Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
физическая культура +1
Взрослым
19.01.2018
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по направленности является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – индивидуально-ориентированной и групповой;
Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в области физкультуры и спорта, подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, подготовку к поступлению в организации, реализующие профессиональные образовательные программы в указанной сфере, организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
РБ_ПРЕДПРОФ..doc
1 1.0 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по
направленности
функциональному
предназначению – специальной; по форме организации – индивидуально
ориентированной и групповой;
физкультурноспортивной;
является
по
Программа для детскоюношеских спортивных школ (ДЮСШ) по рукопашному бою
(далее РБ) является модифицированной (Типовая: примерная программа спортивной
подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, М.: Советский спорт, 2004г под редакцией Акопян
А.О., Долганов Д.И., Королев Г.А., Найденов М.И., Супрунов Е.П., Харитонов В.И.) и
составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 04.12.2007г № 329ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской федерации;
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" № 273ФЗ
Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки от
24.10.12г № 325;
Федерального государственного стандарта по виду спорта рукопашный бой;
Приказ Минспорта РФ № 1062 от 24.12.14г.
Приказом от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области
физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам"
(зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30530);
Приказом от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение
по дополнительным предпрофессиональным программам в области
физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России
02.12.2013, регистрационный N 30531);
Приказом от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и
осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности
в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России
05.03.2014, регистрационный N 31522).
Типовым положением о дополнительном образовании детей (Приказ
Минобрнауки РФ от 26.06.2012 г № 504)
Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и
психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования
позитивных жизненных ценностей, обучающихся посредством систематических
занятий рукопашным боем.
Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей,
создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование
знаний, умений, навыков в области физкультуры и спорта, подготовку к освоению этапов
спортивной подготовки, подготовку к поступлению в организации, реализующие
профессиональные образовательные программы в указанной сфере, организацию досуга и
формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спорта,
охватывает основные методические положения, на основе которых строится рациональная
единая педагогическая система многолетней спортивной подготовки и обучения в ДЮСШ,
и предусматривает:
преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех
возрастных групп;
2
преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена,
укреплению здоровья, гармоничному развитию всех органов и систем организма;
целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству;
обеспечение всесторонней и специальной физической подготовки;
комплексную систему контроля и анализа состояния подготовленности спортсмена,
так и на этапах возрастного развития.
Настоящая программа содержит нормативнопрограмные и правовые основы,
регулирующие деятельность детскоюношеских спортивных школ и основополагающие
принципы подготовки юных спортсменов.
В процессе разработки содержания настоящей программы использованы нормативные
требования по физической и спортивнотехнической подготовке юных спортсменов,
научнометодические рекомендации по подготовке спортивного резерва.
Учебная программа для ДЮСШ по рукопашному бою рассчитана на 10ти летнее
обучение.
Нормативная часть программы представлена рекомендациями по составу
занимающихся, по содержанию основных видов подготовки, участия в соревнованиях, в
инструкторской и судейской практике по годам и этапам тренировки.
Методическая часть программы включает содержание учебного материала, его
распределения по годам тренировки, рекомендации по методике тренировки при
технической, физической, функциональной и моральноволевой подготовке, организации
медикопедагогического контроля.
1.1 Характеристика вида спорта: рукопашный бой
Рукопашный бой – популярный отечественный вид спорта. Правила и терминология
составлены на русском языке, основами методик тренировок и соревнований являются
отечественные научно обоснованные школы борьбы и бокса.
Привлекательными факторами является зрелищность соревнований, многообразие
технических приемов и действий, в сочетании с обеспечением необходимого уровня
безопасности для здоровья спортсменов.
Рукопашный бой представлен в Единой Всероссийской спортивной классификации в
разделе "Виды спорта, не вошедшие в программу Олимпийских игр".
Данный вид спортивного единоборства является неотъемлемой частью физической
подготовки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов России, поэтому
знакомство с ним служит военнопатриотическому воспитанию молодежи, подъему
престижа военной и государственной службы.
