Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"
Оценка 5

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—8 кл
08.12.2017
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"
Данная программа предполагает различные смешанные составы ансамблей. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех образовательных музыкальных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра. Данная программа разработана для ансамбля струнных народных инструментов.
Ансамбль.docx
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область  МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Образовательная программа по учебному предмету  АНСАМБЛЬ 2017 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка ­ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; ­ Срок реализации учебного предмета; ­ Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного    учреждения на реализацию учебного предмета; ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий; ­ Цель и задачи учебного предмета; ­ Обоснование структуры программы учебного предмета; ­ Методы обучения;  ­ Описание материально­технических условий реализации учебного предмета; Содержание учебного предмета II. ­ Сведения о затратах учебного времени; ­ Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок  ­ Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  ­ Критерии оценки; ­ Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса ­ Методические рекомендации педагогическим работникам; ­ Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы ­ Учебная литература; ­ Нотная литература для переложений; ­ Ансамбли для смешанного состава; ­ Методическая литература; ­ Учебная литература для балалаечников; 2 I. Пояснительная записка 1.  Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в образовательном процессе Программа   учебного   предмета   «Ансамбль»   разработана   на   основе   и   с учетом   федеральных   государственных   требований   к   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программе   в   области музыкального искусства «Народные инструменты». В   общей   системе     профессионального   музыкального   образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.   В   последние   годы   увеличилось   число   различных   по   составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных. Навыки   коллективного   музицирования   формируются   и   развиваются   на основе   и   параллельно   с   уже   приобретенными   знаниями   в   классе   по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются   в   школьной   учебной   практике,   так   как   не   во   всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра. Успешный   опыт   смешанных   ансамблей   должен   основываться   на творческих   контактах   руководителя   коллектива   с   преподавателями   по специальности. Данная   программа   разработана   для   ансамбля   струнных   народных инструментов.     2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» Реализации   данной   программы   осуществляется   с   4   по   8   классы   (по образовательным программам со сроком обучения 8­9 лет). Вариативная часть предусматривает   ансамбль   с   1­го   класса   по   0,5   урока.   Чем   раньше   ребёнок познаёт ансамбль тем успешнее он в классе специальности. 3.   Объем   учебного   времени,  предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»: 3 Таблица 1 Вид учебной  работы, нагрузки, аттестации Годы обучения Полугодия Кол­во недель Аудиторные  занятия  (обязательная  часть) Аудиторные  занятия  (вариативная  часть) Самостоятельная  работа Максимальная  учебная нагрузка Вид учебной  работы, нагрузки, аттестации Годы обучения Полугодия Кол­во недель Аудиторные  занятия  (обязательная  часть) Аудиторные  занятия  (вариативная  часть) Самостоятельная  работа Максимальная  учебная нагрузка Затраты учебного времени                                 1год 1 15 ­ 2 17 ­ 2 год 4 18 ­ 3 15 ­ 3 год 6 18 ­ 5 15 ­ 4 год 8 18 18 7 15 15 5 год 9 15 15 10 18 18 7,5 8,5 7,5 9 7,5 9 ­ ­ ­ ­ 15 30 18 36 15 30 18 36 Затраты учебного времени Всего часов 6­й год 12 11 15 18 18 15 7­й год 14 13 15 18 18 15 8­й год 15 15 15 16 18 18 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 15 30 18 36 15 30 18 36 15 30 18 36 165 165 330 4 Консультации   проводятся   с   целью   подготовки   обучающихся   к контрольным   урокам,   зачетам,   экзаменам,   творческим   конкурсам   и   другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока ­ 45 минут. 5. Цель и задачи учебного предмета  Цель:  развитие   музыкально­творческих   способностей   учащегося   на   основе приобретенных   им   знаний,   умений   и   навыков   в   области   ансамблевого исполнительства. Задачи:  стимулирование   развития   эмоциональности,   памяти, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;   мышления,  формирование   у   обучающихся   комплекса   исполнительских   навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;  расширение   кругозора   учащегося   путем   ознакомления   с   ансамблевым репертуаром;  решение   коммуникативных   задач   (совместное   творчество   обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);  развитие  чувства  ансамбля  (чувства  партнерства  при игре  в ансамбле), артистизма и музыкальности;  обучение   навыкам  самостоятельной   работы,  а  также  навыкам   чтения   с листа в ансамбле;  приобретение   обучающимися   опыта   творческой   деятельности   и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;  формирование   у   наиболее   одаренных   выпускников   профессионального исполнительского комплекса пианиста­солиста камерного ансамбля. Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность»,   а   также   со   всеми   предметами   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программы   в  области   искусства "Народные инструменты". Предмет   «Ансамбль»   расширяет   границы   творческого   общения инструменталистов   ­   народников   с   учащимися   других   отделений   учебного заведения,  привлекая   к   сотрудничеству   флейтистов,   ударников,   пианистов   и исполнителей   на   других   инструментах.   Ансамбль   может   выступать     в   роли сопровождения   солистам­вокалистам     академического   или   народного   пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей. 5 Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки  игры в оркестре. 6. Обоснование структуры учебного предмета  Обоснованием   структуры   программы   являются   ФГТ,   отражающие   все аспекты работы преподавателя с учеником.  Программа содержит  следующие разделы: ­   сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение  учебного предмета; ­   распределение учебного материала по годам обучения; ­   описание дидактических единиц учебного предмета; ­   требования к уровню подготовки обучающихся; ­   формы и методы контроля, система оценок; ­   методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Выбор методов обучения  по предмету «Ансамбль» зависит от:   возраста учащихся;   их индивидуальных  способностей;  от  состава ансамбля;  от количества участников ансамбля. Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:   ­ словесный (рассказ, объяснение);   ­ метод показа;    ­ частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи). Предложенные   методы   работы   с   ансамблем   народных   инструментов   в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах. 8.   Описание   материально   –   технических   условий   реализации учебного предмета «Ансамбль» Материально   –   техническая   база   образовательного   учреждения   должна соответствовать   санитарным   и   противопожарным   нормам,   нормам   охраны труда.  В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным   инструментам   должно   быть   достаточное   количество 6 высококачественных   оркестровых   русских   народных   инструментов,   а   также должны   быть   созданы   условия   для   их   содержания,   своевременного обслуживания и ремонта.  II. Содержание учебного предмета Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые  в  детских школах искусств  – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.  Ансамбли   могут   быть   составлены     как   из   однородных   инструментов, (только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.  Инструментальный   состав,   количество     участников   в   ансамбле   могут варьироваться. Варианты возможных составов ансамблей: 1. Однородные составы: 1.1. Дуэты  Дуэт домристов – домра малая  I, домра малая II (или  домра малая и домра альт – в старших классах 7, 8);  Дуэт балалаечников – балалайка прима  I, балалайка прима  II;  Дуэт баянистов – баян I, баян II;  Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II;  Дуэт гусляров – гусли  I, гусли II. 1.2. Трио  Трио домристов – домра малая  I, домра малая II , домра альт;  Трио балалаечников – балалайка прима I, II, балалайка альт; балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);  Трио баянистов – баян I , баян II , баян III;  Трио  гитаристов ­ гитара I, гитара II, гитара III;  Трио гусляров  – гусли  I, гусли II, гусли III; 1.3. Квартеты  Квартет  домристов – домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас (в старших классах);  Квартет балалаечников – балалайка прима  I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка бас;  Квартет баянистов – баян I ,баян II, баян III, баян IV;  Квартет гитаристов – гитара  I, гитара II, гитара III, гитара IV;  Квартет гуслей – гусли   I, гусли  II,   гусли  III,   гусли   IV  (при наличии в школе альтовых гуслей гусли IV  заменяются гуслями альт); 7  Квартет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV. 1.4. Квинтеты  Квинтет домристов – домра малая   I, домра малая II, домра альт   I, домра альт II, домра бас (лучше балалайка бас);  Квинтет балалаечников – балалайка прима  I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас (лучше контрабас);  Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян  I, баян  II, баян альт,  баян тенор, баян бас;  Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;  Квинтет гуслей – гусли I, гусли II, гусли III, гусли IV, гусли V (при наличии в школе гуслей альт, гусли V можно заменить на них). 1.5. Секстеты  Секстет домристов  – домра малая  I, домра малая II , домра альт  I, домра альт II, домра бас I, домра бас II;  Секстет балалаечников – балалайка  прима  I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка  контрабас;  Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) – сопрано I, сопрано II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас; Соответственно   по   принципу   прибавления   еще   одного   инструмента   формируются секстет гитаристов и гусляров. 