Дополнительная общеразвивающая программа Программа "Симфония цветов"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание программы «Симфония цветов» обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни комнатных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе.
Иконка файла материала Симфония переделанн.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детский эколого­биологический центр г. Черемхово» УТВЕРЖДАЮ                                                                    И.о. директора МУДО ДЭБЦ  г. Черемхово  Матвеева В.В. ________ Приказ № ___ от _ сентября 201_ года Дополнительная общеразвивающая программа  «СИМФОНИЯ ЦВЕТОВ» срок реализации: 2 года возраст обучающихся: 7­12 лет Разработчик:         Науменко Елена Геннадьевна, педагог дополнительного  образования 1Черемхово, 2016 Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 2. Учебно – тематический  план программы…………………………………... 6 3. Содержание программы………………………….………………………… 15 4. Календарный учебный график…………………………......………………...16 5. Методическое обеспечение……………………………………………..........17 6. Литература…………………………………………………………………….18 2Пояснительная записка Настоящая   программа   составлена   для   учреждения   дополнительного образования, рассчитана на младший и средний школьный возраст и   имеет эколого­биологическую   направленность.   Основным   литературным источником   для  написания  программы  был  использован  «Фитодизайн» под редакцией М.В. Романовой, 2010. Содержание   программы   «Симфония   цветов»   обеспечивает   получение дополнительных знаний о жизни комнатных растений, развитие творческих и натуралистических   умений,   гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе.    научного   мировоззрения, Показано практическое применение биологических знаний. Программа ориентирована на активное познание мира цветочно­декоративных растений. В этой связи в нее включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные   теоретический   материал   и   практическая   деятельность обучающихся   предоставляет   им   возможности   для   саморазвития   и самореализации,   для   наиболее   полного   раскрытия   своих   творческих способностей. Цель программы Раскрытие творческого потенциала личности через воспитание стойкого  интереса к живой природе через  мир цветов. Задачи программы Образовательные: 1. Формировать знания  и умения, необходимых для воплощения своего  творческого потенциала, развития таланта и способностей; 2. Формировать знания об  аранжировке  цветов и истории зарождения  цветоводства, самостоятельно  приобретать знания в области  флористики; 3. Расширить представления обучающихся о морфологии и физиологии  растений; 34. Дать дополнительные знания о комнатных, цветочно­декоративных  растениях, их классификации, биологии и уходе. Развивающие: 1. Развитие художественно­эстетических способностей, умение  видеть  красоту окружающей действительности и стремления к её творческому,  гармоничному изменению; 2. Развитие представления об основах цветоведения и композициях, о стилях  и формах флористики. Воспитательные: 1. Воспитать в детях чувство толерантности, научить общаться в коллективе; 2. . Воспитывать экологическую грамотность и художественно­эстетическое  восприятие мира. Оценка эффективности программы  Экскурсия  Викторины  Выставки  Защита опыта или проекта  Заочная экскурсия Ожидаемые результаты Обучающиеся первого года обучения должны знать:  основные группы комнатных растений, особенности их организации,  многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;  принципы размещения растений в помещении;  правила ухода за растениями (световой и температурный режим, полив,  подкормка, пересадка и перевалка);  правила составления букетов и икебан. Обучающиеся должны уметь: 4 составлять проекты оформления клумб и рабаток, составлять букеты и  икебаны;  готовить почвенные смеси;  пересаживать и переваливать растения;  вносить удобрения и подкармливать растения;  размножать растения семенами и вегетативно. Обучающиеся второго года обучения должны знать:     основные группы однолетних и многолетних растений и кустарников; принципы содержания  и размещения комнатных растений; виды комнатных болезней и вредителей; основные виды интересных растений. Обучающиеся должны уметь:  ухаживать за растениями открытого и закрытого грунта;   правильно украшать свое жилище цветами;   оформлять наружный и внутренний интерьер помещения. 