Развитием рукопашного боя в России занимается Общероссийская общественная
организация "Федерация рукопашного боя". В настоящее время она объединяет в себе
региональные отделения в 52 субъектах Российской Федерации. Ежегодно проводятся
Чемпионат и Кубок России, Первенства среди юниоров и юношей, Чемпионаты и
Первенства Федеральных округов, международный и Всероссийские турниры, Чемпионаты
министерств и ведомств.
Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств,
так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств. При
этом рукопашный бой — это комплексный вид единоборства.
Особенностями рукопашного боя как вида спорта являются:
разносторонние требования к физической, технической и тактической
подготовленности спортсменов;
высокая динамика и разнообразная вариативность ситуаций в ходе поединков;
высокие требования к уровню психической готовности спортсменов
(стремлению упорно биться за победу,
уверенностью в силах,
3 уравновешенностью и стабильностью эмоций,
психическую напряженность и поведение).
1.2 Отличительные особенности
умению регулировать
программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование
полученных навыков и расширенное освоение более глубоких приёмов, в течение
10 летнего обучения. Набор обучающихся производится с 10 лет. При помощи
большой игровой практики и различных ОРУ, уже на начальном этапе, обучающийся
постепенно подходят к ранней специализации РБ.
Помимо того, что другие программы, как правило, заканчивают своё обучение на
учебнотренировочном этапе, данная программа продолжает углубленную
специализацию на этапах спортивного совершенствования. А при поступлении
спортсмена в средние и высшие учебные заведения, могут быть переведены на
программу спортивной подготовки (ВСМ – высшего спортивного мастерства).
Учебный план данной программы, составлен исходя из местных (сельских) условий
и рассчитан на 45 недель учебнотренировочных занятий (согласно Уставу школы).
На тренировках дети знакомятся не только с изучением того или иного приема, но и
изучают теоретическую базу (см. в главе теоретическая подготовка). Практические занятия
по программе связаны с использованием необходимого спортивного инвентаря и
оборудования, что также помогает завлечь ребенка к занятиям РБ, и повышает его интерес.
В теоретических занятиях также используется различная видеотехника (просмотр
соревнований и последующий их анализ).
В структуру образовательной программы входят 8 образовательных блоков, каждый
из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не
только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностнопрактического
опыта.
1. Практические занятия (общая физическая подготовка, специальная физическая
подготовка, техникотактическая подготовка)
2. Теоретические занятия
3. Инструкторская и судейская практика
4. Контрольнопереводные испытания
5. Соревновательная практика
6. Восстановительные мероприятия
7. Медицинское обследование
8. Воспитательная работа
На учебнотренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами
Российского РБ, как вида спорта, но и с культурами других народов и стран.
Анализируются и сравниваются основные принципы обучения, как Западных, так и
Восточных школ.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности.
Так, в работе над освоением базовой техники РБ, обучающиеся должны добиваться четкого
исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической
деятельности (соревновательной практике).
Прохождение каждой новой практической темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к
пройденному» и т.д. придают объемность «линейному», последовательному освоению
материала в данной программе.
Обучающийся должен не только грамотно и четко применять полученные знания в
соревновательной практике, но и осознавать саму логику их следования. Нельзя
необдуманно применять то или иное техническое действие на соревнованиях, отработанное
на тренировочном занятии. Все зависит от конкретной ситуации в данный момент. Для
этого очень широко используется такой метод, как «Моделирование соревновательных
4 ситуаций». Данная методика будет описана в разделе по техникотактической подготовке
на различных ее этапах.
Предлагаемая методика, помимо наличия большой игровой практики, и
индивидуального подхода в дифференцировании тренировочных нагрузок заключается еще и
в том, чтобы обучающийся мог сам ставить перед собой наивысшею цель своих занятий этим
видом спорта, т.е. создать отличную мотивацию.
1.3 Специфика организации обучения
Ступенчатость постепенное увеличение физических нагрузок и усвоение
технических
элементов;
Интегрированность тесная связь приемов и методов в рамках многосторонней
целевой подготовки.
Преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех
возрастных групп;
Синтез физиологической, технической, психологической и моральной подготовки;
Комплексная система контроля и анализа состояния подготовленности спортсмена;
Учебный план данной программы на 45 недель учебнотренировочных занятий.
Данная программа может являться основным документом при проведении занятий в
спортивных школах. В отдельных случаях, исходя из местных социальных условий и
наличия материальнотехнической базы, могут быть внесены частные изменения в
содержание данной программы, сохраняя при этом ее основную направленность.
Образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи
программы конкретизированы на каждом этапе спортивной подготовки.
Этих этапов всего три:
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
укрепление здоровья и расширение функциональных возможностей организма
совершенствование показателей физической подготовленности занимающихся
совершенствование уровня освоения базовой техники РБ
привитие норм личной гигиены и самоконтроля
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
(подэтапы: начальной специализации и углубленной специализации)
совершенствование физической и функциональной подготовленности
совершенствование техникотактического мастерства и приобретение
соревновательного опыта
формирование моральноволевых качеств
освоение теоретического раздела программы
ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
совершенствование специальной физической подготовленности
совершенствование техникотактического мастерства (применение ударной и
бросковой техники в различных условиях)
совершенствование динамики спортивнотехнических показателей
достижение высоких результатов выступлений на Всероссийских соревнованиях
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы составляет 1019 лет.
1.4 Возраст обучающихся
5 Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки или перевод на
следующий этап подготовки определяется непосредственно тренерским советом, по
результатам вступительных или контрольнопереводных экзаменов.
На этап начальной подготовки (НП) зачисляются все желающие, не имеющие
медицинских противопоказаний и удачно сдавших контрольные нормативы.
Минимальный возраст для зачисления 10 лет
На учебнотренировочный (УТ) этап, зачисляются практически здоровые
обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе НП не менее 1
года, при условии выполнения ими контрольнопереводных экзаменов по ОФП
и СФП. Минимальный возраст для зачисления 13 лет.
На этап спортивного совершенствования (СС) рекомендуется зачислять
спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата
в мастера спорта России и выполнивших контрольные нормативы по ОФП,
СФП, ТТП. Минимальный возраст для зачисления 16 лет.
Также нужно отметить, что при наличии в школе СОГ, занимающихся по
дополнительным общеразвивающим программам, могут со следующего года
обучения (с 89 лет) перейти на этапы ГНП и УТГ, при условии их физической
и технической подготовленности и сдаче квалификационных экзаменов.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения
определяется с учетом наиболее благоприятных периодов развития физических качеств,
совершенствующихся в данном возрасте (см. таблица № 1).
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств
Таблица № 1
Морфофункциональные
показатели, физические
качества
Рост
Мышечная масса
Быстрота
Скоростносиловые
качества
Сила
Выносливость (аэробные
возможности)
Анаэробные
возможности
Гибкость
Координация
Равновесие
В О З Р А С Т (лет)
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
1.5 Структура системы многолетней подготовки
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 10
лет. Причем на каждом этапе спортивной подготовки имеются свои временные и
возрастные цензы.
Каждый этап состоит из годичных макроциклов. Этап начальной подготовки 3
макроцикла; тренировочный этап 5 макроциклов этап совершенствования спортивного
мастерства – 2 макроцикла. Годичные макроциклы синтезируются из мезоциклов.
6 Мезоцикл тренировочного процесса можно определить, как серию микроциклов разного
или одного типа, составляющую относительно законченный этап подготовки.
Процесс обучения включает следующие типы мезоциклов:
развивающий физический (РФ);
развивающий технический (РТ);
контрольный (К);
подводящий (П);
соревновательный (С);
восстановительный (В);
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
ПЛАНСХЕМА ГОДОВОГО ЦИКЛА
Современное представление о планировании годовых циклов подготовки связано с ее
определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий,
которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный
повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило,
длительность микроцикла составляет одну неделю.
