Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Оценка 4.8

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—4 кл
07.12.2017
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Актуальность данной программы обусловлена культурной и исторической необходимостью перехода детских школ искусств на обучение по этой программе в соответствии с рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности Министерства культуры Российской Федерации. Ансамбль малых форм - одна из важных дисциплин образовательных программ в области музыкального искусства "СКРИПКА".
1. ДОРОП Ансамбль Скрипка 4 года..docx
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СКРИПКА»               по учебному предмету Ансамбль малых форм 1 2015г. с.п.Локосово Структура программы учебного предмета СОДЕРЖАНИЕ: Наименование раздела:   № I. Пояснительная записка II. Содержание учебного предмета III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок  V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Списки рекомендуемой нотной и методической  литературы   Страница 3 6 10 10 12 14 2 Пояснительная записка I.Характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процесс Программа   учебного   предмета   «Ансамбль   малых   форм» разработана основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической  деятельности   при   реализации   общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры   Российской   Федерации   от   21.11.2013   №191­01­39/06­ГИ,   а также   с   учетом   многолетнего   педагогического   опыта   в   области исполнительства на скрипке в детских школах искусств. Разработчиком программы     является   преподаватель  I  категории   по   классу   скрипки, Рыбакова Елена  Робертовна. В   общей   системе     профессионального   музыкального   образования значительное   место   отводится   коллективным   видам   музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и  профессиональных. Навыки коллективного   музицирования формируются   и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.  Комплексный подход к обучению выдвигает различные формы работы с учащимися. Работа в классе ансамбля  является одной из таких форм. Использование   различных   видов   музицирования   способствует развитию творческих способностей учащихся. Актуальность работы с учащимися в классе ансамбля  заключается в   том,   что   она   позволяет   процесс   развития   ребёнка   сделать   более гармоничным и творческим. Системный   подход   к   обучению   в   классе   ансамбля   способствует повышению эффективности овладения инструментом. Формирующийся в результате изучения предмета развитый слух воспитывает важные для личности качества: воображение, мышление, увлеченность, активность, самостоятельность, инициативность. Обучение в классе ансамбля способствует также формированию устойчивого интереса ребёнка к музыке. Данная   программа   разработана   для     скрипичных   ансамблей   малых   форм.               Срок реализации учебного предмета «Ансамбль малых форм» 3 Реализации данной программы осуществляется с 1 по 4 классы (по общеразвивающим программам со сроком обучения 4 года). Объем   учебного   времени,  предусмотренный   учебным   планом образовательного   учреждения   на   реализацию   предмета   «Ансамбль малых форм» Таблица 1 Виды учебной нагрузки Максимальная учебная  нагрузка (на весь период  обучения) Количество часов на  аудиторные занятия Общее количество часов на  аудиторные занятия Количество часов на  аудиторные занятия (в неделю) Срок обучения /класс Срок обучения 4года Срок реализации­4года обучения (1­4 классы) 136 34х1 34х1 34х1 34х1 136 1 1 1 1 Форма проведения учебных аудиторных занятий:  групповая (от 2 человек). Рекомендуемая продолжительность урока –  1­й класс ­ 35 мин; 2,3,4 классы ­ 40 минут. Цель и задачи учебного предмета  Цель: ­ развитие музыкально­творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства. Задачи: ­ обучение навыкам ансамблевой игры; ­ обучение основам штриховой техники; ­ овладение позициями и их соединением; ­ развитие интонационно­слухового контроля; ­развитие   коммуникативных   способностей, поведения, исполнительской культуры; ­ обучение навыкам чтения с листа в ансамбле; ­   приобретение   обучающимися   опыта   творческой   деятельности   и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; ­   воспитание   уважения   к   культуре   родного   края,   национальным ценностям республики и страны; ­ воспитание творческой дисциплинированности   основ   культурного  Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации   образовательной   и   методической   деятельности   при 4 реализации   общеразвивающих   программ   в   области   искусств», направленных письмом Министерства культуры  Российской Федерации от 21.11.2013 №191­01­39/06­ГИ.  