5Учебно ­ тематический план второго года обучения № п/п Наименование разделов, тем теория часы практика часы Формы промежуточ ной аттестации     Сентябрь            1. Вводная часть­ 2ч. (1­1) Ознакомление   с   планом работы объединения 1 Экскурсия по  МУДО ДЭБЦ   Октябрь 2.  Краски осени­ 6ч. (0­6) Сбор природного  материала, изготовление  поделок из  природного  материала Подготовка  выставки поделок из природного  материала Проведение  выставки  «Золотая осень» Это интересно ­10ч. (5­5) Виды   красивоцветущих кустарников, используемых цветоводстве Роза: группы и сорта, их в   Просмотр презентации 1 2 1 2 3 4 5 6 1 2 2 1 Экскурсия Выставка 6разнообразие Группы   и   сорта   розы, используемые в цветоводстве. Розовый   куст:   строение, форма, величина, окраска цветов. Условия для   выращивания   сортовых роз на срезку. Сирень: группы  и сорта.   7 8 9 10 11 Условия   для выращивания сирени 12 Гортензия: сорта   группы   и 13 Условия   выращивания гортензии. 2 1 2 2 1 2 Зарисовка строения куста 1 Просмотр фильма 1 Ноябрь 3. Вторая жизнь цветов ­ 12ч. (2­10) Возможности применения высушенных растений 2 14 15 16 17 18 19 2 2 2 2 2 Подготовка сухоцветов Подготовка   к творческому проекту Составление эскиза работы Творческий проект «Вторая   жизнь цветка» Защита творческого проекта «Вторая   жизнь Викторина Проект 7цветка» Декабрь 5.Специальные формы во флористике. Флористический коллаж ­16ч. (8­8) 20 Стили флористического коллажа Техника коллажа   создания 21 22 Коллаж от «А» до «Я» для 23 Обрамление   коллажа 2 2 2 2 24 25 26 27 28 29 30 31 32 с   для Составление эскизов изготовления коллажа Изготовление коллажа   применением бумаги и флористическо го материала Изготовление коллажа ткани Проведение  выставки  «Коллаж от А  до Я» из     Январь 6.Это интересно­10ч. (10­0) Растения­ кондиционеры Растения­пылесосы Растения­фильтры Растения­ионизаторы Растения­целители Викторина  «Необычные цветы » 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Выставка Викторина 7.Основы исследовательской деятельности­ 8ч. (4­4) Февраль 8Этапы работы в рамках научного исследования Использование  электронных  презентаций для  защиты Требования к  исследовательской  работе 2 1 1 Использование  Интернет­ ресурсов для  исследовательс кой  деятельности Оформление  опытнического  дневника Мини­ конференция  «Юный  исследователь» 1 1 2 Мини­ конференци я 8.Энциклопедия садовых  растений­16ч. (8­8) Март 33 34 35 36 37 Петуния,   агротехника выращивания 38 Настурция, агротехника выращивания Бархатцы, агротехника выращивания 39 1 Просмотр презентации «Садовые цветы» 1 2 2 40 41 42 43 44 Люпин, выращивания   агротехника Эщольция, выращивания   агротехника Лилия, выращивания   агротехника 1 1 1 Викторина «Чудесные цветы» Просмотр презентации «Многолетние цветы» Работа определителями многолетних растений Просмотр фильма   с Викторина «Цветочный 2 1 1 1 2 Викторина 9калейдоскоп» 9. Жизненные формы растений­8ч. (3­5) 45 Лианы. Ампельные Суккуленты Луковичные Травянистые. Древесные 1 1 1 Работа с  определителями  комнатных  растений Показ  презентации  «Комнатные  растения» Работа с  определителями  комнатных  растений Просмотр фильма «Жизнь растений  и их формы» 1 1 1 2 Фильм Апрель 46 47 48 49 50 51 52 53   1 10.