Дополнительная общеразвивающая программа «Юный химик»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отличительные особенности – курс включает в себя основы научных методов познания как теоритических так и практических. Ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный курс входит в группу предметов познавательного и исследовательского цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Иконка файла материала программа дополнительного образования юный химик.docx
Департамент образования Администрации муниципального образования  город Салехард Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования  Дом детского творчества  Принята на заседании                                                            методического (педагогического) совета  от «____» _____________  20______ г. Протокол № ________________ Утверждаю: Директор МБУ ДО ДДТ _____________________ ФИО «______»_____________ 20_____г. Дополнительная общеразвивающая программа Естественнонаучной  направленности  «Юный химик»  Автор­составитель: Жукова Татьяна Александровна, учитель химии г. Салехард, 2017Пояснительная записка:  Данный курс способствует развитию творческих способностей учащихся, первоначальных понятий химии;  формирует  мировоззренческие понятия: причинно­следственной связи между составом, способом получения и применением пигментов, практические  навыки работы с простейшим химическим оборудованием.  Федеральным закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273­ФЗ) (ст.2,  ст.12, ст.75)    Федеральный закон № 273­ФЗ (ст.12, ст.47, ст.75)    Федеральный закон № 273­ФЗ (п.1,2,3,9 ст.13; п. 1,5,6 ст.14; ст.15, ст. 16;  ст.33, ст. 34, ст.75);    постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных  организаций дополнительного образования детей»  Федеральный закон № 273­ФЗ (п.9, 22, 25, ст 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75);  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 29 августа 2013 г. № 1008  «Об утверждении порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября  2014 г. № 1726­р  «Об утверждении Концепции развития дополнительного  образования  детей»  Федеральный закон № 273­ФЗ (ст.15, ст. 16, ст. 17, ст.75);    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 29 августа 2013 г. № 1008  «Об утверждении порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных  организаций дополнительного образования детей»            Тип программы: развивающий Направленность –    естественнонаучная. Актуальность – понимать сущность и значимость профессии лаборанта, развитие интереса к исследованиям. Все это соответствует  государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентировано на удовлетворение  образовательных потребностей детей и родителей.Отличительные особенности – курс включает в себя основы научных методов познания как теоритических так и практических.  Ведущую  роль играют познавательные ценности, так как данный курс  входит в группу предметов познавательного и исследовательского   цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.  Адресат программы – учащиеся 6­8 классов.  Цель: гармонизация и развитие потенциальных творческих  возможностей одаренного ребенка:  Формировать интерес к образовательной области «химия» и  определить её роль в жизнедеятельности человека, здоровом образе  жизни;  Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию связей между знаниями из разных образовательных областей;  Создавать условия для раскрытия значимости предметных знаний (по химии, биологии, физике, математике) для решения  практических проблем; обеспечение духовно­нравственного, гражданско­патриотического, военно­патриотического, трудового воспитания учащихся;   формирование и развитие творческих способностей обучающихся;    формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;      формирование общей культуры учащихся;   профессиональное самоопределение учащихся;  личностное развитие учащихся;  социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;  выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.  Задачи:        характеризовать вещества и материалы, применяемые в быту, питании; создать целостное представление о связи свойств материалов с их применением и использованием; иметь общие представления об основных методах анализа пищевых продуктов. определять оптимальные средства и методы анализа, природных, промышленных материалов, пищевых продуктов; осуществлять поиски использования информации, необходимой для эффективного выполнения заданий; работать в группе;развивать у учащихся  мотивацию к творческой деятельности, интереса к научной и научно­исследовательской деятельности;   формирование личностных качеств и социально­значимых компетенций;   создание условий для профессиональной ориентации; понимать сущность и значимость профессии лаборанта; сопоставлять полученные результаты эксперимента с требованиями соответствующих нормативных документов на данную  продукцию/материал. Условия реализации программы – при необходимости возможно последующее обучение (2,3­й годы обучения) необходимое кадровое обеспечение программы специалисты в области химии;   материально­техническое обеспечение программы – необходимое лабораторное оборудование для проведения экспериментов;   особенности организации образовательного процесса – практические и теоретические занятия по 2 часа по вторникам и  четвергам в 14­00.  