В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято
выделять 6 блоков построения недельных микроциклов:
развивающий физический (РФ);
развивающий технический (РТ);
контрольный (К);
подводящий (П);
соревновательный (С);
восстановительный (В);
Мезоцикл – это структура средних циклов тренировки, включающих относительно
законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы
различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от 2 до 6 микроциклов.
Микроцикл тренировки предполагает три последовательные фазы:
фаза приобретения спортивной формы;
фаза сохранения (относительная стабилизация) спортивной формы;
фаза некоторой утраты спортивной формы.
Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.
На этапах спортивнооздоровительной и начальной подготовки периодизация
учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется
разносторонней физической и функциональной подготовке. На этих этапах подготовки
исключительно важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических
упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую
предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного стереотипа.
Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладевал
основами техники целостных упражнений, а не их отдельных элементов. Такой подход к
обучению двигательным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и
изучению технического, тактического арсенала рукопашного боя.
На учебнотренировочном этапе годовой цикл подготовки включает периоды:
7
подготовительный;
соревновательный;
переходный.
Для спортсменов до 2х лет обучения главное внимание продолжает уделяться
разносторонней физической подготовке,
повышению уровня функциональных
возможностей, дальнейшему расширению арсенала техникотактических навыков и
приемов.
При планировании годовых циклов для спортсменов свыше 2х лет обучения в
подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения
уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на их основе
повышения уровня специальной физической работоспособности.
Продолжительность подготовительного периода 69 недель. Этот период
подразделяется на два типа – общей подготовки и специальной подготовки. Распределение
тренировочных средств осуществляется с помощью недельных микроциклов. В них
предусматривается определенная последовательность и повторяемость занятий разной
направленности и нагрузки.
На первом этапе подготовительного периода ставятся задачи:
повышения уровня общей физической подготовленности, развития силы, быстроты,
выносливости, расширение арсенала двигательных навыков;
овладение основными элементами техники: падениями, самостраховкой, захватами,
ударами, защитами, передвижениями и т.д.;
накопление теоретических знаний.
Для данного этапа характерен достаточно большой объем тренировочной нагрузки.
На втором этапе продолжается развитие физических качеств, совершенствование
техники, изучаются элементы тактики, организуются учебные, учебнотренировочные и
контрольные поединки. Большое внимание уделяется развитию моральных и волевых
качеств.
В соревновательном периоде основная задача – участие в подводящих, контрольных и
основных соревнованиях.
Успешный результат в соревнованиях обеспечивается стабильно высоким уровнем
общей и специальной подготовленности учащихся, поэтому соотношение средств
подготовки должно адекватно соответствовать значимости соревнования (см. табл. № 2).
Вариант построения тренировочного процесса в годовом цикле
с двумя основными соревнованиями (для УТГ и ГСС)
Таблица № 2
I
2
1
II
III
3
4
5
6
7
I
8
II
III
9
10
11
12
I – подготовительный период
II – соревновательный период
III – переходный (восстановительный) период
Примерные схемы недельных микроциклов для УТ этапов подготовки (таблица 3 –
4). Показатели соревновательной нагрузки представлены в таблице № 5.
8 Развивающий физический (РФ) (таблица № 3)
Задачи РФ микроцикла:
повышение уровня ОФП (развитие силы, быстроты, выносливости)
изучение и совершенствование техники рукопашного боя, уделяя особое внимание
комбинациям технических действий
Процентное распределение времени тренировки
по средствам подготовки в РФ микроцикле
Таблица № 3
% времени тренировки
Средства тренировки
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
64
36
100
45
30
25
100
48
42
10
100
+ парная, массаж
Воскресенье
Активный отдых
Развивающий технический (РТ) микроцикл (табл. № 4)
Задачи РТ цикла:
продолжение развития физических качеств
совершенствование техники рукопашного боя в процессе тренировки
совершенствование техники рукопашного боя в условиях учебных и учебно
тренировочных поединков
Процентное распределение времени тренировки по средствам
Таблица № 4
% от времени тренировки
Средства тренировки
Дни недели
подготовки в РТ – микроцикле
Понедельник
Вторник
Среда
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
40
44
16
22
64
14
35
51
14
9 Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
33
67
25
50
25
100
+ парная баня, массаж
Активный отдых
* CорП — соревновательная подготовка
Задачи К микроцикла:
Контрольный недельный К микроцикл (табл. № 5)
контроль функциональной подготовленности
надежность выполнения техникотактических действий в соревновательном режиме.
