Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)
Оценка 5

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Оценка 5
Документация +1
docx
технология +2
6 кл—11 кл +1
10.07.2018
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность) рассчитана на обучающихся в возрасте 12 - 14 лет, на 34 часа за год, один час в неделю. Составлена в соответствии с методическими рекомендациями по организации дополнительного образования в школе. Продолжительность реализации программы один учебный год.Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)
Дополнительная общеразвивающая программа Рукодельница.docx
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно­эстетическая направленность) Возраст детей: 12­14 лет Срок реализации: 1 год                                                                                                                                                                                        Першина Тамара Вениаминовна                                                                              Составитель: Извара 2017­2018 учебный год 1 Информационная карта  дополнительной общеразвивающей программы  Кружок (секция)  ­ «Рукодельница» Руководитель кружка (секции) – Першина Т.В.  Направленность – художественно­эстетическая Форма обучения – очная   Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные (самостоятельные) занятия Формы организации занятий ­ всем составом объединения, в группах или индивидуально Формы аудиторных занятий – теория, практическое занятие Возрастной диапазон –  12­14 лет  Продолжительность реализации программы ­ 1 год  Режим занятия ­ 1 час в неделю Календарный учебный график на 2017 – 2018 учебный год Начало учебного года Продолжительность учебного года:  количество учебных недель Продолжительность учебной недели Окончание учебного года Учебные периоды 1 триместр 2 триместр 3 триместр Количество учебных дней за год 1 сентября 34 5 дней 25 мая  Количество дней за учебный период 61 дней 57 дней 52 дней 01.09.17 – 30.11.17 01.12.17­28.02.18 01.03.18 – 25.05.18 170 дней Сроки каникул Осенние Зимние Весенние 1.11.17­06.11.17 (6 дней) 30.12.17 – 08.01.18 (10 дней) 27.03.18 – 01.04.18 (5 дней) 2 Летние 25.05.18 – 31.08.18 Пояснительная записка Не губи ты жизнь бездельем –  занимайся рукодельем!  Шей, вяжи – не унывай, или гладью вышивай.  Вот иголки, нитки, пяльца  для проворных наших пальцев.  Ткани, ленточки, кайма – закружилась голова!  Файлы, форум, интернет  ( ой, забыла про обед!)...  То, что любим ­ вышиваем, всё прилежно оформляем.  Результат – на радость нам,  нашим близким и друзьям.  А закончена работа, тут уж новая забота вновь сюжеты выбирать, вышивать их, иль вязать. Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей,   склонностей,   интересов   детей.   Кружковая   деятельность   стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Вышивка – это один из самых распространённых видов рукоделия.   Это великолепный способ   самовыражения   с   помощью   цвета   и   текстуры.   При   творческом   подходе   вещь, сделанная   своими   руками,   получается   индивидуальной,   особенной,   неповторимой.     В изделиях – частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество.  Но в силу прогресса ручной труд уходит из нашей жизни.  Массовый поток и лёгкая доступность вещей делают из нас потребителей.  Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному миру, к старинным традициям, ребёнок может только через свой собственный труд. Вышивка крестом, несомненно, стала самой популярной среди других техник вышивания. К тому же именно крестиком удобнее всего воспроизвести на ткани цветочные орнаменты, изображавшие изящные стебли или вьющиеся растения, усыпанные розами и гвоздиками, или другие стилизованные цветочные мотивы. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций. Вышивка — один из самых древних и распространенных видов декоративно­прикладного искусства.   Занятие   вышивкой   вызывает   у   воспитанников   большой   интерес.   Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение. Обоснование выбора программы:  программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС,   с   нормами   СанПИНа.   Составлена   с   учётом   запросов   родителей   и   интересов ребёнка,       ориентирована на обучающихся 5­8 классов  общеобразовательной школы.  и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.  Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у   учащихся   эстетического   воспитания,   которое   неразрывно   связано   с   нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности,   совершенствовать   их   при   выполнении   задания,   дает   возможность   создать эксклюзивный образец. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при рукоделии.  3 Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время (34 часа в год) При   планировании   занятий   по   реализации   программы   ориентировались   на   следующие принципы: ­   принцип   «от   простого   –   к   сложному»  ­   все   виды   деятельности,   направленные   на создание  творческих работ постепенно усложняются. ­ принцип активности и сознательности  ­ польза от занятий может быть только в том случае, когда дети осознают, что и для чего они делают; ­   принцип   научности  ­   дети   получают   знания   из   истории   возникновения   вышивки, знакомятся с терминами; ­ принцип доступности  – основывается на том, что все виды подготовительной работы для обучения детей были просты в обращении и доступны;  ­   принцип   взаимосвязи     обучения   и   развития  ­   носит   развивающий   характер   и способствует  эстетическому, нравственному, и интеллектуальному развитию  детей; ­   