ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов
Оценка 5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

Оценка 5
Образовательные программы
doc
искусство +2
Взрослым
11.10.2019
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов
Дополнительная общеразвивающая рабочая программа по предмету "Труба, тромбон, туба, саксофон" отделения духовых инструментов преподавателя первой квалификационной категории Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Муслюмовская детская школа искусств" Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан. Программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся в возрасте 10-15 лет.
Рабочая программа духовые инструменты.doc
Министерство культуры Республики Татарстан Муниципальное бюджетное   учреждение дополнительного образования   «Муслюмовская детская школа искусств » Согласовано  Заместителем директора МБУ ДО  «Муслюмовская детская школа искусств» __________________ Р.Р.Деникаева Принято решением Педагогического совета  МБУ ДО «Муслюмовская детская школа  искусств» протокол № ___  от «__»____________20___г. Введено в действие: приказом МБОУ ДОД  «Муслюмовская детская школа  искусств»  № 47 ОД от 29.08.2017 Директор  МБУ ДО «Муслюмовская детская школа искусств» ______________    Фаттахова А.Н          ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов срок реализации программы – 5(6)лет Муслюмово 2019 г. 2                                                                               ПРЕДИСЛОВИЕ Дополнительная общеразвивающая рабочая  программа по  специальности  «Духовые   инструменты»  для учащихся МБУ ДО  «МДШИ» составлена в соответствии с требованиями государственного  образовательного стандарта на основе примерных образовательных  программ для детских музыкальных школ и школ искусств одобренной  Республиканским методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и  искусства . Дополнительная общеразвивающая  рабочая  программа по специальности «Духовые   инструменты»  разработана на основе Примерных  учебных планов –«Примерные  учебные планы образовательных программ дополнительного  образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и  ДШИ» (Москва, 2001 г. РЕЦЕНЗИЯ. 3 На программу учебного предмета «Музыкальный  инструмент(труба,тромбон, туба, саксофон, флейта) дополнительной  общеобразовательной рабочей программы в области музыкального  искусства «Духовые инструменты». Программа учебного предмета "Музыкальные инструменты (труба, тромбон,  туба, саксофон, флейта) дополнительной общеобразовательной программы в  области музыкального искусства «Духовых инструментов» составлена в  соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания,  структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной  программы в области музыкального искусства «Духовых инструментов» и  сроку обучения по этой программе утвержденными приказом Министерства  культуры Российской Федерации от 19.11.2013 г №191 – 01 – 39/06 – ГИ . Программа направлена на приобщение к миру музыки через  профессиональное образование, формирование исполнительских умений и  навыков, расширение музыкального и культурного кругозора обучающихся,  развитие их интеллекта, музыкального мышления, эстетических вкусов и  художественной инициативы, формирования общей культуры личности. Программа по учебному предмету "Музыкальные инструменты  (труба, тромбон, туба, саксофон, флейта) значительно расширяет объем учебного времени, и, вместе с тем, предлагает изменение методики преподавания, а также определяет содержание и организацию учебного процесса в условиях обучения детей в школе искусств. Данная программа имеет четкую структуру и включает следующие разделы:  пояснительную записку, содержание учебной дисциплины, требования к  уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему  оценок, методическое