Программа содержит  следующие разделы: ­       сведения   о   затратах   учебного   времени,   предусмотренного   на освоение учебного предмета; ­   распределение учебного материала по годам обучения; ­   описание дидактических единиц учебного предмета; ­   требования к уровню подготовки обучающихся; ­   формы и методы контроля, система оценок; ­   методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета». Выбор методов обучения  по предмету «Ансамбль малых форм» зависит от:  ­ возраста учащихся;  Методы обучения ­ их индивидуальных  способностей; ­ от  состава ансамбля; Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:  ­ словесный (рассказ, объяснение);  ­ метод показа;    ­   частично   –   поисковый   (ученики   участвуют   в   поисках   решения поставленной  задачи). Предложенные методы работы со скрипичными   ансамблями  в рамках образовательной   программы   являются   наиболее   продуктивными   при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных   методиках   и   сложившихся   традициях   ансамблевого исполнительства на скрипке. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль малых форм» Материально   –   техническая   база   образовательного   учреждения должна   соответствовать   санитарным   и   противопожарным   нормам, нормам охраны труда.  Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу скрипка необходимых принадлежностей: ­   Инструменты разных размеров   (скрипки). Подбор инструмента по размеру будет индивидуальным для каждого учащегося.  5 Пюпитр   (подставка   для   нот)   для   обеспечения   максимально ­     Скрипичные   футляры   для   хранения   и   удобной   транспортировки инструмента. ­   комфортных условий при чтения нотных текстов. ­     Электронный   или   акустический   камертон   для   точной   и   удобной настройки инструмента. Для   оборудования   класса   также   необходимо   наличие   фортепиано, наглядных   пособий,   нотной   и   методической   литературы.   В   школе желательно   иметь   концертный   зал,   оборудованный     звуковым оборудованием и настроенным роялем (фортепиано). II. Содержание учебного предмета Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые  в  детских школах искусств  ­ дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.  Количество  участников в ансамбле могут варьироваться. Также   в   классе   ансамбля   практикуется   унисонная   форма музицирования.  При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии   возможно   дублирование достаточного   числа   обучающихся   определенных партий по усмотрению  руководителя ансамбля.   Сведения о затратах учебного времени,   предусмотренного на   на освоение   учебного   предмета  «Ансамбль   малых   форм»,   максимальную  нагрузку аудиторных занятий: Таблица 2 Класс Продолжительность  учебных занятий в неделях Количество часов на  аудиторные занятия (в  неделю) Общее количество часов на аудиторные занятия (по  годам) Общее количество часов на аудиторные занятия  Распределение по годам обучения (срок реализации программы 4 года) 1 34 1 34 3 34 1 34 2 34 1 34 136 4 34 1 34 Виды  внеаудиторной  работы: 6 культуры     (филармоний,     театров,   учреждений   ­   посещение   концертных  залов  и  др.); ­ участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и культурно­просветительской     образовательного учреждения  и  др.   деятельности   Учебный   материал   распределяется   по   годам   обучения   –   классам. Каждый   класс   имеет   свои   дидактические   задачи,   и   объем   времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Требования по годам обучения В     ансамблевой     игре     так     же,     как       и     в     сольном исполнительстве,   требуются   определенные   музыкально­технические навыки   владения   инструментом,   навыки   совместной   игры,   такие, как: ­ сформированный комплекс умений и навыков в области  коллективного творчества ­ ансамблевого исполнительства,  позволяющий   демонстрировать   в   ансамблевой   игре   единство   исполнительских   намерений   и   реализацию   исполнительского   замысла; ­ навыки по решению музыкально­исполнительских задач  ансамблевого исполнительства, обусловленных  художественным содержанием и особенностями формы, жанра и  стиля музыкального произведения.  