принцип   индивидуального     подхода  ­   основан     на   личностно­ориентированном взаимодействии. Цель:  создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в позитивный   творческий досуг Задачи:          ­ развивать эстетический вкус, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на    народных традициях; прививать и поощрять любознательность, фантазию  и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа; развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность. стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и        самосовершенствованию; развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности; развивать стремление к творческой самореализации;    развивать творческие способности, технические навыки, мелкую моторику рук ­ ­ ­ ­ ­ ­ Учебно­тематическое планирование   Тема занятия Часы Теория Практика Дата 1 1 1   1   1   1         4 № п/п 1. 2. Понятие декоративно – прикладного искусства – Знакомство с видами творчества и его  направлениями. – Из истории русской вышивки. – Из истории западноевропейской вышивки. ­ творчество народных умельцев своего края Инструменты и приспособления для вышивания – Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань  для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. – Увеличение и уменьшение рисунка  3. Технологическая последовательность вышивки Способы безузелкового крепления нити Работа со схемами Цветовое сочетание Композиция, цветовой круг, орнамент – Составление композиции – Орнамент, цветовой круг – Колорит 5 Занятия «Волшебные крестики» – Крест с горизонтальными стежками на изнанке. – Крест с вертикальными стежками на изнанке – Кресты в наклонном ряду – Кресты в два ряда – Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест Другие виды вышивок, их использование – Белая гладь. Цветная гладь. – Вышивка ришелье. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом.  Выполнение индивидуальной работы – Работа по схемам Практическое занятие; шов крест – Диагональное расположение крестов – Обводка вышитых мотивов  – Закрепление нитки – Оформление края изделия – Стирка и глажение вышитых изделий – Оформление вышивки в рамку – Изготовление декоративной рамки  6. 7 8       10 Изонить. Основные приемы работы в технике  изонити. Заполнение угла закладок для книг. Заполнение окружности. Оформление открыток. Заполнение дуги. Панно «Подсолнухи». 10 Защита работы    1 1       1         1   1 1   1 1 1 1 5  1 1 1 1 1 2 1 3                             5 – Оценка качества готового изделия. Выставка  творческих работ.    Итого: 34 1 8 1 26   Содержание изучаемого курса Вводное   занятие.  Правила   поведения   кружковцев.   Оборудование     рабочего   места. Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях. Из истории вышивки Показ презентации  о декоративно – прикладном искусстве.  Показ образца работ. Вышивка. Знакомство  с творчеством народных умельцев старшего поколения своего села, республики.   Ознакомление   с   различными   инструментами   и   приспособлениями, применяемыми в традиционных  художественных ремеслах. Правила работы с ножницами, иглами, булавками. Применение вышивки в  народном и современном костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Разметка размера рисунка и  способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани. Подбор  игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла.   Подготовка   пасмы   мулине   к   работе.  Познакомить   с   техникой   выполнения   шва «Крестик» и изделиями, вышитыми этим швом. Зарисовка образцов старинной вышивки. Окончательная  отделка изделий. Обработка  изделия после вышивки. Особенности окончательной отделки изделий из разных тканей:  лен, хлопок, крепдешин, вискоза и др. Уход за изделиями с отделкой вышивкой, блестками  и бисером. Изонить.    История   художественной   культуры   русского   народа   и   нитяной   графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица. Техника   изонити.   Основные   приемы   работы   в   технике   изонити.   Заполнение   угла. Заполнение   окружности   Заполнение   дуги.   Последовательность   выполнения   работы   и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции. Отчётная выставка работ обучающихся. Творческая гостиная с приглашением  родителей, чаепитие. Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация  полученных знаний. Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у  учащихся по итогам года обучения Организационно­педагогические условия реализации образовательной программы Форма обучения ­ очная Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные (самостоятельные) занятия Формы организации занятий ­ всем составом объединения, в группах или индивидуально Формы аудиторных занятий – теория, практическое занятие Возрастной диапазон –  12­14 лет  Продолжительность реализации программы — 1 год  6 Режим занятия — 1 час в неделю Наполняемость объединения – до 15 человек Формы проведения занятий: Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется: ­ демонстрация изделий; ­ занятия с элементами лекций; ­ практические занятия; ­ самостоятельная работа с литературой; ­ работа над изделием; ­ включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей; ­ создание благоприятных диалоговых социально­психологических условий для свободного межличностного общения; ­ моральное поощрение инициативы и творчества; ­ продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; ­ регулирование активности и отдыха (расслабления). На занятиях широко применяются: ­ словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог); ­ наглядные   методы   обучения   (работа   с   рисунками,   картинами  ,   таблицы:   орнаменты, простейшие швы, крест, раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов, изделия, изготовленные  учителем:  панно, картины,  салфетки и т.