обеспечение учебного процесса и списки  рекомендуемой нотной и методической литературы. В пояснительной записке подробно обоснована актуальность и новизна программы. Обучение игре на духовых инструментов (труба, тромбон, туба, саксофон, флейта) рассматривается   как   средство   формирования   и   развития   эстетических воззрений и художественных вкусов детей, приобщения их к миру музыки. Образовательные   технологии   обучения   характеризуются   разнообразными формами   работы:   индивидуальные   занятия,   концертные   выступления, подготовка и участие в концертах, конкурсах и фестивалях. 4 Программа содержит информацию о знаниях, умениях и навыках для каждого года   обучения,  указаны   варианты   экзаменационных   программ   и   репертуар. Выделены основные формы контроля, система оценок результата обучения. В программе дан обширный репертуарный список, включающий стилистически разнообразные   произведения,   а   также   учитывающий   варианты   уровня   Программа   тщательно профессиональной   подготовки   обучающихся. продумана, выстроена,   имеет логическую последовательность, грамотный язык изложения.   профессионально     Программа учебных предметов (труба, тромбон, туба, саксофон, флейта) дополнительной   общеобразовательной   программы   в   области   музыкального искусства   «Духовых   инструментов»   является   методическим   пособием   для преподавателей детской школы искусств и может быть рекомендована для реализации в учебном процессе Детской школы искусств.    Рецензент:  ____________ Заместитель директора по учебно­ воспитательной работе,  преподаватель  высшей категории МБОУ  ДОД  «Муслюмовской детской школы искусств» Р.Р.Деникаева 5  Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка ­Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в   образовательном процессе; ­Срок реализации учебного предмета; ­Форма проведения учебных аудиторных занятий; ­Цели и задачи учебного предмета; ­Обоснование структуры программы учебного предмета; ­Методы обучения; ­Описание материально­технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета ­Примерный учебный план; ­Содержание программы; Требования к уровню подготовки обучающихся III. IV. Формы и методы контроля, система оценок ­Система оценки результатов учебной работы ­Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса ­Условия реализации программы ­Организационно­административные условия; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы ­Список рекомендуемой нотной литературы; ­Список рекомендуемой методической литературы; Пояснительная записка 6 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Данный   программа   создана   на   основе   личностно   ориентированных, деятельностно­ориентированных   и   культурно   ориентированных   принципов, сформулированных в  Федеральных государственных требованиях к минимуму содержания,   структуре   и   условиям   реализации   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программы   в   области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой   программе,   основной   целью   которой   является   формирование функционально   грамотной   личности,   готовой   к   активной   деятельности   и непрерывному   образованию   в   современном   обществе,   владеющей   системой музыкальных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических   жизненных   задач,   руководствуясь   при   этом   идейно­ нравственными,   культурными   и   этическими   принципами,   нормами   поведения, которые формируются в ходе учебно­воспитательного процесса. Данная   программа   учитывает   возрастные   и   индивидуальные   особенности обучающихся и направлена на:   выявление   одаренных   детей   в   области   музыкального   искусства   в раннем детском возрасте;  создание   условий   для   художественного   образования,   