Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—4 кл
07.12.2017
Актуальность данной программы обусловлена культурной и исторической необходимостью перехода детских школ искусств на обучение по этой программе в соответствии с рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности Министерства культуры Российской Федерации.
Ансамбль малых форм - одна из важных дисциплин образовательных программ в области музыкального искусства "СКРИПКА".
1. ДОРОП Ансамбль Скрипка 4 года..docx
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СКРИПКА»
по учебному предмету
Ансамбль малых форм
1 2015г.
с.п.Локосово
Структура программы учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ:
Наименование раздела:
№
I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической
литературы
Страница
3
6
10
10
12
14
2 Пояснительная записка
I.Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процесс
Программа учебного предмета «Ансамбль малых форм»
разработана основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической
деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №1910139/06ГИ, а
также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на скрипке в детских школах искусств. Разработчиком
программы является преподаватель I категории по классу скрипки,
Рыбакова Елена Робертовна.
В общей системе
профессионального музыкального образования
значительное место отводится коллективным видам музицирования:
ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по
составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются
на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по
специальности.
Комплексный подход к обучению выдвигает различные формы работы
с учащимися. Работа в классе ансамбля является одной из таких форм.
Использование различных видов музицирования способствует
развитию творческих способностей учащихся.
Актуальность работы с учащимися в классе ансамбля заключается
в том, что она позволяет процесс развития ребёнка сделать более
гармоничным и творческим.
Системный подход к обучению в классе ансамбля способствует
повышению эффективности овладения инструментом. Формирующийся в
результате изучения предмета развитый слух воспитывает важные для
личности качества: воображение, мышление, увлеченность, активность,
самостоятельность, инициативность.
Обучение в классе ансамбля способствует также формированию
устойчивого интереса ребёнка к музыке.
Данная программа разработана для скрипичных ансамблей малых
форм.
Срок реализации учебного предмета «Ансамбль малых форм»
3 Реализации данной программы осуществляется с 1 по 4 классы (по
общеразвивающим программам со сроком обучения 4 года).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль
малых форм»
Таблица 1
Виды учебной нагрузки
Максимальная учебная
нагрузка (на весь период
обучения)
Количество часов на
аудиторные занятия
Общее количество часов на
аудиторные занятия
Количество часов на
аудиторные занятия (в неделю)
Срок обучения /класс
Срок обучения 4года
Срок реализации4года обучения (14 классы)
136
34х1
34х1
34х1
34х1
136
1
1
1
1
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая
(от 2 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 1й класс
35 мин; 2,3,4 классы 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
развитие музыкальнотворческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
Задачи:
обучение навыкам ансамблевой игры;
обучение основам штриховой техники;
овладение позициями и их соединением;
развитие интонационнослухового контроля;
развитие коммуникативных способностей,
поведения, исполнительской культуры;
обучение навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
воспитание уважения к культуре родного края, национальным
ценностям республики и страны;
воспитание творческой дисциплинированности
основ культурного
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по
организации образовательной и методической деятельности при
4 реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №1910139/06ГИ.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль малых форм» зависит
от:
возраста учащихся;
Методы обучения
их индивидуальных способностей;
от состава ансамбля;
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, объяснение);
метод показа;
частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения
поставленной задачи).
Предложенные методы работы со скрипичными ансамблями в рамках
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на скрипке.
Описание материально – технических условий реализации
учебного предмета «Ансамбль малых форм»
Материально – техническая база образовательного учреждения
должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие
в каждом кабинете по классу скрипка необходимых принадлежностей:
Инструменты разных размеров (скрипки). Подбор инструмента по
размеру будет индивидуальным для каждого учащегося.
5 Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально
Скрипичные футляры для хранения и удобной транспортировки
инструмента.
комфортных условий при чтения нотных текстов.
Электронный или акустический камертон для точной и удобной
настройки инструмента.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано,
наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе
желательно иметь концертный зал, оборудованный
звуковым
оборудованием и настроенным роялем (фортепиано).
II. Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских
школах искусств дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.
Количество участников в ансамбле могут варьироваться.
Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма
музицирования.
При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии
возможно дублирование
достаточного числа обучающихся
определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
на
освоение учебного предмета «Ансамбль малых форм»,
максимальную нагрузку аудиторных занятий:
Таблица 2
Класс
Продолжительность
учебных занятий в неделях
Количество часов на
аудиторные занятия (в
неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия (по
годам)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
Распределение по годам обучения
(срок реализации программы 4 года)
1
34
1
34
3
34
1
34
2
34
1
34
136
4
34
1
34
Виды внеаудиторной работы:
6 культуры
(филармоний,
театров,
учреждений
посещение
концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурнопросветительской
образовательного
учреждения и др.