Планируемые результаты – личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения  программы.  Знать:   Правила и нормы охраны труда;  Основные принципы планирования эксперимента;  Правила оформления документации по проведенному эксперимента;  Химические и инструментальные методы анализа веществ;  Химические свойства исследуемых и вспомогательных  веществ. Уметь:  работать с химическими веществами соблюдая технику безопасности  проводить отбор проб и образцов для проведения анализа;  выбирать оптимальный метод анализа химического объекта;  проводить анализ природных, промышленных материалов химическими и инструментальными методами;  проводить математическую обработку результатов анализа, используя информационные технологии для решения  профессиональных задач.Учебный план на 2017­2018 год обучения №п Наименование раздела, темы Вводное   занятие.   Правила   техники   безопасности   при   работе   химической лаборатории при выполнении эксперимента. Количество часов Всего 2 Теория 1 Практика 1 1. 2.1. 2.2. 2.3 2.4. 2.Химическая лаборатория. Химическое оборудование. Практическая работа № 1  Правила   ТБ   при   работе   в   кабинете   химии.  Обращение   с   кислотами, щелочами,   ядовитыми   веществами.   Меры   первой   помощи   при химических ожогах и отравлениях. Химическая лаборатория. Химическая посуда.  Практическая   работа   №2  Знакомство   с   химической   лабораторией. Лабораторный штатив. Спиртовка. Превращения веществ.  Практическая работа №3 Признаки и условия химических реакций. Состав   веществ.   Чистые   вещества   и   смеси.   Методы   разделения   смесей. Практическая работа № 4 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита». 2 3 4 4 ­ 1 1 1 2 2 3 32.5. 2.6. 2.7. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения –  индикаторы. Практическая работа №5 «Испытание индикаторами  растворов соды, мыла, лимонной кислоты» Практическая   работа   №6  «Испытание   индикаторных   свойств   соков, отваров, варенья». Состав   пищевых   продуктов   питания.  Практическая   работа   №7 «Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах». Виды весов. Правила взвешивания. Практическая работа №8. Взвешивание различных веществ и материалов на различных весах. Объем вещества.  Практическая работа №9.  Измерение объема жидких и твердых веществ.  Органолептические исследования соковой продукции. Водородный   показатель   –   как   показатель   кислотности   среды. Практическая работа№10 Определение водородного показателя образцов сока   с   помощью   универсального   индикатора   и   рН­датчика   цифровой лаборатории.  Природные   красители.  Практическая   работа   №11. антоцианов (красителей красного цвета) в соковой продукции. Природные   красители.  Практическая   работа   №12. каротиноидов: красителей желтого и оранжевого цвета. Анализ полученных результатов работы с соковой продукцией. Составление рекомендаций. Оформление результатов работы и составление   презентации с описанием работы. Определение качественного состава шоколада по информации на упаковке.  Определение  Определение 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 Практическая работа №13. Органолептическая оценка шоколада по шкале согласно ГОСТ 31721­2012. Практическая   работа   №   14.  Определение   присутствия   посторонних примесей в шоколаде (мучнистых или крахмалистых веществ). Анализ   полученных   результатов   работы   с   шоколадом.   Составление 4 4 4 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3рекомендаций. 4.5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 6.1. Оформление результатов работы и составление   презентации с описанием работы. Изучение   продуктов   питания,   содержащих   в   своем   составе   витамин   С (аскорбиновую кислоту). Свойства   «чистой»   аскорбиновой   кислоты.   Физиологическое   действие аскорбиновой кислоты на организм человека. Практическая работа №15. Изучение физико­химических свойств аскорбиновой кислоты. Практическая   работа   №16.  Анализ   продуктов   питания   на   содержание витамина С. Практическая   работа   №17.  Количественный   анализ   содержания аскорбиновой   кислоты   в   различных   продуктах   питания   путем титрометрического анализа. Практическая работа №18.  Определение практического (по результатам титрометрических   испытаний)   содержания   аскорбиновой   кислоты   в исследуемых продуктах питания. Анализ   полученных   результатов   работы   с   шоколадом.   