эстетического воспитания, духовно­нравственного развития детей;  приобретение   детьми   знаний,   умений   и   навыков   игры   на   духовых инструментах   (флейта,   гобой,   кларнет,   валторна,   труба,   саксофон, фагот, туба, тромбон) и ударных инструментах;  приобретение   детьми   умений   и   навыков   сольного,   ансамблевого   и (или) оркестрового исполнительства;  приобретение детьми опыта творческой деятельности;  овладение   детьми   духовными   и   культурными   ценностями   народов мира;  приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям духового и (или) эстрадно­джазового оркестра; Программа  разработана с учетом:   обеспечения   преемственности   программы   «Духовые   и   ударные инструменты»   и   основных   профессиональных   образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;   сохранения   единства   образовательного   пространства   Российской Федерации в сфере культуры и искусства.  7 Программа ориентирована на:   воспитание   и   развитие   у   обучающихся   личностных   качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;   формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;   формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;  Срок реализации учебного предмета. Возраст обучающихся.     Возраст обучающихся –от 9 до 17 лет Срок реализации программы – 5(6) лет Весь образовательный процесс можно разделить на три этапа: 1.Обучение основам игры духовых инструментах 2.Развитие творческих исполнительских способностей 3.Cамостоятельная работа учащихся над произведением.    Форма  занятий. Основной формой проведения учебных занятий является урок, проводимый в   форме   индивидуального   занятия   педагога   с   учеником.   На   освоение   курса отводится по два урока (45 минут) в неделю. Форма занятий индивидуальные ,а так же игра в ансамбле, концертные выступления, конкурсы, отчетные концерты, технические зачеты, прослушивания, экзамены, академические концерты. В результате обучения ребёнок должен: 1.Уметь   грамотно   выразительно   и   технически   свободно   исполнять произведения различных жанров, как сольно так и в ансамбле; 2.Читать нотный текст с листа 3.Обладать развитым музыкально­эстетическим вкусом, знаниями в области музыкального искусства. Успеваемость   учащихся   по   специальности   духовые   инструменты учитываются на различных выступлениях: 1.контрольных уроках 2.академических концертах 3.экзаменах 4.конкурсах 5.прослушиваниях и т.д 7 В течение учебного года все учащееся со 2го по 5(6) класс должны иметь не менее 3х публичных  выступлений за которые получают оценку: Зачет в конце I полугодия Переводной зачет в конце II полугодия Технический зачет Цели и задачи учебного предмета. Цели   программы   обучения   игре   на  духовых   и   ударных   инструментах формулируются   с   учетом   федеральных   государственных   требований, определяющих направленность образовательной программы, а именно:   создание   условий   для   художественного   образования,   эстетического воспитания,   духовно­нравственного   развития   детей  с   учетом возрастных и индивидуальных особенностей;  овладение   детьми   духовными   и   культурными   ценностями   народов мира,   развитие   музыкально­творческих   способностей   учащихся, образного   и   ассоциативного   мышления,   фантазии,   эмоционально­ эстетического   восприятия   действительности   в   процессе   обучения исполнительским навыкам игры на духовых и ударных инструментах;  выявление   одаренных   детей   в   области   соответствующего   вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, профессиональные   образовательные программы в области искусств.  