деятельности
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном
исполнительстве, требуются определенные музыкальнотехнические
навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие,
как:
сформированный комплекс умений и навыков в области
коллективного творчества ансамблевого исполнительства,
позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского
замысла;
навыки по решению музыкальноисполнительских задач
ансамблевого исполнительства, обусловленных
художественным содержанием и особенностями формы, жанра и
стиля музыкального произведения.
Годовые требования учебного предмета
«Ансамбль малых форм»
Первый класс (первый год обучения) 1 час в неделю
Синхронное исполнение простейших ритмических рисунков, изучение
простейших видов штрихов и их сочетаний, интонирование
(упражнения для выработки чистого интонирования при игре в унисон),
упражнения на синхронное исполнение штрихов, на интонирование
выполняются на каждом занятии, соблюдение точного распределения
смычка, эстетическая исполнительская функция.
В течение года ученики должны сыграть 2 разнохарактерные
пьесы, зачет в конце 2го полугодия.
Примерный репертуар для контрольных уроков или публичных
выступлений.
Е. Крылатов Колыбельная
Пудовочкин Колечко
7 Второй класс (второй год обучения) 1 час в неделю
Ансамблевое исполнение различных метроритмических приёмов,
продолжается работа над синхронным исполнением штрихов, над
интонированием при игре в унисон и при исполнении двухголосных
произведений. Добиваться
выразительности исполнения, чтение
нотного текста по фразам, умение следить за нотным текстом, вовремя
вступать в игру, эстетической исполнительской функции ( вход, выход,
координация)
В течение года ученики должны сыграть 2 разнохарактерные
пьесы:
( одноголосную и двухголосную) – контрольное занятие в конце
полугодий.
Примерный репертуар для контрольных уроков или публичных
К. Вебер Хор охотников.
Э. Градески Регтайм «Мороженое»
выступлений.
Третий класс (третий год обучения) 1 час в неделю
Продолжается работа над чистым интонированием при игре в
ансамбле (упражнения для выработки чистого интонирования при игре в
унисон и при исполнении 2х и 3х голосных произведений; изучение
позиций при игре в ансамбле (отработка переходов в позиции, выбор
наиболее целесообразной аппликатуры); знакомство с многоголосием
(чистота интонирования, синхронное исполнение штрихов, переходы в
позиции в2х и 3х голосных произведениях. Выработка умения следить
за нотным текстом, вовремя вступать в игру, развитие чувства
ансамбля; концертные выступления.
В течение года ученики должны сыграть 2 разнохарактерные пьесы:
двухголосную и трехголосную. Контрольный урок в конце полугодий.
Примерный репертуар для контрольных уроков или публичных
выступлений.
Е. Крылатов Мелодия
С. Ярадиер Голубка
Четвёртый класс (четвёртый год обучения) 1 час в неделю
Продолжается работа над чистым интонированием при игре в
ансамбле (упражнения для выработки чистого интонирования при игре в
унисон и при исполнении 3х и 4х голосных произведений; закрепление
позиций при игре в ансамбле (отработка переходов в позиции, выбор
8 наиболее целесообразной аппликатуры); чистота интонирования,
синхронное исполнение штрихов, переходы в позиции в 4х голосных
произведениях. Концертные выступления.
В течение года ученики должны сыграть 3 разнохарактерные пьесы:
двухголосную и трехголосную – в конце первого полугодия;
четырехголосную – в конце второго полугодия.
Примерный репертуар для зачёта или публичного выступления.
П.Чекалов Возвращение.
Pachelbel CANON.
О.Питерсон Баллада востоку.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области
ансамблевого исполнительства:
развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в
целом;
реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков
игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;
приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе
(ансамбль, оркестр);
развитие навыка чтения нот с листа;
знание репертуара для ансамбля; наличие навыков репетиционно
концертной работы;
навыки по решению музыкальноисполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости учащихся
промежуточная аттестация
итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
9 Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию
домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить
стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется
регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
учащегося. Учитывается:
отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности на уроке;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация
определяет успешность
развития учащегося и степень освоения им учебных задач на
определенном этапе.
Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с
приглашением комиссии, зачеты.
Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с
оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое
обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический
характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность,
перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
контрольных уроках и зачетах.
Переводной контрольный урок проводится в конце 1,2, 3 классов.
Он
определяет качество освоения учебного материала, уровень
соответствия с учебными задачами года. В конце 4 –го класса
проводится зачёт.
К зачёту допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные
задания и планы.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
10 По итогам исполнения программы на прослушивании, контрольном
уроке или зачёте выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2
(«неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)
Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового
аппарата и т.д.
комплекс недостатков, причиной которых является
отсутствие домашних занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения.
