Отличительные особенности – курс включает в себя основы научных методов познания как теоритических так и практических. Ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный курс входит в группу предметов познавательного и исследовательского цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Департамент образования Администрации муниципального образования
город Салехард
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
от «____» _____________ 20______ г.
Протокол № ________________
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДДТ
_____________________ ФИО
«______»_____________ 20_____г.
Дополнительная общеразвивающая программа
Естественнонаучной направленности
«Юный химик»
Авторсоставитель:
Жукова Татьяна Александровна,
учитель химии
г. Салехард, 2017Пояснительная записка:
Данный курс способствует развитию творческих способностей учащихся, первоначальных понятий химии; формирует
мировоззренческие понятия: причинноследственной связи между составом, способом получения и применением пигментов, практические
навыки работы с простейшим химическим оборудованием.
Федеральным закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273ФЗ) (ст.2,
ст.12, ст.75)
Федеральный закон № 273ФЗ (ст.12, ст.47, ст.75)
Федеральный закон № 273ФЗ (п.1,2,3,9 ст.13; п. 1,5,6 ст.14; ст.15, ст. 16; ст.33, ст. 34, ст.75);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН
2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
Федеральный закон № 273ФЗ (п.9, 22, 25, ст 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»
Федеральный закон № 273ФЗ (ст.15, ст. 16, ст. 17, ст.75);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
Тип программы: развивающий
Направленность – естественнонаучная.
Актуальность – понимать сущность и значимость профессии лаборанта, развитие интереса к исследованиям. Все это соответствует
государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентировано на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей.Отличительные особенности – курс включает в себя основы научных методов познания как теоритических так и практических.
Ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный курс входит в группу предметов познавательного и исследовательского
цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Адресат программы – учащиеся 68 классов.
Цель: гармонизация и развитие потенциальных творческих возможностей одаренного ребенка:
Формировать интерес к образовательной области «химия» и определить её роль в жизнедеятельности человека, здоровом образе
жизни;
Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию связей между знаниями из разных образовательных областей;
Создавать условия для раскрытия значимости предметных знаний (по химии, биологии, физике, математике) для решения
практических проблем;
обеспечение духовнонравственного, гражданскопатриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
формирование общей культуры учащихся;
профессиональное самоопределение учащихся;
личностное развитие учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.
Задачи:
характеризовать вещества и материалы, применяемые в быту, питании;
создать целостное представление о связи свойств материалов с их применением и использованием;
иметь общие представления об основных методах анализа пищевых продуктов.
определять оптимальные средства и методы анализа, природных, промышленных материалов, пищевых продуктов;
осуществлять поиски использования информации, необходимой для эффективного выполнения заданий;
работать в группе;развивать у учащихся мотивацию к творческой деятельности, интереса к научной и научноисследовательской деятельности;
формирование личностных качеств и социальнозначимых компетенций;
создание условий для профессиональной ориентации; понимать сущность и значимость профессии лаборанта;
сопоставлять полученные результаты эксперимента с требованиями соответствующих нормативных документов на данную
продукцию/материал.
Условия реализации программы – при необходимости возможно последующее обучение (2,3й годы обучения)
необходимое кадровое обеспечение программы специалисты в области химии;
материальнотехническое обеспечение программы – необходимое лабораторное оборудование для проведения экспериментов;
особенности организации образовательного процесса – практические и теоретические занятия по 2 часа по вторникам и
четвергам в 1400.
Планируемые результаты – личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения
программы.
Знать:
Правила и нормы охраны труда;
Основные принципы планирования эксперимента;
Правила оформления документации по проведенному эксперимента;
Химические и инструментальные методы анализа веществ;
Химические свойства исследуемых и вспомогательных веществ.
Уметь:
работать с химическими веществами соблюдая технику безопасности
проводить отбор проб и образцов для проведения анализа;
выбирать оптимальный метод анализа химического объекта;
проводить анализ природных, промышленных материалов химическими и инструментальными методами;
проводить математическую обработку результатов анализа, используя информационные технологии для решения
профессиональных задач.Учебный план на 20172018 год обучения
№п
Наименование раздела, темы
Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе химической
лаборатории при выполнении эксперимента.
Количество часов
Всего
2
Теория
1
Практика
1
1.
2.1.
2.2.
2.3
2.4.
2.Химическая лаборатория. Химическое оборудование.
Практическая работа № 1
Правила ТБ при работе в кабинете химии. Обращение с кислотами,
щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при
химических ожогах и отравлениях.
Химическая лаборатория. Химическая посуда.
Практическая работа №2 Знакомство с химической лабораторией.
Лабораторный штатив. Спиртовка.
Превращения веществ.
Практическая работа №3 Признаки и условия химических реакций.
Состав веществ. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей.
Практическая работа № 4 «Методы разделения смесей: фильтрование,
выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение
твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита».
2
3
4
4
1
1
1
2
2
3
32.5.
2.6.
2.7.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения –
индикаторы. Практическая работа №5 «Испытание индикаторами
растворов соды, мыла, лимонной кислоты»
Практическая работа №6 «Испытание индикаторных свойств соков,
отваров, варенья».
Состав пищевых продуктов питания. Практическая работа №7
«Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах».
Виды весов. Правила взвешивания. Практическая работа №8. Взвешивание
различных веществ и материалов на различных весах.
Объем вещества. Практическая работа №9. Измерение объема жидких и
твердых веществ.
Органолептические исследования соковой продукции.
Водородный показатель – как показатель кислотности среды.
Практическая работа№10 Определение водородного показателя образцов
сока с помощью универсального индикатора и рНдатчика цифровой
лаборатории.
Природные красители.
Практическая работа №11.
антоцианов (красителей красного цвета) в соковой продукции.