реализующие     основные  создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ учащимися школы. Задачи обучения игре на духовых и ударных инструментах: Учебные:  Формировать комплексные музыкальные навыки и умения: владение инструментом,   игра   по   слуху,   транспонирование,   чтение   с   листа, умение аккомпанировать;  научить профессионально и грамотно разбираться в жанрах и стилях изучаемых произведений;  анализировать,   высказывать   собственные   суждения,   выражать   свои впечатления на исполняемую музыку;  изучение художественных возможностей наличного  инструментария. 8 Развивающие:  развивать   исполнительский   интерес,   включаться   в   активную творческую деятельность;  развивать  гармонический   и   мелодический   слух,   чувство   ритма, музыкальная память  развитие мышления, воображения, восприятия;  физическое  развитие (двигательные  навыки, координация  движения, осанка, выносливость). Воспитательные:  воспитание эстетического вкуса;  воспитание чувства ответственности за себя и за коллектив; умения соблюдать все правила поведения в школе; подчиняться требованиям педагогов.  воспитание   усидчивость, целеустремленность,   аккуратность,   собранность,   пунктуальность, доброжелательность);   черт   характера   (трудолюбие,  воспитание   музыкального   вкуса,   самостоятельности   суждений, личностной активности.  формирование общей культуры   личности, обучающихся на основе усвоения  обязательного   минимума     содержания   образовательных программ в области художественно образовательного и эстетического воспитания детей и подростков, их адаптации к жизни в обществе;                          Требования к уровню подготовки обучающихся Содержание программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивает художественно­эстетическое   развитие   личности   и   приобретение   ею художественно­исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. В   процессе   обучения   формируются   следующие   знания,   умения,   навыки, личностные качества:  личностные   качества,   способствующие   восприятию   в   достаточном объеме учебной информации,   приобретение навыков творческой деятельности,   умение планировать свою домашнюю работу,   осуществление   самостоятельного   контроля   за   своей   учебной деятельностью,   умение   давать   объективную   оценку   своему   труду,   формированию навыков   взаимодействия   с   преподавателями   и   обучающимися   в образовательном процессе,   9  уважительное   отношение   к   иному   мнению   и   художественно­   понимание   причин   успеха/неуспеха эстетическим   взглядам, собственной учебной деятельности,   определение   наиболее   эффективных   способов   достижения результата.                           «Духовые и ударные инструменты» Программа 5 летнего обучения по специальности – Саксофон, Первый год обучения   В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные гаммы до 1­го знака;  Арпеджио в тональностях до 1­го знака;  4­6 этюдов и упражнений;  8­10 пьес. В программу переводного зачета входят 2 пьесы.                    1. ."Суда­суда " ,                     2.«Ай былбылым» Т.н.п                    3.  "Василек",                     4."Во поле береза стояла",                    5. "Жили у бабуси", 6."Ах, вы, сени, мои сени"     7. Л. Бетховен «Экосез»                     8. "Зайка" Р.н.п                      9.  "Аллегретто"­ В.А.Моцарт,                     10. "Кукушка" Обр.Комаровского,                      11. "Журавль"                     12. В. Шаинский «Улыбка      13. Ф. Шуберт «Вальс»      14. А. Спадавеккиа «Добрый жук» Второй     год обучения  10 В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные и минорные гаммы до 2­х знаков;  Арпеджио в тональностях до 2­х знаков;  4­6 этюдов и упражнений;  8­10 пьес. Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа. В программу переводного зачета входят 2 пьесы. 1. Д. Шостакович «Хороший день»    А. Хачатурян «Андантино»    Л. Бетховен «Народный танец»     М. Мусоргский «Песня Марфы» из оперы «Ховащина» 2.  