Курс «Нанотехнологии в исследовательской деятельности» является теоретико-практической дисциплиной, базу для которой составляют математика, квантовая механика, физика конденсированного состояния, физическая химия. Формирование комплекса базовых знаний и умений, позволяющих ориентироваться в терминологии и направлениях нанотехнологии как совокупности технологических методов, применяемых для изучения, проектирования и производства материалов.
Департамент образования Администрации муниципального образования
город Салехард
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
от «____» _____________ 20______ г.
Протокол № ________________
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ №2»
_____________________ ФИО
«______»_____________ 20_____г.
Дополнительная общеразвивающая программа
Естественнонаучной направленности
«Нанотехнологии в исследовательской деятельности»
Авторсоставитель:
Жукова Татьяна Александровна,
учитель химииг. Салехард, 2017
Пояснительная записка
Федеральным закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273ФЗ) (ст.2,
ст.12, ст.75)
Федеральный закон № 273ФЗ (ст.12, ст.47, ст.75)
Федеральный закон № 273ФЗ (п.1,2,3,9 ст.13; п. 1,5,6 ст.14; ст.15, ст. 16; ст.33, ст. 34, ст.75);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН
2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
Федеральный закон № 273ФЗ (п.9, 22, 25, ст 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»
Федеральный закон № 273ФЗ (ст.15, ст. 16, ст. 17, ст.75);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
Направленность – естественнонаучная.
Актуальность: лидирующей, инновационной областью развития современной науки является наноиндустрия, предсказанная в
середине прошлого века. Фундаментом нанотехнологий являются любые целенаправленные преобразования веществ на нанометровом уровне.
Материалы с заранее заданными составами, размерами и структурой существенно зависят от входящих в их состав нанообъектов.
Данный курс соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и
ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.Отличительные особенности – при помощи экспериментов дать четкое представление о том, как получают и как исследуют
нанообъекты и какие удивительные свойства они проявляют.
Адресат программы –учащихся 711 классов.
Цели:
формирование комплекса базовых знаний и умений, позволяющих ориентироваться в терминологии и направлениях нанотехнологии
как совокупности технологических методов, применяемых для изучения, проектирования и производства материалов,
обеспечение духовнонравственного, гражданскопатриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
формирование общей культуры учащихся;
профессиональное самоопределение учащихся;
личностное развитие учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.
Достижение цели должно раскрываться через следующие группы задач: обучающие, развивающие и воспитательные.
Курс «Нанотехнологии в исследовательской деятельности» является теоретикопрактической дисциплиной, базу для которой составляют
математика, квантовая механика, физика конденсированного состояния, физическая химия.
Задачи:
ориентирование учащихся на использование конкретных практических приемов реализации нанотехнологии в т.ч. – в научно
исследовательской деятельности;
знакомство с историей становления нанотехнологии;
формирование представлений о наноматериалах.
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и
выбору оптимальных путей и методов их достижения
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования.
способствовать к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез ;
Условия реализации программы – условия набора и формирования групп, возможность и условия зачисления в группы второго и
последующих годов обучения; необходимое кадровое и материальнотехническое обеспечение программы, особенности организации
образовательного процесса).Место дисциплины
Изучение курса «Нанотехнологии в исследовательской деятельности» должно быть связано с такими дисциплинами, как «Физика», «Химия»,
«Математика». Знания, полученные в ходе изучения, должны служить основой для изучения таких дисциплин специализации, как
«Промышленные технологии и инновации», «Современные неорганические материалы».
Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины могут пригодиться для освоения (в будущем) выпускниками школ
следующих курсов: «Управление инновационной деятельностью», «Промышленные технологии и инновации» «Управление инновационными
проектами» и «Управление знаниями». Курс «Нанотехнологии в исследовательской деятельности» рассчитан на 1 год.
Планируемые результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы:
Знать: основные методы решения задачи;
экологические и токсикологические аспекты реализации нанотехнологии;
Уметь проводить связь между структурой, составом и свойствами наноматериалов, пользоваться справочным материалом по их
строению и свойствам.
Уметь
использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно
исследовательской работе
Уметь выбирать метод научного исследования, обосновывать принятие технических решений при разработке проектов, выбирать
технические средства и технологии, в том числе с учётом экологических последствий их применения
Формировать навыки профессиональной деятельности в области технологий получения наноматериалов
навыки использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет, владеть основными
методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
№п
1.
1.1
1.2.
1.3.
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы контроля
Учебный план 20182019 года обучения
1. Введение. Знакомство с наночастицами.
Всего
Теория Практика
Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе в
кабинете химии.
Знакомство с миром нанотехнологий.
История нанотехнологий.
Загадки наномира. Нанотехнологии вокруг нас.
2
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
Отчет
в
презентации
Отчет
в
презентации
Отчет
в
презентации
форме
форме
форме1.4.
2.1.
2.2.
2.3.1.
2.3.2.
2.3.3.
2.3.4.
2.3.5.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5
3.6
4.1
4.2.
Наночастицы: хитпарад полученных веществ за последние 35
лет. Замысловатые и «красивые» молекулы.
2
1
2. Создаем и изучаемое малое
Измерение размеров малых тел
Вещества под микроскопом.