д..); ­ работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).  Средства обучения: 1. Журналы «Вышивка для души»; 2. Журнал «Вышивка для детей»  3. Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» ­ М., 2007 4. Астапенко Э.А. Вышивка. М., 2005 5. Журнал “Цветы”. Мастер­класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006. 6. Еременко Т, Лебедева Л «Стежок за стежком» 7. Еременко Т.И «Рукоделие» 8. Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007. 9. Е.А.Каминская. Вышивка крестом.2011. 10. Калинич М.М, Павловская Л.М, Савиных В.П. «Рукоделие для детей» 11. Конышева Н. М « Чудесная мастерская» 2005г 12. Мара Антоначчо. Вышиваем крестом.2009 13. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. М., 2000 14. Технология.   Учебник   для   учащихся   6   классов   общеобразовательной   школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана­Граф, 2015 15. http://stranamasterov.ru 16. http://bebi.lv/vishivanie­krestikom­shemi­i­uroki/izonitj­shem 17. http://www.flyladyclub.ru/publ/75­1­0­719 7 18. http://www.liveinternet.ru/users/liliaproc/post 19. http://alimero.ru/blog/hobby/kvilling­dlya­nachinayushchih­shemi.9021.html 20. http://rukadelkino.ru/vyazanie­spicami/865 Планируемые результаты освоения образовательной программы Учащиеся   получат   начальные   представления   о   материальной   культуре,   как   продукте творческой, предметно­преобразующей деятельности человека; получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;   научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении   своего   дома   и   классной   комнаты,   при   изготовлении   подарков   близким   и друзьям, игрушечных моделей, художественно­декоративных и других изделий. получат первоначальный опыт трудового самовоспитания. Данная программа способствует формированию   следующих   личностных   и   метапредметных   универсальных   учебных действий: Личностные универсальные учебные действия: ­ ­ ­ мировой и художественной культурой; Регулятивные универсальные учебные действия: ­ осознание своих творческих возможностей; проявление познавательных мотивов; развитие   чувства   прекрасного   и   эстетического   чувства   на   основе   знакомства планировать   совместно   с   учителем   свои   действия   в   соответствии   с     поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия; адекватно воспринимать словесную оценку учителя; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. ­ ­ ­ ­ ­ Познавательные универсальные учебные действия: ­ ­ ­ ­ Коммуникативные универсальные учебные действия: ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ ­ осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;  строить речевые высказывания в устной форме; оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения; включаться в творческую деятельность под руководством учителя. задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; договариваться и приходить к общему решению в совместной    трудовой, творческой деятельности. ­ В   основу   изучения   кружка     положены   ценностные   ориентиры,   достижение   которых определяются   воспитательными   результатами.  На   занятиях   кружка   дети   ознакомятся   с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного   края,   В   ходе   работ   ребята   овладеют   навыками   ручного   вышивания,   умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.  В результате работы кружка предполагается овладение детьми: ­ элементарными   трудовыми   умениями   при   работе   с   тканью   и   простейшими 8 инструментами (ножницами, иголкой); приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом; определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;   навыками   экономного   расходования   материала,   бережного   обращения   с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте; умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла; умением заинтересовать и научить других технике вышивания крестом. ­ ­ ­ ­ ­ Учащиеся должны уметь:  ­ Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки. ­ Уметь вышивать на пяльцах и без них. ­ Начинать и заканчивать работу без узлов. ­ Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка. ­ ­ Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом,  ­ Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно. ­ Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань. Учащиеся должны знать:  ­ Виды ручной вышивки. ­ Историю и традиции вышивки. ­ Способы нанесения рисунка на ткань. ­ Способы закрепления нитей. ­ Способы зашивок. ­ Применение  креста, свободных швов. Система оценки результатов освоения образовательной программы диагностика развития мелкой моторики; степень творческой активности; последовательность деятельности по технологической карте; анализ качества выполнения работы; защита проекта; Контроль:  ­ ­ ­ ­ ­ Итоговая   аттестация   обучающихся   проводится   в   конце   обучения   по   программе, промежуточная аттестация проводится в конце 1  полугодия. Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: итоговое занятие  Оценочные материалы   Творческие работы, презентации, участие в общешкольных мероприятиях, акциях,   в творческих   выставках   и     конкурсах,  учебно­исследовательской   и   поисковой   работе, проектах.  Оценка результативности – зачетная система. 9 10

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)

Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» (художественно-эстетическая направленность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018