2. Смешанные составы:  2.1. Дуэты:  домра малая, баян;  домра малая, балалайка прима;  домра малая,  гитара;  балалайка прима, гитара;  баян, балалайка прима. 2.2. Трио:  домра малая, балалайка прима, баян;  домра малая, домра альт, баян;  домра малая, балалайка секунда, балалайка бас. 2.3. Квартеты:  домра малая, домра альт, балалайка прима, баян;  домра малая, домра альт, балалайка секунда, балалайка бас;  домра малая, домра альт, домра бас, баян. 2.4. Квинтеты:  домра малая, домра альт, балалайка прима, баян, балалайка бас;  домра малая,  домра альт, домра бас, баян, балалайка прима;  домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас. 8 2.5. Секстеты:  домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас, баян;  домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка контрабас баян;  домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас, балалайка прима, баян. Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.  При   наличии   инструментов   в   учебном   заведении   и   при   наличии   возможно   дублирование   определенных достаточного   числа   обучающихся   партий по усмотрению  руководителя ансамбля.   1. Сведения о затратах учебного времени,   предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Срок обучения – 8 лет Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю. Самостоятельные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю. Объем   времени   на   самостоятельную   работу   определяется   с   учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды  внеаудиторной  работы: ­ выполнение  домашнего  задания; ­ подготовка  к  концертным  выступлениям; ­   посещение     учреждений     культуры     (филармоний,     театров, концертных  залов  и  др.); ­ участие  обучающихся  в  концертах,   творческих  мероприятиях   и   образовательного   деятельности   культурно­просветительской   учреждения  и  др. Предусматривается также вариативная часть – ансамбль дается  с 1­3 кл.  по 0.5 урока. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Требования по годам обучения В   ансамблевой   игре   так   же,   как     и   в   сольном   исполнительстве, требуются     определенные     музыкально­технические     навыки     владения инструментом,  навыки  совместной  игры,  такие,  как:  сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ­ ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в 9 ансамблевой   игре   единство   исполнительских   намерений   и   реализацию исполнительского замысла;  навыки по решению  музыкально­исполнительских  задач ансамблевого   обусловленных   художественным   содержанием   и исполнительства, особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.  Срок обучения – 8  лет Годовые требования (домра) Второй класс    (1 час в неделю) В течение года  ученики должны сыграть 4 пьесы: Конец октября ­ контрольный урок –       1 пьеса по нотам,  Середина декабря  ­ контрольный урок – 1 пьеса наизусть, Начало  марта  ­   контрольный урок   –   1  пьеса по нотам,    Начало  апреля  ­ зачет  –                         1 пьеса наизусть.      Примерный   перечень  музыкальных  произведений,   рекомендуемых для исполнения Пьесы для  дуэта  домр: 1. «Посеяли девки лен». Обр. русской народной песни 2. Мусоргский М.«Поздно вечером сидела». Хор из оперы « Хованщина» 3. Бетховен  Л. «Прекрасный цветок» 4. «Пастушок» Чешская народная песня. Обр. С.Стемпневского 5. Гретри А. «Кукушка» 6. Римский – Корсаков Н.  «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка» 7.  Польдяев В.   «Размышление» Пьесы для  дуэта домр, балалайки: 1. «Веселые гуси» ­ Украинская народная песня. Обр. М Красева 2. «Ходила младешенька»   Обр. русской народной песни  Т. Захарьиной 3. Финская народная песня.  Обр. М.Феркельмана Третий класс  (1 час в неделю) В течение года  ученики должны сыграть 4 пьесы: Конец октября ­ контрольный урок   –       1 пьеса по нотам,  Середина декабря –  контрольный урок  – 1 пьеса наизусть, Начало  марта  ­   контрольный урок   –    1 пьеса по нотам,    Начало  апреля  ­ зачет  –                          1 пьеса наизусть.      2. Примерный  перечень  музыкальных  произведений,  рекомендуемых для исполнения Пьесы для  дуэта  домр: 1.« Как  в лесу, лесочке» Русская народная песня 2. Бейер Ф.   «Быстрый ручеек» 3. Маляров В. «Мультики» 10 4. Тобис Б. «Чеботуха» 5. Моцарт В.А.  «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта» 6. Кригер И. Менуэт Пьесы для  дуэта домр, балалайки: 1. Дербенко Е.  «Котенок», «Раз – два»  из сюиты «Детский альбом» 2. Вебер К.  «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок» 3. Майкапар С.  «Колыбельная», «Маленький командир» из цикла «Бирюльки»  4. Гречанинов А.  «Маленькая сказка» из «Детского альбома» Четвертый класс (1 час в неделю) В течение года  ученики должны сыграть 5 пьес: Конец октября – контрольный урок –       1 пьеса по нотам,  Середина декабря – зачет –                       1 пьеса наизусть, Начало  марта  –   контрольный урок   –   2 пьесы по нотам,    Начало  апреля  – зачет  –                          1 пьеса наизусть.   Пьесы для  дуэта  домр: 1. Мендельсон Ф. – «У колыбели» 2. Рамо Ж. – Менуэт 3. Даргомыжский А. – «Ванька – Танька» 4. «Ты не стой, не стой, колодец». Обр. русской народной песни. А Лядова Пьесы для  дуэта домр, балалайки: 1. Мильман М. «В школе на перемене» 2. Майкапар С.  «Музыкальная шкатулка», «Мотылёк» из Цикла «Бирюльки» 3. Бетховен Л. Менуэт 4. «Тонкая рябина».  Русская народная песня. Обр. А. Шалова Пятый класс (1час в неделю) В течение года  ученики должны сыграть 5 пьес: Конец октября ­ контрольный урок –       1 пьеса по нотам,  Середина декабря – зачет –                      1 пьеса наизусть, Начало  марта  –   контрольный урок   –  2  пьесы по нотам,    Начало  апреля  – зачет  –                         1 пьеса наизусть.   Пьесы для  дуэта  домр: 1. Фибих З. «Поэма» 2.  Пёэрль П.  «Три танца» 3. Корелли А. «В темпе менуэта» 4. Польдяев В.  Гавот 5. Дербенко Е. «Лирическое настроение» 6. Шостакович Д. «Детская полька» Пьесы для  дуэта домр, балалайки: 1. Боккерини Л. Менуэт 2. Люли Ж. Гавот 3. Дербенко Е.  «Вальс снежинок», «Веселая игра» из «Детского альбома» 11 Пьесы для домры и шестиструнной гитары: 1. Янгель Ф.К. «Юля – вальс» 2. Бах И.С. Сицилиана 3. Сор Ф.  Старинный испанский танец Шестой класс (1 час в неделю) В течение года  ученики должны сыграть 6 пьес: Конец октября – контрольный урок –      2 пьесы по нотам,  Середина декабря – зачет –                      1 пьеса наизусть, Начало  марта  –   контрольный урок   –  2  пьесы по нотам,   Начало  апреля  – зачет  –                         1 пьеса наизусть. Пьесы для  дуэта  домр: 1. Корелли А. Гавот из Камерной сонаты 2. Цинцадзе С.   Мелодия Пьесы для  дуэта  домра и балалайка: Куперен Ф.  Рондо. Пьесы для  трио:  домра, балалайка и шестиструнная гитара:  Рамо Ж. Ф.  Тамбурин Пьесы для  трио:  домра, балалайка и баян: Тамарин И. «Музыкальный привет» Пьесы для домры и шестиструнной гитары: Чиполони А. «Венецианская баркарола» Пьесы для домры малой, домры альт  и шестиструнной гитары: Мусоргский М. Раздумье Пьесы для домры малой, домры альт  и фортепиано: Меццакапо Э. Песня гондольера Седьмой класс (1 час в неделю) В течение года  ученики должны сыграть  6 пьес: Конец октября – контрольный урок –       2 пьесы по нотам,  Середина декабря – зачет –                       1 пьеса наизусть, Начало  марта  –   контрольный урок   –   1  пьеса по нотам,     Начало  апреля  – экзамен   –                   2 пьесы наизусть. Пьесы для  дуэта  домр и фортепиано: 1. Корелли А.  «Прелюдия» и «Куранта» из «Камерной сонаты» 2. Петров А. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» 3.Польдяев В.  Хоровод Пьесы для  дуэта  домр и балалайки в сопровождении фортепиано: 1. Тамарин  И.  «Малыш» (Регтайм) 2. Гаврилин В. «Танцующие куранты» Пьесы для домры малой, домры альт  и фортепиано: Меццакапо Е.  «Мини – гавот» 12 Пьесы для домры и шестиструнной гитары: Фюрстенау  К. «Аллегретто» Пьесы для домры малой 1, 2, домры альт и фортепиано: Хачатурян А.  Серенада из спектакля «Валенсианская ночь»  Восьмой класс (1 час в неделю) В течение года  ученики должны сыграть  6 пьес: Конец октября – контрольный урок –       1 пьеса по нотам,  Середина декабря – зачет –                      2 пьесы наизусть, Начало  марта  –   контрольный урок   –  1  пьеса по нотам,    Начало  апреля  – зачет    –                      2 пьесы наизусть. Пьесы для  дуэта  домр и фортепиано:  1.  Онеггер А. Дуэт из «Маленькой сюиты» 2.  Глазунов А. Гавот из  балета « Барышня – служанка» 3.  Цыганков А. « Под гармошку» Пьесы для  дуэта  домр и балалайки: 1. Шишаков Ю.   «Пахал Захар огород» 2. Шостакович Д. Полька­шарманка  Пьесы для  дуэта  домр,  балалайки и фортепиано: 1. Крамер Д. «Танцующий скрипач» 2. Тамарин И.  Каприччио III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:    ­  развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;      ­   реализацию   в ансамбле индивидуальных практических   навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;        ­  приобретение  особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);    ­  развитие навыка чтения нот с листа;    ­  развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;    ­  знание репертуара для  ансамбля;   музыкального коллектива;      ­   повышение мотивации к продолжению   профессионального обучения на инструменте.        ­   наличие   навыков   репетиционно­концертной   работы     в   качестве   члена 13 IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля успеваемости являются:  текущий контроль успеваемости учащихся;  промежуточная аттестация;  итоговая аттестация. Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий   контроль  направлен   на   поддержание   учебной   дисциплины, выявление   отношения   к   предмету,   на   ответственную   организацию   домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий   контроль   осуществляется   регулярно   преподавателем,   оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:  ­ отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; ­ качество выполнения предложенных заданий; ­ инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы; ­ темпы продвижения. На   основании   результатов   текущего   контроля   выводятся   четверные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.  Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и   степень   освоения   им   учебных   задач   на   определенном   этапе.   