Процентное распределение времени тренировки по средствам
Таблица № 5
% от времени тренировки
Средства тренировки
Дни недели
подготовки в К – микроцикле
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
ОФП
СП
СорП
15
73
12
80
20
25
60
15
40
60
32
48
20
76
24
Воскресенье
* СорП — соревновательная подготовка
+ парная баня, массаж
Активный отдых
10 Продолжительность этапов спортивной подготовки,
минимальный возраст для зачисления на этапы спортивной подготовки и
минимальное количество обучающихся.
Таблица № 6
Колво
учся в
группе
Требования по
ОФП и тех.
количество
Год
обучения
Максималь
ное
часов в
неделю
подгот.
а
п
а
т
э
е
и
н
а
в
о
н
е
м
и
а
Н
я
л
д
т
с
а
р
з
о
в
й
ы
н
ь
л
а
м
и
н
и
М
я
и
н
е
л
с
и
ч
а
з
К
С
В
Е
м
р
о
н
е
и
н
е
н
л
о
п
ы
В
е
о
н
ь
л
а
м
и
н
и
м
12
10
8
6
5
4
Г Н П
До 1 года
Свыше 1
года
У Т Г
До 2 лет
Свыше 2
лет
До 1 года
Свыше 1
года
Г С С
10
11
12
14
16
18
6
9
12
18
24
28
Выполнение
нормативов
ОФП и СФП
3 юнош.
2 – 1 юнош.
О Ф П
С Ф П
Т Т П
С Ф П
Т Т П
Спортивные
результаты
3 взр. 1
взросл.
1 взрос.
К М С
К М С
М С
Примечание: на спортивнооздоровительном этапе учащиеся от 8 лет, имеющие
необходимый стаж и выполнившие требования для зачисления в ГНП и УТГ, могут быть
зачислены в соответствующие группы со следующего учебного года.
1.6 Режим занятий
Организация учебнотренировочного процесса с обучающимися ведется в течение
всего календарного года. Распределение годовой нагрузки можно увидеть в таблице № 7.
Учебнотренировочные занятия проводятся в соответствии с годовым учебным
планом, рассчитанным на 45 недель учебнотренировочных занятий, непосредственно в
условиях спортивной школы.
Продолжительность одного занятия в группах спортивнооздоровительной
направленности и начальной подготовки не должна превышать 2х академических часов, в
учебнотренировочных группах – 3х академических часов при менее, чем 4х разовых
тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в
неделю – 4х академических часов, а при 2х разовых занятиях в день – 3х академических
11 часов. Рекомендуется проводить учебнотренировочные сборы продолжительностью до 12
дней к областным соревнованиям и до 18 дней к Всероссийским и международным
соревнованиям.
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
Таблица № 7
ГНП
2
405
3
405
1
540
2
540
УТГ
3
810
4
810
5
810
ГСС
1
2
1080
1260
135
135
180
180
270
270
270
360
405
9
3
3
9
3
3
12
12
18
18
18
24
28
4
3
4
3
6
23
6
23
6
3
8
9
23
23
1
270
135
6
3
2
3х2ч
3х3ч 3х3ч 4х3ч 4х3ч
5х2ч
4х3ч
6х3ч
6х3ч
6х3ч
2х2ч
2х2ч
3х2ч
3х2ч
4х2ч
Параметры
Колво часов
в год
Колво
занятий в год
Колво часов
в неделю
Колво
занятий в
неделю
Продолж.