Природные красители.
Практическая работа №12.
каротиноидов: красителей желтого и оранжевого цвета.
Анализ полученных результатов работы с соковой продукцией. Составление
рекомендаций.
Оформление результатов работы и составление презентации с описанием
работы.
Определение качественного состава шоколада по информации на упаковке.
Определение
Определение
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Практическая работа №13. Органолептическая оценка шоколада по шкале
согласно ГОСТ 317212012.
Практическая работа № 14. Определение присутствия посторонних
примесей в шоколаде (мучнистых или крахмалистых веществ).
Анализ полученных результатов работы с шоколадом. Составление 4
4
4
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3рекомендаций.
4.5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
6.1.
Оформление результатов работы и составление презентации с описанием
работы.
Изучение продуктов питания, содержащих в своем составе витамин С
(аскорбиновую кислоту).
Свойства «чистой» аскорбиновой кислоты. Физиологическое действие
аскорбиновой кислоты на организм человека. Практическая работа №15.
Изучение физикохимических свойств аскорбиновой кислоты.
Практическая работа №16. Анализ продуктов питания на содержание
витамина С.
Практическая работа №17.
Количественный анализ содержания
аскорбиновой кислоты в различных продуктах питания путем
титрометрического анализа.
Практическая работа №18. Определение практического (по результатам
титрометрических испытаний) содержания аскорбиновой кислоты в
исследуемых продуктах питания.
Анализ полученных результатов работы с шоколадом. Составление
рекомендаций.
Оформление результатов работы и составление презентации с описанием
работы.
Представление результатов работы, презентаций
4
4
4
4
5
4
4
4
3
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
4
3
3
3
Резерв 7
Актированные дни, праздничные дни,
карантин, курсы, иное.
Содержание образовательной программы
Раздел 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе химической лаборатории при выполнении эксперимента.
Теория: основные правила техники безопасности при работе химической лаборатории при выполнении эксперимента.Практика: работа со спиртовкой, химической посудой
Раздел 2.Химическая лаборатория. Химическое оборудование.
Теория: Правила ТБ при работе в кабинете химии. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Химическая лаборатория.
Химическая посуда. Превращения веществ: признаки химических реакций. Состав веществ. Чистые вещества и смеси. Методы разделения
смесей. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Состав пищевых продуктов питания. Виды
весов. Правила взвешивания. Объем вещества.
Практика: Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Лабораторный штатив. Спиртовка. Признаки и условия химических
реакций. Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси
песка и железных опилок при помощи магнита. Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты. Испытание
индикаторных свойств соков, отваров, варенья. Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах. Взвешивание различных
веществ и материалов на различных весах. Измерение объема жидких и твердых веществ.
Раздел 3. Анализ соковой продукции
Теория: Органолептические свойства веществ и материалов. Водородный показатель. Кислотность среды. Природные и искусственные
красители.
Практика: Определение водородного показателя образцов сока с помощью универсального индикатора и рНдатчика цифровой лаборатории.
Определение антоцианов (красителей красного цвета) в соковой продукции. Определение каротиноидов: красителей желтого и оранжевого
цвета. Анализ полученных результатов работы с соковой продукцией. Составление рекомендаций. Оформление результатов работы и
составление презентации с описанием работы.
Раздел 4. Анализ шоколада
Теория: качественный состав, качественные реакции, определение крахмала. Белки, жиры, углеводы.
Практика: Определение качественного состава шоколада по информации на упаковке. Органолептическая оценка шоколада по шкале
согласно ГОСТ 317212012. Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде (мучнистых или крахмалистых веществ). Анализ
полученных результатов работы с шоколадом. Составление рекомендаций. Оформление результатов работы и составление презентации с
описанием работы.
Раздел 5. Анализ продуктов питания на содержание витамина С
Теория: понятие «физиологическое» действие; аскорбиновая кислота; количественный состав; титрометрические методы анализа,Практика: Изучение продуктов питания, содержащих в своем составе витамин С (аскорбиновую кислоту). Свойства «чистой» аскорбиновой
кислоты. Физиологическое действие аскорбиновой кислоты на организм человека. Анализ продуктов питания на содержание витамина С.
Количественный анализ содержания аскорбиновой кислоты в различных продуктах питания путем титрометрического анализа. Определение
практического (по результатам титрометрических испытаний) содержания аскорбиновой кислоты в исследуемых продуктах питания. Анализ
полученных результатов работы с продуктами, содержащими витамин С. Составление рекомендаций.
Раздел 6. Контрольные и итоговые занятия
Теория: требования к оформлению работ, презентаций.
Практика: работа по оформлению текста, тезисов работы и презентации.
Год обучения
Дата начала обучения
Дата окончания
Всего учебных недель
Количество учебных
Режим занятий
Календарный учебный график
по программе
1 год
2 октября 2017
обучения по
программе
30 мая 2018
30
недель
30
4 часа в неделю
(по 2 часа вторник,
четверг)
Требования к уровню освоения дополнительной общеразвивающей программы
Уровень освоения
Показатели
Целеполагание
Требования к результативностипрограммы
Стартовый
(ознакомительный)
уровень
Срок
реализации
12 года
Максимальный
объем
программы
До 144 часов
освоения программы
Освоение прогнозируемых
результатов программы
Презентация результатов на
уровне образовательной
организации
Участие учащихся в
институциональных мероприятиях
Формирование и развитие творческих
способностей детей, формирование общей
культуры учащихся;
Удовлетворение индивидуальных потребностей
в интеллектуальном, нравственном
совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни,
организация свободного времени учащихся
Создание условий для личностного
самоопределения и самореализации;
Развитие у учащихся интереса к научно
исследовательской деятельности; творческим
видам деятельности
создание условий для профессиональной
ориентации;