Г.Ф. Гендель «Адажио»     А. Стоянов «В цирке»     И. Брамс «Петрушка»     В.А. Моцарт «Деревенский танец» 3. Р. Шуман «Охотничья песенка»     Американская народная песня «Чарли и медведь» Т н.п. «Апипа»     Дж. Леннон – П. Маккартни «Вчера» Третий     год обучения   В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные и минорные гаммы до 3­х знаков;  Арпеджио в тональностях до 3­х знаков;  4­6 этюдов и упражнений;  8­10 пьес (включая ансамбли). Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа. В программу переводного зачета входят 2 пьесы или1 крупная форма 1.  Г. Гендель «Гавот с вариациями»     11  И. Стравинский «Ларгетто»     В. Тарнопольский «Шутливый диалог» 2. Ж. Бизе «Менуэт»    Р. Яхин «Кузлэр тик сине генэ эзли»    П. Чайковский «Полька» 3. П. Дюбуа «Маленький балет»    В. Соловьев­Седой «Подмосковные вечера»    К. Хала «Фокстрот»  М. Раухвергер «Танец» Четвертый     год обучения  В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные и минорные гаммы до 4­х знаков;  Арпеджио в тональностях до 4­х знаков;  4­6 этюдов и упражнений;  8­10 пьес;  4­6 ансамблей. Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа. В программу переводного зачета входят 2 пьесы или1 крупная форма         1. Ф. Куперен «Дилижанс»     Р. Еникеев «Ариетта»     А. Цфасман «Озорная девчонка»     А. Розов «В подражание Бенни Гудпмену» 2. А. Розов «Вальс»     Ю. Чугунов «Блюз­марш»     И. Альбенис «Танго»      Р. Видорф «Веселый саксофонист» 3.  Р. Видорф «Мазанетта»       Д. Санелла, Э. Шилкерт «Фокстрот»      Б. Кемпферт «Странники в ночи»      Ф. Лист «Грезы любви» Пятый      год обучения  12 В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные и минорные гаммы до 5­ти знаков;  Арпеджио в тональностях до 5­ти знаков;  4­6 этюдов и упражнений;  6­8 пьес (в том числе и произведения крупной формы);  4­6 ансамблей. Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа. В программу Выпускного экзамена входят:  2 пьесы и 1 крупная форма: Примерные экзаменационные программы 1.  И.С.   Бах   «Сицилиана   и   аллегро»   из   сонаты   №   3  для   флейты   и фортепиано Р. Глиэр «Романс» соч. 45     Р. Еникеев «Юмореска» 2.  Г.Ф. Гендель «Аллегро» из сонаты № 3 для флейты и фортепиано      Т. З. Абреу «Тико­тико»      А. Корелли «Жига» 3.   Largo and Allegro, Opus 2, Nr. 1». For Alto Saxophone with Piano. Benedetto Marcello        Н. Римский – Корсаков «Песнь Шемаханской царицы» Из оперы «Золотой петушок»      Дж. Гершвин «Хлопай в такт» 13 Учебные пособия и репертуарные сборники        1.Р.Мухутдинов, Н.Мухутдинова "Я буду курайстом" Самоучитель игры     на курае. Казань "Ихлас" 2013г.      2.В.Н.Шпак. "Хрестоматия для саксофона­альта" 1­3 год обучения.   "Феникс" 2009г.      3.Р.Мухутдинов,Н.Мухутдинова "Музыкальный родник",Переложение для  курая в сопровождений гармоники­тальян и баяна."Татарское книжное  издание" 2011г.     4.И.Алмазов.Произведения для валторны и фортепиано."Татарское  книжное издание" 2005г.    5.С.Баласанян. "Школа игры на трубе". Издательство музыка Москва 1972г.    6.Ю.Усов. "Школа игры на трубе".Издательство Москва1973г.    7.В.Гурфинкель. "Школа игры на кларнете".Киев 1965г.    8.А.Осейчук. Школа джазовой игры на саксофоне.ч.1 Москва "Советский      композитор" 1991г    9.Хрестоматия для саксофона 1­3 классы. Пьесы. /Сост. М. Шапошникова. – М., 2008.    10.Школа игры на курае И. Алмазов Казань 1998 год в переложении  преподавателей 11.Школа игры на курае Бадретдинов Р.  1999 год в переложении  преподавателей      12.«Первые шаги» Татарские народные мелодии Составитель Ш.Х.  