одного
занятия
Вариант
построения
недельного
цикла
12 Г Н П
До 1
года
Свыше
1 года
128
201
80
46
8
2
2
2
2
85
85
10
4
3
2
12
3
До
2х
лет
173
157
157
16
8
7
6
12
4
У Т Г
Г С С
Свыше
2х лет
До 1
года
Свыше
1 года
163
288
288
24
12
7
12
12
4
226
385
385
28
12
8
14
18
4
244
455
455
36
12
8
18
24
8
В процессе занятий
О Ф П
С Ф П
Избранный вид
спорта
Т Т П
Теория
Контрольно
переводные
испытания
Контрольные
соревнования
Инструкторская и
судейская практика
Восстановительные
мероприятия
Медицинское
обследование
Воспитательная
работа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.0 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
НА 45 НЕДЕЛЬ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица № 8
Э Т А П Ы П О Д Г О Т О В К И
№
РАЗДЕЛЫ
И Т О Г О:
270
405
540
810
1080
1260
Многолетнюю подготовку спортсменов целесообразно рассматривать как единый
процесс, как сложную специфическую систему, со свойственными ей особенностями с
учетом возрастных особенностей спортсменов.
Учебный план спортивной подготовки рассчитан на 45 недель занятий
непосредственно в условиях спортивной школы (в учебном году), табл. № 8.
Каждый этап подготовки отражает своеобразие условий жизни и деятельности
спортсмена в различные периоды жизненного пути.
13 Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировок взрослых, не
должна быть ориентирована, в первые годы занятий, на достижение высокого спортивного
результата (ГНП).
В процессе многолетней спортивной подготовки необходимо обеспечить
рациональный режим, личную гигиену, систематический врачебнопедагогический
контроль над состоянием здоровья.
При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности и
школьного учебного процесса.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных
тренировок, учебнотренировочных сборов и соревнований. В течение многолетних
тренировок спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой
и тактикой ведения спортивного поединка, приобрести опыт и специальные знания,
улучшить моральные и волевые качества.
2.1 ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ
Результатом освоения Программ по спортивным единоборствам является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
В области теории и методики физической культуры и спорта:
Физическая культура важное средство физического развития и укрепления
здоровья.
Состояние и развитие рукопашного боя (РБ) в России
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Физиологические особенности и физическая подготовка.
Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Общая характеристика спортивной подготовки.
Планирование и контроль спортивной подготовки.
Основы техники рукопашного боя и техническая подготовка.
Основа тактики и тактическая подготовка.
Спортивные соревнования.
Единая Всероссийская спортивная классификация (ЕВСК).
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в
тренировке, органически связана с физической, техникотактической, моральноволевой
подготовкой, как элемент практических знаний.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность:
вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в
условиях тренировок. Учебный план по теоретической подготовке представлен в таблице
№ 9.
Перечень основных тем для теоретических занятий:
1. Физическая культура важное средство физического развития и укрепления
здоровья.
14 Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей
культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан РФ в их
подготовке к труду и защите Родины. Формы физической культуры (ФК). ФК в системе
образования, во внеклассной и внешкольной работе. Роль ФК в воспитании трудолюбия,
организованности, воли и жизненно важных умений, и навыков. Уголовная,
административная и дисциплинарная ответственность за неправомерное использование
навыков приемов борьбы, в том числе за превышение пределов необходимой обороны.
2. Состояние и развитие рукопашного боя (РБ) в России.
История развития РБ в мире и в России. Достижения спортсменов России на мировой
арене. Спортивные сооружения для занятий РБ и их состояние. Итоги и анализ
выступления сборных команд в соревнованиях по РБ. Союз организации РБ России.
Документы, регламентирующие работу спортивных школ. Права и обязанности
спортсмена.
3. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно
этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе тренировки. Формирование
нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед
коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность,
самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального
возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию.
Идеомоторные, аутогенные и другие методы.
4. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Анатомоморфологические особенности и основные системы организма. Костная
система и ее функции. Физиологические системы организма. Внешняя среда и ее
воздействие на организм и жизнедеятельность человека. Понятие об утомлении и
переутомлении. Причины утомления. Влияние на организм нагрузок разной мощности.
Восстановительные мероприятия в спорте. Биологические ритмы и работоспособность.
Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный
массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
5. Физиологические особенности и физическая подготовка.