Наиболее распространенными   формами   промежуточной   аттестации   являются контрольные   уроки,   проводимые   с   приглашением   комиссии,   зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.  Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.  При   оценивании   обязательным   является   методическое   обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.  Участие   в   конкурсах   может   приравниваться   к   выступлению   на академических   концертах   и   зачетах.   Переводной   экзамен   является обязательным для всех. Переводной   экзамен   проводится   в   конце   каждого   учебного   года, определяет   качество   освоения   учебного   материала,   уровень   соответствия   с учебными задачами года.  14 Контрольные   уроки   и   зачеты   в   рамках   промежуточной   аттестации проводятся   в   конце   учебных   полугодий   в   счет   аудиторного   времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.  К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания. По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена   определены   в   локальном   акте   образовательного   учреждения «Положение   о   текущем   контроле   знаний   и   промежуточной   аттестации обучающихся». 2. Критерии оценок Для   аттестации   обучающихся   создаются   фонды   оценочных   средств, которые   включают   в   себя   методы   контроля,   позволяющие   оценить приобретенные знания, умения и навыки.   Критерии оценки качества исполнения По   итогам   исполнения   программы   на   зачете,   академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) Таблица 4 Критерии оценивания выступления технически   качественное   и   художественно осмысленное   исполнение,   отвечающее   всем требованиям на данном этапе обучения отметка   отражает   грамотное   исполнение   с небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном) исполнение с большим количеством недочетов, а  именно: недоученный текст, слабая техническая  подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.    причиной   которых комплекс   недостатков, является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий отражает достаточный уровень подготовки и  исполнения на данном этапе обучения. Согласно   ФГТ,   данная   система   оценки   качества   исполнения   является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть 15 дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды   оценочных   средств   призваны   обеспечивать   оценку   качества приобретенных   выпускниками   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   степень готовности   учащихся   выпускного   класса   к   возможному   продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.  V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам В отличие от  другого вида коллективного музицирования  ­ оркестра, где партии,     как   правило,   дублируются,   в   ансамбле   каждый   голос   солирующий, выполняет   свою   функциональную   роль.   Регулярные   домашние   занятия позволяют   выучить   наиболее   сложные   музыкальные   фрагменты   до   начала совместных репетиций. Согласно учебному плану,  как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки  по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю. Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично   составить план занятий   с   учетом   времени,   отведенного   на   ансамбль   для     индивидуального разучивания  партий с каждым учеником. На начальном этапе  в ансамблях  из трех и более человек рекомендуется репетиции   проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить  использование часов,   отведенных   на   консультации,   предусмотренные   учебным   планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников  к контрольным урокам, зачетам,   экзаменам,   творческим   конкурсам   и   другим   мероприятиям,   по усмотрению учебного заведения. Педагог   должен   иметь   в   виду,   что   формирование   ансамбля     иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении.  При определенных условиях  допустимо участие  в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном   случае   педагогу   необходимо   распределить   партии   в   зависимости   от степени подготовленности учеников. В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим  числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. На   начальном   этапе   обучения   важнейшим   требованием   является   ясное понимание   учеником   своей   роли     и   значения   своих   партий   в   исполняемом произведении в ансамбле. Педагог   должен   обращать   внимание   на   настройку   инструментов,   штриховую правильное   звукоизвлечение,   сбалансированную   динамику,   16 согласованность,   ритмическую   слаженность   и   четкую,   ясную   схему формообразующих элементов. При   выборе   репертуара   для   различных   по   составу   ансамблей   педагог должен   стремиться   к   тематическому   разнообразию,     обращать   внимание   на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и   переложений   для   конкретного   состава,   а   также     на   сходство   диапазонов инструментов,   на   фактурные   возможности   данного   состава.   Грамотно составленная   программа,   творчески   выполненная инструментовка ­  залог успешных выступлений.   