитационноролевой или деловой игры. Игра
22 позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс
ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания, умения
и компетенции, освоенные в ходе обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
всегда была острой проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот
на материальное обеспечение, на образование, на профессиональную
подготовку. Однако, их реализация требует кропотливой педагогической
деятельности с воспитанниками. Проектная деятельность, направленная на
социальную адаптацию детей сирот является эффективным механизмом
защиты их прав и законных интересов.
Трудности перехода воспитанников государственного учреждения из
детского дома в самостоятельную жизнь существовали всегда. Выпускники
интернатных учреждений чаще своих сверстников оказываются участниками
или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жильё, с трудом
создают семью, легче становятся жертвами суицида. То есть, вхождение в
самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда
проходит успешно. Особенности жизни детского дома: полузакрытый
характер, коллективное содержание, вынужденный круг общения, избыточное
педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора принятия решения
ограничивают возможности социализации.
В качестве эффективных факторов реализации программе отметим:
1. Социальная защита детейсирот, осуществляется при взаимодействии в
работе педагогов и воспитанников.
2. Социализация, адаптация и социальная защита детейсирот,
воспитывающихся в детском доме, должна быть одним из главных
направлений воспитательной работы.
23 Приложение № 1
План мероприятий на 20172018 уч.год.
№ Возрастная
группа
Тема
Количество
Форма проведения
Доходы и расходы сентябрь
часов
24 1
2
3
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
«Что такое деньги и как они
появились»
Рассмотрим деньги поближе.
Защита от подделок
Деньги – цель или средство
1
1
1
Лекция беседа с
презентацией
Беседапрактикум
Беседа
Финансовое планирование и бюджет октябрь
1
1
Лекция беседа
1
1
Беседа с элементами
ролевой игры
Беседапрактикум
Из чего складываются доходы в
семье
Источники семейного дохода.
Семейный бюджет на раздватри.
Финансовое планирование как
способ повышения благосостояния
семьи.
Что понимаем под личными
сбережениями.
Личный финансовый план первый
шаг к успеху
Планирование личного бюджета
«Хочу машину!?!»
Личные сбережения ноябрь
1
Инвестирование декабрь
Что такое ценные бумаги и какие
они бывают
Граждане на рынке ценных бумаг
Операции на валютном рынке:
риски и возможности
Кредитование январь
Знакомимся с понятием кредит:
зачем люди берут кредит.
Кредит: зачем он нужен и где его
получить.
Какой кредит выбрать и какие
условия кредитования предпочесть
Страхование в жизни каждого
человека.
Здоровье и жизнь высшие блага:
поговорим о личном страховании
Доверяй, но проверяй, или
Несколько советов по выбору
страховщика.
Беседа
Беседапрактикум
Практикум
Рассказ, беседа
Рассказ, презентация
Лекциябеседа
Лекция с элементами
беседы. (презентация)
Беседа презентация
Практикум .
Беседа
Беседа
Беседа лекция
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
2
3
1
2
Страхование февраль
1
1
Риски и финансовая безопасность март
Младший
возраст
Средний
Не будь как Буратино
Финансовое мошенничество: от
1
1
Развлекательно
познавательная игра
Беседа
25 3
1
2
3
1
2
3
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
интернета до банкомата
Финансовое мошенничество: как
защитить себя и свою семью
1
Беседа
Защита прав потребителейапрель
Я –грамотный покупатель
1
Игровая программа
Влияние инфляции на бюджет
семьи
Правовое регулирование защиты
прав потребителя
1
1
Беседа
Беседа
Общие знания экономики и азы финансовой арифметики май
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Что такие налоги и зачем их
платить?
Банковские услуги для
физических лиц
«Заплати налоги и спи спокойно»:
почему так говорят?
1
1
1
Дискуссия
Экскурсия в банк
Беседа
Приложение № 2
26 План мероприятий на 20182019 уч.год.
№ Возрастная
группа
Тема
Количество
часов
Форма проведения
Доходы и расходы сентябрь
1
2
3
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Виды доходов (трудовые: заработная
плата, премии, имущественные,
трансферты: пенсии, пособия,
стипендии). Из чего складываются
доходы в семье.