Физические качества. Виды силовых способностей: собственносиловые, скоростно
силовые. Строение и функции мышц. Изменения в строении и функции мышц под влиянием
нагрузок. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты
движения. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение
внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями.
Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости, как комплексной способности к освоению
техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Методика
совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
6. Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене и санитарии. Общее представление об основных системах
энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания. Жизненная емкость легких
(ЖЕЛ). Понятие о кислородном запросе и долге. Максимальное потребление кислорода.
Аэробный и анаэробные процессы энергообеспечения. Функции пищеварительного
аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном
питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов.
Примерные нормы пищевых продуктов для суточного рациона юных спортсменов.
Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания,
регулирование веса спортсмена.
Пищевые отравления и их профилактика.
Сердечнососудистая система. ЧСС как показатель напряженности работы сердца.
Гигиеническое значение кожи, уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические
требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня. Значение сна, утренней
15 гимнастики в режиме спортсмена. Рациональное чередование различных видов
деятельности. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков и
наркотиков. Профилактика вредных привычек.
7. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание
организма, его виды. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, при занятиях
спортом, их предупреждение. Пути распространения заболеваний. Меры личной и
общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца,
заболевания органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм
в процессе занятий РБ, оказание первой медицинской помощи при НС. Профилактика
спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировкам и
соревнованиям. Техника безопасности во время занятий в спортивном зале, на спортивной
площадке, на водоемах.
8. Общая характеристика спортивной подготовки.
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и
восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности
периодов тренировки. Единство ОФП и СФП. Понятие о тренировочной нагрузке.
Взаимосвязь постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Основные средства
спортивной подготовки. Методы спортивной подготовки. Игровой метод. Значение
тренировочных и контрольных соревнований. Специализация и индивидуализация в
тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Идеомоторные
средства. Общая характеристика спортивной тренировки спортсменов. Особенности
тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений,
ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение ОФП. Учебно
тренировочное занятие – как основная форма занятий. Самостоятельные занятия: утренняя
гимнастика, индивидуальные задания.
9. Планирование и контроль спортивной подготовки.
Сущность и назначения планирования, его виды. Планирование нагрузки в
макроцикле.
Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль подготовленности.
Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет
в процессе спортивной подготовки. Индивидуальные показатели подготовленности по
годам обучения. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Основные понятия о
врачебном контроле. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период
восстановления. ЧСС, АД, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Стептест, тест Руфье.
Самоконтроль в тренировке. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные
разделы и формы записей. Карты учета тренировочных и соревновательных нагрузок.
Показатели развития. Пульсовая диагностика.
10. Основы техники рукопашного боя и техническая подготовка.
Основные сведения о технике РБ, ее значение для роста спортивного мастерства.
Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники РБ. Анализ
техники изучаемых приемов РБ. Методические приемы и средства обучения технике РБ. О
соединении технической и физической подготовке. Разнообразие технических приемов,
показатели надежности техники, целесообразная вариантность.
11. Основа тактики и тактическая подготовка.
Характеристика подготовительных действий в РБ и основное содержание тактики и
тактической подготовки. Характеристика тактического мастерства. Индивидуальные и
командные тактические действия. Способности, необходимые для успешного овладения
техникой РБ. Определение тактической зрелости. Основные группы тактической
направленности РБ. Характеристика наступательных действий. Содержание действий в
контратаке. Атака – как лучшее тактическое средство единоборства. Наиболее важные
16 аспекты атаки. Основные наступательные средства. Содержание тактических действий на
дальней, средней и ближней дистанциях. Характеристика оборонительных действий.
Методы изучения противника. Методы оценки силы, роста, веса, возраста, характера,
энергетической мощи противника. Упражнения, отражающие реакцию и предполагаемое
действие противника. Анализ тактических взаимодействий. Связь тактической подготовки
с другими сторонами подготовки спортсмена.
12. Спортивные соревнования.
Планирование спортивных соревнований, их организация и проведение. Значение
соревнований для развития РБ. Соревнования – как средство совершенствования
спортивного мастерства.