Годовые требования учебного предмета  «Ансамбль малых форм» Первый класс (первый год обучения) 1 час  в неделю Синхронное исполнение простейших ритмических рисунков, изучение простейших видов штрихов и их сочетаний, интонирование  (упражнения для выработки чистого интонирования при игре в унисон), упражнения   на   синхронное   исполнение   штрихов,   на   интонирование выполняются на каждом занятии, соблюдение  точного распределения смычка, эстетическая исполнительская функция. В   течение   года     ученики   должны   сыграть   2   разнохарактерные пьесы, зачет в конце 2­го полугодия. Примерный репертуар для контрольных уроков или публичных выступлений.           ­ Е. Крылатов Колыбельная         ­ Пудовочкин Колечко 7 Второй  класс (второй год обучения) 1 час в неделю Ансамблевое исполнение различных метроритмических приёмов, продолжается   работа   над   синхронным   исполнением   штрихов,   над интонированием   при   игре   в   унисон   и   при   исполнении   двухголосных произведений.   Добиваться     выразительности   исполнения,   чтение нотного текста по фразам, умение следить за нотным текстом, вовремя вступать в игру, эстетической  исполнительской  функции ( вход, выход, координация)  В   течение   года     ученики   должны   сыграть   2   разнохарактерные пьесы:   (   одноголосную   и   двухголосную)   –   контрольное   занятие   в   конце   полугодий.   Примерный репертуар для контрольных уроков или публичных          ­ К. Вебер Хор охотников.         ­ Э. Градески  Регтайм  «Мороженое» выступлений. Третий класс (третий год обучения) 1 час в неделю Продолжается   работа   над   чистым   интонированием   при   игре   в ансамбле (упражнения для выработки чистого интонирования при игре в унисон и при исполнении 2­х и 3­х голосных произведений; изучение позиций при игре в ансамбле (отработка переходов в позиции, выбор наиболее   целесообразной   аппликатуры);   знакомство   с   многоголосием (чистота интонирования, синхронное исполнение штрихов, переходы в позиции в2­х и  3­х голосных произведениях. Выработка умения следить за   нотным   текстом,   вовремя   вступать   в   игру,   развитие   чувства ансамбля; концертные выступления.  В течение года  ученики должны сыграть 2 разнохарактерные пьесы: двухголосную и трехголосную. Контрольный урок   в конце полугодий. Примерный репертуар для контрольных уроков или публичных выступлений. ­ Е. Крылатов Мелодия ­ С. Ярадиер Голубка Четвёртый  класс (четвёртый год обучения) 1 час в неделю Продолжается   работа   над   чистым   интонированием   при   игре   в ансамбле (упражнения для выработки чистого интонирования при игре в унисон и при исполнении 3­х и 4­х голосных произведений; закрепление позиций при игре в ансамбле (отработка переходов в позиции, выбор 8 наиболее   целесообразной   аппликатуры);   чистота   интонирования, синхронное исполнение штрихов, переходы в позиции в 4­х голосных произведениях. Концертные выступления.  В течение года  ученики должны сыграть 3 разнохарактерные пьесы: двухголосную и трехголосную – в конце первого полугодия;  четырехголосную – в конце второго полугодия. Примерный репертуар для зачёта или публичного выступления. ­ П.Чекалов  Возвращение. ­ Pachelbel  CANON. ­ О.Питерсон  Баллада востоку. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом   освоения   программы   является   приобретение обучающимися   следующих   знаний,   умений   и   навыков   в   области ансамблевого исполнительства: ­     развитие   интереса   у   обучающихся   к   музыкальному   искусству   в целом; ­     реализацию     в   ансамбле   индивидуальных   практических     навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;     ­     приобретение     особых   навыков   игры   в   музыкальном   коллективе (ансамбль, оркестр);  ­  развитие навыка чтения нот с листа;  ­  знание репертуара для  ансамбля; ­ наличие навыков репетиционно­ концертной работы;   ­ навыки по решению музыкально­исполнительских задач ансамблевого исполнительства,   обусловленные   художественным   содержанием   и особенностями формы,  жанра и стиля музыкального произведения. IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Основными видами контроля успеваемости являются: ­ текущий контроль успеваемости учащихся ­ промежуточная аттестация ­ итоговая аттестация Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. 