Монасыпов 1985 год                         14                    «Духовые и ударные инструменты» Программа 5(6)летнего обучения по специальности – Труба, туба,тромбон                                               Первый     год обучения  В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные гаммы до 1­го знака;  Арпеджио в тональностях до 1­го знака;  4­6 этюдов и упражнений;  8­10 пьес В программу переводного зачета входят 2 пьесы. Р.н.п. «Коровушка» Н.Мясковский «Весеннее настроение» Б.Барток «Пьеса» Ж.Люлли «Песенка» Ч.н.п «Кукушка» Р.н.п. «Летал голубь сизый» М.Мусоргский Песня Марфы из оперы «Хованщина» В.Моцарт «Аллегретто» А.Комаровский Литовская народная песня Т.н.п. «Айбылбылым»                                                                            Второй     год обучения В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные и минорные гаммы до 2­х знаков;  Арпеджио в тональностях до 2­х знаков  4­6 этюдов;  8­10 пьес Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа. 15        В программу переводного зачета входят 2 пьесы. П.Чайковский «Старинная французская песенка» Ж.Конт «Вечер» М.Глинка «Тирольская серенада» К.Глюк  Мюзетт. Старинный французский танец. В.Моцарт «Деревенские танцы» И.Брамс «Петрушка» А .Гедике «Маленькая пьеса» А.Хачатурян «Андантино» В.Моцарт Марш из оперы «Волшебная флейта» С.Сайдашев «Бибисара»                                          Третий     год обучения В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные   и   минорные   гаммы   в   тональностях   до   3­х   знаков включительно;  Арпеджио в тональностях до 3­х знаков;  4­6 этюдов и упражнений;  8­10 пьес (включая ансамбли) Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого   музицирования,   навыков   чтения   с   листа   и   знанием музыкальной терминологии. В программу переводного зачета входят 2 пьесы или 1 крупная форма.     Н.Римский­Корсаков Ария Марфы из оперы «Царская невеста» К.Глюк Мюзетт из оперы «Армида» К.Сен­Санс «Лебедь» 16 А.Аренский «Вальс» А.Лядов «Прелюдия» И.Бакланова «Романс» А.Алябьев «Соловей» В.Косенко «Мазурка» К.Вебер «Сонатина»                                          Четвертый     год обучения В течение учебного года учащийся должен пройти:  Мажорные и минорные гаммы до 4­х знаков  Арпеджио в тональностях до 4­х знаков;  4­6 Этюдов и упражнений;  8­10 пьес;  4­6 ансамблей Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа.          В программу переводного зачета входят 2 пьесы или 1 крупная форма В.Фрескобальди «Куранта» В.Косенко «Мелодия» И.Гайдн «Серенада» И.С.Бах «Полонез» Г.Гендель «Ларго» В.Беллини Отрывок из оперы «Норма» А.Вивальди «Жига» В.Моцарт «Немецкий танец» В.Моцарт «Каватина» И.Гайдн «Серенада» С.Майкапар «Прелюдия – стаккато» Ф.Шуберт «Лендлер» Р.Еникеев «Ариетта» 17                                                Пятый     год обучения В течение учебного года ученик должен пройти:  Мажорные и минорные гаммы до 5­ти знаков  Арпеджио в тональностях до 5­ти знаков;  4­6 этюдов и упражнений;  8­10 пьес ( в том числе и произведения крупной формы);  4­6 ансамблей Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа. В программу переводного зачета входят 2 пьесы или 1 крупная форма                          Примерные экзаменационные программы: Ф.Крамарж «Концерт для кларнета с оркестром» Я .Стамиц «Концерт для кларнета» Р.Вагнер «Адажио» Д.Обер «Жига» А.Ключарев «Фантазия»                                                                                         Учебные пособия и репертуарные сборники. Учебный репертуар ДМШ 3 класс Украина 1981 г. Хрестоматия для кларнета 3­4 классы ДМШ И.Мозговенко Москва 1982 г. Учебный репертуар ДМШ Кларнет 2 класс Украина 1985 г. Хрестоматия кларнетиста И.Мозговенко,В.Блок Москва 1976 г. А.Гурфинкель Этюды для кларнета выпуск 3 С.В.Розанов школа игры на кларнете 18 И.Галкин «Юный кларнетист» пособие 1­5 класс ДУШ тетрадь 1,Ленинград  1990 г. Б.Диков Школа игры на кларнете В.Гетман «Азбука кларнетистов» методическое пособие для начинающих  Москва 1991 г. В.