13. Единая Всероссийская спортивная классификация (ЕВСК).
Основные сведения о ЕВСК. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения
разрядов и званий. Достижения Российских спортсменов в борьбе за мировое первенство.
Условия выполнения требований. Положение о соревнованиях. Ознакомление с планом
соревнований. Правила соревнований. Судейство соревнований. Обязанности членов
судейской коллегии их права.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ (ЧАС)
Таблица № 9
№
тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Итого
Г Н П
Свыше 1 года
1год
Этапы подготовки
У Т Г
Г С С
До 2 лет
Свыше 2
лет
До 1
года
Свыше 1
года
0.5
0.5
1
1
0.5
0.5
1
1
1
1
8
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
0.5
1
1
2
2
1
10
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
12
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
16
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
20
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24
1
2
3
2
4
2
4
4
3
3
28
1
4
4
2
2
4
4
3
4
4
32
1
3
3
6
4
3
4
4
4
4
36
В области общей и специальной физической подготовки:
СИЛА И МЕТОДЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
В группе скоростносиловых видах спорта в ходе ОФП силовая подготовка занимает
6070% общего тренировочного времени.
В группе видов спорта, характеризующихся комплексным проявлением двигательных
качеств (связанных с единоборством), в ходе ОФП силовая подготовка занимает 5060%
общего тренировочного времени
Не вызывает сомнения, что вопросы эффективности скоростной и силовой подготовки
актуальны, как для представителей скоростносиловых видов спорта, так и для
единоборств. Особенностью видов единоборств (ударных) является экстремальный
17 характер соревновательной деятельности, активное противодействие противника и острый
лимит времени для осуществления техникотактических действий, что предъявляет
повышенные требования уровню развития сенсомоторных и скоростносиловых качеств.
Анализ практики РБ или других видов единоборств показывает, что спортивные
достижения спортсмена во многом обусловлено высоким уровнем развития его
специальной работоспособности. Более сильный, более выносливый и быстрый спортсмен
способен повысить концентрацию усилий в требуемый момент и эффективно реализовать
свой технический потенциал в условиях соревнований.
Таким образом, можно заключить, что высокий уровень физических качеств и
функциональной подготовленности спортсмена являются факторами, обуславливающими
использование в соревнованиях рациональной техники и тактики и, тем самым, определяют
рост спортивного мастерства атлета.
Мышечная сила зависит от физиологического поперечника и эластичности мышц,
биохимических процессов, происходящих в них, энергетического потенциала и уровня
техники. Ведущую роль в проявлении мышечной силы играет деятельность ЦНС,
концентрации в волевых усилиях. Все эти стороны силовых возможностей улучшаются и
совершенствуются в процессе тренировки.
Различают силу абсолютную и силу относительную.
Абсолютная сила – проявление максимальной силы (динамической и статической)
мышечными группами при выполнении тех или иных движений.
Относительная сила – проявление максимальной силы в перерасчете на 1 кг веса
спортсмена.
В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий
человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы,
обеспечивающие эти движения, работают в различных движениях. Если, преодолевая
какоелибо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая работа
называется преодолевающей. Мышцы, противодействующей какомулибо сопротивлению,
могут при напряжении, и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В такие
случаи их работа называется уступающей. Преодолевающий и уступающий режимы
работы мышц объединяются названием – динамического.
Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется
При таком сокращении мышцы, зависит не только величина ее
изотоническим.
укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения.
Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без изменения длины
мышц. Такой режим работы называется – изометрическим или статическим, при котором
мышцы проявляют свою максимальную силу.
Классификацию методов силовой подготовки можно увидеть в таблице № 10.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Таблица № 10
Автор и год
В.М. Зациорский 1966г
В.К. Петров 1969г
Название метода
1. Повторных усилий
2. Максимальных усилий
3. Динамических усилий
1. Максимальных усилий
2. Повторных усилий с большой нагрузкой (85% от
максимального)
3. Повторных усилий умереннобольшой нагрузки
(70% от максимального)
18
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по рукопашному бою.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.