профессионально, В   звучании   ансамбля   немаловажным   моментом   является   размещение исполнителей   (посадка   ансамбля).   Оно   должно   исходить   от   акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.   2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Учащийся   должен   тщательно   выучить   свою   индивидуальную   партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого   урока   с   преподавателем   ансамбль   необходимо   вновь   репетировать, чтобы   исправить   указанные   преподавателем   недостатки   в   игре.   Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы   партнеры   по   ансамблю   обсуждали   друг   с   другом   свои   творческие намерения, согласовывая  их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.  VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы 1. Учебная литература Ансамбли   струнных народных инструментов различных составов 1. Азбука домриста Тетрадь 1. Составитель Дьяконова И. М., 2004 2. Азбука домриста Тетрадь 2. Составитель Дьяконова И. М., 2004 3. Азбука   домриста   (трехструнная   домра).   Младшие   классы   ДМШ. Составитель Разумеева Т. М., 2006 4. Ансамбли  для русских народных инструментов. Составитель Шалов А. и Ильин А. Л., 1964 5. Ансамбли  русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1973 6. Ансамбли     русских   народных   инструментов   в   музыкальной   школе. Составитель Дьяконова И. М., 1995 17 7. «Ансамбли  русских народных инструментов». И. Обликин. Дуэты, трио, квартеты домр. Вып.1. М., 2004 8. «Балалайка и домра». Часть 1. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.­ П., 1999 9. «Балалайка и домра». Часть 2. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.­ П., 1999 10.  Городовская   В.   Пьесы   для   ансамблей   малых   домр   в   сопровождении фортепиано. Составитель Тарасова Г. М., 1999 11. Джулиани М. Концертный дуэт для домры и гитары. С­П., 2000 12. Дуэты. Под редакцией Фортунатова К. М., 1972 13. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста №2.  Тетрадь 3. 4­5 классы музыкальной школы. Ансамбли. Составитель Чунин В.  М., 2004 14. Играют ансамбли русских народных инструментов. Вып. 1. 1980 15. «Играем вместе» Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано  и дуэта домра ­ балалайка учащихся ДМШ.  Составители Бурдыкина Н. и Сенин И. Вып. 1. М., Аллегро, 2008 16.  «Играем   вместе»   Пьесы   для   домры   в   сопровождении   фортепиано   и ансамблей   для   учащихся   ДМШ,   ДШИ.   Составители   Бурдыкина   Н.   и Сенин И. Вып. 2. М., Аллегро, 2012 17.  «Играем вместе» Пьесы для ансамблей народных инструментов. ДМШ. М., 2005 18. Играет дуэт «БИС». Пьесы для дуэта домра – балалайка. М., 2002 19.  Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13. М.. 1970 20.  Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М., 1983 21.  Из репертуара квартета русских народных инструментов. « Сказ». М., 1979 22. Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып . 1. М., 1972 23. Инструментальные ансамбли. М., 1978 24. Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973 25. Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973 26. «Легкие дуэты». Составитель Ногарева Ю. С­П., 1999 27. Меццакапо Е. Пьесы для домры. С­П., 2002 28. Напевы звонких струн. Вып. 1. М., 1980 29. Напевы звонких струн. Вып. 2. М., 1981 30. Напевы звонких струн. Вып. 3. М., 1982 31. «От соло до квартета» Пьесы для малой  домры в ансамбле с альтовой домрой, гитарой, баяном. Составитель Потапова А. С­П., 2005 32.  Педагогический   репертуар   для     ансамблей.   Вып.1.   Составитель   и редакция Лачинова А. и Розанова В. М., 1966 18 33.  Педагогический репертуар для   ансамблей. Вып.2.  Составитель Розанов В. М., 1966 34. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). III­ V классы ДМШ. Вып. 2. М..1977 35.  Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). 1­2 классы ДМШ. Вып.3. Составитель Александров А. М., 1981 36.  Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). 1­2 классы ДМШ. Вып.4 Составитель Александров А. М., 1981 37.  Педагогический   репертуар   для     ансамблей   домры   и   гитары.   Средние классы ДМШ и ДШИ. Составители Потапова А., Донских В. С­П., 2002 38.  Произведения  зарубежных  композиторов. Переложение  для скрипки  и гитары Возного В. С–П., 2007 39. Произведения зарубежных и отечественных композиторов. Переложения для   трехструнной   домры   и   фортепиано.  Для   старших   классов   ДМШ. Составитель Потапова Л. К., 2010 40. Пьесы для ансамблей балалаек. Составитель Розанов М. М., 1961 41. Пьесы для ансамблей домр. Вып.1.Составитель Александров А. М., 1961  42. Пьесы для ансамблей домр. Вып.2. М., 1963 43. Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964 44. Пьесы для ансамблей народных инструментов. М.,1961 45. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985  46. Пьесы для ансамблей народных инструментов Составитель  Болдырев И. М.,1962 47. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В. М., 1960 48. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В. 1961 49. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель  Сорокин М., 1963 50. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М.,1964 51. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.6. М.,1965 52. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М.,1967 53. Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964 54. Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965 55. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. М.,1963 56. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов.  Вып. 4. М.,1985 57. Пьесы для ансамблей домр в сопровождении фортепиано М., 2007 58. Пьесы для домры и гитары ДМШ. С­П., 2004 59.  Пьесы   для   дуэта   домр   в   сопровождении   фортепиано.   Составитель Польдяев В.М.. 2010 60. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963 61.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   1. Смешанные ансамбли. М., 1966 62. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 5. Пьесы для шестиструнных гитар. М., 1967 19 63.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   6. Струнные ансамбли. М., 1966 64.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   7. Струнные ансамбли. М., 1967 65.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   7. Струнные ансамбли. М., 1967 66. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8.    М., 1967 67.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып   11. Ансамбли шестиструнных гитар. М., 1968 68.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   13. Струнные ансамбли. М., 1970 69. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 16. М., 1971 70.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   19 Смешанные ансамбли.  Составитель Розанов В. М., 1972 71.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   24. Смешанные ансамбли.  Составитель  Евдокимов  В. М., 1974 72.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   26. Составитель Гаврилов Л. М., 1975 73.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   27. Составитель  Розанов В.  М., 1975 74.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.   29. Составитель  Розанов В.  М., 1977 75. Русский народный ансамбль. М., 1972 76. Сборник пьес. М., 1932 77. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960 78. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.2. М., 1970 79. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.3. М., 1972 80. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.4.М., 1973 81. Смешанные составы ансамблей  русских народных инструментов. Вып.5. М., 1974 82.  Смешанные   ансамбли   русских   народных   инструментов.   Вып.7. Составитель Викторов В., Нестеров В.  М., 1976 83. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.8. М., 1977 84. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.10. М., 1980  85. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.11. М., 1981 86. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.12. М., 1982 87. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.19. М., 1972 88. Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.24. М., 1974 89. Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1.  Составители  Лачинов А., Розанов В. М., 1965 20 90.  Хрестоматия   домриста   (трехструнная   домра).   ДМШ   1­3   классы. Составитель Евдокимов В. М., 1989 91.  Хрестоматия   домриста   (трехструнная   домра)   ДМШ   4­5   классы. Составитель Евдокимов В. М., 1990 92.  Хрестоматия   для   домры   и   фортепиано.   Младшие   классы   ДМШ. Составитель Быстрицкая Л. С­П., 2005 93. Шелков Н. Сборник произведений  для инструментальных ансамблей. М., 1960 94. Шесть пьес для двух балалаек с фортепиано. Л., 1960       5.   Песни   и   пьесы.   Для   мандолины   и   семиструнной   гитары.   Вып.   1. 2. Нотная литература для переложений     1. Дуэты.  Под редукцией Фортунатова К. М., 1967     2. Моцарт В. А. Дуэты для двух флейт. М.,1932     3. Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 1. Составитель Захарьина Т. Л., 1966     4. Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 2. Составитель Захарьина Т. Л., 1966   Составитель Мурзин В. М.,1962      6. Песни и пьесы. Для мандолины и  гитары. Вып. 2. Составитель Гнутов В. М.,1963      7. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 3. Составитель Мурзин В. М.,1964     8. Торелли Дж. Концерт для двух скрипок. М., 1969     9. Феферман Б. 1 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969     10. Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля и фортепиано. Переложение Лепилова Д. М., 1966 3. Ансамбли   русских  народных инструментов смешанного состава     1. Ансамбли   русских  народных инструментов. Вып. 4. М.,1973     2. Ансамбли   русских  народных инструментов. Вып. 5. М.,1974     3. Ансамбли   русских  народных инструментов. Вып. 6. М.,1975      4. Избранные произведения для смешанных ансамблей   русских  народных инструментов. М., 1983      5. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1966     6. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1968     7. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра)      8. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. М.,1977     9. Популярная  музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 2. М.,1979        10.  Популярная  музыка  для  ансамблей русских  народных  инструментов. Вып.3. М.,1980        11.  Популярная  музыка  для  ансамблей русских  народных  инструментов. Вып.4. М., 1981 21 12.  Популярная  музыка  для  ансамблей русских  народных  инструментов. Вып.7. М., 1984     13. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985     14. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю. М., 1960      15. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Иванов Н. М., 1961       16. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А. М., 1962         17. Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель   Марьин А.   М., 1962       18. Пьесы, народные песни  и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961      19. Пьесы, народные песни  и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В.  М., 1963      20. Пьесы, народные песни  и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964      21. Пьесы, народные песни  и танцы. Вып.4. Составитель  М., 1965         22. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963        23. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967        24.Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.12. М., 1967        25. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.13. М., 1970        26. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.19. М., 1971      27. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 20. М., 1972      28. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973        29.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып. 26. Составитель Гаврилов Л.­М., 1975        30.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып. 27. Составитель  Розанов В.  М., 1975        31.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып. 29. Составитель  Розанов В.  М., 1977        32.  Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып. 30. Составитель  Гаврилов Л.  М., 1978   Вып.31.Составитель  Гаценко А.  М., 1978         35.   Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.32. Составитель Розанов В. М., 1979   34.   Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.     22 4.   Каргин   А.   Работа   с   самодеятельным   оркестром   русских   народных         36.   Репертуар   для   ансамблей   русских   народных   инструментов.   Вып.33. Составитель Розанов В.  М., 1981     37. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960      38. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.1. 1969      39. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.5. 1974     40. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.8. 1974      50. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.10.  1980      51. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.11.  1981      52. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.12.  1982  4. Методическая литература     1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986         2.   Демидов   А.   Вопросы   формирования   ансамбля   русских   народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С­ П., 2004      3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987   инструментов М., 1984      5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999   Говорушко П. М., 1975   дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В.  М., 1986         8.   Поздняков   А.   Работа   дирижера   с   оркестром   русских   народных инструментов. Методические указания для студентов  – заочников  отделений народных   музыкальных инструментов  высших учебных заведений  и училищ. М.,1964     9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984     10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985         11.   Ушенин   В.   Работа   со   смешанным   ансамблем   русских   народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984     12. Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005 5. Учебная литература  для балалаечников      1. Альбом балалаечника. Вып. 1. ДМШ. Составители Иншаков И., Горбачев А.М., 2004     2. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 6. М.,1958     3. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 8. М., 1958       6.   Методика   обучения   игре   на   народных   инструментах.   Составитель       7.   Оркестр   русских   народных   инструментов   и   проблемы   воспитания 23 8.   Произведения   русских   композиторов.   Переложение   для   балалайки,         4.   Библиотека   юного   музыканта.   Дуэты   балалаек.   Хрестоматия   для   1­2 классов, Л., 1991      5. Из репертуара народного артиста России Михаила Рожкова. Составитель Шумидуб А.  М., 1997     6. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1971      7. Курченко А. «Детский альбом ля балалайки и фортепиано для учащихся ДМШ и ДШИ». М., 2003   ансамблей и фортепиано. Составители Иншаков И., Горбачев А. М., 2007     9. Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано. Составитель  Андрюшенков Г. С­ П., 2003        10. Шалов А. Русские народные песни. Концертные обработки для дуэта балалаек и фортепиано. М., 1994     11. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 4­5 классы. Составители В. Зажигин, С. Щегловитов. М., 1986     12. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3­5 классы. Составитель  В. Глейхман. М., 2007     13. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3­4 классы. Составители В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев. М., 1960 24

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" Предметная область Музыкальное исполнительство "Ансамбль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2017