Защита комнатных растений от вредителей и болезней­4ч. (2­2) Вредители (тля, паутинный клещ, щитовки ложнощитовки, и червецы,   трипсы, ногохвостки). Презентация «Вредители комнатных растений» 1   Болезни     (черная   ножка, ложная   мучнистая   роса, мучнистая роса) 1 Презентация «Болезни комнатных растений» 1 Составление буклета 11. Особенности содержания и размещения комнатных растений 16. (14­2) Презентация «Размещение растений   комнате» 1 в Использование растений в вазонах Декоративные   столики. Подставки и подиумы для комнатных растений Настенное   расположение. Вертикальное расположение растений 1 2 2 10условия. длинного, и Световые   Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые     комнатные растения Растения короткого нейтрального дня Теплолюбивые,   умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения режим Воздушный растений .Водный режим. Полив растений       1 Презентация «Световые и условия тепловой режим»   1 2 2 2 Проект  «Цветы в доме» 2 Проект Май 13.Симфония Сибири ­ 14ч. (6­8) Просмотр фильма озеро 1 54 55 56 57 58 59 60   Священное «Байкал» Знакомство   с   Красной книгой Иркутской области   61 Животные   Иркутской области, занесенные   в   Красную книгу Растения   Иркутской области,   занесенные   в Красную книгу 62 63 64 65 1 2 2 Просмотр презентации Викторина «Экологический брейн­ринг» Проведение мини­семинара «Проблемы Байкала» Заочная экскурсия Байкалу   по 1 1 2 2 2 Заочная экскурсия 1166 67 68 69 70 71 72 14.Фантазийные цветы ­ 8ч. (0­8)     из Изготовление цветов гофрированного материала Цветы   в   технике оригами Цветы салфеток Выставка  «Бумажное чудо» из 15.Итоговые занятия­6ч. (0­6) к Тестирование   по программе Подготовка   заключительной выставке Проведение выставки «Чудесный цветок» 2 2 2 2 2 2 2 Выставка Выставка Содержание тем второго года обучения 1.Вводная часть 2ч (1­1) Теория:  Знакомство с планом работы объединения. 12Практика: Экскурсия по ДЭБЦ. 2. Краски осени 6ч (0­6) Практика: Способы работы с природным материалом, изготовление различных поделок и проведение выставки детских работ. 3. Цветоводство. Красивоцветущие кустарники 18ч (15­3) Теория: Изучение видов красивоцветущих кустарников, таких как роза,  гортензия, сирень. А так же строения данных кустарников и изучение их  разновидностей. Практика: Просмотр фильма, презентаций и зарисовка  строения кустарников. 4. Вторая жизнь цветов 12ч (2­10) Теория: Изучение возможности применения высушенных растений  (сухоцветов). Практика: Подготовка сухоцветов, подбор флористического материала для  творческого проекта(обрезка, подбор по цветовой гамме), составление эскиза  работы. Изготовление работы и проведение выставки работ. 5.Специальные формы во флористике. Флористический коллаж16 ч (8­8) Теория: Познакомиться со стилями флористического коллажа, с техникой  создания флористического коллажа. Практика: Применение флористического коллажа с разними видами  материала (бумага, ткань). Проведение выставки. 6.Это интересно 10ч (0­10) Теория: Изучение интересных видов  растений, которые имеют различное  влияние на человека, и помещений, в котором они находиться. 7.Основы исследовательской деятельности 8ч (4­4) Теория: Знакомство  с этапами и требованиями  исследовательской  деятельности, и применение презентации  для защиты. Практика: Использование интернет ресурсов, и оформление  опытнического  дневника,  и  защита работы. 8. Энциклопедия садовых растений 16ч (8­8) Теория: Изучения однолетних и многолетних растений. Практика: Просмотр презентаций и проведение викторин по данной тематике. 139.Жизненые формы растений 8ч (4­4) Теория: Изучение жизненных форм растений. Практика: Работа с определителями данных растений и просмотр  презентаций. 10. Защита комнатных растений от вредителей и болезней 4ч (2­2) Теория: Изучение вредителей и болезней комнатных растений и способов  борьбы с ними. Практика: Просмотр презентации. 11. Размещение растений в комнате 10ч (9­1) Теория:  Использование растений в вазонах, правильное размещение растений  в комнате. Практика: Просмотр презентации  «Размещение растений в комнате». 