9 Текущий контроль  направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление   отношения   к   предмету,   на   ответственную   организацию домашних   занятий,   имеет   воспитательные   цели,   может   носить стимулирующий   характер.   Текущий   контроль   осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. Учитывается:  ­ отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; ­ качество выполнения предложенных заданий; ­ инициативность и проявление самостоятельности на уроке; ­ темпы продвижения. На   основании   результатов   текущего   контроля   выводятся   четверные оценки. Особой   формой   текущего   контроля   является   контрольный   урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.  Промежуточная   аттестация  определяет   успешность развития   учащегося   и   степень   освоения   им   учебных   задач   на определенном   этапе.   Наиболее   распространенными   формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты.  Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.  При   оценивании   обязательным   является   методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.  Участие   в   конкурсах   может   приравниваться   к   выступлению   на контрольных уроках и зачетах.  Переводной контрольный урок проводится в конце 1,2, 3 классов. Он     определяет   качество   освоения   учебного   материала,   уровень соответствия   с   учебными   задачами   года.   В   конце   4   –го   класса проводится зачёт. К зачёту  допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания и планы.            Критерии оценок Для   аттестации   обучающихся   создаются   фонды   оценочных   средств, которые   включают   в   себя   методы   контроля,   позволяющие   оценить приобретенные знания, умения и навыки.   Критерии оценки качества исполнения 10 По   итогам   исполнения   программы   на   прослушивании,   контрольном уроке или зачёте выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 4 Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) Критерии оценивания выступления технически качественное и художественно осмысленное  исполнение, отвечающее всем требованиям на данном  этапе обучения отметка отражает грамотное исполнение с небольшими  недочетами (как в техническом плане, так и в  художественном) исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка,  малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового  аппарата и т.д.  комплекс недостатков, причиной которых является  отсутствие домашних занятий, а также плохой  посещаемости аудиторных занятий отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно   государственным   образовательным   требованиям,   данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от   сложившихся   традиций   того   или   иного   учебного   заведения   и   с учетом   целесообразности   оценка   качества   исполнения   может   быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам В отличие от  другого вида коллективного музицирования  ­ оркестра, где     партии,     как   правило,   дублируются,   в   ансамбле   каждый   голос солирующий,   выполняет   свою   функциональную   роль.   Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, в   обязательной   части   объем   аудиторной   нагрузки   по   предмету «Ансамбль малых форм» составляет 1 час в неделю. Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично  составить план занятий   с   учетом   времени,   отведенного   на   ансамбль   для индивидуального разучивания  партий с каждым учеником.  Педагог   должен   иметь   в   виду,   что   формирование   ансамбля     иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении.   При определенных условиях   допустимо участие     в   одном   ансамбле   учеников   разных   классов   (младшие   – 11 средние,   средние  –   старшие).  В   данном   случае   педагогу   необходимо распределить   партии   в   зависимости   от   степени   подготовленности учеников. В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения  нот с листа желательно знакомство учеников с большим  числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное   понимание   учеником   своей   роли     и   значения   своих   партий   в исполняемом произведении в ансамбле. Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику,  штриховую согласованность,   ритмическую   слаженность   и   четкую,   ясную   схему формообразующих элементов. При   выборе   репертуара   для   различных   по   составу   ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию,   обращать внимание   на   сложность   материала,   ценность   художественной   идеи, качество   инструментовок   и  переложений   для   конкретного   состава,  а также     на   сходство   диапазонов   инструментов,   на   фактурные возможности   данного   состава.   