Составление рекомендаций. Оформление результатов работы и составление   презентации с описанием работы. Представление результатов работы, презентаций 4 4 4 4 5 4 4 4 3 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 4 3 3 3 ­ Резерв  7 Актированные дни, праздничные дни, карантин, курсы, иное.  Содержание   образовательной программы Раздел 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе химической лаборатории при выполнении эксперимента. Теория: основные правила техники безопасности при работе химической лаборатории при выполнении эксперимента.Практика: работа со спиртовкой, химической посудой Раздел 2.Химическая лаборатория. Химическое оборудование. Теория: Правила ТБ при работе в кабинете химии. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Химическая лаборатория.  Химическая посуда. Превращения веществ: признаки химических реакций. Состав веществ. Чистые вещества и смеси. Методы разделения  смесей. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Состав пищевых продуктов питания. Виды  весов. Правила взвешивания. Объем вещества. Практика: Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Лабораторный штатив. Спиртовка. Признаки и условия химических  реакций. Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси  песка и железных опилок при помощи магнита.  Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты. Испытание  индикаторных свойств соков, отваров, варенья. Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах. Взвешивание различных  веществ и материалов на различных весах. Измерение объема жидких и твердых веществ. Раздел 3. Анализ соковой продукции Теория: Органолептические свойства веществ и материалов. Водородный показатель. Кислотность среды. Природные и искусственные  красители. Практика: Определение водородного показателя образцов сока с помощью универсального индикатора и рН­датчика цифровой лаборатории. Определение антоцианов (красителей красного цвета) в соковой продукции. Определение каротиноидов: красителей желтого и оранжевого  цвета. Анализ полученных результатов работы с соковой продукцией. Составление рекомендаций. Оформление результатов работы и  составление  презентации с описанием работы. Раздел 4. Анализ шоколада Теория: качественный состав, качественные реакции, определение крахмала. Белки, жиры, углеводы. Практика: Определение качественного состава шоколада по информации на упаковке. Органолептическая оценка шоколада по шкале  согласно ГОСТ 31721­2012. Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде (мучнистых или крахмалистых веществ). Анализ  полученных результатов работы с шоколадом. Составление рекомендаций. Оформление результатов работы и составление  презентации с  описанием работы. Раздел 5. Анализ продуктов питания на содержание витамина С Теория: понятие «физиологическое»  действие;  аскорбиновая кислота; количественный состав; титрометрические методы анализа,Практика: Изучение продуктов питания, содержащих в своем составе витамин С (аскорбиновую кислоту). Свойства «чистой» аскорбиновой  кислоты. Физиологическое действие аскорбиновой кислоты на организм человека. Анализ продуктов питания на содержание витамина С.  Количественный анализ содержания аскорбиновой кислоты в различных продуктах питания путем титрометрического анализа. Определение  практического (по результатам титрометрических испытаний) содержания аскорбиновой кислоты в исследуемых продуктах питания. Анализ  полученных результатов работы с продуктами, содержащими витамин С. Составление рекомендаций. Раздел 6. Контрольные и итоговые занятия Теория: требования к оформлению работ, презентаций. Практика: работа по оформлению текста, тезисов работы и презентации. Год обучения Дата начала обучения Дата окончания Всего учебных недель Количество учебных Режим занятий  Календарный учебный график по программе 1  год 2 октября 2017 обучения по программе 30 мая 2018 30 недель 30 4 часа в неделю (по 2 часа вторник, четверг) Требования к уровню освоения  дополнительной общеразвивающей программы Уровень освоения Показатели Целеполагание Требования к результативностипрограммы Стартовый   (ознакомительный)  уровень Срок  реализации 1­2 года Максимальный  объем  программы До 144 часов    освоения программы ­  Освоение прогнозируемых  результатов программы ­ Презентация результатов на  уровне  образовательной  организации ­ Участие учащихся  в   институциональных  мероприятиях Формирование и развитие творческих  способностей  детей, формирование общей  культуры учащихся; Удовлетворение индивидуальных потребностей  в интеллектуальном, нравственном  совершенствовании, формирование культуры  здорового и безопасного образа жизни,  организация  свободного времени учащихся Создание условий для личностного  самоопределения и самореализации;  Развитие у учащихся интереса к научно­ исследовательской деятельности; творческим  видам деятельности  создание условий для профессиональной  ориентации;