Самосборка и самореализация. Магнитный кристалл.
Самосборка и самореализация. Пузырьковый кристалл.
Самосборка и самореализация. Ячейки Бенара
Самосборка и самореализация. Серебрянные дендриты.
Самосборка и самореализация. Кристаллы меди на графите.
Управление кристаллом.
кристаллизацию
Влияние температуры на
3. Эффект размера
Свойства поверхностноактивных веществ. Тонкие пленки.
Смачиваемость. Эффект лотоса. Непромокаемая ткань
Металлическая пленка.
Размерные эффекты в растворах.
Магнитная жидкость.
Пирофорные металлы.
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4. Контрольные и итоговые занятия
Защита проектов по нанотехнологиям
Решение задач с участием наночастиц.
4
8
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
4
2
1
1
1,5
1
1
1
3
3
3
3
3
3
2
3
3
6
Отчет
в
презентации
форме
форме
Отчет по работе
Отчет по работе
в
Отчет
презентации
Отчет в форме
презентации
Отчет в форме
презентации
Минипроект
Минипроект
Минипроект
Отчет по работе
Отчет по работе
форме
Минипроект
Отчет
в
презентации
Минипроект
Минипроект
Защита проектов и
отчетов
Отчет по созданию и
решению
задач на
нанотехнологииСодержание образовательной программы
Раздел 1. Введение. Знакомство с наночастицами.
Теория: Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Загадки наномира. Нанотехнологии вокруг нас. История
нанотехнологий. Наночастицы: хитпарад полученных веществ за последние 35 лет. Замысловатые и «красивые» молекулы.
Практика: формирование навыков работы с моделями атомов для создания молекул нановеществ, моделирование нанотрубок и фуллерена из
листа графена (имитация), конструирование молекул «нанопутов» из известных структурных молекул органических и неорганических
веществ.
.
Раздел 2. Создаем и изучаемое малое.
Теория: способы измерения размеров малых тел. Методы создания нанообъектов «снизувверх», принципы самоорганизации вещества в
макро, микро, и наномире. Ячейки Бенара. Влияние температуры на кристаллизацию
Практика: освоение навыков определения размеров малых тел, работы с оптическими инструментами, наблюдение процесса образования
кристаллов: магнитного, пузырькового, серебрянного, кристаллов меди; освоение навыков выращивания и получения кристаллов
Раздел 3. Эффект размера
Теория: Свойства поверхностноактивных веществ. Тонкие пленки. Смачиваемость. Эффект лотоса. Размерные эффекты в растворах.
Практика: получение непромокаемой ткани, металлической пленки, магнитной жидкости, пирофорных металлов
Раздел 4. Контрольные и итоговые занятия
Теория: Защита проектов по нанотехнологиям
Практика: осваение навыков решения задач с участием наночастиц.
Календарный учебный график
Год обучения
Дата начала обучения
по программе
Дата окончания
обучения по
программе
Всего учебных недель
Количество учебных
недель
Режим занятий
1 год
1 сентября 2017
30 мая 2019
70
70
2часа в неделюТребования к уровню освоения дополнительной общеразвивающей программы
Уровень освоения
программы
Стартовый
(ознакомительный)
уровень
Срок
реализации
12 года
Максимальный
объем
программы
До 144 часов
Показатели
Целеполагание
Требования к результативности
освоения программы
Формирование и развитие творческих
способностей детей, формирование общей
культуры учащихся;
Освоение прогнозируемых
результатов программы
Презентация результатов на уровне
образовательной организации
Презентация результатов на уровне
города
Удовлетворение индивидуальных потребностей
в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также организация свободного
времени учащихся;
Развитие у учащихся интереса к научно
исследовательской деятельности; творческим
видам деятельности;
создание условий для профессиональной
ориентации;
повышение конкурентоспособности
выпускников на основе высокого уровня
полученного знания
Оценочные и методические материалы
См. в приложении
Литература:
1. Дроздов А. , к.х.н., доцент, курс лекций «История нанотехнологий», 2016г., МГУ имени М.В.Ломоносова.2. Еремин В. В. Д.ф.м.н., профессор, курс лекций «Сверхбыстрые процессы в химии и биологии», 2015, Москва, МГУ Химический
3. Константинова Е. А. Д.ф.м.н., профессор лекция «Необычные свойства наночастиц», 2015, Москва, МГУ
4. Озерянский, В.А.. М. Е. Клецкий, О. Н. Буров. О46. Познаём наномир: простые эксперименты: учебное пособие /— Эл. изд. — М. :
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.—142с.
5. Шуленбург Матиас, Др «Наночастицы – крохотные частицы с огромным потенциалом. Возможности и риски», Федеральное
министерство образования и научных исследований (BMBF) Отдел „Наноматериалы; Новые вещества“, Бонн, Берлин 2008.
Интернет – ресурсы:
1. Сайт http://www. nanometer.ru (Библиотека: методические материалы для учителей: каталог проектных работ) нанотехнологические
проекты.
2. Сайт методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (metodist.Lbz.ru)
3. Портал нанотехнологий VDI TZ GmbH: www.nanonet.de
4. Виртуальное путешествие в наномир: www.nanoreisen.de
5. Учеба в сфере нанотехнологий: http://nanobildung.techmap.de