Грамотно   составленная   программа, профессионально,   творчески   выполненная   инструментовка   ­     залог успешных выступлений. VI.   Списки   рекомендуемой   учебной   и   методической литературы  Список литературы для педагогов 1.Крепс С. З. Школа игры на скрипке. – М.,1968. 2.Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. – М.,Музгид,1958. 3.Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М.,2004 4.Берлянчик   М.   Основы   воспитания   начинающего   скрипача  –   С   Пб., 2000.. 5.Из опыта воспитатальной работы в ДШИ (методические разработки). Составитель­ С,С,Ляховицкая – М., 1969. 6.Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. – М., Музгиз, 1951. 7.Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М., Музгиз. 1956. 8.Мострас   К.   Изучение   позиций   и   переходов.   Работа   над   гаммами (очерки по методике). – М., Музгиз,1960. 9.Берио Ш . Школа для скрипки: В 3ч. Ч. 1. О механизме: Понятие об  элементарной технике. – М.,1923. 10.Берлянчик   М.М.   К   проблеме   развития   мелодического   слуха   при обучении 1975. 11.Благовещенский И.П. Из истории скрипичной педагогики. – Минск, скрипке.   М.,   – на       игре   12 – –     М.,   образования.   Новосибирск. 1980. 12.   Берлянчик   М.М.   Системность   личностно   –   профессиональных качеств   исполнителя:   К   проблеме   преемственности   в   музыкальном образовании.   Психологические   и   педагогические   проблемы музыкального 1986. 13. Володин А.А. Психологические процессы восприятия музыкальных звуков. 1969. 14.   Выготский   Л.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте: Психологический 1967. 15.   Голубева   Э.А.   Способности   и   индивидуальность.   –   М.,   1993. 16.Григорян   Л.А.   От   трёх   до   семи:   Музыкально­психологическое исследование. 1986. 17.   Зись   А.Я.   Теоретические   предпосылки   синтеза   искусств (Взаимодействие   1978. 18.Мазченко     Ю.   Н.     О   психологической     подготовке   учащихся   к концертному   выступлению   (Проблемы   комплексного   творческого воспитания музыканта­ исполнителя) – Новосибирск, 1984. 19. Учебно­воспитательная работа в струнно­смычковых классах  ДШИ. Методическое пособие./ Сост. А.П. Прозоров. – М., 1981.   и   синтез   искусств).   –   Л., Ереван, очерк.   –   М.,       –       Список литературы для детей 1. Пархоменко О., Везельдис. Школа игры на скрипке.­ Киев, 1987. 2. Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке .­М., 1989. 3. Юный скрипач. Вып. 1. – Ростов­на­Дону, 1997. 4. Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 2. Составитель Захарьина Т. Л., 1966 5. Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. 2; 3­5 класс ДМШ – М., 1963. 6. Популярная музыка, транскрипция для ансамбля скрипачей. Вып.1.­ С.­Пб., 1998. 7. Популярная музыка, транскрипция для ансамбля скрипачей. Вып.2.­ С.­Пб., 1998 8. Торелли Дж. Концерт для двух скрипок. М., 1969 9. Феферман Б. 1 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969 10.   Пьесы   советских   композиторов   для   скрипичного   ансамбля   и фортепиано. Переложение Лепилова Д. М., 1966 11. Юный скрипач. Вып.2. – М., 1985. 12. Юный скрипач. Вып.3. – Ростов­на­Дону, 1997 13. Скрипичные ансамбли. – Киев, 1986. 14.Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. – М., 2002. 15.Пьесы для ансамбля скрипачей, ­ М., 1988. 16.   Металлиди   Ж.   Детский   скрипичный   ансамбль   с   фортепиано. Младшие классы ДМШ. – М., 1980. 13 17. Ансамбли юных скрипачей. Вып.,5. – М., 1981. 18. Ансамбли юных скрипачей. Вып.,6. – М., 1985. Репертуарный список        Д. Шостакович. Хороший день.  Ч.н.п. Пастух В.Моцарт Менуэт Ж.Рамо. Рондо Е. Крылатов Колыбельная Пудовочкин Колечко К. Вебер Хор охотников. Э. Градески  Регтайм  «Мороженое» С Джорлин  Регтайм К. Хачатурян Погоня Д. Гершвин Летний день О. Туссен Ностальгия Сен­Санс Лебедь Е.Крылатов  Ожидание И.С. Бах ­ Гуно  AVE MARIA Шостакович Романс Мусоргский Гопак  Е. Крылатов Мелодия  С. Ярадиер Голубка  П.Чекалов  Возвращение.  Pachelbel  CANON. О.Питерсон  Баллада востоку. Г. Гендель Пассакалия       14

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "СКРИПКА" по учебному предмету "Ансамбль малых форм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017