Деньги счет любят или как
управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал.
Почему семьям часто не хватает
денег на жизнь и как этого
избежать? Виды расходов (покупка
товаров и услуг, налоги и обязательные
платежи, сборы)
1
1
1
Игровая программа
Беседапрактикум
Игровая программа
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
2
3
1
2
3
1
2
3
Финансовое планирование и бюджет октябрь
1
1
Сестрица Аленушка и братец
Иванушка (семейный бюджет)
Не пойму в чем секрет. То деньги
есть, то их сразу нет бюджетная
система РФ
Доходы – расходы – дефицит
(профицит)
1
1
Личные сбережения ноябрь
Банки: чем они могут быть вам
полезны в жизни.
Банковская система. Кто куда, а я
в сберкассу……
Виды сбережений: облигации,
акции, недвижимость, страховой
полис и т.д.
1
1
1
Лекциябеседа, встреча с банковским работником
Лекциябеседа , встреча с банковским работников
Инвестирование декабрь
Инвестиции или сбережения?
Учимся считатьпроценты:
простые и сложныесчитаем
расходы Как белка училась
считать.
Доход : был, есть или будет?
1
1
1
Беседа, презентация
Театрализованное представление
Кредитование январь
27 1
2
3
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Виды кредитов.
Ролевая игра «Кредит»
Последнее слово за мной кому
выгодны кредиты, принципы
кредитования: платность,
возвратность, гарантированность.
Страхование февраль
1
Лекция с презентацией
Ролевая игра практикум
Лекцияпрактикум
Беседапрактикум
1
1
1
1
1
1
Младший
возраст
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в
беду.
Имущественное страхование: как
защитить нажитое состояние.
Страхование как защита от рисков
в финансовой сфере.
Риски и финансовая безопасность март
1
Основные понятия в области
финансовой безопасности:
заемщик, налог, пеня, недоимка и
т.д.
Финансовое мошенничество.
Виртуальные ловушки.
Интернетмошенничество.
Не
попади в капкан. Какие опасности
подстерегают нас в интернете?
Защита прав потребителейапрель
Имею право….
1
1
1
Рассказ с
презентацией
Лекция дискуссия
Права потребителя и их защита с
разбором жизненных ситуаций.
Этикетка – покажи нам всё
Хочешь жить – смотри срок
годности товара
1
1
Беседапрактикум
Общие знания экономики и азы финансовой арифметики май
Юный бизнесмен
Инфляция –виды, социальные
последствия, финансовая
грамотность, как условие
рационального поведения в
условиях инфляции.
Если бы я был богатым?
1
1
1
Игровая программа
Игровая программа
28 Приложение № 3
План мероприятий на 20192020 уч.год.
№ Возрастная
группа
Тема
Количество
Форма проведения
Доходы и расходы сентябрь
часов
1
2
3
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Что такое налоги и почему их
надо платить
Основы налогообложения граждан
Налоговые вычеты, или Как
вернуть налоги в семейные бюджет
1
1
1
Беседа
Игровая программа
Беседапрактикум
Финансовое планирование и бюджет октябрь
1
1
Викторина
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
По страницам сказок: знакомство с
экономикой – секреты гнома
Эконома.
Весы финансового благополучия.
О финансах смешно и серьезно
Дорожедешевле
Личные сбережения ноябрь
1
Сбережение –резервный фонд
семьи. Как накопить на важную
(или крупную) покупку?
Как создать резерв на "чёрный
день"?
Инвестирование декабрь
Деньгами надо управлять, а не
служить им – Лесная биржа
Учеба – инвестиция в будущее
Поговорим о ПИФах. Виды, типы,
как устроен, преимущество и
недостатки.
Кредитование январь
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Играсоревнование
ИграКВН
Дидактическая игра
Беседа
Беседапрактикум
Играпутешествие по
станциям.
Беседа
Беседа
Познавательное
развлекательная игра
Беседапрактикум
29
Младший
возраст
Средний
Приключение денежки или банк
глазами ребенка
В долгах, как в шелках кредит возраст
Старший
возраст
«за» и «против». Как научится
жить по средствам.