Н.Гержев Методика работы с начинающими кларнетистами «Мозаика» пьесы татарских композиторов Казань 1989 г, составитель  Амирханова­Халитова ­ Композиторы Татарстана­детям,составитель Л.Н.Потапова Казань 2000 г. Школа игры на курае И.Алмазов Казань 1998 г. В переложении  преподавателей Школа игры на курае Р.Б.Бадретдинов 1999 г. В переложении преподавателей «Первые шаги» Татарские народные мелодии Ш.Х.Монасыпов 1985 г. Хрестоматия для курая и фортепиано И.Г.Алмазов 2001 г.                                           «Духовые и ударные инструменты» Программа 5 летнего обучения по специальности ­ Флейта                                 Первый год обучения  В течение учебного года учащийся должен пройти :  ­ Мажорные гаммы до одного знака;  ­ Арпеджио в тональностях до г­го знака;  ­ 4­6 этюдов и упражнений;  ­ 8­10 пьес.  В программу входят русские, татарские и др. народные мелодии, а так же произведения разных композиторов: 19 Аниса", "Суда­суда " ,  "Василек",  "Во поле береза стояла", "Жили у бабуси", "Зайка",  "Ах, вы, сени, мои сени"."Туган тел", "Апипа","Аниса", "Как у наших ворот",  "Омегелесем", "Лисичка" "Доброе утро"­А.Самонов, "Песня" С.Алескеров.  "Аллегретто"­ В.А.Моцарт, "Кукушка" Обр.Комаровского, "Журавль"  Вас.Калинник .Р.н.п. Как под горкой,под горой .Б.н.п. Перепелочка Шуман Р.  Песенка Бах И. Песня Бетховен Л. Немецкий танец Кабалевский А. Маленькая полька Люлли Ж. Гавот Музаффаров Капельки Шуберт Ф. Вальс  Р. Еникеев «Туган тел».  Ю.Усов Этюд №1,№2 Ю.Усов Этюд №3,4 С.Баласанян Этюд №1,2,3 Второй год обучения  В течение учебного года учащийся должен пройти :   ­ Мажорные и минорные гаммы до 2­х знаков;  ­ Арпеджио в тональностях до 2­х знаков;  ­ 4­6 этюдов и упражнений;  ­ 8­10 пьес.  Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа.  В программу входят русские, татарские и др. народные мелодии, а так  же произведения разных композиторов: "Сандугач­алмагач", "Матур булсын", "Уракчы кыз", "Не летай соловей",  "Сенакос", "Ай, на горе дуб,дуб"."По малинам в сад пойдем", "Сенокос", "По  малину в сад пойдем". "Петрушка"­И.Брамс, "Песня"­Д.Кабалевский, "Татарская песня"­Обр.А.Т.Гречанина, "Пьеса"­И.С.Бах, "Песенка"­И.  Гайдн, "Песенка"­Ж. Люлли, "Детская песенка"­Н.Римский­Корсаков. Русские,  татарские и др. народные мелодии:   "Сурок"­Л.Бетховен, "Тень­тень"­В.Калинников, "Вальс"­Ф.Шуберт,  "Менуэт"­Г.Гендель. Ю.Усов Этюд №9,10,11,12Гайдн Й. Менуэт ,Чайковский П. Вальс  «Сладкая грёза» Вивальди А, «Зима» (фрагмент из концерта) Шуман Р.  «Веселый крестьянин», «Смелый наездник» Бакланова Н. «Хоровод»  Гречанинов А,«Грустная песенка» Хачатурян А. Андантино, Шостакович Д.  Вальс­шутка   20 С.Баласанян Этюд №4,5,6 Ю.Усов Этюд №5,6,7,8 С.Баласанян Этюд №7,8,9 Третий год обучения  В течение учебного года учащийся должен пройти:  ­   Мажорные   гаммы   до   трех   знаков   в  медленном   темпе  (четвертями, восьмыми);  ­ Арпеджио в тональностях до 3­х знаков;  ­ 4­6 этюдов и упражнений;  ­ 8­10 пьес.  В программу входят русские, татарские и др. народные мелодии, а так же  произведения разных композиторов: "Тан алды", "Сарман", "Бормалы су", "Бишле бию", "Оч дус биюе", "Арча",  "Мослим", "Аннушка""Кария­Закария", "Светит месяц", "Субботея", "Галиябану", "Сабантуй", "Ой на горе жнеци жнуть". "Катюша"­М.Блантер, "Немецкий танец"­Л.Бетховен, "Скок­поскок"­ Б.Барток, "Сурок"­Л.Бетховен, "Скерцино"­В.Косенко, "Чешская народная   песня"­ Обр.В.Неедлы. "Ария"­Г.Гендель, "Старый дом"­И.С.Бах "Марш"Ф.Э.Бах, "Майская песня"­В.Моцарт, "Песня скитальца."­Б.Барток,  "Пастораль"­Дж.Перголизи.Мари­Анье Савиньи «Воздушные гимнасты» К.  Гулонэ «Фокусник» Бах К.Ф.Э. Рондо Гендель Г. Жига Мендельсон Ф. Песня  без слов Бетховен Л. Немецкий танец Верстовский Вальс Гендель Г. Гавот  Музаффаров М. «Напев»  С.Баласанян Этюд №10,11,12,13 Ю.