Согласно государственным образовательным требованиям, данная
система оценки качества исполнения является основной. В зависимости
от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования оркестра,
где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос
солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные
домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные
фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану,
в обязательной части объем аудиторной нагрузки по предмету
«Ансамбль малых форм» составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план
занятий с учетом времени,
отведенного на ансамбль для
индивидуального разучивания партий с каждым учеником.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда
происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в
данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо
участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие –
11 средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо
распределить партии в зависимости от степени подготовленности
учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков
чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом
произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является
ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в
исполняемом произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую
согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему
формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей
педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать
внимание на сложность материала, ценность художественной идеи,
качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а
также
на сходство диапазонов инструментов, на фактурные
возможности данного состава. Грамотно составленная программа,
профессионально, творчески выполненная инструментовка залог
успешных выступлений.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической
литературы
Список литературы для педагогов
1.Крепс С. З. Школа игры на скрипке. – М.,1968.
2.Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. – М.,Музгид,1958.
3.Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М.,2004
4.Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача – С Пб.,
2000..
5.Из опыта воспитатальной работы в ДШИ (методические разработки).
Составитель С,С,Ляховицкая – М., 1969.
6.Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. – М., Музгиз, 1951.
7.Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М., Музгиз. 1956.
8.Мострас К. Изучение позиций и переходов. Работа над гаммами
(очерки по методике). – М., Музгиз,1960.
9.Берио Ш . Школа для скрипки: В 3ч. Ч. 1. О механизме: Понятие об
элементарной технике. – М.,1923.
10.Берлянчик М.М. К проблеме развития мелодического слуха при
обучении
1975.
11.Благовещенский И.П. Из истории скрипичной педагогики. – Минск,
скрипке.
М.,
–
на
игре
12 –
–
М.,
образования.
Новосибирск.
1980.
12. Берлянчик М.М. Системность личностно – профессиональных
качеств исполнителя: К проблеме преемственности в музыкальном
образовании.
Психологические и педагогические проблемы
музыкального
1986.
13. Володин А.А. Психологические процессы восприятия музыкальных
звуков.
1969.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический
1967.
15. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
16.Григорян Л.А. От трёх до семи: Музыкальнопсихологическое
исследование.
1986.
17. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств
(Взаимодействие
1978.
18.Мазченко Ю. Н. О психологической подготовке учащихся к
концертному выступлению (Проблемы комплексного творческого
воспитания музыканта исполнителя) – Новосибирск, 1984.
19. Учебновоспитательная работа в струнносмычковых классах ДШИ.
Методическое пособие./ Сост. А.П. Прозоров. – М., 1981.
и синтез
искусств).
– Л.,
Ереван,
очерк.
–
М.,
–
Список литературы для детей
1. Пархоменко О., Везельдис. Школа игры на скрипке. Киев, 1987.
2. Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке .М., 1989.
3. Юный скрипач. Вып. 1. – РостовнаДону, 1997.
4. Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 2. Составитель Захарьина Т. Л.,
1966
5. Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. 2; 35 класс ДМШ –
М., 1963.
6. Популярная музыка, транскрипция для ансамбля скрипачей. Вып.1.
С.Пб., 1998.
7. Популярная музыка, транскрипция для ансамбля скрипачей. Вып.2.
С.Пб., 1998
8. Торелли Дж. Концерт для двух скрипок. М., 1969
9. Феферман Б. 1 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969
10. Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля и
фортепиано. Переложение Лепилова Д. М., 1966
11. Юный скрипач. Вып.2. – М., 1985.
12. Юный скрипач. Вып.3. – РостовнаДону, 1997
13. Скрипичные ансамбли. – Киев, 1986.
14.Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. – М., 2002.
15.Пьесы для ансамбля скрипачей, М., 1988.
16. Металлиди Ж. Детский скрипичный ансамбль с фортепиано.
Младшие классы ДМШ. – М., 1980.
13 17. Ансамбли юных скрипачей. Вып.,5. – М., 1981.
18. Ансамбли юных скрипачей. Вып.,6. – М., 1985.
Репертуарный список
Д. Шостакович. Хороший день.
Ч.н.п. Пастух
В.Моцарт Менуэт
Ж.Рамо. Рондо
Е. Крылатов Колыбельная
Пудовочкин Колечко
К. Вебер Хор охотников.
Э. Градески Регтайм «Мороженое»
С Джорлин Регтайм
К. Хачатурян Погоня
Д. Гершвин Летний день
О. Туссен Ностальгия
СенСанс Лебедь
Е.Крылатов Ожидание
И.С. Бах Гуно AVE MARIA
Шостакович Романс
Мусоргский Гопак
Е. Крылатов Мелодия
С. Ярадиер Голубка
П.Чекалов Возвращение.
Pachelbel CANON.
О.Питерсон Баллада востоку.
Г. Гендель Пассакалия
14
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.