Кредит жизнь в долг или способ
удовлетворения потребности
3
Страхование февраль
1
Медицинское страхование
1
1
1
1
Уроккейс
Беседа
Беседапрактикум
Игра
Беседа, презентация
Лекциябеседа
Лекциябеседа,
презентация
Познавательно
развлекательное
мероприятие
Беседа
Диспут
Общие знания экономики и азы финансовой арифметики май
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Думай о пенсии смолоду, или Как
формируется пенсия.
Как распорядиться своими
пенсионными накоплениями.
Выбери свой негосударственный
фонд
1
1
1
Беседа
Беседапрактикум
Обучающая игра
30
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Младший
возраст
Средний
возраст
Старший
возраст
Страхование – азбука права :
выгода и риски
Знал бы, где упадешь – соломки бы
постелил! или не пренебрегайте
страховкой
Риски и финансовая безопасность март
Защита от финансового
мошенничества. Понятие о
фальшивомонетничестве.
Ответственность за
фальшивомонетничество.
Признаки подделки денежных
банкнот.
Основы безопасности при
пользовании услугами банков. На
значение современных банков, банковские
услуги, открытие вклада, оформление
кредита,просрочка уплаты процентов и
основного долга по кредиту, потеря
банковской карты или кража с неё
денежных средст, порядок действий при
утрате паспорта
Финансовые пирамиды, или Как не
попасть в сети мошенников.
1
1
1
Защита прав потребителейапрель
Потребитель в художественной
литературе» можешь ли ты
защитить права сказочных героев
Каждый умный человек должен
1
1
брать с покупкой чек
Реклама глазами
старшеклассников. Кричит
реклама: «Самый лучший!», но ты
проверь на всякий случай
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3 Приложение № 4
Интернет – ресурсы:
«Всё о пособиях» — http://subsidii.net/
Всё о страховании» — http://www.ostrahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
«Достаток.ру» по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
Журнал «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru
Министерство финансов РФ www
. minfin
. ru / ru
Общество защиты прав потребителей http://ozpp.ru/laws/zpp.php
Пенсионный фонд РФ www
Роспотребнадзор www
. pfrf
. ru
. rospotrebnadzor
. ru
Федеральная служба государственной статистики — http://
www.gks.ru/
Федеральная налоговая служба www
Форекс — http://www.forex4.info/
. nalog
. ru
Центральный Банк Российской Федерации www
. cbr
. ru
31 Приложение № 5
Литература:
1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников
детских домов и учащихся школинтернатов М.: Витапресс, 2014.
2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: дидактический материал М.:
Витапресс, 2016.
3.Берзон Н.И. Основы финансовой экономики – М.: Витапресс,2011
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность:
учебная программа. 10–11 классы — М.: ВИТАПРЕСС, 2014
5. Вигдорчик . Е. А, Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
учебная программа. 5–7 классы — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
6. Горяев А.П., Чумаченко В.В. Финансовая грамотность для школьников,
Российская экономическая школа, 2010
7. Думная Н.Н., Абелев О.А.,Николаева И.П. ЯинвесторМ.: Интеллект
центр, 2011.
8. Думная Н.Н., Карамова О.В., Рябова О.А. Как вести семейный бюджет:
учебное пособие М.:Интеллектцентр, 2010
9. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы
— М.: ВИТАПРЕСС, 2014
10. Лавренова Е.Б.,Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность:
учебная программа. 8–9 классы — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
11. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых
рынков. 7е изд. – М.: И.Д.Вильямс, 2006.
32 12.Орлов – Карба П.А. Обязательное социальное страхование в Российской
Федерации. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
13. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие
для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология».
— М.: ВИТАПРЕСС, 2002.
14.Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические
рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших
школьников» (1й год обучения). Самара : Издательство «Учебная
литература» : Издательский дом «Федоров, 2009. 112 с.
15. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда. — М.: ООО «Кейс», 2010.
16. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж.. Инвестиции / Пер. с англ. – М.:
ИНФРА – М, 1997.
33 34
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.