12. Особенности содержания комнатных растений 14ч (6­8) Теория: Знакомство с различными особенностями содержания комнатных  растений например: растений длинного, короткого и нейтрального дня, а так  же воздушный и водный режим комнатных растений. Практика: Просмотр презентации «Световые условия и тепловой режим». 13. Симфония Сибири 8ч (0­8) Теория: Знакомство со священным озером  Байкал и Красной книгой  Иркутской области. Практика: Просмотр фильма о Байкале, презентаций, проведение викторины  и мини­семинара «Проблемы Байкала». Увлекательная заочная экскурсия по  священным местам Байкала. 14. Фантазийные цветы 8ч (0­8) Практика: Изготовление различных видов цветов из ткани, салфеток и  гофрированной бумаги. Проведение выставки работ «Бумажное чудо». 15. Итоговые мероприятия 6ч (0­6) Практика: Тестирование по программе. Подготовка и проведение выставки  детских работ. 14Календарный учебный график 15Группы по годам обучения I полугодие Кол­во учебны х недель Дата и продолжи тельность каникул II полугодие Кол­во учебны х недель Общее кол­во учебных недель начало 10.­ 09.2016 оконча ние 31.12. 2016 10.­ 09.2016 31.12. 2016 начало 30.10.2016 ­6.11.2016 11.01.20 17 оконч ание 20.05. 2017 30.10.2016 ­6.11.2016 11.01.20 17 20.05. 2017 16 16 19 19 35 35 Группа2   года обучения3«б» шк32 Группа 2года обучения6«б» шк№32 Пром ежуто чная аттест ация Выстав ка Выстав ка Методическое обеспечение программы 16Методические обеспечение программы включает: 1. Учебный видеофильм  « Жизнь растений и их формы» по цветоводству; 2. Игра­практикум «Что мы знаем о цветах», загадки о цветах «Клуб­ знатоков». Творческая работа  «Фруктовая корзина», творческая работа  «Флористическая ваза», игра «Мир прекрасный, мир живой»,  интеллектуально­практическая игра «Цветик­семицветик», выпуск газеты  «Зеленые странички». Проведение выставки «Золотая осень», творческий  проект «Вторая жизнь цветка», викторина «Цветочный калейдоскоп»,  «Экологический брейн­ринг», мини­семинар «Проблемы Байкала», заочная  экскурсия по Байкалу, выставка работ «Бумажное чудо». 5. Экскурсия по ДЭБЦ. Список литературы для педагога: 171. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн  участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова  М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом. – М.: Лада, 2008. – 128 с. 2. Большой энциклопедический словарь: [Электронный ресурс]. ­   http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html 3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]:  Бофорт  М., Николас Д., Гловер Д. // Клумбы в вашем саду. – М.: Мир книг, 2009. –  156 с. 3. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И. //  Календарь­справочник  садовода и огородника. – 2009, №7. – С. 49­53. 4. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как  экологические ресурсы развития  цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного  университета Томск. – 2010, №5. ­ С. 218 ­220.                                                       5. Кузеванов В.Я.  Ботанические сады как экологические ресурсы  в  глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.//   Ландшафтная архитектура и дизайн. – 2010, № 2 .­ С. 7­11.                                  6. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.  [Текст]:  Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех ­ СПб.: Стройиздат, 2003. – 240 с. 7. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]:  Хессайон Д.Г. // Всё о  клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за  клумбовыми растениями. – М.: Кладезь­Букс, 2009. – 234 с. для детей: 181. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн  участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова  М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом. – М.: Лада,  2008. – 156 с. 2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.  [Текст]:  Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех. ­ СПб.: Стройиздат, 2003. – 278 с. 3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов.  Я познаю мир. – М.: АСТ, 2005. ­ 252 с. 19