Усов Этюд №13,14,15,16 Ю.Усов Этюд №17,18,19,20 Четвертый год обучения В течение учебного года учащийся должен пройти:  ­ Мажорные и минорные гаммы до 2­х знаков в две октавы;  ­ Арпеджио в тональностях до 2­х знаков;  ­ 4­6 этюдов и упражнений;  ­ 9­10 пьес.  Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа.  В программу входят  русские, татарские и др. народные мелодии, а так же произведения разных композиторов:  "Райхан", "Ай былбылым", "Эй,дубыр­дубая","Бэрмэнчек". 21 Прокофьев С. Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»Лядов А. Прелюдия Дворжак, А. Юмореска ,Жиганов Н. «Мелодия»,"Старинная французкая   песенка"   П.Чайковский,   "Песня   без   слов"   С.Прокофьев, "Кайту"   Батыр­Болгари,   "Колыбельная"   Бланте,   "Ариетто"   Р.Еникеева, "Шарманщик поёт" П.Чайковский, "Тирольская серенада"Ж.Конт, "Мне грустно" Т.Уоллер, "Хэлло­Долли" Дж.Герман. Пятый год обучения В течение учебного года учащийся должен пройти:  ­ Мажорные и минорные гаммы в тональностях до 3­х знаков в две октавы в умеренном движении;  ­ Арпеджио в тональностях до 3­х знаков;  ­ 4­6 этюдов и упражнений;  ­ 8­10 пьес (включая ансамбли).  Педагог   должен   систематически   работать   над   развитием   навыков ансамблевого музицирования и навыков чтения с листа.  В программу входят  русские, татарские и др. народные мелодии, а так же произведения разных композиторов:  "Эрбет",   "Шук   егетлэр",   "В   ритмах   тальянки",   "Илчьче   бага", "Салкын чишмэ", "Бэйрэмдэ", "Жидегэн чишмэ" С.Садыйкова, "Сонатина" В.Моцарт, "Сонатина" К.Вебер,   "Черный   и   грустный"   Т.Уоллер,   "Когда   святые   маршируют", "Танец"   А.Гедике,   "В   дорогу"   Когон,   "Ариетто"   Еникеев,   "Скерцино" В.Косенко, "Танго" А.Виллолдо, "Карсный сарафан" А.Варламов. Учебные пособия и репертуарные сборники: 1. Жанна   Металлиди.   Волшебной   флейты   звуки:   Пьесы   для   флейты   и фортепиано.­ Санкт­Петербург, изд. «Композитор», 2004;  2. Хрестоматия для флейты 1­3 классы ДМШ.­ Москва, «КИФАРА», 2004;  3. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте.­М., «Музыка», 2004;  4. Хрестоматия для флейты 3­4 классы ДМШ (пьесы, этюды, ансамбли).­М., «Музыка», 2000;  5. Легкие   пьесы   зарубежных   композиторов:   переложение   для   флейты   и фортепиано.­ Санкт­Петербург, «Северный олень», 1993;  6. Платонов Н. Школа игры на флейте.­ М., «Музыка»,2004;  7. Алмазов И. Школа игры на курае. ­ Казань, 1998;  8. Подснежник: альбом популярных пьес переложения для флейты и  22 фортепиано. ­ М ., «Музыка», 1997;  9.Композиторы Татарстана: пьесы для камерных ансамблей. ­ Казань, 2006;  10.Бадретдинов   Р.Б.   Школа   игры   на   курае:   в   переложении   для преподавателей. ­ Казань, 1999;  11. Монасыпов Ш. Первые шаги: тат. нар. мелодии. – 1985.  12. Р.Мухутдинов, Н.Мухутдинова "Я буду курайстом" Самоучитель игры на курае. Казань "Ихлас" 2013г. 13.   В.Н.Шпак.   "Хрестоматия   для   саксофона­альта"   1­3   год   обучения. "Феникс" 2009г. 14. Р.Мухутдинов,Н.Мухутдинова "Музыкальный  родник",Переложение для курая   в   сопровождений   гармоники­тальян   и   баяна."Татарское   книжное издание" 2011г. 15 .И.Алмазов.Произведения для валторны и фортепиано."Татарское книжное издание" 2005г. 16. С.Баласанян. "Школа игры на трубе". Издательство музыка Москва 1972г. 17. Ю.Усов. "Школа игры на трубе".Издательство Москва1973г. 18. В.Гурфинкель. "Школа игры на кларнете".Киев 1965г. 19. А.Осейчук. Школа джазовой игры на саксофоне.ч.1 Москва "Советский композитор" 1991г.  20.Фурманов В.И. "Пьесы для тромбонов и фортепиано" выпуск 1. 1987г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение духовых инструментов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТАМ (труба, тромбон, туба, саксофон, ) Отделение  духовых инструментов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2019